Особенности политического развития государств центральной азии. Природные условия и ресурсы. Население Зарубежной Азии

Особенности политического развития государств центральной азии. Природные условия и ресурсы. Население Зарубежной Азии

Несмотря на наличие целого ряда схожих черт, политические процессы в каждой из стран Центральной Азии имеют свою специфику. Ниже мы кратко обрисуем развитие политической ситуации в них на протяжении 1990-2000-х гг.

Казахстан – не только самое большое по территории, но и наиболее европеизированное государство Центральной Азии. Он был самой интернациональной из советских республик, со значительной долей русского населения, а также немцев, украинцев, узбеков и татар. Правда, после обретения Казахстаном независимости из страны начался массовый исход русскоязычного населения, и за 1990-е гг. ее покинули более 1,5 млн. человек. Не последнюю роль в этом сыграл тяжелый экономический кризис, охвативший Казахстан в начале 1990-х гг. За 1991-1995 гг. его ВВП упал на 39 %, инфляция в отдельные годы превышала 1800 %, целые отрасли промышленности останавливались, а животноводство оказалось на грани краха, поскольку поголовье скота снизилось более чем на 50 %. Тем не менее благодаря энергичным мерам, принятым правительством, и росту мировых цен на нефть, по запасам которой Казахстан входит в десятку ведущих стран мира, казахстанская экономика уже с конца 1990-х гг. вошла в фазу стремительного роста. В первой половине 2000-х гг. размеры ВВП увеличивались ежегодно до 10 %, что позволило Казахстану войти в число лидеров среди стран СНГ по экономическим показателям, а наблюдателей заставило говорить о «казахстанском чуде». В стране удалось создать современный банковский сектор, завершить приватизацию, привлечь большие объемы иностранных инвестиций, осуществить налоговую, жилищно-коммунальную и пенсионную реформы. Экономические успехи сделали реальным повышение жизненного уровня населения, разрешение острых социальных проблем, прежде всего предотвращение потенциальных межнациональных конфликтов, представляющихся вполне вероятными при недовольстве русскоязычного населения, составляющего большинство в ряде областей, но почти не представленного в органах государственной власти.

И успехи и неудачи пути, пройденного страной за годы независимости, связаны с именем Нурсултана Назарбаева , который бессменно руководит Казахстаном с 1989 г. В декабре 1991 г. он стал первым всенародно избранным президентом страны и заложил основы казахстанской государственности, преодолев трудности, связанные с экономическим кризисом, наличием острых межнациональных противоречий и оппозицией Верховного Совета. К 1995 г. он смог настолько укрепить свою власть, что уклонился от переизбрания, продлив срок пребывания на президентском посту до конца 2000 г. с помощью референдума. Одновременно были внесены поправки в конституцию страны, расширившие президентские полномочия и фактически ликвидировавшие разделение властей. Благодаря этому Назарбаеву наконец-то удалось получить послушный парламент (в Казахстане он состоит из двух палат – Сената и Мажилиса), который внес в конституцию изменения, продлевавшие срок пребывания в должности президента до семи лет, и назначил досрочные президентские выборы на январь 1999 г. После того как главный конкурент действующего президента бывший премьер-министр А. Кажегельдин под надуманным предлогом был отстранен от участия в выборах, Назарбаев, получив 80 % голосов, одержал легкую победу. В последующие годы он продолжил укреплять свою власть. Более жесткими стали гонения на оппозицию и независимых журналистов, устанавливался контроль над ведущими СМИ и органами юстиции. Все ярче проявлялся кланово-семейный характер верховной власти в Казахстане, выразившийся в политической деятельности дочери Назарбаева Дариги – крупнейшего медиамагната страны, возглавившей на парламентских выборах 2004 г. партию «Асар», набравшую 19 % голосов.



В декабре 2005 г. Назарбаев, получив по официальным данным более 91 % голосов, в очередной раз выиграл президентские выборы. Его главному сопернику – лидеру оппозиционного движения «За справедливый Казахстан» бывшему генеральному прокурору Ж. Туякбаю досталось всего 7 % голосов. Однако стабильность политической ситуации в стране вызывает сомнения. В 2012 г. Назарбаеву исполнится 72 года, и уже сейчас идет острая подковерная борьба в эшелонах высшей бюрократии за его политическое наследство. До сих пор регулирование многочисленных противоречий в системе власти держится на личности Назарбаева, но как оно будет осуществляться после него, предвидеть невозможно. Во всяком случае, развитие успехов Казахстана будет зависеть от того, насколько устойчивой и эффективной окажется его политическая система, и как она сумеет адаптироваться к современным требованиям.

Киргизия , не обладающая значительными запасами углеводородного сырья, является одним из беднейших государств Центральной Азии. На экономические трудности накладывается выраженное деление страны на более развитый север и аграрный перенаселенный юг, наряду с отсталостью страдающий от сложных противоречий между киргизским, узбекским и таджикским населением. Между тем в начале 1990-х гг. Киргизия первой в регионе приступила к осуществлению программы макроэкономических реформ, первой вела национальную валюту и в 1998 г. раньше других государств СНГ вступила в ВТО. Первый президент страны Аскар Акаев , пришедший на высший государственный пост из кресла главы республиканской академии наук и не связанный с коммунистической номенклатурой, утверждал, что Киргизия имеет все основания стать «центральноазиатской Швейцарией» - финансовым, транспортным и туристическим центром региона. Акаеву, действительно, удалось произвести впечатление на западных лидеров, которые стали рассматривать Киргизию как наиболее демократическое государство в Центральной Азии, адресуя ей солидную финансовую помощь (только США выделили Киргизии за 1992-2004 гг. ок. 750 млн. долл.).

В самом деле, на фоне соседних стран киргизский режим выделялся в лучшую сторону. Конституция 1993 г. установила в стране парламентско-президентскую республику. Затем, правда, она была изменена в сторону сокращения полномочий парламента и усиления власти президента и его администрации. Тем не менее в 1995 г. Акаев в честной борьбе (по мнению наблюдателей) победил своего соперника коммуниста А. Масалиева, вновь заняв на пост президента, тогда как его коллеги в соседних странах просто продлили сроки своего пребывания у власти, проведя референдумы.

Но во второй половине 1990-х гг. киргизский режим начал все заметнее терять свои демократические элементы, погрязнув в коррупции и межклановой борьбе. Многочисленные родственники и соратники Акаева захватили большинство крупных предприятий, всеми правдами и неправдами устраняя конкурентов в политике и бизнесе. Президентские выборы 2000 г. вызвали критику со стороны ОБСЕ за нарушения международных стандартов. Лидер оппозиционной партии «Ар-Намыс» («Достоинство») Ф. Кулов был арестован и вынужден отказаться от участия в выборах, что позволило Акаеву легко избраться на третий срок, добившись нужного для себя истолкования конституции.

Относительный либерализм Акаева, не допустившего принятия против оппозиции жестких репрессивных мер, в итоге сыграл с ним злую шутку. Несмотря на принятые в 2003-2005 гг. законы, запрещавшие участие в политической деятельности неправительственным организациям, затруднившие оппозиции проведение массовых собраний и участие в выборах, властям становилось все труднее контролировать ситуацию в стране. Открытый в Бишкеке в ноябре 2003 г. Центр поддержки независимых СМИ, финансируемый госдепартаментом США, открыто поддерживал оппозиционные группировки, призывавшие к отстранению Акаева от власти. Вдохновленная революциями в Грузии и на Украине оппозиция, объединившаяся в сентябре 2004 г. в блок Народное движение Кыргызстана под руководством Курманбека Бакиева , не скрывала намерения использовать назначенные на 27 февраля 2005 г. парламентские выборы для решительной схватки с правительством. И когда официально было объявлено о поражении главных кандидатов оппозиции, ее лидеры заявили о непризнании результатов выборов. 18-20 марта волнения охватили родную для Бакиева южную часть Киргизии, а 24 марта перекинулись на Бишкек. Акаев бежал из страны и через несколько дней прислал видеокассету с заявлением о своей отставке.

Мартовская революция не внесла, однако, коренных изменений в политическую систему Киргизии и не сделала ее более демократичной. По сути, она ограничилась отстранением от власти клана Акаева и дележом постов среди победившей оппозиции. Избранный в феврале-марте 2005 г. парламент все-таки был объявлен легитимным, он возложил исполнение обязанностей президента страны на Бакиева. Легко победив на президентских выборах (июль 2005 г.), тот вскоре рассорился со своими бывшими соратниками Ф. Куловым и Р. Отунбаевой и пошел по традиционному пути укрепления власти исполнительных органов. В октябре 2007 г. Киргизия приняла новую конституцию, согласно которой парламент (Жогорку Кенеш) стал формироваться исключительно по партийным спискам. Прошедшие в декабре 2007 г. выборы показали, что Киргизия ничем не выделяется среди своих соседей: был избран вполне послушный парламент, большинство в котором принадлежит пропрезидентской партии «Ак Жол» («Светлый путь»). Ни одна из оппозиционных партий в Жогорку Кенеш не прошла.

Узбекистан , самая крупная по численности населения страна Центральной Азии (ок. 27 млн. человек), в советское время являлся центром политической и хозяйственной жизни региона. Тогда в республике были построены крупные промышленные предприятия, увеличена площадь орошаемых земель, началось освоение газовых месторождений. Вместе с тем от советского прошлого Узбекистану достался комплекс трудноразрешимых проблем: сверхконцентрация промышленности, сосредоточенной вокруг Ташкента, монополия хлопка в сельском хозяйстве, экологическая, транспортная проблемы, а также межнациональные противоречия, связанные с положением не только русскоязычного населения, составлявшего в конце 1980-х гг. ок. 10 %, но и «коренных» меньшинств – таджиков, каракалпаков, казахов, туркмен. После обретения независимости власти Узбекистана должны были бороться не только с экономическим кризисом, но также с ростом национализма и исламского радикализма. Последний, как вскоре выяснилось, оказался наиболее серьезной угрозой.

Как и в других случаях, преодоление трудностей государственного строительства Узбекистан производил посредством установления авторитарной президентской власти. Отличие от соседних стран заключалось в том, что здесь такой режим оформился довольно рано и принял одну из наиболее жестких форм. В 1990 г. президентом Узбекистана был избран Ислам Каримов , с 1989 г. возглавлявший республиканскую компартию. В декабре 1991 г. в качестве лидера сформировавшейся на базе компартии Народно-демократической партии Каримов с 86 % голосов выиграл всеобщие президентские выборы, не оставив шансов своим соперникам от оппозиционных партий «Бирлик» («Единство») и «Эрк» («Свобода»), и стал первым президентом независимого Узбекистана.

Начавшаяся в соседнем Таджикистане гражданская война, а также нарастание угрозы исламского экстремизма внутри страны вынудили Каримова уже летом 1992 г. взяться за жесткое наведение порядка. «Бирлик» и «Эрк» были запрещены, их лидеры арестованы или эмигрировали. Создание и деятельность политических партий по национальному и религиозному признакам не допускалось. С этого времени легально в стране могли действовать только партии, созданные с одобрения властей. Несмотря на наличие формальной демократической атрибутики (проведение выборов, референдумов, существование пяти легальных политических партий), уже к середине 1990-х гг. в Узбекистане сложился авторитарный режим, по жесткости уступающий в регионе только туркменскому. Правда, в отличие от Туркменбаши Каримов не создал собственного культа личности, а сделал национальным героем средневекового завоевателя Тимура. Каримов сохранил под государственным контролем и большую часть экономики, не спеша с проведением радикальных рыночных реформ. С одной стороны, это позволило стране избежать экономического краха, но с другой, она так и не реализовала в полной мере свой значительный потенциал. Уровень ВВП на душу населения в Узбекистане сравним с показателями Киргизии и Таджикистана, велика безработица и коррупция.

В 1995 г. Каримов путем референдума продлил свой срок пребывания на президентском посту еще на пять лет, а в 2000 г., набрав более 91 % голосов, заступил на второй срок, увеличенный до 7 лет. К этому времени светская оппозиция в Узбекистане была полностью подавлена, но идеи радикального ислама, несмотря на гонения, продолжали распространяться. Крупнейшие исламистские организации «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) и «Хизб ат-Тахрир» ставили целью свержение правительства и создание на территории Центральной Азии исламского государства в форме халифата. В феврале 1999 г. в Ташкенте прогремела серия взрывов, организованных исламистами, а летом того же года боевики ИДУ, подготовленные в лагерях, находящихся в таджикских горах, вторглись в Ферганскую долину. Выбить их удалось лишь после тяжелых боев. Эти события привели власти Узбекистана к мысли о необходимости полного уничтожения религиозной оппозиции. В течение двух лет аресту подверглись более 7 тыс. человек, причисленных к исламским экстремистам, вводился запрет на ношение бород и религиозной одежды в общественных местах, началось минирование некоторых участков границ с Таджикистаном и Киргизией, вводился визовый режим для граждан соседних стран.

Ведущаяся с исламизмом борьба привела Узбекистан в ряды созданной США после 11 сентября 2001 г. антитеррористической коалиции. И ранее стремившийся поддерживать с США хорошие отношения Каримов стал претендовать на роль их стратегического партнера в регионе. Он разрешил американцам создать военную базу в Ханабаде, использующуюся как перевалочный пункт для снабжения их войск в Афганистане. Однако надежды Каримова на то, что США сбалансируют влияние России в регионе и окажут Узбекистану весомую военную и финансовую поддержку, не оправдались. Выделив ок. 500 млн. долл. на укрепление армии, охрану границ и деятельность правоохранительных органов, США принялись требовать от Узбекистана прогресса в демократизации и обеспечении прав человека. Поскольку Каримов на политические уступки идти не спешил, уже в 2003 г. американская помощь начала свертываться.

«Революция тюльпанов» в Киргизии послужила для Каримова первым предупреждением о том, что дружба с Западом и выполнение его требований будут грозить прочности его режима. А после того как в мае 2005 г. в Андижане вспыхнули волнения, жестоко подавленные узбекской армией (погибло несколько сотен человек), между Узбекистаном и Западом произошел разрыв. США и страны Евросоюза настаивали на независимом разбирательстве и заморозили экономическую помощь. В ответ Каримов добился закрытия базы в Ханабаде и пошел на упрочение сотрудничества с Россией, вступив в Евразийское экономическое сообщество и Организацию договора о коллективной безопасности.

23 декабря 2007 г. Каримов был избран президентом на третий срок, несмотря на то, что конституция Узбекистана запрещает одному и тому же лицу занимать высший государственный пост более двух раз подряд. В стране продолжается экономический рост, основанный на высоких мировых ценах на основные статьи узбекского экспорта: хлопок, золото, медь, газ, уран. Однако будущее Узбекистана остается неопределенным. В случае отсутствия широких экономических и политических реформ растущее народное недовольство может вылиться в приход к власти исламистских группировок, что приведет к катастрофическим последствиям для всего региона.

Таджикистан – единственная страна Центральной Азии, которой, прежде чем приступить к строительству национальной государственности, пришлось пройти через кровопролитную пятилетнюю гражданскую войну. Основной ее причиной стало то, что к моменту обретения независимости консолидация таджикской нации не завершилась, и власть в новообразовавшемся государстве начали делить региональные кланы (ходжентский, кулябский, гармский, бадахшанский), прикрывавшиеся политическими либо религиозными лозунгами. Война в Таджикистане была наиболее крупным конфликтом на постсоветском пространстве: в ходе нее, по разным оценкам, погибло от 60 до 100 тыс. человек, около 10 % населения страны стали беженцами либо вынужденными переселенцами, материальные потери составили ок. 7 млрд. долл. Будучи и в советские времена одной из беднейших республик, Таджикистан в результате гражданской войны оказался на грани краха. Более 80 % населения страны жило за чертой бедности, вынужденное уезжать в поисках средств к существованию за рубеж или промышлять незаконной торговлей наркотиками.

После того как при прямой поддержке Узбекистана и России основные силы «исламско-демократической» оппозиции были разгромлены, к власти пришел представитель кулябского клана бывший председатель колхоза Эмомали Рахмонов . В ноябре 1994 г. он с 58 % голосов выиграл президентские выборы, хотя многие наблюдатели сочли их не соответствующими установленным критериям. Несмотря на то, что сразу после выборов Рахмонов объявил об окончании гражданской войны, полностью сломить сопротивление оппозиции ему не удавалось. Но и последняя, перестав получать помощь из Афганистана, где разворачивалось наступление талибов, была вынуждена пойти на уступки. После трудных переговоров процесс межтаджикского регулирования все же завершился компромиссом. 27 июня 1997 г. в Москве Рахмонов и лидер оппозиции Саид Абдулло Нури подписали соглашение о мире и национальном согласии, по которому оппозиция получала треть постов в правительстве, а ее вооруженные отряды расформировывались.

Ограничения, содержащиеся в Московских соглашениях, не помешали Рахмонову добиться изоляции оппозиции и повести дальнейший политический процесс в стране в направлении, характерном для всех центральноазиатских государств. В сентябре 1999 г. в конституцию Таджикистана были внесены изменения, увеличивающие срок полномочий президента до 7 лет, а двумя месяцами позже Рахмонов с 97 % голосов был избран на второй срок. Оппозиция выборы бойкотировала. В феврале 2000 г. пропрезидентская Народно-демократическая партия, набрав 65 % голосов, одержала победу на парламентских выборах. Оппозиционная Партия исламского возрождения получила лишь ок. 8 % голосов и всего 2 представителя в парламенте.

В дальнейшем правительство еще более усилило нажим на оппозиционные силы. Затруднялась деятельность независимых СМИ, влиятельные лидеры региональных кланов отстранялись от участия в политической жизни. В результате в стране сохранилась только имитация демократии, а избирательный процесс превратился в фарс, свидетельством чему стал референдум в июне 2003 г. На нем граждане должны были одобрить список сразу из 56 поправок к конституции, в том числе снимавших ограничения на количество сроков пребывания президента у власти и разрешавших деятельность религиозных партий. Референдум проводился без участия международных наблюдателей, а русскоязычные граждане Таджикистана жаловались, что бюллетени им выдавались на таджикском языке без перевода. Схожим образом прошли и очередные президентские выборы в ноябре 2006 г. Рахмонов без труда обеспечил себе переизбрание, набрав свыше 76 % голосов при 91-процентной явке. Оппозиция, ослабленная репрессиями и смертью в августе 2006 г. ее многолетнего лидера С.А. Нури, фактически не оказала влияния на результат выборов.

Таким образом, по окончании гражданской войны правящий режим Таджикистана превратился из относительно демократического, обеспечивающего компромисс между властью и оппозицией, в авторитарный, хотя и не достиг такой степени жесткости, как в Узбекистане или Туркмении. Однако его позиции остаются не слишком прочными. Повальная бедность и безработица среди населения способствуют распространению экстремистских идеологий, растут коррупция и криминализация экономики, вследствие чего Таджикистан приобретает многие признаки «наркогосударства», не решен вопрос о соблюдении баланса интересов между регионами. Во многом сегодняшняя консолидация таджикского общества базируется на страхе перед повторением гражданской войны, но насколько она окажется устойчивой, прогнозировать чрезвычайно трудно.

Туркмения занимает особое место в ряду центральноазиатских государств, потому что в 1990-е гг. здесь сформировался настоящий тоталитарный режим, подобный тому, который существовал в СССР при Сталине. Его основателем стал Сапармурат Ниязов , единственный лидер на постсоветском пространстве, который создал не только культ собственной личности, но и уникальную национальную идеологию, изложенную в книге «Рухнама».

Ниязов, с 1985 г. занимавший пост руководителя республиканской компартии, как и его многие коллеги в соседних странах, в 1990 г. легко пересел в президентское кресло. После обретения Туркменией независимости компартия самораспустилась, а на ее месте была образована Демократическая партия, полностью подконтрольная президенту. В отличие от других региональных лидеров Ниязов не стал долго играть в демократию, сразу же подчинив себе все политические процессы в стране. Уже на президентских выборах в июне 1992 г. не выдвигалось альтернативных кандидатов, благодаря чему Ниязова поддержали 99,5 % избирателей. В 1993 г. Ниязов был провозглашен Туркменбаши – главой всех туркмен, а в 1999 г. объявлен пожизненным президентом страны.

К началу 2000-х гг. культ личности Туркменбаши начал приобретать едва ли не гротескные формы. Его портреты заполонили все в стране – от телеэкранов, где размещались в качестве логотипов на всех телевизионных каналах, до упаковок с йогуртом. Всюду были поставлены прижизненные памятники президенту, в том числе знаменитая позолоченная вращающаяся статуя, доминирующая над панорамой Ашхабада. В честь Ниязова переименовывались города (Красноводск – в Туркменбаши) и месяцы календаря (во введенном в 2002 г. новом туркменском календаре январь стал называться «туркменбаши», а апрель получил название в честь матери Ниязова). Даже день рождения любимого коня президента был объявлен национальным праздником. «Рухнама» фактически получила статус священной книги и изучалась по всей стране.

Особенную жесткость туркменский режим приобрел после неудачной попытки покушения на президента, предпринятой 25 ноября 2002 г. группой оппозиционеров во главе с бывшим министром иностранных дел Борисом Шихмурадовым (правда, оставшиеся на свободе оппозиционеры заявляли, что покушение на самом деле являлось инсценировкой спецслужб). Было арестовано более 100 человек, а на организованном в сталинском духе показательном судебном процессе Шихмурадов полностью признал свою вину, после чего получил 25-летний срок заключения. После попытки покушения усилилось давление на два крупнейших в Туркмении национальных меньшинства – узбеков и русских. С февраля 2003 г. для граждан страны вводились выездные визы, усложняющие возможность общения с родственниками за рубежом. В апреле 2003 г. Ниязов отказался продлить соглашение с Россией о двойном гражданстве, предоставив лицам, обладающим таковым, двухмесячный срок, в течение которого они должны были или выбрать туркменское гражданство, или покинуть страну. Тех, кто выбрал российское гражданство и не успел уехать, выселили из их квартир, а имущество конфисковали. Российское правительство, незадолго до того подписавшее с Туркменией газовое соглашение, предпочло замять инцидент.

Впрочем, газ, действительно, сыграл немаловажную роль в судьбе постсоветской Туркмении. Огромные доходы от экспорта углеводородов (по запасам газа Туркмения уступает в СНГ лишь России и ежегодно экспортирует до 80 млрд. м 3) позволили стране относительно легко преодолеть трансформационный кризис и уже в 1990-е гг. приступить к модернизации экономики. После обретения независимости в государстве, где ранее было всего 2 крупных предприятия, появились целые отрасли промышленности (пищевая и текстильная), сеть современных дорог и трубопроводов. Хотя данные о социальных показателях в Туркмении недостоверны, но, по-видимому, правительству удавалось поддерживать более высокий уровень жизни населения, чем в соседних странах, уступая в этом вопросе лишь Казахстану. С 1993 г. жители страны получили право бесплатного пользования электроэнергией, газом, водой и солью. Относительно неплохие материальные условия существования позволили населению сравнительно безболезненно перенести введение в 2005-2006 гг. таких непопулярных мер, как закрытие больниц в ряде городов страны и лишение некоторых категорий пенсионеров пенсий (согласно «Рухнама» стариков обязаны содержать их дети, а не государство).

Учитывая особенности туркменского режима, большинство наблюдателей связывали возможность его либерализации со смертью Туркменбаши. Однако в отличие от СССР, где смерть Сталина положила начало «оттепели», смерть Ниязова 21 декабря 2006 г. не привела к существенным переменам. Возглавивший страну бывший министр здравоохранения Гурбангулы Бердымухаммедов (по некоторым версиям – сын Ниязова), выиграв 11 февраля 2007 г. президентские выборы, где состязался с марионетками, правда, провел несколько косметических реформ (в частности, разрешил гражданам страны ограниченный доступ к Интернету), но суть режима оставил прежней. Избавившись от наиболее влиятельных конкурентов, Бердымухаммедов приступил к подгонке политической системы страны «под себя». Принятая в сентябре 2008 г. новая конституция Туркмении упразднила Народный совет (Халк Маслахаты) из 2507 членов, передав его полномочия более компактному парламенту (меджлису из 125 депутатов) и президенту. Сохранив за собой основные рычаги власти и подремонтировав наследие Ниязова (о Туркменбаши новая конституция не упоминает вовсе), Бердымухаммедов уже объявил о наступлении новой эры – «эпохи Великого Возрождения», служащей очередным пропагандистским оформлением тоталитарного режима.

Векторы политического развития государств постсоветской Центральной Азии свидетельствуют, что в настоящее время они столь же далеки от демократии, как и в начале 1990-х гг. Однако отсутствие демократических преобразований – не самая главная беда региона, ведь в сущности не так уж важно, пришло ли к власти правительство, обеспечивающее стабильное поступательное социально-экономическое развитие страны, путем честных выборов или нет. Хуже то, что центральноазиатские режимы в большинстве случаев не обеспечивают разрешения основных общественных и межнациональных противоречий, не способны радикально повысить жизненный уровень населения, погрязли в межклановых разборках и коррупции. Это значит, что проявления недовольства неизбежны, и в настоящее время их выход на поверхность сдерживается только силой. И единственный путь, который может предотвратить обострение потенциальных конфликтов в центральноазиатских странах – плавная, постепенная модернизация их политических систем в направлении адаптации к современным демократическим стандартам.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные сложности в становлении государственности в Центральной Азии?

2. Как изменялась динамика экономических процессов в странах Центральной Азии на протяжении 1990-2000-х гг.?

3. Чем обусловлено возникновение сильной президентской власти в странах региона?

4. Какое место занимает исламский фактор в общественно-политической жизни центральноазиатских государств?

5. Как влияют на политические процессы в Центральной Азии внешние факторы? Можно ли считать их основным источником напряженности в регионе?

6. Охарактеризуйте специфику политических процессов в различных государствах Центральной Азии.

Олкотт М.Б. Второй шанс Центральной Азии / М.Б. Олкотт. – М., 2005. – 487 с.

СССР после распада / под общ. ред. О.Л. Маргания. - СПб., 2007. – 480 с.

Стратегические перспективы: ведущие державы, Казахстан и центральноазиатский узел / под ред. Р. Легволда. – М.; Кембридж, 2004 .- 290 с.

Центральная Азия до и после 11 сентября: геополитика и безопасность. – Алматы, 2002. – 210 с.

Южный фланг СНГ. Центральная Азия – Каспий – Кавказ: возможности и вызовы для России / под ред. М.М. Наринского и А.В. Мальгина. – М., 2003. – 376 с.


Конституционный суд Киргизии постановил, что первый президентский срок Акаева начался еще до того, как Киргизия получила независимость, поэтому положение конституции о невозможности занимать пост президента более двух раз подряд в данном случае неприменимо.

Единственное более-менее внятное объяснение такого нарушения конституции было следующим: Каримов в 1992 г. был избран на пять лет, а значит отбыл только один семилетний срок и может баллотироваться на второй семилетний срок.

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Господство обычаев и обычного права обусловило особый характер государственноправового строя азиатских стран. Вместе с тем встречалось немало писаных законов в том числе актов индийского Кампучия и китайского Китай Вьетнам Корея происхождения и в этот период история права азиатских государств знает несколько кодификаций права. Например первым законодательным памятником монгольского права был Яса потюркски помонгольски дзасак закон постановление запрет наказание Чингисхана 1291 г.

Основные черты развития государства и права в странах Азии

В первый, доколониальный период в этих странах среди источников права центральное место занимало обычное право. Государство со своей стороны также воздействовало на обычаи, санкционируя те из них, которые ему были выгодны. Господство обычаев и обычного права обусловило особый характер государственно-правового строя азиатских стран. Существование обычаев создавало партикуляризм в праве. Например, характерная черта правовой жизни Вьетнама состояла в том, что многие общественные отношения, особенно те, которые непосредственно не затрагивали интересы централизованного государства, находились вне сферы правового регулирования. На эти отношения сильное влияние оказывали традиции и обычаи сельских общин: «в пределах деревни веление короля уступает место обычаю общин», «у государства свое право, а у общин свои правила». Вместе с тем встречалось немало писаных законов, в том числе актов индийского (Кампучия) и китайского (Китай, Вьетнам, Корея) происхождения, и в этот период история права азиатских государств знает несколько кодификаций права. Например, первым законодательным памятником монгольского права был «Яса» (по-тюркски, по-монгольски – дзасак – закон, постановление, запрет, наказание) Чингисхана 1291 г., в котором были кодифицированы обычаи, существовавшие в монгольском обществе. «Яса» содержал нормы государственного, административного (налоги, повинности), уголовного, гражданского права. «Великая Яса» Чингисхана служила основой для управления завоеванными странами.

Второй кодификацией монгольского права стали «Их цааз» (Великое уложение), или монголо-ойратские законы 1640 г., за которыми последовала «Халха Джирум» 1709 г. Они юридически закрепляли сложившиеся в монгольском обществе общественные отношения и отражали степное право, получившее санкцию закона. В последующие годы в Монголии постепенно внедрялись законы, изданные маньчжурскими властями, в частности так называемое Уложение китайской палаты внешних сношений 1815 г.

Вьетнамское государство за свою почти тысячелетнюю историю четырежды осуществляло крупные кодификации законодательства (1042, 1244, 1483, 1815 гг.). Первые вьетнамские правовые тексты, известные как кодекс Хонч Дук и кодекс Гиа-Лонга, показывают, что вьетнамские тексты являются китайскими по происхождению, концепции и в деталях, однако в них инкорпорированы специфические местные элементы права. Эти правовые тексты описывают естественный и специальный порядок, основу которого составляют не законность, а скорее этико-моральные установки. Свод законов Зялонг, итог последней кодификации, представлял собой закон сугубо уголовно-правового характера. Французские колонизаторы использовали его без какого-либо изменения вплоть до конца 30-х годов XX в.

Правовая система Кампучии основывалась на индийском образце. Все доколониальные кампучийские правовые тексты, такие, как «Явы», «Джая Паттра», Хартия о налогах и земле и книга законов «Явы и Бали», свидетельствуют о том, что они большей частью копировали индийские тексты, но начиная с XIV в. – с тенденцией к возрастанию удельного веса местных элементов.

Средневековое кхмерское право было преимущественно казуальным и даже царские указы не имели обязательной силы для последующих правителей. В судопроизводстве пользовались также индийскими дхармашастрами. Для наказания преступников камбоджийская юриспруденция прибегала к исключительно жестоким мерам. Одним из серьезных нарушений закона считалось присвоение или порча чужой собственности. Широкое распространение получил «божий суд». Процедура расследования и суда была чрезвычайно громоздкой, медленной и бюрократической. В семейном праве прослеживалось существование правила гипсргамии, воспрещающего женщинам брак с мужчинами более низкого, чем у них, сословия. По обычному праву кхмеров власть и главенство в семье принадлежали мужчине, вплоть до права продажи жены и детей. Как правило, семья была моногамной.

Таким образом, основные черты права и множество юридических традиций азиатских стран, несмотря на их многовековые тесные культурные контакты с Китаем и Индией, вполне самобытны и всегда сохраняли свою собственную, чрезвычайно своеобразную индивидуальность. Испытывая влияние китайского права, эти страны в то же время и сами оказывали на Китай определенное влияние. Например, выработанный в Монголии «Яса» Чингисхана, построенный в основном на китайских правовых нормах, в то же время испытал на себе и определенное влияние монгольского права. Так, за кражу скота – типичное преступление у кочевников – в юаньском законодательстве, помимо старокитайских «методов» вроде телесных наказаний, полагался еще и штраф в размере девятикратной стоимости украденного скота. В случае если похититель не мог внести такой штраф, все его имущество отбиралось, а сам он, его жена, дети и все рабы заточались в тюрьму Штраф в размере девятикратной стоимости украденного скота, как и тюремное заключение в подобных случаях для жен, детей и т.д., представляет собой типично монгольскую форму наказания.

Взаимовлияние в области права во многом определялось тем, что в разные исторические периоды китайское право оказывало существенное влияние на развитие правовых систем других народностей Азии.

Во второй период французской колониальной оккупации ряд стран из числа рассматриваемых попали в колониальную зависимость

от Франции. Степень влияния французского права на правовые системы государств Юго-Восточной Азии прежде всего зависела от формы колониальной зависимости. С этой точки зрения они подразделялись на страны, находящиеся под французским суверенитетом (Кохин-Хина, Лаос), и страны под протекторатом – Камбоджа, Аннам, Тонкий. Вместе с тем следует отметить, что различия между той или другой группой стран касались в основном судоустройства, статуса жителей и земельного законодательства. Французская колониальная администрация стремилась кодифицировать право Лаоса, Камбоджи, Тонкина, а в Аннаме вплоть до 1930 г. сохранялись весьма оригинальные формы юридической администрации и права.

В результате многовекового влияния конфуцианства, а затем господства колонизаторов в азиатских странах в сознании различных слоев их населения укоренилось в целом негативистское отношение к праву, которое в отличие от Запада не рассматривалось как опора социального строя, а выступало в основном как орудие устрашения.

В Европе все имущественные отношения связывались с правом собственности, и быстро развивалось частное право, основу которого и составляют имущественные отношения. В Азии право получило преимущественно публично-правовое развитие и сводилось в первую очередь к административной регламентации с жестко фиксированными обязанностями, строгой уголовной ответственностью.

По конфуцианской модели мораль, а не право является первоосновой общественной жизни, а управлять должны люди, а не законы. Право в этой модели – лишь репрессивное орудие, а следовательно, нежелательное зло.

В отличие от конфуцианства легизм отводил закону первостепенное значение. Закон был объявлен важнейшим орудием государственного управления, но имелся в виду уголовный, репрессивный закон. Таким образом, под влиянием и конфуцианства, и легизма в жизни азиатских обществ прочно укоренился «юридический негативизм».

Становление правовых норм социалистических государств Азии характеризовалось рядом специфических черт, обусловленных особенностями исторического, экономического, политического и правового развития.

В азиатских социалистических странах в отличие от европейских старое законодательство было отменено сразу. Например, в КНР в результате победы социалистической революции отменялись все дореволюционные законы. В частности, было принято решение о ликвидации гоминьдановского шестикнижья. В КНДР отмена действия старого права была ускорена тем обстоятельством, что в Корее, как японской колонии, действовало ранее японское право.

В ДРВ декретом от 10 октября 1945 г. было отменено действие старых законов, их разрешалось применять в виде исключения и только в тех случаях, когда они не противоречили принципу независимости и демократии.

На первом этапе развития социалистических государств Азии были созданы конституционные и другие акты, положившие начало новому строю и новой государственной организации. Вместе с тем здесь (за исключением, пожалуй, МНР) достаточно широко применялись обычаи, что объясняется неполным законодательным урегулированием общественных отношений и историческими особенностями развития права этих стран. Особенно широкой сфера применения обычая была в районах, населенных нацменьшинствами.

Существенна была и роль судебной практики и вообще правоприменительной и правоохранительной деятельности по созданию многих важных положений и понятий правовых систем социалистических государств Азии, которые позже легли в основу принятых кодификационных законодательных актов. В условиях, когда законодательство не было кодифицировано, руководящие разъяснения судебных инстанций имели немаловажное значение.

Позже в развитии правовых систем социалистических стран в Азии появились значительные различия. Так, в Монгольской Народной Республике правовая система была близка к модели европейских социалистических стран.

На развитие права в Социалистической Республике Вьетнам повлияла долголетняя война. Особенность развития правовой системы Вьетнама, как и Кореи, заключалась еще и в том, что оно происходило в условиях раскола этих стран. Только после объединения двух частей СРВ сложились условия для создания единой правовой системы.

Проблема совершенствования законодательства в азиатских социалистических странах имела большую актуальность. В ряде стран приняты новые конституции (в КНДР, СРВ, КНР). В МНР в действующую конституцию внесены существенные изменения. Процесс совершенствования законодательства социалистических государств Азии происходил главным образом путем кодификации.

Следует отметить, что кодификация как форма совершенствования законодательства в азиатских социалистических государствах находится на начальном этапе. Правда, после принятия в этих странах новых конституций процесс кодификации был более планомерным. Эту тенденцию можно проследить на примере последней Конституции СРВ. Она дала мощный импульс совершенствованию законодательства страны. Всего за период 1981–1985 гг. было принято 43 нормативных акта, в том числе УК, КЗоТ, Указ о порядке землепользования, законы о местных органах власти, о гражданстве, об обеспечении общественной безопасности и др.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64991. ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ 35.5 KB
Цель спецкурса: на основе анализа археологических материалов познакомить слушателей с основными аспектами истории культуры зоны степей между Иртышом и Дунаем в монгольскую эпоху. Курс охватывает период между...
64993. Родословные легендарных потомков Огуз-кагана по спискам Махмуда Кашгари, Рашид ад-Дина и Абу-л-Гази хана Хивинского 55 KB
В древности слова туркмен (туркман) не было; все кочевые племена, по внешнему виду похожие на тюрков, называли обобщено тюрками, но у каждого племени было определенное имя и прозвище. В то время когда эти племена Огуза пришли из своих областей в страны Мавераннахра...
64996. О татарах, монголах и о том, как Темучин стал Чингисханом 122.5 KB
Не в последнюю очередь он видимо вызван тем что в 2006 году исполняется восемьсотлетие образования первого монгольского государства у истоков которого стоял Чингисхан.
64998. ИМЯ ЧИНГИСХАНА В ТАНГУТСКОЙ ПЕСНЕ 69.5 KB
Последний поход Чингисхана против тангутов 1226-1227 оказался роковым для обеих сторон согласно источникам Чингисхан умер на территории тангутского государства в августе 1227 г. Однако среди разноязычных источников описывающих жизнь и смерть Чингисхана нет текстов на тангутском языке.

Дисциплина "Страноведение Азии" Лекция 1

Общая экономико-географическая характеристика Азии

Зарубежная Азия (З.А.) - самый крупный по площади и населению регион мира, причем это первенство он сохраняет, по существу, на протяжении всего существования человеческой цивилизации.

Площадь З.А. - 27 млн. км2, она включает более 40 суверенных государств. Многие из них относятся к древнейшим в мире.

З.А. - один из очагов зарождения человечества, родина земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей и научных достижений. Большинство стран региона - развивающиеся.

Географическое положение. Общий обзор

В состав региона входят разные по размеру страны: две из них относятся к странам-гигантам, остальные, в основном, к довольно крупным странам. Границы между ними проходят по хорошо выраженным природным рубежам.

Экономика стран Азии определяется их соседским положением, приморским положением большинства стран, глубинным положением некоторых стран.

Первые две особенности оказывают благоприятное воздействие на их хозяйство, а третья затрудняет внешние экономические отношения.

Политическое устройство стран весьма разнообразно: Япония, Малайзия, Таиланд, Непал, Бутан, Иордания

Природные условия и ресурсы

Район крайне неоднороден в отношении тектонической структуры и рельефа: в его пределах отмечается наибольшая на земле амплитуда высот, здесь расположены как древние докембрийские платформы, так и области молодой кайнозойской складчатости, грандиозные горные страны и обширные равнины. Вследствие этого минеральные ресурсы Азии очень разнообразны. В пределах Китайской, Индостанской платформ сосредоточены основные бассейны каменного угля, железной и марганцевой руд, нерудных ископаемых. В пределах альпийско-гималайского и тихоокеанского складчатых поясов преобладают руды. Но главное богатство региона, определяющее также и его роль в МГРТ, - это нефть. Запасы нефти и газа разведаны в большинстве стран Юго-Западной Азии, но основные месторождения находятся в Саудовской Аравии, Кувейте, Ираке, Иране.

Агроклиматические ресурсы Азии неоднородны. Обширные массивы горных стран, пустынь и полупустынь мало пригодны для хозяйственной деятельности, за исключением животноводства; обеспеченность пашней мала и продолжает сокращаться (так как растет население и увеличивается эрозия почв). Но на равнинах востока и юга создаются довольно благоприятные условия для земледелия.

В Азии находится 3/4 орошаемых земель мира.

Население

Численность населения Азии - 3.1 млрд. чел. Все страны региона, за исключением Японии, относятся к 2-му типу воспроизводства населения, причем сейчас они находятся в состоянии так называемого «демографического взрыва». Некоторые страны борются с этим явлением, проводя демографическую политику (Индия, Китай), но большинство стран не проводит такой политики, быстрый рост населения и его омоложения продолжаются. При нынешних темпах роста населения оно может удвоиться за 30 лет. Среди субрегионов Азии Восточная Азия дальше других отошла от пика демографического взрыва.

Этнический состав азиатского населения также исключительно сложный: здесь живет более 1 тыс. народов - от мелких этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира. Четыре народа региона (китайцы, хиндустанцы, бенгальцы и японцы) составляют более 100 млн. каждый.

Народы Азии относятся примерно к 15 языковым семьям. Такого лингвистического разнообразия нет ни в одном другом крупном регионе планеты. Наиболее сложные в этнолингвистическом отношении страны - Индия, Шри-Ланка, Кипр. Для Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана, характерен более однородный национальный состав.

Сложный состав населения во многих частях региона (Индия, Шри-Ланка, Афганистан, Ирак, Турция и др.) приводит к острым межнациональным конфликтам.

Зарубежная Азия - родина всех крупнейших религий, включая 3 мировые религии: христианство, буддизм, мусульманство. Среди других национальных религий необходимо отметить конфуцианство, даосизм, синтоизм. Во многих странах межэтнические противоречия основаны именно на религиозных противоречиях.

Размещено население зарубежной Азии неравномерно: плотность населения колеблется от 1 до 800 чел. на 1 км2! В отдельных районах она достигает 2000 чел. на 1 км2.

Темпы роста городского населения региона настолько велики (3,3%), что этот рост стал называться «городским взрывом», но несмотря на это, по уровню урбанизации (34%) зарубежная Азия стоит на предпоследнем месте среди регионов мира.

Для сельского расселения наиболее характерна деревенская форма.

Хозяйство

Роль зарубежной Азии в целом в мировом хозяйстве за последние десятилетия значительно возросла. Но различия в уровнях развития и специализации отдельных стран выражены здесь лучше, чем в зарубежной Европе. Можно выделить 6 групп стран: Япония - занимает обособленное положение, так как это «держава № 2» западного мира, единственный член «большой семерки» в этом регионе. По многим важным показателям она занимает лидирующие позиции среди экономически развитых стран Запада; Китай и Индия - также добились больших успехов в экономическом и социальном развитии за короткое время. Но по душевым показателям их успехи пока невелики; новые индустриальные страны Азии - Республика Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур, а также входящие в АСЕАН Таиланд и Малайзия. Сочетание выгодного ЭГП и дешевых трудовых ресурсов сделало возможным при участии эападныхТНК провести в 70-80-х гг. перестройку экономики по японскому образцу. Но их экономика ориентирована на экспорт; нефтедобывающие страны - Пакистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия - страны Персидского залива, которые благодаря «нефтедолларам» за короткий срок сумели пройти путь развития, на который им потребовалось бы несколько столетий. Сейчас здесь развивается не только добыча нефти, но и нефтехимия, металлургия и другие отрасли; страны с преобладанием в структуре промышленности горнодобывающих отраслей или легкой промышленности - Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан, Иордания; наименее развитые страны - Лаос, Камбоджа, Непал, Бутан, Йемен - в этих странах современная промышленность практически отсутствует.

Сельское хозяйство. В большинстве стран Азии основная часть ЭАН занята в сельском хозяйстве. В целом для региона характерно сочетание товарного и потребительного хозяйства, помещичьего землевладения и крестьянского землепользования, резкое преобладание в посевах продовольственных культур. Продовольственная проблема во многих странах еще не решена, в Южной и Юго-Восточной Азии десятки миллионов людей находятся на грани голода.

В соответствии с распределением агроклиматических ресурсов, населения и традиций сложились 3 крупных района сельского хозяйства: район рисосеяния (охватывает муссонный сектор Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии) в сочетании с выращиванием чая в более высоких частях; район субтропического земледелия (побережье Средиземноморья); на остальной территории преобладает выращивание пшеницы, проса, пастбищное животноводство.

Экология

В результате невысокой культуры ведения хозяйства отрицательное антропогенное воздействие в зарубежной Азии принимает угрожающие размеры. В результате интенсивной добычи полезных ископаемых без проведения природоохранных мероприятий, экстенсивного ведения сельского хозяйства, увеличения численности жителей происходит загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, эрозия почв, отчуждение земель, сведение лесов, оскудение естественных биоценозов. Частые конфликты и войны в регионе только усугубляют ситуацию. Например, война в Персидском заливе привела к возникновению кислотных дождей, пыльных бурь, массовому загрязнению сажей и нефтью вод и почв, нанесла непоправимый урон фауне и флоре региона. Не менее печальной известностью пользуется и экоцид во время американской агрессии во Вьетнаме, когда в течение нескольких лет были намеренно уничтожены леса нг площади около 0,5 млн. км2.

Особенности развития стран Азии и Африки

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Особенности развития стран Азии и Африки
Рубрика (тематическая категория) Политика

Алматы 2013

Выполнил: Сагынбек Б. А.

Влияние. войны и революций в России. 3а годы Пер­вой мировой войны в странах Азии и Африки произошли важные перемены. В зоне военных действий оказались страны Ближнего Востока, африканские колонии. В ар­миях Антанты сражались выходцы из колоний. Народы колоний надеялись, что послевоенное мирное урегулиро­вание будет сопровождаться предоставлением им свободы и независимости.

Парижская мирная конференция обманула эти ожида­ния. Прибывшие в Париж представители ряда колоний вернулись домой ни с чем. Колониальные державы не со­бирались предоставлять независимость своим колониям.

Более того, судьба колоний решалась традиционным пу­тем ~ путем узаконенного раздела колониальных владе­ний Германии и Османской империи между великими державами (получение мандатов Лиги Наций). Но ситуация по сравнению с началом века всœе же изме­нилась. Приходилось считаться и с новой расстановкой сил на международной арене- появлением Советской России и ее позицией в отношении стран Востока, и с внут­ренней обстановкой в колониальных и зависимых стра­нах освободительным движением и революциями. Большое влияние на активность антиколониального осво­бодительного движения, оказали российская революция 1905 ᴦ., Февральская и Октябрьская революции 1917 ᴦ. Обращение Советской России с призывом К народам Вос­тока подняться на борьбу за независимость было услыша­но во многих уголках Азии и Африки. В колониях росли силы национального освобождения. Создавались условия для перехода стихийного национально-освободительного движения в организованную сознательную борьбу. Одна­ко в период между двумя мировыми войнами только немногим странам Востока удалось укрепить свою незави­симость или добиться заметных успехов на пути к освобо­ждению от зависимости.

Для крушения колониальной системы еще не сложи­лись благоприятные международные обстоятельства, а внутри самих колониальных стран шло формирование сил, способных противостоять колонизаторам.

Между тем в 20-30-е гᴦ. в странах Азии, и особенно в трех важнейших цивилизационно-культурных зонах, произошли важные перемены, без учета которых трудно понять революционную ломку колониальной системы, которая совершилась после Второй мировой войны. Эти три зоны - исламский мир на Ближнем и Среднем Вос­токе, конфуцианский Китай и самобытная цивилиза­ция Индии.

Рассмотрим различие культурно-цивилизационных про­цессов в крупнейших странах Востока. Кемалистская ре­волюция 1918-1923 гᴦ. превратил а Турцию в светское го­сударство. Революции, гражданские войны и объединœение Китая ускорили его капиталистическое развитие. Индия демонстрировала своеобразие теории и практики ненасильственного сопротивления колониальному режиму.

Ближний и Средний Восток. Нерешенность демокра­тических задач революции 1908 ᴦ. породила новую нацио­нальную антиимпериалистическую революцию в Турции

1918-1923 гᴦ. под руководством Мустафы Кемаля. Рево­люция, в немалой степени вызванная и поражением в вой­не, и империалистической политикой европейских держав, покончила с навязанным Турции режимом капитуляции и контроля над финансами, ликвидировала султанат и ха­лифат (1924). Турция стала светской республикой, что открывало перед страной путь к модернизации. Советская Россия заключила с Турцией в 1921 ᴦ. договор о дружбе и оказала финансовую помощь в размере 10 млн золотых рублей. Аналогичный договор в 1921 ᴦ. Советская Россия заключила с Персией (с 1934 ᴦ. Иран) Во время Граждан­ской войны и интервенции в России Иран использовался Великобританией в качестве базы и был оккупирован анг­лийскими войсками. Англо-персидское соглашение 1919 ᴦ. фактически ставило правительство страны под контроль Англии. Опираясь на поддержку Советской России, Иран отверг англо-персидский договор и добился вывода анг­лийских войск из страны. Советско-иранский договор 1921 ᴦ. фиксировал добровольный отказ от привилегий и концессий России. В Афганистане национально-освобо­дительное движение завершилось завоеванием независи­мости в 1919 ᴦ. и подрывом влияния Англии. В феврале 1921 ᴦ. в Москве был подписан советско-афганский дого­вор о дружбе. Советская Россия оказала в это время суще­ственную финансовую помощь Ирану и Афганистану. В 1918-1921 гᴦ. с помощью Советской России Народ­ная армия Монголии отбила нападение китайских мили­таристов и отстояла независимость страны.

Восстание 1919 ᴦ. в Корее, Восстания и забастовки в Ин­донезии, Малайе и других странах Юго-Восточной Азии, своеобразный подъем движения ненасильственного сопротивлению в Индии свидетельствовали о брожении в Колониальных и зависимых странах Азии и Африки. Развитие дружественных отношений с сосœедними вос­точными странами Турцией, Ираном, .Афганистаном, Мон­голией, а также с китайской провинцией Синьцзян и под­держка в них национально-освободительных движений и правительств объяснялись не только целями упрочения безопасности южных границ. Это рассматривалось совет­ским руководством и Коминтерном как часть мировой ре­волюции, как курс на подрыв ʼʼтылов. империализма.

В арабских странах Средиземноморья в 20-е гᴦ. продол­жалась борьба за независимость. В бывших владениях Ос­манской империи - в Сирии и Ливане, а также в Египте, Марокко и Иране имели место крупные выступления пат­риотических сил за независимость. И всœе же в меж военный период империалистическим, колониальным державам удалось в целом сохранить коло­ниальные империи.

По взаимному договору на Вашингтонской конферен­ции империалистические державы условились о непри­косновенности Колониальных владений. Это шаткое рав­новесие вскоре нарушилось на Дальнем Востоке Японией, начавшей с захвата Маньчжурии в 1931 ᴦ. СБОЮ колони­альную экспансию в Юго-Восточной Азии, затем Италией, развязавшей войну против Эфиопии.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Каковы особенности национально-освободитель­ного движения в странах Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии

в 20-30-е гᴦ.?

2. Почему в межвоенный период колониальным державам

3. Расскажите о по­литике Советской России в отношении стран Востока.

Экономический колледж КазЭУ имени Турара Рыскулова

Дисциплина: ʼʼВсемирная историяʼʼ

Тема № 11: ʼʼЯпония и Китай между двумя мировыми войнамиʼʼ

Особенности развития стран Азии и Африки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности развития стран Азии и Африки" 2017, 2018.