Приказ о комиссии внутреннего финансового контроля. Порядок проведения внутреннего финансового контроля

Приказ о комиссии внутреннего финансового контроля. Порядок проведения внутреннего финансового контроля

МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ

ГРАЖДАНКА

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

31.08.2015 __ 136-р____

Санкт-Петербург

О создании комиссии по внутреннему

муниципальному финансовому контролю

В соответствии с частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 99 Федерального закона -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Порядком осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка, утвержденным постановлением Местной администрации Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка -п «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка»:

1. Утвердить Положение о комиссии по внутреннему муниципальному финансовому контролю согласно приложению 1.

2. Создать комиссию по внутреннему муниципальному финансовому контролю согласно приложению 2.

3. Утвердить План контрольных мероприятий согласно приложению 3.

4. Контроль над исполнением распоряжения оставляю за собой.

Глава Местной администрации

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ПО ВНУТРЕННЕМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ

ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ

1. Общие положения

1.1. Комиссия по внутреннему муниципальному финансовому контролю (далее - комиссия) создана и действует в соответствии с Порядком осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка (далее – Муниципальное образование), утвержденным постановлением Местной администрации Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка -п «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка».

1.2. Комиссия осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) дефицита бюджета Муниципального образования, муниципальных унитарных предприятий , муниципальных учреждений учредителями которых является Муниципальное образование, в соответствии с основными задачами и функциями комиссии.

1.3. Комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации , распорядительными документами Правительства Российской Федерации, Санкт-Петербурга, правовыми актами Местной администрации Муниципального образования (далее – Местная администрация) и настоящим Положением.

2. Основные задачи и функции комиссии

2.1. Основными задачами комиссии являются:

осуществление контроля над эффективностью и целевым использованием муниципального имущества;

рассмотрение отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, оценка итогов финансовой деятельности, подготовка рекомендаций руководству по устранению выявленных недостатков и нарушений и осуществление контроля над их выполнением;

контроль полноты и своевременности денежных поступлений, фактическое расходование получателями бюджетных средств бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями бюджета, выявление отклонений и нарушений, их анализ, подготовка рекомендаций по их устранению;

осуществление контроля получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг;

контроль в сфере осуществления закупок для муниципальных нужд.

2.2. Комиссия для решения стоящих перед ней задач:

проверяет финансово-экономическую и хозяйственную деятельность, производит их оценку и вырабатывает предложения по совершенствованию управления хозяйственно-экономическими процессами;

готовит для утверждения в установленном порядке предложения о целесообразности дальнейшей деятельности предприятий и учреждений или об их реорганизации или ликвидации.

3. Права комиссии

Комиссия имеет право:

запрашивать и получать у структурных подразделений и должностных лиц Местной администрации, предприятий и учреждений учредительные документы , данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности, аудиторских проверок и другую информацию;

получать информацию по результатам проверки, отчеты ответственных должностных лиц об устранении выявленных нарушений и по реализации принятых комиссией решений;

производить оценку результатов деятельности за отчетный период, указывать на допущенные нарушения финансово-хозяйственной деятельности, давать рекомендации по устранению выявленных нарушений и контролировать ход реализации выполненных рекомендаций комиссии;

привлекать на договорной основе к работе комиссии экспертов, аудиторов и специалистов иных специализированных органов.

4. Организация работы комиссии

4.1. Состав комиссии и последующие изменения в ее составе утверждаются правовым актом Местной администрации.

4.2. Председатель комиссии руководит деятельностью комиссии и организует ее работу. План работы комиссии утверждается главой Местной администрации.

4.3. В состав комиссии входят должностные лица Местной администрации и, при необходимости, привлеченные на договорной или иной основе эксперты.

4.4. К работе комиссии могут быть привлечены по согласованию представители налоговых, финансовых и правоохранительных органов при рассмотрении вопросов, относящихся к сфере их компетенции.

4.5. Помимо плановых, комиссия может проводить внеплановые проверки по мере необходимости, в соответствии с правовым актом Местной администрации.

5. Документальное оформление проведенной проверки

Результаты проведенной проверки комиссия оформляет актом по форме согласно приложению, который составляется в двух экземплярах и подписывается комиссией, руководителем и главным бухгалтером проверяемого субъекта.

6. Контроль над деятельностью комиссии

Контроль над деятельностью комиссии осуществляет глава Местной администрации.

Приложение

к Положению о комиссии по внутреннему муниципальному

финансовому контролю

УТВЕРЖДАЮ

Глава Местной администрации

Муниципального образования

Муниципальный округ Гражданка

______________________________

«_____» ________________ 20___г

Акт проверки

1. Объект проверки___________________________

2. Сроки проведения проверки_________________

3. Состав комиссии __________________________

4. Проверяемый период __________________________

5. Характеристика и состояние предмета проверки_________________________

6. Перечень контрольных процедур и мероприятий (формы, виды, методы внутреннего финансового контроля), которые были применены при проведении проверки_______________________________________________________

7. Описание выявленных нарушений (ошибок, недостатков, искажений), причины их возникновения__________________________________________________

8. Перечень требований по устранению выявленных нарушений (ошибок, недостатков, искажений) с указанием сроков, ответственных лиц и ожидаемых результатов этих мероприятий____________________________________________

10. Меры, примененные к нарушителям___________________________________

Председатель комиссии

(Руководитель подразделения)

Приложение 2

к распоряжению Местной администрации

Муниципального образования Муниципальный округ Гражданка

СОСТАВ КОМИССИИ ПО ВНУТРЕННЕМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМУ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Председатель комиссии:

Заместитель главы Местной администрации

Члены комиссии:

главный бухгалтер Местной администрации

заместитель главного бухгалтера Местной администрации

начальник отдела благоустройства Местной администрации

Независимые эксперты (по согласованию)

______________________________________________________________

Приложение 3

к распоряжению Местной администрации

Муниципального образования Муниципальный округ Гражданка

План контрольных мероприятий

по финансово-хозяйственной деятельности ОМСУ МО Гражданка

на 2015 год

Объект проверки

Планируемые процедуры и мероприятия

Соблюдение Учетной политики

полнота и правильность отражения в приказе элементов учетной политики;

практическое применение приказа об учетной политике;

проверка соблюдения графика документооборота.

Постановка и организация бухгалтерского и бюджетного учета

оценка численности и уровня образования учетных работников;

оценка степени компьютеризации учета;

проверка применения плана счетов, утвержденного Приказом по учетной политике;

контроль соответствия ведения учета инструкции по бюджетному учету;

проверка правильности расстановки кодов ОКОФ;

проверка материалов инвентаризаций и ревизий и отражение результатов в бухгалтерском учете;

проверка обоснованности расходов с точки зрения Налогового кодекса Российской Федерации;

проверка соответствия записей по счетам аналитического учета с записями в Главной книге и в формах журнала, бухгалтерских отчетах.

Целевое использование средств

проверка применения КОСГУ и целевого использования средств;

анализ сметы доходов и расходов в разрезе предметных статей;

выполнение плана по бюджету (лимитов бюджетных обязательств);

выполнение задания на оказание муниципальных услуг;

Налоги и сборы

проверка расчетов по налогам и сборам согласно перечню уплачиваемых налогов;

проверка правильности определения налоговой базы;

проверка правильности определения налоговых ставок;

проверка правильности применения налоговых вычетов ;

проверка правильности применения льгот;

проверка правильности начисления, перечисления налоговых платежей;

проверка правильности составления налоговой отчетности

Состояние активов и обязательств

наличие, законность использования и состояние нефинансовых активов, финансовых активов, дебиторской и кредиторской задолженности ;

проведение и результаты инвентаризаций;

проверка своевременности претензий вследствие нарушения договорных обязательств, за пропажу, порчу, недопоставку материальных ценностей и т. д.;

проверка обоснованности списания претензионных сумм на финансовый результат;

проверка расчетов по недостачам, хищениям, соблюдения сроков и порядка рассмотрения случаев недостач, потерь;

проверка полноты и правильности оформления материалов о претензиях по недостачам, потерям и хищениям;

проверка правильности и обоснованности числящихся в бухгалтерском учете сумм задолженности по недостачам и хищениям.

Финансовый результат

проверка правильности, полноты определения и отражения в учете доходов по основной и приносящей доход деятельности в разрезе предметных статей сметы доходов и расходов;

проверка правильности определения расчета чистой прибыли

Бухгалтерская и статистическая отчетность

проверка состава, содержания форм бухгалтерской отчетности данным, содержащимся в регистрах бухгалтерского учета;

проверка правильности оценки статей отчетности;

проверка на согласованность показателей форм отчетности;

выражение мнения о достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях;

проверка статистической отчетности.

Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.

Цели проведения контроля

Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:

  • Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
  • Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
  • Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
  • Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
  • Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
  • Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
  • Обеспечение сохранности собственности компании.

Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.

Задачи и принципы

Рассмотрим основные задачи финансового контроля:

  • Анализ соответствия операций документам и отчетности.
  • Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
  • Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
  • Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.

Контроль базируется на этих принципах:

  • Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
  • Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
  • Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
  • Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
  • Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.

Соблюдение всех этих принципов обязательно.

Предмет проверки

В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:

  1. Соблюдение законов.
  2. Правильность заполнения документов.
  3. Верность заполнения регистров бухучета.
  4. Сохранение активов организации.

Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.

Особенности организации внутреннего контроля

Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.

Контрольные мероприятия исполняются различными путями:

  • Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
  • Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
  • Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.

Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.

Уровни проведения внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:

  • Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
  • Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.

Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.

ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.

Особенности проведения внутреннего контроля

В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:

  • Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
  • Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
  • Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.

Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.

Разновидности внутреннего контроля

Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:

  1. Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
  2. Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
  3. Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.

ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.

ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.

Предварительный контроль

Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:

  • Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
  • Визирование и согласование документации.
  • Проверка договоров.
  • Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.

Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.

Текущий контроль

Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:

  • Анализ расходной документации.
  • Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
  • Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
  • Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
  • Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
  • Установление фактического наличия собственности компании.

Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.

Последующий контроль

Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:

  • Инвентаризация.
  • Ревизия кассы без предварительной подготовки.
  • Проверка путей использования средств.
  • Анализ имеющихся документов.

Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.

Внутренний финансовый контроль (ВФК) в учреждении поможет эффективно использовать бюджетные деньги, трудовые и материальные ресурсы. Задача ВФК– обнаружить ошибки, исправить и не допустить их в дальнейшем. В статье найдете готовые образцы Положения, карты и журнала внутреннего финансового контроля.

В силу п. 1 стат. 19 Закона № 402-ФЗ и п. 6 Инструкции № 157н все учреждения обязаны организовывать проверку своей деятельности. Такая процедура позволяет эффективно использовать средства бюджета, обеспечить высокое качество учета, а также достоверность отчетности. Рассмотрим, что включает внутренний государственный финансовый контроль, по каким правилам или стандартам проводится.

Как организовать систему внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении направлен на достижение организацией своих целей, предотвращение отклонений от установленного порядка, обеспечение корректности учета, отчетности. Особенно актуально данное мероприятие для учреждений со сложной организационной структурой, включающей филиалы или подразделения.

Про последние изменения в порядке контроля читайте в статье журнала

Система проверки должна охватывать все операции, сделки и события, которые могут влиять на результат деятельности или перемещение денег. При разработке плана ревизионных мероприятий для собственного применения можно использовать федеральные стандарты для аудиторской деятельности. В процессе выбора конкретных действия нужно учитывать требования в области финансов:

  • На федеральном уровне – государства.
  • На региональном уровне или местном – субъектов РФ или муниципалитетов.

Это обусловлено тем, что все учредители (РБС и ГРБС) обязаны проверять свои подчиненные структуры. Параллельно учреждения подвержены ревизии со стороны государства или местных органов власти. Основной целью мероприятий является проверка:

  • Соблюдения требований, принятых правил составления бюджета по расходованию средств.
  • Соблюдения нормативных стандартов по составлению бюджетных отчетов, ведению учета получателя финансирования.
  • Подготовки и реализаций мероприятий по эффективности, экономности использования средств бюджета.

При разработке системы ВФК нужно учитывать требования следующих нормативно-правовых актов:

  • БК РФ.
  • Закона № 402-ФЗ от 06.12.11 г.
  • Закона № 7-ФЗ от 12.01.96 г.
  • Закона № 174-ФЗ от 03.11.06 г.
  • Приказа Минфина № 157н от 01.12.10 г.
  • Приказа Минфина № 191н от 28.12.10 г.
  • Приказа Минфина № 33н от 25.03.11 г.
  • Приказа Минфина № 18н от 20.03.14 г.
  • Приказа Минфина № 356 от 07.09.16 г.
  • Постановления Правительства № 1092 от 28.11.13 г.

Структура и положение о контроле

Положение о внутреннем финансовом контроле составляется для утверждения порядка осуществления внутреннего финансового контроля. Допускается оформление этого регламента в виде отдельного раздела учетной политики учреждения. Предварительно, нужно определить, кто именно будет проводить процедуру. Вариант зависит от объема и срочности работ, общего положения дел в учреждении, организационной структуры:

  • Отдельное специальное подразделение – к примеру, отдел, департамент или служба.
  • Уполномоченные сотрудники или подразделения.
  • Специальная комиссия для проведения проверки.
  • Штатный аудитор или ревизор.
  • Внешний аудитор, привлеченный «со стороны» на договорной основе.

Порядок ВФК должен включать следующие основные нюансы проверки:

  • Главные задачи и цели мероприятий.
  • Применяемые методики и процедуры.
  • Объекты и субъекты мероприятия.
  • Порядок оформления итоговых результатов и исправления обнаруженных нарушений.
  • Ответственность лиц, по вине которых допущены искажения, неточности, нарушения.

Учреждение может добавить в положение любые сведения, включая план внутреннего финансового контроля ведения учета в соответствии с нормативными требованиями. Главное – согласовать текст положения с ГРБС.

Образец Положения о внутреннем финансовом контроле в бюджетном учреждении

Смотрите и скачайте образец положения:

Карта и методы внутреннего финансового контроля

При подготовке к осуществлению ВФК необходимо разработать карту внутреннего финансового контроля. Здесь приводятся сведения о должностном работнике, ответственном за соблюдение сроков, периодичность операций. Дополнительно указываются способы и методы проверок и т.д. В карте требуется привести все виды операций, за выполнение которых отвечает отдельное подразделение.

Документ формируется до начала очередного года. Корректировки вносятся в следующих ситуациях:

  • При внесении изменений в карту по решению руководителя администратора (главного администратора) и получателя средств.
  • При корректировке нормативных требований по регулированию бюджетных процедур и правоотношений.

Отчет о результатах внутреннего финансового контроля

Отчет о результатах внутреннего финансового контроля предназначен для фиксации информации о выявленных нарушениях и недостатках, данных об источниках рисков неисполнения бюджета, рекомендаций по исправлению. По итогам проведенного внутреннего мероприятия можно заполнить протокол или служебную записку. К документу прикладывается перечень мер по устранению обнаруженных нарушений и рекомендации по их дальнейшему предотвращению.

Стандарты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля подразумевают оформление результатов. Для этого составляется заключение; а при внешней ревизии – акт. Документы заполняются произвольно. От работников, по вине которых произошли недоработки, требуется предоставить письменные объяснения руководителю организации.

Журнал внутреннего финансового контроля с примером заполнения

В журнале внутреннего финансового контроля учреждения приводят:

  • Сведения о нарушениях и недостатках при выполнении бюджетных процедур.
  • Информацию об имеющихся бюджетных рисках.
  • Рекомендации по их устранению и предотвращению.

Согласно стандартам внутреннего финансового контроля, в документе приводятся итоговые результаты исследования правомерности ведения организацией деятельности. Дополнительно отражаются выводы о качестве тех хозяйственных операций, которые влияют на эффективное распоряжение бюджетными средствами.

Оформлять журнал обязано то подразделение учреждения, которое назначено ответственным за исполнение бюджетных процедур. Заполняется документ на основании сведений от проверяющего ведомства. Бланк можно формировать произвольно. Рекомендуется использовать для примера стандарт Казначейства РФ по Приказу № 475 от 16.12.16 г. В этом нормативно-правовом акте утвержден сам бланк и порядок его составления.

Допускается оформление журнала в электронном формате или «на бумаге». Электронный способ позволяет группировать нарушения по периодам их возникновения, типам и прочим критериям. Посредством использования программы доступны идентификация времени записи; защита от доступа посторонних; внесение отметок о нарушениях.

Пояснительная записка к годовой отчетности

Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля предусматривает заполнение соответствующих сведений в пояснительных записках. Такие формы прикладываются к годовой бухотчетности (ф. 0503760) учреждения и бюджетной отчетности (ф. 0503160). В таблице № 5 приводятся данные о результатах проведенных в отчетном периоде проверочных мероприятий, а также рекомендации по устранению недоработок.

Ответственность

На законодательном уровне санкции за отсутствие у организации системы внутреннего контроля финансовой отчетности напрямую не утверждены. Но финансовый орган может в любое время посетить учреждение для изучения его системы контроля. По результатам такой проверки ревизоры могут вынести предписание или представление. Если никаких замечаний к ревизии нет, бланк не заполняется.

В документе указывается на наличие нарушений. Если не исполнить предписание (представление), нарушителю грозит ответственность. В настоящее время размер штрафной санкции составляет:

  • Для должностных сотрудников учреждения – 20000-50000 руб. или возможна дисквалификация на период 1-2 года.

Обратите внимание! При проведении внутренних проверок виды ответственности можно предусмотреть для субъектов процедуры в рамках их обязанностей. Для лиц, виновных в недостатках, нарушениях и искажениях, как правило, вводится дисциплинарная ответственность по ТК РФ. Оценкой адекватности и эффективности системы, контролем за ее соблюдением занимается специальная комиссия. Состав комиссии утверждается руководителем организации.