Налог на прибыль в швеции. Подоходный налог в швеции на бизнес и частных лиц

Налог на прибыль в швеции. Подоходный налог в швеции на бизнес и частных лиц

Налоговая система контролируется Министерством финансов Швеции, а именно налогово-таможенном управлением этого министерства. Собирает налоги Государственная налоговая служба.

Государственная налоговая служба выпускает специальные брошюры с предписаниями и рекомендациями по правильной уплате налогов. Их можно попросить у налоговых инспекторов.

В налоговой службе Швеции действуют несколько специализированных инспекций, например: только для иностранных предприятий или только для электронной торговли.

Если собрать все налоги Швеции вместе - получится одна из самых высоких процентных ставок в мире. Причиной и следствием этого является тот факт, что в стране за счет общественных средств осуществляется множество видов деятельности. После вступления в ЕС, Швеция постепенно меняла налоговую систему, подстраиваясь под требования Европейского Союза. В основном, это проявилось в том, что налогами стали облагаться больше видов доходов и собственности, но ставки слегка снизились.

Налоги Швеции можно разделить на:

Прямые налоги

— Косвенные налоги,

Налоги на труд

Налоги на капитал

Прямые налоги: прямыми налогами облагаются все доходы и имущество физических и юридических лиц. Берутся с домохозяйств.

Подоходный налог

Налог на прибыль предприятия

Налог на недвижимость

Косвенные налоги: ими облагается оборот товаров и услуг. Берутся с предприятий.

Если разделять налоги по источнику дохода, то образуются две большие группы: труд и капитал.

Налоги на труд: ими облагаются доходы за выполненную работу:

Социальные отчисления работодателя (ЕСН)

Подоходный налог с зарплаты

Собственные отчисления (с дохода ИЧП)

НДС (при работе с продажами)

Налоги на капитал: ими облагается созданная стоимость:

Налог на недвижимость

Налог на состояние

Налог на прибыль предприятий

Подоходный налог на доход от капитала

Налоги на труд в этой стране дают почти 85% от всех налоговых поступлений, то есть налоги на капитал не превышают 15%.

Некоторые ставки:

Налог на прибыль: 28%

Подоходный налог (НДФЛ): прогрессивный до 55.5%

Единый социальный налог (ЕСН): 32,82% — основная ставка, 21,88% — для работающих, пенсионеров-одиночек, 24,26% — для работающих семейных пенсионеров

Налог на добавленную стоимость (НДС): 25,0% — основная ставка, 12,0%, 6,0%

Налог на имущество: 3.5%

Стоит отметить, что в Швеции крайне сложно уклониться от оплаты налогов. Налоговые органы получают и сопоставляют информацию о каждом налогоплательщике из баз данных социальных служб, банков, таможни и прочее. Штраф за уклонение - до 40% недоплаты. При этом, если уклонение было умышленным и это возможно доказать, то грозит тюремный срок до двух лет.

Для оплаты налогов, заполнения декларации, нужно получить налоговое

свидетельство. ИЧП получают свидетельство F (предприниматель), а

наемные работники и ИЧП, которые не хотят или не могут получить

свидетельство F, получают свидетельство А (наемный работник). Чтобы

получить налоговое свидетельство F, необходимо осуществлять

предпринимательскую деятельность и не иметь в прошлом налоговых

нарушений. налоговое свидетельство F означает, что его владелец может сам

платить свой подоходный налог и социальные отчисления.

Сегодня отправить декларацию в Государственное налоговое управление можно с помощью Интернета или SMS.

"Финансы", N 3, 2001

Очередной этап проведения налоговой реформы в Российской Федерации, связанный с постепенным введением в действие Налогового кодекса РФ, стимулирует интерес к налоговым системам развитых зарубежных стран. Швеция с ее давними традициями организации налогообложения, действенной системой учета налогоплательщиков, высоким уровнем социальной защиты населения, где давно введены идентификационные номера налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц, автоматизирован учет доходов, безусловно, является одной из них.

Единая налоговая служба Швеции, созданная в 1971 г., помимо сугубо фискальных функций ведет полный учет не только налогоплательщиков, но и всего населения страны. Уровень компьютеризации и методы контроля за доходами позволяют составлять декларации о доходах большинства населения непосредственно в налоговой службе и рассылать их гражданам. Последним остается только поставить свою подпись и лишь в случае несогласия прийти разбираться в налоговый орган. Сведения о доходах физических лиц не являются налоговой тайной.

Налоговая служба постоянно и на высоком уровне проводит широкую разъяснительную и консультационную работу с налогоплательщиками.

Кратко рассмотрим основные налоги Швеции.

Налог на прибыль корпораций составляет 28%. В сравнении с другими развитыми странами это не высокий показатель. Но до 1991 г. он доходил до уровня 52%, т.е. был одним из самых высоких в Европе, а затем до 1994 г. составлял 30%.

При исчислении прибыли применяется метод ускоренной амортизации оборудования: в первый год списывается 30% его стоимости, во второй - 35% остаточной стоимости, в третий и последующие годы - по 30% остаточной стоимости. Это действительно ускоренный метод, особенно в первые годы. Но не трудно заметить, что так до полной амортизации дело никогда не дойдет, поэтому после пяти лет может происходить списание оборудования.

Налог на добавленную стоимость взимается по ставке 25%, что выше среднеевропейского. Помимо основной ставки действуют насколько льготных: для продовольственных товаров - 21%; для туристических услуг, гостиничных услуг, экскурсий - 12%; для товаров культурного обихода, газет, журналов - 7%. От уплаты НДС, помимо экспортных товаров, освобождаются медицинские услуги, банковские операции, патентное дело, услуги учреждений культуры. Льготы так же распространяются на некоторые виды оборудования.

Налог на доход с капитала уплачивается по ставке 30%. В понятие капитала включается, кроме ценных бумаг, процентов по вкладам, также владение землей.

Акцизами облагается ограниченная группа товаров: алкоголь, табак, бензин, энергия. Несколько раньше в круг подакцизных товаров входили ковры русской работы.

Налог с личного дохода в качестве временной меры впервые ввел король Карл XII. В 1902 г. была введена система прогрессивного подоходного налога с обязательным представлением налоговой декларации. В настоящее время подоходный налог с физических лиц состоит из двух частей: федерального налога и муниципального налога. Федеральный подоходный налог имеет необлагаемый минимум в размере 245 000 крон (к его уплате привлекается только одна треть из числа работающих на полной ставке). Граждане с доходом от 245 000 до 389 000 крон платят федеральный налог по ставке 20%, а с доходов свыше 389 000 крон - 25%. До 1991 г. федеральный налог имел градуированную шкалу ставок от 5% до 45%.

Подоходный налог коммун колеблется в пределах от 27% до 34%. Необлагаемый минимум составляет 8,7 тыс. крон. Но по пенсиям необлагаемый минимум - 50 000 крон, т.е. на уровне минимальной пенсии. Из суммы налогов 19% идет в бюджеты коммун, остальная часть направляется лэнам (Швеция состоит из 24 лэнов и 289 коммун). На местном уровне решаются вопросы финансирования школ, больниц, органов социального обеспечения.

Налог на наследство и дарение ступенчатый - от 10% до 60%. Наследство (дарение) до 200 000 крон для супругов и по 50 000 крон для каждого ребенка не облагается налогом. Высшая ставка применяется для дальних родственников и при стоимости, превышающей 8 млн крон.

Большой интерес для нас, особенно в связи с введением в Российской Федерации единого социального налога (гл.24 Налогового кодекса РФ), представляют социальные платежи. Кстати, их уровень один из наиболее высоких среди развитых государств. Социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда составляют одну из крупнейших доходных частей бюджета. Приведем пример начислений на заработную плату работников наемного труда.

Начисления на заработную плату

Общая сумма начислений составляет 38%. Если речь идет не о наемном работнике, а о владельце фирмы, то несколько меняется структура социальных платежей, но общий удельный вес их даже выше, а именно 39,3%.

Данные цифры уточняются при формировании бюджета. Социальные платежи уплачивают как работодатели, так и наемные работники. Но не в одинаковой мере. Обычно работодатели платят 33%, наемный работник - остальное.

Острой и пока нерешенной проблемой в России является налогообложение имущества. Поэтому остановимся на этом вопросе поподробнее.

В Швеции налогом на имущество облагаются только физические лица, поскольку преобладает точка зрения, что обложение данным налогом юридических лиц нецелесообразно, т.к. это будет сдерживать развитие производства. В России это мнение высказывал еще в 1818 г. Николай Тургенев.

Налог на имущество в Швеции основывается на оценочной стоимости, которая равна 75% рыночной стоимости. Ставка налога составляет 1,5% от оценочной стоимости для жилых домов, 1% для коммерческой недвижимости и 0,5% для промышленной недвижимости. В отличие от большинства стран налог на собственность в Швеции является государственным налогом. Оценка недвижимости регулируется Законом об оценке недвижимости от 1979 г. Стандарт оценки представляет собой истинное значение рыночной стоимости, получаемой при наилучшем использовании объекта недвижимости.

Стоимость земли и стоимость зданий, строений и сооружений устанавливается отдельно друг от друга. Освобождаются от налога такие объекты, как здания оборонных учреждений, общественного транспорта, больницы, школы, здания, используемые для отдыха и спорта, здания представляющие культурный интерес, административные здания государства, графства, муниципалитета и т.д.

Ежегодно проводится индексация оценочной стоимости. Это означает, что базовая стоимость пересчитывается с учетом коэффициента, основанного на тенденциях изменения цен и данных об уровне цен на определенный тип недвижимости в данном регионе. Объект недвижимости идентичен единице оценки. Иногда он может состоять из двух или более единиц оценки. Например , объект недвижимости, который включает в себя жилой дом и мастерскую, где владелец занимается каким-либо бизнесом, делится на две, а иногда и более единицы оценки в зависимости от использования различных частей собственности. Когда речь идет о здании, построенном на арендуемом участке земли, то здание будет составлять одну единицу оценки, а участок земли - другую единицу оценки.

Швеция поделена на стоимостные зоны, где стоимость аналогичной собственности приблизительно одинакова. Общее число стоимостных зон для одно- и двусемейных домов приблизительно равно 7500, для коммерческой недвижимости зон - около 1000. Для объектов недвижимости, которые имеют особенно хорошее местоположение, существуют поправочные коэффициенты. Например , коэффициент для объекта недвижимости, расположенного на берегу озера или моря, составляет 2,0. Участок с красивым видом будет иметь поправочный коэффициент 1,5. Существует коэффициент для участков, которые не имеют инфраструктуры, как водоснабжение и канализация. Стоимость участка без водоснабжения будет на 8000 крон меньше.

Оценочная стоимость строений зависит от их размера, возраста и качества.

Размер определяется как жилая площадь с прибавлением 20% вспомогательной площади, которой считается полуподвальный этаж или гараж. Качество определяется как сумма характеристик, например оборудование и строительные материалы, которые использовались для строительства. Если на одном участке земли находятся два дома, стоимость второго уменьшается на 50%.

Оценочная стоимость сравнивается с ценой реальных продаж объектов собственности.

Основным фактором при определении стоимости земли является разрешение на строительство. В центральных районах города больше ценится возможность строить магазины и офисы по сравнению с возможностью строить жилые дома. В других районах города больше может цениться возможность строить жилые дома.

Строения оцениваются или методом доходности (чаще всего), или методом строительных затрат.

Сельскохозяйственная недвижимость классифицируется по следующим группам: обрабатываемые земли и пастбища, земли лесного фонда и непродуктивные земли, сельскохозяйственные постройки, жилые дома и земля под этими домами.

Изменения на рынке недвижимости как на местном, так и на региональном уровне происходят регулярно и меняют оценочные стоимости, что вызывает необходимость их постоянного отслеживания и актуализации банка данных, а также пересмотра границ стоимостных зон.

Информация о недвижимости внесена в кадастровую систему и хранится и используется как база данных. Каждая единица недвижимости получает обозначение стоимостной зоны, к которой она принадлежит. В каждую декларацию недвижимости впечатывается это обозначение стоимостной зоны и другая информация. Налоговой службой определяется и сообщается владельцу недвижимости ее оценочная стоимость.

Остается добавить, что имущество стоимостью менее 900 тыс. крон от налога освобождено. При налогообложении учитывается суммарное имущество семьи в отличие от подоходного налога, где каждый подает налоговую декларацию.

В России мы вплотную подошли к необходимости создания государственного реестра недвижимости и единой методики оценки собственности, в чем нам может оказаться чрезвычайно полезным шведский опыт.

Виды начислений % к заработной плате
На пенсионное обеспечение 13,0
На медицинское страхование 8,43
На народную пенсию (для обеспечения тех, у
кого нет выслуги лет)
5,86
На пенсионную страховку 0,2
На страхование от производственного травма-
тизма
1,38
На превентивную защиту сотрудников 0,17
На выплату пособий по безработице, финанси-
рование переквалификации потерявших работу
2,12
На гарантию заработной платы при банкротст-
ве компании
0,2
На страхование жизни 0,61
На групповую страховку 0,95
На пособия при увольнении 0,28
На дополнительную пенсию 3,1
На страховку от травматизма 1,0
В гарантийный фонд 0,06
Налог на пенсионные платежи 0,6
  1. Прибыль частных лиц облагается пошлиной 55%.
  2. Доход юридических лиц облагается сбором 26,3%.
  3. Налог на прирост капитала составляет 30% (детали ниже).
  4. Уровень НДС: основной - 25%, сниженные - 12 и 6%.
  5. Государственная пошлина отсутствует, гербовый сбор взимается только для некоторых операций.

Налог на прибыль в Швеции для физических лиц

Пошлинами облагаются три категории граждан : резиденты (постоянно проживающие на территории страны), бывшие резиденты в случае, если в государстве осталось их недвижимое имущество, а также иностранные граждане, проживающие в пределах границ республики не менее 183 дней в году. Налоговая база состоит из сборов за предпринимательскую деятельность, заработной платы и прибыль от иных капиталов.

Система налогов в Швеции подразумевает наличие прогрессивной ставки в размере от 30 до 55%. Сбор состоит из двух пошлин: национальной и муниципальной . Муниципальный налог колеблется от 28,9 до 34,2% в зависимости от конкретной местности проживания плательщика. Национальный сбор полагается только тем лицам, чей уровень годового дохода составляет не менее 400100 крон. Общий размер подоходного налога в Швеции составляет:

Доход, шведская крона

Ставка, %

574301 и выше

Налоговый отчетный период приравнивается к календарному году. Подача декларации в уполномоченные органы является обязательной. Налог с зарплаты в Швеции перечисляется работодателем, с остальных источников - самим плательщиком. При просрочке передачи отчета с физического лица взыскивается штраф в размере 1000 крон или 120 евро. Если обнаружится факт сокрытия прибыли или предоставления недостоверных данных, к сумме сбора на все скрытые доходы будет прибавлено еще 40% в качестве наказания.

Налоги в Швеции для юридических лиц

В качестве плательщиков выступают местные компании и нерезиденты. Если фирма прошла регистрацию в Реестре предприятий юрисдикции, она считается резидентом и оплачивает налоги с общемирового дохода. Те, кто не состоит на учете, подают в декларации сумму, заработанную от контрагентов на территории страны. Стандартная ставка налогов в Швеции для предпринимателей составляет 26,3%. Допускается снижение уровня налогообложения до 19,7% в случае, если корпорация использует перераспределение прибыли в фонд периодизации.

Налоговый период для организаций приравнивается к финансовому году. Его протяженность составляет 12 месяцев, однако начинается он с первого числа любого месяца в году. Завершение периода обычно происходит в конце апреля, августа или декабря. Штрафы за просрочку подачи документации, оплаты и предоставление недостоверных данных аналогичны степени наказания, применяемой к физическим лицам.

  1. Допускается уменьшение налоговый базы последующих отчетных периодов при наличии убытков в предыдущем.
  2. В законодательство не включены требования к соотношению акционерного и заемного финансирования, что дает возможность для создания структур по получению процентов в качестве дохода от дивидендов.
  3. Прирост капитала не облагается налоговой ставкой если прибыль получена юридическим лицом от акций другого юридического лица, действующего в пределах границ государства или за рубежом. Физические лица оплачивают пошлину за прирост капитала в размере 30%.

От налога для предприятий освобождаются нелистингованные акции. Листингованные должны быть выпущены не менее года назад и составлять в совокупности более 10% от размера уставного капитала принимающей компании.

Налогообложение дивидендов в Швеции

При передаче прибыли юридическим лицам возможно освобождение дивидендов от ставок в перечисленных случаях:

  1. Акционер является резидентом ЕС, содержит не менее 10% от уставного капитала ООО, оплачивает налоги в государстве учреждения собственного бизнеса.
  2. Акционер находится под защитой регламента соглашения об избежании двойного налогообложения.
  3. Получатель дивидендов зарегистрирован в юрисдикции с аналогичной системой налогообложения, где ставка равна 10-15%.

При выплате финансов физическим лицам уровень обложения составляет 30% , если частное лицо является нерезидентом и на него распространяется действие соглашения о пресечении двойного налогообложения допускается снижение ставки до 15% . В некоторых случаях налог может быть отменен.

НДС в Швеции

Сбор обязаны оплачивать все физические и юридические лица, реализующие товары и услуги на территории государства. Регистрация в налоговом органе обязательна при любом уровне годового товарооборота. Пошлины взимаются на всех уровнях производства и реализации. Существует 4 основные ставки:

  1. 25% - распространяется на большую часть сервиса и продукции.
  2. 12% - для продовольствия, произведений искусства, гостиничных и ресторанных услуг.
  3. 6% - актуальна для транспортных маршрутных перевозок и печатной продукции.
  4. 0% - для финансовых, образовательных, банковских, социальных и медицинских услуг.

Для предприятий с товарооборотом менее 1 миллиона крон налоговый период приравнивается к календарному году. При превышении суммы отчетность требуется сдавать раз в квартал или месяц.

Другие виды пошлин

  1. Налог на собак в Швеции . Оплачивается всеми владельцами. Сумма рассчитывается исходя из роста пса в холке. В среднем налоги на животных в Швеции составляют 50-100 евро в переводе на местную валюту.
  2. Налог на имена в Швеции . Сбор относится к одним из самых комичных в мире. Пошлиной облагаются только те имена, которые при произношении могут создавать дискомфорт другим людям. Взимается с родителей младенца.
  3. Церковный налог в Швеции . Взыскивается с каждого гражданина, который относит себя к какому-либо вероисповеданию. Религия не имеет значения - с каждого верующего требуется оплата в размере 1-2% от годовой суммы дохода.

Историческая справка : как и сегодня, в средние века были актуальны подушные сборы. Чем только не брали с крестьян налог в Швеции: продуктами, непосильным трудом, землей, скотом и прочими ценностями. Тех, кто был не способен оплачивать дань, наказывали длительной военной службой. В этом плане современность радует несколько больше.

Тема 6. Налоговые системы скандинавских стран-членов ЕС. Налоговая система Швеции, Дании

План

1. Общая характеристика налоговой системы Швеции.

2. Налог на прибыль компаний Швеции.

3. Налогообложение физических лиц. Подоходный налог с граждан Швеции.

4. Налог на добавленную стоимость Швеции.

5. Прочие налоги Швеции.

6. Налоговая система Дании.

1. Общая характеристика налоговой системы Швеции

Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных налогов и сборов. Наиболее важными прямыми налогами являются госу­дарственный и местный подоходные налоги и государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагаются также наследование (пошлина, уплачиваемая наследником) и дарение. Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взимаемых с работодателей (расходы на социальное страхование), из которых выплачиваются пенсии, медицинские страховки и прочие социальные выплаты.

Все доходы от непрямого налогообложения, фактически поступающие в государственную казну, имеют два основных источника: налог на добав­ленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров.

Определение уровня государственных и местных налогов входит во властные полномочия шведского парламента. Тем не менее местные орга­ны могут устанавливать уровень подоходного налога непосредственно в муниципалитетах и областных органах самоуправления.

Важная роль отводится и таким косвенным налогам, как акцизы на табак и алкоголь. Есть годовой налог на пользование личным транспор­том и разовый налог на его приобретение. Энергетический налог отно­сится к дизельному топливу, углю, электроэнергии.

Швеция имеет соглашения примерно с шестьюдесятью другими страна­ми об избежании двойного налогообложения доходов и собственности.

Доходная часть бюджета Швеции состоит из следующих поступлений:

41% - государственный и муниципальный подоходный налог (физи­ческие лица - с дохода от наемного труда, дохода с капитала; юридичес­кие лица - с прибыли от хозяйственной деятельности);

24% - налог на добавленную стоимость;

21% - налог на заработную плату (социальные взносы работодателей);

3,5% - налог на имущество (налоги на собственность);

10,5% - прочие налоги.

Каждый работодатель, коллективный или индивидуальный, выплачи­вает в казну так называемые социальные взносы, равные примерно трети заработка каждого рабочего и служащего. Эти средства идут на покрытие пенсионных и медицинских расходов.

2. Налог на прибыль компаний Швеции

Важное место в системе налогов занимает налог на прибыль корпора­ций. Налогом на прибыли компаний облагаются акционерные общества, кооперативы и иностранные компании, осуществляющие коммерческую деятельность в Швеции. Обложение этим налогом регулируется законом о национальном подоходном налоге 1947 г. с последующими изменения­ми и поправками.



Предприятия с ограниченной ответственностью могут создаваться толь­ко в форме акционерной компании. В то же время законом предусмотре­ны различия в функционировании и отчетности для крупных компаний и для мелких и средних фирм. Крупными считаются компании, акти­вы которых превышают 35 млн крон, численность работников больше 200 человек или имеющие листинг на фондовой бирже. Минимальный размер капитала для акционерных компаний составляет 50 тысяч крон, при этом компания может иметь только одного собственника.

Все компании и другие виды организационно-правовой формы, такие как товарищества с ограниченной ответственностью, должны быть заре­гистрированы в Патентном и Регистрационном отделе, для того чтобы получить статус юридического лица. Обычно как минимум 50% управля­ющих директоров и главный директор должны быть резидентами стран ЕС или Европейских государств. Тем не менее возможны исключения из правил, предоставляемые Отделом Патентов и Регистрации или Прави­тельством, в отношении юридических лиц, большая часть совета дирек­торов которых состоит из нерезидентов Швеции.

Торговые товарищества не подлежат обложению налогом на прибыли, хотя они также признаются юридическими лицами и подлежат учету в Управлении патентов и регистрации. Их доходы с точки зрения налого­обложения считаются распределенными между участниками товарищес­тва (в долях, определенных учредительными документами) и облагаются подоходным налогом непосредственно у этих участников.



Наиболее часто встречающаяся организационно-правовая форма - это компании с ограниченной ответственностью. Существуют два вида: открытые компании с ограниченной ответственностью и частные компа­нии с ограниченной ответственностью.

Компании-резиденты подлежат обложению налогом на прибыль по всей сумме своих доходов, полученных как в Швеции, так и за ее преде­лами. Резидентами обычно считаются компании, зарегистрированные по законам Швеции и внесенные в соответствующий реестр. Все остальные компании считаются нерезидентами Швеции.

Компании-нерезиденты подлежат обложению налогом в Швеции только по доходам, полученным из источников в Швеции, по доходам от перепродажи имущества, находящегося в Швеции, или по доходам, полу­ченным от деятельности, осуществляемой на территории Швеции через постоянное деловое учреждение. Доходы, получаемые от деятельности, осуществляемой через постоянное деловое учреждение, подлежат обло­жению в обычном порядке, при этом постоянное деловое учреждение считается для целей налогообложения отдельным предприятием и долж­но рассчитывать свою прибыль и подавать налоговую декларацию по тем же правилам, что и шведские компании. Иностранные фирмы, получаю­щие доходы в виде роялти, считаются осуществляющими деятельность на территории Швеции, и они должны представлять налоговые деклара­ции и уплачивать налог на прибыль в обычном порядке.

Налогооблагаемая база для компаний - плательщиков налога на при­быль, определяется на основе чистого дохода (прибыли), показанной в финансовом отчете компании. Вместе с тем конечный результат рассчи­тывается с поправками, предусмотренными налоговым законодательс­твом. С одной стороны, из отчетной прибыли исключаются некоторые виды доходов, освобождаемых от налогообложения (например, дивиден­ды, полученные от дочерних компаний), с другой стороны, применяются некоторые ограничения и лимиты, предусмотренные для определенных видов расходов или списаний.

Базовой основой для исчисления налогооблагаемой прибыли является валовой доход (выручка) компании. Затем из него вычитаются все рас­ходы, нормально и обоснованно связанные с извлечением этого дохода. В первую очередь это зарплата наемных работников и затраты на матери­алы и сырье, потребленные в процессе производственной (коммерческой) деятельности.

Заработная плата и другие аналогичные выплаты работникам относятся на затраты в полном размере, включая удержанные с них налоги и другие обязательные начисления (по социальному страхованию).

Начальные затраты на создание и регистрацию компании могут быть списаны на затраты в первом же году деятельности компании, но при этом должны быть исключены суммы уплаченных гербовых налогов и обязательных сборов за регистрацию компании. Расходы на юридическое обслуживание относятся на затраты, если они связаны с осуществлени­ем обычной коммерческой деятельности компании. Однако на затраты не списываются расходы, связанные с регистрацией новых компаний, и рас­ходы на ведение споров с налоговыми властями.

Стоимость машин и оборудования, а также зданий и сооружений, используемых в производственной или коммерческой деятельности, переносится на затраты в порядке амортизации. Амортизация машин и оборудования (включая транспортные средства) может начисляться одним из двух методов: равномерной прямолинейной амортизации или снижающегося остатка. Кроме того, активы со сроком полезного исполь­зования менее 3 лет и стоимостью менее 2000 крон (до 10 000 крон для крупных предприятий) могут списываться на затраты непосредственно в году приобретения.

Расходы на некоммерческие цели - представительские, на развлечения и отдых сотрудников и т.д. - могут списываться на затраты при опреде­ленных условиях и в рамках установленных лимитов. Специальные нор­мативы установлены для пожертвований на благотворительные и другие аналогичные цели. Формирование свободных от налогов резервов в пос­ледние годы существенно ограничивается, что объясняется политикой властей, нацеленной на постепенное снижение налоговых ставок, но при соответствующем уменьшении действующих налоговых льгот.

Налоги, уплаченные компанией в связи с ее коммерческой деятельнос­тью, списываются на затраты в полной сумме (но без штрафов и санк­ций), исключая суммы выплаченного налога на прибыль. Иностранные подоходные налоги могут списываться на затраты или приниматься на зачет в форме налогового кредита при условии, что соответствующий иностранный доход подлежит налогообложению в Швеции.

Некоторые виды доходов компаний не подлежат обложению налогом на прибыль и соответственно не включаются в состав налогооблагаемой базы.

К таким доходам относятся, например, дивиденды, получаемые от компа­ний, в которых налогоплательщику принадлежит акций 25% или более.

Отчетным периодом для налога на прибыль является год, при этом раз­решается считать началом отчетного года 1 января, 1 мая, 1 июля или 1 сентября. Сменить отчетный год можно только с разрешения налоговых властей.

Налоговая декларация должна быть представлена в срок не более 6 месяцев со дня окончания отчетного периода. Налогоплательщик не рас­считывает сумму причитающегося с него налога, это делают налоговые органы на основе данных, приведенных в налоговой декларации. Неза­висимо от результатов расчета компании должны производить авансовые платежи равными взносами, в счет налога на протяжении всего отчетного периода на основании расчета налога за предыдущий год - 18 января, 18 марта, 18 мая, 18 июля, 18 сентября и 18 ноября. Налоговые органы в пределах примерно 6-7 месяцев со дня подачи налоговой декларации делают окончательный расчет налога и направляют его компании. В слу­чае необходимости недостающая сумма налога должна быть доплачена в пределах 2-3 месяцев после получения требования. В случае «перевеса» авансовых платежей над суммой налоговых обязательств компании она может получить возврат налога либо отнести это превышение в счет сво­их текущих авансовых платежей.

Ставка налога на прибыль составляет 28%, кроме того при переводе дивидендов за рубеж компании должны удерживать налог с общей сум­мы дивидендов также по ставке 30% (стандартная ставка, которая по условиям действующих налоговых соглашений может быть снижена до 10-15% или даже до нуля).

Налогообложение физических лиц. Подоходный налог с граждан Швеции

Резиденты Швеции подлежат обложению подоходными налогами по всем своим доходам из всех источников, как в Швеции, так и за ее преде­лами. Нерезиденты облагаются налогами только по доходам, полученным в Швеции: доходы от работы по найму, доходы, от деятельности, осу­ществляемой на территории Швеции через постоянное деловое учрежде­ние, и доход от недвижимости, находящейся в Швеции.

Резиденты платят муниципальный подоходный налог с доходов от работы по найму и от осуществления коммерческой деятельности плюс национальный подоходный налог с этих же доходов, если их сумма пре­вышает 200 тысяч крон в год. Они также платят национальный подоход­ный налог со своих доходов от капитала (проценты, дивиденды, доходы от перепродажи имущества, акций и т.д.). Нерезиденты платят муници­пальный подоходный налог по доходам от коммерческой деятельности и национальный подоходный налог по всем остальным видам доходов.

Резидентами Швеции в целях налогообложения признаются лица:

а) постоянно проживающие на территории Швеции или

б) имеющие общее место жительства в Швеции, или

в) имеющие существенные экономические и семейные связи в Швеции.

Первый критерий предполагает, что физическое лицо постоянно и неизменно проживает в Швеции и нет какой-либо другой страны, которая могла бы конкурировать со Швецией в этом отношении. Второй крите­рий относится к случаям, когда физическое лицо часть времени проводит также и в другой стране (странах). По этому критерию лицо является рези­дентом Швеции в каждом году, когда оно проводит на территории Шве­ции 6 и более месяцев (без существенных перерывов). Третий критерий применяется в ситуации, когда лицо прежде было резидентом Швеции как ее постоянный житель и затем по каким-то причинам большую часть времени вынуждено жить за ее пределами. Эго лицо все же будет продол­жать считаться резидентом Швеции, если оно имеет там семью, постоян­ный дом и ведет в ней существенную экономическую деятельность.

Все остальные лица, не подпадающие под перечисленные критерии и условия, считаются нерезидентами для целей налогообложения.

Законом предусмотрено индивидуальное обложение налогом, и чле­ны семьи должны индивидуально отчитываться по своим налоговым обя­зательствам, в том числе и несовершеннолетние дети, если они имеют самостоятельные источники доходов. Расчет облагаемого дохода физи­ческих лиц ведется в разбивке по следующим видам доходов: доходы от работы по найму, доходы от коммерческой деятельности и доходы от капитала.

Доходы от работы по найму включают не только непосредствен­но заработную плату или премии, но и различного рода компенсации и льготы натурального характера (автомобиль за счет компании, питание и т.д.). Вместе с тем иностранные специалисты и ученые, привлекаемые на работу шведскими фирмами, могут получать освобождение от нало­гов в отношении предоставляемой им компенсации расходов на жилье и на обучение детей. Резиденты Швеции, выполняющие работу по найму за рубежом, обычно освобождаются от налогообложения этих доходов в Швеции при условии, что эти доходы облагаются местными налогами в стране их происхождения.

Наемные работники имеют право исключать некоторую часть своего заработка из налогообложения как компенсацию из расходов в связи с этой работой. Общий предел для этих скидок составляет 5000 крон в год. Исключаются из налогообложения также выплаты на компенсацию командировочных расходов.

Расчет доходов от коммерческой деятельности регулируется теми же правилами, что и расчет облагаемой прибыли для компаний. Расхо­ды, связанные с деятельностью по извлечению доходов, относятся на затраты, уменьшающие облагаемый доход; активы и имущество, исполь­зуемые в коммерческих целях, амортизируются по общим нормам, уста­новленным налоговыми властями для компаний и предприятий. При этом дохода от коммерческого использования недвижимости (отдельного дома или жилого помещения) освобождаются от налогообложения, если более 50% полезной площади помещения занято для целей проживания самим собственником или его семьей.

Доходы от капитала включают прибыли от капиталовложений различ­ного рода, от купли и продажи акций, а также доходы от лотерей. Убыт­ки и некоторые виды затрат, связанные с операциями с капиталом, могут относиться на уменьшение налогооблагаемой базы,

Физические лица, получающие доходы от работы по найму и от занятия коммерческой деятельностью, имеют право на получение индивидуаль­ной скидки, минимум которой составляет 11 тысяч крон в год (фактичес­ки необлагаемый минимум заработка всех лиц) и максимум - 20 тысяч крон (для доходов свыше 200 тысяч крон в год). Специальные виды ски­док предусмотрены для взносов, уплачиваемых по полисам частного пен­сионного страхования.

Ставки муниципального подоходного налога несколько отличаются по различным регионам и обычно составляют около 31%. Националь­ный подоходный налог с доходов от работы по найму и от коммерчес­кой деятельности составляет 25% для доходов, превышающих 229 тысяч крон в год. Доходы от капитала облагаются по ставке 30% (для любых видов доходов).

Нерезиденты, получающие в Швеции заработную плату или пенсию, облагаются национальным налогом по твердой ставке 25% и по дохо­дам от коммерческой деятельности - муниципальным налогом по той же ставке. Если общая сумма этих доходов превышает 200 тысяч крон в год, то с суммы превышения дополнительно взимается национальный налог по ставке 20%.

Доходы иностранных спортсменов и лиц творческих профессий, полу­чаемые ими в Швеции, облагаются специальным налогом по ставке 15%. Если нерезиденты получают в Швеции доходы от капитала, подпадающие под налогообложение в Швеции, то для них применяется ставка налога 30%. При этом льготные персональные скидки для нерезидентов не действуют.

Отчетный год для налогоплательщиков - календарный год, заканчиваю­щийся 31 декабря. Срок представления налоговых деклараций установлен до 15 февраля года, следующего за отчетным. Лица, получающие только доходы от работы по найму, представляют декларации по упрощенной форме. Для лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, срок пре­доставления деклараций продлен до 31 марта. Нерезиденты, получающие в Швеции только доходы от работы по найму или пенсию, освобождаются от обязанности представлять налоговые декларации. Налоги с заработной платы удерживаются нанимателями в момент выплаты и переводятся ими в бюджет на счет работников. Окончательный расчет налога делается по итогам года на основании представленных налоговых деклараций, и в соответствии с этим производится доплата или возврат части налога.

Платежи по социальному страхованию производятся нанимателями в порядке начислений на заработную плату (с отнесением их затем на затраты при исчислении облагаемой налогом прибыли). Размер таких платежей - 33% суммы всех выплат работникам. Лица, работающие за свой счет, платят взносы по социальному страхованию самостоятельно, и для них размер таких взносов установлен равным 31,25% их чистого дохода. Для некоторых ситуаций (например, работа по найму лиц пен­сионного возраста) предусмотрена замена платежей по социальному страхованию специальным налогом на зарплату. Ставка этого налога составляет 21,39% общей суммы выплаченной заработной платы. Кроме того, и предприниматели, и наемные работники должны платить взносы по страхованию от болезни - по 3,95% суммы выплаченных (получен­ных) заработков.

Такие же платежи предусмотрены и в отношении иностранцев, работаю­щих на шведских предприятиях. Вместе с тем Швеция имеет с рядом стран специальные соглашения по социальному страхованию, и положение граж­дан из этих стран, работающих в Швеции, регулируется условиями этих соглашений. Например, граждане скандинавских стран, Великобритании, США и Канады освобождаются от платежей по социальному страхованию, если срок их работы в Швеции составляет менее 1 года, для граждан из большинства западноевропейских стран и Турции льготный срок равен 2 годам, для граждан Франции, Израиля и Марокко - 3 годам.