Основные социальные проблемы. Раздел i. теоретические проблемы социологического анализа социальной сферы

Социальная сфера – это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов. Социальная сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальная сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность соц. отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Структура социальной сферы – это отношения и взаимосвязи, входящих в нее отраслей. Только с соц. сфере относятся: *здравоохранение, *образование, *культура, *соц. обеспечение, *отдых, *быт, *ЖКХ.

Проблемы в организации деятельности в сфере управления управой и развития социальной сферы: основными проблемами в деятельности районных управ можно выделить следующие: выявлены проблемы, требующие особого внимания в деятельности районных Управ: это, во-первых, социальная направленность их политики, создание наиболее благоприятных материальных, организационных и духовных условий для жизнедеятельности населения; во-вторых, переход к системе самостоятельных бюджетов для каждого уровня власти, что потребует не только активного реформирования соответствующей финансовой системы, расширения местной налоговой базы, но и ломки психологии работников органов власти и финансистов; в-третьих, совершенствование работы с кадрами, повышение действенности и результативности управленческого труда; - показано, что политические механизмы управления как устойчивые организационные структуры, нормы, правила политической жизни, характеризующие взаимодействие субъектов политико-властных отношений, пока окончательно не сложились, поэтому определены пути их оптимизации: укрепление правового порядка во взаимоотношениях властей: выработка и четкое соблюдение системы разграничения полномочий; формирование служб по связям с общественностью в системе муниципального управления; активизация взаимодействия с населением.

Современное состояние социальной сферы, рядом проблем: проблема доходов населения, бедности и имущественной дифференциации, Преступность, Проблемааномального (или девиантного) социального поведения.

Для решения вышеизложенных проблем можно порекомендовать Правительству РФ в социальной сфере предпринять следующие действия, которые и предопределят тенденцию развития социальной сферы в будущем:

1. Ускорить разработку первоочередных федеральных законов, в том числе устанавливающих гарантии прав местного самоуправления и принципы его судебной защиты, установления государственных минимальных стандартов, порядка формирования и исполнения муниципальных заказов.

2. Создать федеральный экспертно-консультативный центр с сетью филиалов для оказания помощи субъектам федерации и муниципальным образованиям в подготовке правовых и нормативных актов, для проведения экспертизы их проектов.

3. Активизировать участие общественных объединений в муниципальной жизни города. Из представителей политических партий, движений, общественных организаций, действующих на территории района, создать инициативный консультативный комитет. Представители общественных объединений должны иметь право принять участие в дебатах районного Собрания с правом совещательного голоса при обсуждении вопросов, касающихся их деятельности и выдвигать любые предложения по этому поводу.

4. Инициировать для повышения эффективности деятельности районных Управ образование организационных структур низового самоуправления, обеспечивающих тесную связь с населением - советов микрорайонов, комитетов общественного самоуправления, товариществ собственников жилья, институтов старших по подъезду и др.

5. Разработать и принять стабильные нормативы формирования районного бюджета. Одним из путей к увеличению финансового потенциала выступает реорганизация налоговой системы в двух направлениях. Во-первых, повышение ее надежности за счет укрепления и стабилизации самой системы; во-вторых, увеличение доли косвенных налогов, снижение или даже отмена налогов на прибыль, направляемую на инвестиции, увеличение налогов на имущество и т.д.

За годы реформ произошел обвал экономики, остановились тысячи предприятий. Оказались парализованными целые отрасли промышленности (легкая, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и др.) В глубоком кризисе оказалось сельское хозяйство. Все это породило массовую безработицу (около 20 млн человек), обеднение большинства населения.

Состояние социальной сферы, жизненный уровень населения зависит от многих факторов, но прежде всего от степени развития, как уже отмечалось выше, экономики страны. В частности, от того, какую долю занимает теневая экономика в производстве всеобщего валового продукта (ВВП). Если в 1973 г. в нашей стране доля теневой экономики в производстве ВВП составляла 3 %, в 1990- 1991 гг. - 10-11 %, то ныне - уже 46 %. Ныне половина валового продукта страны производится в теневом секторе и в формировании доходов бюджета не участвует. Доходы теневой экономики превосходят поступления в госбюджет государства. Вот одна из причин того, что ныне госбюджет России равняется или меньше бюджета крупного американского города. Таким образом, экономика страны социально (в интересах большинства населения) не сориентирована. Социальная сфера не имеет под собой должной экономической базы.

По объему годового производства ВВП в 1987 г. Россия занимала пятое место среди ведущих стран (после США, Японии, Китая и Германии), в 1999 г. - 13-е. С тех пор положение практически не изменилось. Резко снизилось потребление продуктов питания на душу населения.

Подорвана продовольственная безопасность в стране. По разным источникам, импорт продовольственных товаров составляет почти 40-50 % (а в крупных городах еще выше) потребляемых в стране, а ведь питание - важнейшая компонента социальной сферы.

По разработанному экспертами Программы развития ООН индексу, учитывающему не только уровень валового национального продукта на душу населения, но и продолжительность жизни, ее качество, уровень медицинского обслуживания и образования населения, Россия в середине 90-х гг. XX в. занимала в мировом сообществе 37-е место - ниже Барбадоса, Уругвая, Тринидада и Тобаго, Багамских островов, а другие бывшие советские республики, кроме Белоруссии, стоят еще ниже. Хотелось бы надеяться на то, что заявленные президентом В. В. Путиным (включая национальные проекты) меры по удвоению ВВП, принятые решения в рамках двухсторонних и многосторонних соглашений руководителей СНГ, будут реализованы, что укрепит позиции России на мировой арене и приведет к оздоровлению социальной сферы в стране.



Нынешнее российское государство не заботится о социальной инфраструктуре - важнейшей составной социальной сферы. Особенно это касается села. Не финансируется строительство новых коммуникаций и зданий, ремонт старых, закрываются школы и отделения связи в сельских районах, что противоречит закону (для этого необходимо согласие большинства жителей). Во многих деревнях вовсе исчезли магазины, людям негде покупать самое необходимое. Порой нет возможности вызвать «скорую помощь» из-за отсутствия телефонной связи (нет денег на ремонт). Фактически многие деревни и поселки вымирают.

На Севере, в отдаленных районах тысячи поселков и деревень остаются зимой без электричества, газа, медицинского обслуживания, автобусного сообщения.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) утверждают, что за последние восемь лет территория нашей страны превратилась в одно из самых грязных мест в мире. Между тем, состояние окружающей среды предопределяет здоровье и долголетие людей на 70-80 %, а на 20-30 % обусловлено остальными факторами (наследственностью, социальными условиями, вредными привычками и т. д., вместе взятыми). Сложившаяся ситуация является одним из важнейших факторов демографических потерь населения России в последние 15 лет, исчисляемых в 10 млн человек.

В.И. Добреньков РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Социальная сфера: хаос, распад и поляризация. Одним из наиболее драматичных результатов либеральных реформ стало катастрофическое ухудшение ситуации в социальной сфере, отвечающей за воспроизводство всех основ российского социума. Советская система социальных гарантий сломана, ее аналога, адекватного современной ситуации, не создано, и в силу этого российские граждане оказались лицом к лицу перед бушующим океаном рыночной стихии.

Одной из наиболее драматических проявлений деформации социальной сферы является беспрецедентно резкая поляризация доходов российских граждан. По степени поляризованное™ современная Россия значительно превзошла развитые страны мира и вплотную приблизилась к развивающимся странам. Страна расколота на кучку миллиардеров и миллионеров, с одной стороны, и бедствующее большинство, с другой. Нищими по критериям ООН считаются лица, живущие на не более чем 2 доллара в день, а таковых в России более 40 млн. человек. Это не может не порождать социальную напряженность.

Важнейшие сферы общества - здравоохранение, система образования, культура - в силу недофинансирования и оттока кадров находятся в кризисном состоянии.

В России в силу перманентного экономического кризиса и распада социальной сферы развиваются многочисленные формы социального варварства, свидетельствующие о глубочайшем неблагополучии общества, о нахождении России в апокалиптической ситуации: наркомания, алкоголизм, бездомность, детская беспризорность, проституция и т.д.

Наркомания. Международная наркомафия агрессивно завоевывает для себя такой огромный рынок, как Россия. Правоохранительным органам удается перехватывать незначительную долю наркотического зелья, поступающего в Россию из Афганистана, Центральной Азии, Колумбии и из Африки. Число больных наркоманией, состоящих на учете на конец отчетного года в России в 1991 было равно 21, 2 тыс. человек, а в 2000 году - 185, 8 тыс. человек . Иначе говоря, число только официально зарегистрированных наркоманов выросло за пореформенное десятилетие почти в 9 раз! Среди подростков и молодежи этот показатель еще более драматичен. Распространены все виды дьявольского меню: марихуана, гашиш, ЛСД, героин, амфетамины, кокаин и другие опиаты. Значительная доля школьников и студентов уже приобщены к употреблению наркотиков и стали наркозависимыми. Возникла целая наркотическая субкультура, целый ряд представителей шоу-бизнеса и литературы занимаются фактически пропагандой соответствующего образа жизни. Безусловно, обращение к наркотикам и алкоголю является следствием тотальной дезориентации подростков и молодежи в условиях масштабного социально-экономического и духовного кризиса, который переживает Россия. Рост заболеваемости наркомания усугубляет проблему преступности, так как больные наркоманией зачастую готовы идти на любые преступления, чтобы обеспечить себя очередной дозой зелья, лишает общество части его молодых и активных граждан.

Алкоголизм. Алкоголизм был серьезной проблемой и в СССР, но в пореформенной России ситуация с заболеваниями алкоголизмом серьезно усугубилась. Согласно данным НИИ наркологии Минздрава, если в 1991 число больных с впервые в жизни установленным диагнозом в России было равно 115, 3 тыс. человек, то в 2000 году оно достигло величины в 130,4 тыс. человек .

Бездомность. Наиболее зримо и ярко социальное варварство в России проявляется в стремительно развертывающихся процессах деклассирования и люмпенизации. Самым наглядным результатом это явление предстает в образе так называемых бомжей, т.е. лиц без определенного места жительства и без постоянных занятий. Их численность достигает в современной России нескольких миллионов человек.

Беспризорность. Явления детской беспризорности наша страна не знала с 20-х гг. Ему было суждено возродиться в качестве одного из негативных последствий либеральных реформ. По разным оценкам, численность беспризорных детей колеблется от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов. Беспризорные дети вовлекаются в преступность, занятия проституцией, становятся жертвами подпольной индустрии порнографии, страдают от наркомании и алкоголизма. Детская беспризорность - одно из самых ужасных проявлений той социальной катастрофы, которую переживает современная Россия.

Проституция. Согласно оценкам российской прессы, в России конца 90-х гг. насчитывалось до 3 млн. проституток, а порядка 500 тысяч женщин из стран бывшего СССР - львиная доля из них из России - ежегодно выезжали за рубеж для занятий проституцией. Такого унижения страна еще не знала в своей истории.

Как нам представляется, основными направлениями консолидированной деятельности руководства страны и ее населения должны стать:

· комплексная, решительная и последовательная борьба с криминалом, готовность идти на жесткие меры для победы над преступным миром и коррупцией;

· преодоление последствий либеральной экономической политики и сырьевой направленности хозяйства России, обеспечение вступления страны в клуб современных постиндустриальных, информационных стран путем ускоренного развития высокотехнологичных, наукоемких производств;

· выстраивание действенных и инициативных институтов гражданского общества с российской (евразийской) спецификой;

· активная социальная политика защиты населения от неблагоприятных последствий рыночных преобразований;

· обновление политической элиты и создание высокоэффективного, прозрачного и ответственного перед народом государства;

· выработка научных основ политики российского государства в соответствии со стратегическими интересами страны;

· решительная и последовательная работа по оздоровлению нравственно-психологической атмосферы в обществе;

· проведение сильной и независимой внешней политики, обеспечение приоритета российских национальных интересов в условиях глобализующегося мира.

Социальная инфраструктура – комплекс объектов (предприятий, учреждений, организаций и сооружений), которые обеспечивают условия функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения, формирование физически и интеллектуально развитого, общественно активного индивида.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития союза: достижению социальной однородности федерации и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

· -Создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

· -Воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

· -Эффективное использование трудовых ресурсов;

· -Обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

· -Улучшение и сохранение физического здоровья населения;

· -Рациональное использование свободного времени людей.

Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

В настоящее время развитие социальной инфраструктуры оказывает значительное влияние на все без исключения процессы, происходящие в обществе, как, например, рациональное использование трудовых ресурсов, межнациональные отношения, расселение, здоровье человека и т.д. Практически нет той сферы общественной жизни, где бы не стоял вопрос об укреплении и нормальном использовании материально-вещественных элементов. Причем эта взаимосвязь социальной практики и общих условий жизнедеятельности человека проявляется в том, что, с одной стороны, осуществление целей человека обязательно предполагает наличие материально-вещественных элементов, с другой стороны, инфраструктура воздействует на его сознание и поведение.

Рациональное развитие социальной инфраструктуры – многоаспектная проблема, которая требует решения многих вопросов научного управления.

Направления развития социальной инфраструктуры определяются процессами обновления общества. Хотя многие компоненты социальной инфраструктуры и учитываются в процессе управления, вместе с тем следует отметить, что долгое время ее роль была пассивной и она в большинстве случаев представляла функцию производственного потенциала, тех технико-экономических проектов, которые реализовались на всех этапах развития общества. Это нашло отражение в пресловутом остаточном принципе, который торпедировал многие прогрессивные начинания и пагубно влиял на сознание и поведение людей.

Важное значение приобретает социальная инфраструктура при рассмотрении проблем развития городов, урбанизированных территорий и агломераций. Эффективное управление этими процессами невозможно представить без учета особенностей функционирования социальной базы поведения людей. В сегодняшних условиях увеличивается число претензий к городам, и особенно крупным (неудобство для проживания, недостаточно хорошие условия для повседневной жизни) (А.В. Дмитриев, С.Н. Железко, М.Н. Межевич).

В современных условиях усложнились задачи, стоящие перед сельскохозяйственным производством, что потребовало коренных изменений общих условий жизни селян. В настоящее время в сельском хозяйстве четко прослеживается тенденция первоочередного осуществления магистральных проектов создания современной инфраструктуры, предназначенной, во-первых, для эффективного функционирования основных форм собственности и, во-вторых, для решения важнейших социально-культурных проблем (Л.В. Бондаренко).

И, наконец, совершенствование социальной инфраструктуры – это улучшение не только условий, но и в известном смысле форм жизнедеятельности людей. Значение их научного обоснования велико, потому что предоставляет людям возможность проявить себя как в творческом отношении, так и в процессе отдыха, организации культурного досуга, выбора мест приложения своих интересов. Ее развитие снимает проблему медвежьих углов, богом забытых территорий, устраняет изолированность людей от очагов культуры. Вместе с тем приоритеты в ее развитии могут существенно меняться. Так, анализ социальной инфраструктуры малых народов Севера выдвинул на первое место проблемы здравоохранения, что требует учета этого фактора, и именно потому, что в сознании и жизни людей он приобрел решающее значение.

Развитие социальной инфраструктуры остро ставит вопрос о формах и источниках финансирования. Поэтому реализация всех крупных проектов программно-целевого подхода требует совершенствования управления, более четкого разделения компетенции (прав и обязанностей) ведомств и предприятий, с одной стороны, и местных органов власти – с другой.

Социальная политика – система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

Таким образом, можно выделить важнейшие программные социальные цели:

· - рост народонаселения и его благосостояния,

· - рост «человеческого потенциала» и формирование среднего класса,

· -рост «качества жизни» и социальной стабильности в обществе. Эти цели и

Стратегической целью социальной политики выдвигается повышение человеческого потенциала и качества жизни населения. Основными направлениями повышения человеческого потенциала и повышения качества жизни населения в перспективном периоде выдвигаются:

· - обеспечение конституционных гарантий прав граждан на достойную жизнь по месту их непосредственного проживания;

· - обеспечение расширенного воспроизводства населения, в том числе с целью увеличения трудового потенциала;

· - рост доходов населения, прежде всего заработной платы с введением отраслевых систем оплаты труда, диверсификация структуры денежных расходов населения с увеличением доли на социальные услуги;

· - доведение уровня месячного размера пенсий до 40% по отношению к заработной плате;

· - повышение доступности и качества государственных социальных услуг на основе государственных социальных стандартов и нормативов подушевого финансирования;

· - повышение уровня занятости населения в экономике и улучшение её структуры с увеличением занятости высококвалифицированным и высокодоходным трудом;

· - улучшение жилищных условий, повышение комфортности проживания и доведение всех жилых домов до стопроцентного уровня благоустройства;

· - повышение качества и уровня образования населения, обеспечение его непрерывности и взаимосвязи с наукой и производством;

· - улучшение здоровья населения путем интенсификации здравоохранения и профилактики заболеваний, а также развития сети объектов физкультуры, спорта и рекреации;

· - повышение уровня культуры, в том числе путем развития сети культурно-досуговых центров;

· - социальная защита граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации:пенсионеров, инвалидов, молодых граждан, окончивших учебные заведения илиотслуживших в армии, граждан, ищущих работу, и др.;

· - обеспечение единства социального пространства; гармоничное социальное развитие центров и периферий, различных по величине городов и сельской местности;экономическом развитии депрессивных муниципальных образований;

· Улучшение среды обитания, градостроительства и благоустройства городских и сельских поселений.

Социа́льное госуда́рство - политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Современная география

В качестве количественных критериев реализации социального государства часто используются

· Уровень бедности

· Относительный эффект социальных программ на уровень бедности

· Доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.

Социальное государство в России - С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7)

Многие утверждают, что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.

Коммунисты считают, что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов - социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся.

Как писал Марк Твен: “Все говорят о плохой погоде, но никто не пытается её изменить”. В том же ключе можно выразиться и по поводу социальных проблем в России

Н .П. Попов, доктор исторических наук, член-корреспондент РАЕН Журнал “Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены”, Москва

Как писал Марк Твен: “Все говорят о плохой погоде, но никто не пытается её изменить”. В том же ключе можно выразиться и по поводу социальных проблем в России: все говорят, что в нашем обществе они существуют и их множество, но большинство из них так и остаётся нерешённым, а некоторые только обостряются. Особенно это характерно для последнего десятилетия. Мало того, нет единого мнения по поводу того, какие проблемы общества являются сегодня самыми острыми, требуя безотлагательного решения и денежных затрат государства, а какие могут подождать, не будучи особенно опасными.

Органы власти периодически высказываются о наиболее важных социальных проблемах, устанавливая приоритеты их решения, что, в частности, находит отражение в регулярных посланиях Президента Федеральному собранию. Свою позицию по данному вопросу озвучивают не только руководители государства, но и лидеры политических партий. В результате можно составить представление о неком официальном “рейтинге важности социальных проблем”, т.е. социальные задачи как бы ранжируются по степени срочности их решения, где под “важностью” понимается та срочность, с которой они должны быть решены.

В 2000-е годы основным лейтмотивом заявлений первых лиц российского государства была необходимость стабилизации внутреннего положения в стране - предотвращение политических и иных кризисов и создание условий для поступательного экономического роста, что должно было гарантировать улучшение жизни народа. И такая стабильность, якобы характеризовавшая двухтысячные, представлялась глав ным достижением последнего десятилетия, в противовес нестабильности турбулентных 90-х. Правда, эту картину несколько подпортил экономический кризис, случившийся вопреки доктрине “острова стабильности в мире кризиса”, какой подавалась Россия властями предержащими ещё летом 2008 г.

Следующей по степени важности в “официальном листе” приоритетов страны на ближайшее будущее стоит задача отхода нашей экономики от ориентации на добычу и продажу сырья, прежде всего топлива, и первоочередное развитие машиностроения и перерабатывающей промышленности, а также модернизация производства и переход на современные наукоёмкие технологии. Об этом особенно активно заговорили в последние два года в связи с началом кризиса и падением доходов от продажи топлива. Уже несколько лет констатируется факт вымирания российского населения: высокая смертность и низкая рождаемость. Периодически упоминается о необходимости борьбы с коррупцией – очищения органов власти от взяточничества и “откатов”. За последний год в числе опасных социальных явлений снова называют катастрофическую алкоголизацию населения. Регулярно представители власти говорят о незыблемости социальных программ государства, даже в условиях экономического кризиса: борьбе с безработицей, повышении пенсий, подъёме жизненного уровня населения.

В целом, однако, официальные выступления и объявляемые программы обходят стороной ряд наиболее критических общественных феноменов, являясь, скорее, декларацией о намерениях, чем продуктивным планом социального урегулирования, выраженным в количественных показателях, т.е. в конкретных объёмах и сроках.

“Выход в свет” очередных программ социального развития часто совпадает с избирательными кампаниями и имеет целью стимулирование позитивного настроя избирателей в отношении действующей власти. Представители среднего звена управления определяют приоритеты решения социальных задач, руководствуясь установками высшего начальства, а те, в свою очередь, исходя из соображений выполнимости той или иной задачи в обозримые сроки и возможности затем поставить успех себе в заслугу. То, что нельзя решить быстро, в список социальных задач первостепенной важности не попадает. Этому безмерно способствуют коррупционные интересы различных кланов бюрократии, стремящихся получить свою долю из государственного финансирования социальных программ.

Декларативность, аморфность и избирательность подачи информации правящим классом создают у населения ложные представления о главных угрозах обществу – лично каждому жителю и всей стране как единому организму, а также порождают непонимание того, что каждый человек, будучи гражданином и избирателем, может сделать для решения важных для себя социальных проблем.

Общественное мнение в стране формируется в основном средствами массовой информации. Ограниченный личный опыт часто оберегает людей от столкновения со многими остро стоящими социальными проблемами, и если таковые не освещаются СМИ, то многие об их существовании и не подозревают. В результате, картина в сознании населения складывается неполная и искажённая.

Вот как, по данным опроса ВЦИОМ, в результате которого было опрошено 1600 человек в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России, выглядят рейтинги значимости основных социальных проблем современной России (см. таблицу) .

В этом списке наболевших проблем то, что беспокоит людей лично, значительно отличается от того, что, по их представлением, значимо для страны в целом (эти представления складываются из заявлений официальных лиц в средствах массовой информации). По этому критерию рейтинги, представленные во 2-й и 3-й колонках таблицы, отличаются. Рост цен видится одинаково значимым для себя и для страны; безработица в начале 2009 г. коснулась ещё не всех, а правительственные чиновники обещали ещё больший её рост; алкоголизм с наркоманией в опросах по какой-то причине слиты в одну проблему, и для себя лично степень важности этих проблем люди не ставят так же высоко, как она позиционируется первыми лицами страны. Уровень собственной жизни само население оценивает более негативно, чем этот показатель выглядит по официальным оценкам, в то же время демографические проблемы – низкую рождаемость и высокую смертность – народу на себя в индивидуальном плане примерить трудно: эти проблемы в личном рейтинге люди не ставят очень высоко и относит к проблемам всего общества.

В целом данные социологического опроса показали, что общественное мнение – это результат информационно-пропагандистской деятельности органов власти: что власть считает проблемой, то и видится народом как проблема. Многие проблемы просто не попадают в поле зрения населения – их нет по телевизору.

Если же изучать вопрос по статистическим данным, то картина получается иной. Перечень реальных проблем общества за последние десять лет представляется следующим образом – хотя трудно сказать, какие из них наиболее острые, а какие менее.

Оче видно, лидирует бедность населения в одной из самых богатых стран мира. Вероятно, одна из причин этого – коррупция. Далее следует назвать алкоголизацию страны, распространение наркотиков, эпидемию ВИЧ/СПИД, распространение туберкулёза, детскую беспризорность и в целом вымирание населения.

Нельзя сказать, что сведения о реальных социальных проблемах сейчас недоступны, как в советское время, когда, например, данные о численности психиатрических или туберкулёзных больных были засекречены.

Отчёты Минздравсоцразвития, Росстата и РАМН доступны в Интернете, однако их не распространяют СМИ, и простой человек имеет мало шансов о них узнать.

Такие данные – медицинские, статистические и социологические – позволяют выявить основные социальные болезни. Следует отметить, что ранжирование социальных проблем – оценка относительной важности, ост роты – весьма сложный процесс, поскольку большинство проблем взаимозависимы, вытекают одна из другой, некоторые имеют краткосрочный характер, другие долгосрочны или исторически присущи нашему на роду. Поэтому социальные проблемы рассматриваются далее без оценки их относительной их важности.

Бедность, нищета населения

В списке проблем, выделяемых населением, лидирует бедность, её в опросах общественного мнения люди указывают как самую острую. Рост доходов всего населения “в среднем” за последние десять лет обеспечивался ростом доходности самой богатой пятой части населения и прежде всего самой верхушки общества, составляющей полпроцента. Три четверти населения за это время лишь обеднели, к медленно растущему “среднему классу” можно причислить только 15–20% населения. В нищете, по критериям ООН, живут 20–30% населения, в бедности – три четверти населения России. В отличие от западных стран у нас не происходило “просачивания” доходов от богатых к бедным (“trickle down”), скорее – “бедные беднели, богатые богатели”. Разрыв между наиболее богатыми слоями – верхними 10% населения – и самыми бедными 10% составляет, по разным оценкам, 15–20 раз.

Основная причина бедности, очевидно, не бедность самой богатой минеральными ресурсами страны, а экономическая политика властного класса. За последние десять лет законсервировались главные “обедняющие” параметры экономической политики. Прежде всего, официальный уровень минимальной оплаты труда, МРОТ, установлен на уровне в десять раз меньшем, чем в развитых странах: у нас этот минимум 120 евро, во Франции – 1200 евро, в Ирландии – 1300 евро. От этой скромной базы рассчитываются пособия, льготы, штрафы, средние зарплаты, пенсии.

Соответственно, бизнесу разрешается платить среднюю зарплату в 500 долл. месяц, что, опять же, в разы меньше, чем в Европе и Америке. Отсюда и нищенские пенсии – меньше 25% средней зарплаты (в отличие от 44%, как в Европе). К тому же все минимальные доходы, поддерживаемые государством, исчисляются из “прожиточной корзины” 1991 г., предполагающей лишь физическое выживание. Все последующие повышения прожиточного минимума лишь как-то предотвращали вымирание самых бедных слоёв .

Главная позорная черта российской бедности – это взрослые трудоспособные люди, работающие или безработные, чьи зарплаты и пособия ниже прожиточного минимума, они составляют 30% всех бедных. Кроме того, у российской бедности “детское лицо”: 61% всех бедных семей – это семьи с детьми. При всех призывах властей к молодым семьям рожать больше детей, в реальности рождение ребенка, а тем более двух, погружает моло дую семью в состояние бедности или в нищету.

Алкоголизация населения, пьянство

Алкоголизация населения – всеми признанная национальная проблема. По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, у нас это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным – свыше 20 л. Народ вымирает в значительной мере от всеобщей алкоголизации. Свыше 80% употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьёт водку, в стране 3 млн зарегистрированных алкоголиков, 25–30 млн зависимых от алкоголя, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Эти факты уже признаются всеми, однако причины и меры борьбы называются самые разные .

Один из факторов роста алкоголизма – “левая”, теневая, водка, производимая без уплаты акциза и других налогов, продаваемая нелегально и приносящая производителям 2–3 млрд долл. в год. Производство контрафактной водки всё время растёт, что рождает “статистический парадокс” – за последние двадцать лет официальное производство водки не растёт или снижается, а продажа, неизвестно из каких источников, увеличивается. Но такой водкой, хотя бы, как правило, не травятся, люди умирают от суррогатов – растворов бытовой химии на основе технического спирта, который “подкрашивают” чем придётся.

Распространение наркотиков, наркомания

Проблема, не менее острая, чем алкоголизация, – распространение наркотиков. Все знают, что такая проблема есть, первые лица государства называют это “нарковойной”, объявленной стране . Наркотрафик двигают интересы мощных криминальных сил, чьи доходы от нелегальной продажи наркотиков составляют свыше 15 млрд долл. в год. За десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. Число наркоманов, зарегистрированных в диспансерах, составляет 550 тыс. человек, а, по оценкам, регулярно потребляют наркотики 5 млн человек, или, по данным социсследований, свыше 7% населения в возрасте 11–40 лет. Это в восемь раз больше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, потребители инъекционных наркотиков – основной источник ВИЧ-инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С – 80% и гепатитом В – 27%.В структуре зарегистрированной преступности незаконный оборот наркотиков занимает второе место не только по объёму и интенсивности, но и по темпам их прироста .

Среди основных причин незаконного оборота наркотиков эксперты называют недофинансирование.

На всю Федеральную целевую программу “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы” было выделено 3,09 млрд р., в то время как в США ежегодно на эти цели тратится 34 млрд долл. . Другая причина – “пробелы в законодательной нормативной базе”, регламентирующей борьбу с наркотрафиком и наркоторговлей: не хватает нужных законов и подзаконных актов. Важнейшая причина – наличие в структуре преступного оборота наркотиков ключевой фигуры “наркокоррупционера”, – человека в органах власти, обеспечивающего функционерам наркобизнеса надёжное прикрытие .

Эпидемия ВИЧ/СПИД

Не менее острая проблема из разряда социально-медицинских, о которой общество практически не осведомлено, – это проблема распространения в стране инфекции ВИЧ/СПИД. Ситуация характеризуется как эпидемия: в 2009 г. зарегистрировано 500 тыс. людей с ВИЧ-инфекцией, рост составил 13% по сравнению с прошлым годом. Среди населения в возрасте 15–49 лет 0,6% инфицированы ВИЧ, а по некоторым оценкам, число инфицированных превышает 1%. В прошлом году умерло больше 13 тыс. ВИЧ-инфицированных граждан, на 14% больше, чем в 2007 г. В силу отсутствия информации об эпидемии, в первую очередь по телевидению, большинство населения полагает, что СПИД – удел наркоманов и гомосексуалистов, отсюда неприязнь к ВИЧ-инфицированным, их дискриминация в образовании, медицинском обслуживании, приёме на работу. Соответственно, инфицированные люди скрывают свою болезнь, не идут на обследование. В то же время, хотя основной источник распространения инфекции (62%) – внутривенное употребление наркотиков, 34% получают инфекцию во время гетеросексуальных половых контактов, при этом растёт число детей, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей . В результате, к середине нулевых инфекция в стране достигла уровня эпидемии, но лишь в 2007 г. в стране был создан межведомственный совет по проблеме.

Эпидемия туберкулёза

Туберкулёз считается большинством людей болезнью прошлого, искоренённой медициной как тиф или оспа, в то время как на самом деле туберкулёз – это одна из социально обусловленных болезней, и сегодня в России заболеваемость достигла уровня эпидемии. Советское здравоохранение принимало значительные меры по борьбе с туберкулёзом, результаты были весьма заметными и признавались специалистами во всем мире. Была организована широкая сеть выявления и лечения болезни с помощью всеобъемлющей системы диспансеризации населения, сети тубдиспансеров, лечебных центров и санаториев. За последние два десятилетия большая часть этой системы была разрушена.

По официальным данным , в 2008 г. в России зарегистрировано 120 тыс. заболевших туберкулёзом.

Показатель заболеваемости составил 84,45 случаев на 100 тыс. населения, что в 2,5 раза выше аналогичного показателя 1989 г., втрое выше уровня эпидемии по нормам Всемирной организации здравоохранения, в два с лишним раза больше, чем в среднем в Европе.

На сегодняшний день в нашей стране от туберкулёза умирают 25 тыс. человек ежегодно.

В 2008 г. профилактические осмотры для раннего выявления туберкулёза прошли лишь 67% взрослого населения, а в ряде субъектов Федерации этот показатель не превышает 50%, в том числе в Московской области – 36%. В результате упущений на стадии ранней диагностики болезни растёт численность тяжёлых и среднетяжёлых форм туберкулёза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих. В целом по стране в 2008 г. были госпитализированы только 86% больных активным туберкулёзом. Из-за плохой организации профилактических осмотров ежегодно в тюрьмы и колонии пенитенциарной системы попадают 20–22 тыс. ранее не выявленных больных туберкулёзом, и исправительные учреждения становятся одним из активных очагов распространения туберкулёза по стране.

Лишь 76% зарегистрированных территориальных очагов туберкулёзной инфекции были в нужном количестве обеспечены средствами текущей дезинфекции. В результате, подчёркивается в докладе, значительная часть бытовых очагов туберкулёза остаётся источником инфекции для населения и, в первую очередь, для лиц, проживающих совместно с больными. Повсеместно не хватает средств, лекарств, туберкулёзных коек в стационарах, медицинского персонала.

Выводы доклада неутешительны. Хотя осторожно отмечается, что в последние годы происходило “сдерживание роста” высоких показателей заболеваемости и смертности от туберкулёза, в “ближайшие годы прогнозируется рост (выделено мной. – Авт.) показателей заболеваемости и смертности от туберкулёза”.

Вымирание населения

Демографическое явление, получившее в социологической терминологии название “русский крест”, было зафиксировано в России в 1992 г., когда кривая, изображающая смертность, резко пошла вверх и пересекла линию рождаемости. С тех пор смертность превышала рождаемость, временами в полтора раза: мы стали страной с европейской рождаемостью и африканской смертностью. По официальным прогнозам, к 2025 г. численность населения сократится до 120 млн человек, а по некоторым оценкам, и до 85 млн. Россия – единственная из развитых стран, вымирающая в мирное время. Основные причины рекордной смертности – болезни, в том числе социально обусловленные, убийства и самоубийства, смерти на дорогах, алкогольные отравления .

Очевидно, не видя возможности реально снизить смертность, органы власти основной упор делают на увеличение рождаемости. Некоторый рост здесь произошёл – с минимума в 8,3 случаев на 1000 человек в 1999 г. до 12,5 случаев на 1000 человек в 2009 г. Часть прироста – за счёт увеличения числа потенциальных матерей, родившихся в относительно благополучные 80-е годы. Дальше этот рост замедлится.

Социальное сиротство

С ростом рождаемости возникают другие проблемы. Из-за растущего алкоголизма отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях. Таких социальных сирот сейчас свыше 700 тыс. Из 800 тыс. детей-сирот более 80% составляют социальные сироты.

Но и у многих детей, живущих в семьях, печальная судьба. Конфликты в семьях и разводы, алкоголизм родителей, нищета вынуждают многих детей убегать из дома и скитаться по стране. Таких беспризорных детей – точной цифры никто не знает – около 1 млн. Еще больше – до 2 млн – безнадзорных, тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся без надзора родителей и воспитывается улицей. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством .

Около половины выпускников детских домов пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие – преступниками. При этом государство не решает проблемы усыновления и опекунства. Бюрократия и низкая материальная поддержка семей, принявших ребёнка на воспитание, создают для них непреодолимые трудности.

В таких условиях повышение рождаемости имеет сомнительную ценность.

Мигранты, переселение соотечественников

Одной из мер решения демографической проблемы органы власти избрали приток населения из-за границы. В принципе, большинство экспертов сходятся во мнении, что без притока людей извне нам проблему депопуляции страны не решить. Основной выход видится в привлечении русских, оказавшихся из-за распада СССР в странах СНГ, а также и всех других, кто пожелает приехать жить в Российскую Федерацию, опять же, из бывших республик Союза. Однако никакой внятной дискуссии в обществе касательно политики в сфере миграции населения не произошло. Нет однозначного понимания, кто такие наши “соотечественники”. Это те, для кого родина – СССР, или – Россия, или – Российская империя, или это попросту русские, которым тяжело живётся в новой “загранице”, например в Прибалтике? В конце концов была выработана невнятная программа привлечения “соотечественников”, закреплённая федеральным законом, в котором материальные стимулы для переезда были более чем сомнительными. В результате, из запланированных программой переселенцев в количестве 300 тыс., реально переселились лишь около 10 тыс. человек. Люди в эту программу не поверили, сомнительными льготами не прельстились и численность россиян не увеличили .

Коррупция

Коррупция, собственно, не является отдельной социальной проблемой. Это системная болезнь общества, врождённый порок новой политэкономической системы, основа взаимоотношений власти и бизнеса и внутри самой власти. За последнее десятилетие коррупция выросла в десять раз, впрочем, она увеличивалась и в 90-е годы. Именно от коррупциогенности проблемы, ожидаемого “отката”, зависит её решение или нерешение: если это проведение какого-нибудь первенства мира в России – то успех гарантирован, если же проблема беспризорности – то шансов на решение мало.

По данным руководителя Следственного комитета прокуратуры А. Бастрыкина , сумма вреда, причинённого коррумпированными чиновниками, таможенниками, прокурорами и милиционерами – это толь ко по расследованным уголовным делам – приблизилась к 1 трлн р. При этом наибольшее количество преступлений коррупционной направленности совершено в сферах правоохранительной, контрольно-ревизионной деятельности и в органах местного самоуправления. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9–10 трлн р. в год . Это то, что касается коррупции в верхних эшелонах власти.

В целом же средний размер взятки в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился втрое и превысил 27 тыс. р. За прошлый год треть населения хотя бы раз давала взятки. В списке “некоррупционности” Россия находится на 146-м месте в мире, которое делит с Украиной, Кенией, Зимбабве. Хуже в этом плане только Афганистан, Ирак, Чад и Сомали.

Ущерб от коррупции представляет собой суммы, незаконно полученные чиновниками, и прибыль бизнесменов как результат сделки. Но практически, подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов государства разных уровней и, по многочисленным оценкам, в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в “откат” коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, т.е. разворовывается.

Неудивительно, что представители всех без исключения социально ориентированных отраслей экономики говорят о “недофинансировании” их сфер деятельности, резонно было бы добавить – “и разворовывании государственных средств”.

“Партия власти” как социальная проблема

Список социальных болезней общества можно было бы продолжить, к сожалению, физические ограничения объёмов публикации это сделать не позволяют. Однако для полноты картины никак нельзя упустить из виду ещё одну крайне важную проблему социально-политического свойства, а именно – монополизацию власти в руках одной правящей партии, в чём, по сути, и кроется частично причина нерешения всех остальных социальных проблем.

Отсутствие политической конкуренции, противоречащее самой идее демократии, трактовалось идеологами партии власти как временная мера для быстрого, эффективного решения основных проблем общества “переходного периода”. Казалось бы, даже при сомнительной демократичности такого расклада политической жизни управлять страной в этой системе координат легче, эффективнее: без лишних дискуссий и парламентской демагогии начать строить дороги, каналы, вкладывать деньги в сельское хозяйство, строительство дешёвого жилья, развитие промышленности, помощь бедным, борьбу с болезнями. И всё это решительно и быстро. Президент ставит задачу, намечает программу, правительство всё рассчитывает, готовит проект закона, Дума его быстро принимает, исполнительная власть берёт на вооружение, деньги потекли, проблемы решаются. И действительно бывало, что этот цикл – особенно перед уходом Думы на летние каникулы – проворачивался за один месяц (достаточно вспомнить монетизацию льгот пенсионерам, на законодательное воплощение которой потребовалось всего 3–4 мес., если не считать летний каникулярный простой).

Что же при такой монополии на власть, управленческой свободе, обилии нефтяных и газовых денег правящей партии удалось сделать за десять лет в решении главных, острых проблем страны? Результаты, в основном, негативные.

Если в прошлом было принято списывать проблемы на тяжёлое прошлое или внешние факторы – “наследие царского режима”, “враждебное окружение”, “навязанную нам гонку вооружений”, “просчёты коммунистического правления”, “засилье олигархов 90-х”, то сейчас очевидно, что в последнее десятилетие проблемы не решались и только усугублялись. Власть и партия власти в этот период занимались лишь им одним ведомыми социальными проблемами.

Собственно, все властные полномочия – Государственной Думы и Правительства – монополизированы и сконцентрировались в руках одной правящей партии – “Единой России”. Отсутствие их публичного обсуждения (знаменитое “...Дума не место для дискуссий”) явилось главной причиной нерешения основных социальных проблем общества. Однако социальные проблемы, в отличие, например, от военных или внешнеполитических, требуют именно обсуждений и споров, поскольку в каждой из них кроются проблемы медицинские, экономические, экологические, психологические, педагогические, морально-этические, и в их решении заинтересованы совершенно разные слои общества, имеющие специфические, иногда противоречащие, интересы.

Литература

1. Опрос ВЦИОМ 10–11 января 2009 г. // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1140. – 23.01.2009.
2. Попов Н.П. Бедные в богатой стране // Труд и социальные отношения. – 2009. – № 4. – С. 41–47.
3. Путин утвердил план победы над пьянством к 2020 году [Информация с сайта Lenta.ru от 14.01.2010]. – Электрон. дан. – М.: Медицинский портал, 2010. – Режим доступа: http://medportal.ru/mednovosti/news/2010/01/14/prohibition, свободный. – Загл. с экрана.
4. Попов Н.П. Сколько мы пьём и почему // Мир измерений. – 2008. – № 7. – С. 56–61; 2008. – № 8. – С. 54–61.
5. Чухарева Н. Борис Грызлов: “Против России объявлена нарковойна”. – Электрон. дан. – М.: Информационный портал Россия, 2009. – Режим доступа: http://www.russianews.ru/second/21815, свободный. – Загл. с экрана.
6. Об итогах мониторинга масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков на территории Российской Федерации в 2007 г.: Информационно-аналитические материалы к заседанию научно-технического совета ФСКН России. – Электрон. дан. – М.: Нет – Наркотикам, 2008. – Режим доступа: http://www.narkotiki.ru/gnk_6643.html. – Загл. с экрана.
7. Михайлов А.Г. Наркотики оборачиваются всё хуже и хуже // Новая газета. – 2006. – № 73. – 25.09 – 27.09. 2006.
8. Национальный доклад Российской Федерации о ходе выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятой в ходе 26-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, июнь 2001 г. [Электронный ресурс] / Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. – М., 2008. – Режим доступа: http://www.positivenet.ru/files/russia_2008_country_progress_report_ru.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
9. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008 году: Государственный доклад. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. – С. 334–338.
10. Депопуляция в России: 15 лет демографической трагедии // Демографические исследования. – 2008. – № 6.
11. Социальное сиротство в ожидании стратегии / Агентство социального маркетинга // Журнал VIP-Premier [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socialmarketing.ru/amazing/380, свободный. – Загл. с экрана.
12. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. – М.: ВЦИОМ, 2009.
13. Коррупционный расчёт. – Электрон. дан. – М.: Взгляд, 2009. – Режим доступа: http://www.vz.ru/society/2009/7/23/, свободный. – Загл. с экрана.

Каждое государство заботиться о своих гражданах, особенно это касается самых незащищенных слоев населения. Однако в социальной сфере России существует ряд проблем, которые обязано решить правительство. Каждый человек, оказавшийся в трудной ситуации, должен чувствовать себя защищенным.

Причины проблем социальной сферы

В настоящее время уровень социального обслуживания на территории постсоветских республик недостаточно высок. Объективная потребность граждан значительно выше, чем то, что предлагает государство.

Это объясняется рядом причин:

— экономической ситуацией;

— несовершенством законодательства;

— малоразвитостью негосударственной системы социального обеспечения.

Сфера соцобеспечения населения недостаточно финансируется, что в свою очередь приводит к низкому качеству услуг, кадровому дефициту, плохому материальному оснащению соответствующих учреждений. Законодательство также препятствует успешному развитию данной сферы, ведь часто в законодательных актах встречается противоречивость, а четко сформулированные понятия видов социального обеспечения отсутствуют. Поэтому в обществе зреет потребность реформирования этой сферы.

Оформление инвалидности

Не секрет, что в стране наблюдается тенденция старения нации, у многих людей ухудшается здоровье. Подливают масла в огонь безработица и малообеспеченность. Но, пожалуй, больше всего необходима людям с ограниченными возможностями. Огромное количество инвалидов попросту исключено из жизни общества, они не могут реализовать свое право на медицинское обслуживание, образование и занятость. Статистика утверждает, что в России на данный момент насчитывается более 13 млн инвалидов. Все они нуждаются в помощи.

Когда беда стучится в дверь, многие люди теряются и не знают, что делать. Если вы утратили трудоспособность по причине инвалидности, то имеете право на получение социальных выплат. Но для начала инвалидность надо оформить. Лечащий врач должен дать направление на медико-социальную экспертизу. Также за направлением можно обратиться в соответствующие органы защиты населения по месту жительства. В случае отказа направить больного на МСЭ выдается справка, с которой можно обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно.

По признанию человека инвалидом на руки выдаются два документа:

— индивидуальная программа реабилитации;

— справка МСЭ об установлении инвалидности.

Затем необходимо обратиться в местное Управление социальной помощи, чтобы оформить пенсию, льготы и пособия. После признания инвалидности требуется периодически проходить переосвидетельствование. Сроки повторной экспертизы обозначены законодательно.

Отказ в оформлении инвалидности: что делать

Отказ в установлении инвалидности можно обжаловать в главном бюро медико-социальной экспертизы. Для этого необходимо подать заявление. В течение месяца со дня подачи документа проводится повторный осмотр. В крайнем случае, каждый может настаивать на проведении независимой экспертизы. Тогда обследование будут проводить врачи и эксперты, которые не заинтересованы в результатах. При независимой экспертизе человек может сам выбирать как экспертное учреждение, так и экспертов.

Следует отметить, что гражданин имеет право в судебном порядке обжаловать отказ в оформлении инвалидности. Если возникает такая потребность, необходимо отстаивать свои права. Однако суд — это последняя инстанция, так как решение, вынесенное по вашему иску, не подлежит обжалованию.

Если инвалидность была снята после переосвидетельствования МСЭ, подобное решение также можно оспаривать. Алгоритм оспаривания аналогичный вышеуказанному. Если суд признает действия медико-социальной экспертизы правомочными, то выплаты из Пенсионного фонда прекращаются.

ИА " ". При использовании материала гиперссылка обязательна.

Анализ проблем развития социальной сферы в России

1.4 Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России, основные проблемы

Формирование социальной сферы считается важным направлением внутренней политики страны, снабжения благополучия и многостороннего развития граждан. В статье 7 Конституции Российской Федерации сказано: « Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Показателями социального государства считаются не только декларируемые права на труд, отдых, социальное снабжение, жилье, охрану здоровья, воспитание и т.д., насколько их осуществление, настоящая доступность социальных благ абсолютному большему числу населения.

Обобщающим признаком становления социальной сферы служат повышение значения жизни, подъем денежных заработков народонаселения при уменьшении разрыва в доходах между обеспеченными и малоимущими, что в особенности принципиально для экономики, так как содействует расширению внутреннего спроса, производству продукции российских предприятий.

Изменения в общественной сфере находятся в узкой взаимосвязи с переменами в остальных сферах жизнедеятельности сообщества. Тенденции данной связи, их причинно-следственные зависимости не просто разнообразны и трудны, но и в определенной степени взаимообусловлены и регулируемы.

Определённость социальной сферы финансовыми критериями имеет место быть чрез сложную систему взаимозависимостей разных причин, оказывающих большое влияние на жизнь сообщества. К примеру, формирование самой материальной сферы часто вступает в возражение с развитием остальных сфер, и прежде всего политической. Данные взаимосвязи, в свою очередь, опосредуются чертами общественной структуры сообщества, природно-географического и других причин. К тому же невозможно забывать о внешних воздействиях остальных стран на это сообщество. Сложность взаимосвязей между материальной и социальной сферами содержится в том, будто их формирование невозможно ставить в жесткую линейную зависимость и будто воздействия материальных основ жизнедеятельности сообщества на разные составляющие общественной сферы появляются с различной степенью интенсивности и с различной направленностью. Подчеркнем еще 2 принципиальных эпизода. Подобное воздействие на общественную сферу оказывают политические и культурные причины. При данном соц сфера, оставаясь, в собственную очередность, условно самостоятельной, делает воздействие на все остальные сферы жизнедеятельности сообщества.

Каждая сфера в собственном взаимодействии с иными имеет возможность выступать не только как причина. Будучи включенной в систему взаимодействия, она имеет возможность выступать и как следствие.

Все сферы - материально-производственная, политическая, культурно-духовная, - составляющие ее среду, одинаково как и естественно-климатические условия, в каких она функционирует, обязаны рассматриваться как самостоятельные причины ее становления. В данной среде социальная сфера черпает силы, материальные средства для пополнения и становления собственных компонентов и, в первую очередность, инфраструктуры, для подготовки и переподготовки кадров, для улучшения структуры. При данном, интегрируя способности остальных сфер жизнедеятельности сообщества, социальная сфера преобразует любую из их, оказывая свое влияние соответственно своей природе. Они ведь, в свою очередность, оказывают неизменное действие на общественную сферу, принуждая ее преобразовываться, нейтрализовать либо ассимилировать данные действия. Таковым образом, внешняя среда - это необходимый фон, на котором и при опосредованном участии которого развертывается функционирование социальной сферы. От нее во многом зависят свойства социальной сферы.

С иной стороны, особенность социальной сферы, ее суть определяются прежде всего внутренней природой образующих ее компонентов, характером их внутреннего взаимодействия. Внешние действия преломляются чрез внутренние свойства общественной сферы, чрез присущие ей внутренние противоречия.

Еще одним рядом причин становления общественной сферы считаются факторы, которые специфичны конкретно для развития социального. Тут имеется в виду, прежде всего, воздействие социально-демографических, национально-этнических и социально-психологических черт социальной сферы.

Взаимозависимость и взаимовлияние общественной сферы и ее среды имеет возможность обладать как неизменный, так и беспорядочный характер. Переплетения необходимых и случайных взаимодействий дают их проявлениям вероятностный характер.

Наконец, выделим следующие категории причин социального развития:

* экономические, связанные с уровнем социально-экономического становления страны и каждого определенного региона, чертами становления социальной инфраструктуры, характером и типом собственности на предприятиях, распределительных взаимоотношений;

* политические, характеризующие сущность и воздействие социальной политики на поднятие потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области общественного воспроизводства населения, социальную поддержку и содействие депонированным слоям народонаселения, а еще общественно-политической ситуации на ее развитие;

* правовые, обусловливающие законодательные общепризнанных мерок и правоотношения в области регулировки социальных взаимоотношений, степень правосознания населения;

* культурные, характеризующие действие системы высоконравственных и культурно-духовных ценностей, общепризнанных мерок и обычаев, главенствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения;

* природно-климатические, выделяющие особенности естественной среды обитания народонаселения и экологическую обстановку в регионе и действующие на стандарты и образ жизни населения;

* социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, мастерски-квалификационную текстуру;

* национально-этнические, характеризующие действие на общественные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, обычаев и традиций;

* социально-психологические, представляющие индивидуальности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личных и групповых установок.

Качественные и количественные характеристики функционирования социальной сферы, с одной стороны, определяются достигнутым уровнем становления секторов экономики производства и средств употребления, производственной и общественной инфраструктурой, характером производственных отношений, социальной ориентированностью экономики, природно-климатическими критериями; с иной стороны, уровнем образования, ценностными ориентациями людей и общепризнанными мерками потребления. При этом анализ ее движущих сил исполняется на макро-, мезо- и микроуровнях и предусматривает конкретные и субъективные аспекты функционирования и развития общественного воспроизводства.

Так как особенностью общественной сферы считается планомерное воздействие на каждый ее составляющую со стороны субъектов управления, появляется надобность выявления особенности устройств их деяния, знания объективных законов развития социальной сферы, исследования степени доминирования тех либо других законов и закономерностей в едином процессе ее функционирования. Движению в этом направлении станут способствовать выделенные нами причины, детерминирующие самодвижение общественной сферы, а еще выявление противоречий, лежащих в базе данного самодвижения.

Представляется, что объективной основой деловитости индивидов, групп в общественной сфере, субъектов управления социальными процессами считается противоречие между потребностями людей и материальными критериями, обеспечивающими их ублажение. В основе движения общественной сферы как движущегося, развивающегося цельного лежит совместный для всех его компонентов и в то ведь время специфичный для системы в целом закон возрастания потребностей, управляющий функционированием как самого цельного, этак и образующих его частей. В социальной сфере публичные и собственные интересы стремятся и к выравниванию степени удовлетворения потребностей людей, и к социально-групповому отличию.

Современное положение общественной сферы в РФ характеризуется рядом особенностей, предопределяющих ее слабость и явное несоответствие общественным потребностям и ожиданиям. В их числе:

Недостаточность законодательной базы сообразно данной области, будто объясняет неимение правовых общепризнанных мерок сообразно ряду услуг либо распорядку их предоставления, разночтения и спорные трактовки;

Институциональная неустойчивость, проявляющаяся в недовыполнении имеющимися институтами своих функций либо исполнении их неподобающим образом;

Неопределенность в организации денежных потоков, поступающих из различных источников, специализированных для обеспечения выполнения обязательств пред группами народонаселения, которым положено предоставление социальных услуг безвозмездно либо при частичной оплате, вследствие что обязательства не выполняются;

Отсутствие или необоснованное завышение (либо преуменьшение) стереотипов по услугам общественного характера;

Есть очевидные отличия в доступе к социальным услугам народонаселения столицы, больших и небольших мегаполисов, а еще маленьких поселков и сельских поселений, вследствие что глубинка не получает и малой части такого, что приходится на обитателей городов, в особенности крупнейших.

Из выше перечисленного можно заключить вывод, будто управление социальной сферой в РФ нуждается в кардинальном обновлении и развитии. Решение проблем обеспечения высококачественного социального обслуживания для всех категорий народонаселения соединено со значительными масштабными преобразованиями и с содержательным изменением функционирования общественной сферы и освоения общественно ориентированного обслуживания. Качественное совершенствование рассматриваемой сферы реально в освоении нового спектра услуг, имеющих социальное значение, будто требует применения новейших форм оказания схожих услуг и преобразования управления в предоставленной области, позволяющих согласованно сочетать интересы людей, хозяйствующих субъектов, общества и страны.

"Закрытые" системы социальной работы

Анализ проблем развития социальной сферы в России

Образовательная стратификация российской молодежи

Все возрастающая актуальность исследования молодежной проблематики объясняется тем, что по природе своей молодежь содержит код преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества...

Организация в культурно–досуговой деятельности молодых семей как направление современной работы с молодежью

Семейная жизнь - культурно-исторический процесс, который разворачивается во времени и идёт в социальном окружении . Несмотря на смену семейных ролей в этом социальном институте в течении истории ее становления...

Основные структурные элементы социальной сферы

Социальная услуга, на взгляд современных экспертов в Кыргызской республике, - это специфический товар, потребительская стоимость которого проявляется в процессе потребления и неотделима от потребителя...

Особенности современных технологий социальной работы с осужденными в условиях исправительной колонии общего режима

Проблема социального сиротства в современной России

Как уже говорилось, в настоящее время Россия переживает третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну социального сиротства. Особую категорию составляют беспризорные дети. Рассмотрим статистические исследования...

Прогнозирование социального сиротства

Проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность в настоящее время. В обществе происходят сложные и неоднозначные процессы...

Региональные государственные программы. Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года"

Современное состояние "закрытой" системы социальной работы в России и за рубежом

Представление о том, какой должна быть социальная защита пожилых людей, изменялось и совершенствовалось с развитием человеческого общества. Проблема организации социального обеспечения пожилых людей - историческая...

Социальная защита инвалидов

Социальная работа в нашей стране как направление и содержание деятельности определенной категории лиц в последние 10 лет стала привычным термином. Некоторыми исследователями приоритет в этой области отводится зарубежным странам. Между тем...

Социальная политика государства

Рыночные реформы в России внесли существенные изменения в социальную структуру общества, доходы и потребление различных социальных групп. Государственное высвобождение цен от 2 января 1992г....

Социальная политика государства в рыночной экономике на примере России

Социальная поддержка основана на всеобщности социальных трансфертов, предоставлении субсидий и льгот на приобретение товаров и услуг, социально неблагополучным слоям населения...

Социальные проблемы развития Южного федерального округа