Нянечкам в детских садах, кадровикам, юристам, бухгалтерам, работающим в бюджетных учреждениях, и всем остальным "бюджетникам", не охваченным майскими указами президента, в следующем году повысят зарплату - на четыре процента. Об этом сообщил министр труда и соцзащиты Максим Топилин.
Как уточнили "РГ" в пресс-службе минтруда, прибавку к зарплате получат также инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование (инженеры, программисты, техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений), специалисты по социальной работе, комплексной реабилитации, социальные психологи. Кроме того, долгожданное повышение зарплаты коснется работников бюджетных учреждений, не относящихся к социальной сфере и науке (спасателей и пожарных системы МЧС России, гидробиологов, метеорологов, океанологов, лесников, работников селекционно-семеноводческих центров, десантно-пожарной службы лесного хозяйства, ветеринарной службы и многих других)
"В проекте федерального бюджета предусмотрена индексация их зарплат на 4 процента с 1 января следующего года. В дальнейшем, в 2019-2020 годах, будет индексация также на 4 процента, - сообщил министр. - В 2019-2020 годах мы сможем еще к этой теме вернуться, посмотрим, как будет работать линейка по минимальному размеру оплаты труда". Дело в том, что с 1 января 2018 года также повысится минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - на 21,7 процента, до 9489 рубля. А значит, людям, работающим на полную ставку 40 часов в неделю, нельзя будет платить меньше этой суммы. Через год МРОТ опять вырастет. На сколько именно - пока неизвестно, поскольку с 1 января 2019 года минимальная зарплата должна стать равна прожиточному минимуму, а каким будет его размер через год - сейчас никто не знает. Можно лишь сказать, что в настоящий момент прожиточный минимум в России составляет 10,3 тысячи рублей. И навряд ли за год эта сумма уменьшится.
Что касается бюджетников, попавших в майские указы, все обязательства по увеличению им зарплат должны быть выполнены, пообещал Топилин. Тем более что в федеральном бюджете заложены и деньги на это - регионы получат 80 миллиардов рублей, что вдвое больше, чем в этом году. Согласно указам президента в 2018 году зарплата многих категорий бюджетников должна стать кратной средней в регионе. Например, зарплаты врачей, преподавателей вузов, научных сотрудников должны быть вдвое выше, чем средняя по региону. Это значит, что если в регионе установлена средняя зарплата в размере 35 тысяч рублей в месяц, то врачи и ученые должны зарабатывать в среднем 70 тысяч рублей.
Многих граждан интересует вопрос, стоит ли ожидать повышения зарплаты бюджетникам в 2018 году. Согласно «майских указам» Владимира Путина, размер доходов работников, занятых в бюджетной сфере, обязан ежегодно повышаться минимум на показатель инфляции. Сегодня это значение составляет 3,8%, поэтому с 1 января следующего года резонно ожидать увеличения оклада хотя бы на данную цифру.
Экс-глава Минфина Алексей Кудрин заявил о недопустимости значительного повышения зарплаты бюджетников в 2018 году, а запланированный коэффициент 1,5 назвал вообще нереальным. В региональной казне нет столько средств, а образовавшиеся финансовые «дыры» федеральными субсидиями заткнуть не получится. Рассчитывать на существенную прибавку в зарплате можно только после урезания бюджета на ремонт муниципальных зданий, образовательных, медицинских, оздоровительных учреждений, а также сокращения дотаций на программы социально-экономического и культурного развития регионов.
Большинство чиновников поддерживает мнение Кудрина, отмечая, что если экономика страны переживает затяжной , то рост зарплат в бюджетной сфере должен быть умеренным. Некоторые члены правительства вообще предлагают заморозить повышение доходов работников бюджетной сферы до тех пор, пока не удастся выйти на устойчивый экономический рост. Поскольку цены на энергоносители постепенно снижаются, ожидать серьезных предпосылок для преодоления рецессии в России не стоит.
Радикального решения по заморозке роста доходов бюджетников, вероятнее всего, не произойдет. Во-первых, это в корне противоречит «майским указам» Путина и политике правительства, а во-вторых, 2018 год – время очередных президентских выборов, когда правящая элита должна продемонстрировать заботу об электорате. Сегодня специалисты предлагают три способа изыскания средств на увеличение окладов:
Учитывая факт наполнения региональных бюджетов (от 4 до 25%) посредством расширения налогообложения в некоторых отраслях производства и предпринимательской сфере, аналитики склоняются именно к этому варианту изыскания дополнительных доходов для повышения зарплаты бюджетника в 2018 году.
После обнародования «майских указов» выяснилось, что они охватывают далеко не все категории лиц, занятых в бюджетной отрасли. К примеру, надбавки не предусматривались для таких профессий, как:
На заседании правительства в мае 2017 года, возвращаясь к теме увеличения доходов бюджетникам, предложил провести индексацию заработных плат данных категорий работников. Количество «неуказных» работников, которым уже длительное время не повышался оклад, составляет 5,9 млн. человек. Предложения о размере доплат и способах изыскания финансирования чиновники обязаны представить президенту до начала процедуры утверждения Федерального бюджета 2018 года.
У перечисленных категорий бюджетников зарплата в 2018 году вырастет минимум на 3,8% (показатель инфляции) плюс коэффициент, одобренный правительством.
При отсутствии федеральный субсидий регионам предстоит самостоятельно изыскивать финансовые резервы. Их получится найти только после сокращения социально-экономических программ, оптимизации численности штата на многих предприятиях, повышения налоговой нагрузки на предприятия и предпринимателей. В связи с такой ситуацией специалисты поспешили назвать увеличение окладов лицам, занятым в бюджетной сфере, палкой о двух концах. С одной стороны это улучшение уровня жизни, а также стимулирование потребительского спроса, но с другой – дополнительные трудности (порою непреодолимые) для промышленности и малого бизнеса.
Замораживание повышения денежного довольствия военным и сотрудникам силовых органов было принято еще в декабре 2015 года. С тех пор прошло три года, инфляция «съела» львиную долю доходов этих работников, а обнадеживающих новостей по поводу увеличения окладов пока нет. Кроме того, в рядах вооруженных сил трудятся повара, уборщики, инженеры и прочий персонал, приравненный к военным. Повышения зарплат у них также не запланировано. Это приводит к оттоку квалифицированных кадров из силовых структур, распространению коррупции, снижению профессионализма и обороноспособности .
Министерство обороны РФ бьет тревогу, но на уровне правительства проблема еще не рассматривалась. В предыдущие годы повышение окладов удавалось достичь за счет оптимизации штата, то есть после сокращения работников. Например, только в 2016 году было уволено со службы свыше 110 тыс. сотрудников МВД, что составляет 10% от общего количества лиц, проходящих службу в ведомстве. К сожалению, в ближайшей перспективе военнослужащим увеличения денежного довольствия не предусмотрено, а единственным финансовым бонусом для них станет индексация доходов на уровень инфляции.
Зарплату бюджетников в 2018 году в России обязательно повысят, однако прибавка будет незначительной. Как показывает практика, реальный рост цен и тарифов ЖКХ идет опережающими темпами, а «бонусы» к окладу не могут улучшить жизненный уровень простых россиян со времени начала экономического кризиса 2014 года.
Подробнее о заседании правительства РФ, где рассматривались вопросы повышения зарплат бюджетников, смотрите в следующем видео:
Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.
Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.
Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.
Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих
Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.
Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.
По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.
Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.
Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:
Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.
В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.
Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:
Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.
В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.
Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.
Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.
Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.
Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:
Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.
К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.
Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.
По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.
По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.
Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.
В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.
Заработная плата в бюджетной сфере - это важный социально-экономический показатель, который так или иначе влияет и на размер окладов в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: какое предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году? Ведь исходя из его размеров, можно провести индексацию окладов и в своей фирме. Изучим этот вопрос подробнее.
В 2018 году Правительство, исполняя «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам (2019), одобрило выделение 14,5 млрд рублей на финансирование повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетных учреждений. В 2019 году индексация окладов также запланирована. Посмотрим, что это за отдельные категории работников.
Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2019 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России (последние новости).
По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ , а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.
Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 41 830 рублей (данные за III квартал 2018). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000-15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.
Оклады бюджетников в 2019 году, таблица:
Область/Республика |
Здравоохранение |
Образование |
Социальная служба |
Библиотеки, архивы, |
Научные |
Белгородская |
|||||
Брянская |
|||||
Владимирская |
|||||
Воронежская |
|||||
Ивановская |
|||||
Калужская |
|||||
Костромская |
|||||
Липецкая |
|||||
Московская |
|||||
Орловская |
|||||
Рязанская |
|||||
Смоленская |
|||||
Тамбовская |
|||||
Тверская |
|||||
Тульская |
|||||
Ярославская |
|||||
Москва | |||||
Архангельская |
|||||
Ненецкий автономный округ |
|||||
Архангельская область |
|||||
Вологодская |
|||||
Калининградская |
|||||
Ленинградская |
|||||
Мурманская |
|||||
Новгородская |
|||||
Псковская |
|||||
Санкт-Петербург |
|||||
Калмыкия |
|||||
Краснодарский край |
|||||
Астраханская |
|||||
Волгоградская |
|||||
Ростовская |
|||||
Севастополь |
|||||
Дагестан |
|||||
Ингушетия |
|||||
Кабардино-Балкарская |
|||||
Карачаево-Черкесская |
|||||
Северная Осетия-Алания |
|||||
Чеченская |
|||||
Ставропольский край |
|||||
Башкортостан |
|||||
Мордовия |
|||||
Татарстан |
|||||
Удмуртская |
|||||
Пермский край |
|||||
Кировская |
|||||
Нижегородская |
|||||
Оренбургская |
|||||
Пензенская |
|||||
Самарская |
|||||
Саратовская |
|||||
Ульяновская |
|||||
Курганская |
|||||
Свердловская |
|||||
Тюменская |
|||||
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
|||||
Ямало-Ненецкий автономный округ |
|||||
Тюменская область |
|||||
Челябинская область |
|||||
Республика Алтай |
|||||
Алтайский край |
|||||
Забайкальский край |
|||||
Красноярский край |
|||||
Иркутская |
|||||
Кемеровская |
|||||
Новосибирская |
|||||
Саха (Якутия) |
|||||
Камчатский край |
|||||
Приморский край |
|||||
Хабаровский край |
|||||
Амурская |
|||||
Магаданская |
|||||
Сахалинская |
|||||
Еврейская автономная область |
|||||
Чукотский автономный округ |
Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597 , называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2019-му в первую очередь учителям и врачам.
Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:
Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:
К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» , запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).
Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» | Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов» |
Педагоги детских садов и общего образования Педагоги дополнительного образования Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования Преподаватели вузов Средний и младший медицинский персонал Социальные работники Работники культуры Научные сотрудники Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей |
Специалисты по кадрам Специалисты по комплексной реабилитации Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений. Социальные психологи Бухгалтеры и экономисты Инженеры Программисты Следователи Пожарные Судьи, прокуроры Военнослужащие и приравненные к ним |
Повышение окладов с 1 сентября 2019 — на 6,0 %, в 2020 — на 5,4 %, в 2021 — на 6,6 % |
Повышение окладов с 1 октября 2019 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %, 1 октября 2020 — на 3,8 %, 1 октября 2021 — на 4 % |
Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны будут повысить независимо от индексации. Ведь с 1 января запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (повышение МРОТ), которое повлияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 рублям. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры по каждому году по повышению окладов. Так, дорожная карта Свердловской области по повышению заработной платы 2019 утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников должен составить не менее 100 процентов от среднемесячных зарплат по Свердловской области. А на повышение зарплаты бюджетникам в 2019 в Красноярском крае Правительство выделило дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы можно было учитывать районные надбавки и северный коэффициент.
В конце года региональные власти традиционно готовят соответствующие решения относительно повышения окладов на будущий год. Например, в Липецкой области депутаты приняли решение о повышении зарплаты в 2019 году бюджетникам, не подпадающим под майские указы, на 10 %.