Организационная структура финансовой системы - совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками


Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему.  

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления1 требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.  

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.  

Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий, сопряженных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде четырех денежных потоков и иметь четкие стоимостные характеристики. Денежные потоки влияют на всю структуру бухгалтерского баланса, активы и пассивы и финансовую устойчивость предприятия. Отток части денежных средств предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъятие этих ресурсов из его индивидуального кругооборота. Указанные средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.  

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.  

Во-первых, под государственными финансами может пониматься совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней (в том числе социальной) государственной политики.  

Финансовая система.  

Итак, финансовая система (рис. 3.1.) представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.  

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.  

Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - физические и юридические лица. Существенным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют производительного использования, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Как правило, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки - кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.  

Следует отметить, что под термином финансовая система в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране1, т.е. имеются два значения понятия финансовая система. В настоящей главе финансовая система рассматривается только как совокупность финансовых отношений.  

Результатом такого пере-аспределения является формирование финансовых ресурсов ор-государственной власти и органов местного самоуправле-в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. Данные органы, на которые обществом возлагается удовлетворение общественных потребностей, являются обязательными участниками бюджетных отношений, благодаря чему последние легко вычленяются из совокупности финансовых отношений.  

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики1, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходования.  

Финансовая система

Финансовая система

Финансовая система - сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность.

По-английски: Financial system

Финансовый словарь Финам .

Финансовая система

термин, употребляемый для обозначения разных по своей сути понятий: а) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой. В этом значении финансовая система страны включает три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; государственные финансы. Каждая из них состоит из звеньев; б) совокупность финансовых учреждений страны, к которым относятся финансовые органы и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.

Терминологический словарь банковских и финансовых терминов . 2011 .


Смотреть что такое "Финансовая система" в других словарях:

    Форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Содержание 1 Сущность финансовой системы 2 Структура финансовой системы … Википедия

    Совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений). Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2… … Экономический словарь

    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА - совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений) … Юридическая энциклопедия

    Совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие звенья (институты): а) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; … Юридический словарь

    1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны. При социализме исходное звено финансовой системы финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства2)] Совокупность финансовых учреждений страны. В … Большой Энциклопедический словарь

    1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны; 2) совокупность финансовых учреждений страны. В широком смысле охватывает и кредитные учреждения (Кредитная система). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф… … Политология. Словарь.

    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ - совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие институты: 1) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; 2)… … Юридическая энциклопедия

    Financial system сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств … Словарь бизнес-терминов

    1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны. 2) Совокупность финансовых учреждений страны. В широком смысле охватывает и кредитные учреждения (см. Кредитная система). * * * ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА,… … Энциклопедический словарь

    Финансовая система РФ - это объективно обусловленная внутренним строением финансов совокупность взаимосвязанных звеньев, отражающих отдельные группы финансовых отношений. Финансовая система РФ представлена следующими звеньями: бюджетная система с входящими в нее… … Большой юридический словарь

Книги

  • Финансовая система и экономика , . Главное преимущество книги - ее комплексный характер. В ней рассмотрены вопросы теории, истории и практики финансов, бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, налогов, казначейства,…
  • Финансовая система субъекта Российской Федерации , М. Н. Бродский. В работе освещается финансовая система субъекта Российской Федерации (по материалам Санкт-Петербурга), приведены ее теоретические основы, дается понятие этой системы и ее строение. При…

Финансовая система

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. В какой исторический период появились финансы?

Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы; При первобытно-общинном строе не было классов, не было государства. Первое государство возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы – рабовладельцев и рабов.

2. Что старше: термин «финансы» или финансовые отношения?

3. Что такое процесс распределения?

Финансовые операции обеспечивают формирование доходов, поступлений и накоплений одних субъектов (организаций, государства, домохозяйств) и расходование средств других. Такой процесс называется распределением .

4. Всегда ли распределение бывает в денежной форме? Приведите примеры неденежного распределения общественного продукта?

5. Какие субъекты участвуют в распределении?

Домохозяйства. Госуд.и муниципальные органы, ораганизации

6. Какие первичные доходы формируются в процессе распределения и подлежат перераспределению?

7. В 1999 году в нашей стране валовое потребление превысило объем ВВП, объясните причину.

8. Перечислите специфические признаки финансов и дайте определение финансов. Финансы – совокупность денежных отношений, связанных с распределением ВВП, поступлений от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства, в результате которых у домохозяйств, организаций, а также органов государственной власти и местного самоуправления формируются и используются денежные доходы, поступления и накопления в целях социально-экономического развития.

9. Приведите примеры финансовых операций и отметьте при этом общие черты. финансовые операции органов государственной власти и местного самоуправления по привлечению (заимствованию) средств на финансовом рынке для покрытия дефицита бюджетов

10. Всегда ли финансовые ресурсы бывают в фондовой форме?

11. Почему в условиях административно-командной системы экономики финансовые ресурсы всегда рассматривались как фонды денежных средств?

12. Назовите характерные черты финансовых ресурсов?

13. Приведите примеры, когда финансовые ресурсы находятся не в собственности тех или иных субъектов, а в оперативном управлении.

14. Приведите примеры фондов денежных средств коммерческих и некоммерческих организаций, органов власти и местного самоуправления.. Перечислите методы формирования и использования финансовых ресурсов.

15. Определите понятие «финансовый рынок».

Финансовый рынок – это особая сфера экономических отношений, которые возникают по поводу перераспределения имеющихся финансовых ресурсов всех субъектов экономики на основе механизма купли-продажи в различных формах временно свободных денежных средств населения, организаций, государства и местного самоуправления.

16. Какие возможности дает финансовый рынок тем или иным субъектам? Назовите основные элементы финансового рынка?

17. Приведите примеры мобилизации средств коммерческими организациями на финансовом рынке.

18. Приведите примеры размещения средств различных экономических субъектов на финансовом рынке.

19. Доступность привлечения дополнительных средств на финансовом рынке различными субъектами хозяйствования.

20. Любую ли совокупность элементов можно называть системой?

21. Какие характерные черты системы вы можете назвать?

22. Сравните понятия «финансовая система» и «экономическая система».

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: - социально-экономические отношения; - организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; - хозяйственный механизм; - система стимулов и мотиваций участников; - экономические связи между предприятиями и организациями.

финансовая система - это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

23. Чем отличается подход, используемый для определения финансовой системы, от подхода, используемого для определения денежной, кредитной и банковской систем?

24. Дайте определение финансовой системы.

совокупность организованных и взаимосвязанных между собой финансовых отношений в обществе;

25. Назовите сферы финансовой системы. Финансы домохозяйств, финансы организаций, государственные и муниципальные финансы

26. Перечислите возможные критерии выделения отдельных элементов финансовой системы.

27. Приведите пример влияния внешних факторов на изменения, происходящие в финансовой системе.

28. Приведите пример взаимосвязи отдельных сфер финансовой системы.

Финансы домохозяйств и организаций взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами – при уплате налогов и страховых взносов в бюджеты и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования своей деятельности и т.д.

29. К каким сферам финансовой системы можно отнести налоги? страхование? Налоги – гос.финансы, страхование – финансы организаций

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений.

По природе своей финансовые отношения являются распределительными, при чем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание.

Наиболее известная и эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи денег – финансовая система. Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом – это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства .

Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в течение короткого времени, а другая система действует наоборот – позволяет совершить быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант финансовой системы на достаточно небольшой срок.

В современных условиях финансовая система состоит их четырех звеньев – государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов.

Специальные правительственные фонды – важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения. Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, по стольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются. Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения . Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными. В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяют на следующие :

- научно-исследовательские;

- экономические;

- социальные фонды;

- фонды личного и имущественного страхования;

- военные фонды;

- инвестиционные фонды.

Основная часть специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

35. Модель IS-LM

Модель Гикса (или модель "I-S, L-M").

Задача:

Отразить двойное равновесие на одной модели - между товарным рынком (где реализуются товары, составляющие валовой продукт страны) и денежным рынком (где продаются и покупаются деньги, капиталы). Эти 2 рынка определяют всё функционирование МКС.

Mодель IS-LM (инвестиции (I), сбережения (S), (предпочтение ликвидности = спрос на деньги) (L), деньги (M )) - макроэкономическая модель, которая описывает общее макроэкономическое равновесие, образующееся путем комбинации моделей равновесия на товарном (кривая IS) и денежном (кривая LM) рынках. Модель была разработана английским экономистами Джоном Хиксом и Элвином Хансеном и впервые использована в 1937 году.

Модель

Кривая IS сдвигается вправо. Новая точка равновесия отличается более высоким национальным доходом и высокой процентной ставкой.

Каждая точка на кривой IS соответствует равновесию на товарном рынке, которое определяется соотношением ВВП (Y) и процентной ставки (i). Кривая IS моделирует две зависимости:

· Зависимость объёма инвестиций от процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем ниже инвестиции. (Издержки перевода. Имеется в виду, что при высокой ставке низкодоходный бизнес перестает функционировать - из него забирают инвестиции). Следовательно, падает национальное производство, и вместе с ним национальный доход. (Однако, если это реакция на подорожавшие ресурсы, это адекватное ситуации снижение производственной деятельности. Нарастить производство в данной ситуации можно внедрением новых технологий.)

· Кейнсианский крест

В свою очередь, каждая точка на кривой LM соответствует равновесию на денежном рынке. Кривая LM моделирует зависимость процентной ставки от национального дохода. Чем выше доход, тем выше процентная ставка (высокий доход → более высокие расходы, связанные с потреблением → более высокий спрос на наличные деньги → более высокая процентная ставка).

Только в точке пересечения кривых достигается равновесие между обоими рынками.

Интерпретация

Модель IS-LM позволяет визуализировать взаимосвязь таких макроэкономических величин как процентная ставка, денежная масса, уровень цен, спрос на наличные деньги, спрос на товары, производственный уровень экономики. Изменения одной или нескольких этих величин приводят к смещению точки пересечения кривых LM и IS, которая в свою очередь определяет уровень производства (и дохода) экономики, а также соответствующий уровень процентной ставки.

Общий вывод:

Государство имеет в своих руках серьёзные рычаги воздействия на МКР (на каждый из рассмотренных элементов может воздействовать гос-во).

36. Типы циклов

В рыночной экономике состояние равновесия периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема сменяются периодами спада. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.

Экономический цикл включает в себя ряд последовательных, сменяющих друг друга фаз, выражающих неравномерность экономического развития. В конечном итоге цикл повторяется.

Экономическая теория выделяет ряд циклов экономического роста:

· Длинноволновые циклы, выражающие долговременные колебания экономической активности с периодом около 50 лет и получившие названия «циклов Кондратьева»;

· Нормальные (большие промышленные циклы) с периодом в 8-12 лет и

· Малые циклы, или «циклы Китчина» продолжительностью 3-4 года. Это тот срок, который необходим для массового обновления основных фондов.

1. Малые (короткие) циклы - это регулярные колебания уровня деловой активности, которые происходят каждые 3-4 года. Они связаны с необходимостью восстановления равновесия на потребительском рынке. Дефицит товара или услуги на рынке вызывает перепрофилирование производства и появление новой структуры отрасли или народного хозяйства с внутренней перегруппировкой имеющихся производственных сил и мощностей.

2. Нормальные циклы или промышленные – кризисы, связанные в основном с изменением спроса на оборудование и сооружения.

3. Большие циклы называют также "длинными волнами" Кондратьева. Кондратьев открыл в 1922г. периодичность научно-технического и социального развития общества. Эти процессы находят свое отражение и в экономике: изменяются темпы роста общественного производства, занятость, структура хозяйства. Большой цикл продолжается 40-60 лет. Согласно этой теории цикл состоит из двух волн - повышательной и понижательной, каждая из которых продолжается около 30 лет. Повышательной волне предшествует всплеск технических изобретений, в процессе нарастания этой волны расширяются мировые экономические связи. Длинные волны вмещают в себя несколько деловых циклов и оказывают существенное влияние на характер протекания последних. Движущей силой больших циклов являются революционные научно-технические открытия, оказывающие существенное влияние на способ производства и полностью обновляющие производственную базу. Большой кризис сопровождается обновлением всей системы рыночных отношений, условий производства и обмена, преобразованием структуры экономики (возникновением новых отраслей) и ценовых пропорций. Часто кризис сопровождается изменениями в социально-политической и культурной сферах: прогрессивными реформами, войнами, изменениями границ и т.п.

Э.Хансен, основываясь на данных экономической истории США, излагает концепцию множественности циклов. По его мнению, данные по развитию народного хозяйства Соединенных Штатов позволяют выделить, по крайней мере, 3 модели циклических колебаний:

1) "малые циклы" - длятся от 2 до 9 лет и порождаются неравномерностью воспроизводства оборотного капитала (на базе колебаний капиталовложений в товароматериальные запасы);

2) "большие циклы" - продолжительностью 6-13 лет, причиной которых служит неравномерность вложений в основной капитал;

3) "строительные циклы" - продолжаются в среднем от 17 до 18 лет с амплитудой колебаний от 16 до 20 лет.