Основные источники индустриализации. Основные источники и методы индустриализации в ссср

Основные источники индустриализации. Основные источники и методы индустриализации в ссср

В конце 1920-х гг. советское руководство во главе с И.В. Сталиным решило в кратчайшие сроки создать усилиями государства и мобилизацией всех ресурсов мощную тяжелую промышленность как основу социалистической экономики, военно-промышленного комплекса и топливно-энергетического хозяйства, развития транспорта, особенно автомобильного и авиационного, а также тракторостроения как технической базы коллективизации села. В расчет принималось не только то, что крупные высокопроизводительные предприятия скорее и полнее удовлетворят запросы народного хозяйства, но и что ими легче управлять из центра, и на их основе можно ликвидировать остатки традиционной многоукладности - массы мелких кустарных предприятий как наследия прошлого.

Решить эти задачи при помощи Запада - в форме инвестиций (через предоставление концессий), либо платной технической помощи было единственно возможным. Через несколько лет после свертывания нэпа прекратилась выдача концессий.

При продолжении импорта машинной техники и оборудования развивались другие отношения с западными фирмами, которые начинали внедряться при нэпе.

Попытки самостоятельно проектировать и строить крупные, технически сложные объекты не удавались. Неудача постигла первый советский проект Магнитогорского металлургического комбината, строительство Сталинградского и Челябинского тракторного, Свирской ГЭС и др. Главная причина - директивы об увеличении размеров предприятий и срочной сдаче их в эксплуатацию. Первая и вторая пятилетки имели целью создание новейших капиталоемких отраслей - авиационной, автомобильной, тракторной, химической, машиностроительной, электротехнической и смежных производств, а также размещение промышленности восточнее и южнее Урала, на удаленных от границ территориях. К 1933 г. требовалось построить и реконструировать около 1500 объектов.

Техническая помощь осуществлялась по специальным договорам или включалась в контракты о поставках оборудования. По срокам они были намного короче концессий и привлекательнее для зарубежных фирм, поскольку не требовали рискованных инвестиций. В период депрессии 1930-х годов западные компании особенно нуждались в крупных заказах, а Советский Союз получил возможность овладеть передовой техникой и производственными навыками в кратчайшие сроки. Разумеется, за валютную выручку от наращивания экспорта и работы «Торгсина» как внутреннего источника поступления ценностей в первой половине 30-х гг. Во внешнеэкономической политике советское правительство добивалось, подчас в грубой форме, активного баланса в торговле с любой страной и долгосрочного кредитования поставок, «Могут убраться к черту…».

По договору о технической помощи иностранная фирма обязывалась подготовить строительный или технологический проект с полным его описанием и спецификациями оборудования, станков и механизмов; передать заказчику технологические секреты, патенты и др.; прислать своих представителей для наблюдения за строительством и пуском объекта; разрешить определенному количеству советских инженеров и рабочих осваивать производственные методы компании на ее предприятиях.

Заказчик должен был компенсировать исполнителю (инофирме) стоимость изготовления чертежей, командировок и работы ее сотрудников в СССР, создать им необходимые бытовые условия. Компания получала вознаграждение, составлявшее ее прибыль, в виде определенного процента от сметной стоимости работ, но чаще - вписанную в договор сумму. Советская организация обеспечивала рабочую силу, сырье и материалы и финансировала строительные работы. Русские и иностранные специалисты работали в тесном контакте, причем русские и сами учились у них, и давали оценку выполненным проектам. По спецификациям, выданным фирмой, заказывали или приобретали готовое оборудование, но там, где можно было получить кредит или купить дешевле. Каждое крупное советское предприятие получало оборудование от целого ряда американских и европейских машиностроительных компаний.

Помимо договоров техпомощи, имелись другие источники изучения промышленных достижений Запада. Это переводы книг Г. Форда, Г. Гантта, Ф.У. Тейлора и др. В «Биографической хронике» В.И. Ленина есть сведения, что за день до смерти, 20 января 1924 г., вождь мирового пролетариата смотрел в Горках фильм о сборке тракторов на заводе Форда. Зарубежные автомобили, трактора и другая техника экспонировались на промышленных выставках.

В СССР возвращались рабочие, покинувшие страну до революции, и рабочие - иностранцы, сочувствовавшие социализму и стремившиеся помочь «русским товарищам».

Их использовали в качестве мастеров, бригадиров и наставников.

Безлицензионное копирование зарубежной техники стало распространенной практикой. Выпуск тракторов «фордзон» под заводской маркой «Красный Путиловец» по чертежам, снятым с разобранных американских машин, обнаружил заместитель Генри Форда Чарлз Соренсен во время поездки в Советский Союз в августе 1929 г. Однако незнание запатентованных компанией Форда методов массового производства и секрета изготовления специальных сталей привело к трудностям при сборке и частым поломкам советской машины. Начальник «Автостроя» в 1931 г. дал указание копировать те станки, которые можно было изготовить в СССР. Копирование оборудования для нефтяной промышленности выявил в 1935 г. в Баку американский инженер-нефтяник. Еще пример - выпуск копий легкового автомобиля «Бьюик» модели 32-90. Автомобиль представительского класса ЗИС-101 (1937 г.) сохранил конструктивную преемственность от американского прототипа.

Сбором научно-технической информации занимались советские отраслевые управления («Автострой», «Магнитострой», «Тракторострой» и др.), имевшие своих представителей и приемщиков оборудования за рубежом. В США их деятельность координировал «Амторг» (AmtorgTradingCorporation) - созданная в 1924 г. компания с отделениями в Нью-Йорке, Москве и ряде городов СССР и США. Формально независимая, чтобы получить легальный статус в Америке, она являлась советским торговым посредником с информационными и разведывательными функциями и подчинялась наркоматам внешней торговли и иностранных дел. Сделки и контракты с американскими фирмами и специалистами и оплата их услуг проводились через «Амторг».

Зарубежные командировки и производственная практика считались в СССР самым эффективным способом обучения, так как на иностранных заводах можно было научиться гораздо большему, чем у командированных в СССР специалистов. Сотни человек ежегодно направлялись за рубеж. Инженер И.Б. Шейнман с удивлением описывал открытость американцев. Он и его товарищи получили беспрепятственный доступ к разнообразным техническим данным, могли делать зарисовки и бесплатно снимать копии.

Запатентованные секреты не разглашались, но все остальное считалось лучшей рекламой для фирмы.

Германские компании играли важную роль в индустриализации CCCР, однако Советский Союз нуждался в индустриальных гигантах американского типа. В сентябре 1927 г. в Политбюро ЦК ВКП(б) была создана постоянная комиссия по техническим и научным связям с США. Американская помощь привлекалась для строительства гидроэлектростанций, развития нефтяной, горнодобывающей, угольной, химической, металлургической, электротехнической промышленности, но прежде всего для массового производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой стандартизованной продукции.

Днепровская ГЭС была построена по советскому проекту, но с участием, в качестве консультантов, американской компании CooperEngineering и немецкой фирмы Siemens. Крупнейшие в Европе Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижегородский (Горьковский) автозавод были американского типа и американского происхождения. Компании Albert Kahn, Inc., Ford Motor Company, International General Electric, International Harvester, Radio Corporation of America идр. стализарубежнымипартнерамиСоветскогоСоюза.

Внедрение американских методов было необходимо и в капитальном строительстве. В США проектирование начиналось одновременно с земляными работами, разные стадии проекта делались параллельно, бригадным способом, вместо размножения чертежей вручную на кальке, применялись светокопировальные машины. Стальные и железобетонные конструкции подбирались по каталогам для ускорения монтажа.

Проектно-строительные фирмы либо имели у себя всех специалистов и рабочих, либо заключали договоры подряда. Строительные работы были механизированы. Фирма

Альберта Кана, спроектировавшая ряд крупных предприятий в США, включая автозаводыФорда, внедрила в Советском Союзе принципы типового строительства.

По отечественным данным, в 1923-1933 гг. в тяжелой промышленности СССР было заключено 170 договоров техпомощи: 73 с германскими компаниями, 59 с американскими, 11 с французскими, 9 со шведскими и 18 - с фирмами из других стран. Но едва ли можно определить, чья помощь оказалась решающей, поскольку многие стройки стали «интернациональными». Например, объединение «Востокосталь» заключило договор с американской фирмой ArthurMcKee на создание генерального плана

Магнитогорского комбината, с германской компанией Demag - на проектирование его прокатного цеха, а еще одна немецкая фирма обязалась осуществлять буровые работы для Магнитостроя. У Всесоюзного химического объединения «Всехимпром» насчитывалось 20 договоров с компаниями США, Германии, Италии, Франции, Норвегии, Швеции, Швейцарии, и др.

Из 170 договоров 37 были досрочно расторгнуты по разным причинам. По советским оценкам, одни оказались слишком дорогостоящими, другие - малополезными, третьи не укладывались в график пятилетки. В ряде случаев производственная база оказывалась недостаточной для использования новейших технологий, или же их удавалось освоить до истечения контракта. Увеличение объема заданий компании ArthurMcKee без дополнительного вознаграждения привело к разрыву контракта. Споры по финансовым и другим вопросам помешали детройтской компании A.J. Brandt завершить техническую реконструкцию автозавода «АМО» в Москве.

Можно обозначить два обстоятельства, значительно сокративших использование технической помощи после 1933 г. Во-первых, успехи самой индустриализации.

Множество новых и реконструированных предприятий начали давать продукцию, а некоторые сами стали центрами распространения передовых технологий и подготовки кадров. Во-вторых, колоссальные расходы, которые жестко контролировала Валютная комиссия Политбюро, влиявшая на все решения о закупках за рубежом.

В годы Великой депрессии сократился и без того небольшой советский экспорт в США, а кредитоспособность американских фирм в целом понизилась. Политическая кампания против репрессий и принудительного труда в СССР усугубила ситуацию. 25 августа 1931 г. И.В. Сталин «ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредитов в Америке» потребовал прекратить заключение контрактов в США и «по возможности порвать» уже имевшиеся соглашения. Заказы рекомендовалось перенести в Европу или на советские заводы, не делая исключений даже для важнейших строек пятилетки. В 1932 г. Политбюро распорядилось досрочно прекратить закупку автомобильных комплектующих у компании Форда. В годы второй пятилетки общий объем технической помощи сократился, но закупка оборудования продолжалась.

Передача советским инженерам и рабочим технологий и производственного опыта оказалась очень трудной задачей. Одни и те же вопросы понимались и решались по-разному.

Советские стажеры на американских предприятиях, и в частности, на Ривер-Ружском заводе Форда, были вполне довольны. Им показывали и объясняли все, что их интересовало. Но часть приезжих нарушала дисциплину, и администрация отмечала случаи прогулов и неподчинения мастерам. Иностранные специалисты, приезжавшие в СССР, удивлялись плохой дисциплине. Инженер компании Форда П. Макгрегор в 1929 г. жаловался дирекции завода «Красный Путиловец», что «в механическом цеху почти всегда можно заметить группки от двух до шести человек, которые сидят и курят в рабочее время. Не похоже, что у них есть работа или кто-то пытается ее дать. Если им нечего делать в цеху, я бы выдал этим мужчинам лопаты и ломы, которыми с успехом пользуются молодые женщины, работающие во дворе. За всю свою жизнь я повидал меньше девушек, занятых тяжелым ручным трудом, чем за один час, проведенный здесь» .

В свою очередь, «Амторг» обвинил компанию Форда в манипулировании ценами на заказанное оборудование, хотя расчеты велись по заводской себестоимости. Пришлось расследовать причины «переплаты» в размере 750,331 долл. и гораздо более низких расценок на аналогичные станки для ее завода в Калифорнии. Как выяснилось, советский заказчик, «Автострой», требовал дополнительного технического контроля и проверок, чтобы получить надежные гарантии качества. На выполнение советских заказов ушло, таким образом, гораздо больше оплачиваемого рабочего времени, чем предполагалось ранее.

Методы AustinCompany - стандартизация и быстрота проектирования и монтажа зданий и оборудования, считались на «Автострое» не отвечающими советским условиям.

Автостроевцы сопротивлялись нововведениям и пытались изменить проект автозавода согласно своим представлениям. Американская стройиндустрия опиралась на готовые стандарты и спецификации стальных конструкций, железобетонных изделий и т.д., а советские строители экономили эти дефицитные материалы. Тем не менее, один из руководителей стройки, инженер П.Я. Макаровский, указывал на решающую роль инженеров Austin в быстром проектировании автозавода. Без них, подчеркнул он, мы бы топтались на месте. Критику американских методов производства работ следует заменить тщательным изучением их, овладением ими и переходом на них.

Имела ли место зависимость от западных технологий? Отечественным вкладом в индустриализацию стало не повторное изобретение того, что уже применялось за рубежом, а правильный выбор проектирующих компаний и импорт оборудования. Однако распространенное на Западе мнение об исторически сложившейся «технологической зависимости» России искажает сложный и многоаспектный процесс мирового перемещения технологий. Модернизацию советской экономики нужно правильно понимать.

Она осуществлялась благодаря жесткой экономической политике - отказу от выплаты царских долгов, отсутствию внешних заимствований, мобилизации людских, сырьевых и финансовых ресурсов, подчинении экспортной торговли задаче получения иностранной валюты и ее «экономии» различными способами - вплоть до копирования образцов машин и оборудования и нарушения контрактных обязательств перед иностранными фирмами.

Советские организации изучали достижения западных компаний, формулировали задания, участвовали в проектировании, выбирали оборудование, финансировали заказы и строительство. Трудовой героизм сыграл определенную мобилизующую роль, но проявлялся он главным образом в виде сверхурочного физического труда, тогда как заимствование западных технологий имело решающее значение для создания современных предприятий. Превращение «первенцев индустриализации» в центры развития отраслей, распространения передового опыта и подготовки кадров стало уже внутренним процессом. Однако «дефицитных» рабочих и специалистов, имевших стаж работы за рубежом, не всегда удавалось закрепить за пославшими их предприятиями, так как их «перебрасывали» с одного завода на другой.

В советской системе 20-30-х годов перемешались бесхозяйственность и энтузиазм, текучка кадров, стремление учиться у Запада и оковы устаревшего опыта. После колоссальных затрат на модернизацию советская промышленность, работавшая почти целиком на внутренний рынок, долго не обновляла основные фонды, полученные в 30-е годы, и лишь поставки новейшей техники по ленд-лизу в годы Второй мировой войны и получение трофейного германского оборудования помогли решить эту задачу.

Из 118 договоров о технической помощи, заключенных в 1920-1930 гг. (большей частью в 1928-1930), и 218 договоров на протяжении 1929-1945 гг. на долю американских фирм пришлось, соответственно, 64 и 139, или 54 % и 64 %. В силу форс-мажорных обстоятельств советская инженерно-техническая мысль эпохи индустриализации сосредоточилась на поиске подходящих исполнителей крупных отечественных заказов за рубежом и взаимодействии с ними. 1920-е - 1930-е годы дали примеры не повторившегося в истории мирного экономического сотрудничества между людьми и организациями из двух различных систем. Оно позволило нашей стране войти в высшее звено индустриально развитых держав ХХ столетия.

Как отмечали исследователи, «желаемое достижение технико- технологической независимости советской России оборачивалось консервацией отсталости, ибо порождало хозяйственные механизмы, ориентированные, прежде всего, на количественный рост и отторгавшие всякие радикальные новшества». Япония же после Второй мировой войны заимствовала промышленные достижения Запада с совершенно иным результатом.

- Перекачивание средств из сельского хозяйства.

Доля этой отрасли в финансировании индустриализации составила в целом за первую пятилетку 33,4%.

- Внешняя и внутренняя торговля.

С декабря 1929 г. была организована государственная "коммерческая" торговля по повышенным ценам. Частная оптовая и розничная торговля к 1931 г. была ликвидирована.

- Занижение заработной платы и социальных пособий населению, увеличение
косвенных налогов.

- Высокая инфляция.

По плану I пятилетки предусматривалось выпустить в обращение денежных знаков на 1,25 млрд. руб., фактически их было выпущено на 4 млрд. руб. Масса денег в обращении за 1929-1932 гг. выросла в 4,2 раза, а произведенный национальный доход - в 1,6 раза.

- Использование бесплатного труда больших масс заключенных.

- Принудительные займы у населения.

Сумма займов у населения возросла с 1 млрд. руб. в 1927 г. до 17 млрд. к середине 1930-х гг.

- Государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков.

- Распродажа за границу национальных художественных ценностей.

Были проданы шедевры из Русского музея, музея им. Пушкина, Эрмитажа и других музеев. За границей оказались многие ранее национализированные церковные ценности, предметы быта царской фамилии и многое другое. Эти тайные и позорные сделки не могли дать значительного экономического эффекта, однако нанесли определенный ущерб престижу советского руководства, продемонстрировав зарубежным деятелям моральный облик сталинского руководства.

- Использование энтузиазма трудящихся.

Энтузиазм наряду с увеличением производства продукции за счет интенсификации труда имел и оборотную сторону. Многократное превышение норм выработки зачастую достигалось за счет нарушения правил эксплуатации оборудования и инструмента, что вело к снижению качества продукции и поломкам оборудования. Кроме того, нарушения техники безопасности и чрезмерная интенсивность труда при безобразных условиях жизни (бараки, землянки, тяжелый физический труд, низкокачественное питание, сверхурочные и т.д.) приводили к преждевременному "износу" рабочей силы.

Вопреки возражениям многих ученых, предостерегавших от опасности чрезмерно интенсивного использования устаревшего путевого хозяйства, широко стали применять тяжеловесные составы, увеличивали скорости движения поездов. К строптивым специалистам приклеили ярлык "предельщиков", а неизбежные аварии были списаны на "вредительство" железнодорожников.



Летом 1935 г. возникло стахановское движение. Началось с того, что шахтер А.Г. Стаханов довел дневную норму выработки угля до 102 т., что в 14 раз превышало норму. Эта инициатива была подхвачена в угольной и в других отраслях. Первоначально стахановское движение было выражением трудовой инициативы небольшого числа квалифицированных рабочих, отчасти обусловленной возможностью повысить свой заработок при отмене уравниловки. Однако вскоре стахановское движение оказалось под контролем властей, стремившихся увеличить интенсивность труда за счет энтузиазма. Пропагандируя рекорды как норму для всех, руководство снижало тарифные ставки. Атмосфера рекордомании негативно воздействовала на производство. Проведение дней и декад стахановского труда выбивало производственный процесс из нормального ритма. Число поломок и несчастных случаев увеличивалось.

Итоги индустриализации

СССР стал державой, обладающей мощной индустрией, стадиальное отставание от развитых стран было преодолено.

Была создана почти полностью новая машиностроительная база. С 1928 по 1941 гг. в строй вступило около 9 тыс. крупных промышленных предприятий По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 1930-х гг. вышел на второе место в мире после США (в 1913 г. - пятое место). В 1930-е гг. СССР стал одной из трех-четырех стран, способных производить любой вид промышленной продукции. В 1940 г. Советский Союз мог уже не только удовлетворить свои основные потребности в машинах и оборудовании за счет отечественного производства, но и стал экспортировать некоторые станки и машины

Точка зрения:

Сталинский тезис о превращении России из страны аграрной в индустриальную истине не соответствовал. Архивные материалы показывают, что сельское хозяйство, едва вернувшееся накануне войны к показателям доколхозной деревни, вносило в национальный доход страны больше, нежели промышленность Большинство населения было занято ручным трудом.



Появились новые отрасли экономики:

Химическая,

Автомобилестроение,

Тракторостроение,

Авиастроение

Получила развитие транспортная система

За 1928-1932 гг. было сдано в эксплуатацию 5,3 тыс. км железных дорог, 62% новых железных дорог было построено за Уралом. За годы 2-й пятилетки добавилось еще 3,1 тыс. км путей.

Увеличилась сеть автомобильных дорог и водных путей. В 1933 г. был построен Беломоро-Балтийский канал, в 1937 - канал Москва-Волга, строился ряд других больших и малых каналов. В 1932 г. проложен сквозной путь через Арктику, соединивший Атлантический океан с Тихим. Интенсивно развивался воздушный транспорт. В 1935 г были пущены первые поезда Московского метрополитена

Усилилась обороноспособность страны

Была создана мощная промышленная база на Востоке

В 1940 г. в восточных районах страны производилось 29% чугуна, 32% стали, добывалось 36% угля и т.д. За Уралом было построено значительное количество предприятий-дублеров.

Получили импульс развития национальные окраины

Индустриализация вызывает серьезные диспропорции в развитии экономики.

Гипертрофированное развитие тяжелой промышленности во многом осуществлялось за счет других отраслей экономики, мало выигравших от индустриализации. В строительстве и сельском хозяйстве по-прежнему преобладал ручной труд. Легкая промышленность не получила должного развития. Почти без внимания оставалась инфраструктура - сооружение дорог, элеваторов, складов и т.д.

Развитие тяжелой промышленности, оборонных отраслей становилось
самоцелью, экономика не работала на человека

План 1-й пятилетки предусматривал при опережающем росте промышленности наивысшие темпы для отраслей группы "А" По производству товаров широкого потребления план был выполнен лишь на 73%. Существовал значительный дефицит промышленных товаров. В соответствии с планами II пятилетки предполагался опережающий темп роста предприятий группы "Б". Однако капиталовложения в легкую и пищевую промышленность оказались меньше запланированных, опережающего развития производства предметов потребления не произошло. Капиталовложения в социальную и культурную сферы были явно недостаточными.

В 1930 г была ликвидирована безработица

К началу пятилетки в СССР насчитывалось свыше 1 млн. безработных. За 1928-1932 гг. численность рабочих и служащих возросла более чем вдвое.

Упал жизненный уровень населения

Официально наблюдался "подъем благосостояния трудящихся масс". На деле происходит значительное снижение реальной зарплаты трудящихся и среднедушевого размера фонда потребления. Высокая инфляция привела к снижению приблизительно на 40% покупательной способности рабочих. Номинальная средняя зарплата рабочих и служащих за 1929-1932 гг. выросла на 126%, индекс же цен в планируемой торговле поднялся на 155%, а на неорганизованном рынке - в 8 раз.

Падение производства сельхозпродукции сделало неизбежным введение карточной системы, которая удовлетворяла, по официальным данным, потребности населения в хлебе, муке и крупе на 80-90%, мясе - 50-65%, молочных продуктах, картофеле, овощах -значительно меньше Коммерческие цены были весьма высоки, к примеру, в 1933 г в Москве и Ленинграде коммерческие цены на хлеб были в 20 раз выше пайковых

На XVIII съезде ВКП(б) (1939 г) заявлялось, что "поставленная вторым пятилетним планом задача подъема материально-культурного уровня трудящихся с повышением уровня народного потребления в два раза и более выполнена" На деле при повышении розничных цен в планируемой торговле в 2,1 раза реальная заработная плата рабочих и служащих повысилась на 20% вместо 96% по плану.

Плановые задания первых пятилеток не были выполнены

Сталин, заявив на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в январе 1933 г о выполнении I пятилетки за 4 года и 3 месяца, прибегнул к явной фальсификации. В его докладе, лишенном сопоставления плановых и отчетных показателей, содержалось лишь два стоимостных показателя плановое задание по валовой продукции промышленности выполнено на 93,7%, в том числе по тяжелой промышленности - на 108% При анализе натуральных показателей установлено, что в 1932 г не было выполнено ни одно из заданий не только повышенного, но и первоначально утвержденного плана

Итоги второй пятилетки по повышению благосостояния трудящихся, динамике национального дохода, размеру капиталовложений и ряду других показателей также были фальсифицированы. Широко практиковалось манипулирование несопоставимыми показателями, не учитывавшими, в частности, изменения цен

Экономика приобретает затратный характер

За 4 года и 3 месяца на развитие промышленности было израсходовано на 29% больше средств, чем запланировано на пятилетку, при этом капиталовложения в тяжелую промышленность превысили план на 45%. Вскоре обнаружилось, что инвестиции не обеспечены ресурсами, строительными мощностями и инфраструктурой. В результате на конец 1-й пятилетки незавершенное строительство оценивалось в 13,7 млрд. рублей (76% к плану всех капитальных работ на 1 января 1933 г.)

До 1936 г тяжелая промышленность была в целом убыточной, она поглощала через госбюджет средства, которые создавались в легкой и пищевой промышленности, в сельском хозяйстве. С 1936 г. тяжелая промышленность стала рентабельной (хотя отдача от нее не была очень высокой), что несколько выправило положение. Тем не менее, говорить об эффективности работы промышленности не приходится. В 1940 г., даже несмотря на увеличение рабочей недели и рабочего дня, фондоотдача оборудования не превышала уровень 1928 г.

Становится нормой развитие заведомо планово-убыточных отраслей экономики. Для предотвращения безработицы создаются избыточные рабочие места.

Хищническим, преступно-безответственным образом осуществляется разработка природных ресурсов; становится нормой безразличное отношение к людским ресурсам.

Утвердился волюнтаристский подход к планированию.

Планы составлялись исходя из субъективно понятой необходимости, а не из наличия ресурсов; часто показатели исчислялись как механическое наращивание ранее достигнутых. Следствиями были диспропорции, дезорганизация производства, простои, снижение качества работ, рост затрат.

Искажения действительности в оценках развития экономики становятся
нормой для всех эшелонов руководства.

Для политического руководства приукрашивание действительности было средством пропагандистской деятельности для поддержания высокого морального настроя у трудящихся и укрепления авторитета вождей. С объективной статистикой было покончено. Политбюро ЦК ВКП(б) 1 февраля 1933 г. приняло постановление: "Воспретить всем ведомствам, республикам и областям до опубликования официального издания Госплана СССР об итогах выполнения первой пятилетки издание каких-либо других итоговых работ как сводных, так и отраслевых и районных с тем, что и после официального издания итогов пятилетки вое работы по итогам могут издаваться лишь с разрешения Госплана...".

Для низовых руководителей приписки, обман, очковтирательство становятся средством выживания и дают возможность вытягивать дополнительные средства для своих предприятий.

Возобладал экстенсивный путь развития.

Гонка за количеством производимой продукции вела к потере качества, использование современных механизмов, повышавших производительность труда, заменялось привлечением большого количества работников, занятых малопроизводительным ручным трудом. Одновременное строительство большого числа новых заводов-гигантов удлиняло производственный цикл и отвлекало большие средства на длительное время. Вместо повышения производительности труда в хозяйственный оборот вовлекаются новые природные, трудовые и производственные ресурсы без их качественного обновления.

Сформировалась административно-командная система управления народным хозяйством.

Возобладало политическое руководство экономической сферой. Темпы и пропорции развития страны стали определяться не рыночными законами, а волей политического руководства. Экономические стимулы уступили место административным и идеологическим. Экономические рычаги управления не применяются, их заменяют директивы и приказы. Внедряется прямое централизованное регламентирование всех звеньев производства. Создаются крупные монополии по отраслям. С закрытием последних бирж и ярмарок утверждается всеобщее централизованное производство и распределение.

Финансовая система стала одной из составляющих административного управления экономикой.

Бюджет оказался в полной зависимости от плана. С конвертируемостью рубля было покончено; рубль стал лишь средством внутреннего обмена, что создавало возможности манипулировать стоимостными показателями в пропагандистских целях. Ликвидируется коммерческий кредит (1930 г.), кредитование становится централизованным (через Госбанк). Произошло резкое сокращение количества банков, все банковское дело было огосударствлено.

Конспект по истории России

1). Определение : индустриализация - это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности.

2). Предпосылки индустриализации. В 1928 г. страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 г., но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР. Технико-экономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую.

3). Необходимость индустриализации. Экономическая - крупная промышленность, и в первую очередь группа А (производство средств производства), определяет экономическое развитие страны в целом, и развитие с/х, в частности. Социальная - без индустриализации невозможно развитие экономики, а, следовательно, и социальной сферы: образования, здравоохранения, сферы отдыха, социального обеспечения. Военно-политическая - без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь.

4). Условия индустриализации: до конца не устранены последствия разрухи, не налажены международные экономические связи, не хватает опытных кадров, потребность в машинах удовлетворяется за счет импорта.

5). Цели, методы, источники и сроки индустриализации. Цели: превращение России из аграрно-индустриальной страны в индустриальную державу, обеспечение технико-экономической независимости, укрепление оборонной мощи и поднятие благосостояния народа, демонстрация преимуществ социализма. Источники: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, доходы от внешней торговли, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных. Методы: государственная инициатива поддержана энтузиазмом снизу. Доминируют командно-административные методы. Сроки и темпы: Сжатые сроки индустриализации и ударные темпы ее осуществления. Рост промышленности планировался - 20% в год.

6). Начало индустриализации. Декабрь 1925 г. - 14 съезд партии подчеркнул безусловную возможность победы социализма в одной стране и взял курс на индустриализацию. В 1925 г. закончился восстановительный период и начался период реконструкции н/х. 1926 г. - начало практического осуществления индустриализации. В промышленность вложено около 1 млрд. рублей. Это в 2.5 раза больше, чем в 1925 году. В 1926-28 гг. крупная промышленность выросла в 2 раза, а валовая промышленность достигла 132% от уровня 1913 г.

7). Негативные моменты индустриализации: товарный голод, продовольственные карточки (1928-1935 гг.), снижение заработной платы, нехватка высококвалифицированных кадров, миграция населения и обострение жилищных проблем, трудности с налаживанием нового производства, массовые аварии и поломки, как следствие - поиск виновных.

8). Довоенные пятилетки. За годы первой пятилетки (1928/1929 - 1932/1933 гг.), принятой 5 съездом Советов в мае 1929 г., СССР превратился из аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную. Было построено 1500 предприятий. Несмотря на то, что первый пятилетний план оказался значительно недовыполнен практически по всем показателям, промышленность совершила огромный скачок. Были созданы новые отрасли - автомобильная, тракторная и др. Еще больших успехов промышленное развитие достигло в годы второй пятилетки (1933 - 1937 гг.). В это время было продолжено строительство новых заводов и фабрик, резко возросла численность городского населения. В то же время велик был удельный вес ручного труда, не получила должного развития легкая промышленность, мало внимания уделялось строительству жилья, дорог.

Основные направления хозяйственной деятельности: ускоренные темпы развития группы А, годовой прирост промышленной продукции - 20%. Главная задача - создание второй угольно-металлургической базы на востоке, создание новых отраслей промышленности, борьба за овладение новой техникой, развитие энергетической базы, подготовка квалифицированных специалистов.

Главные новостройки первых пятилеток: Днепрогэс; Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы; Криворожский, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты; автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде; каналы Москва-Волга, Беломоро-Балтийский и др.

Трудовой энтузиазм. Роль и значение моральных факторов были велики. С 1929 г. развивается массовое социалистическое соревнования. Движение - «пятилетку в 4 года». С 1935 г. основной формой социалистического соревнования становится «стахановское движение».

9). Итоги и значение индустриализации.

Итоги: введено в действие 9 тыс. крупных промышленных предприятий, оснащенных самой передовой техникой, созданы новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, авиационная, танковая, химическая, станкостроительная. Валовая продукция промышленности возросла в 6.5 раз, в том числе группа А - в 10 раз. По объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире. Промышленное строительство распространилось на удаленные районы и национальные окраины, изменилась социальная структура и демографическая ситуация в стране (40% городского населения). Резко возросло число рабочих и инженерно-технической интеллигенции. Средства для индустриального развития были взяты путем ограбления загнанного в колхозы крестьянства, принудительных займов, расширения продажи водки, вывоза за границу хлеба, нефти, леса. Невиданного уровня достигла эксплуатация рабочего класса, других слоев населения, заключенных ГУЛАГа. Ценой огромного напряжения сил, жертв, хищнической растраты природных ресурсов страна вышла на индустриальный путь развития.

В данной статье довольно подробно описаны начало процесса индустриализации в СССР и первая пятилетка (1928 - 1932), рассмотрены причины, ход и особенности эти общественных явлений, которые сыграли ключевую роль в развитии Советского Союза как мирового государства.

Индустриализация и ее необходимость в СССР

Для строительства социализма проведение индустриализации было первостепенной задачей. Именно развитие промышленного сектора народного хозяйства давало необходимую независимость советского строя от «капиталистических хищников». Кроме того, индустриализация являлась первым источником военного потенциала государства. Также по глубокому убеждению советского партийного руководства, только развитая промышленность даст возможность организовать и развивать земледелие. По выше указанным причинам возникла первая пятилетка в СССР.

Индустриализация планировалась как сложный и разносторонний процесс развития промышленной экономики. С колоссально высокими темпами должны были возникнуть новые средства производства («группа А»).

Дело в том, что неэффективность советской системы народного хозяйства поставила руководство страны пред выбором: либо продолжать политику НЭПа (фактически уступить капиталистам), либо начать строить социалистическую экономику, и таким способом совершить громадный промышленный рывок к плановой, централизованной и ударной системе экономики.

Курс на индустриализацию

Вопрос об индустриализации как о возможном общегосударственном курсе впервые был поставлен И. Сталиным на партийном съезде ВКП(б) в начале декабря 1925 года. Под главной задачей этого процесса понималось превращение Советского Союза из государства, ввозящего оборудование и машины, в государство, которое само могло их производить. Некоторые члены партии категорически не поддерживали такой курс, но такая «оппозиция» была подавлена в силу заинтересованности в индустриализации самого Сталина, который мечтал в годы первой пятилетки вывести СССР в мировые лидеры производства.

Весной 1926 года проблемы индустриальной политики обсуждались на специальном внутрипартийном Пленуме. Председатель СНК СССР А. Рыков выступил с докладом об актуальности индустриализации, и все члены практически единогласно его поддержали. Первая пятилетка намечалась как самый оптимальный план на будущее страны.

Планы индустриализации в СССР

Следует отметить, что политические дискуссии об индустриализации, которые так ярко происходили в ЦК ВКП(б) и Совете Труда и Обороны, практической пользы не имели и только тормозили неизбежный процесс.

Однако, планы по которым должна двигаться индустриализация и первая пятилетка (1928 - 1932 гг.) уже разрабатывались. Так, председатель Государственного плана Г. Кржижановский предполагал, что процесс индустриализации должен пройти в четыре этапа:

  • Реконструкции транспортной инфраструктуры.
  • Расширение добывающей отрасли экономики и развитие технических культур в сельхоз промышленности.
  • Правильное размещение государственных предприятий.
  • Активное развитие энергетического комплекса.

Эти процессы не имели четкой последовательности, а были переплетены между собой, но тем не менее являлись единым целым. С помощью таких действий, по мнению председателя, СССР должен перейти к новой качественной фазе социализма, со всеми высокоразвитыми секторами промышленности. Оправдать этот план должна первая пятилетка индустриализации.

Партийные директивы

В середине декабря 1927 года состоялся очередной съезд ВКП(б). На нем были приняты директивы для дальнейшего составления государственного пятилетнего плана для развития промышленности. Съезд отметил, что итоги первой пятилетки должны обеспечить развитое социалистическое будущее всей стране.

На основании директив съезда ВКП(б) в правительственных организациях приступили к более точному и конкретному плану индустриализации, который предусматривал колоссальные темпы роста промышленности (от 130 до 140%).

Однако планы - это планы, окружающая реальность довольно часто становится на их пути. Так, в 1928 году в СССР разразился экономический кризис. Даже значительный урожай на селе не смог дать стране положенной нормы хлеба. Сорвались экспортные поставки зерна и лишили индустриализацию необходимой валютной поддержки. Большим городам стал угрожать голод. Иосиф Сталин, опасаясь бунтов, постановил принять меры по продразверстке, пропаганде «светлого социалистического будущего» и направлению в села большевистских агитационных бригад.

В апреле 1929 года первая пятилетка, наконец, была оформлена официально на XVI партийной конференции и подтверждена внеочередным съездом Советов в следующем месяце. Процесс преобразования СССР был запущен. Стройки первой пятилетки должны были начаться 1 октября 1929 года. Приоритет, естественно, отдавался тяжелой промышленности, в нее и вложили самое большое количество капиталов (78%). Крупная индустрия должна была увеличиться более чем в 2 раза, а отрасли группы «А» - более чем в 3. Советский союз должен был за 5 лет превратиться из аграрной страны в индустриальную. Основная тяжесть пятилетки падала на крестьян (большинство населения), они не только должны были выполнять план, но и обеспечить продуктами промышленные города.

Первая советская пятилетка с самого начального своего этапа значительно оживила индустриальный сектор страны, населению стали доступны продукты питания, немножко возрос уровень жизни. Но одновременно в стране вспыхнула урбанизация, множество крестьян переселились в города, тем самым обострив жилищную проблему. На предприятиях не хватало специалистов, но первая пятилетка в СССР шла по плану.

Культивирование самопожертвования и любви к труду

Именно интенсивная работа всех слоев населения являлась основным залогом успешной индустриализации. Поэтому очередной съезд партии призвал рационализировать производство, поддерживать дисциплину и инициативность среди работников и государственных служащих, повышать трудовую сознательность.

Свою роль в поднятии трудового духа сыграли и профсоюзы. В декабре 1928 года они выдали декрет о поднятии производительности труда. В середине января 1929 года «Рабочая газета» настоятельно предложила организовать своеобразную перекличку между предприятиями по достижениям плана.

Темпы решают все

На очередном XVI съезде партии, который состоялся летом 1930 года, В. Куйбышев решительно заявил, что следует с каждым годом увеличивать капиталовложения на 50%. И вместе с этим увеличить темпы самого производства на 30%. В этом докладе Куйбышев бросил легендарную фразу «Темпы решают все!», все годы первой пятилетки прошли под этим лозунгом.

Таким образом, пропаганда и агитация, которую активно поддерживала партия, стала своеобразным массовым «заболеванием». Но все эти меры дали огромный результат - производительность труда буквально взлетела по сравнению с предыдущим годом.

За годы стройки первой пятилетки значительно увеличилось количество учеников на рабфаках (с 60 тыс. до 285 тыс.). Около 150 тысяч обычных работников выдвинули на руководящие посты. К концу пятилетнего плана страна стала очень богата квалифицированными работниками.

Без всякого сомнения, опорой для рабочих-специалистов, как на предприятиях, так и в государственных учреждениях, являлись представители советской интеллигенции. Люди науки были далеки от политической борьбы и оценивали ситуацию не с обывательских, а с объективных позиций, за что нередко становились противниками государственного аппарата. Многие партийные чиновники перекладывали свои ошибки на «буржуазных» специалистов. Так, с 1929 года начались «классовые чистки» кадров в рядах инженеров, ученых и культурных деятелей.

Усиление репрессий

Многие ценнейшие специалисты попали под репрессии. Но И. Сталин понимал всю негативность такого процесса. На совещании работников народного хозяйства, 24 июня 1931 года он неоднозначно заявил, что такая политика дискредитирует государство и партию, поэтому ее следует немедленно свернуть.

Для фиксирования рабочего пути и стажа работника в 1932 году в СССР были введены трудовые книги, которые стали обязательными. Для уменьшения «текучки» кадров на производстве была введена новаторская система домашней прописки. Активно принимались новые трудовые законы, согласно которым, за невыход на рабочее место человека немедленно увольняли или выселяли из квартиры. Первая пятилетка значительно укрепила роль государственного регулирования в Советском Союзе.

Пожалуй, самым важным источником индустриализации были налоги и займы, а также завышенные цены, что часто вызывало горячие споры в обществе. Но споры спорами, а все финансы и предприятия находились в государственном управлении, и именно чиновники контролировали цены на всю советскую продукцию. Внутрипартийная оппозиция неоднократно требовала стабилизации цен, но такие предложения безоговорочно отвергались. Улучшили сложившееся положение только позитивные итоги первой пятилетки.

За первый год пятилетки прямое налогообложение увеличилось практически в два раза во всех секторах народного хозяйства. Вместе с этим стали активно выпускаться займы, на которые подписывали не то что добровольно, а принудительно в полном смысле этого слова. Что в очередной раз иллюстрирует тот факт, что всеми общественными процессами индустриализации руководил не рабочий народ, а партийно-государственные структуры.

Поэтому форсированное развитие промышленности, которое заключалось в производстве средств производства, а не непосредственно товаров и услуг, стало тяжким грузом, который лег на плечи промышленных рабочих и крестьян.

Строительство социализма

В 1933 году руководство СССР заявило, что первая пятилетка, предполагавшая развитие народного хозяйства в Советском Союзе, выполнена раньше строка за четыре года и три месяца. По данным официальной статистики, общий национальный доход СССР вырос на 60%, а выпуск промышленных средств производства на 102%. Значительно возросли производства стали, нефти, разнообразной техники и других важных видов промышленности. Производство продуктов легкой промышленности возросло более чем на 73%. Общий объем капиталовложений в промышленное производство за стройки первой пятилетки вырос в 3,5 раза.

Все эти показатели наглядно свидетельствуют о том, что начало индустриализации в СССР, несмотря на множество трудностей, было осуществлено успешно.

Достижения первой пятилетки в СССР

Итог всех усилий Иосиф Сталин подвел на XVII съезде партии, который произошел в январе 1933 года, выделил колоссальные достижения первой пятилетки, которые стали возможны только благодаря терпению и усилиям советского народа.

Вне всякого сомнения, индустриализация СССР вывела государство в экономическом рейтинге стран мира с пятого места на второе (после США) и на первое в Европе, что весьма показательно за такой небольшой промежуток времени. Стройки первой пятилетки в СССР принесли стране множество предприятий, которые существуют до сих про.

Индустриализация для такого молодого государства, как Советский Союз, была необходимым явлением. Ее актуальность объяснялась экономической зажатостью СССР. Поэтому главное достижение первой пятилетки - это экономическая самостоятельность страны. Государство стало плановым, централизованным и ориентированным на общенародный труд. В этом были как позитивные, так и негативные стороны.

Дальнейший ход экономических процессов неоднократно приводил к дисбалансу общественной жизни. Работникам на предприятиях постоянно следовало что-то штурмовать, а что-то наоборот терять. А тем временем терялись неоправданные трудовые ресурсы.

И действительно подвиг советского человека той эпохи очень велик. Он отдавал все ради будущего своей страны и себе самого, терпел жестокость, голод и безграмотные поступки своего самоуверенного руководства.

Закономерным последствием индустриализации в СССР стал рост количества (около 23 миллионов человек) и роли рабочего класса. Но это не дало ему обещанных привилегий. Оплата труда была неравномерной, всеобщая уравниловка порождала пассивность и отсутствие инициативы.

Одновременно со стремительным ростом промышленного комплекса, развивалась и военная мощь Советского союза. За годы первой пятилетки были созданы громадные заводы, где производились все современные виды вооружения. Танки, артиллерийские орудия и самолеты позволили занять СССР свою собственную позицию по всем международным вопросам.

Таким образом, начало индустриализации в СССР было удачным, как и первая пятилетка. Кратко рассмотреть такой сложный общественный процесс довольно сложно, но основные его особенности были упомянуты. Следует отметить только то, что такие явления, когда аграрная страна становится за несколько лет индустриальной, не имеют в мировой истории аналогов.

1928-40гг. – политика Большого скачка (тяжелая промышленность в ущерб другим отраслям).

Источники: 78% кап влож – в тяж пром: перерас из легкой пром. денежная эмиссия.

Продажа водки. Духовная энергия лозунг «Кадры решают все».

1929 – ударничество.

Середина 1930 – стахановское движение: нормы повыш на 15-20%.

Налогооблож част приприним повыш (1933 – нет част сектора). Всеобщ огранич потребления. Розничные цены повыш.

Бесплатный труд заключенных.

Карточная сист 1929-35. доходы от внеш торговли (гос монополия – лес, нефть, золото, металлы, сокровищницы). Иностр помощь (США, Герм, анг, Итал, Франц).

Команд сист индустр металла, жизн уровень насел пониж.

Темпы разв нар хоз-ва пониж. Сокращ насел на 15 млн чел.

индустриализация - это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности.

Предпосылки индустриализации. В 1928 г. страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 г., но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР. Технико-экономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую.

Необходимость индустриализации. Экономическая - крупная промышленность, и в первую очередь группа А (производство средств производства), определяет экономическое развитие страны в целом, и развитие с/х, в частности. Социальная - без индустриализации невозможно развитие экономики, а, следовательно, и социальной сферы: образования, здравоохранения, сферы отдыха, социального обеспечения. Военно-политическая - без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь.

Цели, методы, источники и сроки индустриализации. Цели: превращение России из аграрно-индустриальной страны в индустриальную державу, обеспечение технико-экономической независимости, укрепление оборонной мощи и поднятие благосостояния народа, демонстрация преимуществ социализма. Источники: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, доходы от внешней торговли, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных. Методы: государственная инициатива поддержана энтузиазмом снизу. Доминируют командно-административные методы. Сроки и темпы: Сжатые сроки индустриализации и ударные темпы ее осуществления. Рост промышленности планировался - 20% в год.

Начало индустриализации. Декабрь 1925 г. - 14 съезд партии подчеркнул безусловную возможность победы социализма в одной стране и взял курс на индустриализацию. В 1925 г. закончился восстановительный период и начался период реконструкции н/х. 1926 г. - начало практического осуществления индустриализации. В промышленность вложено около 1 млрд. рублей. Это в 2.5 раза больше, чем в 1925 году. В 1926-28 гг. крупная промышленность выросла в 2 раза, а валовая промышленность достигла 132% от уровня 1913 г.



51. Система ГУЛАГ и её место в экономике СССР

(ГУЛАГ) - подразделение НКВД (МВД) СССР, осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) в 1934-1960 годах, важнейший орган системы политических репрессий СССР.

Уже к началу 1930-х труд заключённых в СССР рассматривался как экономический ресурс. Постановление СНК в 1929 году предписывало ОГПУ организовать новые лагеря для приема заключённых в отдаленных районах страны
Заключёнными ГУЛАГа в 1930-50-х годах велось строительство ряда крупных промышленных и транспортных объектов:
каналов (Беломоро-Балтийский канал имени Сталина, канал имени Москвы, Волго-Донской канал имени Ленина); ГЭС (Волжская, Жигулевская, Угличская, Рыбинская, Куйбышевская, Нижнетуломская, Усть-Каменогорской, Цимлянская и др.); металлургических предприятий (Норильский и Нижнетагильский МК и др.); объектов советской ядерной программы; ряда железных дорог (Трансполярной магистрали, Кольской железной дороги, тоннеля на Сахалин, Караганда-Моинты-Балхаш, Печорской магистрали, вторых путей Сибирской магистрали, Тайшет-Лена (начало БАМа) и д.р.) и автострад (Москва - Минск, Магадан - Сусуман - Усть-Нера) Ряд советских городов был основан и строился учреждениями ГУЛАГа (Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Магадан, Дудинка, Воркута, Ухта, Инта, Печора, Молотовск, Дубна, Находка)
Труд заключённых использовался также в сельском хозяйстве, в добывающих отраслях и на лесозаготовках. По данным некоторых историков на ГУЛАГ в среднем приходилось три процента валового национального продукта.
Оценки общей экономической эффективности системы ГУЛАГа не производились. Руководитель ГУЛАГа Наседкин 13 мая 1941 года писал: «Сопоставление себестоимости сельскохозяйственной продукции в лагерях и совхозах НКСХ СССР - показало, что себестоимость продукции в лагерях значительно превышает совхозную». После войны замминистра внутренних дел Чернышов писал в специальной записке, что в ГУЛАГ просто необходимо переводить на систему аналогичную гражданской экономике. Но несмотря на введение новых стимулов, детальную проработку тарифных сеток, норм выработки самоокупаемость ГУЛАГа не могла быть достигнута; производительность труда заключённых была ниже, чем у вольнонаемных работников, а стоимость содержания системы лагерей и колоний возрастала.
После смерти Сталина и проведения в 1953 году массовой амнистии число заключённых в лагерях сократилось в два раза, строительство ряда объектов было прекращено. В течение нескольких лет после этого система ГУЛАГа планомерно сворачивалась и окончательно прекратила свое существование в 1960 г.



Количество заключённых в лагерях НКВД, колониях и тюрьмах на 1 января за 1930-1953 гг. Согласно официальным данным всего в системе лагерей, тюрем и колоний ОГПУ и НКВД в 1930-56 единовременно содержалось более 2,5 млн человек (максимум был достигнут в начале 1950-х в результате послевоенного ужесточения уголовного законодательства и социальных последствий голода 1946-1947.
Умерло за период 1930-1953 гг в лагерях всего около 1,6 млн человек, всего же
в лагерях побывало около 6,5 млн человек, из них по политическим мотивам - около 1,3 млн. По архивным данным ОГПУ-НКВД-МВД СССР за 1920-1953 годы через систему ИТЛ прошло около 10 млн человек, в том числе по статье контрреволюционные преступления - 3,4-3,7 млн человек из них русских-около 60%, украинцев-около 13%, белорусов- около 3%.