Отрасли специализации и предпосылки развития в сибири. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. Природные условия и ресурсы

Поздний весенний вечер. Двор в предместье. Ворота. Один из подъездов каменного дома. Рядом – небольшой деревянный домик, с крыльцом и окном во двор. Тополь и скамья. На улице слышны смех и голоса.

Появляются Бусыгин, Сильва и две девушки. Сильва ловко, как бы между прочим, наигрывает на гитаре. Бусыгин ведет под руку одну из девушек. Все четверо заметно мерзнут.

СИЛЬВА (напевает).

Ехали на тройке – не догонишь,

А вдали мелькало – не поймешь…

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. Ну вот, мальчики, мы почти дома.

БУСЫГИН. Почти – не считается.

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА (Бусыгину). Разрешите руку. (Освобождает руку.) Спасибо, что проводили. Здесь мы дойдем сами.

СИЛЬВА (перестает играть). Сами? Это как понять?.. Вы сюда (показывает), а мы, значит, обратно?..

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. Значит, так.

СИЛЬВА (Бусыгину). Слушай, друг, как тебе это нравится?

БУСЫГИН (первой девушке). Вы нас бросаете на улице?

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. А вы как думали?

СИЛЬВА. Думали?.. Да я был уверен, что мы едем к вам в гости.

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. В гости? Ночью?

БУСЫГИН. А что особенного?

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. Значит, вы ошиблись. К нам ночью гости не ходят.

СИЛЬВА (Бусыгину). Что ты на это скажешь?

БУСЫГИН. Спокойной ночи.

ДЕВУШКИ (вместе). Приятного сна!

СИЛЬВА (останавливает их). Одумайтесь, девушки! Куда спешить? Вы же сейчас с тоски выть будете! Образумьтесь, пригласите в гости!

ВТОРАЯ ДЕВУШКА. В гости! Гляди-ка какой быстрый!.. Потанцевали, угостили вином и сразу – в гости! Не на тех напали!

СИЛЬВА. Скажи, какое коварство! (Задерживает вторую девушку.) Дай хоть поцелую на сон грядущий!

Вторая девушка вырывается, и обе быстро уходят.

Девушки, девушки, остановитесь!

Бусыгин и Сильва следуют за девушками. Появляется Сарафанов с кларнетом в руках. Навстречу ему из подъезда выходит сосед, пожилой человек. Одет он тепло, вида болезненного. По манерам – служащий средней руки, заготовитель.

СОСЕД. Здравствуйте, Андрей Григорьевич.

САРАФАНОВ. Добрый вечер.

СОСЕД (язвительно). С работы?

САРАФАНОВ. Что?.. (Поспешно.) Да-да… С работы.

СОСЕД (с насмешкой). С работы?.. (Укоризненно.) Эх, Андрей Григорьевич, не нравится мне ваша новая профессия.

САРАФАНОВ (поспешно). Что это вы, сосед, куда собрались на ночь глядя?

СОСЕД. Как – куда? Никуда. Давление у меня скачет, на воздух вышел.

САРАФАНОВ. Да-да… Прогуляйтесь, прогуляйтесь… Это полезно, полезно… Доброй ночи. (Хочет уйти.)

СОСЕД. Подождите…

Сарафанов останавливается.

(Указывает на кларнет.) Кого проводили?

САРАФАНОВ. То есть?

СОСЕД. Кто помер, спрашиваю.

САРАФАНОВ (испуганно). Тсс!.. Тише!

Сосед прикрывает рот рукой, быстро кивает.

(С упреком.) Ну что же вы, ведь я же вас просил. Не дай бог, мои услышат…

СОСЕД. Ладно, ладно… (Шепотом.) Кого хоронили?

САРАФАНОВ (шепотом). Человека.

СОСЕД (шепотом). Молодого?.. Старого?

САРАФАНОВ. Средних лет…

Сосед долго и сокрушенно качает головой.

Извините меня, пойду домой. Продрог я что-то…

СОСЕД. Нет, Андрей Григорьевич, не нравится мне ваша новая профессия.

Расходятся. Один исчезает в подъезде, другой выходит на улицу.

С улицы появляется Васенька, останавливается в воротах. В его поведении много беспокойства и неуверенности, он чего-то ждет. На улице послышались шаги. Васенька бросается к подъезду – в воротах появляется Макарская. Васенька спокойно, изображая нечаянную встречу, идет к воротам.

ВАСЕНЬКА. О, кого я вижу!

МАКАРСКАЯ. А, это ты.

ВАСЕНЬКА. Привет!

МАКАРСКАЯ. Привет, кирюшечка, привет. Что ты здесь делаешь? (Идет к деревянному домику.)

ВАСЕНЬКА. Да так, решил немного прогуляться. Погуляем вместе?

МАКАРСКАЯ. Что ты, какое гулянье – холод собачий. (Достает ключ.)

ВАСЕНЬКА (встав между нею и дверями, задерживает ее на крыльце). Не пущу.

МАКАРСКАЯ (равнодушно). Ну вот. Начинается.

ВАСЕНЬКА. Ты мало бываешь на воздухе.

МАКАРСКАЯ. Васенька, иди домой.

ВАСЕНЬКА. Подожди… Давай поболтаем немного… Скажи мне что-нибудь.

МАКАРСКАЯ. Спокойной ночи.

ВАСЕНЬКА. Скажи, что завтра ты пойдешь со мной в кино.

МАКАРСКАЯ. Завтра увидим. А сейчас иди спать. А ну пусти!

ВАСЕНЬКА. Не пущу.

МАКАРСКАЯ. Я пожалуюсь твоему, ты достукаешься!

ВАСЕНЬКА. Почему ты кричишь?

МАКАРСКАЯ. Нет, это наказание какое-то!

ВАСЕНЬКА. Ну и кричи. Мне, может быть, даже нравится.

МАКАРСКАЯ. Что нравится?

ВАСЕНЬКА. Когда ты кричишь.

МАКАРСКАЯ. Васенька, ты меня любишь?

ВАСЕНЬКА. Я?!

МАКАРСКАЯ. Любишь. Что-то плохо ты меня любишь. Я тут в кофте стою, замерзла, устала, а ты?.. Ну пусти, пусти…

ВАСЕНЬКА (сдается). Ты замерзла?..

МАКАРСКАЯ (открывая ключом дверь). Ну вот… Умница. Разлюбишь – надо слушаться. (На пороге.) И вообще: я хочу, чтобы ты меня больше не ждал, не следил за мной, не ходил по пятам. Потому что из этого ничего не выйдет… А сейчас иди спать. (Входит в дом.)

ВАСЕНЬКА (приближается к двери, дверь закрывается). Открой! Открой! (Стучит.) Открой на минутку! Мне надо тебе сказать. Слышишь? Открой!

МАКАРСКАЯ (в окне). Не ори! Весь город разбудишь!

ВАСЕНЬКА. Черт с ним, с городом!.. (Садится на крыльцо.) Пусть подымаются и слушают, какой я дурак!

МАКАРСКАЯ Подумаешь, как интересно… Васенька, поговорим серьезно. Пойми ты, пожалуйста, у нас с тобой ничего не может быть. Кроме скандала, конечно. Подумай, глупенький, я тебя старше на десять лет! Ведь у нас разные идеалы и все такое – неужели вам этого в школе не объясняли? Ты должен дружить с девочками. Теперь в школе, кажется, и любовь разрешается – вот и чудесно. Вот и люби кого полагается.

ВАСЕНЬКА. Не говори глупостей.

МАКАРСКАЯ. Ну хватит! Хороших слов ты, видно, не понимаешь. Ты мне надоел. Надоел, ясно тебе? Уходи, и чтоб я тебя здесь больше не видела!

ВАСЕНЬКА (подходит к окну). Хорошо… Больше ты меня не увидишь. (Скорбно.) Никогда не увидишь.

МАКАРСКАЯ. Совсем мальчик спятил!

ВАСЕНЬКА. Встретимся завтра! Один раз! На полчаса! На прощанье!.. Ну что тебе стоит!

МАКАРСКАЯ. Ну да! От тебя потом не отвяжешься. Я ведь вас прекрасно знаю.

ВАСЕНЬКА (вдруг). Дрянь! Дрянь!

МАКАРСКАЯ. Что?!. Что такое?!. Ну и порядки! Каждая шпана может тебя оскорбить!.. Нет, без мужа, видно, на этом свете не проживешь!.. Иди отсюда. Ну!

Молчание.

ВАСЕНЬКА. Прости… Прости, я не хотел.

МАКАРСКАЯ. Уходи! Баиньки! Щенок бесхвостый! (Захлопывает окно.)

Васенька бредет в свой подъезд. Появляются Бусыгин и Сильва.

СИЛЬВА. Как они нас, скажи?..

БУСЫГИН. Перекурим.

СИЛЬВА. А та, белобрысая, ничего…

БУСЫГИН. Маловата ростом.

СИЛЬВА. Слушай! Она же тебе нравилась.

Относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом: название - «Мир в доме Сарафанова», будущие персонажи: Сарафанов Алексей Николаевич - полковник в отставке, Эмма - его дочь, Вася - его сын, девятиклассник, Забродин - студент на каникулах, Кемеровская - машинистка, Чистяков - инженер.

Еще раньше в записных книжках Вампилова упомянуты имена и характеристики будущих персонажей, отличные от конечного варианта: Николай Забродин - студент на каникулах, физик (22), босяк и фаталист (озлоблен). Алексей Николаевич Сарафанов - настройщик (50), добряк, жизнелюб, все понял и все простил, мягкий человек. Любит работу. Оленька Сарафанова - девушка, пробивающаяся на сцену. Трезва, холодна, но мила и т. д. Грета Комаровская - женщина, которая ждет случая. Секретарь-машинистка. Васенька Сарафанов - инфант, начинающий забулдыга, за спиной два первых курса. Юрий Чистяков - инженер, человек с московской пропиской, жених Оленьки.

Первый вариант пьесы был создан в 1965 году и опубликован отрывками под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 году пьеса носит название «Предместье» и в 1968 году печатается в альманахе «Ангара».

В 1970 дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где «Старший сын» вышел отдельным изданием.

Драматург Алексей Симуков сохранил письмо Вампилова, в котором тот разъясняет действия Бусыгина:

«…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным»

Персонажи

  1. Бусыгин
  2. Сильва
  3. Сарафанов
  4. Васенька
  5. Кудимов
  6. Макарская
  7. Две подруги
  8. Сосед

Сюжет

Холодным весенним вечером Бусыгин и Сильва, только что познакомившиеся в кафе, провожают до дома подруг, рассчитывая на продолжение отношений. Однако у самого дома девушки дают им от ворот поворот - и молодые люди, поняв, что опоздали на электричку, ищут ночлег, но - «никто не открывает. Боятся». Случайно они видят выходящего из дома Сарафанова, слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в его квартиру, представившись знакомыми, и хотя бы погреться. Однако в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин - его брат и сын Сарафанова. Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету: в 45-м у него был роман с девушкой из Чернигова, и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его сын.

Утром друзья пытаются бежать из гостеприимного дома, но Бусыгин чувствует себя обманщиком: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову» - и, когда Сарафанов вручает ему семейную реликвию - серебряную табакерку, которая всегда передавалась старшему сыну, он решает остаться.

Так у Бусыгина появляются «отец», «брат» и «сестра», и ему приходится подключиться к решению семейных проблем. Младший брат, 10-классник Васенька, влюблен в соседку - 30-летнюю Макарскую, секретаря в суде, но она смеется над его чувствами, и Васенька хочет бежать из дома; Бусыгину удается уговорить его остаться. Сильва, которому Макарская понравилась, заигрывает с ней, и взбешенный Васенька поджигает дом изменницы. Макарская изумлена: она не ожидала от мальчика такого поступка и теперь готова отнестись к нему серьезно.

Параллельно развивается и вторая любовная история: Бусыгин влюбляется в свою новообретенную «сестру», но она собирается выйти замуж за курсанта-летчика и уехать с ним на Сахалин. Нина и Бусыгин чувствуют взаимную симпатию, и оба жалеют, что оказались «родственниками». Не выдержав, Бусыгин разоблачает себя, признаваясь при этом Сарафанову: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын». «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», - отвечает ему Сарафанов, и Бусыгин остаётся в их доме.

Критика о пьесе

Марк Липовецкий :

«Проходимец Бусыгин в буквальном смысле становится надеждой и опорой разваливающегося дома. За идею старшего сына как за соломинку хватаются Сарафанов и его дети… И Бусыгин внезапно чувствует себя ответственным, это выражается в том, что он не только длит затеянный Сильвой обман, но и становится участником внутрисемейных обманов. Маска, роль, заведомо неправдивая, неожиданно отвечает внутренней потребности Бусыгина быть кому-то нужным, принадлежать дому, быть любимым, быть членом семьи» .

Владимир Клименко :

«Вампилов постепенно и ненавязчиво подводит нас к мысли, что родство людей по духу важнее родственных уз, а отзывчивость сердца - главнейшее человеческое достоинство… Душа Бусыгина преображается под влиянием встречи с Сарафановым. Пожилой музыкант, неудачник и «блаженный», по мнению бросившей его жены, на самом деле являет собой вместилище лучших чувств» .

Театральные постановки

Первая постановка

1969, ноябрь - Иркутский драматический театр, режиссёр В. Симоновский (в подготовке спектакля участвовал сам Вампилов). В ролях Тамара Панасюк - Наталья , Геннадий Марченко - Васенька Сарафанов . Спектакль был в репертуаре театра 11 лет .

Известные постановки

  1. 1972 - Театр им. М. Н. Ермоловой , режиссер Г. Косюков
  2. 1983 - опера «Старший сын», композитор Г. Гладков, [[Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко
  3. 1992 - Театр без декораций
  4. 2002 - Театр на Покровке п/р Сергея Арцибашева
  5. 2005 - Екатеринбургский государственный академический театр драмы
  6. 2008 - Московский театр-студия п/р Олега Табакова, режиссёр Константин Богомолов
  7. Театр Гешер, режиссёр Лена Крейндлина
  8. Театр на Таганке, режиссёр Юрий Погребничко
  9. 2011 - Красноярский театр драмы им. А.С. Пушкина, режиссёр Никита Рак, режиссёр-постановщик Олег Рыбкин.

Экранизации

  1. 1976 - «Старший сын » - режиссёр Виталий Мельников, в ролях Евгений Леонов - Андрей Григорьевич Сарафанов , Наталья Егорова - Нина Сарафанова , Владимир Изотов - Васенька Сарафанов , Николай Караченцов - Владимир Бусыгин , Михаил Боярский - Сильва (Семён Севостьянов) , Светлана Крючкова - Наталья .
  2. 2006 - «Старший сын» - режиссер Марюс Вайсберг, в ролях Раде Шербеджия - Макс (Андрей Григорьевич) Сарафанов , Лили Собески - Лолита (Нина Сарафанова) , Рейли МакКлендон - Никита (Васенька) Сарафанов , Шейн Уэст - Бо (Владимир Бусыгин) , Эрик Бальфур - Скип (Сильва) , Реджина Холл - Сьюзен (Наталья) .

Урок литературы в 10 классе по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын»

Тема:

1.Знакомство с биографией А.В. Вампилова.

2. Анализ пьесы А.В. Вампилова «Старший сын».

Цель:

  1. Заинтересовать учащихся личностью А.В. Вампилова.
  2. Побудить учащихся к серьезным размышлениям о смысле жизни, о назначении человека на земле, об ответственности за свои дела и поступки.
  3. Воспитывать умение думать и сопереживать.

Оформление:

  1. Выставка книг с произведениями А.В. Вампилова, книги о Вампилове.
  2. Портрет А.В. Вампилова, Иллюстрации к
  3. Фрагменты из художественного фильма «Старший сын».
  4. Презентация о жизни и творчестве А. Вампилова

Подготовительная работа:

  1. Прочитать пьесу А.В. Вампилова «Старший сын».
  2. Продумать ответы на вопросы, подтвердить выдержками из произведения
  3. Вопросы для анализа пьесы «Старший сын»
  1. Какова фабула пьесы?
  2. Кто ее главные герои? Второстепенные?
  3. Кого можно отнести к внесценическим персонажам?
  4. Раскройте смысл названий пьесы («Нравоучение с гитарой», «Предместье», «Старши1 сын») Какое из них самое удачное?
  5. На какой коллизии строится пьеса?
  6. Что можно рассказать о членах семьи Сарафановых?
  7. Что нам дает для понимания образов Бусыгина и Сильвы их сопоставление?
  8. Как вы относитесь к жениху Нины Кудимову?
  9. Какова роль Макарской, соседки, в пьесе?
  10. В чем заключена проблематика и главная идея пьесы?
  11. К какому жанру мы можем отнести пьесу и почему?
  12. Как построено произведение? В чем проявилась авторская позиция?
  13. Прочитали последнюю страницу, закрыли книгу. Что бы вы сказали об этой пьесе своим друзьям?
  1. Индивидуальные задания

а) найти материал, связанный с биографией Вампилова, прочитать

б) выучить стихотворение П. Реутского «Вспоминайте меня весело»

Учитель:

Александр Вампилов, отлитый в бронзе, стоит в Иркутске на невысоком постаменте рядом с драматическим театром. Автор скульптуры Михаил Переяславец не случайно расположил памятник почти на тротуаре. Каждый день иркутяне снуют мимо, и

Вампилов – живой, еще молодой, красивый, словно вливается в этот говорливый поток.Судьба отмерила ему всего 35 лет, да и то недодала до полного счета двух дней. В четверг, 17 августа 1972 года он погиб на Байкале, не доплыв до Листвянки с десяток метров.

Ученик: (чтение наизусть стихотворения П. Реутского «Вспоминайте меня весело»)

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной, и на земле

У кого – то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Учитель:

Близкие друзья, а среди них- писатели Валентин Распутин, Вячеслав Шугаев, называли его ласково Саня.

От этого имени и был образован псевдоним А. Санин, которым писатель подписал свою первую книгу «Стечение обстоятельств».

Ученица:

Читает начало рассказа: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека» Эту мысль Вампилов и развил в своих пьесах.

Ученик: (продолжает рассказ)

Александр Валентинович Вампилов Родился в 1937 году в поселке Кутулик Иркутской области в учительской семье. В юности зачитывался Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, любил тихонько поигрывать на гитаре мелодию яковлевского романса на слова А. Дельвига «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…»

(Звучит романс)

Любил рыбную ловлю и охоту.

После окончания школы учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты «Советская молодежь».

Ученица:

Увлекся драматургией, стал писать пьесы.

В 1965 году А. Вампилов привез в Москву, в театр «Современник», и предложил О. Н. Ефремову пьесу «Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1972 году – «Старший сын».

При жизни А.В. Вампилова были поставлен всего две пьесы-«Прощание в июне»(1966) и «Старший сын»(1968). «Утиная охота» (1970), «Провинциальные анекдоты» (1970), « Прошлым летом в Чулимске» (1972). Эти пьесы увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели драматурга.

Ученик:

«Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, - вспоминел В. Шугаев. –От оркестра мы отказались, помня Сашину печальную усмешку, с которой он написал Сарафанова, музыканта из «Старшего сына», играющего на похоронах».

Похоронен А, В. Вампилов В Иркутске.

Учитель:

Мы услышали короткий рассказ о жизни А. Вампилова. А сейчас…

Учитель объявляет тему и цель урока. Учащиеся записывают в тетрадь: Александр Валентинович Вампилов (1937-1972).

Вспоминают, что называется эпиграфом. Запись в тетради.

В качестве эпиграфа слова В.Г. Распутина: « Традиционные начала русской литературы хорошо известны, они до сих пор остаются ее продолжением: проповедь добра, совестливость, обостренное чувство истины, правды и надежды»

А молодого драматурга волновали проблемы нравственности.

Что такое нравственность?

Нравственность – правила, определяющие поведение человека; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение человека.

Нравственный человек – это глубоко совестливый человек.

Что такое совесть?

Совесть – это способность различать добро и зло, давать нравственную оценку своим поступкам.

Совесть осуждает человека, если он поступает безнравственно, вопреки требованиям совести.

Учитель:

А сейчас мы будем беседовать с вами по тем вопросам, которые были предложены заранее.

(У каждого ученика карточки с вопросами для анализа пьесы «Старший сын»)

Работа со словом.

В процессе беседы ученики вспоминают, что такое фабула? нравоучение? предместье? коллизии?

Фабула – содержание литературного произведения, изображаемые в нем события.

Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил.

Предместье – поселок, непосредственно примыкающий к городу, но не входящий в его черту.

Коллизия. Столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений.

В процессе беседы ученики отметили: (1-3 вопросы)

Фабула пьесы несложна. Двух юношей - студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севостьянова)- свел случай на танцах. Они провожают домой двух девушек, живущих в предместье города и опаздывают на последнюю электричку. Пришлось искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Здесь находчивому на выдумку Сильве пришла мысль назвать Бусыгина старшим сыном Андрея Григорьевича, якобы родившимся у женщины, с которой судьба случайно свела героя в конце войны. Бусыгин не отвергает этого вымысла.Вся семья Сарафановых принимает его за сына и старшего брата.

Судьба главы семейства Сарафановых не сложилась: жена ушла, на работе не ладилось- пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова Васенька- десятиклассник- влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему, как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет ехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему еще и нравится Нина. Конец у пьесы Благополучный. Володя честно признается в том, что он не сын Сарафанова, Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. Частым гостем этой семьи становится «старший сын»

4).По мнению учащихся, название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как главный ее герой – Володя Бусыгин- вполне оправдал, взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью.

5-6) Чувстуется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину.

Ученики делают вывод, что неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, когда другие ломались. Сарафанов дорожит своими детьми.

Сопоставляя старшего Сарафанова с Ниной и Васенькой, ребята заметили, что дети по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично. Ведь не случайно в финале, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар, не мучаясь совестью за сделанное. В характере этого юноши мало истинно мужского – к такому выводу приходят ученики.

В Нине, умной, красивой девушке, ребята отметили практичность, расчетливость, проявившиеся, например, в выборе жениха. Но эти качества были в ней главными, пока она не полюбила.

7) Бусыгин и Сильва. Оказавшись в особых обстоятельствах проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей. Он совестливый, отзывчивый на чужую беду, очевидно, поэтому и поступает порядочно. Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: приживых родителях воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим о он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва – веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо раскрывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист.

8) Ученики отметили « непробиваемую душу» Михаила Кудимова, жениха Нины. Такие люди в жизни встречаются, но их не сразу поймешь. Он равнодушен к людям. Незначительное место занимает этот персонаж в пьесе, однако представляет собою ярко ярко выраженный тип «правильных людей», которые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу.

9) Автор углубляет в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до грани отчаяния. (Наташа Макарская). В образе соседа, по мнению ребят выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится.

10)Проблематика и главная идея пьесы - уметь слушать, понимать друг друга, поддерживать в трудную минуту жизни, проявлять милосердие. Быть по духу родными - это больше, чем по рождению.

11) Учащиеся обратили внимание, что автор не определяет жанра пьесы. Отнеся ее к комедии, многие заметили, что наряду с комическими, в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний героев (Сарафанова, Сильвы, Макарской).

Как относится к своим основным героям автор? Что утверждает в человеке, и что отрицает в нем?

Учитель: Подводя итоги обсуждения пьесы, обратилась к высказыванию В.Г. Распутина о драматическом творчестве Вампилова: «Кажется главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытанияхгде трудно стали различимы и противоположности- любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…»

Список используемой литературы:

Вампилов А.В.Драматургическое наследие. Пьесы. Редакции и варианты разных лет. Сценки и монологи.- Иркутск, 2002.

Вампилов А.В. Утиная охота. Пьесы.- Иркутск, 1987.

Александр Вампилов в воспоминаниях и фотографиях.- Иркутск, 1999.

Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын». Материалы к уроку внеклассного чтения.//Русский язык и литература, №3, 1991.-с.62


«Старший сын»


Пьеса «Старший сын» заявлена А.В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переночевать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сара-фановых.

Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, так как двадцать лет назад у него действительно был роман с одной женщиной. Сын Сарафанова Васенька даже видит внешнее сходство героя с отцом. Так, Бусыгин с приятелем входят в круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от музыканта. А дети, едва повзрослев, мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина выходит замуж и уезжает на Сахалин, а Васенька, не успев окончить школу, говорит, что едет в тайгу на стройку. У одной - счастливая любовь, у другого - несчастная. Дело не в этом. Главная мысль состоит в том, что в планы выросших детей не вписывается забота о пожилом отце, человеке чувствительном и доверчивом.

Бусыгина Сарафанов-старший признает сыном, практически не требуя весомых доказательств и документов. Он дарит ему серебряную табакерку - семейную реликвию, которая переходила от поколения к поколению в руки старшего сына.

Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата вмешивается в обсуждение личной жизни Васеньки, а Сильва начинает ухаживать за Ниной.

Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны родители. Эту мысль в пьесе озвучивает Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца, поправляет фразу: «Чужие родители».

Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат покинуть родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.

Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и пытается уговорить Нину не бросать отца. В разговоре выясняется, что жених девушки - надежный парень, который никогда не врет. Бусыгину становится интересно посмотреть на него. Вскоре он узнает о том, что Сара-фанов-старший уже полгода не работает в филармонии, а играет в клубе железнодорожников на танцах. «Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение...»

Рассказывает Нина. Щадя самолюбие отца, дети скрывают от него, что знают об увольнении. Оказывается, Сарафанов и сам сочиняет музыку (кантату или ораторию «Все люди - братья»), но делает это очень медленно (застрял на первой странице). Однако Бусыгин относится к тому с пониманием и говорит, что, может быть, так и нужно сочинять серьезную музыку. Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и проблем. Его приятель Сильва, который и заварил кашу, представив Бусыгина сыном Сарафанова, лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории.

Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Сарафанов поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его жизненную философию: «...Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».

Правдолюбивый Кудимов выясняет, что видел Сарафанова в похоронном оркестре. Нина и Бусыгин, стараясь сгладить ситуацию, утверждают, что он обознался. Тот не унимается, продолжая спорить. В конце концов Сарафанов сознается, что давно не играет в театре. «Серьезного музыканта из меня не получилось», - с грустью произносит он. Таким образом, в пьесе поднимается важная нравственная проблема. Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?

Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном тупике: жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не нужен. Автор оратории «Все люди - братья» в реальной жизни чувствует себя совершенно одиноким человеком. «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных», - восклицает он, сравнивая себя со старым диваном, который давно мечтают выбросить. Сарафанов уже собирается ехать в Чернигов к матери Бусыгина. Но внезапно обман раскрывается: поссорившись с другом, Сильва выдает его мнимым родственникам. Однако добродушный Сарафанов на этот раз отказывается ему верить. «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», -- говорит он Бусыгину. Даже узнав правду, Сарафанов приглашает его остаться жить в своем доме. Передумывает уезжать на Сахалин и Нина, понимая, что солгавший Бусыгин в душе является хорошим, добрым человеком, а Кудимов, который готов умереть за правду, жестокий и упрямый. Сначала Нине даже нравилась его честность и пунктуальность, умение держать слово. Но на деле эти качества не оправдывают себя. Прямолинейность Кудимова становится в жизни не такой уж нужной, так как заставляет отца девушки тяжело переживать свои творческие неудачи, обнажает его душевную рану. Желание летчика доказать свою правоту оборачивается никому не нужной проблемой. Ведь о том, что Сарафанов не работает в филармонии, дети уже давно знали.

Вкладывая особый смысл в понятие «брат», А.В. Вам пи-лов подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное - не пытаться играть чужими чувствами.

Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных героев. Символично, что и главный обманщик и авантюрист Сильва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нужны подобные крайности. А.В. Вампилов показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.

Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее устроить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил Столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не пара.

Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и заботиться о нем, становится мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же «тонкая душевная организация», как у отца.

Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опаздывает на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Са-рафановых преподносит герою хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже не интересен, и находит новых настоящих друзей.