Перечень работ подлежащих выполнению при консервации объекта. Консервация объекта незавершенного строительства — временное прекращение работ для решения проблемных задач

Перечень работ подлежащих выполнению при консервации объекта. Консервация объекта незавершенного строительства — временное прекращение работ для решения проблемных задач

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы на консервацию незавершенного строительства не уменьшают. При данном объекте налогообложения не учитываются никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Нельзя их учесть и на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ как материальные расходы (приобретение работ и услуг производственного характера), поскольку в прямые отношения с подрядчиком инвестор не вступает.

О порядке учета расходов при упрощенке у подрядчика см. Как отразить в учете расходы подрядчика по договору строительного подряда .

ЕНВД

Деятельность, которую осуществляет подрядчик в рамках договора подряда (инвестиционного договора), на ЕНВД не переводится (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Налогообложение такой деятельности производится в соответствии с или .

Если инвестор платит ЕНВД, то расходы на консервацию объекта незавершенного строительства не окажут влияния на расчет этого налога. Плательщики ЕНВД рассчитывают этот налог, исходя из вмененного дохода (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Если инвестор применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, то порядок учета расходов на консервацию объекта незавершенного строительства зависит от того, в каком виде деятельности планировалось использование построенного объекта.

Если объект незавершенного строительства предназначен для использования только в рамках деятельности на общей системе налогообложения, то налоговый учет расходов на консервацию ведите по правилам, действующим при .

Если объект незавершенного строительства предназначен для использования только в рамках деятельности на ЕНВД, то налоговый учет расходов на консервацию ведите по правилам, действующим при .

Объект незавершенного строительства может быть предназначен для одновременного использования в деятельности, облагаемой ЕНВД, и в деятельности, с которой инвестор платит налоги по общей системе налогообложения. В этом случае налоговый учет расходов на консервацию организация ведет с некоторыми особенностями.

Кроме того, если инвестором будет принято решение о применении вычета НДС, нужно распределить сумму «входного» НДС по расходам на консервацию. Это необходимо, чтобы определить сумму налога, которую организация может предъявить к вычету. Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Подробнее о распределении «входного» НДС см.

Иногда строительным организациям приходится приостанавливать работы и консервировать объекты, причиной тому может послужить нехватка денежных средств, несоответствие строящегося объекта современным требованиям, банкротство инвестора и так далее.

Решение о консервации строящегося объекта принимает заказчик. Это решение он оформляет приказом или распоряжением, где должны быть указаны сроки, в которые будет:

· разработана документация, необходимая для консервации объекта;

· проведена инвентаризация недостроенного объекта строительства.

Заказчик, после принятия решение о консервации, обязан уведомить об этом подрядчика, оплатить подрядчику все выполненные работы и возместить ему расходы, вызванные консервацией.

На практике, как правило, все работы связанные с консервацией, выполняет подрядчик. Поэтому заказчику необходимо согласовать с ним смету на строительно-монтажные, ремонтные и восстановительные работы, а также на охрану объекта.

Перед тем как начать консервацию недостроенного объекта, необходимо провести инвентаризацию. В состав комиссии по проведению инвентаризации входят представители генподрядчика, субподрядчиков, а также проектной организации. Комиссия составляет инвентаризационные описи с указанием наименования объекта, объема выполненных работ по всему объекту и по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам и оборудованию.

Инвентаризационная комиссия должна проверить:

· в каком состоянии находятся строительные объекты, которые должны быть законсервированы;

· нет ли оборудования, которое было передано в монтаж, но так и осталось не смонтированным.

Иногда комиссия выявляет завышение или занижение стоимости работ, причины которого могут быть различными, например:

· неправильно применены сметные нормы и расценки, поправочные коэффициенты пересчета сметной стоимости в уровень текущих цен и другие нормативы, из которых складывается договорная цена строительной продукции;

· в стоимость выполненных работ вошли расходы, не относящиеся к строительству (например, затраты на покупку оборудования, устранение дефектов оборудования, на пусконаладочные работы и так далее);

· в расчетных документах искажены данные об объемах СМР.

После инвентаризации описи передают в бухгалтерию заказчика и подрядной строительной организации, чтобы в учет были внесены необходимые исправления.

Заказчик и подрядчик должны документально оформить решение законсервировать строящийся объект. В течение месяца со дня принятия такого решения им следует подписать Акт о приостановлении строительства, который составляется по форме №КС-17, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11 ноября 1999 года №100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», в двух экземплярах: первый передается подрядчику, второй — заказчику (застройщику). В акте указывают:

· наименование и назначение объекта, строительство которого приостановлено;

· дата начало строительства;

· договорную (сметную) стоимость работ;

· сметную стоимость работ, которая выполнена на данный момент;

· расходы, которые понес застройщик к моменту, как были приостановлены работы;

· затраты, необходимые для консервации и охраны строительства.

Для получения необходимой информации о затратах заказчик, подрядчик и проектная организация составляют специальный перечень работ и затрат, согласно которому проектная организация разрабатывает смету консервации и охрану строительного объекта.

На основании сметы подрядчик будет выполнять СМР, которые будут оговорены в дополнительном соглашении к генеральному договору подряда на капитальное строительство. Дополнительным соглашением устанавливают сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированных объектов, оборудования и материалов, указывают сроки, в которые подрядной организации возместят убытки.

В ПБУ по учету долгосрочных инвестиций, сказано, что затраты на консервацию не включаются в стоимость строящегося объекта. Как правило, их не предусматривают в сводных сметных расчетах. ПБУ по учету долгосрочных инвестиций рекомендует заказчику вести учет таких затрат на отдельном субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств», открываемому к счету «Вложения во ».

План счетов бухгалтерского учета рекомендует отражать затраты на консервацию объекта, признавая их прочими расходами, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» .

По мнению авторов настоящей книги, в данной ситуации лучше руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета и использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы» .

Пример 1.

В мае предыдущего года ООО «А» (заказчик) заключило с ООО «Б» (подрядчиком) договор на строительство офиса. Однако в январе текущего года из-за нехватки денежных средств заказчик вынужден был приостановить строительство и законсервировать объект. ООО «А» заказало проектной организации документацию, необходимую для консервации офиса. За услуги проектной организации было оплачено 11 800 рублей (в том числе НДС — 1 800 рублей).

Согласно дополнительному соглашению ООО «Б» проводит работы по консервации незавершенного строительства офисного помещения. Затраты подрядчика на эти работы составили 151 040 рублей (в том числе НДС — 23 040 рублей). Кроме того, ООО «А» уплатило подрядчику 100 000 рублей за нарушение условий договора подряда. На содержание законсервированного объекта ООО «А» ежемесячно тратит 60 000 рублей ( сторожей с учетом ЕСН).

Заказчик отражает затраты на консервацию объекта следующими записями:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Отражены затраты на подготовку сметной документации по консервации здания цеха

Отражен НДС по затратам на подготовку сметной документации

Отражены расходы по оплате работ подрядчика по консервации здания офиса

Отражен НДС по расходам по консервации

Оплачены счета проектной организации и подрядчика (151 040 рублей + 11 800 рублей)

Уплачен штраф ООО «Б» за нарушение условий договора подряда

Начислена заработная плата сторожам, охраняющим законсервированный объект, и ЕСН

Суммы НДС учтены в составе прочих расходов

В налоговом учете затраты на консервацию и содержание такого объекта отражаются как . На основании пункта 9 статьи 265 НК РФ, организация может уменьшить свою налогооблагаемую прибыль на их сумму.

В отношении НДС отметим следующее. Статьями 171,172 НК РФ регулируется порядок применения налоговых вычетов. Расходы организации, связанные с подготовкой объекта к консервации и их содержанием на период консервации не связаны с осуществлением операций, подлежащих обложению НДС. Так как в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, то организация не вправе принять «входной» НДС к вычету. Сумму не принятого к вычету НДС организация отражает по дебету счета 91-2 «Прочие расходы».

При исчисления налога на прибыль, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, исключаются из расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Данной позиции придерживаются и налоговые органы.

Строительство объекта подрядчик может вести поэтапно. Пока он не сдаст построенный объект, затраты на отдельные этапы своих работ он учитывает на счете . После того как этап строительства завершен, затраты на него списывают со счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» . Далее этап работ сдают заказчику.

Если строительство объекта ведется в один этап, то все расходы по выполнению СМР учитывают на счете 20 «Основное производство» .

Независимо от того, каким способом ведется строительство, расходы по его консервации подрядчик отражает на счетах по учету затрат на строительство. Оплата за работу, которую подрядчик выполнил в процессе консервации, включается в общий объем СМР и является его выручкой.

Пример 2.

ООО «Б» (подрядчик) заключило с заказчиком договор на строительство гаража. Договором предусмотрено два этапа работ. Общая стоимость работ — 1 852 600 рублей (в том числе НДС — 282 600 рублей):

I этап — 837 800 (в том числе НДС 127 800 рублей);

II этап — 1 014 800 рублей (в том числе НДС — 154 800 рублей).

ООО «Б» выполнило первый этап работ и сдало их заказчику. Затраты по I этапу строительства у подрядчика составили 600 000 рублей. Заказчик СМР оплатил работы I этапа строительства и решил законсервировать строительство гаража. Выручка ООО «Б» по переводу недостроенного объекта строительства на консервацию составила 59 000 рублей (в том числе НДС 9 000). Затраты на эти работы у подрядчика составили 30 000 рублей.

Все работы по консервации объекта ООО «Б» были выполнены. Заказчик за нарушение условий договора строительного подряда заплатил подрядчику штрафные санкции в сумме 35 400 рублей.

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Правила
проведения консервации объекта капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее - объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее - объект государственной собственности).

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее - проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Установлен порядок консервации объекта капстроительства.

Решение о консервации принимается застройщиком (заказчиком) в 2 случаях. Если строительство (реконструкция) прекращается или приостанавливается на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

Застройщик (заказчик) приводит объект и стройплощадку в состояние, при котором обеспечиваются прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов. Также они должны быть безопасны для населения и окружающей среды.

В решении указываются перечень и сроки работ по консервации, лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, время подготовки необходимой техдокументации, сумма затрат. Последняя определяется на основании акта, составленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).

После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта. Цель - зафиксировать его фактическое состояние, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.

В ходе работ по консервации, в частности, выполняются конструкции, принимающие проектные нагрузки (в том числе временные). Освобождаются емкости и трубопроводы от опасных и горючих жидкостей. Закрываются или свариваются люки и крупные отверстия. Отключаются инженерные коммуникации (за исключением тех, которые обеспечивают сохранность объекта). Следует исключить несанкционированный доступ внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (если он должен проводиться).

Урегулирована процедура возобновления строительства (реконструкции).

Установлены особенности принятия решения о консервации объекта госсобственности.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Иногда необходимо сохранить работоспособность промышленных мощностей, которые не планируется использовать в ближайшем будущем. Или не успели за летний сезон полностью построить дом. В таком случае необходима консервация зданий и сооружений.

Вводная информация

Неважно, какая причина - или приближающаяся зима, или отсутствие потребности в зданиях. Всегда должен быть проект консервации зданий и сооружений. Также необходимо четко представлять, какие цели преследуются и какие задачи стоят перед людьми, осуществляющими процесс. Давайте рассмотрим вводную информацию, от которой будем отталкиваться. Допустим, что ведется строительство здания. Но завершить его до начала зимнего периода никак не успеть. А по технологии строительные процессы необходимо проводить при плюсовых температурах. Поэтому встала необходимость отложить весь спектр нужных работ до лучшего времени. А для этого необходимо защитить объект от осадков и перепадов температур.

Главная преследуемая цель

Наиболее приоритетным должна быть защита от влаги. Почему? Как известно, вода, когда она превращается в лед, увеличивается в объеме. Если не закрыть от влаги стыки и швы, то элементы конструкции после наступления морозов начнут разрушаться и деформироваться. Чтобы защититься от осадков, над недостроенными объектами возводят временные простые конструкции, выполненные из недорогих и доступных материалов. Оконные и дверные проемы необходимо закрыть с помощью рубероида или пергамина. Можно использовать фанерные щиты и в совсем уж редких случаях - полиэтиленовую пленку (ею удобно заделывать отверстия нестандартной формы). Чтобы не решать вопросы в процессе, необходимо создать адекватный и детальный проект консервации здания.

О фундаменте

Начнем с самой основы. Фундамент и цокольный этаж каменного дома (а также из бетона и кирпича) лучше оставить на год без нагрузки. Это необходимо для того, чтобы он отстоялся и осел. Деревянным постройкам такой временной период не нужен. Ведь они более легкие и создают меньшую нагрузку на основание. Учитывая, что в наших широтах высота снежного покрова регулярно превышает отметку в 0,5, фундамент необходимо подготовить самым тщательным образом. Первым делом необходимо внимательно осмотреть основание. При нахождении трещин и неплотностей, в которые может просочиться вода, их необходимо заделать. Если погодные условия уже не позволяют работать с цементным раствором, то стенки фундамента необходимо закрыть. Для этого, как правило, используется рубероид. Если гидроизоляция уже предусмотрена, то необходимо просто закрыть его верхнюю часть, чтобы на нее не попадали осадки. Также нужно озаботиться, чтобы около ленты фундамента не скапливалась талая вода. Для этого по периметру прокладываются канавки. Если это сделать не позволяет рельеф, то необходимо обязательно озаботиться гидроизоляцией.

О фундаменте с подвальным помещением

В таком случае возникают достаточно серьезные проблемы. Консервация здания требует, чтобы временное укрытие было надежным. Ведь если вода просочится, то она сможет разорвать всю конструкцию. На этот случай есть один народный способ: необходимо накидать в подвальное помещение пластиковых бутылок, которые на одну треть заполнены водой. Тогда при замерзании воды большую часть распорных усилий примут на себя погруженные в объем льда и более податливые к сжатию бутылки, а подвал не пострадает. Данный метод позволяет обеспечить сохранность конструкции, но желательно, чтобы было 3-4 крупных емкостей на один квадратный метр.

Временная кровля

Строительство может остановиться в процессе возведения стен и междуэтажных перекрытий. В таком случае необходимо защитить от осадков горизонтальные участки конструкции. Особенно это актуально в тех случаях, когда стены делаются из щелевого кирпича или являются многослойными (например, комбинируется камень и бетонные блоки). Над недостроенным зданием необходимо сколотить решетку из досок. Сверху ее укрывают рубероидом. Это и есть временная кровля. Можно также соорудить стропильную конструкцию с обрешеткой из необрезанных досок и сверху укрыть ее рубероидом. Снаружи стены ничем закрывать не нужно. С лицевой или черновой кирпичной кладкой в зиму ничего не произойдет. Вода с вертикальных поверхностей стечет. А та влага, которую все же впитают поры, имеет ничтожный объем. Поэтому она не вызовет разрушений.

Специфические моменты с кровлей

Легче всего работы по консервации здания осуществляются с деревянными рублеными домами. Ведь они строятся из материала, который от природы хорошо приспособлен к изменению температурно-влажностного режима. Дерево зависимо от погодных условий, может как впитывать влагу, так и отдавать ее обратно. Поэтому в срубах от прямого попадания осадков закрывают только верхний венец. Если за зиму дом все же отсыреет, то фактически он почти не пострадает. Разве что процесс усадки растянется дополнительно на несколько лет. Не самый худший вариант. К примеру, полная изоляция деревянных стен благодаря полиэтиленовой пленке только создает иллюзию безопасности. В реальности же от такой «защиты» больше вреда. Ведь влага из-за герметичности пленки не сможет испариться, а будет конденсироваться на поверхности. В местах соприкосновения стен и полиэтилена капли конденсата будут впитываться, не давая дереву высохнуть. Поэтому закрытый пленкой сруб сгнивает быстрее, нежели просто открытый. Может возникнуть ситуация, когда крыша дома к окончанию строительного сезона выполнена частично. Например, сделаны стропила и есть обрешетка, но собственно кровельный материал не уложен. В таком случае необходимо сделать временное укрытие сверху, чтобы защитить постройку от частичного разрушения. Над готовыми стропилами укладывается рубероид, который закрепляют рейками. Это особенно важное правило для каркасных домов. Ведь если они намокнут и обледенеют, то существенно увеличится их вес. А из-за распорных усилий недостроенный каркасный дом может завалиться.

О бюрократических моментах

Если человек самостоятельно строит дом, то он отчитывается только перед собой. Но в компании дело обстоит несколько по-другому. Так, необходимо оформить приказ о консервации здания. В нем должна содержаться информация о том, как осуществлять этот процесс. Альтернативный вариант - присутствует ссылка на стандартизированный документ, в котором имеются все необходимые данные. После того как был завершен процесс, нужно составить акт консервации здания. В нем необходимо указать информацию о том, какие действия были предприняты, где и что закреплено и тому подобные данные, чтобы если на следующий год поменялась группа строителей, то они смогли быстро определиться с фронтом работ. Многие думают, что это обуза. И не нужно создавать и заполнять документы. Консервация здания - это специфический процесс. Пускай бумаги оправдывают себя только в части случаев, но они необходимы, чтобы избежать задержек и негативных последствий.

Закрытие доступа

Необходимо защищать недостроенный дом не только от негативных погодных воздействий. Следует помнить и о непрошеных гостях. Правила общей безопасности предусматривают, что доступ на объект необходимо закрыть. И это делается не столько из-за заботы о любителях легкой наживы и бомжах, сколько о детях, что могут пробраться на стройплощадку. Для этого необходимо забить оконные и дверные проемы, а также полностью обесточить объект. Делается это с помощью черновых рам из досок. На них натягивают рубероид, пергамин или фанеру. Полиэтиленовую пленку для этой цели лучше не использовать. Связано это с тем, что она легко рвется. В крайнем случае лучше остановить выбор на армированной пленке. Хотя если разговор идет о рубленых домах, которым необходимо определенное время для усадки, то их лучше оставлять с открытыми оконными проемами. Это нужно для того, чтобы они хорошо проветривались. Конечно, сделать это возможно не всегда, а лучше решаться на подобное только на территории под охраной. Следует уделить внимание и проложенным коммуникациям. Так, если есть автономная система водяного отопления, то ее обязательно необходимо продуть компрессором до наступления зимы, чтобы удалить жидкость и способствовать сохранности трубы. На этом дело не закончено. Следует также слить жидкость из системы водоснабжения. В случаях когда строение консервируется больше, чем на один год, желательно качественно обработать непроветриваемые участки. Это перекрытия со стороны подвала и углы. Для них нужно использовать противогрибковые и антибактериальные составы. Если консервация здания осуществляется только на одну зиму, то в этом нет потребности - в это время года микроорганизмы практически не размножаются.

Заключение

Могут быть оставлены и полностью готовые объекты, в которых на данный момент нет особенной нужды. Список выполняемых действий в данном случае не сильно отличается от представленных выше вариантов действий для недостроенных зданий. Также необходимо защищаться от влаги, проводить дезинфекцию, принимать противогрибковые и антибактериальные меры и делать все возможное, чтобы на объект не проникли посторонние лица.

В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Правила проведения консервации объекта капитального строительства

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее - объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее - объект государственной собственности).

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее - проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.