Последствия государственного регулирования рыночного ценообразования

Последствия государственного регулирования рыночного ценообразования

Государственное регулирование рынка. Налоги и дотации. Фиксированные цены. Роль государства в современной рыночной экономике не следует недооценивать. Прежде всего государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами.

Предположим, некое предприятие обанкротилось. Государственное законодательство определяет порядок удовлетворения претензий к этому предприятию со стороны банков, других кредиторов, потребителей его продукции, государственного бюджета, наемных работников и т. д.

Или, допустим, некое предприятие сорвало договорные поставки своей продукции потребителям и тем самым нанесло им экономический ущерб. Законодательство устанавливает общий порядок определения и возмещения этого ущерба.

Еще один пример. Представим себе, что рядом с городом построили новый аэродром, который причиняет жителям близко расположенных к нему домов массу неудобств. Имеют ли владельцы этих домов право на денежную компенсацию со стороны собственников аэродрома? Каковы должны быть размеры этой компенсации? Могут ли владельцы домов воспрепятствовать строительству аэродрома? Эти вопросы можно сформулировать иначе. Имеют ли владельцы домов право собственности на тишину, и в чем именно это право собственности заключается? Все эти вопросы должны регулироваться государственным законодательством.

Допустим, под участком земли, находящимся в частной собственности, обнаружено месторождение нефти. Кому принадлежит эта нефть? Собственнику участка земли, государству или, может быть, той фирме, которая эту нефть обнаружила? Законодательство должно дать ответ и на этот вопрос. Можно привести и много других примеров, иллюстрирующих важность государственного законодательства, регулирующего хозяйственную жизнь.

Другая очень важная функция государства - управление денежной системой. В настоящее время во всех странах в обращении находятся не "полноценные" деньги (золотые или серебряные), а искусственные (бумажные наличные деньги, вклады в банках и т. д.). Объем денежной массы (включая безналичные деньги) является чрезвычайно важным макроэкономическим инструментом государственной экономической политики. Избыточный рост денежной массы вызывает рост цен, инфляцию. Наоборот, недостаток денег в экономике может привести к экономическому спаду, росту безработицы. Центральный банк, который во всех странах, по сути дела, является государственным органом, регулирует размеры денежной массы, управляет всей банковской системой страны.

Читатель уже знаком с поведением на рынке монополиста, т. е. предприятия, которое является единственным производителем данного вида продукции. Стремясь к максимуму прибыли, монополист обычно сокращает объем производства и повышает цену на свою продукцию по сравнению с теми объемом и ценой, которые сложились бы на конкурентном рынке. В результате монополист наносит определенный ущерб обществу. Важное значение поэтому имеет разработка и применение антимонопольного законодательства.


Но государственную политику по отношению к монополиям нельзя сводить только к борьбе с ними. В некоторых сферах экономической деятельности разделение монополиста на несколько конкурирующих между собой предприятий или организация параллельных фирм, выпускающих такую же продукцию, экономически нецелесообразно, поскольку это может привести к росту затрат на единицу производимой продукции или оказываемых услуг. Примеры таких ситуаций можно найти в городском хозяйстве. Имеет ли смысл создавать два конкурирующих между собой метрополитена с параллельными линиями? Видимо, нет, поскольку затраты на перевозку одного пассажира в этом случае возрастут. По этой же причине не имеет смысла, наверное, создание параллельных, конкурирующих между собой систем электроснабжения или газоснабжения. В таких случаях говорят, что имеет место естественная монополия . С естественными монополиями государство обычно не борется, оно их регулирует, в том числе и путем установления фиксированных цен на их продукцию и услуги.

В некоторых случаях экономически оправдано предоставление государством монопольных прав отдельным экономическим субъектам. Иначе говоря, иногда государство не борется с монополиями, а их искусственно создает. Например, государство юридически оформляет, а затем и защищает право собственности изобретателя на его изобретение. Никто без разрешения изобретателя и без устанавливаемого им вознаграждения не имеет права воспользоваться его изобретением. Конечно, монополия изобретателя сдерживает широкое использование данного изобретения на практике. Но, с другой стороны, такой порядок создает мощные материальные стимулы к новым и все более эффективным изобретениям.

Налоги. В современной рыночной экономике применяется довольно сложная и разнообразная система налогов. Население регулярно вносит в государственный бюджет подоходный налог, величина которого определяется в зависимости от размера дохода того или иного гражданина. Предприятия уплачивают налоги на прибыль. Используются также налоги на имущество, таможенные пошлины и т. д.

В настоящем разделе рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых нетоварных налогов. К этой группе налогов можно отнести налог на налог продажи, применявшийся в СССР налог с оборота, а также так называемый акциз.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях и копейках) с каждой единицы товара.

Рассмотрим рис. 4.27. Вначале, до введения налога, линия спроса занимала положение D 1 , а линия предложения - S 1 . Равновесная цена составляла P 1 , равновесный объем продаж - Q 1 .

Допустим теперь, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т грн. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами. Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т . Почему? Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q 1 по цене P 1 , то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена брутто (с включением налога) будет на Т грн. выше, чем P 1 . В этом случае производители получат цену нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т грн. Линия предложения займет положение S 2 .

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q 2 , P + , P - . Объем рынка Q 2 будет меньше первоначального Q 1 . Цена, которую платит покупатель, P + , окажется выше первоначальной P 1 . Цена, которую фактически получает продавец (без налога), P - , окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет соответствовать площади прямоугольника P + АВР - . Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени возлагается на покупателей.

Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог непосредственно вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, например, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т (рис. 4,28). Действительно, если ранее покупатели согласны были приобрести количество товара, скажем, Q 2 по цене P 1 , то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т грн. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q 2 , цены P + и P - будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами.

Сила воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 4.29,а изображена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологие наклоны. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение продаж. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на автомобили красного цвета имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка.

На рис. 4.29,б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение объема продаж.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения. Очевидно, что спрос на электролампочки очень неэластичный. Линия спроса имеет довольно крутой наклон. Предложение же электролампочек, во всяком случае в длительном периоде, достаточно эластично по цене. Линия предложения в длительном периоде имеет пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 4.30,а. На рисунке видно, что большая часть налогового бремени (P T - P T ) возлагается на покупателей и меньшая часть налогового бремени (P + - P - ) возлагается на производителей. Для сравнения на рис. 4.30,б изображена противоположная ситуация. Можно сделать следующий вывод: чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей. Теперь рассмотрим возможности изъятия государством с помощью потоварного налога так называемого "незаработанного" дохода, который может возникнуть у предприятий в результате благоприятной рыночной конъюнктуры.

На рис. 4.31 линия D 1 - это первоначальное положение линии спроса, линии IS 1 , SS 1 , LS 1 -линии предложения в мгновенном, коротком и длительном периодах. Первоначальное равновесие характеризуется объемом рынка Q 1 и равновесной ценой P 1 .

Предположим, что неожиданно спрос на товар резко возрос, линия спроса заняла положение D 2 . Как уже знает читатель, цена в мгновенном периоде возрастет до уровня P 2 а затем по мере увеличения производства данного товара цена будет снижаться. В длительном периоде цена опустится до уровня P 3 объем продаж возрастет до Q 3 .

Обратим внимание на то, что сразу после увеличения спроса прибыль предприятий, выпускающих данный товар, резко возрастает. Прирост прибыли в расчете на единицу продукции составляет -P 2 - P 1 . Именно это увеличение прибыльности и стимулирует расширение производства данного товара.

Но правительство может отнестись к этой дополнительной прибыли как к "незаслуженному", "незаработанному" доходу и попытаться изъять ее с помощью потоварного налога. Допустим, правительство вводит потоварный налог размером P 2 - P 1 в расчете на единицу продукции. Вся дополнительная прибыль изымается в госбюджет. Но одновременно исчезают все стимулы к расширению производства данного товара. Линии предложения в коротком и в длительном периодах сдвинутся вертикально вверх на величину налога и займут положения соответственно SS 2 и LS 2 . Точка E 2 станет точкой равновесия как в коротком, так и в длительном периодах. "Справедливость" вроде бы восторжествовала, но в конечном счете основная часть налогового бремени оказалась возложенной на потребителей.

Дотации. Дотация - это как бы налог "наоборот". Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

Рассмотрим рис. 4.32. Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D 1 и S 1 . Равновесный объем продаж составлял Q 1 , а равновесная цена - P 1 . Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V грн. в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения на V грн. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q 1 по цене P 1 , то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V грн. ниже P 1 . В результате объем продаж увеличивается до Q 2 цена для покупателей снижается до P - , цена, фактически получаемая производителями, повышается до P + .

Фиксированные цены. Помимо использования налогов и дотаций государство может применять и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены.

Рассмотрим рис. 4.33. Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р" > P E ), так и ниже ее (Р" < P E ). В первом случае это приведет к избытку продукции (Q" S -Q" D ), во втором случае - к дефициту (Q"" D - Q"" S ). В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема Q E . В первом случае будет реализовано Q" D единиц продукции, во втором - Q"" S . .

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Правительству не остается ничего другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, соответствует площади прямоугольника Q" D ABQ" S

Но на этом проблемы не заканчиваются. Правительство не может "выбросить" закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к понижению цен. Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению внутренних цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования.

Пытаясь сократить избыток продукции, правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, правительство может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение и т. д. Это приведет к уменьшению предложения, к сдвигу линии S на рис. 4.34 влево и к сокращению избытка продукции. Но эти же меры вызывают необходимость в создании специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т. д. Многие зарубежные экономисты подвергают большому сомнению экономическую целесообразность установления государством фиксированных цен, превышающих цены равновесия.

Рассмотрим теперь ситуацию дефицита, когда цена устанавливается государством на уровне Р" , т. е. ниже цены равновесия -P E (рис. 4.34). В этой ситуации может случиться, что часть товаров попадет к покупателям, у которых цена спроса невысока (чуть выше Р" ), тогда как часть покупателей, цена спроса у которых значительно выше (некоторые готовы платить за товар цену, превышающую P 1 ), останутся без покупок. Таким образом, с одной стороны, одни покупатели смогут улучшить свое положение за счет других, а с другой - появляется возможность взаимовыгодных сделок между удачливыми и неудачливыми покупателями.

Рассмотрим еще два сюжета, связанных с товарным дефицитом.

Допустим (рис. 4.34), правительство установило предельную цену некоторого товара на уровне Р max . Это значит, что производители могут назначать цену на свой товар ниже Р max , но не имеют права устанавливать ее выше, чем P E . Предельная цена P max ниже равновесной цены P E . Объем продаж при цене P max равен Q .

Допустим далее, что производители имеют нелегальную возможность продавать свой товар по повышенной цене на черном рынке. Предположим, что в случае разоблачения санкции несут только продавцы. Кривая предложения товара на черном рынке принимает положение S 1 . Эта линия расположена выше линии S , т. е. линии предложения при отсутствии государственного вмешательства. Почему? Например, объем продукции Q" прозводители согласны поставить на легальный рынок по цене Р" , тот же объем они согласны поставить на черный рынок по более высокой цене Р " . Разница Р" - Р" представляет собой компенсацию за риск разоблачения. Вертикальная разность между линиями S 1 и S определяется строгостью санкций за нарушения дисциплины цен.

На черном рынке установится цена P 1 , превышающая как предельную цену Р max , так и равновесную цену P E . Объем продаж Q 1 больше того объема Q , который был бы реализован на легальном рынке по предельной цене P max , но меньше равновесного объема Q E .

В рассмотренном примере правительство поставило перед собой вроде бы благую цель: ограничить рост цены товара. Но результат оказался противоположным. Весь товар ушел на черный рынок. Причем цена черного рынка оказалась даже выше той, которая сложилась бы на рынке, если бы государственного вмешательства не было.

Функции спроса и предложения обычно формулируются применительно к товару вполне определенного качества. Сейчас мы сделаем исключение и предположим, что качество товара не фиксировано, а может изменяться. Возьмем, например, такой товар, как сосиски. В принципе в этот товар можно включить различное количество (больше или меньше) влаги, жиров, крахмала и других компонентов.

Рассмотрим рис. 4.35. Предположим, первоначально линия спроса на сосиски занимала положение D , линия предложения - положение S . Пусть цена сосисок зафиксирована государством на уровне Р , что ниже равновесной цены P E . Объем продаж при этом равен Q 1 , дефицит - Q 2 -Q 1 .

В условиях дефицита производители могут несколько ухудшить качество сосисок (например, включив в них больше влаги и крахмала), не опасаясь трудностей с реализацией. В результате ухудшения качества сосисок спрос на них уменьшается, кривая спроса сдвигается влево, последовательно принимая положения D 1 и D 2 . Наоборот, предложение сосисок увеличивается, поскольку менее качественный товар требует, как правило, меньших затрат на производство (вода и крахмал дешевле мяса) и производители согласны поставить на рынок по той же цене большее количество менее качественного товара. Линия предложения сдвигается вправо, последовательно принимая положения S 1 и S 2 . Движение линий спроса и предложения в противоположных направлениях происходит до тех пор, пока точка их пересечения не опустится до уровня фиксированной цены Р .

Состояние "квазиравновесия" характеризуется объемом рынка Q 3 , который больше Q 1 и меньше Q 2 . Квазиравновесный объем Q 3 может быть как больше, так и меньше Q E . Качество сосисок ниже того уровня, который могли бы обеспечить производители и который хотели бы иметь покупатели.

С целью предотвращения снижения качества товаров государство может ввести контроль не только за ценами, но и за качеством продукции. Но в условиях товарного дефицита возможности этого контроля весьма ограничены.

Резюме:

Контрольные вопросы

1. Чем определяется структура рынка?

2. Почему важно знать структуру рынка?

3. При каких условиях фирма максимизирует прибыль?

4. При каких условиях фирмы вынуждены прекратить производство продукта?

5. Почему кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы горизонтальная, а кривая спроса для всего конкурентного рынка имеет отрицательный наклон?

6. Как формируется кривая краткосрочного предложения конкурентной фирмы и отрасли?

7. Чем руководствуется совершенно конкурентная фирма, принимая решение об объеме выпуска?

8. При каких условиях возникает долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции?

9. Насколько совершенно конкурентные рынки являются эффективными?

Тесты

Задачи

1. Функция спроса населения на данный товар: Q D = 9 - Р ; функция предложения данного товара: Q S = - 6 + 2Р , где Q D - объем спроса, млн. шт.; Q S - объем предложения, млн шт.; Р - цена, грн..

а) Предположим, на данный товар введен нетоварный налог, уплачиваемый продавцом, размером 1.5 грн./шт. Определите равновесную цену (с включением и без включения налога), равновесный объем продаж. Сделайте рисунок.

б) Предположим, на данный товар введен потоварный налог, уплачиваемый продавцом, размером 25 % цены, уплачиваемой покупателем. Определите равновесную цену (с включением и без включения налога), равновесный объем продаж. Сделайте рисунок.

в) Предположим, за каждую проданную единицу товара производители получают дополнительно 1.5 грн. из госбюджета. Определите равновесную цену (с дотацией и без нее), равновесный объем продаж. Сделайте рисунок.

г) Предположим, на данный товар введен потоварный налог, уплачиваемый продавцом, размером 1.5 грн./шт. Одновременно правительство установило фиксированную розничную цену (включающую налог) в 5 грн. Определите избыточный спрос. Сделайте рисунок.

Основные термины и понятия

Отрасль – это группа фирм, производящих блага, предназначенные для удовлетворения однои потребности и взаимозаменяемые между собой.

Рыночная структура – это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли.

Рыночная власть производителя – это обусловленная особенностями рыночной организации его способность воздействовать на рыночную цену блага посредством регулирования объема его предложения.

Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Предельный анализ

Совместный анализ


Вальрас Леон Мари Эспри (1834-1910) - швейцарский экономист.

Тест по теме « Экономика» Вариант 1 Желаю удачи!!!

1.К отрицательным последствиям рыночного регулирования экономики относится

1) свободное ценообразование

2) отказ от уравнительного распределения товаров и услуг

3) доминирование потребления над производством

4) наличие незанятых в общественном производстве людей, безработица

2.С целью повышения качества пищевых продуктов госинспекция страны Н. предложила ввести

Лицензирование выпускаемой продукции. Какая экономическая функция государства может быть

Проиллюстрирована с помощью приведенной ситуации?

1) поддержка стабильности рыночной системы

2) стимулирование экономического роста

3) борьба с монополизмом

4) обеспечение правовой базы рыночной экономики

3.Циклическая безработица максимальна

1) на пике экономической активности

2) в нижней точке спада экономической активности

3) в период роста экономической активности

4) в период стабильного экономического развития

4.Что относится к типичным чертам рационального поведения потребителя?

1) снижение расходов на дорогостоящие товары при повышении дохода

2) при любом росте доходов отсутствие предела расхода денежных средств на питание

3) возрастание внимания к качеству товара при увеличении дохода

4) при стабильно высоких доходах отказ от покупки дорогостоящих товаров

5.Банкротство нескольких угледобывающих предприятий в связи с переходом промышленности на

Другие источники энергии вызвало безработицу значительной части населения региона Z. К какому

Типу относится безработица в регионе Z?

1) Структурная 2) циклическая 3) сезонная 4) кризисная

6.Рост популярности кафе с разнообразным ассортиментом десертов резко повысил

Потребность в таких специалистах, как кондитеры. Какую особенность рынка труда

Иллюстрирует этот пример?

1) связь спроса на труд со спросом на товары и услуги

2) мобильность работников

3) высокую конкуренцию работников

4) установление определённого уровня безработицы

Тест по теме « Экономика» Вариант 2 Желаю удачи!!!

1.В стране Z сократились потребление и экспорт угля, большинство шахт закрылось,

Десятки тысяч шахтёров потеряли работу. Выберите из приведённого ниже списка

Характеристики возникшей безработицы и запишите цифры, под которыми они

Указаны.

1) структурная безработица

2) добровольная безработица

3) скрытая безработица

4) фрикционная безработица

5) сезонная безработица

6) массовая безработица

2. К экономически активному трудоспособному населению относятся

1) старшеклассники общеобразовательных школ

2) студенты дневных отделений вузов

3) выпускники университетов

4) владеющие собственностью пенсионеры

3. Экономический кризис привёл к закрытию предприятий и росту безработицы во многих

Отраслях. Какой вид безработицы иллюстрируется этим примером?

1) Фрикционная 2) циклическая 3) сезонная 4) структурная

4. Повышение уровня безработицы в традиционных отраслях и наличие свободных мест в

Сфере высоких технологий и услуг характеризуют ситуацию на рынке

1) Информации 2) средств производства 3) товаров и услуг 4) труд

5. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. В число безработных граждан включают пенсионеров и детей.

Б. Одним из проявлений скрытой безработицы является переход на неполный рабочий

1)верно только А 2) верно только Б 3)верны оба 4)оба суждения неверны 6. Социально-экономические преобразования в России увеличили спрос на переквалификацию и переподготовку специалистов для новых рыночных структур. Это пример функционирования рынка

1) информации 2) труда 3) товаров 4) капиталов

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Безработица». «Инфляция».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более

Детализированы в подпунктах.

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания об-ществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о рынке труда

Основные направления экономической деятельности государства . Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:

Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

Обеспечение устойчивых темпов роста;

Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно технической революции;

Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

Решение экологических проблем.

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства. Некоторые из них отражены на рис. 12.1. Рассмотрим каждое из них более подробно.


Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности . Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных

документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ - другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации, которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого - к стагнации. Проведение антимонопольной политики , направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему

регулирования внешних или побочных эффектов . Внешний эффект

Это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта представляет строительство оросительной системы одним фермером, в результате, которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства.

А. Пигу, английский экономист, основатель теории государства всеобщего благоденствия, обосновывает налоговый путь разрешения этого вопроса, предполагающий активную роль государства в решении проблемы внешних эффектов.

Р.Коуз, американский экономист, теоретик неоклассической школы, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек . Это издержки, связанные не с производством как таковым, a c соответствующими ему затратами (поиском информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержках заключения хозяйственного договора, контролем за его исполнением и т. д.). Р. Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее эффективно на основе частных соглашений собственников.

Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере?

Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек. Как справедливо отметил известный американский экономист К. Д. Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.

Создание инфраструктуры экономики – другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры - комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:

Производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);

Институциональная (государственный аппарат управления);

Социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);

Информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства государственным предпринимательством . Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a c другой стороны, как особый общественный предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

Перераспределение доходов - это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов, некоторые из которых показаны на рис. 12.2.

Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.

Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии . Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов - это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развитие малого бизнеса и др.

Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.

Государство в социально ориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики . Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов и др.

Фискальная политика - это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.

К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности . Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

Одной из функций государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно технической и инновационной политики.

Современная экономика базируется на проведении эффективной научно технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации. В США государство финансирует более половины фундаментальных исследований, практически полностью создание наиболее сложных и дорогостоящих установок фундаментальной науки. Государство берет на себя значительную часть расходов на проведение НИОКР (научно исследовательских и опытно конструкторских работ). Особенно активно государство принимает участие в финансировании НИОКР, связанных с военным производством. В России в условиях ограниченности государственного бюджета наметилась опасная тенденция к сокращению объема финансирования фундаментальной науки, что ставит под угрозу сохранение интеллектуального потенциала общества.

Обеспечение экологической безопасности важная функция государства в социальной рыночной экономике. Вторая половина XX века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Одними из них являются разрушение экосистем, потери части ВВП. Ежегодные потери только от атмосферных загрязнений в 70 x годах составили во Франции 0,7-0,9% ВВП, в Италии - 0,7%, в Великобритании - 1,7-2,3%, в США - 2,2-2,9% ВВП. Общий ущерб, нанесенный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, например, в европейских странах оценивается в 3-5% ВВП. Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплекса мер по экологизации производства. Для современной экономики приемлемым является второй путь. Его реализация предоставляется государству. Оно организует систему контроля, оценки и слежения за изменениями состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Государство создает сеть стационарных станций наблюдения, с помощью авиакосмических средств контроля над изменениями параметров, характеризующих состояние среды. Государство посредством законов, налоговой политики ведет оперативное управление охраной окружающей среды, принуждая предпринимателей к соблюдению природоохранных мер. Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство некоторых продуктов, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм.

Пределы государственного вмешательства в экономику . Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное

функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.

В рыночной экономике основная роль в координации хозяйственной деятельности принадлежит рынку"В системе свободного предпринимательства, - пишет. П. Самуэльсон, - ни отдельные люди, ни организации специально не виришуют во триады экономических проблем, которые, как и для кого производить"И приводит пример. Нью-Йорка, которое обеспечивается различными товарами из разных штатов и разных уголков земного шара с помощью рынка. Все это осуществляется без принуждения и без централизованного руководства некоего коллективного органлективного органу.

Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей в той или иной степени в соответствии с их собственных намерений без централизованного руководства. Итак, система рынка не является системой хаоса. Она подчинена некоторый им закономерностейям.

. Рыночная система - это сложный механизм непроизвольной координации экономических отношений, действует через систему цен, конкуренции и рынков, который объединяет действия миллионов различных производителей и подчиняет их общественным потребностей ба.

В этой системе, по выражению. А. Смита, действует принцип"невидимой руки", которая направляет каждого индивида действовать для достижения наибольшего блага для всех. Но это касается только той экономики, в которой имеет место совершенная конкуренция. А нынешняя система является смешанной системе частного и государственного предпринимательства, она является системой монополии и конкуренции. В этой системе рынок не решать все проблемыи всі проблеми.

В современной рыночной экономике имеют место определенные негативные явления, прежде всего такие:

1) постоянно нарушается экономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением; экономика развивается циклически; не до используются трудовые ресурсы; не являются стабильными цены, присутствует инфл ляция

2) технический прогресс и конкуренция ведут к увеличению размеров фирм, что неизбежно порождает тенденцию к монополизации рынка. К ней ведет и само развитие конкурентной борьбы, в ходе которой одни производитель ки укрепляют свои позиции, а другие разоряются;

3) рынок обеспечивает благами только платежеспособных потребителей неплатежеспособных рынок не допускает к потреблению благ. А таких людей много. Это сироты, инвалиды, несовершеннолетние, безработные, многодетные семьи мьи и другие. Он обрекает людей жить в нищете. Частная благотворительность не способна устранить нищеты, хотя может немного сгладить ее. Только вмешательство государства может в определенной степени решить эти проблемыблеми;

4) рыночная экономика в современных условиях не может обеспечить справедливой конкуренции;

5) рынок не полностью решает проблему"что производить"Он не заинтересовывает производить общественные блага, к которым относятся фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, протиповиневи сооружения строительство дорог, мостов, благоустройство городов и т.д. міст тощо;

6) хроническая безработица, недоиспользование производственных мощностей свидетельствуют, что рыночный механизм не обеспечивает рационального использования ресурсов и решения многих других проблем. К ним относятся: создание законодательной базы, защите конкуренции, охрана окружающей среды, регулирования доходов населения, занятости, денежно-кредитной системы, внешнеэкономических отношений и прочее. Следовательно, не обходную государственном регулировании многих экономических процессовв;

7) рыночный механизм не может обеспечить внешней и внутренней безопасности, регулирования денежного обращения, сбора налогов и формирования государственного бюджета, регулирования внешнеэкономической деятельности.

С развитием рыночной экономики возникают и развиваются новые экономические и социальные проблемы, которые нельзя решить без вмешательства государства. Обостряется конкуренция, экологические проблемы, безработица я, что требует государственного вмешательства и государственных капиталовложенийь.