Основные проблемы организации экономики и их решение. Какие же проблемы не может решить рынок

Основные проблемы организации экономики и их решение. Какие же проблемы не может решить рынок

26. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

Страны, располагающие современной развитой рыночной экономикой, постоянно ощущают объективное противоречие: рыночная экономика базируется прежде всего на «провоцировании» и удовлетворении личного интереса, а общество, население имеет жизненно важные общие интересы, экономические и социальные общественные потребности. В конечном счете благополучное развитие страны зависит в значительной мере от того, насколько она способна сочетать, увязать эти два аспекта хозяйственной жизни. Именно сочетать их, не просто подавлять личные интересы, что означало бы крах любой, даже самой развитой экономики. Принципиальный подход к данному противоречию известен: надо, естественно, ограничивать проявления и удовлетворения «крайних», чрезмерно агрессивных выражений личных, частных интересов, но главное -надо находить формы и методы реализации общественных интересов посредством действий людей, продиктованных личными интересами, т. е. надо ставить людей в такие условия, при которых их индивидуальные цели были бы достижимы лишь на путях если и не непосредственного или косвенного удовлетворения общественных интересов, то хотя бы лишь при учете и уважении последних. В этом заключается одно из главных направлений развития современной цивилизации.

В то же время нужно иметь в виду, что каждая страна решает множество задач, требующих значительных ресурсов, но не связанных с рыночными отношениями. Это, например, задачи обеспечения территориальной целостности страны, охраны границ, поддержания на должном уровне обороноспособности государства. Эти задачи весьма актуальны во многих постсоциалистических странах, в частности в России. Поддержание обороноспособности требует огромных средств. Здесь невозможно руководствоваться категориями рыночной экономики. Но в то же время нельзя и не считать деньги, нельзя не искать достаточно эффективные, но менее дорогостоящие пути обеспечения обороноспособности страны, нельзя не учитывать экономическую эффективность при размещении военных заказов государства в промышленности, при импорте вооружений и т. д. Хотя надо признать, что специфика армейского хозяйствования, соприкосновение его с рыночными отношениями могут создавать определенные возможности для экономических преступлений при отсутствии должного контроля.

Наличие не только этих, но и других общественных потребностей, для удовлетворения которых нужно использование ресурсов во внерыночном режиме, предполагают создание самих этих ресурсов, которое осуществляется более эффективно в рамках рыночной экономики, а не командно-административной системы. В то же время абсолютизация экономии ресурсов, достигаемой рыночными методами, недопустима, т. к. способна нанести огромный ущерб обществу. Так, необходимы гарантии всеобщего образования молодежи (допустим, в пределах десятилетки), затраты на это должно нести преимущественно государство.

Рыночный механизм, естественно, не может нейтрализовать негативные результаты по той простой причине, что его непосредственной целью представляется получение прибыли, а не ориентация на экологическое благополучие общества. И в то же время такая констатация недостаточна. Наряду с административными декретами, немалую роль могут сыграть экономические рычаги государства, вторгающиеся в рыночные взаимосвязи, но не исключающие, а корректирующие их. Налоговые и иные экономические меры давления могут сделать невыгодными и даже разорительными нарушения экологических норм.

Социальная противоречивость рыночной экономики отчетливо проявляется при анализе проблем занятости. Рыночные стимуляторы производства, нацеленные на создание конкуренции, во многих случаях порождают излишнюю рабочую силу на предприятиях, которая высвобождается, причем условия рынка вовсе не гарантируют появление для нее новых рабочих мест, тем более в периоды депрессии. Однако процессы высвобождения и перемещения рабочей силы являются экономической необходимостью и в этом смысле безработица в определенных формах неизбежна. В пределах естественного уровня (в виде фрикционной и структурной безработицы) она даже должна существовать, поэтому в самом факте наличия безработицы не следует «обвинять» рыночную экономику. Однако необходимо регулирование рынка рабочей силы, особенно когда безработица принимает широкие масштабы.

Но наиболее острый вопрос, возникающий при переходе к рыночной экономике, это вопрос социальной справедливости и социальных гарантиях. Очевидно, что социальная справедливость — не уравнительность. Она предполагает равные стартовые условия, максимально возможное сближение шансов каждого трудоспособного человека повышать свое благосостояние своим трудом, в том числе предпринимательским. Но рыночные механизмы включают механизмы имущественного расслоения, которое может принять масштабы, опасные для общества. Отсюда важность активного регулирования доходов, которое, с одной стороны, не устраняло бы материальную заинтересованность, но, с другой стороны, удерживало бы имущественную дифференциацию в приемлемых для общества рамках.

Государство призвано различными мерами смягчать неравенство доходов различных социальных групп, но в то же время не допускать уравниловки. Уравниловка не только противоречит сущности рыночных отношений и сдерживает развитие экономики, но и негативно отражается на развитии общества вообще. В то же время сильно выраженная дифференциация не только порождает острые социальные противоречия, но и может свидетельствовать о нарушениях в функционировании рыночного механизма, например, о подавлении конкуренции. Хорошо продуманная налоговая система и другие экономические рычаги, в т. ч. антимонопольное законодательство, могут существенно способствовать нормализации пропорций распределения. Именно поэтому считается нормальной смешанная, или социально ориентированная экономика, в которой саморегулирование рыночных отношений сочетается с их целенаправленной корректировкой со стороны государственных органов и общественных организаций.

Государственное регулирование экономики восполняет и несколько совершенствует чисто рыночный механизм. В настоящее время такой вывод мало кто оспаривает. Однако главной темой дискуссии все еще остается вопрос о допустимых рамках вмешательства государства в функционирование экономики. Если в этом отношении не будет соблюден принцип оптимальности (достичь этого, конечно, весьма сложно), то невозможно нормальное развитие общества. Ослабление регулирующей роли государства обусловит усиление негативных сторон рыночной экономики, а чрезмерное вмешательство резко снизит дееспособность рыночного стимулирования. Ввиду этого указанный принцип требует весьма осторожного, всесторонне продуманного и взвешенного подхода.

Для обеспечения нормального функционирования рыночной экономики государство использует правовые и экономические регуляторы.

Роль и значение каждого из них в различных странах и на различных этапах развития неодинаковы.

В системе государственного регулирования экономики особое место занимает экономическое программирование, или индикативное планирование.

устранение негативных сторон рыночной экономики в значительной степени достигается путем государственного ее регулирования. Его главными направлениями являются:

— создание правовых основ функционирования экономики и контроль за их выполнением. Имеется в виду прежде всего установление юридических принципов экономических отношений, или «правил игры», которые в своей деятельности обязательно должны соблюдать экономические агенты — предприниматели, потребители, само государство. Речь идет о законодательных и иных нормативных актах, которые защищают права собственников, права покупателей, интересы общества и каждого его члена, равноправие рыночных субъектов, определяют рамки предпринимательской деятельности, условия функционирования фирм, их взаимоотношения друг с другом и с государством, порядок выдачи лицензий, правила торговли медикаментами, контроль за качеством продукции, обеспечивают борьбу с теневой экономикой и т. д.

— антимонопольное регулирование, охватывающее как административные, так и экономические мероприятия. Разработка и реализация антимонопольной политики возложены на созданную при Министерстве экономики республики специальную службу, в компетенцию которой входят: ограничение формирования отдельными субъектами в сфере производства и торговли монопольного положения; строгий контроль за монопольными ценами; разукрупнение чрезмерно крупных управленческих, производственных и коммерческих структур; содействие конкуренции; поощрение диверсификации; антимонопольная экспертиза законопроектов;

— макроэкономическая стабилизация, под которой подразумевается государственная деятельность, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Нормализация экономических процессов такого глобального значения соответствует интересам общества и каждого его члена, тем не менее задачу такой нормализации нельзя возлагать на механизмы саморегулирования рыночной экономики, это экономическая функция государства. Решить эту сложную задачу государство пытается путем проведения фискальной и денежной политики. Естественно, это не является единственным, универсальным и всеобъемлющим подходом к этой сложной проблеме, однако определенные приоритеты ему все же придаются по сравнению с другими путями и средствами;

— микроэкономическая стабилизация, под которой прежде всего подразумевается распределение экономических ресурсов. Хотя саморегулируемой рыночной экономике в основном своими внутренними силами удается осуществлять эффективное распределение и использование ресурсов, однако в результате ряда негативных явлений, сопутствующих ее функционированию, не столь уж редко наблюдаемое нерациональное распределение ресурсов порождает острые проблемы. Решение проблем распределения ресурсов с соблюдением принципа социальной справедливости без вмешательства государства невозможно.

Регулирование распределения экономических ресурсов государство осуществляет как административным воздействием, так и главным образом с помощью экономических рычагов. Например, за загрязнение окружающей среды отходами производства государство устанавливает специальные налоги и штрафы, что повышает затраты предпринимателей на производство, но позволяет изыскать средства на экологические нужды.

При рассмотрении так называемого «внешнего эффекта» функционирования рыночной экономики большей частью приводят примеры для иллюстрации его негативных сторон, хотя он имеет и положительные аспекты. Так, устроители ветрозащитных полос производят значительный объем дополнительных затрат, причем их результатами пользуются и те, кто для таких мероприятий не затратил ничего. Учитывая этот более широкий эффект, государство поощряет создание ветрозащитных полос, выделяет субвенции.

В задачи государства входит и финансовое регулирование. Необходимым компонентом рыночной экономики является денежное обращение, регулируемое государством. Денежная же система, в свою очередь, представляет собой важнейший инструмент регулирования рыночной экономики государством. Это в значительной мере осуществляется через государственный бюджет. В условиях рыночной экономики средства государственного бюджета используются в основном в виде дотаций для содействия частному бизнесу, финансирования просвещения, здравоохранения, науки, культуры, искусства, социального страхования и социального обеспечения, покрытия затрат на оборону страны и охрану окружающей среды, содержание государственных органов власти и т. д.

Важное направление деятельности государства — защита интересов потребителей. Например, запрещена торговля медикаментами и продуктами питания без тщательной проверки и проведения экспертизы, реализация легковых автомобилей и автобусов без оснащения двигателя внутреннего сгорания прибором для контроля за выхлопными газами. Конструкторы обязаны конструировать новые модели легковых автомобилей с учетом стандартов безопасности и т. д.

Каждое современное государство ставит для себя приоритетом принцип гуманизма. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это гарантировано Конституцией РФ в Статье 7. Любое общество неоднородно и делиться на различные группы и общности. Социальная политика государства направлена на объединение, стабилизацию и согласование интересов и отношений между различными социальными группами. Практическая реализация социальной политики государства состоит из социального обеспечения и социального обслуживания. Социальное обеспечение — это пособия, субсидии, льготы и т.д., которые выплачиваются гражданам.

Социальная политика - система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Стратегия социальной политики - это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития. При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встает вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

создание условий для функционирования семьи, как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

Объектом социальной политики является все население страны. К субъектами социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Принципы социальной политики: 1 Социальной справедливости 2 Социальной ответственности 3 Социального партнерства 4 Социальных гарантий 5 Преемственности

Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 Г. № 195, ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178, ФЗ «О социальной защите инвалидов 1995 г. № 181 и др.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

1. Главные вопросы экономики

Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по- своему отвечает на три основных вопроса экономики.

Что производить? Как определить приоритеты в удовлетворении потребностей, какие товары и в каком количестве следует производить?

Как производить? Как наиболее эффективно использовать дос­тупные ресурсы, какие именно ресурсы привлечь, как организовать произ­водство?

Для кого производить? Как распределить произведённые товары, кто и на основе каких принципов их получит?

В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы эко­номики, складываются определённые типы экономических систем: тради­ционная, рыночная, централизованная.

Экономическая система - это способ организации совместной деятель­ности людей в обществе. Понятие экономической системы включает такие механизмы принятия решений, как законодательная система, формы собст­венности, нормы морали, привычки, обычаи, принятые в данном обществе.

2. Типы экономических систем

В условиях традиционной экономической системы три основных во­проса экономики (что производить? как производить? для кого произво­дить?) решаются в соответствии со сложившимися традициями. Примера­ми соблюдаемых традиций в экономике являются: привычные методы зем­леделия, нормы потребления определённых продуктов, религиозные запреты на производство и потребление конкретных товаров и др. Отноше­ния купли-продажи слабо развиты, преобладает сельское хозяйство.

Большая часть истории развития человечества проходила в рамках традиционной экономической системы.

О Вспомните из курса всеобщей истории, каким формам общественного

развития соответствует традиционная экономическая система.

Главным стимулом экономической деятельности в условиях традицион­ной системы является стремление выжить. Достоинствами этой системы яв­ляются предсказуемость и стабильность. К серьёзным недостаткам можно отнести низкий уровень жизни, отсутствие прогресса, экономического роста.

Централизованная система, которую ещё называют плановой, админи­стративной, командной, характеризуется тем, что государственная собст­венность является основной формой собственности. Три основных вопроса решаются центральными государственными органами. Эти решения отра­жаются в государственных планах и имеют форму директив (приказов), ко­торые обязательны для исполнения всеми предприятиями. Централизован­ное регулирование осуществляется не только в сфере производства това­ров, но и в сфере их распределения. Такая экономическая система была реализована в Советском Союзе и, отчасти, в странах социалистического содружества. Централизованное решение главных вопросов экономики в СССР позволило добиться успехов в естественнонаучной сфере, освоении космоса, обеспечить обороноспособность страны, создать мощные системы социальной защиты и т. д.

Однако командно-административная экономическая система СССР оказалась неспособной обеспечить развитие личной инициативы. Одним из принципов командной экономики является принцип уравнительного рас­пределения. Если предприятию удавалось получить большую прибыль, то почти вся она изымалась и переходила в бюджет государства. Работники получали почти одинаковую заработную плату, поощрение за высококва­лифицированный, творческий труд было незначительно и имело не столь­ко материальную, сколько моральную основу. Всё это порождало незаинте­ресованность предприятия в улучшении технологии производства, росте производительности, отсутствие личной заинтересованности людей в ре­зультатах своего труда. Постепенно стало наращиваться отставание СССР по важнейшим социально-экономическим показателям от ведущих держав мирового сообщества. Подавление экономической самостоятельности хо­зяйствующих субъектов привело к ухудшению качества экономического роста, его замедлению. Возникла необходимость радикального реформиро­вания экономической системы.

Рыночная система. В рыночной системе роль правительства ограниче­на. Основными субъектами рыночных отношений являются экономически независимые участники хозяйственной деятельности: граждане и фирмы. Их взаимодействие происходит на рынке. Рынок - это любая форма кон­тактов продавцов и покупателей, на основе которых совершаются сделки купли-продажи. Существует множество видов рынков, их классифициру­ют по экономическому назначению объектов, по географическому положе­нию, по отраслям.


Рынки находятся в постоянном взаимодействии, образуя единую слож­ную систему.

Основой рыночного механизма является индивидуальная свобода в принятии и реализации экономических решений. Свободой выбора в усло­виях рыночной экономики пользуются предприниматели, собственники ре­сурсов и потребители.

Предприятия имеют право приобретать факторы производства по своему усмотрению, производить те товары и услуги, которые считают нужными, выбирать способ их производства; при этом решения принима­ются за свой счёт, на свой риск.

Собственники ресурсов могут использовать ресурсы по своему ус­мотрению. Это касается и собственников трудовых ресурсов, они могут за­няться любым видом труда, на который способны.

Потребители могут покупать те товары и услуги, которые хотят, в пределах своих доходов. В рыночной экономике потребитель занимает особое положение, именно он решает, что должна производить экономика; если потребитель не пожелает купить товары и услуги, то фирмы разо­рятся.

Основная форма собственности на факторы производства - частная. Частная собственность закрепляет за человеком права владения, пользова­ния и распоряжения экономическими благами или ресурсами.

Вспомните из курса обществознания, что такое собственность.

Главные вопросы экономики в условиях конкуренции решаются на ос­нове системы свободных цен под влиянием рыночной информации.

Вопрос «что производить?» решается фирмами с учётом покупа­тельского спроса.

Вопрос «как производить?» решается фирмами с учётом мотива прибыльности, т. е. фирмы выбирают наиболее эффективный способ произ­водства.

Вопрос «для кого производить?» решается в соответствии с платё­жеспособностью покупателей.

Главным стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль. Преимуществами рыночной экономики явля­ются более эффективное использование ресурсов, мобильность системы, её возможность приспосабливаться к изменениям, внедрение новых техноло­гий. Но рыночная система имеет ряд недостатков, так называемых «прова­лов» рынка, которые мы рассмотрим ниже.



Все типы экономических систем можно представить в виде схемы.

В реальной жизни все страны имеют смешанную экономическую си­стему, которая соединяет в себе признаки других систем: традиционной, централизованной и рыночной. В зависимости от их преобладания выде­ляют смешанную экономику традиционного, централизованного или ры­ночного типа.

3. Смешанная экономическая система

В условиях рыночной экономики возникают проблемы, которые рыноч­ная система не в состоянии решить. Такими случаями несостоятельности рынка являются: инфляция, безработица, возникновение монополий, цик­личность развития экономики, неравномерность распределения доходов граждан.


В рыночной системе возникает также необходимость производства об­щественных благ. Общественные блага - экономические блага, использо­вание которых одними членами общества не исключает возможности одно­временного их использования другими членами общества. К ним относят­ся, например, национальная оборона, пожарная охрана, ликвидация последствий чрезвычайных событий (землетрясений, наводнений), госу­дарственное теле- и радиовещание и пр. От частных благ, имеющих част­ного продавца и частного покупателя, общественные блага отличаются та­кими свойствами, как неконкурентность, неисключаемость и бесприбыль­ность. Неконкурентностъ означает, что товары и услуги могут быть

использованы многими людьми одновременно; при этом количество това­ра, доступное для остальных, не снижается (например: маяк, салют). Не- исключаемостъ - это невозможность исключить из пользования этими услугами тех, кто за них не платит, так называемый «эффект зайца», на­пример национальная оборона или освещение улиц. Отсюда - беспри­быльность общественных благ, непривлекательность их производства для коммерческих фирм (например: пожарные, аварийно-спасательные службы.



Кроме того, рынок не способен решить проблему внешних эффек­тов. Внешние эффекты - положительные или отрицательные воздей­ствия на тех, кто не участвует в производстве или потреблении данного товара.

Примеры положительного внешнего эффекта: бесплатный автобус до супермаркета - для местных жителей, хорошая дорога к богатому особня­ку - для всех, кто будет пользоваться этим участком дороги.

Примеры отрицательного внешнего эффекта: загрязнение предпри­ятием окружающей среды, курение в общественных местах и т. п.

Как положительные, так и отрицательные внешние воздействия сни­жают эффективность использования ресурсов, поскольку в обоих случаях цена товара оказывается заниженной. При этом количество проданного то­вара искусственно занижено в случае положительного внешнего эффекта и неоправданно завышено в случае отрицательного внешнего эффекта. В теме рыночного равновесия мы вернёмся к этому вопросу и разберём кон­кретные ситуации с внешними эффектами.

Наличие «провалов» рынка делает необходимым вмешательство госу­дарства и формирование смешанной экономической системы. В смешанной

системе частные и общественные организации совместно осуществляют экономический контроль.

В настоящее время в России сложилась смешанная экономика рыноч­ного типа.

Три главных вопроса экономики:

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

В зависимости оттого, как общество отвечает на главные вопросы, форми­руется определённый тип экономической системы: традиционная, командная или рыночная.

Наличие провалов рынка делает необходимым вмешательство государства и формирование смешанной системы.

Основные понятия

Экономическая система Главные вопросы экономики Традиционная система Централизованная система Рыночная система Рынок

Частная собственность Смешанная система «Провалы» рынка.

Общественные блага

Внешние эффекты

Вопросы и задания

1. Что такое экономическая система?

2. Назовите три главных вопроса экономики. Почему каждое общество вынуж­дено решать эти вопросы?

3. Как решаются основные вопросы в традиционной системе?

4. Какая форма собственности является основной в условиях централизован­ной системы, а какая - и в условиях рыночной системы?

5. Что заставляет фирмы производить качественные товары в условиях ры­ночной экономики? Объясните почему.

6. Приведите примеры «провалов» рынка.

7. Что характеризует современную экономику в России как экономику сме­шанного рыночного типа?

8. Что такое общественные товары и услуги? Почему фирмы не занимаются их производством?

9. «Либо сила, либо рубль - иного выбора в экономике не было и нет от ве­ка, от Адама до наших дней». Как вы понимаете это высказывание Н. Шме­лёва?

Экономическая система - это упорядоченная совокупность элементов, которая обладает организованностью, относительной замкнутостью и способностью выполнять ряд функций, которые не могут осуществить отдельные элементы.

Экономическая система – это определенным образом упорядоченная система связей между производителем и потребителем.

Любая экономическая система должна решить три главные проблемы:

1) что производить (т. е. определить объем и номенклатуру, создаваемых благ);

2) как производить (т. е. установить, какие затраты допустимы при производстве продукта);

3) для кого производить (т. е. определить, как будут распределены созданные блага, кто станет их потребителями).

В экономической системе хозяйственная деятельность всегда оказывается организованной, скоординированной тем или иным образом.

Существует 2 способа координации хозяйственной деятельности в экономических системах:

1) Спонтанный способ: Экономические субъекты самостоятельны в принятии решении, принимают решения, ориентируясь на ценовые сигналы.

2) Иерархический способ: Проблемы решает государство. Оно принимает решения и доводит их до конкретных исполнителей.

Вопрос 6. Сравнительный анализ типов экономических систем. Собственность и её роль в экономической жизни общества.

По способу координации деятельности выделяют несколько типов экономических систем:

1) Традиционная экономика - первый тип хозяйственной организации общества, характеризующийся натуральным хозяйством, в котором продукты производятся для собственного потребления. Процесс производства не претерпевает каких-то значительных количественных и качественных изменений. Приемы, способы создания благ, их распределение базируются на обычаях и религиозных догмах. Из поколения в поколение передается информация о том, что, как и для кого производить. Решение данных вопросов основывается на традиции поступать так, как поступали в прошлом. Традиционная экономика для многих стран - пройденный этап, но в некоторых экономически слаборазвитых государствах она частично сохраняется и сейчас. Так, при формальном и неформальном кастовом построении общества распределение труда осуществляется по традиционным критериям. В результате трудовые ресурсы используются нерационально.

2) Командная система характеризуется тем, что экономическая деятельность осуществляется на основе приказов, директив, идущих сверху вниз. Вопросы о том, как, что и для кого производить решаются в центре, и информация в последующем передается нижестоящим звеньям. Такие взаимоотношения называются иерархией. Принятие экономических решений требует информации, которая постоянно изменяется. Сосредоточить ее в едином центре и оперативно принимать решения, как показала практика хозяйствования при социализме, невозможно. Управление экономикой на основе иерархии в бывшем СССР и других социалистических странах сопровождалось постоянными диспропорциями, хроническим дефицитом, экономической отсталостью по сравнению со странами, имеющими развитую рыночную экономику.

3) Рыночная экономика предполагает высокую степень экономической свободы производителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Они вольны как в выборе деятельности, так и в выборе приобретаемых благ. Конечно, экономическая свобода не предполагает, что производитель руководствуется только субъективными желаниями, блага он создает не для собственного потребления, а для продажи. В связи с этим он производит то, что полезно для покупателей и пользуется спросом на рынке. Сведения о том, как, откуда производитель получает информацию, что, как и для кого производить, дает сам рынок посредством ценовых сигналов. Таким образом, рынок действует как саморегулирующийся механизм, без какого-либо внешнего воздействия обеспечивая потребности общества необходимыми товарами и услугами. Такой порядок координации называется спонтанным.

4) Современная хозяйственная система развитых стран именуется смешанной экономикой – это экономическая система, сочетающая в себе черты рыночной системы и черты командно-административной системы, то есть сохраняется рыночный механизм ценообразования, а государство устраняет провалы рынка. В ней сосуществуют спонтанный порядок и иерархия. Различные формы координации экономической деятельности людей в значительной степени определяются трансакционными издержками (данный термин впервые ввел в экономическую науку в 1937 г. известный американский ученый Р. Коуз). Трансакционные издержки есть издержки, связанные не с производством блага (затраты на сырье, оплата труда и пр.), а сопутствующие ему. К ним относятся издержки поиска информации, издержки заключения хозяйственного договора, издержки измерения, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения.

Во всех экономических системах существуют один экономический фактор, который предопределяет содержание функционирования экономической системы, все правила игры в хозяйственной деятельности. Этот фактор – собственность.

Особенность подхода:

1) Оперирует не привычным понятием «собственность», а использует термин право собственности. Не сам ресурс является собственностью, а «пучок» прав по использованию ресурсов. Полный «пучок» прав состоит из 11 элементов (Право владения (Право исключительного физического контроля над благом), право использования (Право на извлечения полезных качеств объекта), право управления (Право определять дальнейшую юридическую судьбу объекта), право на доход (Получать доход со сдачи объекта в аренду)) и в этих 11 элементов есть и обязанности. Права собственности понимаются в данной теории как санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и их использованием. Эти отношения являются нормами поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать во взаимоотношениях с другими людьми, либо нести издержки за их несоблюдение, то есть права собственности – это определенные правила игры, принятые в обществе.

2) Понятие собственности выводится из проблемы ограниченности ресурсов. Отношение собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. С точки зрения авторов данной теории, исключить из доступа к ресурсам третьих лиц означает специфицировать права собственности на них.

2. Лауреат Нобелевской премии по экономике, один из виднейших представителей современного институционализма, американский экономист Дуглас Норд в одном из своих докладов высказал следующую мысль: «Формальные правила можно заменить за день, неформальные ограничения – нет». Напишите эссе на высказывание.

3. РЫНОК И ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.1. Понятие и функции рынка

Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.

Рынок – стихийный порядок. Это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Многие современные авторы (в частности, М. Фридман) главной предпосылкой возникновения рынка считают рационализм экономического поведения человека. Рационализм состоит в том, чтобы сбалансировать растущие потребности и ресурсные возможности.

Вследствие ограниченности возможностей индивид посвящает себя одному занятию, отсюда появляются разделение труда, специализация, а следовательно, и обмен. Так появляется рынок. Необходимым условием существования рынка является свободный обмен ресурсами. Только он позволяет формироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйствующим агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Рыночная экономика решает основные экономические проблемы наиболее эффективно. Главное заключается в том, что рыночная организация требует от общества наименьших издержек при решении этих проблем.

Рынок непосредственно соединяет производителей и потребителей, которые с помощью цен, прибылей и убытков решают основные экономические проблемы. В рыночной экономике нет структур, которые бы занимали место между производственной сферой и потребителями, диктуя им, что и как производить и для кого предназначена произведенная продукция.

Спрос – важнейший ориентир для предложения. Производители предлагают на рынке только те товары, которые пользуются спросом. Взаимодействие спроса и предложения определяет цены.

Рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор как товаров, так и способов их производства.

Рынок выполняет ряд функций. Главная функция рынка – ценообразование . Цены формируются в результате взаимодействия спроса и предложения и, в свою очередь, выполняют ряд функций: информационную, стимулирующую, распределительную.

Эти функции цен могут реализовываться только в условиях свободной конкуренции. Это обусловлено следующим:

только в условиях конкуренции ценовые сигналы отражают рыночный спрос;

именно конкуренция заставляет агентов рынка поступать в соответствии с этими сигналами;

конкуренция обеспечивает сближение частных и общественных интересов. Таким образом, конкуренция – это вторая функция рынка.

3.2. Модель кругооборота в рыночной экономике

Общее представление о функционировании экономики дает упрощенная модель кругооборота товаров, ресурсов и доходов (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Модель кругооборота товаров, ресурсов и доходов в экономике

В ней основными экономическими субъектами являются домашние хозяйства, фирмы, государство. Между домохозяйствами и фирмами движутся потоки товаров, ресурсов, а также платежи за товары и ресурсы. Домашние хозяйства продают предприятиям ресурсы и используют полученные доходы для покупки произведенных фирмами товаров и услуг. Внешний контур модели показывает движение товаров и ресурсов, внутренний – встречный поток доходов от продаж товаров и ресурсов и расходов на их приобретение.

На товарных рынках домохозяйства предъявляют спрос, т.е. являются покупателями, а на ресурсном рынке осуществляют предложение, т.е. являются продавцами. Фирмы, наоборот, на товарном рынке осуществляют предложение, а на ресурсном – предъявляют спрос.

Важную роль в кругообороте благ и ресурсов играет государство.

Процесс постепенного повторения и возобновления производства именуется воспроизводством. Воспроизводству присущи четыре фазы: производство, распределение, обмен и потребление.

3.3. Проблемы, не решаемые рыночной экономикой

Рынок не решает ряд проблем, а именно:

1) не в состоянии обеспечивать нормальное денежное обращение;

2) не обеспечивает удовлетворения потребностей в общественных благах;

3) не устраняет возникающих при производстве внешних, побочных эффектов (экстерналий);

4) не обеспечивает равенство в доходах;

5) не обеспечивает полной занятости;

6) не решает региональных проблем;

7) не обеспечивает устойчивости макроэкономического равновесия, он подвержен нестабильному развитию, которому присущи процессы спада и застоя;

8) экономика не в состоянии развиваться без инфляции;

9) экономика не обеспечивает фундаментальных исследований;

10) не имеет иммунитета против монополизма, который разрушает конкуренцию;

11) не в состоянии реализовать национальные интересы страны в сфере внешних экономических отношений;

12) механизм нуждается в корректировке, которую способно осуществить государство.

3.4. Роль государства в современной смешанной экономике

Недостатки рыночной экономики призвано исправлять государство. Осуществляя эту задачу, государство выполняет множество функций, которые можно объединить в несколько групп.

1. Поддержание экономической эффективности, т.е. создание таких «правил игры» в сфере экономики, которые бы ограничивали монополизм и сохраняли конкуренцию.

2. Поддержание стабильности развития: сглаживание циклических колебаний, сдерживание инфляций и роста безработицы, стимулирование экономического роста.

  • 24 Кредитная и банковская система в рыночной экономике.
  • 25. Сущность налогов и принципы налогообложения
  • 27 Социальное страхование, обеспечение и зашита в рыночной экономике.
  • 28. Занятость и безработица. Нарушение равновесия спроса и предложения труда и его последствия.
  • 29 Факторы производства и их рынки. Особенности спроса и предложения на факторы производства.
  • 30. Основные формы доходов (факторные доходы) от собственности на факторы производства.
  • 31. Труд как фактор производства и его рынок. Спрос на труд и предложение.
  • 32 Рынок ценных бумаг и денежный рынок. Предложение денег и спрос на деньги.
  • 33. Потребительские товары и их рынки. Спрос на потребительские товары и их предложение.
  • 34. Предпринимательство. Прибыль, как факторный доход от предпринимательства. Развитие предпринимательства в рб.
  • 35. Капитал, как фактор производства. Процент, как доход на капитал.
  • 36. Фирма и её роль в национальной экономике. Бизнес-план – основа создания и деятельности фирмы.
  • 37. Издержки производства, их сущность и структура. Закон «Затрата-выпуск».
  • 38 Трудовые отношения на предприятии. Современные формы мотивации труда работника.
  • 39. Доход, его основные формы и использование в рыночной экономике. Неравенство в доходах семьи и бедность. Инфляция в России: её причины и последствия.
  • 40. Торговая выручка и прибыль фирмы. Современные мотивации и деятельности фирмы.
  • 41. Земля как фактор производства. Рынки земельных ресурсов и земельная рента. Арендная плата.
  • Системы оплаты труда
  • 43. Собственность организационные формы предпринимательства. Малые, средние и крупные предприятия. Предпринимательство.
  • 44. Предмет микроэкономической теории. Формирование микроэкономического равновесия.
  • 46. Современное всемирное хозяйство, его основные черты и тенденции развития.
  • 47. Экономический рост, его современные типы и новое качество.
  • 48. Экономические кризисы, их основные причины и формы проявления.
  • 49. Циклические (регулярные) кризисы и их фазы, структурные (нерегулярные) кризисы. Меры государства по выводу экономики из кризиса.
  • 50. Глобальные проблемы современной цивилизации.
  • 1. Экономика, ее предмет, теоретическое и практическое направление. В наиболее общем виде экономика представляет наблюдение, исследование опыта производства материальных благ на протяжении всей истории общества, систему идей, знаний о хозяйственной практике, научные обобщения, закономерности развития производства. В практике и науке экономика используется в следующих значениях: 1.Совокупность отношений между многообразными собственниками, между различными производителями материальных благ или предприятиями и фирмами по поводу производства, распространения, обмена и потребления материальных благ. 2. Практическая жизнь общества, страны, региона, включающая имеющиеся отрасли, виды производства или его части. К ним относятся: промышленность, транспорт, связь. 3. Составной частью экономики являются различные виды непроизводственной деятельности людей, включающая образование, здравоохранение, управление жизнью общества.

    В теоретическом значении экономика это специальная наука под названием экономическая теория. Она логически обобщает опыт производственной практики, хозяйственной жизни и научно объясняет закономерности развития производства. В свою очередь исследованием закономерностей развития в каждой отрасли занимаются соответствующие науки. Они подразделяются на следующие виды и направления: 1. Отраслевое, которое включает экономику промышленности, транспорта, строительства. 2. Функциональное: прогнозирование развития, финансы, кредит, менеджмент, маркетинг. 3. Межотраслевые: экономическая география, демография, статистика и др.

    Практическое направление предмета экономики в том, что она изучает производство разнообразных материальных благ в промышленном сельском хозяйстве, транспорте, строительстве и применение положений экономической теории в хозяйственной жизни. Для выражения единства теоретических и практических направлений экономики в современных условиях применяется в России понятие экономики, а на западе экономикс. Такая экономика является предметом изучения определения предмета экономики в равной мере применимо как для макроэкономики так и для микроэкономики, на которые подразделяется экономика при исследовании хозяйственной жизни и производства.

    2. Экономическая практика как предпосылка возникновения экономической теории. Основные этапы и направления развития экономической теории. Зарождение экономической теории и ее развитие прошло в несколько этапов: научная мысль древности (Платон, Аристотель, Ксенофонт и др); этап меркантевизма (богатство общества определяется объемами внешней торговли); этап физиократии (богатство общества определяется уровнем развития такой отрасли, как сельское хозяйство); классическая экономическая теория (Адам Смитт, Давид Рикардо, Уильям Петти, Франсуа Кенэ, Тюрко): утверждали, что основой богатства общества является труд и с научных позиций исследовали такие категории, как товар, деньги, прибыль, заработная плата и др; этап буржуазно - экономической теории (Малькус, Сэй, Бастия): утверждали, что классовое общество - это вечное общество и частная собственность - это вечная собственность; марксистская или пролетарская экономическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин): в том, чтобы показать историю возникновения и развития капиталистического способа производства, а так же место и роль пролетариата в этом обществе; Конец XIX-начало XX характерен рядом научных экономических школ: a) ленинская школа - теория империализма. Капитализм вступает в свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть умирающий капитализм; б) австрийская школа (Менгер, Баверк, Бисерк). Они утверждали теорию предельной полезности материальных благ. Ценность любого блага определяется ограниченностью его, редкостью его и той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага; в) кембриджская (Альберт Маршалл). Суть его теории сводилась к тому, что он сделал попытку объединить теории издержек производства, спроса и предложения, производительности и воздержания с теорией предельной полезности и предельной производительности; г) регулируемый капитализм (Джон Кейнс). Государство может регулировать все экономические отношения в обществе; д) школа экономического роста (Ростоу). Общество проходит в своем развитии несколько этапов экономического роста от единого индустриального до пост индустриального общества.

    3. Экономические противоречия, формы и направления их решения. Противоречия, объективно присущие материи, выступают источником, движущей силой ее развития. Ведущими в сфере социальных противоречий по роли и воздействию на динамику общественного развития являются экономические противоречия. Среди исследователей весьма распространенным является утверждение о том, что совокупность экономических противоречий образует определенную систему. Противоречия экономических отношений могут рассматриваться в трех аспектах, то есть трех «подуровнях». Первый аспект – противоречия внутри каждого экономического отношения как взаимодействие его сторон. Второй – противоречия между различными экономическими отношениями и группами отношений, образующими диалектическое единство. Можно выделить и третий подуровень, хотя в некоторой степени он представляет собой частный случай второго, - это противоречия между отдельными экономическими отношениями и их системой в целом. В то же время эта классификация не раскрывает всего многообразия противоречий экономических отношений и связей между ними. Для этого необходимо исследовать содержание уровней всей системы экономических отношений в целом и указать на противоречивость ее элементов. При этом здесь мы можем выделить три блока. Во-первых, производство, распределение, обмен и потребление составляют в своей целостности единый процесс воспроизводства. Во-вторых, по функциональному содержанию экономические отношения разделяются на социально-экономические, организационно-экономические и технико-экономические. В-третьих, по уровню структурной организации экономические отношения разделяются на отношения на уровне общества как совокупного производителя, между производственными звеньями и обществом, внутри производственных звеньев, между личностью и обществом и между членами общества.

    4. Превращение производства в товарное и возникновение обмена. Товар и продукт, их общие свойства и различия. Товарное производство – это такая форма организации общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями не для собственного потребления, а для обмена. Причем каждый производитель специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке. Возникнув в период разложения первобытно-общинного строя товарное производство, хотя и получило дальнейшее распространение в рабовладельческом строе, развивалось и усложнялось при феодализме, но не играло определяющей роли в увязке производства с потребностями. Это положение занимало натуральное хозяйство. С возникновением в средневековых городах ремесленников и в результате дальнейшего развития общественного разделения труда, простой обмен товаров сменяется товарным обращением. Купля начинает совершаться ради продажи и торговля приобретает самостоятельное значение и превращается в деятельность, суть которой заключалась в получения дохода – прибыли. Зародилось купечество, появились деньги, формировались основные элементы рыночного механизма и возникла совокупность социально-рыночных отношений в сфере обмена. Товарные отношения превратились в товарно-денежные. Стихийные рыночные экономические процессы, стимулируя прогресс в общественном разделении и кооперации труда, внося дифференциацию в обществе и освобождение непосредственных производителей от средств производства, не только формировали условия перехода от феодализма к капитализму, но и резко расширили возможности самого рыночного хозяйства.

    Товар как исходная категория товарного производства является продуктом труда, производимым для обмена, продажи. Он обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность и способностью обмениваться на другие товары. Первое свойство – быть полезным – делает его потребительной стоимостью, второе – быть обмениваемым на другую вещь – называется меновой стоимостью или стоимостью. Чтобы стать товаром, продут труда должен обладать общественной потребительной стоимостью и поступать в потребление через обмен. Потребительная стоимость – вечное и естественное свойство вещей – удовлетворять потребности не самого создателя, а других людей. Способность товара в определенных количественных пропорциях обмениваться на другие товары доказывает, что в товарах должно быть что-то общее, если они обмениваются. Основанием для такого соизмерения разнородных товаров есть только одно общее свойство – они являются продуктами труда.

    5. Сущность и происхождение денег. Денежная форма обмена товаров и торговля. Стоимость товара выражается в форме меновой стоимости. В условиях развития товарного производства средством выражения стоимости всех товаров становятся деньги. Деньги – это особый товар, всеобщий эквивалент. В этом и заключается зародыш денег. Деньги являются товаром прежде всего по своему происхождению: они стихийно выделились из всей суммы товаров в результате развития обмена. И после того как деньги выделились из всей массы товаром, они сохраняют свою товарную природу. Как всякий товар они обладают стоимостью, следовательно, могут служить общим эквивалентом. Денежный товар (золото, серебро) обладает и потребительной стоимостью. Однако у денежного товара есть специфическая потребительная стоимость – способность обмениваться на все товары и таким путем удовлетворять любые потребности их владельцев. С появлением денег весь товарный мир распадается на товар и деньги. Каждый рядовой товар непосредственно выступает только как потребительная стоимость, а деньги выступают как всеобщее воплощение стоимости, то есть являются воплощением общественного труда. Следовательно, кто имеет деньги, тот непосредственно получает право на соответствующую часть общественного труда в той натуральной форме, которую он пожелает, или кто распоряжается деньгами, тот непосредственно распоряжается силой общественного труда. Посредством денег происходит и стихийный учет и регулирование общественного труда товаропроизводителей. Деньги являются, также и средством присвоения чужого труда, орудием эксплуатации человека человеком, то есть в определенных условиях могут выступать как могучая сила, наделенная властью над людьми. На потребительском рынке торговля выступает как агент товарно-денежных отношений, между первичным собственником товара (продающим его) и вторичным собственником товара (покупающим его). Торговля как рыночная категория характеризует экономические отношения возникшие в процессе обмена денег на товары. Торговля выступает как специфическая общественно полезная деятельность, она заключается в организации и осуществлении эквивалентно-возмездного обмена денег на товар. Торговля выступает и как отрасль экономики, при этом она представляет собой совокупность различных торговых предприятий (магазины, склады, рестораны...). Миссия торговли (предназначение): 1. В организации рынка и достижения на нем оптимального соглашения между спросом и предложением. 2. Удовлетворение разнообразных потребительских запросов на рынке. 3. Формирование и совершенствование торгового предложения. 4. Организация рыночного ценообразования. 5. Осуществление хозяйственных связей между производителями и потребителями товаров.

    6. Функция денег Денежное обращение. Деньги как мера стоимости. Выполнять эту функцию деньги могут потому, что они сами обладают стоимостью. Стоимость товара, выраженная в деньгах называется ценой. Для сравнения цен различных товаров необходимо выражать их в одинаковых единицах, то есть свести к одному масштабу. Деньги как средство обращения. Деньги служат посредником в обмене товаров Т-Д-Т. Если мерой стоимости служат идеальные деньги, то средством обращения – реальные деньги. Чтобы выполнить эту функцию, деньги должны находиться у товаропроизводителей на руках. В процессе обращения деньги находятся в непрерывном движении. Деньги как средство образования сокровища (накопления стоимости). Для выполнения этой функции деньги должны быть одновременно полноценными и реальными. Деньги как средство платежа. В силу определенных причин возникает необходимость купли-продажи товаров в кредит, то есть с рассрочкой уплаты денег. В этом случае средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в деньгах долговые обязательства – векселя. В этом случае деньги выполняют функцию средства платежа. Мировые деньги. Международные экономические отношения, внешнеторговые связи, международные займы и т. п. Вызывают функционирование денег на мировом рынке. Если в пределах государственных границ могут обращаться не только полноценные, но и неполноценные монеты, то при выходе на мировую арену знаки стоимости теряют свою цену.

    Денежное обращение - это непрерывное движение денег. В своем развитии денежное обращение прошло три исторических этапа: золотомонетный тип, бумажный тип, банковский тип. На первом этапе денежная единица любой страны имела золотое содержание или обеспечение; золотобумажный тип денежного обращения. Бумажные деньги пришли двумя путями: а) порча монет. Казначейские векселя, то есть обязательства государственной власти, которые свободно обменивались на серебряные и медные монеты; б) через коммерческий вексель, то есть обязательства отдельного промышленника или торговца уплатить в определенный срок деньги за полученные в кредит товары. Банковский тип денежного обращения характеризуется тем, что бумажные деньги, никак не связаны с золотом. Сегодня функционируют так называемые банковские деньги, то есть основная масса операций по покупке и продаже товаров совершается без участия денег (безналичный расчет) или с помощью кредитных карточек. Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения. Сколько денег нужно для обращения: К = (масса реализуемых товаров * средняя цена товара)/ скорость оборота денежной единицы. При избыточном эмитировании денежных знаков происходит инфляция. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное обращение зависит от обращения денежной единицы. У нас 6 оборотов за год. Зависит от цен и количества товаров. Кд=СЦ-ПК-ВП+ВК/ О, где Кд - количество денег для обращения и платежа; СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг; ПК - продажа в кредит; ВП - взаимопогашающие платежи; ВК - возврат кредита; О - число оборотов денежной единицы. Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания

    7. Денежные системы и инфляции. Стабилизация денежной системы. Важнейшим направлением гос. регулирования макроэкономических процессов является разработка и осуществление мер, направленных на обеспечение устойчивости денег и выполнение ими своих функций. Среди этих мер важное место занимает формирование в стране устойчивой денежной системы и обеспечение нормального обращения денег. Денежная система - форма устройства денежного обращения, установленная государством в законодат. порядке, денежных едениц. Она включает: 1)монетное или обращение металлических денег.

    2) банкнотное обращение.

    3) бумажно-денежное обращение.

    Основой денежной системы является валютный металл, выполняющий функцию всеобщего эквивалента, поэтому устройство денежной системы предусматривает:

      Накопление определенного количества валют.металла(золота) для обращения в виде слитков или монет.

      Установление денежной единицы в виде долларов, франков, рублей и т.д. с фиксированным золотым содержанием.

      Виды денежных знаков 1,2,5,10-100$ и т.д.

      Порядок чеканки разменных монет.

      Имиссию ден. знаков (выпуск денег)

    Обращение металла в качестве денег имело место до Первой мировой войны и известно под названием золото-монетного стандарта. Далее формами устройства ден. обращения стали банкнотное и бумажно-денежное обращения.

    Банкнота-это ценная бумага, выпускаемая имиссионным банком, а не отдельным торговцем, в виде векселя, подлежащая оплате в любой момент этим же банком. Оплата в любой момент предала банкнотам особое качество, состоящее из всеобщей обращаемости (ликвидности). Бумажные деньги – это ден. знаки представители полноценных денег. В современных условиях система бумажно-денежного обращения делится на 2 типа:1) денежные системы с законодательным установлением золотого содержания валюты, например, $ в США содержал 1,5 гр. чистого золота.

    2)денежные системы без законодательного установления золотого содержания валюты. В этом случае золотое содержание валюты устанавливается косвенно по отношению к валюте, имеющей золотое содержание. На практике это устанавливается через соотношение к курсу $.

    Инфляция представляет процесс обесценения денег, снижение их покупательной способности, проявляющейся в общем росте цен, и является сложным социально-экономическим процессом, оказывающим влияние на все стороны жизни общества.

    Выделяются 2 типа инфляции:

      инфляция спроса

      инфляция предложения

    Инфляция спроса - это обесценение денег из-за опережающего роста доходов фирм, предприятий, населения, чем рост производства реальных товаров и услуг, что ведет к росту цен. Этот тип инфляции развивается при полной занятости населения, нормальном функционировании экономики и провоцируется 1) государством, из-за увеличения своих расходов, связанных с решением социальных задач, укреплением обороны страны и т.д. 2) предпринимателями, которые повышают спрос на товары.

    Инфляция предложения – это обесценение денег из-за роста цен вследствие роста издержек производства, который вызывается недоиспользованием ресурса производства, производственных мощностей, фирм, и т.д. Следствием роста издержек на единицу продукции или общего объема производства является уменьшение прибыльности производства, что ведет к росту цен.

    Независимо от типа, инфляция проявляется в многообразных формах:

      усиление неравномерности, непропорциональности развития различных отраслей экономики.

      Отвлечение средств из сферы производства в сферу обращения. Это объяснятся тем, что в условиях инфляции большие прибыли дает торговля, в которой средства обращаются быстро и растут цены.

      Опережение роста цен на предметы потребления роста зарплаты. Это ведет к сокращению платежеспособности спроса на предметы потребления, затрудняет раелизацию товаров и приводит к кризису и упадку производства.

      Усиление спекуляции в торговле. Это вызывается тем, что рост цен побуждает скупать товары по более низкой цене, накапливать товарные запасы, а затем продавать их по искусственно завышенным ценам.

      Деформация потребительского спроса. Она проявляется в том, что во время острой инфляции происходит “бегство” от денег к любым товарам.

    Типы инфляции отличаются друг от друга по темпам:

      При умеренной инфляции - рост общего уровня цен <10% в год.

      При галопирующей – 20-200% в год.

      При гиперинфляции – 50% в неделю.

    Следовательно задача государства в области инфляции-предотвращать перерастание умеренной в галопирующую, а галопирующую - в гиперинфляцию.

    Темп инфляции=(индекс цен в этом году – индекс цен в прошлом году)/ индекс цен в прошлом году

    Основной причиной инфляции на современном этапе являтся усиление роли государства в регулировании соц.-эк. процессов.

    Важное место занимает преодоление инфляции и стабилизация валюты. Меры, принимаемые для выполнения этих задач:

      Изъятие из обращения части избыточной массы денег, выпущенной в период инфляции - дефляция. Она направлена на уменьшение инфляции и ликвидацию дефицита бюджета.

      Официальное снижение курса бумажных денег по отношению в металлу и уменьшение металла, содержащегося в денежной единице - девольвация.

      Сокращение бюджетных расходов государства.

      Увеличение учетных ставок, что сокращает спрос на кредит.

    8. Подходы и методы решения основных экономических проблем в различных экономических системах.

    Экономическая система это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

    1.Рыночная экономика свободной конкуренции. В данной системе основные экономические проблемы и задачи решаются прежде всего через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность людей.

    Предприниматели стремятся получить все больший доход, предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать такой ресурс, как свои творческие и организационные способности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

    2.Современная рыночная экономика. Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые проблемы и задачи экономики получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей.

    Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования.

    Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложения в развитие «человеческого фактора»: финансирования систем образования, совершенствование медобслуживания, на социальные нужды.

    3.Традиционная экономическая система. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освещенными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин, предписаний вождя или феодалов.

    4.Административно-командная система. В соответствии с идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами.

    Централизованное распределение материальных благ, и ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Распределение созданной продукции также жестко регламентировалось центральными органами управления. Таким образом, мы видим, что все основные проблемы и задачи решаются центральными органами.

    9. Собственность, ее сущность и исторические формы. В условиях разделения труда многочисленные производители, производящие разнообразную продукцию, вступают друг с другом в отношения и связи по поводу производства, обмена и потребительских средств и результатов производства по назначению. Одни используют продукцию для возмещения потребляемых в прошлом средств производства, другие – для расширения производства. По поводу присвоения необходимого продукта между производителями возникают, всегда существуют и развиваются определённые отношения.

    Эти отношения выражаются при помощи категории собственность.

    Собственность – это исторически меняющееся отношение между производителями, по поводу присвоения средств производства и предметов потребления.

    Из определения понятия собственность выделяют 3 момента:

      Собственность всегда имеет как-то вещественное содержание (машины, сырьё…).

      Собственность всегда выступает в виде отношений между людьми по поводу вещи.

    Развитие общества представляет расширение объектов (вещей собственности), смены одной формы собственности другой, сосуществование различных форм собственности.

    Наиболее известны следующие формы собственности:

      Индивидуальная частная собственность.

      Коллективная ЧС, т.е. группа людей объединяется для совместнй деятельности в кооперативы, товарищества, акционерные общества и т.д.

      Государственная собственность.

    Собственность общественных организаций.

    10. Сущность рынка и рыночных отношений. Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений НТП, интенсификация производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

    Можно дать несколько определений рынка:

    Рынок -это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

    Рынок -это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

    Рынок -это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

    Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства.

    Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности:1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление.

    Хотя конечной, естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

    Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

    Но распределение – это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда. Во многом зависит эффективность производственного процесса.

    Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

    Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнит, что возникновение и становление рынка – это не результат достижений разума, а следствие очень длинного исторического развития.

    11. Структура и основные критерии классификации и регулирования рынка. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков,элементов «БОЛЬШОГО»рынка.Структура рынка : 1.Рынок рабочей силы.2.Финансовый рынок(рынок ссудных капиталов)3.Рынок средств производства.3.Потребительский рынок.4.Рынок услуг.5.Рынок технологий.6.Рынок духовных благ.Функции рынка: 1.Информационная.2.Посредническая.3.Ценообразующая 4.Регулирующая.5.Санирующая(конкуренция). Функция регулирующая – самая важная.Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики,и прежде всего на производство.Рынок даёт ответ на вопросы: что производить?для кого?как производить?Рынок немыслим без конкуренции.Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда,технический прогресс,повышение качества продукции.Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения,сущесвенно влияющее на цены.Растёт цена- это сигнал к расширению производства,падает цена –сигнал к его сокращению.В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.Регулирующая роль рынка продолжает сохраняться,во многом определяя сболансированность народного хозяйства. Современная экономика - это постоянное движение массовых потоков товаров, денег, доходов, перемещающихся с целью взаимного обмена. Непрерывность и масштабность обмена зависит от денежных доходов, сформировавшихся в относительно обособленные рынки денег и ценных бумаг. В целом это единый поток, но каждый вид товаров - это относительно обособленный рынок. Рынок - это совокупность сделок купли-продажи товаров. Основные виды рынков: 1. Рынки товаров и услуг: а) товаров потребления (продукция); б) услуг (быт, транспорт, коммунальные); в) жилья и зданий произвольного назначения. 2. Рынки фактического производства: а) недвижимость; б) орудий труда; в) сырья и материалов; г) энергетических ресурсов; д) полезных ископаемых. 3. Финансовые рынки: а) капиталов (инвестиций); б) кредиты; в) ценных бумаг; г) валютно-денежные. 4. Рынки интеллектуального продукта: а) инновации, изобретения, информационные услуги и т. д. 5. Рынки рабочей силы. 6. Региональные рынки: а) международные; б) региональные