За последние несколько лет в России около 20 негосударственных пенсионных фондов перестали существовать, у одних была отобрана лицензия, других объявили банкротами. По , при отзыве лицензии у НПФ, накопления граждан вместе с реестрами застрахованных лиц передаются в ПФ России, который становится их страховщиком.
Основной проблемой НПФ являются плохие инвестиции с последующим искажением финансовой отчетности, хотя средства будущих пенсионеров вкладываются в коммерческие структуры. Ответственность за то, чтобы обеспечить людей пенсией возлагается на государство.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Клиентов НПФ обычно беспокоит вопрос разорения организации, как это может их затронуть:
Если даже произошло банкротство НПФ, накопления будущих пенсионеров автоматически возвращаются в Пенсионный фонд России, который является государственной структурой и это происходит в течение 3 месяцев с момента, когда фонд перестал функционировать
С того момента, как пенсионное законодательство России претерпело изменения, граждане стали перед выбором, оставлять сбережения в ПФР или переводить в негосударственный. Если говорить об уровне доходов, то лучше остановиться на негосударственном фонде. Перед тем как принять окончательное решение каждый гражданин должен быть осведомлен о том, что будет с его сбережениями, если НПФ, в который он намеревается перейти, прекратит существовать.
В первую очередь необходимо понять, что пенсионные сбережения не могут быть потеряны. Законодательство РФ регламентирует жесткую систему контроля, благодаря которой банкротство исключается. говорит о том, что долги фонда не могут взыскиваться из накоплений застрахованных лиц, исключение составляют задолженности перед ними.
Налагать арест на имущество НПФ также не разрешается. Подобные требования не могут быть применены к другим финансовым учреждениям РФ, что еще раз говорит о надежности НПФ, гарантируя выплату пенсионных сбережений.
Если негосударственный фонд прекращает свою деятельность, то чаще всего это связано с аннулированием лицензии, потому что требования законодательства были нарушены.
К другим основным причинам можно отнести:
Также НПФ имеет право добровольно заявить о том, чтобы у него отозвали лицензию.
Для застрахованных лиц НПФ вопрос, где искать свои накопления, в случае отзыва у него лицензии, по-прежнему, остается острым. Хотя государство гарантирует возврат накоплений и инвестиций по пенсиям.
Граждане должны знать, что есть два варианта:
Нормативно-правовые акты РФ в совокупности создают гарантийную систему, которая обеспечивает сохранность накоплений по пенсиям, поэтому их потеря невозможна.
Когда у НПФ отзывается лицензия и пенсионные накопления направляются в ПФ России, застрахованное лицо может на свое усмотрение принять одно из двух решений:
Если НПФ застрахованного лица являлся участником системы гарантирования, то сбережения накопительной части гарантируется АВС, в другом случае гарантию обеспечивает Центробанк.
При аннулировании лицензии Центробанком вводится в фонд временная администрация, которая через 15 дней подает в суд заявление о ликвидации. Спустя месяц администрация передает сведения об обязательствах фонда в ПФР, у последнего есть 1 месяц , чтобы обработать данные. После этого средства будут полностью переданы в ПФР.
Будущий пенсионер должен написать заявление в ПФР о том, что он выбирает новый НПФ, указывая в содержании желание, сохранить 6% отчислений, которые полагаются для накопления. Это необходимо сделать до конца года, потому что заявки о переходе рассматриваются только в следующем году, в 1 квартале.
Если у застрахованного лица накопления находятся в НПФ по одной из негосударственных программ, то спустя 3 месяца после прекращения его существования будет определен баланс по выплатам. Он устанавливается временной администрацией, выплата осуществиться только при наличии средств.
Для того чтобы накопительная часть была выплачена гражданину, его НПФ должен находиться в системе гарантирования. Но есть фонды, которые там еще не находятся, а их заявки на стадии рассмотрения. Согласно закону права застрахованных лиц переходят из одного негосударственного фонда в другой, но сделать это можно 1 раз в 5 лет без начисления штрафов, иначе за последний год теряется инвестиционный доход.
Таким образом, будущий пенсионер при ликвидации своего НПФ перейдет в ПФР, а оттуда сможет перейти в другой НПФ. Но если фонд не находится в системе гарантирования лучше это сделать заблаговременно и не ждать пока он обанкротится. Это касается застрахованных лиц, которые держат накопления по одной из государственных программ. Негосударственное пенсионное обеспечение будет по-прежнему предлагаться фондами, которые не находятся в системе гарантирования.
При ликвидации НПФ застрахованное лицо должно позаботиться о том, чтобы спасти свои накопления. Ведь банкротство НПФ, как и любого другого юридического лица имеет свои последствия.
По закону, если у НПФ отзывается лицензия, застрахованное лицо не может потерять накопления по пенсии, потому что средства передаются в ПФР, а их сумма не может быть меньше той, которая раньше поступила в НПФ. Но на практике фонды, лишившись лицензии, возвращают в ПФР только половину того, что получили.
Они не спешат это делать, потому что оспаривают в суде действия регулятора по поводу аннулирования лицензии, что занимает немалое время. Кроме того, многие фонды работают недобросовестно, отображая на счетах клиентов убыточность инвестирования, другие фальсифицируют сведения о прибыли, поэтому многие застрахованные лица переводятся из одних НПФ в другие или в ПФР с убытками.
Все это является грубым нарушением закона. Возвращать убытки по закону придется новому страховщику будущих пенсионеров – ПФР, что является риском для государства. Поэтому сегодня каждому НПФ придется пройти аккредитацию, чтобы подтвердить свою надежность.
Если застрахованное лицо примет решение о расторжении договора с НПФ до того, как он перестанет существовать, о возврате средств в государственный фонд, ему следует помнить, что часть накоплений может быть утеряна
В новой редакции с изменениями, которые вступили в силу в июле 2019 года в ст. 187.7 оговариваются правила конкурсного производства, которое касается НПФ.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) может обанкротиться, но опасаться того, что пенсионные накопления могут быть при этом быть потеряны, не стоит.
«Негосударственные пенсионные фонды — это институты, работающие на финансовом рынке. И для них характерны все события, которые происходят в экономике. В том числе и банкротства. Но в связи с тем, что требования к НПФ со стороны регулятора достаточно жесткие, такие случаи единичны. Мы помним о банкротствах пенсионных фондов, принадлежавших Анатолию Мотылеву и Евгению Новицкому. Все эти случаи были до создания в России системы гарантирования средств пенсионных накоплений», — говорит первый вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Сергей Эрлик .
Граждане, чьи пенсионные накопления находятся в НПФ, должны знать, что, в соответствии с российским законодательством, пенсионные накопления россиян, находящиеся в негосударственных пенсионных фондах, застрахованы .
Также в законодательстве прописана жесткая система контроля, которая исключает вероятность банкротства НПФ. Согласно закону № 75-ФЗ от 07 мая 1998 года «О негосударственных пенсионных фондах», взыскание долгов с фонда не может быть осуществлено из средств пенсионных накоплений.
Необходимо регулярно следить за доходностью НПФ, в котором находится пенсионный счет. С этой информацией можно ознакомиться на сайте Банка России , который публикует сведения о доходности НПФ ежеквартально. Но при этом эксперты отмечают, что инвестирование пенсионных накоплений носит долгосрочный характер и это нужно понимать.
«Если ваш фонд в какой-то год покажет низкую доходность, это не значит, что он испытывает финансовые проблемы. А вот если низкая доходность фонда наблюдается на протяжении нескольких лет, то это уже повод задуматься. НПФ публикуют свою финансовую отчетность на официальных интернет-сайтах. Отдельные фонды уже раскрывают состав своих инвестиционных портфелей. Эта информация также может быть полезной для застрахованных лиц», — говорит Эрлик.
В случае предполагаемого банкротства застрахованное лицо может перевести накопленные средства из одного НПФ в другой, который демонстрирует более высокие финансовые результаты. Для этого достаточно прийти в отделение ПФР по месту жительства либо в выбранные НПФ и написать соответствующее заявление.
«При этом нужно учитывать, что если вы меняете фонд чаще, чем раз в 5 лет, то при таком переходе вы рискуете потерять инвестиционный доход, накопленный в предыдущие 3-4 года в прежнем НПФ. Поэтому досрочно менять фонд нужно только в том случае, если у него на протяжении нескольких лет уж очень низкие финансовые результаты», — говорит Эрлик.
Агентство по страхованию вкладов компенсирует всю сумму взносов на накопительный счет. Клиенту обанкротившегося фонда необходимо зайти на сайт Агентства по страхованию вкладов (АСВ) . На этом сайте АСВ оперативно выкладывает всю необходимую информацию и пошаговую инструкцию для клиентов негосударственных пенсионных фондов.
«Такая ситуация невозможна. Во-первых, НПФ в принципе не может исчезнуть. Если НПФ подвергнется отзыву лицензии и по требованию Центробанка будет ликвидирован, в трехмесячный срок его средства вместе с реестром застрахованных лиц передаются в Пенсионный фонд РФ. Если средств у фонда не будет хватать для обеспечения полного реестра застрахованных лиц, то эти средства заплатит АСВ», — говоритэксперт негосударственного пенсионного фонда Светлана Касина.
«Что касается инвестиционного дохода, который был получен при инвестировании средств пенсионных накоплений, то он возвращается застрахованному лицу после реализации активов и имущества фонда-банкрота», — говорит Эрлик.
Если застрахованное лицо решит расторгнуть договор с негосударственным пенсионным фондом, то в этом случае будет потеряна часть накоплений.
«Если клиент решит расторгнуть договор и сменить страховщика, то в этом случае при расторжении договора пенсионный фонд, который является его предыдущим страховщиком, удержит часть инвестиционного дохода. Здесь сложная цепочка расчетов, но, скорее всего, это будет доход, полученный за 2016-2017 годы», — говорит Касина.
Пенсионные накопления могут быть переданы в другой НПФ или в Пенсионный фонд РФ.
«Средства переводятся, в соответствии с законодательством, обратно в Пенсионный фонд России. Гражданин при этом сохраняет право выбрать другой НПФ либо оставить свои накопления под управлением государственной управляющей компании. Накопленные деньги он сможет получить только после достижения пенсионного возраста», — говорит Эрлик.
Накопленные деньги застрахованное лицо может получить только после достижения пенсионного возраста.
С одной стороны, без вливаний из федерального бюджета (речь идет о сотнях миллиардов рублей) ПФР не способен выполнить текущие государственные обязательства перед людьми старшего поколения. С другой стороны, алогичная политика по отношению к работающим российским гражданам привела к тотальному подрыву доверия к долгосрочным накопительным программам. И если государственные обязательства в отношении пенсионеров более-менее выполняются, не без проблем (отмена индексации "пособия по старости" для работающих стариков - позорнейшее решение), то в отношении тех, кто нынче работает, но задумывается и пытается сформировать собственную программу пенсионных накоплений, наблюдается тотальный провал.
Ситуация фактически вышла из под контроля. Центробанк, который занимается регулированием рынка негосударственного пенсионного обеспечения, провалил данное направление. И если на банковском рынке продолжается спецоперация "Ураган Эльвира", которая, по словам чиновников мегарегулятора, призвана "оздоровить" обстановку, то до "пенсионных аферистов", в силу перегруженности чиновников ЦБ, руки пока не дошли. Этот провал команды Э.Набиуллиной выливается в весьма прискорбный факт - граждане страны теряют свои сбережения на старость в "лопнувших" негосударственных пенсионных фондах (НПФ).
"Царьград. Бизнес" провел специальное расследование, и выводы, к которым мы пришли, нас серьезно огорчили. Более 30 НПФ, которые активно привлекали денежные средства населения страны, находятся либо в стадии ликвидации, либо "лежат на боку" и им срочно требуется помощь со стороны Центробанка. Более того, согласно годовому отчету АСВ, у пяти фондов выявлены очевидные признаки преднамеренного банкротства.
На сегодняшний день предъявлено более 2,2 млн требований от кредитов к тем НПФ, которые уже лишились своих лицензий или проходят процедуру ликвидации. Подавляющее большинство исков выдвинуты клиентами фондов, которые размещали в них свои пенсионные накопления. Консолидировано 34 лопнувших НПФ остались должны своим клиентам более 96 млрд рублей. Из них 84 млрд необходимо погасить за счет пенсионных накоплений, а 11,7 млрд - из пенсионных резервов.
Согласно отчетности АСВ, суммарные активы "лопнувших" фондов составляют 112,6 млрд рублей. Однако основная их часть - "токсичные активы", которые имеют низкую ликвидность. Фактически речь идет о том, что российские граждане, которые не надеялись на социальную политику государства, но при этом формировали свои пенсионные накопления, не могут истребовать деньги с фондов в досудебном порядке.
"Царьград.Бизнес" стало известно, что по состоянию на начало 2018 года в арбитражные суды и суды общей юрисдикции были предъявлены исковые требования о взыскании задолженности с негосударственных пенсионных фондов на общую сумму свыше 30 млрд рублей. Однако исполнительные производства возбуждены пока только на 19 млрд руб.
Что же стало причиной обрушения НПФ? Ответ - банковский кризис, который спровоцировал Банк России. В трех из пяти национализированных крупнейших частных банках страны пенсионные средства использовались не по "целевому назначению". Кредитные учреждения активно росли (достаточно проанализировать схемы, которые применялись в ФК "Открытие" для "раздувания" собственного капитала), в том числе и за счет пенсионных денег своих вкладчиков.
Исходя из отчета АСВ следует, что проверки, проведенные в минувшем 2017 году, выявили поменьше мере пять НПФ, которые семимильными шагами, при попустительстве ЦБ, как регулятора данного рынка, преднамеренно шли к банкротству. Речь идет о фондах "Поволжский", "Родник", "Стратегия", "Мосэнерго ОПС" и "Первый русский пенсионный фонд". Общая сумма выявленной "токсичных активов" превысила отметку в 4 млрд руб. И эта цифра только "верхушка айсберга". По мнение аналитиков, ситуация куда хуже, чем представлена в годовом отчете АСВ. По их мнению, сейчас на рынке негосударственного пенсионного обеспечения развиваются два ключевых и очень опасных процесса.
Пункт первый. Как и на банковском рынке, так и в сегменте НПФ наблюдается беспрецедентная консолидация (реализуются пирамидальные схемы, когда за счет старого фонда покупается новый), что влечет за собой формирование пенсионных "монстров", обрушение которых неминуемо ведет к дестабилизации всего рынка.
Пункт второй. Денежные средства НПФ используются для финансирования бизнесов владельцев фондов. На примере банковского сектора очевидно, что данная бизнес-модель в условиях перманентного кризиса в отечественной экономике чревата полномасштабным обесценением активов, в которые были инвестированы денежные средства вкладчиков-кредиторов.
Вывод: существующая модель негосударственного пенсионного обеспечения полностью себя дискредитировала и нуждается в радикальном реформировании. Из-за "слепоты" ЦБ подорван основополагающий принцип долгосрочного инвестирования - доверие между гражданином, государством и институциональными структурами, призванными сформировать пул т.н. "длинных" денежных средств для экономики страны. Без смены обанкротившейся парадигмы невозможно вернуть доверие граждан к системе, невозможно на институциональном уровне обеспечить возможность самостоятельного формирования и роста доходности тех вложений, которые граждане готовы откладывать на свою старость.
Пока же нас убеждают в неизбежности увеличения пенсионного возраста. В прогнозе ВЭБ данный процесс уже будет запущен в 2020 году. Это решение, которое нас специально уводит от назревших фундаментальных проблем, проталкивается финансово-экономическим блоком нынешнего правительства и их "обслуживающего персонала" в лице кудринского Центра стратегических разработок. Коллективный Кудрин знает, что лжет, но продолжает продавливать это провокационное решение.
Исходя из анализа сегодняшней ситуации и прогнозных показателей на среднесрочную перспективу, напрашивается следующее: во-первых, повышение возраста не приведет к серьезному сокращению дефицита бюджета Пенсионного фонда России. Сейчас "дыра" в ПФР закрывается за счет прямых трансфертов из федерального бюджета. И этот тренд сохранится в ближайшие годы. Причина не только в том, что, по логике Кудрина, в России много пенсионеров, а в том, что "много льготников". Досрочные пенсии - причина возрастающего дефицита. В льготную группу входят шахтеры, северяне, учителя и т.д. Это будет второй этап провокаций Кудрина, когда его соратники и ученики в Кабмине начнут сокращать льготников, но это будет после того, как Кудрин и Ко реализуют концепцию повышения пенсионного возраста в стране.
Премьер Медведев «зарубил» прорывной проект и пошел на поводу у ЦБ и Минфина
Во-вторых, экс-министр финансов хорошо осведомлен, что порядка 40% мужского населения страны не доживает до заслуженной пенсии. Попросту "сэкономленные" денежные средства остаются у государства. Если поднять пенсионный возраст, "лишняя" денежная масса резко увеличится, потому что при том уровне здравоохранения, которое мы сейчас имеем, ни о каком росте продолжительности жизни не приходится и мечтать.
Третий пункт. В России за последние годы было осуществлено пять (!) так называемых "пенсионных реформ" - от накопительного компонента до балльной системы. Ни одна из реформ не увенчалась успехом. Накопления (триллионы рублей, которые работодатели перевели за своих нанятых работников) были благополучно "заморожены" (фактически экспроприированы и израсходованы), а отсутствие необходимого количество баллов уже позволило ПФР отказывать старикам в предоставлении социальной пенсии и переводу их на страховую, которая кратно ниже первой. Ни один чиновник или депутат не может сказать, сколько будет стоить "пенсионный балл" через 5-10-15-20 лет. Балльная афера - венец торжества абсолютно нелогичной социальной политики правительства.
В четвертых, в стране отсутствует институциональная основа под долгосрочным пенсионным инвестированием. Граждане трудоспособного возраста, которые хотели бы самостоятельно формировать свои пенсионные накопления, лишены инструментария инвестирования. Отечественная экономика захвачена монополиями и олигополиями. Размещение денежных средств на банковских депозитах - опасная игра с ЦБ, который в любой момент может обрушить любое кредитно-сберегательное учреждение. Этот перечень можно продолжать до бесконечности, но факт остается фактом - в стране нет институционального инвестирования. Кудрины, Улюкаевы, Набиуллины, Орешкины сделали все, чтобы в стране не было самых важных длинных денег, которые формируют рынки негосударственного пенсионного обеспечения и страхования.
Кудрин и Ко "вцепились в горло" не нынешним пенсионерам, они мертвой хваткой пытаются скрутить работающих российских граждан, которые, в силу проводимой ими социально-экономической политики, выживают и зарабатывают свой "кусок хлеба". У них нет ни времени, ни сил задуматься над вопросом финансового обеспечения своей будущей старости. Этим и пользуются провокаторы, которые вбивают в наши головы, что повышение пенсионного возраста неизбежно.
Есть ли альтернатива инициативам Кудрина? Да, и она до боли банальна: развивать собственную национальную экономику, промышленное производство, запускать большие инфраструктурные проекты, создавать институциональный инструментарий, который бы позволил российским гражданам формировать собственные пенсионные накопления, сберегать их и иметь достойное денежное обеспечение, когда придет время уйти на заслуженный отдых.
Срок уведомления о принятом решении определен действующим законодательством до 31 марта года, следующего за периодом подачи заявления или после 5 лет с момента подачи заявки на перевод средств из одного фонда в другой. Порядок действий если НПФ не войдет в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений Прежде чем доверить свое материальное обеспечение какому-либо НПФ, необходимо удостовериться в его надежности. Каждый НПФ должен страховать вклады своих клиентов. Найти необходимую информацию можно на сайте ЦБ РФ. На ресурсе размещен реестр НПФ, входящих в программу гарантий по вкладам. Существующий сегодня порядок контроля за работой НПФ предусматривает запрет Центральным Банком их деятельности, если они не страхуют вклады своих клиентов. Войти в систему страхования должны были все НПФ до 1 января 2016 года.
После того как сотрудники из Центрального банка сообщили о решении администрации отозвать лицензию, руководство фонда объявило, что пока не имеет понятия, как возвращать денежные средства клиентам. Количество привлеченных в фонд людей из Петербурга также не было уточнено.
Причины отзыва лицензии Формальной причиной стало неправильное распоряжение пенсионными средствами и невыполнение предписания государства о том, что нарушения необходимо устранить. Но нюансы лишения права деятельности для каждой организации разные.
Например, самая крупная из них «Солнце. Жизнь. Пенсия» не осуществляла передачу накоплений другим компаниям в случае, когда граждане хотели поменять страховщика. Также к списку нарушений добавился факт, что деньги клиентов размещались в кредитных учреждениях, которые не соответствуют предписаниям закона.
Финансовые учреждения, не являющиеся участниками системы, должны прекратить свою деятельность. В обязанности ЦБ входит отзыв у таких НПФ лицензии. Срок действия договора клиентов НПФ может быть прекращен по четырем основаниям:
При аннулировании лицензии, НПФ обязан уведомить об этом своих клиентов и предоставить им полные сведения о состоянии их лицевого счета и новом страхователе.
Средства клиентов НПФ переводит в ПФР в течение 3 месяцев. После получения перечисленных денежных средств, в срок не позднее одного месяца, ПФР обязан информировать об этом клиентов ликвидированного НПФ.
Средства клиентов фонда переводятся в размере их вкладов.
Важно! Чтобы понять, насколько просто вы сможете решать возникающие после подписания договора затруднения, не стесняйтесь при личной встрече и обсуждении условий размещения денег задавать больше вопросов. Вы должны получать на них внятные и правдивые ответы.
Важно
При этом компания игнорировала требования Центробанка о прекращении предоставления средств этим кредитным учреждениям. ЦБ оценил средства, не переданные другим страховщикам, в 3,5 млрд.
Внимание
Содержание: За что у НПФ отзывают лицензии? Как узнать, у каких НПФ была аннулирована лицензия? Система гарантирования сохранности пенсионных накоплений Как узнать, что НПФ входит в систему гарантирования? Что делать пенсионерам, чей НПФ лишился лицензии Как подать заявление о переходе, если у НПФ аннулирована лицензия Можно ли доверять НПФ? За деятельностью НПФ власти наблюдают не менее внимательно, чем за государственными службами, ведь их работа непосредственно затрагивает интересы россиян. Функционирование НПФ контролируют также ревизоры, контролеры, аудиторы.
Заключение
Вот самые частые из них:
Как узнать, у каких НПФ была аннулирована лицензия? Официальную информацию о наличии лицензии у НПФ можно посмотреть на сайте Центробанка РФ. Там же можно ознакомиться со списком негосударственных фондов с действующими лицензиями, которые ведут деятельность в отношении обязательного и добровольного пенсионного страхования.
В соответствии с ФЗ № 422, ликвидатором НПФ может стать агентство по страхованию вкладов (АСВ). Действующее законодательство позволяет АСВ выполнять функции полномочного конкурсного управляющего.
Процедура банкротства НПФ проводится в соответствии с ФЗ № 127, принятом в 2002 году. Страхование вкладов является обязательным условием работы всех финансовых учреждений, привлекающих денежные средства граждан.
Недостающие суммы для погашения вкладов клиентов, внесенных в ликвидируемый НПФ, могут быть обеспечены не только страховыми суммами, но и средствами ЦБ РФ или финансами, вырученными от реализации имущества фонда. Сумма переданных средств клиентов от одного фонда другому должна быть равна номиналу вкладов клиентов НПФ.
Для стабилизации пенсионного обеспечения существует система гарантирования (вроде страхования банковских вкладов). Читайте также: Как проверить пенсионные накопления через интернет по СНИЛС В первом полугодии 2018 года НПФ, имеющие в планах продолжать свою деятельность, обязуются стать участником этой системы.
Для этого НПФ подают заявку в Центробанк, который рассматривает ее в течение 120 календарных дней. В случае отсутствия компании, в реестре участников системы на нее накладывается запрет на пенсионное обеспечение. Чтобы быть уверенным в надежности выбранного вами НПФ, нужно зайти на сайт Центрального банка. Центральный банк начал новую эпоху, характеризующуюся проведением частых проверок и чисток среди негосударственных кредитно-финансовых учреждений и НПФ. Но все же нельзя считать, что отзывы лицензии становятся общей закономерностью.