Специальные режимы налогообложения индивидуальных предпринимателей, которые существуют на сегодняшний день, помогают бизнесменам успешно вести свою деятельность. Индивидуальными предпринимателями становятся люди смелые, которые готовы покинуть тихую заводь наемных сотрудников и взять ответственность за свое благосостояние. Эти граждане являются в большинстве своем подготовленными к бизнесу теоретически. То есть они понимают те процессы, которые происходят в экономике, представляют правила и законы отрасли своей деятельности, понимают свою обязанность работать в правовом поле.
Но очень немногие из них погружены в тонкости ведения учета, который бы удовлетворял всем требованиям контролирующих органов. Самой сложной частью в бизнесе для большинства новых предпринимателей является бухгалтерский учет. Если подходить к решению задачи ответственно, то необходимо изучать многотомные разделы Правил бухучета (ПБУ), следить за их стремительным обновлением и фиксировать движения денег и товаров в бизнесе на постоянной основе.
Альтернатива для решения вопроса существует в виде найма специально обученного человека — бухгалтера, но это немалые расходы для начинающего бизнесмена, да и обеспечить полную занятость такому человеку во время становления бизнеса не удастся.
Чтобы стимулировать экономически активных граждан на проявление лучших своих качеств и не вносить лишнюю неразбериху в структуру налоговых органов по приему и корректировке многотомной и безнадежно испорченной отчетности экономически активных людей, чтобы упростить поступление налоговых платежей в бюджет, были разработаны и введены специальные режимы налогообложения, действие которых распространяется на бизнес небольших объемов, самыми многочисленными представителями которого являются индивидуальные предприниматели.
При оформлении предпринимательства гражданин не освобождается от обязанности исполнять налоговые обязательства, которые были на нем ранее. Теперь он экономический субъект, в связи с чем несет дополнительную налоговую нагрузку в виде налогов с бизнеса. При регистрации или в любой последующий год, который теперь будет для него налоговым периодом, он имеет право выбрать вариант уплаты налогов.
Всего таких возможностей 5:
Общий режим налогообложения традиционен и сложен для новичка в бизнесе.
А вот следующие 4 называются специальными режимами налогообложения ИП и своей простотой и понятностью призваны дать возможность для учета деятельности и уплаты налогов начинающему предпринимателю не тратить много времени и сил.
Вернуться к оглавлению
Критериями для ведения УСН при предпринимательстве являются выручка в течение года до 60 млн рублей, количество наемных сотрудников до 100 человек, стоимость активов в бизнесе ограничена 100 млн рублей.
Исполнять обязанность по уплате налогов можно двояко: объект налогообложения «доходы», при этом ставка равна 6% от общего заработка за год, объект налогов «доходы минус расходы», ставка налога 15% от разницы. Досконально зная свой бизнес и предполагая динамику развития, каждый бизнесмен со средним образованием сможет просчитать варианты и сделать выгодный для себя выбор.
Для фиксации и отстаивания своих интересов в спорах с контролирующими органами ИП должен завести «Книгу доходов и расходов», информация в которой должна быть актуальна на каждый момент времени. Налоги оплачиваются ежеквартально, в течение 25 календарных дней первого месяца нового квартала, отчетность сдается 1 раз год по его итогам до 30 апреля следующего года.
Вернуться к оглавлению
Патентная система ведения налогового учета распространяется на отдельные виды деятельности и может совмещаться с любой другой системой. При желании распространить свое влияние и умение на новый сегмент предприниматель может приобрести патент и попробовать себя на новой ниве. Налог при ПСН рассчитывается математически, опираясь на данные потенциально возможного дохода, размер которого устанавливается законодателем субъекта РФ.
Этот доход умножается на ставку налога (6%). Расчетным путем получаем сумму платежа в казну государства.
При временном промежутке действия патента до полугода он оплачивается единовременно в срок до даты окончания действия патента, при максимальном (годовом) сроке патента двумя частями: 1/3 в первые 3 месяца действия патента, остальное до даты завершения работы по патенту.
Вернуться к оглавлению
Контингент для применения этой системы учета деятельности ясен из названия. Это производители сельской продукции, доход которых должен на 70% и более формироваться от основной деятельности. Налог платится с прибыли от деятельности по итогам года, налоговая ставка составляет 6%. Аванс по налогу платится раз в полугодие до 25 июля, отчетность сдается и финальный платеж совершается до 31 марта года, следующего за урожайным.
Вернуться к оглавлению
ЕНВД — налог особенный, вводится для отдельных видов деятельности по инициативе местных властей. Размер налогового платежа не зависит от заработка предпринимателя, он равен 15% от вмененного дохода.
Вмененный доход рассчитывается по формуле, которая содержит базовый доход от определенного вида деятельности, скорректированный на размер 2-х коэффициентов (дефлятора и вида деятельности), умноженный на физический показатель вида деятельности, а именно количество людей, отдельных зданий и т.п. Сумма налога исчисляется и уплачивается ежеквартально до 25 дня другого квартала.
Специальные режимы постоянно совершенствуются и изменяются. В разных регионах есть особенности по их применению. Источником информации в этом случае служат федеральный и региональный сайты ФНС. При применении отдельно каждого режима имеется ряд преференций для ИП, которые позволяют уменьшить платежи по налогам при своевременном и полном выполнении обязательств перед государственными внебюджетными фондами. Эти тонкости можно узнать в процессе правильной работы в бизнесе и с государственными органами.
Специальные налоговые режимы - особые системы налогообложения, предусмотренные НК РФ в основном для определенных видов деятельности. Только один из них (УСН) зависит от объема доходов. Сравним их особенности применительно к 2018-2019 годам.
Специальные налоговые режимы образуют особые виды систем начисления налогов, отличающиеся от общеустановленного порядка, которому посвящен весь НК РФ, за исключением раздела VIII.1, отведенного для описания основных принципов каждого из специальных налоговых режимов.
Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:
В перечне специальных налоговых режимов в 2018 году изменений не произошло. Он полностью приведен в п. 2 ст. 18 НК РФ. Это системы:
Несмотря на то что с начала 2015 года каждой из этих систем коснулся ряд новшеств, внесенных в НК РФ, их принципиальные положения остались прежними. Главным изменением в отношении специальных налоговых режимов УСН и ЕНВД стало введение обязанности по уплате налога на имущество по объектам, стоимость которых определена как кадастровая.
Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве принципиальных различий между собой имеют и ряд общих черт. При этом они разбиваются на следующие группы по отношению:
Подробнее о возможности совмещения режимов читайте в статьях:
Вместе с тем каждому из специальных налоговых режимов присущ свой набор индивидуальных характеристик. Самые важные их них приведены в таблице 1.
Специальные налоговые режимы существенно различаются с точки зрения налоговых баз, к которым применяется ставка спецналога. База может быть:
Набор показателей, характеризующих основные особенности налогообложения при каждом из спецрежимов, приведен в таблице 2.
Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях, установленных законодательством. Установление специальных налоговых режимов продиктовано стимулированием и улучшением регулирования дея-тельности отдельных категорий хозяйствующих субъектов.
К специальным налоговым режимам относятся система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Рассмотрим более подробно данные налоговые режимы.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (или единый сельскохозяйственный налог) установлена Налоговым кодексом Российской Федерации, но вводится в действие законом субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога и производящие сельскохозяйственную продукцию или выращивающие рыбу. Основным условием перевода организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату данного налога является доля дохода от реализации сельскохо-зяйственной продукции или выращенной рыбы, которая должна составить не менее 70 процентов от общего дохода при реализации товаров по итогам девяти месяцев того года, в котором по-
дается заявление о переходе на единый сельскохозяйственный налог. Указанное заявление подается в налоговый орган по месту нахождения (жительства).
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается календарный год, а отчетным периодом - полугодие.
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода. Суммы единого сельскохозяйственного налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма налога рас-пределяется по следующим нормативам:
в федеральный бюджет - 30 процентов;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 процента;
в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4 процента;
в Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4 процента;
в бюджеты субъектов Российской Федерации - 30 про центов;
в местные бюджеты - 30 процентов.
Организации по истечении налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации. По итогам отчетного периода налоговая декларация подается не позднее 25 дней после его окончания, а по итогам налогового периода - не позднее 31 марта года, следующего за истек-шим налоговым периодом. Для индивидуальных предпринимателей срок подачи налоговой декларации установлен до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются федеральным налоговым органом.
Упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) могут перейти на упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Также организации уплачивают и иные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Переход на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество и единого социального налога на уплату единого налога, который исчисляется по результатам предпринимательской деятельности за налоговый период.
Одним из условий перехода на упрощенную систему для организаций является непревышение дохода по итогам девяти месяцев 11 млн рублей в год подачи заявления о переходе. В то же время не все организации имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения. К ним относятся:
организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
страховщики;
негосударственные пенсионные фонды;
инвестиционные фонды;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
ломбарды;
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
нотариусы, занимающиеся частной практикой;
организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
организации и индивидуальные предприниматели, пере веденные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
13) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов;
организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, установленном Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;
организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн рублей.
Организации и индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, должны подать заявление в налоговый орган по месту своего нахождения в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего перехо-ду.
При этом в заявлении указывается размер доходов, полученных за девять месяцев текущего года.
Если по итогам налогового периода доход налогоплательщика превысит 15 млн рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
В этом случае налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении налогового или отчетного периода, в котором его доход превысил указанные ограничения. Также налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.
Объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом выбор объекта на-логообложения осуществляется самим налогоплательщиком и не может им меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов или денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов организации или индивидуального предпринимателя. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговым периодом по упрощенной системе налогообложения установлен календарный год, а отчетными периодами - пер-вый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговая ставка, если объектом налогообложения являются доходы, устанавливается в размере 6 процентов, а по доходам, уменьшенным на величину расходов, - 15 процентов.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется на-логоплательщиком самостоятельно. Авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, - не позднее срока подачи налоговой декларации. Срок подачи налоговой декларации организация-ми - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации подаются налогоплательщиками - организациями и по итогам отчетного периода не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего налогового
Налогоплательщики-индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводится в действие наряду с общей системой налогообложения. Данная система может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказание бытовых услуг, ветеринарных услуг, услуг по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств, розничная торговля и оказание услуг общественного питания (с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров), оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
Следует отметить, что вмененный доход представляет собой потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непо-средственно влияющих на получение указанного дохода, и ис-
пользуемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации предпринимательскую деятельность.
Если налогоплательщики не состоят на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют предпринимательскую деятельность, то они обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с ее начала и производить уплату налога, введенного в этом субъекте Российской Федерации.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя для данного вида предпринимательской деятельности
Для исчисления суммы единого налога используются физические показатели, характеризующие определенный вид предприни-мательской деятельности, и базовая доходность в месяц, которые представлены в таблице 7.
Известно, что ведение бизнеса на территории Российской Федерации возможно в двух случаях: в первом вы регистрируетесь как индивидуальный предприниматель, во втором – оформляете организацию как юридическое лицо. Несмотря на то, что это категорически разные формы организационного устройства, оба типа предпринимателей находятся в правовом поле РФ, а значит – обязаны платить налоги и сборы, которые предусмотрены федеральным законодательством.
Существует два основных типа налогов – общая (традиционная) система налогообложения (ОСНО), ее еще называют обычной системой налогообложения, и СНР, то есть специальные налоговые режимы. И тот, и другой тип регулирует Налоговый кодекс Российской Федерации.
Рис. 1. Система налогов, присущая Российской Федерации
Обычная система налогообложения подразумевает, что предприниматель платит все налоги, предусмотренные законом для своего типа деятельности. Средний и крупный бизнес, как правило, платит именно в соответствии с ОСНО.
Специальные налоговые режимы – проект относительно недавний, но очень удобный тем, что заменяет сразу несколько видов налога (справедливости ради нужно отметить, что не все), причём его размер меньше, чем суммарный размер совокупности заданных налогов. В основном этот тип налога используется малым бизнесом.
Таблица 1. Организационные принципы непосредственного формирования специальных налоговых режимов
Ниже приведены виды СНР, регламентированные Налоговым Кодексом РФ, и их характеристика:
С 1 января 2014 года в Налоговый кодекс РФ был внесен ряд изменений, коснувшихся специальных режимов. К ним относятся следующие меры:
Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.
Таковы основные изменения, коснувшиеся специальных налоговых режимов в 2019 году .
Специальные налоговые режимы представляют собой особый, установленный порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях . Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и участников выполнения соглашений о разделе продукции.
К специальным налоговым режимам в системе налогов РФ относятся четыре системы налогообложения:
Переход к упрощенной системе или возврат к общей системе налогообложения осуществляется налогоплательщиком добровольно в порядке, определенном кодексом.
Применение «упрощенки» организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций уплатой единого налога. Дня индивидуальных предпринимателей, перешедших на «упрошенку», предусмотрена замена уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество уплатой единого налога.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрошенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, уплачиваемого на таможне. Однако налогоплательщики, применяющие «упрощенку», производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном кодексом.
Использовать упрощенную систему могут как организации, так и индивидуальные предприниматели.
Индивидуальные предприниматели могут перейти на «упрощенку» в том случае, если у них выполняется только одно ограничение: средняя численность наемных работников не превышает 100 человек. Что касается организаций, то у них должно выполняться пять условий, указанных в ст. 34б НК РФ, а именно:
Даже если эти условия соблюдены, не вправе перейти на упрощенную систему лица, занимающиеся определенным видом деятельности:
Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, в налоговую инспекцию нужно подать соответствующее заявление с 1 октября по 30 ноября. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на «упрощенку» в течение трех дней после подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах.
Организация должна вернуться к общему режиму, если:
Для индивидуального предпринимателя действует только одно ограничение — размер выручки.
О том, что произошло превышение лимита выручки или стоимости амортизируемого имущества, налогоплательщик должен уведомить налоговую инспекцию в течение 15 дней по окончании того квартала, в котором произошло превышение. Переходить на общий режим налогообложения нужно с начала того квартала, в котором произошло превышение лимитов.
Объектом налогообложения признаются:
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом обложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Начиная с 1 января 2009 г. эта ставка может быть дифференцирована в пределах от 5 до 15% законами субъектов РФ.
Налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы, определенные НК РФ. При этом следует подчеркнуть, что перечень расходов является закрытым: уменьшат доход только те расходы налогоплательщика, которые прямо поименованы в ст. 346 НК РФ. Особый порядок установлен для расходов на приобретение основных средств.
Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банке (кассовый метод). Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно. По итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Сумма налога уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за тот же период, но не более чем на 50%. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Налоговые декларации по итогам отчетного периода не предоставляются, а по итогам налогового периода — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сроки уплаты авансовых платежей — 25-е число месяца, следующего за отчетным периодом. Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.