Отличительные особенности прямых и косвенных налогов. Какой налог называется косвенным

Отличительные особенности прямых и косвенных налогов. Какой налог называется косвенным

Сегодня мы с вами поговорим про прямые и косвенные налоги . Я расскажу о том, что такое прямые налоги, что такое косвенные налоги, чем они отличаются друг от друга, каких видов бывают те и другие, а так же рассмотрю наиболее популярные виды налогов, относящихся к этим обеим группам. Думаю, что это необходимо знать не только тем, кто ведет или планирует ,

Но и абсолютно каждому человеку, просто для общего развития, чтобы понимать, где и за что он переплачивает, и что с него вычитают.

Итак, все существующие налоги делятся на две большие группы: прямые и косвенные налоги. Главным критерием такого деления является момент, в который начисляется и уплачивается налог, а также связь между субъектом и объектом налогообложения. Рассмотрим отдельно каждую из этих групп.

Прямые налоги.

Прямые налоги – это налоги, для которых налогоплательщиком выступает тот же субъект, которому принадлежит объект налогообложения. Например, предприятие (субъект налогообложения) получило прибыль (объект налогообложения) и заплатило с нее налог. Или человек (субъект налогообложения) владеет недвижимостью (объект налогообложения) и платит с нее налог.

Прямые налоги взимаются:

  1. С доходов налогоплательщика , в момент получения им этих доходов;
  2. С имущества налогоплательщика , в момент его приобретения или каждый определенный период.

Объектом налогообложения для взимания прямого налога являются:

  • Размер общего или налогооблагаемого дохода налогоплательщика;
  • Общая или налогооблагаемая стоимость имущества.

Прямые налоги, в свою очередь, тоже можно разделить на 2 большие группы:

Группа 1 . Налоги с фактически полученного дохода. В данном случае объектом налогообложения выступает фактический доход, который получил налогоплательщик. Сюда относятся такие налоги как:

  • Налог на доходы физических лиц (подоходный налог);
  • Налог на прибыль предприятий;
  • Налог на инвестиционные доходы и т.д.

Группа 2 . Налоги с предполагаемого (возможного дохода). В этой группе объектом налогообложения выступает доход, которые налогоплательщик потенциально может получить от использования тех или иных активов, то есть, сюда относятся налоги на различное имущество. Причем, факт взимания налога с предполагаемого дохода не говорит о том, что субъект обязательно получит этот доход, поэтому взимание этой группы налогов часто вызывает негодование. Сюда относятся следующие виды налогов:

  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Налог на недвижимость;
  • Налог на транспорт;
  • Земельный налог и т.д.

Особенность прямых налогов заключается в том, что налогоплательщик здесь всегда напрямую ощущает некое налоговое давление разной степени тяжести. По этой причине от уплаты прямых налогов чаще всего пытаются уклониться и находят для этого много “лазеек”: искусственное занижение прибыли, недекларирование доходов, сокрытие имущества в собственности, занижение его стоимости и т.д. Поэтому доля доходов бюджета, приходящаяся на прямые налоги, как правило, меньше, чем доля, приходящаяся на косвенные.

Косвенные налоги.

Косвенные налоги – это налоги, которые уплачиваются налогоплательщиком, но вместе с тем перекладываются на другое лицо, которое, в свою очередь, уплачивает их налогоплательщику. Например, предприятие (субъект налогообложения) реализует товар (объект налогообложения) и уплачивает с него НДС. Но при этом этот же НДС включается в цену товара, которую платит предприятию покупатель. То есть, несмотря на то, что налог заплатило предприятие, косвенно он перекладывается на его клиентов.

Фактически косвенные налоги представляют собой некую надбавку к стоимости товара или услуги, которая ложится на плечи потребителя.

Косвенные налоги можно разделить на 4 группы:

Группа 1 . Универсальные налоги. Сюда относятся надбавки, которые включаются в стоимость всех товаров и услуг (возможно, за некоторыми исключениями). Самым типичным (и во многих странах единственным) примером универсального косвенного налога является налог на добавленную стоимость (НДС). Этот же налог традиционно является самым проблемным и спорным: вокруг него постоянно возникают различные дискуссии и прения.

Группа 2 . Индивидуальные налоги. К этой группе относятся косвенные налоги, которыми облагаются только отдельные виды товаров или услуг. Примерами таких налогов могут служить:

  • Акцизный сбор;
  • Налог на покупку ювелирных изделий;
  • Налог на продажу или покупку недвижимости и т.д.

Группа 3 . Фискальные монополии. К этой группе косвенных налогов относятся различные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками за получение всевозможных разрешительных документов, выдача которых монополизирована государством. Примеры таких налогов:

  • Плата за выдачу лицензии;
  • Плата за выдачу разрешений;
  • Сборы за оформление документов и т.д.

Группа 4 . Таможенные пошлины. И отдельную группу косвенных налогов составляют ввозные и вывозные таможенные пошлины, которые уплачивают экспортеры или импортеры товаров, и которые так же фактически включаются в стоимость продукции.

Косвенные налоги в большинстве случаев являются основной доходообразующей частью бюджета государства, лидируют среди них, как правило, НДС и акцизы. От уплаты косвенных налогов сложнее уклониться, поэтому они поступают в бюджет в более полном объеме, нежели прямые налоги.

Однако по факту часто бывает так, что благодаря косвенным налогам налогоплательщик теряет часть своей прибыли, несмотря на то, что сумму уплаченного налога ему компенсирует потребитель. Например, при повышении акцизного сбора на определенную продукцию возрастает ее цена, благодаря чему по снижается спрос. Поэтому производитель или продавец вынуждены снижать свою торговую наценку, тем самым, уменьшая прибыль. Таким образом, можно сказать, что объективно в ряде случаев косвенные налоги превращаются в прямые потери для налогоплательщика.

Теперь вы знаете, что такое прямые и косвенные налоги. Надеюсь, эта информация была вам полезна.

Оставайтесь с нами и повышайте свою финансовую грамотность: на сайте вы найдете множество другой интересной и полезной информации из области финансов и экономики, научитесь грамотно зарабатывать и тратить деньги. До новых встреч!

Обязательные платежи юридических и физических лиц в государственные бюджеты любого уровня можно разделить на:

    прямые налоги, которые взимаются с прибыли или имущества плательщика;

    косвенные налоги, это часть стоимости товаров или услуг, которую платит непосредственный потребитель в бюджет государства не напрямую, а через продавца продукции.

Покупая пачку сигарет, Вы платите акцизный сбор, который уже включен в стоимость товара. В данном случае продавец выступает в роли посредника между Вами и государством: получив деньги за свой товар, он отдает акцизный сбор в государственную казну. То есть, стоимость товара можно разбить на следующие составляющие: себестоимость, прибыль продавца и косвенные налоги. Последние и являются объектом изучения представленной статьи.

Суть и виды косвенных налогов

Как было сказано выше, механизм формирования косвенных налогов очень простой: к стоимости товара или услуги добавляется обязательные платежи в бюджет (косвенные налоги), которые платит покупатель, приобретая нужную ему продукцию. Владелец товара/услуги выступает обычным посредником, главная задача которого отдать государству полученный им от покупателя налог. То есть производитель (продавец) в данном случае выступает в роли сборщика обязательных платежей в государственный бюджет.

Следует отметить тот факт, что косвенные налоги и прямые налоги выполняют одну и ту же функцию: формируют государственный бюджет, но при этом механизм их начисления и сама природа происхождения совершенно разные. В первом случае налоги всегда «скрываются» в стоимости товаров и услуг, при этом не учитывается уровень дохода непосредственных плательщиков налога, во втором – объектом налогообложения выступает прибыль или имущество налогоплательщиков. Чем больше Вы зарабатываете, тем выше Ваши обязательства перед государственным бюджетом. Из этого можно сделать вывод, что прямые налоги, в социальном плане, более справедливы, чем косвенные.

Чтобы читателю было легче сориентироваться и понять, что такое косвенные налоги, необходимо рассмотреть их основные виды :

    Налог, который формируется сначала на каждом этапе производства, а затем – реализации продукции. В России – это налог на добавленную стоимость (НДС). Теоретики экономических дисциплин утверждают, что в определенных условиях НДС может составлять львиную долю государственного бюджета, что неоднократно подтверждалось на практике во многих странах постсоветского пространства в тяжелые 90-е годы. В некоторых учебниках можно встретить определение НДС, как универсального акцизного сбора, взымаемого со всего валового оборота товаров и услуг. Но сути такой подход не меняет: НДС является одним из главных налогов, формирующим бюджет России.

    Акцизы – обязательные платежи в государственную казну, которые являются косвенным налогом и устанавливаются на определенные группы товаров и услуг внутри страны, согласно ее налоговому законодательству. В экономической теории в список подакцизных товаров входят предметы роскоши и услуги, которые не являются жизненно необходимыми. И цель этого косвенного налога – увеличить поступления в бюджет за счет состоятельных людей. Но на практике, акцизный сбор взымается с многих товаров массового потребления. В России это: топливо, автомобильные масла, мотоциклы и легковые автомобили, табачные изделия, алкогольные напитки, спиртосодержащая продукция. Если новый «БМВ» относится к предметам роскоши, то обычный ВАЗ, как-то не очень тянет на эту категорию. Еще одна важная роль акцизного сбора, кроме наполнения государственной казны – это неплохая возможность ограничить потребление социально вредных товаров (табака и спиртных напитков).

    Аналогично акцизному сбору, размер таможенных пошлин устанавливаются на каждый товар индивидуально. Этот косвенный налог взымается таможенной службой в пользу государства с импортных и экспортных товаров, а также продукции, которая транзитом пересекает границу страны.

По способу построения выделяют следующие виды таможенных ставок :

    адвалорная – исчисляется в процентах от стоимости продукции;

    специфическая – имеет фиксированный размер за единицу конкретного товара;

    комбинированная – синтез первого и второго метода.

Следует отметить, что косвенные налоги, перечень которых представлен выше, выполняют, в основном, экономическую функцию, то есть служат для наполнения государственного бюджета, а таможенные пошлины довольно часто используются и в других целях. Они могут защищать отечественного производителя, повышая стоимость ввозимых товаров, которые стоят дешевле, чем наши аналоги. С их помощью можно эффективно бороться с демпинговой политикой иностранных компаний, а также снижать стоимость товаров, в которых нуждается внутренний рынок.

Следующий вид косвенных налогов – фискальная монополия. В данном случае не устанавливаются ставки платежей в бюджет, так как государство пользуется своим монопольным правом производить и реализовывать какую-то продукцию, в стоимость которой уже входят вышеуказанные налоги.

Положительные и отрицательные стороны непрямого налогообложения

При непрямом налогообложении невозможно судить о реальных доходах и финансовых возможностях плательщиков косвенных налогов. Говоря простыми словами и не вникая в сложные экономические взаимосвязи и терминологию, в данной ситуации человек с минимальной зарплатой и владелец серьезного бизнеса часто вынуждены платить абсолютно одинаковые налоги. Например, при покупке 10 литров бензина или моторного масла. Что в социальном плане является, мягко говоря, не совсем справедливо.

Механизм контроля и взимания косвенных налогов требует огромного внимания, а значит и расходов, со стороны государственных органов. Производство и реализация подакцизных товаров, работа таможенной службы, контроль за уплатой НДС, предотвращение функционирования различных мошеннических схем – это неполный перечень вопросов, которые связаны с непрямым налогообложением.

Довольно часто налоговым органам приходится «бесцеремонно» вмешиваться в работу предприятий, которые связаны с производством подакцизных товаров. Это не способствует развитию предпринимательства в нашей стране и налаживанию хороших отношений между бизнесом и налоговиками, о которых так любят говорить чиновники.

Отсутствие стабильности в реализации продукции, стоимость которой включает косвенные налоги, затрудняет возможность прогнозирования бюджетных поступлений по этой статье доходов. Что сильно затрудняет процесс принятия главного финансового плана страны.

В тоже время, непрямое налогообложение имеет массу преимуществ :

    данный налог является полностью анонимным и, в отличие от налога на прибыль, от него нет возможности скрыться или как-то обмануть государство;

    часто плательщик даже не знает, что покупая продукцию, он платит какой-то обязательный платеж в бюджет государства (в отличие от подоходных налогов, социальных взносов и т.п.);

    косвенные налоги исключают понятие недоимки, как это довольно часто бывает с прямыми налогами;

    уплата косвенных налогов происходит практически одновременно с покупкой товара/услуги.

Анализируя данную информацию, можно сделать вывод, что прямые и косвенные налоги, примеры которых представлены выше, имеют свои достоинства и недостатки, но с ними можно и нужно мириться, так как альтернативы на данный момент в современной экономической модели не существует.

Оптимальное соотношение прямого и непрямого налогообложения

Данный вопрос представляет практическое значение для системы налогообложения нашей страны не только с целью установления точных пропорций между прямыми и косвенными налогами, но и для использования положительного опыта экономически развитых стран мира. Конечно, внедрение зарубежных наработок должно происходить с учетом национальных особенностей, менталитета, политической ситуации (особенно сегодня!), а также налогового законодательства и состояния экономики. На основании международного опыта и существующей налоговой базы можно провести изменение соотношения прямых и косвенных налогов, которое поможет не только наполнить бюджет страны, но и стимулирует развития бизнеса, а также устранит разрывы в развитии экономики разных регионов РФ.

Что касается практической части реализации данного вопроса, нужно не просто определить соотношение прямого и косвенного налогообложения, но и установить конкретное значение всех налогов, которые работают в России, согласно действующему законодательству. Это нужно реализовывать с учетом интересов двух сторон: государственного бюджета и действующего бизнеса. В идеале, нужно получить оптимальную схему, которая позволит государству выполнять доходную часть бюджета, при этом обеспечивая оптимальный бизнес климат для развития предпринимательства.

Экономисты выделяют следующие схемы соотношения прямого и косвенного налогообложения :

    Англосаксонская модель . Приоритетными являются прямые налоги с физических лиц, они даже превышают поступления в бюджет от бизнеса. Косвенные налоги занимают незначительную часть.

    Евроконтинентальная модель . Делается ставка на косвенные налоги и социальные отчисления.

    Латиноамериканская . Ориентирована на непрямое налогообложение.

    Смешанная модель . Построена на использовании вышеперечисленных схем с учетом конкретной экономической ситуации в данный момент времени. Главным индикатором в этом вопросе выступает уровень инфляции.

Что касается России, то последнее десятилетие косвенные налоги в рф явно доминируют. Хотя ведущие экономисты склоняются к мнению, что необходимо стремиться к развитию англосакской модели соотношения прямого и косвенного налогообложения, а также схеме, когда государство и бизнес преследуют одни и те же цели.

Для этого необходимо :

    В первую очередь, развивать налоговую культуру в стране. Нужно кардинально изменить взгляды населения на налоговую систему. Пока мы не поймем, что честно заплаченные налоги – это наша медицина, образование, будущее наших детей, дороги, эффективная полиция, добросовестные работники ЖКХ и т.д., мы не сможем построить сильное, богатое государство. Уже давно пора менять стереотипы беспредела 90-х, пора выходить на новый уровень взаимоотношения с государством.

    Стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, особенно отрасли, связанные с производством. Конечно, очень хорошо, когда в стране есть огромное количество полезных ископаемых, но сильную экономику на этом нельзя построить. Производство, которое честно платит налоги – основа богатства страны и всех ее добросовестно работающих граждан.

    Ввести экономически обоснованные налоги на роскошь и недвижимость. Это поможет существенно наполнить государственную казну, а также сократит разрыв между олигархами и средним классом. Первое даст возможность поднять социальные стандарты, второе – предотвратит нежелательные настроения в обществе.

    Пересмотреть налоговое законодательство и провести изменения в работе налоговых инспекций. Сегодня некоторые мелкие налоги, которые в совокупности составляют достаточно большую сумму, не платятся по очень простой причине – плательщик не знает, что ему платить, куда и кому. Рассматривая вопрос о том, чем различаются прямые и косвенные налоги, мы не упомянули, что первые могут вообще не платиться по причине халатности налоговых инспекторов.

Заканчивая рассматривать нашу тему, необходимо акцентировать внимание на еще одном важном моменте. Некоторые косвенные налоги и прямые платежи в государственный бюджет это достаточно взаимосвязанные в экономическом плане понятия. Этот факт необходимо учитывать во время принятия новых налоговых законов, чтобы не нарушить существующий экономический баланс.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети:

Налог представляет собой финансовое обязательство юридического или физического лица перед государством, подлежащее исполнению в установленные сроки. Фискальная система подразделяется на два вида налогообложения – прямое и косвенное. В статье будут рассмотрены виды этих сборов, отличительные особенности, а также модели налогообложения, показывающие соотношение двух типов.

Прямые налоги: виды и особенности

К прямым налогам относятся сборы, которыми государство облагает доходы граждан (зарплату, прибыль, проценты) или их имущество (землю, недвижимость, транспортные средства). Этот предлагаемый вид сборов уплачивается гражданином самостоятельно в государственную казну.

Система прямых налогов РФ включает следующие виды:

с юридических лиц:

  • на прибыль;
  • на имущество;
  • на землю;
  • на бизнес (например, в сфере игровых автоматов);
  • на водные источники;
  • на добычу полезных ископаемых.

с физических лиц:

  • подоходный;
  • поимущественный;
  • с имущества;
  • транспортный;
  • на имущество, полученное гражданином в порядке наследования или дарения.

Величина прямых налогов полностью определена уровнем и размером дохода гражданина. Так, например, с ростом заработной платы размер отчислений увеличивается.

Основными объектами налогообложения при начислении данного вида сборов выступают:

  • совокупный или доход, подлежащий налогообложению;
  • общая или стоимость, подлежащая налогообложению.

Косвенные налоги: виды и особенности

Формальными плательщиками таких сборов являются индивидуальные предприниматели, а фактическими – третьи лица (потребители произведенных товаров, оказанных услуг или выполненных работ).

Размер сбора уже включен в стоимость произведенной продукции, оказанной услуги или выполненной работы. Отчисление налога продавцом происходит после получения им транзакции, когда покупатель оплатит продукцию.

Отличительными чертами косвенных сборов выступают:

  • оперативность. Сборы должны поступить к государству за короткий период времени (например, временные рамки для НДС – от 1 до 3 месяцев);
  • высокая собираемость. Данный тип платежей является неотъемлемой частью налоговых сборов, поэтому выявить образовавшиеся нарушения или отклонения не представляет особой сложности. Причина этому – постоянный мониторинг торговых отношений со стороны государственных органов власти и налоговых служб субъектов.


К косвенным налогам относятся:

НДС (налог на добавленную стоимость). Добавленная стоимость – сумма, играющая главную роль в формировании прибыли продавца. Именно она подлежит обложению налогами со стороны государства и имеет большое значение для экономики любой развитой страны. Так, например, в РФ на долю НДС приходится около 40% от всех налоговых сборов, что существенно превышает суммы, поступающие от прямых сборов. Дополнительное преимущество заключается в том, что уплата НДС происходит при каждой сделке. При этом количество посредников, через которых прошел товар прежде, чем перейти к конечному потребителю, не имеет значения.

На ставку НДС влияет вид товара. Большая часть продукции облагается налогом по ставке 18%, отдельные категории (печатные издания, лекарственные средства и товары, предназначенные для детей) – 10%. Есть и исключительные случаи, когда НДС не оплачивается:

  • при экспорте товаров;
  • фирма оказывает услуги по перевозке пассажиров;
  • организация самостоятельно реализует произведенную продукцию;
  • предприятие занимается оказанием услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

При этом перечень случаев, освобождающих налогоплательщика от данного вида сборов, строго контролируется и устанавливается государством. Региональные органы власти этот порядок изменить не могут.

Акциз . Также включен в конечную стоимость, однако применим только к производственной сфере.

Таможенная пошлина , взимание которой осуществляется на границе страны. Ее основанием является перемещение товара за пределами государства.


Отличие прямых и косвенных налогов

Оба вида являются налоговыми обязательствами. Различия представлены в таблице.

Критерий Налог
Прямой Косвенный
Кто выступает налогоплательщиком? ФЛ, ЮЛ Потребитель, приобретающий продукцию, произведенную ФЛ или ЮЛ.
Как происходят взаимоотношения с государством? Выплата производятся непосредственно государству. Начисление налогов происходит через посредников, которыми являются владельцы организаций или производители.
Что является объектом налогообложения? Все имущество налогоплательщика (недвижимость, транспорт), его доходы, категории полезных ископаемых. Предназначенные к реализации произведенные товары, оказанные услуги, выполненные работы.
Что влияет на величину налога? Величина дохода, получаемого от разного рода деятельности, сложившееся материальное положение и пр. Цена за произведенные товары или оказанные услуги, тарифные ставки, категории и пр.
Как зависят от финансовой деятельности? Прямая зависимость Отсутствие зависимости
Как осуществляется расчет? Сложный, предполагает разделение на несколько категорий. Простой, осуществляется с помощью специальных формул.
Как происходит участие в формировании цены? Цена зависит от конкретного производства. Влияют на снижение или увеличение стоимости товаров, услуг, работ.
Какова степень открытости? Открытые платежи Закрытые платежи, потребители не имеют представления о величине налогов, уплачиваемых в государственную казну.

Основу налоговой системы государства составляет показатель соотношения двух типов сборов. С точки зрения оптимального соотношения, необходимо, чтобы их доли были равноценными. Тогда все участники не будут ущемлены, независимо от происходящих изменений. Помимо того, что размер налогов должен соответствовать уровню дохода каждого участника, необходимо принимать во внимание и развитость страны с экономической точки зрения, а также учитывать все потребности, являющиеся актуальными в конкретном временном периоде.


Современная система налогообложения в РФ предполагает смешение прямых и косвенных налогов. Таким образом, путем их уравнивания происходит стабилизация и достигается равновесие разных рыночных сегментов.

Следует отметить, что налоговые сборы, которые подлежали уплате физическими лицами за 2016-2017 гг. меньше, чем для предприятий. Косвенные налоги почти в два раза превышают прямые. Такой отличительный признак характерен только для экономически развитых стран.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Определение степени влияния разных видов налогообложения в РФ необходимо не только для того, чтобы понять, в каком из направлений развивается экономика, но для определения возможности использования наработанного годами опыта разных экономически развитых мировых стран. Вполне понятно, что применение соответствующей системы должно учитывать национальные особенности государства, менталитет его граждан, способы потребления товаров, работ и услуг. Кроме этого, во внимание должна быть принята и действующая структура налоговой системы, составляющей национальную основу фискальной политики.

Чтобы фискальная система оказалась максимально гибкой, учитывающей интересы всех задействованных сторон, необходимо добиться равнозначного вклада каждого вида сборов.

В мировой практике на текущий момент выделяют четыре основных системы, показывающие соотношение прямых налогов и косвенных:

  • англосаксонская. Основная доля приходится на прямые сборы, при этом косвенные составляют небольшую часть. Так, например, в Америке 44 % от всех поступлений составляет подоходный налог;
  • евроконтинентальная. Для нее характерен высокий уровень отчислений на поддержку социального развития и страхования. Основная часть платежей отводится косвенным налогам;
  • латиноамериканская основана на косвенных платежах в бюджет. При этом рост цен и инфляционных процессов приводит к увеличению размеров налоговых отчислений. Поэтому данную систему активно используют при нестабильности экономической ситуации в стране и для защиты государства от финансового кризиса;
  • смешанная используется развитыми странами для расширения диверсификации системы доходов, сглаживая таким образом влияние конкретных видов сборов. Основная задача такой модели связана с тем, чтобы увеличить прямые сборы, но при этом преобладающая доля должна приходиться на поступления от предпринимательской деятельности, а не подоходного налога.


Что касается РФ, то ее фискальная система больше соответствует латиноамериканской модели с незначительными элементами евроконтинентальной. При этом на долю сборов от предпринимательской деятельности приходится около 70%. Вполне закономерно, что это обременительно для частных предпринимателей. Однако произвести смещение и переложить часть налоговой нагрузки на физических лиц невозможно. Это связано с низкой покупательной способностью населения. Главной причиной сложившейся обстановки выступает низкая степень эффективности общественного производства.

Заключение

Выбирая модель соотношения двух типов налогообложения, нельзя руководствоваться только опытом зарубежных государств. Обязательно во внимание должна быть принята экономическая и политическая ситуация в стране, а также особенности законодательства РФ в фискальной сфере.

Налоги и их сущность

Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней сорганизацийифизических лицв целях финансового обеспечения деятельностигосударстваи (или)муниципальных образований . Налоги следует отличать от сборов(пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Духовные лица освобождаются от уплаты налогов.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством(см.налоговое право) . Совокупность установленных налогов, а также принципов,формиметодових установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуютналоговую системугосударства [ источник не указан 369 дней ] .

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций [

Налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены - государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии - промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные

В общем, налоги делятся на прямые , то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные , то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления . Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог,налог на прибыльи подобные . К косвенным налогам относятся налог с продаж,налог на добавленную стоимостьи другие .

Ко́свенный нало́г - налогна товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки кценеилитарифу, в отличие отпрямых налогов, определяемыхдоходомналогоплательщика.

Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель - плательщиком косвенного налога.

В Российской Федерации эти налоги преобладают. [ источник не указан 385 дней ]

]Основные виды косвенных налогов

    Акциз- вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие оттаможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённыеуслуги.

    Налог на добавленную стоимость- вид косвенного налога; форма изъятия вбюджетчастидобавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

    Таможенная пошлина- вид косвенного налога в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.

    Экологический налог- вид косвенного налога, связанный сохраной окружающей среды.

Прямо́й нало́г - налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имуществаналогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик - получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

Прямые налоги делятся на реальныеиличныеналоги.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог,налог на прибыль предприятий(корпораций, организаций и т. п.);налог с наследства и дарения,имущественный налог,налог на добычу полезных ископаемыхи т. п. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного налога - относительно сложный расчет его суммы. Прямые налоги - налог на прибыль; налог на имущество; налог на доходы физического лица. Налог на прибыль - налогом облагается прибыль, полученная налогоплательщиком. Налог на имущество организаций - облагается налогом движимое, недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС.

Объектом прямого налога являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком налога.

Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.