Отличительные признаки акта ревизии и аудиторского заключения. Основные отличия ревизии от аудита

Отличительные признаки акта ревизии и аудиторского заключения. Основные отличия ревизии от аудита

Многие сталкивались с такими понятиями, как «ревизия» и «аудит». В последнее время появляется большое количество аудиторских компаний, однако немногие понимают, что это за род деятельности и чем занимаются аудиторы.

Понятие «ревизия» встречается несколько чаще, его можно встретить на объявлении любой организации, магазина, сообщающем и временном прекращении обслуживания клиентов. Многие считают, что ревизия и аудит – это одно и то же понятие, обозначающее некую проверку бумаг и организации. Однако эти понятия неидентичны, их следует отличать.

И ревизия, и аудит- проверка

Идентифицировать эти два понятия неправильно, они имеют различные определения, цели и даже стоимость процедур различна. Отличие ревизии от аудита заключается также в методах проведения процедуры.

Ревизия представляет собой проверку финансовой стороны той или иной организации, компании и т.д. Проверяться могут и должные лица. Кто такой ревизор, известно многим. Это проверяющий, который внимательно изучает бумаги организации и составляет соответствующее заключение.

Ревизором может выступать уполномоченная организация, государственные органы, осуществляющие финансовый контроль. Ревизоры имеют большие полномочия, они могут проверять любую документацию и отчетность, опечатывать помещения, привлекать к проверке других .

Помимо документов ревизор может проверять наличие материальных ценностей, проходящих по документам. Такая ревизия будет называться фактической. Ревизия может быть плановой, когда проверяемое лицо или организация знает о будущей проверке и ожидает ее. Внеплановая ревизия, как правило, неожиданная.

Проверяться может документация за любой период: от нескольких недель и месяцев до года. Годовая проверка называется фронтальной ревизией. После окончания проверки ревизор составляет акт, где указываются все результаты проверки. Должностные лица проверяемой организации должны ознакомиться с актом и поставить на нем свои подписи.

Аудит – это более широкое понятие, включающее в себя проверку, как документов и финансовой стороны, так и хозяйственной, экономической, технической и даже энергетической стороны. Проверкой занимаются обычно частные аудиторские фирмы, которые проводят процедуру за определенную плату.

Аудиторская деятельность является механизмом контроля производственной и непроизводственной деятельности. Чаще всего к подобной проверке прибегают , контролирующие государственные органы, следователи в ходе проверки законности деятельности того или иного лица, компании, организации.

Бывает и внутренний аудит, который проводится сотрудниками проверяемой организации без привлечения аудиторской фирмы со стороны. Он проводится по желанию руководства, инвесторов, клиентов при подозрении на ошибки или махинации в работе компании. Аудит также помогает выявить несовершенства в работе бухгалтерии и прочих отделов организации для их исправления.

С видами аудита можно ознакомиться с помощью видеоурока:

Особенности и сравнение ревизии и аудита

Ревизия и аудит — разные понятия

Аудит и ревизия существуют параллельно и не исключают друг друга. И то, и другое понятие обозначает проверку деятельности, контроль, в результате которого составляется акт, заключение с выводами относительно проверки.

Аудит является более широким понятием и включает в себя всестороннюю проверку деятельности организации или лица, ревизия же представляет собой контроль исключительно финансовой стороны и финансовых документов. Можно сказать, что аудит включает в себя ревизию, а ревизия является узконаправленной разновидностью аудита.

Существуют общие стороны у обоих понятий, которые тем не менее могут быть и отличиями при более детальном рассмотрении:

  1. И аудит, и ревизия представляют собой проверку, проводимую с целью выявление неточностей, ошибок или различных нарушений в деятельности организации или лица.
  2. Оба процесса платные. Отличается лицо или орган, оплачивающий процедуру, но в любом случае аудит и ревизия требуют определенных затрат.
  3. Ревизия и аудит могут проводиться как лицами со стороны, так и сотрудниками самой организации. Но это касается только внутреннего аудит. Внешний требует обязательного присутствия представителя сертифицированной аудиторской фирмы.
  4. Ревизия и аудит имеют некоторое сходства в организационных моментах. Они проводятся по определенному плану.
  5. И та, и другая проверка включает в себя проверку финансовой стороны. Финансовая документация является обязательным пунктом проверки, входящим как в ревизию, так и в аудит.
  6. Для выявления нарушений могут использоваться одни и те методы как при аудите, так и при ревизии.
  7. И аудит, и ревизию может проводить лицо, имеющее соответствующее , опыт, разрешение. И в том, и другом случае может быть сразу несколько проверяющих, экспертов в различных областях.
    И аудитор, и ревизор имеют определенные права и полномочия, а также могут отказаться от проведения процедуры в некоторых случаях, предусмотренных договором.
  8. И ревизия, и аудит проводятся с определенной частотой, но с разной периодичностью.

Несмотря на большое количество общих сторон, аудит и ревизия имеют множество отличий. Аудит и ревизия имеют различные цели и результаты. Несмотря использование схожих методов проверки, они имеют различные цели и применяются в разных пропорциях.

Основные отличия ревизии от аудита

Выбор делается исключительно исходя из цели проверки

Как уже говорилось выше, аудит и ревизия имеют большое количество отличий, которые не позволяют объединить эти понятия в одно:

  • Ревизия и аудит преследуют совершенно разные цели. Ревизия выявляет различные недостатки, ошибки и махинации в финансовой сфере, а также ставит своей целью наказание виновных в подобных махинациях и хищениях.
  • Аудит, как правило, лишь выражает свое мнение, оценку работы организации со стороны. Если он и выявляет недостатки и ошибки, то часто предлагает пути их исправления.
  • Отличаются и задачи процедур. Ревизия нужна для профилактики и выявления , преступлений, хищений, а аудит должен улучшать работу предприятия путем исправления выявленных ошибок.
  • Аудит обычно является добровольной процедурой, тогда как ревизия зачастую проводится принудительно и часто внепланово. Аудит планируется всегда.
  • Аудит включает в себя больший объем услуг, чем ревизия. Ревизия проверяет ту часть деятельности, где подозревается нарушение. Аудит проводит всестороннюю проверку и предлагает пути решения выявленных проблем.
  • Оплата проводится различными лицами и организациями. Поскольку аудит проводится в интересах самой компании, оплачивает процедуру чаще всего руководство. Ревизию оплачивает должностное лицо или государственный орган, который является инициатором проверки. Соответственно отличается и .
  • Аудитор ответственен за проведенную работу и отчитывается перед заказчиком, а ревизор – перед вышестоящим государственным органом.
  • Отличаются и результаты проверки. Аудитор составляет заключение, в котором выражает свое мнение относительно работы организации, контроля и ведения бухгалтерской отчетности, указывает рекомендации по усовершенствованию тех или иных сторон, исправлению ошибок.
  • Результат ревизии более точен. Ревизор составляет акт, в котором указывают точные цифры, указывает все выявленные нарушения и нанесенный ущерб.
  • Аудит проводится регулярно. Внутренний аудит может проводиться непрерывно, тогда как ревизия проводится по необходимости, по требованию уполномоченного органа.
  • При внешнем аудите клиент, то есть проверяемая организация, и проверяющий, то есть аудиторская фирма, являются равноправными сторонами, заключившими . Во время проведения ревизии проверяемая организация подчиняется проверяющему.

Выбор способа проверки, аудита и ревизии, определяются целями, которые преследует инициатор проверки, желаемого результата и практических задач.

Финансовый контроль - проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций, требований законодательства, норм и правил, установленных государством, собственниками. Это одна из функций управления.

Финансовый контроль по уровню подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудит).

Государственный финансовый контроль осуществляется государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан. Его основным направлением является исполнение государственного бюджета.

Внутрихозяйственный (внутренний) контроль - это система постоянного наблюдения и проверки работы предприятия, организованного им самим в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Может быть организован в виде внутреннего аудита, ревизионных комиссий и т.п.

Независимый контроль - аудит, осуществляемый внешними независимыми специалистами, направленный на выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

По форме контроля выделяются: ревизия, судебно-бухгалтерская экспертиза, аудит.

Ревизия - метод контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны исполнительного вышестоящего органа с целью сохранности активов проверяемого предприятия, пресечения и профилактики злоупотреблений.

Основными задачами ревизии являются:

1. проверка сохранности имущества и эффективности его использования;

2. выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по их предупреждению;

3. проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;

4. исследование систем внутреннего контроля, выявление их узких мест;

5. правильность ведения бухгалтерского учета и т.д.

Основные отличия ревизии от аудита состоят в следующем.

Ревизия выявляет ответственность должностного лица, проверяет финансовую и хозяйственную деятельность, выявляет лиц, виновных в нарушении, злоупотреблении, причины нарушений. По итогам принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия. Ревизор имеет право высказывать обоснованное мнение о должностных лицах. Аудит выявляет отклонения, слабые стороны в бизнес-процессах организации, проверяется бухгалтерская (финансовая) отчетность. По результатам аудита принимаются решения о корректировке бизнес-процессов. Этические нормы аудита не позволяют высказывать свое мнение о должностных лицах и определять их виновность. Аудит - коммерческая деятельность, основанная на заключении договора. Оплачивает аудит клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения. Ревизия осуществляется на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Платит вышестоящее звено или государственный орган.

Судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по требованию следственных или судебных органов.

Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Аудит». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично». Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

10. Отличие аудита от других форм экономического контроля

Существует несколько критериев отличия аудита от ревизии.

1. Направленность деятельности в аудите – оценка хозяйственной жизни организации, выявление недостатков, а деятельность ревизии направлена на выявление и оценку недостатков для их искоренения.

2. Аудит регулируется гражданским правом на основе договоров, ревизия – административным правом на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих органов государства.

3. В аудите управленческие связи горизонтальные, добровольные, а при ревизии – вертикальные, в порядке назначения.

4. Задачи аудита – способствовать укреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактика злоупотреблений.

5. В аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит государственный орган.

6. Результаты аудиторской проверки – аудиторское заключение и рекомендации для клиента, результаты ревизии – акт ревизии, взыскания и указания.

Также аудит отличается и от государственного финансового контроля.

Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с участием государства, организации, финансируемые из государственного бюджета. Субъектами аудита выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что аудит – независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность судебнобухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. Экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму.

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.

Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.

Правило определ аудит деят-ть как предприни.деят-ть аудиторов (аудит фирм) по осущ-ию независимого вневедомственн.проверок бух отчет-ти, первичн докум-ии, налогов деклараций и др док-тов, а также по оказанию аудиторск услуг (постановка и восстан-е бух учета, составление фин отчет-ти и налогов деклараций, трансформ-я отчетности в иные стандарты, учет и анализ фин-хоз деят-ти, оценка активов и т.д.)

Осн.целью аудита явл установление достоверности бух.отчетности экон.субъектов и соотв-е с соверш-ых ими фин-хоз операцияй нормативн документам.

От гос.ревизии аудит принципиально отличается свободой выбора форм и методов проверки исходя из требований закон-ва и условий договора с провер-мым субъектом.

Аудитор проводит проверки с целью получения прибыли, но при этом он может принимать на себя риски иимущественн ответ-ть за результаты проверки.

Разница между аудитом и ревизией

Аудит представляет собой более широкую деятельность, ревизия же является лишь его составной частью;

Аудит проводится только внешними специалистами, в то время как ревизия может быть осуществлена и сотрудниками компании, например, бухгалтерами или товароведами;

Результаты ревизии могут входить в отчет о проводимой аудиторской проверке, в то время как результаты аудита в отчете по ревизии никак не отражаются.

    Этапы проведения проверок.

Процесс организации ревизионн работы предусматр.след этапы:

1. подготовка ревизий

2. орг-ция и непосредств проведение ревизий на объекте

2.1. прибытие на объект и предъявление полномочий на проведение проверки в виде удостоверения и предписания на проведение проверки,

2.2. личное ознакомление с объектом,

2.3. проведение инвентаризации МЦ и ден ср-в,

2.4. непосред-я документарн проверка хоз операций

3. систематизация мат-лов ревизии и оформление результатов,

4. реализация мат-лов ревизий на подконтрольн объекте и информирование органов, назнач-х ревизию. При необход-ти напр-е мат-лов ревизий в следственн органы.

5. орг-я контроля за выполнением решений, принятых по рез-там ревизии. При наличии нарушений на проверяемом предприятии издается указ об устранении нарушений и наказании виновных лиц.

Подготовка к ревизии начинается с приказа рук-ля, назнач-го ревизию. В приказе указ-ся проверяемое подразделение, проверяемый период, сроки проведения ревизии, рук-ли ревизии и состав ревизионн группы. Для кажд из членов ревизионн группы м указ-ся конкр объекты и сроки проверки.

До начала проверки, указ в приказе, идет подготовка ревизионн группы, кот должна:

Изучить все имеющ-ся док-ты, относ-ся к орг-ии: бух док-ты, акты предыд проверок и т.д.

На этом этапе необход выявить имеющ-ся недостатки с целью их уточнения в ходе ревизии. После этого рук-ль составл программу ревизии, где указ-ся заранее для каждого участника: провер-ый участок, вопросы, сроки проверки и т.д.

В день начала ревизии согл приказу ревизионн бригады д приступить к ревизии.

По прибытии провер-й бригады на предприятие рук-ль предост приказ на проведение ревизии рук-лю провер-мой орг-ии, кот обязан провести совещание с рук-ми отделов и служб, на кот известить о начале ревизии, ее целях, сроках и т.д. и представить членов ревиз бригады. После этого бригада начинает проверку в соот-ии с устан-ми для каждого заданиями.

К примеру, в1-ю очередь проводится ревизиякассы. После чего провер-ся сохранность мат ценностей и ср-в. После инвентаризации проводится документарная ревизия.