Основные хозяйствующие субъекты экономики и модель кругооборота. Субъекты рынка. Взаимодействие хозяйствующих субъектов в национальной экономике

Основные хозяйствующие субъекты экономики и модель кругооборота. Субъекты рынка. Взаимодействие хозяйствующих субъектов в национальной экономике

Национальная экономика – это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта. Основными субъектами национальной экономики являются юридические, физические лица и государства, объектами – товарные потоки и услуги. Национальная экономика имеет сложную структуру,которая может быть рассмотрена с позиции следующих критериев:

1. Воспроизводственная структура . Критерий ее выделения – особенности хозяйствования и функции субъектовмакроэкономики (домашних хозяйств, бизнеса и государства). Они и являются элементами воспроизводственной структуры.

2. Социальная структура . Здесь структурные элементы объединяются по критериям различных форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий.

3. Отраслевая структура . Она выделяется по критерию однородности выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг и других результатов.

4. Территориальная структура . Она выделяется по критерию размещения производительных сил.

5. Инфраструктура . Выделяется по критерию особенности обслуживания того или иного производства.

6. Структура внешнеэкономических связей . Она выделяется по критерию взаимодействия субъектов одной или нескольких стран.

Основными целями макроэкономической политики являются следующие:

1. экономический рост . Чем больше товаров и услуг будет произведено в экономике, тем выше уровень жизни населения.

2. Экономическая эффективность . Учитывая, что ресурсы любой национальной экономики ограничены, их следует использовать эффективно. Эффективное производство развивается с минимальными затратами и потерями.

3. Обеспечение высокого уровня занятости . Если занятость поддерживается на естественном уровне, это означает, что существует полная занятость.

4. Стабильный уровень цен , означающий отсутствие резких скачков в его динамике.

5. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса (баланс между экспортом и импортом). Такое равновесие обеспечивает стабильный обменный курс национальной валюты.

6. Экономическая свобода , которую определяют три основных вопроса: что, как и для кого производить. Экономическая свобода не означает, что у нее нет границ, хотя они и подвижны.

7. Справедливое распределение доходов . Задача справедливого распределения доходов состоит в том, чтобы ни одна группа населения не пребывала бы в крайней нищете. Важно избежать при этом как чрезмерной дифференциации уровня жизни, так уравниловки в распределении доходов.

8. поддержание равновесия взаимодействия с окружающей средой . Производство должно развиваться на основе ресурсосберегающих, природно-защитных, безотходных технологических систем.

9. Увеличение свободного времени как основа гармоничного развития личности. Свободное время – один из обобщающих показателей уровня жизни страны, объема потребностей населения, поскольку в величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей.

В экономической литературе существует несколько подходов к определению понятия «экономическая система» :

1) экономическая система понимается как совокупность экономических субъектов;

2) экономическая система как упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ или как взаимосвязь и взаимозависимость отдельных видов труда на основе критерия экономии времени;

3) экономическая система как система производства, распределения, обмена и потребления;

4) экономическая система как совокупность экономических процессов, связанных с распределением ограниченных ресурсов (неоклассическая школа).

Рассмотрение данных групп определений показывает, что первая группа определяет экономическую систему через состав, упуская связи; вторая, наоборот, абстрагируется от состава; а четвертая группа связывает экономическую систему лишь с процессами распределения.

По нашему мнению, экономическую систему можно определить как совокупность ресурсов и экономических субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления, образующих единое целое.

«Национальная экономическая система» указывает на целостный, системный характер национальной экономики, а также выражает ее теоретический облик (система научных категорий).

«Национальная модель экономики» – это национальная спецификация стандартной экономической системы.

Национальной экономике присущ ряд как общесистемных, так и особенных свойств.

К общесистемным свойствам национальной экономики можно отнести целостность, иерархичность и интегративность.

Целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. Верно и обратное: любое изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения отдельных экономических субъектов. Экономика пронизана кооперативными связями на всех уровнях, в их основе лежит разделение труда, порожденное различием потребностей и интересов.

Иерархичность национальной экономики означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка – мировую экономику, а каждый ее компонент также является системой.

Интегративность национальной экономики означает обладание свойствами, отсутствующими у отдельных компонентов. Поэтому перенесение на национальную экономику свойств единичного хозяйства означает отрицание ее социального характера.

Особенные, или специфические, свойства национальной экономики возникают в процессе кооперации ее подсистем. К ним можно отнести:

· подсистемы имеют нечеткие границы: один и тот же экономический субъект может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации экономики одновременно;

· самоорганизация национальной экономики возникает из кооперации экономических субъектов низшего уровня друг с другом, с экономическими институтами, а также кооперации институтов между собой;

· структура национальной экономики нередко скрыта за отношениями административной подчиненности;

· национальная экономика является динамической системой;

· национальная экономика – стохастическая система, не поддающаяся точному и детальному прогнозу;

· национальная экономика может быть как открытой, так и закрытой системой.

Исследование природы национальной экономики и закономерностей ее развития требует выделения ее подсистем (табл. 2.1).

Табл. 2.1 позволяет четко выделить две сферы национальной экономики: сферу управления и реальную сферу. Сфера управления охватывает государство и территориальные образования, а реальная сфера – фирмы, неприбыльные организации, домашние хозяйства и человека как участника социально-экономических связей. Внутри каждой сферы и между ними циркулирует поток информации. Причем сфера управления и контроля предоставляет «идеальную» экономическую информацию в виде нормативов, приказов, а реальная сфера – «реальную» информацию в виде продуктов и услуг, цен на них.

Таблица 2.1

Компоненты национальной экономики и субъекты хозяйствования

Положение субъектов хозяйствования в национальной экономике и их роль определяются отношениями собственности. Взаимосвязь и взаимодействие компонентов возможно благодаря наличию противоречивой системы потребностей и интересов. Связь компонентов реальной сферы национальной экономики обеспечивает рынок. Рынок способен изменяться в зависимости от изменения природы экономических субъектов, рыночные связи оказывают воздействие на экономические субъекты.

Первичной хозяйственной ячейкой национальной экономики является не просто обособленное объединение ресурсов и экономического субъекта, а объединение их в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Спорным вопросом в экономической литературе является вопрос об основном хозяйствующем субъекте, или агенте национальной экономики. Наиболее часто в качестве основного субъекта национальной экономики называют либо семью или домашнее хозяйство, либо индивида.

Вторая точка зрения более предпочтительна. Во-первых, объединение ресурсов и субъекта, распоряжающегося ими в сфере производства, распределения, обмена и потребления, возможно не только для домашнего хозяйства, но и для индивида. Во-вторых, домашнее хозяйство является разложимым на компоненты, а не представляет собой предел членения. В-третьих, в основе домашнего хозяйства лежат социально-экономические отношения между его членами.

Таким образом, индивид во всей совокупности своих социальных связей и отношений удовлетворяет необходимым требованиям, предъявляемым к элементу национальной экономики.

Национальная экономика возникает в результате кооперативного взаимодействия всех ее компонентов. Чтобы понять закономерности функционирования и развития национальной экономики, необходимо системно исследовать ее компоненты и связи между ними.

Исследование национальной экономики как системы требует также изучения ее среды, которая играет немаловажную роль в ее развитии. Среда национальной экономики неоднородна и сложна. Можно выделить следующие типы сред национальной экономики:

1. Внешняя экономическая среда – национальные экономики других стран.

2. Внешняя общественная среда – государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы других стран.

3. Внешняя природная среда – состояние природной среды других стран.

4. Государство данной страны (в той мере, в какой оно является не собственником или предпринимателем, а прибегает к административному регулированию, законодательному оформлению экономической жизни, воплощает принципы социальной справедливости, т. е. выступает как сила, действующая над экономическими субъектами, а не является одним из них).

5. Внутренняя социальная среда.

6. Внутренняя природная среда страны.

В процессе функционирования и развития экономики происходит интернализация и изменение ее среды, выходы системы превращаются в ее среду.

Связи экономики со средой зависят от типа среды и могут носить как непосредственный, так и опосредованный характер (см. табл. 2.2).

Внешняя экономическая среда может составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальная экономика будет терять средства в виде не поступивших налогов, производители – в виде неполученной прибыли, работники – зарплаты. Враждебное окружение может побудить увеличить долю военных расходов, снижая тем самым эффективность национальной экономики. Бедность природными ресурсами может стать серьезной проблемой, а природные катастрофы – вызвать отток ресурсов на преодоление их последствий. Государственная политика, если она проводится не в резонансе с национальной экономикой, может негативно повлиять на национальную экономику. Отсутствие надлежащих правовых и социальных норм, обычаев и культуры бизнеса может сделать проблематичным экономическое развитие.

Таблица 2.2

Связи национальной экономики со средой

№ п/п Носитель связи Входы национальной экономики Выходы национальной экономики Тип среды
Товар, капитал, рабочая сила, информация Импорт Экспорт Внешняя экономическая среда
Человек Потребности, интересы, ценности, социальные нормы, качество и уровень жизни Внешняя и внутренняя общественная среда
Вещество, энергия Природные ресурсы и условия Отходы производства, загрязнение окружающей среды и изменение ее состава Внешняя и внутренняя природная среда
Товары, человек, информация Социальные нормы, законодательство, регулирующие сигналы, дотации, пенсии, стипендии, пособия, кредиты Налоги, товары, услуги, кадры Государство

Среда может стать фактором порядка и приводить систему к самоорганизации. В последнем качестве среду общества подробно исследовал известный историк А. Тойнби, который считал, что вызов среды побуждает к росту. Флуктуации, порождаемые внешней средой общества, А. Тойнби называл стимулами развития и выделил несколько типов:

· стимул суровых стран (автор переоценил положительное воздействие данного стимула, поскольку он может не только стимулировать развитие, но и совершенно остановить его, «законсервировав» на столетия, примером чему могут служить эскимосы);

· освоение новых земель;

· стимул ударов: чем сильнее вызов со стороны среды, тем сильнее стимул;

· непрерывное внешнее давление;

· социальное ущемление: чем сильнее ущемляется какая-либо социальная группа или страна, тем сильнее будет ответ на вызов среды.

Конечно, все стимулы действуют неоднозначно и у каждого есть свой предел. В целом все типы сред национальной экономики оказывают сложное и многостороннее воздействие на ее состояние и развитие. Природные условия, например, не только определяют количество и качество ресурсов и тем самым издержки производства и место страны в международном разделении труда, но и отчасти господствующие формы собственности и организации бизнеса.

Но главным средством влияния среды на национальную экономику является ее функция. Функция задается любой системе ее средой и заключается в той роли, которую система играет в среде.

В качестве главных функций национальной экономики выступают:

· выполнение своей роли в системе международного разделения труда;

· удовлетворение материальных и иных потребностей индивидов;

· создание условий для расширенного воспроизводства и развития человека, способов удовлетворения его потребностей, проявления его «сущностных сил»;

· адаптация общества к изменениям природной и социальной среды.

Носителями цели национальной экономики, ее потребностей и интересов являются индивиды как элементы национальной экономики. Население может влиять на цели общества в основном опосредованно, через государственные структуры, и дискретно – в моменты выборов, референдумов, революций снизу.

Соответственно разнообразию потребностей и интересов населения страны, ее географического, политического, военного положения, уровню и стадии развития экономики и множества других факторов цели, стоящие перед национальной экономикой, могут быть столь же разнообразны. Перед одной национальной экономикой может быть поставлена цель – не допустить дальнейшего спада производства, перед другой – повысить темпы роста, перед третьей – стабилизировать их, перед четвертой – перестроить структуру экономики. Поэтому искать единственную, «универсальную» цель для всех национальных экономик – значит сознательно закрывать глаза на существующие различия в экономическом положении стран мира.

Ограниченный объем основных экономических ресурсов определяет необходимость их эффективного и рационального использования - минимизации затрат при максимизации результата. На реализацию этой цели направлена хозяйственная деятельность. Это вид деятельности, направленный на производство благ, основанный на постоянном процессе оценки, сравнения и отбора альтернативных вариантов использования экономических ресурсов, необходимых для этого. Для поддержания постоянного протекания этого процесса существуют определенные экономические агенты - хозяйствующие субъекты. Их отличительной особенностью по сравнению с другими элементами национальной экономики является способность к принятию и реализации самостоятельных решений по организации своей экономической деятельности.

Особенности каждого хозяйствующего субъекта связаны с тем, в каком отношении он находится к экономическим факторам и ресурсам, является это владением или пользованием. Объем находящегося в их распоряжении капитала и экономической власти оказывает непосредственное влияние на выбранную форму хозяйственной деятельности. Это может быть либо непосредственное участие в управлении крупными организациями, индивидуальная предпринимательская деятельность или распоряжение только собственным трудом.

В национальной экономике существуют следующие основные виды хозяйствующих субъектов:

  • 1) домашние хозяйства. Это хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность, связанную с ведением домашнего хозяйства - зачастую это потребление. Они концентрируют в своей собственности значительную часть экономических ресурсов и факторов производства. Их экономическая деятельность направлена на предоставление экономических ресурсов и факторов производства, например рабочей силы, капитала, земли другим хозяйствующим субъектам. Финансовые ресурсы, полученные в результате этого, используются для приобретения необходимых им благ или же для накопления. В зависимости от существующей в обществе структуры и размеров доходов домашние хозяйства имеют специфическую экономическую свободу - право принимать независимые экономические решения;
  • 2) предприятия (организации). Это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена преимущественно на производство благ и инвестирование в этот процесс. В национальной экономике существует большое видовое разнообразие внутри этого хозяйствующего субъекта. Например, они различаются по формам собственности (частные, кооперативные, государственные), по видам и масштабам своей деятельности. Общепринято их деление на финансовые - предприятия, деятельность которых направлена на инвестирование капитала в производство благ, и нефинансовые - предприятия, деятельность которых направлена исключительно на производство благ. Целью деятельности предприятий является исключительно извлечение прибыли из своей деятельности;
  • 3) некоммерческие организации. Это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена не на получение прибыли, а на реализацию специфических, общественно значимых функций. К ним относятся, например, ассоциации бизнесменов, благотворительные фонды и организации, профсоюзные организации, спортивные клубы. Смещение цели их хозяйственной деятельности от извлечения прибыли к удовлетворению потребностей общества делает их значимыми для функционирования национальной экономики. Например, целью деятельности некоммерческих организаций в области науки является развитие научного потенциала страны. Результатом реализации этой чисто некоммерческой цели является развитие трудового потенциала страны, а следовательно всей национальной экономики;
  • 4) государство. Оно является важнейшим субъектом хозяйственной деятельности, существенным образом определяющим характер функционирования национальной экономики. Несмотря на то что его деятельность больше направлена на реализацию административных и санкционирующих функций, оно оказывает большое влияние на характер большого количества протекающих экономических процессов. Для этого оно использует широкий набор методов, позволяющих ему занять активную позицию в национальной экономике. Оценка экономической активности государства производится с привлечением различного рода индикаторов, к числу которых относятся, например, объем государственной собственности, доля благ, производимых государством, объем государственных расходов и налогов в ВВП.

Хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности не могут существовать независимо. Для реализации своих целей им необходимо постоянно взаимодействовать. Это взаимодействие специфично для каждого отдельного хозяйствующего субъекта и непосредственно зависит от характеристики внешней среды. Основой такого взаимодействия, определяющей его характер, являются экономические интересы - причины экономических действий хозяйствующих субъектов. На них оказывают непосредственное влияние положение хозяйствующего субъекта в национальной экономике, реализуемые им экономические функции. Распространенным экономическим интересом домашних хозяйств является увеличение предельной полезности благ при минимизации расходов, необходимых для их приобретения. Это возможно осуществить, например, с помощью расстановки приоритетов в потребностях и осуществления потребления только на основании имеющихся у них ресурсов.

Действия предприятий также неоднозначны: они могут быть направлены либо на извлечение и увеличение прибыли, либо на увеличение экономической власти, занимаемой ими доли рынка, объемов производства. Государство в своей экономической деятельности реализует интересы всего населения, активно воздействует на темпы и масштабы экономического роста и увеличение объемов национального богатства. Определяющее значение имеет реализация приоритетных для всего населения задач, установление фундамента для эффективного взаимодействия всех хозяйствующих субъектов.

Характер взаимодействия хозяйствующих субъектов неоднозначен и разнообразен по своему видовому составу, основу его составляют определенные экономические интересы. Вместе с тем на это оказывают влияние и другие факторы, например интересы общества, социума и нации.

Экономическая система, как комплекс взаимосвязанных элементов, не может функционировать эффективно без ключевых составляющих механизма. Речь идет о ее субъектах.

На первый взгляд кажется, что сторон в сфере экономических отношений очень много, однако, это не совсем так. Будучи поделенными на три основные группы, субъекты экономики осуществляют весь основной перечень действий, на котором и базируется рыночный механизм в целом. Каждая из групп субъектов выполняет ряд функций, это может быть, как реализация товара или сырья, так и посредничество или же инвестирование. В связи с весьма обширным перечнем необходимых функций, которых с каждым годом становится все больше и больше, прекращение работы даже одного субъекта грозит повышенными сложностями для всей экономической системы. Взаимосвязанность элементов является основным преимуществом, и в то же время главным недостатком любой экономической системы, однако, сперва стоит рассмотреть основную классификацию субъектов экономики.

Упрощенная классификация субъектов экономической системы

Классификация являет собой деление всех субъектов на три масштабные группы: государство, домохозяйства и предприниматели. Такая классификация является наиболее простой, в то же время всеохватывающей, так как при детальном анализе любой субъект экономической системы, вне зависимости от масштабов деятельности, в конечном счете может быть отнесен к одной из «родительских» групп.

Государство в качестве субъекта экономической системы

Государство как экономический субъект является той самой видимой рукой рынка, которая была описана Адамом Смитом в своих работах.

Законодательство и государственные учреждения выполняют роль регулирующего органа, однако, не вмешиваются напрямую в деятельность других элементов. Также государство, как экономический субъект, имеет ряд дополнительных функций:

  • Формирование спроса. Функция, которая тесно связана с политикой протекционизма. Государство в этом случае формирует спрос на некоторые виды продукции, тем самым поддерживает национальные предприятия.
  • Обеспечение социальными благами, создание условий для нормального функционирования индивидуумов в экономическом пространстве, что косвенно влияет на продуктивность труда остальных элементов.
  • Формирование юридических норм для регулирования экономической деятельности.
  • Ведение денежной политики. К этой же функции относится проведение монетарной политики, выпуск на , нормирование банковской деятельности.
  • Обеспечение ведения честной конкуренции на рынке.

Государство в качестве субъекта экономической системы выступает координатором (рыночной тип экономики) и управленцем (комодный тип экономики), что обеспечивает условия для ведения сотрудничества всех иных элементов. Ранее на государстве также лежала важная функция по исполнению роли посредника на международном рынке, однако, с появлением транснациональных компаний и финансовых организаций она была упразднена.

Характеристика домашних хозяйств как субъектов экономической системы

Домашние хозяйства – это, в первую очередь, носители первейших и важнейших факторов производства, труда, капитала и земли, то есть обычные индивидуумы, без которых, однако, функционирование предприятий невозможно.

Домашние хозяйства – наиболее масштабная группа экономических субъектов, функции которой заключаются в следующем:

  • Обеспечение денежного круговорота путем получения доходов с целью дальнейшей их траты.
  • Формирование львиной доли спроса на рынке.
  • Формирование трудовых ресурсов.

Также следует помнить о том, что эта группа субъектов экономической системы является носителями интеллектуального капитала – одного из важнейших факторов влияния на степень эффективности экономической системы как на локальном уровне (предприятия), так и на глобальном (государство).

Особенности классификационной группы «предприниматели»

Предприниматели являются, по сути, первичными элементами формирования экономических отношений в том виде, в котором оно существует на сегодняшний день. В качестве экономического субъекта эта группа оказывает непосредственное влияния на экономику в целом.

Впрочем, при командной экономике эта классификационная группа не существовала вовсе, а ее функции ложились на плечи государства. В первую очередь, предприниматели обеспечивают приток ресурсов, товаров и капиталов, остальные же их функции выглядят следующим образом:

  • Формирование спроса не на конечный продукт, а на ресурсы. Речь идет о сырье, первоначальном этапом жизненного цикла любого товара.
  • Формирование предложения на рынке для домашних хозяйств. Несомненно, государство тоже принимает участие в формировании рынка спроса, однако, в реалиях смешанного или рыночного типа экономики, именно предприниматели обеспечивают посредством конкуренции наиболее выгодные условия для потребителя.
  • . Предприниматели являются основными носителями капитала в сфере экономических отношений. В зависимости от целевого сектора их инвестирования, это может отобразиться на национальной экономике как позитивно, так и негативно.

Взаимодействие субъектов экономической системы

Рыночный тип экономики в первоначальном виде полностью исключал влияние государства на , который должен был регулироваться лишь «невидимой рукой», то есть конкуренцией. Однако опыт многочисленных экономических рецессий доказал, что эффективность экономической системы – это сотрудничество всех трех групп субъектов, в результате которого и появляется полезный эффект, как экономический, так и социальный. Цепочка взаимосвязи всех субъектов обязует домашние хозяйства обеспечивать предпринимателей и организаций факторами производства, которые, в свою очередь, реализуют основные виды деятельности, передавая государству право регулирования посредством фискальной и монетарной политики. Лишь при полном взаимовыгодном сотрудничестве становится возможным достижение экономикой пика своего развития.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанных отраслей, видов производств и территориальных комплексов, т.е. система, которая охватывает все сложившиеся формы общественного разделения и кооперации труда. Экономика страны включает в себя материальное и нематериальное производство.

Материальное производство предполагает преобразующее воздействие человека на природу, в результате чего создаются предметы потребления и средства производства. Оно имеет сложную отраслевую, технологическую и функциональную структуру и включает промышленность, состоящую из двух групп отраслей - добывающей и обрабатывающей, сельское и лесное хозяйства, строительство, отрасли, непосредственно связанные с доведением продукта до потребителя (транспорт, торговля, связь).

Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом, имеющим нематериальную форму: научные знания и информация; произведения искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые населению, и т.д. Нематериальное производство включает науку и научное обслуживание, искусство, культуру, образование, здравоохранение и др.

Субъектами национальной экономики являются предприятия (предпринимательские фирмы), домашние хозяйства, государство , сектор заграница, объединенные в единую систему экономическими взаимоотношениями, выполняющими определенные функции в общественном разделении и кооперации труда; производящие товары или услуги.

Сектор домашних хозяйств включает все частные национальные ячейки, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности , и прежде всего рабочей силы.

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех предприятий (фирм), зарегистрированных внутри страны. Их деятельность сводится к закупке факторов производства, продаже произведенной продукции и услуг, поддержанию и развитию производственной базы.

Под государственным сектором подразумеваются все государственные институты и учреждения. Государство занимается производством общественных благ, которые в отличие от благ, производимых в предпринимательском секторе, достаются потребителю «бесплатно», т.е. без непосредственной оплаты каждой потребляемой единицы блага. Экономическая активность государства как макроэкономического субъекта проявляется в закупке благ, взимании налогов и предложении денег .

Сектор заграница включает экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие заграницы на отечественную экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

Основной функциональной целью национальной экономики является удовлетворение потребностей всего населения страны, которую она реализует через выполнение ряда подцелей:

  • стабильный, устойчивый экономический рост;
  • стабильный уровень цен;
  • высокий уровень занятости;
  • поддержание внешнеторгового баланса;
  • достижение высокой эффективности производства;
  • справедливое распределение доходов ;
  • защита окружающей природной среды и улучшение среды обитания человека;
  • экономическая свобода.

Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные и качественные соотношения между различными ее составными частями. Поскольку национальная экономика представляет сложный организм, то в ней можно выделить следующие виды структур:

  • воспроизводственная структура национальной экономики определяется тем, что все ее экономические субъекты (домашние хозяйства, предприятия, государство) воспроизводят свой производственно-экономический потенциал на основе воспроизводства потоков то варов и услуг;
  • отраслевая структура характеризует деление национальной экономики на отрасли - качественно одно родные группы хозяйственных единиц, выполняющие одинаковые по социально-экономическому содержанию функции в процессе общественного воспроизводства. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, строительство, наука и др.);
  • социальная структура предусматривает деление национальной экономики на секторы - совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями. В каждой национальной экономике можно выделить подобные секторы по видам труда (неквалифицированный, квалифицированный и умственный труд); по группам населения (женщины, мужчины, молодежь, нетрудоспособные); по группам предприятий (малые, средние, крупные). Для экономической теории важное значение имеет деление субъектов хозяйствования в соответствии с формами собственности на средства производства;
  • территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы;
  • инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие народнохозяйственный комплекс: транспорт, банки, кредитная система, автомобильные и железные дороги, энерго-, водо-, газоснабжение, связь;
  • структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в объеме экспорта и импорта товаров и услуг.

Макроэкономические пропорции - количественные и качественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Можно выделить следующие виды пропорций:

  • общеэкономические - представляют собой соотношения между наиболее крупными сферами национальной экономики (например, производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством и др.);
  • межотраслевые - это количественные и качественные соотношения между такими отраслями, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и другие отрасли. Они характеризуют долю отдельных отраслей в общем объеме производства и структуру отраслевого распределения производственных и финансовых ресурсов;
  • внутриотраслевые - представляют собой соотношение между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли: например, между выпуском чугуна и стали в металлургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении, производством одежды и обуви в легкой промышленности;
  • территориальные (межрегиональные) - это соотношения, которые рассматриваются в границах определенной территории или между различными экономически ми районами и обусловлены размещением производительных сил и производством продукции в этих районах;
  • межгосударственные - это количественные и качественные соотношения между макроэкономическими показателями отдельных государств, мера участия их в международном разделении труда.

Макроэкономические пропорции можно также классифицировать в зависимости от единиц измерения показателей:

  • натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции в натуральных единицах измерения (т., шт., кг);
  • стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости валового национального продукта - денежной выручки и доходов в сферах материального и нематериального производства; доходов предприятий, государства и населения; обращения товаров и денег в национальной экономике.

Все пропорции носят объективный характер и отражают распределение общественного труда между отраслями и сферами экономики, удовлетворяющими различные общественные потребности. Пропорции складываются и изменяются под влиянием общественных потребностей, научно-технического прогресса, избранного типа экономического роста (экстенсивный или интенсивный), политических событий, стихийных бедствий и т.д.

Макроэкономические пропорции лежат в основе сбалансированности национальной экономики. Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемом используемых средств производства и количеством рабочей силы, между объемами производимых продуктов и потребностями в них и т.д. Основу сбалансированности составляет пропорциональность.

На практике сбалансированность и пропорциональность обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций в экономике. Полного соответствия между отраслями в реальной жизни практически не бывает. Поэтому существует постоянная необходимость в поддержании сбалансированности путем корректировки пропорций между отдельными сферами и отраслями экономики. О сбалансированности макроэкономики можно говорить лишь в том случае, если величина и структура совокупного спроса совпадают с аналогичными параметрами совокупного предложения, т.е. если весь произведенный продукт будет потреблен.

Основные понятия темы

Национальная экономика. Структура национальной экономики. Воспроизводственная структура. Отраслевая структура. Социальная структура. Территориальная структура. Инфраструктура. Структура внешней торговли. Макроэкономические пропорции. Сбалансированность национальной экономики.

Контрольные вопросы

  1. Какие сферы включает национальная экономика?
  2. Какие подразделения имеет материальная сфера?
  3. Раскройте модель взаимодействия хозяйствующих субъектов в национальной экономике.
  4. В чем состоит основная функциональная цель национальной экономики и через какие подцели она реализуется?
  5. В чем состоит сущность экономической политики государства?
  6. Чем обусловлено различное содержание структуры национальных экономик различных стран?
  7. Чем обусловлена необходимость структурной перестройки в Республике Беларусь?
  8. Какие виды пропорций определяют макроэкономические пропорции?
  9. Под влиянием каких факторов изменяются макроэкономические пропорции?
  10. Какие тенденции макроэкономических пропорций имеют место в современном мире?
  11. Что означает сбалансированность и пропорциональность национальной экономики и как они достигаются?
  12. Назовите проблемы сбалансированности экономики Беларуси и основные пути ее достижения?