Обоснование роли фармацевтической помощи в развитии современного здравоохранения. Роль фармацевта в информировании пациента о самолечении Роль фармацевтического работника в системе здравоохранения

  • ГЛАВА 5 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
  • ГЛАВА 6 ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИГНОРИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ И РАСПРОСТРАНИТЕЛЯМИ ФАЛЬСИФИКАТА
  • ГЛАВА 7 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ
  • ГЛАВА 8 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТРИБЬЮЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
  • ГЛАВА 10 ФИЛОСОФИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ XXI ВЕКА
  • ГЛАВА 11 ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС КАК МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВИЗОРА
  • ГЛАВА 12 ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА С ВРАЧАМИ, КОЛЛЕГАМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
  • ГЛАВА 13 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
  • ГЛАВА 9 РОЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    ГЛАВА 9 РОЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    Активный интерес мирового сообщества к роли фармацевта в системе здравоохранения проявился во второй половине 1980-х годов. Именно в этот период во многих странах стало особенно заметным сужение традиционной сферы деятельности фармацевтов - изготовление лекарств по экстемпоральной рецептуре. Фактически к тому времени выпуск ЛС практически полностью стал осуществляться в условиях промышленного производства. Сфера реализации ЛС претерпела существенные изменения: в некоторых странах (Япония, США) прочно утвердилась практика их отпуска врачами; расширилась продажа в общей торговой сети (например, в супермаркетах); более популярной стала продажа ЛС по почте, в последние годы - через Интернет. Оптовой реализацией ЛС все больше занимаются бизнесмены, не имеющие фармацевтического образования. Используя несовершенство законодательства, во многих странах появились многочисленные, не имеющие фармацевтического образования посредники между производителями и розничными аптечными учреждениями.

    Одновременно усложнялись другие сферы деятельности в фармацевтическом секторе, такие как разработка и производство препаратов, контроль их качества, снабжение, распределение, выбор и рациональное использование ЛС, государственное регулирование фармацевтического рынка и т.д. Возникла проблема фальсифицированных препаратов, что потребовало определенной переориентации системы контроля качества. В тех сферах деятельности, где традиционно доминировали специалисты с медицинским, химическим, экономическим образованием, ощущалась потребность в работниках, имеющих фармацевтическое образование. Таким образом, возникла ситуация, когда, с одной стороны, знания фармацевтов оставались невостребованными, а с другой - фармацевты в недостаточной степени привлекались в новые сферы деятельности. Недооценка значения работы фармацевтов неизбежно ведет к недостаточному исполь-

    зованию их потенциальных возможностей и профессиональных знаний, а также вынуждает этих специалистов преследовать лишь экономические интересы (больше продавать, продавать наиболее дорогие лекарственные средства и т.д.).

    Следует отметить, что к середине 1980-х годов необходимость пересмотра кадровой структуры назрела во всех сферах здравоохранения. В 1985 г. Комитет экспертов ВОЗ для реализации стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» призвал заново определить роль и функции всех категорий работников здравоохранения.

    С конца 1980-х годов при поддержке ВОЗ прошел ряд совещаний, в результате которых была определена новая роль фармацевтического работника в системе здравоохранения.

    В 1988 г. в Мадриде (Испания) состоялось Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», участники которого пришли к следующим выводам:

    Врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к выбору ЛС; фармацевт - это консультант врача, он принимает участие в выборе ЛС и дает рекомендации относительно их рационального использования;

    Фармацевты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения ЛС; фармацевты должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах ЛС;

    Фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни.

    Так же в 1988 г. в Нью Дели (Индия) прошло совещание Международной Фармацевтической Федерации (МФФ) «Содержание фармации и функции фармацевтов». Его участники подтвердили выводы Мадридской встречи, касающиеся роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, и сформулировали рекомендации относительно сферы деятельности фармацевтов помимо аптечной сети. По их мнению:

    Подразделение министерства здравоохранения, ответственное за фармацевтическую службу, должно иметь такое же значение, как и другие подразделения;

    Фармацевты с опытом работы должны участвовать в разработке законодательства о ЛС;

    Руководство закупками, хранением и распределением ЛС должны осуществлять фармацевты, а не врачи. Фармацевты, пройдя

    соответствующую подготовку, должны возглавлять национальные контрольно-аналитические лаборатории, их можно привлекать к работам по регистрации и пострегистрационному контролю качества ЛС, к участию в клинических испытаниях и т.п.

    Фармацевты должны быть членами «бригады работников здравоохранения», совместно с другими специалистами участвовать в научных исследованиях, подготовке медицинских кадров, распространении информации, работе международных организаций.

    На совещании МФФ «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества» (Токио, 1993 г.) была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациента. Участники совещания предложили осуществлять фармацевтическую помощь как в отношении каждого пациента, так и всего населения. Это предполагает:

    Предоставление пациентам достоверной и объективной информации о препаратах;

    Участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения ЛС;

    Разработку методических указаний и критериев для составления формуляров;

    Разработку систем распределения ЛС.

    На 47-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) в мае 1994 г. была принята резолюция «Роль фармацевта в поддержке Пересмотренной стратегии ВОЗ в области ЛС» (ВАЗ 47.12), которая содержит важный вывод о том, что «фармацевт может играть ключевую роль в системе общественного здравоохранения». В Резолюции ВАЗ обоснована необходимость участия фармацевтов в разработке соответствующих постановлений и правил, регулирующих работу в фармацевтической сфере. Странам - членам ВОЗ было предложено определить роль фармацевтов в реализации Национальной лекарственной политики в рамках стратегии «Здоровье для всех»; в полной мере использовать знания фармацевтов на всех уровнях системы здравоохранения, в особенности в разработке Национальной политики в области ЛС.

    В ходе 3-го Ежегодного Совещания Европейского Форума фармацевтических ассоциаций и ВОЗ, состоявшегося в мае 1994 г. в Копенгагене (Дания) с целью повышения эффективности систем здравоохранении, были приняты следующие принципы:

    ЛС нельзя рассматривать исключительно в качестве товара;

    Снабжение населения лекарствами должно осуществляться только через аптечные учреждения;

    На всех стадиях распределения ЛС необходимо осуществлять контроль со стороны профессионалов;

    Обязанность фармацевта - руководствоваться строгими этическими правилами и нормами профессионального поведения и осуществлять личный контроль за распределением лекарств среди населения;

    Фармацевт должен быть свободен от экономического влияния на осуществление своей деятельности со стороны нефармацевтов;

    Специальное фармацевтическое образование дает провизору исключительное право:

    Лично отвечать за реализацию продукции фармацевтического производства на рынке;

    Возможность гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и вопросами снабжения населения лекарствами;

    Управлять аптекой.

    Данные принципы и современные взгляды на особую ответственность фармацевтов за обеспечение качества фармацевтической продукции нашли отражение в Добротной аптечной практике ВОЗ(GРР).

    Важным итогом третьего консультативного совещания ВОЗ «Роль фармацевтов в системе здравоохранения. Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ» (Ванкувер, 1997 г.) является составление современных требований к фармацевту, получивших название «фармацевт 7 звездочек»:

    1) работник системы здравоохранения, член команды;

    2) способен принимать ответственные решения;

    3) специалист по коммуникации - посредник между врачом и пациентом;

    4) готов к лидерству в интересах общества;

    5) руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;

    6) готов учиться всю жизнь;

    7) наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов. Данные требования направлены на усовершенствование личностных качеств, которые наряду с приобретаемыми профессиональны-

    ми навыками позволят специалисту занять достойное место среди работников системы общественного здравоохранения.

    Ключевой вопрос четвертого консультативного совещания ВОЗ «Роль фармацевта в самолечении больного» (Гаага, 1998 г.) - оказание фармацевтами содействия людям, изъявившим желание лечиться самостоятельно. Было отмечено, что во многих странах наметилась тенденция к увеличению числа больных, предпочитающих самолечение. Обязанность фармацевта, согласно рекомендациям данного совещания, установить доверительные отношения с пациентом и рекомендовать ему высококачественные ЛС, а также взаимодействовать с другими работниками здравоохранения, государственными и общественными организациями, представителями фармацевтической промышленности и т.п.

    Участники совещания рассматривали вопрос о самолечении как часть Добротной аптечной практики (ДАП, GPP).

    Первое руководство по ДАП разработано в 1992 г. Международной фармацевтической федерацией под названием «Добротная аптечная практика в общественных и больничных аптеках». На конгрессе МФФ в Токио (1993 г.) был одобрен текст ДАП/МФФ в рамках Токийской декларации по стандартам качества аптечных услуг, которая гласит: «Стандарты являются важным компонентом при оценке качества обслуживания потребителя. Принимая на заседании Совета Федерации в Токио 5 сентября 1993 г. Руководство по добротной аптечной практике, Международная фармацевтическая федерация выражает уверенность, что стандарты, основанные на данном руководстве, будут использованы национальными фармацевтическими организациями, правительствами и международными фармацевтическими организациями при установлении национальных стандартов Добротной аптечной практики. Руководство по надлежащей аптечной практике охватывает и основывается на услугах, оказываемых фармацевтами. Руководство рекомендует установить национальные стандарты для: пропаганды здорового образа жизни, для снабжения лекарственными препаратами и медицинскими устройствами, для самопомощи больных, а также улучшения практики назначения и использования лекарственных средств посредством деятельности фармацевтов. МФФ призывает фармацевтические организации и правительства к совместной деятельности по введению соответствующих стандартов или их пересмотру в странах, где уже действуют национальные стандарты, в свете рекомендаций документа по Добротной

    аптечной практике. Документ по ДАП МФФ был представлен в Комитет экспертов ВОЗ и стал базой для осуществления некоторых принципов, воплощенных в резолюции ВАЗ 47.12. После пересмотра документ был представлен ВОЗ в 1996 г. - «Добротная аптечная практика в коммунальных и больничных аптеках».

    Фармацевтическая группа Европейского Союза в 1998 г. разработала документ по ДАП для Европы, в котором особое внимание уделялось странам ЕС - «Надлежащая аптечная практика в Европе».

    В 2001 г. ВОЗ разработала руководство «Добротная аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов». Рекомендации, изложенные в руководстве, призваны помочь регуляторным органам и руководителям аптек в их работе по внедрению стандартов ДАП как на государственном уровне, так и на уровне аптечных учреждений.

    Руководство ВОЗ/ДАП «Добротная аптечная практика в коммунальных и больничных аптеках» можно рассматривать как свод профессиональных задач, стоящих перед национальными фармацевтическими ассоциациями и правительствами.

    Согласно Руководству главная задача аптечной практики заключается в обеспечении лекарствами, другими изделиями медицинского назначения и услугами здравоохранения, а также в оказании помощи людям и обществу в их наилучшем применении.

    Добротная аптечная практика (GPP) ВОЗ требует, чтобы:

    Первой задачей, стоящей перед фармацевтом, было благосостояние больного независимо от его местонахождения;

    Основной деятельностью аптеки являлось обеспечение больных лекарствами и другими изделиями медицинского назначения, соответствующей информацией, советами, а также для фиксирования побочных эффектов от применения лекарств;

    Составной частью деятельности фармацевта являлось содействие рациональному и экономному назначению и правильному использованию ЛС;

    Каждый элемент аптечной услуги был ориентирован на отдельную личность, был четко определен и эффективно доведен до каждого участника.

    Руководство по ДАП охватывает участие в деятельности по укреплению здоровья и предотвращению ухудшения состояния здоровья населения. Если же лечение необходимо, то должен быть обеспечен процесс правильного применения ЛС человеком, чтобы

    добиться максимального терапевтического эффекта и избежать неблагоприятных воздействий лекарства. Это предполагает, что фармацевты совместно с другими работниками здравоохранения, а также с больными принимают на себя коллективную ответственность за результат лечения.

    В рамках концепции ДАП пропагандируется более интенсивное сотрудничество врача, больного и фармацевта, что позволит оптимизировать использование ЛС и поможет в оценке результатов лечения. Фармацевт должен способствовать повышению качества процесса применения ЛС. Подчеркивается, что аптека - это важный источник информации о потреблении и применении медикаментов.

    Для удовлетворения требований ДАП необходимо, чтобы:

    Основой идеологии практики являлись профессиональные факторы, хотя признается также значение и экономических факторов;

    Фармацевт вносил вклад в решения по применению ЛС;

    Фармацевт владел необходимой медицинской и фармацевтической информацией о каждом больном; получение такой информации упрощается, если больной предпочитает постоянно пользоваться услугами одной аптеки или доступна карта назначений для больного;

    Фармацевт имел независимую, исчерпывающую, объективную текущую информацию о используемой терапии и ЛС;

    Фармацевты, занятые во всех областях фармацевтической практики, приняли личную ответственность за поддержание и оценку своей компетентности в течение всего времени их профессиональной деятельности;

    Были установлены национальные стандарты ДАП, которым должны будут следовать практикующие фармацевты.

    Концепция ДАП - это средство, которое позволяет осознать и осуществить обязательства, возложенные на всех практикующих фармацевтов.

    В процессе разработки руководств по ДАП было реализовано стремление к тому, чтобы посредством их внедрения изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, в особенности в части:

    Укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний;

    Безопасного, эффективного и экономичного самолечения;

    Выявления и решения проблем, касающихся использования ЛС.

    Для внедрения ДАП в стране должны быть установлены и внедрены в профессиональную деятельность национальные стандарты по следующим видам деятельности:

    Деятельность, связанная с укреплением здоровья, избежанием ухудшения здоровья и достижением здорового образа жизни;

    Деятельность, связанная с отпуском и использованием ЛС;

    Деятельность, связанная с самолечением, включая советы по лекарствам и в случаях, когда это целесообразно, с предоставлением лекарств и других видов для лечения симптомов недомогания, которые успешно устраняются с помощью самолечения;

    Деятельность, связанная с влиянием на назначение и применение ЛС.

    В каждом из основных элементов ДАП различают виды деятельности; методы и требования, необходимые для осуществления данных видов деятельности; оборудование и помещения для осуществления данной деятельности; квалификацию работников; методы оценки этой деятельности, для которых могут быть разработаны стандарты; просвещение и предотвращение ухудшения здоровья; просветительская деятельность, связанная с предотвращением ухудшения здоровья, профилактикой заболеваний и укреплением здоровья.

    Согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, поэтому обеспечение безопасного применения ЛС является одной из первоочередных задач государства. Однако агрессивная реклама ЛП и бесконтрольный отпуск безрецептурных препаратов из аптек не позволяют в полной мере реализовать обязанности государства по безопасному использованию медикаментов.

    Кроме того, не доказана абсолютная безопасность ни одного лекарственного препарата, в том числе тех из них, которые подлежат безрецептурному отпуску. Это обязывает фармацевтического работника при отпуске препаратов безрецептурного отпуска более внимательно подходить к выбору ЛП посетителем аптеки и дать квалифицированную консультацию.

    Кроме того, известно психологическое воздействие врача и провизора на пациента при общении с ним, что подтверждается эффектом «плацебо», а также такими заболеваниями, как ятрогении (нарушение психики больного в результате неправильного поведения врача и фармацевта). Это подтверждает тезис о значимости информации, получаемой посетителями в аптеке и роли провизора, влияние которого многократно возрастает при отпуске безрецептурных препаратов.

    Вопрос о роли фармацевтов (провизоров) неоднократно поднимался на совещаниях и съездах, которые были проведены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Международной фармацевтической федерацией (МФФ - FIP) начиная с 1988 года на региональном и международном уровнях. При этом во всем мире специалистов с высшим образованием называют «фармацевт», а со средним образованием - «помощник (ассистент) фармацевта».

    К документам ВОЗ о роли фармацевтов относят доклады пяти совещаний ВОЗ, Резолюцию Ассамблеи 1994 г. (ВАЗ 47.12) и методические рекомендации относительно надлежащей фармацевтической практики (GPP). К настоящему времени проведено пять совещаний ВОЗ по данной проблеме: - Европейское региональное совещание, Мадрид, 1988 г. «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке». - Первое (глобальное) совещание, Нью-Дели, 1988 г. «Содержание фармации и функции фармацевтов». - Второе совещание, Токио, 1993 г. «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества». - Третье совещание, Ванкувер, 1997 г. «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ». - Четвертое совещание, Гаага, 1998 г. «Роль фармацевта в самолечении и самомедикации».

    На совещании в Ванкувере были сформулированы современные требования к фармацевтическому работнику, получившие название «Фармацевт 7 звезд», что следует рассматривать как обязательный минимум для фармацевта во всем мире:

    • работник системы здравоохранения, член команды;
    • способен принимать ответственные решения;
    • специалист по коммуникации - посредник между врачом и пациентом;
    • готов к лидерству в интересах общества;
    • руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;
    • готов учиться всю жизнь;
    • учитель, участвует в подготовке будущих поколений фармацевтов.

    Как видно из перечисленных требований, акцент сделан не на какие-либо специальные знания, а на черты личности, которые вместе с навыками постоянного овладения новыми знаниями позволят специалисту занять достойное место в системе охраны здоровья граждан.

    Каткова А.Д., Кирщина И.А., Солонинина А.В.

    УДК 614.2:615.1:613.6.01

    Каткова Анастасия Давидовна, аспирант
    Кирщина Ирина Анатольевна, канд. фармац. наук
    Солонинина Анна Владимировна, д-р фармац. наук, проф.
    Пермская государственная фармацевтическая академия Минздравсоцразвития России

    Обоснована целесообразность включения аспектов фармацевтической помощи в государственные программы в сфере здравоохранения для решения ключевых вопросов охраны здоровья населения.
    Ключевые слова: фармацевтическая помощь, охрана здоровья граждан

    The usefulness of the integration of pharmaceutical care in public programs in the health sector to address key issues of public health is substantiated in this article.
    Keywords: pharmaceutical care, health protection

    Одной из главных концептуальных задач социальной политики государства является охрана здоровья граждан. Современное здравоохранение представляет собой систему, состоящую из множества звеньев, отлаженная работа которых обеспечивает сохранение трудовых резервов страны, а также во многом определяет качество и уровень жизни населения. Важной составляющей эффективной государственной политики в сфере здравоохранения является использование и координирование возможных ресурсов, обеспечение консолидации усилий всех отраслей, напрямую или косвенно связанных с охраной здоровья населения. Одной из ведущих отраслей данной сферы является фармация, значимость которой зачастую не находит должной оценки при разработке систем реализации социальных гарантий граждан.
    Данная проблема неоднократно обсуждалась в ходе совещаний и съездов Всемирной Организации Здравоохранении (ВОЗ) и Международной фармацевтической федерацией (МФФ - FIP). Начиная с 1988 года на региональном и международном уровнях, регулярно поднимались вопросы недостаточного применения знаний, навыков и ресурсов фармацевтической науки. Итогом многочисленных совещаний, посвященных формированию нового направления практической фармации стала разработка и внедрение руководства по Надлежащей аптечной практике, цель которого - изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, особенно в отношении: укрепления здоровья и профилактики заболеваний; безопасного, эффективного и экономичного самолечения; выявления и решения проблем, касающихся применения лекарственных средств. Таким образом, исходя из доказанной роли фармацевтического работника в системе здравоохранения следует, что для решения ключевых вопросов охраны здоровья населения должны активно привлекаться фармацевтические специалисты, а консолидация усилий практической медицины и фармации может быть вполне продуктивной.
    Тем не менее, существующее нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения в Российской Федерации не закрепляет в ключевых документах должной роли фармацевтических специалистов в реализации мероприятий, направленных на сохранение здоровья нации. Так, Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", определяет фармацевтического работника исключительно как «физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка», т.е. ограничивает функции фармацевтических работников лишь сферой обращения ЛС и не определяет роль фармацевта в реализации программ по улучшению показателей общественного здоровья.
    Кроме того, Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", дает определение фармацевтической деятельности как «…деятельности, включающей в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов», а аптечной организации - как организации, осуществляющей лишь «…розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения». Таким образом, данные документы ограничивают фармацевтическую деятельность областью обращения лекарственных средств, а фармацевтического работника - как специалиста по реализации данного товара, при этом в Образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) ФАРМАЦИЯ (Приказ Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. N 38) в характеристике профессиональной деятельности специалистов среди прочего указываются: «проведение мероприятий по квалифицированному информированию населения о безрецептурных лекарственных средствах, биологически активных добавках к пище, изделиях медицинского назначения»; «оказание консультативной помощи специалистам медицинских организаций, фармацевтических предприятий и организаций и населению по вопросам применения лекарственных средств»; «проведение санитарно-просветительной работы»; «формирование мотивации пациентов к поддержанию здоровья».
    Исходя из вышесказанного следует, что фармацевтический специалист, окончивший высшее учебное заведение по специальности «Фармация», должен быть готов к осуществлению фармацевтической помощи согласно правилам Надлежащей аптечной практики, но современное российское законодательство не предусматривает реализации его функций в этом направлении.
    В настоящее время одним из ключевых направлений современного здравоохранения Российской Федерации является снижение уровня заболеваемости, а также увеличение средней продолжительности жизни больных социально-значимыми заболеваниями, перечень которых сформирован на основе анализа структуры заболеваемости и причин смертности населения Российской Федерации и утвержден Распоряжением Правительства № 1706-р от 11 декабря 2006 года. В этой связи, Постановлением Правительства № 280 от 10.05.2007 определена Федеральная целевая программа предупреждения и борьбы с социально-значимыми заболеваниями в разрезе конкретных нозологий. Целью данной Программы является снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных. Одной из задач Программы определено совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях, при этом в предлагаемых мероприятиях по реализации данной задачи не нашли отражения вопросы фармацевтического менеджмента и фармацевтической помощи.
    Зарубежная практика показывает, что консолидация усилий медицинских и фармацевтических работников в области персонифицированной помощи больным хроническими заболеваниями оказывает положительное влияние на течение болезни. Так, в Великобритании пациентам, страдающим сахарным диабетом, который включен в России в Перечень социально значимых заболеваний, предоставляется дополнительная помощь, включающая анализ лекарственной терапии с учетом лабораторных показателей, а также индивидуальное консультирование пациента по многим вопросам, связанным с данным заболеванием. Анализ эффективности прописанных мер показал, что ни один из пациентов, получавших данные услуги, не был госпитализирован в результате возникновения и/или обострении осложнений диабета, в то же время 25% пациентов контрольной группы были госпитализированы по этим причинам.
    Таким образом, доказанная роль фармацевтического работника и положительный зарубежный опыт позволяют говорить о целесообразности включения аспектов фармацевтической помощи для достижения целей и задач, поставленных Программой по борьбе с социально значимыми заболеваниями. В этой связи нами рассмотрена подпрограмма «Сахарный диабет» с позиций эффективного участия фармацевтических специалистов в помощи больным данной нозологией. В обозначенной подпрограмме выделено такое направление, как «Совершенствование оказания специализированной помощи при сахарном диабете», для реализации которого, безусловно, существенное значение имеет бесперебойное рациональное обеспечение лекарственными и диагностическими средствами таких больных в рамках реализации государственных гарантий, являющееся важной составляющей поддержания качества жизни пациентов и профилактики осложнений сахарного диабета. Решение обозначенных задач находится в компетенции фармацевтических специалистов, что закреплено соответствующими нормативными правовыми актами.
    Так, согласно «Образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) фармация», «организация деятельности по обеспечению лекарственными средствами граждан, имеющих право на социальную помощь», а также «организация и проведение закупок лекарственных средств и других товаров фармацевтического ассортимента для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является одной из характеристик деятельности фармацевтических специалистов. Очевидно, что разработка современного эффективного механизма управления и контроля закупками, управление движением лекарственных и диагностических средств, оптимизация лекарственного обеспечения и информирования потребителей должна осуществляться с активным привлечением фармацевтических специалистов и использовать ресурсы не только медицинской, но и фармацевтической науки.
    Основополагающая задача организации системы реализации государственных гарантий - составление перечня лекарственных препаратов для закупок, с целью эффективного обеспечения больных своевременной лекарственной помощью, решение которой, по нашему мнению, целесообразно осуществлять при активном участии специалистов фармацевтического профиля. Так, фармакоэкономические критерии выбора лекарственных препаратов могут быть рассчитаны по существующим методикам, разработанным учеными Пермской государственной фармацевтической академии, которые активно работают в этом направлении и в настоящее время.
    Известно, что существенно уменьшить человеческие потери, расходы на систему здравоохранения и социально-экономическую нагрузку на общество от социально значимых заболеваний, в частности сахарного диабета, могут адекватная информированность населения о потенциальных опасностях заболевания, ранняя диагностика и качественный мониторинг состояния здоровья. Данный аспект в подпрограмме «Сахарный диабет», обозначен как «Реализация обучающих программ для населения по вопросам сахарного диабета, в том числе в школах для больных диабетом», но, к сожалению, только в контексте мероприятия «Совершенствования оказания специализированной медицинской помощи при сахарном диабете». Исходя из регламентированных международными требованиями Надлежащей Аптечной Практики и российским образовательным стандартом видов профессиональной деятельности специалистов с фармацевтическим образованием, сфокусированных на сохранение и укрепление здоровья граждан, реализация данного аспекта должна осуществляться не только в рамках медицинской помощи, но и путем оптимизации фармацевтического обслуживания больным сахарным диабетом, что также не предусмотрено данной Программой.
    С целью совершенствования фармацевтической помощи больным сахарным диабетом
    мы предлагаем включение в программу мероприятий по борьбе с сахарным диабетом разработку и внедрение определенных профилактических мероприятий на уровне аптечной организации, а также подключение фармацевтических специалистов к созданию и проведению тематических семинаров для больных диабетом (например, по вопросам применения лекарственных средств для лечения легких расстройств здоровья). Другой аспект совершенствования фармацевтической помощи - оптимизация информационно-консультационной деятельности работников аптечных организаций. Но, как показал проведенный нами анализ, профессиональная компетентность фармацевтических специалистов по вопросам выбора препаратов для лечения легких расстройств здоровья на фоне сахарного диабета недостаточна и требует дополнительного обучения специалистов, которое успешно реализуется в фармацевтической практике некоторых зарубежных стран. Так, например, в Великобритании для консультирования больных сахарным диабетом при наличии у них таких состояний, как аллергический ринит, обстипация, боль в ухе, цистит, созданы специальные обучающие программы для фармацевтических специалистов, включающие теоретические и практические занятия.
    Следующим направлением оптимизации фармацевтической помощи больным сахарным диабетом может стать участие фармацевтического работника в повторном выписывании лекарственных средств в рамках социальных гарантий. Известно, что больные инсулинозависимым сахарным диабетом вынуждены пожизненно производить ежедневные инъекции инсулина, получение которого в рамках реализации своих прав на государственные гарантии требует ежемесячного посещения врача с целью оформления рецепта на данный препарат. В этой связи, создание механизмов, позволяющих фармацевтическим работникам выписывать лекарственные средства (после специального обучения, сертификации и юридическом закреплении данного права), может существенно облегчить процедуру получения жизненно-необходимых лекарственных средств, благоприятно сказаться на психоэмоциональном состоянии больных сахарным диабетом, а также значительно уменьшить нагрузку на врачей. Отметим, что такая практика уже существует в Великобритании, и, как выяснено в ходе опроса, большинство пациентов предпочли данную систему традиционной.
    По нашему мнению, включение фармацевтических аспектов в государственные программы в сфере здравоохранения и реализация запланированных мероприятий будет способствовать улучшению качества фармацевтического обслуживания наиболее уязвимых слоев населения, повысить эффективность профилактических мероприятий, а также оптимизировать экономические затраты на решение стратегических задач государства в области охраны здоровья граждан.

    Фармацевт – младший специалист, занимающийся приготовлением, исследованием и реализацией различных лекарственных препаратов. Основное рабочее место фармацевта – аптеки, аптечные склады, фармацевтические компании, контрольно-аналитические учреждения, научно-исследовательские институты, фармацевтические фабрики и производства.

    Фармацевт владеет системными знаниями в областях аптечной технологии лекарственных препаратов, фармацевтической химии, организации и экономики фармации, фармакологии и фармакотерапии.

    Профессия фармацевт – одна из древнейших профессий, известных человечеству. Впервые профессия фармацевт в ее современном понимании упоминается в документах, относящихся к XIII веку нашей эры. Тем не менее, первобытный человек в силу своей зависимости от внешних факторов мира использовал различные вещества растительного происхождения для облегчения боли и страданий. Первые лекарственные препараты были известны еще задолго до появления письменности. Накопленный опыт и знания передавались из поколения в поколение устно. В средние века фармацевтическое дело подвергалось наибольшему влиянию магии, алхимии, астрологии.

    Основные обязанности фармацевта

    Основные обязанности фармацевта варьируются в зависимости от рабочего места специалиста. Так, к основным обязанностям фармацевта, работающего в аптеке, будут относиться:

    • Консультирование покупателей о фармакологических свойствах лекарственных препаратов и отпуск медикаментов;
    • Хранение и выкладка товара;
    • Проведение мероприятий по организации обеспечения лекарственными препаратами населения (формирование спроса на медицинские препараты и изделия медицинского назначения, определение потребности населения в лекарственных препаратах);
    • Осуществление контроля качества лекарственных препаратов, поставляемых в аптеку.

    Если же рабочее место фармацевта – научно-исследовательский институт либо лаборатория, то обязанности фармацевта будут заключаться в следующем:

    • Разработка новых лекарственных препаратов и усовершенствование уже известных медикаментов;
    • Приготовление лекарственных препаратов;
    • Работа над технологией приготовления медикаментов.

    Следует отметить, что в обязанности фармацевта не входит подбор препаратов для пациентов. Фармацевт, работающий с клиентами, имеет право консультировать покупателей о свойствах препаратов, противопоказаниях и возможных побочных действиях, основываясь на рецепте врача. Фармацевт также может подбирать аналоги прописанных препаратов, что будет носить лишь рекомендационный характер.

    Личные качества фармацевта

    Фармацевт – специалист, находящийся на периферии медицины, фармацевтики и коммерции.

    Основные качества и способности, которыми должен обладать специалист, определяются спецификой рабочего места фармацевта. Профессия фармацевта требует не только высокого уровня специальных знаний и навыков, но и высоких моральных качеств человека.

    Профессия фармацевт предполагает наличие у человека следующих личностных качеств и способностей:

    • Внимательность, собранность, аккуратность;
    • Терпимость, отзывчивость;
    • Сосредоточенность, высокая степень ответственности, самоконтроль;
    • Долговременная и образная память;
    • Тактильная и двигательная память;
    • Аналитические способности;
    • Тонкое обоняние и вкусовые ощущения;

    Для профессии фармацевт недопустимыми считаются следующие качества:

    • Небрежность, невнимательность;
    • Грубость, раздражительность;
    • Равнодушие к людям.

    Фармацевт и провизор – в чем разница?

    Многие ошибочно полагают, что фармацевт и провизор – два аналогичных понятия. Разница двух профессий заключается в квалификации специалистов. Так, провизор – специалист высшей квалификации, что дает ему право на ведение самостоятельной фармацевтической деятельности, а также на управление аптекой. Провизор должен иметь высшее фармацевтическое образование, в то время как фармацевт – среднее специальное.

    Получение профессии фармацевта и квалификация специалистов

    Подготовка младших специалистов по специальности фармацевт производится в медицинских училищах и фармацевтических колледжах.

    • Вторая категория присваивается фармацевтам со средним специальным образованием и стажем работы не менее пяти лет.
    • Первая категория присваивается фармацевтам со средним специальным образованием и опытом работы не менее семи лет.
    • Высшая категория присваивается фармацевтам с опытом работы в данном направлении не менее 10 лет.

    Артериальная гипертензия (АГ) относится к числу широко распространенных заболеваний и представляет самую частую хроническую патологию, с которой сталкиваются врачи общей практики. Заболевание является одним из основных факторов риска развития атеросклероза, сердечной недостаточности, ишемической болезни сердца, мозгового инсульта, почечной дисфункции и других. Сегодня не вызывает сомнений факт, что своевременная и адекватная антигипертензивная терапия способна предотвратить развитие тяжелейших инвалидизирующих осложнений. Именно поэтому во всем мире ключевым вызовом в борьбе с АГ является ее профилактика, ранняя диагностика и надлежащий контроль показателей артериального давления на уровне целевых значений. С данной точки зрения чрезвычайно важна приверженность пациентов к лекарственной терапии, а также понимание значимости и тщательное следование нефармакологическим методам управления этим заболеванием.

    Между тем, в соответствии данными исследований, несмотря на простоту диагностики АГ, заболевание часто не замечается или игнорируется, а лечение из-за несоблюдения терапевтических схем в большинстве случаев оказывается неэффективным. Так, надлежащего контроля артериального давления достигают менее 20% пациентов. Именно поэтому во многих странах мира к процессу лечения больных АГ активно привлекаются фармацевты. Причем, имеются исследования, демонстрирующие хорошую эффективность такого подхода. С этой целью в рамках Программы Европейского бюро ВОЗ «CINDI» (Countrywide Integrated Noncommunicable Diseases - Общенациональная интегрированная профилактика неинфекционных заболеваний) при содействии Европейского форума профессиональных фармацевтических ассоциаций разработано Руководство по управлению АГ для аптек. Оно «идет в ногу» с правилами Надлежащей аптечной практики и в соответствии с ним работу по профилактике, выявлению АГ и ведению больных с этим заболеванием осуществляют аптеки многих стран мира. Мы отчетливо понимаем, что для нашей страны - это пока фантастика. Стандарты Надлежащей аптечной практики, хоть и утверждены, но пока не внедрены подавляющим большинством аптек. А ведь именно этим документом в странах с развитым регулированием сферы обращения лекарственных средств устанавливается деятельность фармацевта в плане улучшения качества жизни пациентов, уменьшения риска возникновения заболеваний, выявления симптомов болезней на ранней стадии развития, предотвращения их рецидивов и осложнений. Кроме того, документ предусматривает тесное сотрудничество фармацевта с врачом в плане возможности влияния на назначение и использование лекарственных средств, формирование схемы лечения с учетом возможных лекарственных альтернатив, обусловленных возможным наличием противопоказаний, побочных действий, особенностями питания и другими условиями. К сожалению, к такой работе в нашей стране пока не готовы ни врачи первичного звена, ни фармацевты. Тем не менее, опыт - есть опыт, и мы считаем, что сообщить о нем нашим читателям будет не лишним.

    Отмечу, что участие фармацевтов в программах профилактики, раннего выявления с последующим направлением к врачу, консультирования по нефармакологическим и фармакологическим методам терапии социально значимых неинфекционных заболеваний оплачивается отдельно из бюджета государства. При этом имеются веские доказательства, что участие фармацевтов способствует улучшению состояния здоровья канадцев и уменьшению затрат на лечение.

    В данной статье мы не ставим перед собой цель перевести Руководство дословно, а постараемся отразить лишь основные моменты.

    Основная идея подобных программ заключается в улучшении контроля артериальной гипертензии через более активное участие провизоров в предупреждении, выявлении и лечении данного заболевания. Эти направления работы реализуются через:

    Образование населения в области здоровья,

    Скрининг факторов риска,

    Консультирование в плане изменения образа жизни и лучшего соблюдения пациентами схемы терапии,

    Измерение артериального давления,

    Обучение самостоятельному измерению артериального давления.

    В данном контексте особую важность приобретает взаимодействие врача, фармацевта и пациента. Они имеют разные возможности для выявления и решения проблем, и обмен информацией между ними способствует успешному лечению АГ.

    Почему было принято решение вовлечь фармацевтов в лечение пациентов с АГ?

    Ежедневно аптеки посещает огромное количество людей. Фармацевт - это высококвалифицированный специалист, который может проконсультировать без предварительной записи, в неформальной обстановке, которая часто рассматривается как часть ежедневного шопинга. По этой причине провизоры являются наиболее доступными специалистами команды первичной медико-санитарной помощи. Аптеку посещают не только больные, но и люди, имеющие хорошее здоровье. Поэтому аптеки имеют большой потенциал в отношении укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Регулярные визиты пациентов с АГ для приобретения или получения назначенных лекарств обеспечивают фармацевтам постоянный контакт с ними и предоставляют широкие возможности для вмешательства.

    Имея обширные знания о заболеваниях, принципах применения и свойствах лекарств, фармацевты могут:

    Существенно дополнить работу терапевта в сфере укрепления здоровья, профилактики и управления заболеваний;

    Проверить и улучшить знания пациентов о необходимости изменения образа жизни и соблюдения режима лечения;

    Выявить проблемы лекарственной терапии и порекомендовать возможные решения, включая и направление к врачу общей практики;

    Внести корректировки в терапию, чтобы улучшить управление заболеванием;

    Контролировать терапевтические результаты терапии АГ.

    Роль фармацевта при облуживании пациентов, нуждающихся в долгосрочной терапии.

    Фармацевтическая помощь является эффективным инструментом в улучшении приверженности к долгосрочной терапии. Исследования показывают, что у пациентов, получающих фармацевтическую помощь, отмечается достоверное снижение показателя среднего артериального давления, а вовлечение фармацевтов приводит к хорошим результатам в отношении оптимизации лекарственной терапии и достижения экономически эффективных результатов.

    Модель управления АГ в аптеке

    Цель: улучшение контроля АГ путем более активного участия фармацевтов в предупреждении, выявлении и лечении заболевания.

    Целевые группы населения:

    Лица, получающие лечение,

    Лица, имеющие неблагоприятный профиль риска развития ССЗ (например. курильщики, люди с избыточным весом, больные сахарным диабетом и другие). Они могут иметь высокое артериальное давление, но не знать об этом и, соответственно, не предпринимать никаких мер.

    Требования к аптеке:

    Наличие обученного персонала,

    Наличие соответствующих образовательных материалов по здоровой диете, соответствующей физической активности, профилактике табакокурения, стресс-менеджменту и других,

    Приветствуется наличие специальных зон для обеспечения конфиденциальности,

    Наличие оборудования для измерения АД и обеспечение его калибровки в соответствии с рекомендациями производителя.

    Уровни фармацевтической помощи пациентам с АГ и цели, которые необходимо достичь на каждом из них

    Уровень/Целевая группа населения

    Главная цель

    Оперативная цель

    Первый уровень/ Лица, имеющие факторы риска развития ССЗ

    Активное участие провизоров в первичной профилактике гипертонической болезни, посредством образования пациентов в плане изменения образа жизни.

    Наличие образовательных материалов по первичной профилактике АГ (брошюры о здоровой диете, соответствующей физической активности, профилактике табакокурения, стресс-менеджменту и др.)

    Второй уровень/ Лица, имеющие факторы риска развития ССЗ

    Активное участие фармацевтов в выявлении пациентов с АГ. Измерение АД в аптеке и обучение пациентов самостоятельному измерению АД.

    Наличие СОПов по измерению АД для фармацевтов.

    Наличие тонометров и системы их калибровки.

    Третий уровень/Больные с АГ

    Ведение пациентов с АГ

    Мониторинг состояния пациентов и направление к врачу общей практики тех, кто не может достичь адекватного контроля артериального давления.

    Выявление возможных проблем, связанных с использованием лекарств и информирование о них врача общей практики.

    Достижение осознанного соблюдения режима лечения.

    Обеспечение образования в области здоровья пациентов с АГ о необходимости изменения образа жизни.

    Консультирование пациентов АГ по вопросам лечения путем предоставления сведений о лекарствах в плане возможных побочных эффектов, взаимодействия с другими препаратами и противопоказаний.

    Обучение самостоятельному измерению артериального давления и ведения дневника.

    Внедрение системы координации с врачами первичного звена.

    Наличие протоколов лечения пациентов с АГ.

    Наличие тонометров и системы их калибровки

    Документация и оценка

    Для оценки активного участия фармацевтов в профилактике, выявлении и управлении АГ рекомендуется установить критерии оценки. Все действия должны документироваться. Для этой цели авторами проекта разработаны специальные формы. Учитывая, что фармацевты постоянно испытывают дефицит времени, разработчики сделали их простыми и удобными.

    Обучение и подготовительные работы, которые должны предшествовать реализации программы управления АГ в аптеке

    Для облегчения реализации программы управления АГ авторы рекомендуют разработать и запустить специальные программы обучения фармацевтов. Они должны поддерживаться фармацевтическими ассоциациями и к ним целесообразно привлекать медицинских специалистов.

    Программа обучения должна содержать материалы по:

    Введению пациентов с АГ,

    Антигипертензивным препаратам,

    Методам улучшения комплаенса к лечению,

    Навыкам общения с пациентами и их обучения,

    Первичной профилактике АГ (изменение образа жизни);

    Методикам измерения АД,

    Фармацевтической помощи,

    Ответственности фармацевтов и другие.

    Учебный курс должен также включать тематические исследования, практические занятия по измерению артериального давления, рекомендации по калибровке приборов для измерения АД.

    Подготовительная работа включает также разработку руководства для аптеки, форм для ведения документирования, изготовление информационных материалов для посетителей аптеки и пациентов (листовки, буклеты).

    Продолжение следует

    К большому сожалению, роль фармацевтов в нашей стране сильно ограничена. Огромная «армия» медицинских работников занята исключительно коммерческой деятельностью. Так проще, так легче и меньше проблем. Между тем, такую работу могли бы проводить аптеки, реализующие населению антигипертензивные средства в рамках программы амбулаторного лекарственного обеспечения.

    Ольга Баимбетова

    При подготовке материала использовались зарубежные руководства