Налог на игорный бизнес. Власти готовятся в два раза повысить налог на игорный бизнес Игорный бизнес бухгалтерский учет и налогообложение

Минфин предложил в 2016 году увеличить налог на игорный бизнес в России в десять раз. По мнению резидентов игорной зоны «Приморье» в пригороде Владивостока, это нововведение может не только «убить» уже действующие в России казино, но и отпугнуть возможных инвесторов.

Инициатива о повышении налогообложения обсуждается в рамках «дорожной карты» по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на источник в правительстве РФ. Также предполагается возложить на букмекеров обязанность уплачивать отчисления в размере 10% выручки от приема ставок онлайн. Соответствующий законопроект Минфин может разработать уже к декабрю текущего года.

Эта новость уже вызвала негативную реакцию инвесторов интегрированной курортно-развлекательной зоны «Приморье», в которой сегодня работает одно казино и строятся еще три.

«Строительство и открытие казино - долгосрочный проект, окупаемость которого просчитана на 5-7 лет вперед, доходность просчитывается более чем на 10 лет. Все расчеты по строящимся комплексам сделаны с учетом сегодняшних налоговых ставок, установленных администрацией Приморского края», - отметил директор по игре компании «Даймонд Форчун Холдингс Прим» Горан Милошески . Эта компания в прошлом году приступила к строительству комплекса Selena в бухте Муравьиная.

Налог на игорный бизнес в России - региональный, его размер субъект устанавливает самостоятельно. Налоговый кодекс РФ предлагает «вилку» налоговых платежей: от 1,5 до 7,5 тысяч рублей в месяц за один игровой автомат и от 25 до 125 тысяч рублей в месяц с одного игорного стола. В Приморском крае установлены максимальные ставки.

При этом налог на игорную деятельность в России сегодня - один из самых низких в мире. Именно это во многом обеспечило для инвесторов привлекательность вложений в ИРКЗ «Приморье».

«Резкое увеличение налоговой ставки, на мой взгляд, может отпугнуть отечественных и иностранных инвесторов. Соответственно, в дальнейшем интегрированный курорт "Приморье" может существенно замедлить темпы своего развития», - говорит Горан Милошески . Он также акцентирует, что в целом такое резкое повышение налога негативно отразится на инвестиционной привлекательности России.

Аналогичное мнение высказал вице-президент по игровой деятельности компании G1 Entertainment Дмитрий Крылов . Эта компания владеет казино Tigre de Cristal, открывшимся в Приморье в прошлом году.

«Повышение налога на игорную деятельность сразу в десять раз маловероятно. Сложно делать окончательные выводы, пока нет текста законопроекта. Фактически такие налоги не потянет ни одно казино в России - у них просто нет таких доходов. В случае, если будет повышение - это убьет игорный бизнес в стране», - говорит Дмитрий Крылов.

К примеру, в Tigre de Cristal установлены 70 игровых столов и 247 автоматов. Как сообщала администрация Приморского края, в 2015 году общая сумма налогов и сборов с первого объекта ИКРЗ «Приморье» составила 109 млн руб., из них 37,5 млн - от налога на игорный бизнес.

В 2016 году запланированный объем налогов и платежей во внебюджетные фонды от первого работающего в Приморье казино составляет 436 млн руб. Только в качестве налога на игорный бизнес компания G1 Entertainment планирует заплатить 150 млн руб.

Напомним, всего в ИКРЗ «Приморье» сегодня пять инвесторов - как российские, так и иностранные. Кроме G1 Entertainment и «Даймонд Форчун Холдингс Прим», это компании «Роял Тайм», «Хайна Юнли» и NagaCorp.

В России на данный момент созданы четыре игорные зоны: «Янтарная» в Калининградской области, «Сибирская монета» в Алтайском крае, «Азов-Сити» в Краснодарском крае и «Приморье» в пригороде Владивостока. Также в процессе создания еще две территории, где будет разрешена игра: в Республике Крым и на территории города Сочи.

Законодательством Российской Федерации разрешено организовывать предпринимательскую деятельность, связанную с азартными играми, тотализаторами, пари и т.п., предусматривающими денежный выигрыш и плату за участие в них. Игорный бизнес, как и другая предпринимательская деятельность, облагается соответствующими налогами. Предпринимателям рекомендуется вовремя и в полной сумме вносить этот обязательный платеж в налоговые органы во избежание штрафных санкций, которые в случае с азартными играми могут быть весьма крупными.

Рассмотрим, что именно является объектом налога игорного бизнеса, каким способом производится учет и контроль, как правильно рассчитать сумму и произвести уплату, а также расскажем о том, какие изменения произошли в этой сфере в 2017 году и чего еще ожидать бизнесменам.

Правовое регулирование игорного бизнеса

Закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (ФЗ № 244, вступивший в силу с января 2007 года) – главный правоустанавливающий документ, касающийся организации игорного бизнеса и получения прибыли от этой деятельности.

Под игровой деятельностью в контексте предпринимательства понимается осуществление азартных игр в специальных учреждениях, оборудованных игровыми столами и/или автоматами (только в специально выделенных игорных зонах), а также в конторах букмекеров и на тотализаторах (при наличии лицензии).

Налог на игорный бизнес регулируется гл. 29 Налогового кодекса России, которая действует с 1 января 2004 года. В соответствии с текстом НК, такой бизнес регулируется региональными правовыми актами, то есть местные власти имеют прерогативу в установлении налоговой ставки (льгот по этому виду налога НК РФ не допускает). Если же на региональном уровне такой документ не принят, налог будет взиматься по общим требованиям, прописанным в НК.

ИТАК! Налог на игорный бизнес является прямым региональным платежом, поступающим в бюджет того территориального субъекта РФ, где он введен.

Объекты налога на игорный бизнес в 2017 году

Налоговый платеж на организацию игр взимается при наличии следующих атрибутов организации этого бизнеса:

  • игрового стола – специального оборудования, предусматривающего игровые поля, места для участников и, возможно, крупье;
  • игрового автомата – механического, электрического, электронного или другого аппарата, предусматривающего возможность денежного выигрыша без участия работника заведения (за счет устройства, генерирующего случайные комбинации);
  • процессингового букмекерского центра или тотализатора – отделения игорного учреждения, где учитываются и фиксируются ставки и результаты игр;
  • пункта приема ставок тотализатора или букмекерской конторы – специально выделенного места для заключения пари и фиксации информации о принятых ставках, результатах и суммах выигрышей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Базой по данному налогу является суммарное количество каждого типа объектов игорного бизнеса.

Регистрация объектов налогообложения

Закон требует обязательно зарегистрировать в налоговых органах любой из перечисленных атрибутов не позже 2 дней, предшествующих его установке. Владелец должен подать в региональную налоговую службу заявление, в котором нужно указать объект будущего налогообложения и его местонахождение. После рассмотрения ему выдадут свидетельство о регистрации на этот объект. Датой регистрации (а значит, начала налогового периода) будет считаться число, проставленное на заявлении о регистрации.

ВАЖНО! Если предприниматель приобрел новый атрибут для организации игр или какое-либо оборудование выбыло из строя или снята с действия определенная точка, об этих изменениях нужно обязательно информировать налоговую в те же сроки.

Формы заявления и свидетельства о регистрации приняты Министерством финансов России в порядке Приказа от 22 декабря 2011 года № 184н.

Ставки и суммы

Налоговый кодекс устанавливает минимальный и максимальный размер ставок для каждого типа игровых объектов. Региональные власти вправе выбирать любую цифру в данных границах. Если в данном субъекте РФ не принят закон, регулирующий размер налоговой ставки по игорному бизнесу, то применяется минимальная ставка, значащаяся в НК РФ. Вот на какие суммы следует рассчитывать предпринимателю:

  • за игорный стол – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
  • за игровой автомат – от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
  • за процессинговый тотализаторский или букмекерский центр – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
  • за пункт приема ставок – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.

Время уплаты

Налоговым периодом по этому виду налога признается календарный месяц. Исключение может быть, если старый объект выбыл до середины этого месяца или новый объект появился уже во второй его половине. В этом случае меняется доля налоговой ставки: когда старый объект снят с регистрации или новый объект зарегистрирован после 15 числа, в этом месяце взимается только половина налога.

Как рассчитать «игровой» налог

Порядок исчисления стандартен: налоговая база умножается на ставку. Нужно сначала определить количество объектов налогообложения по каждому типу отдельно, а затем умножить полученные результаты на ставку, установленную в данном регионе для таких атрибутов азартных игр. Полученные суммы складываются, образуя окончательный размер налогового платежа.

Пример

Предприниматель на территории Алтайского края (в игровой зоне «Сибирская монета») владеет игорным заведением, в котором 3 игровых стола, 10 игровых автоматов и букмекерская контора. Поскольку на территории Алтайского края не установлены специальные ставки игрового налога, расчет будет производиться по минимуму, предусмотренному в НК РФ.

За 3 игровых стола налог составит 25 000 х 3 = 75 000 руб.

За 10 игровых автоматов – 1500 х 10 = 15 000 руб.

За процессинговый центр букмекерской конторы – 25 000 руб.

Итого: 75 000 + 15 000 + 25 000 = 115 000 руб.: эту сумму составит налоговый ежемесячный платеж, если у предпринимателя не произойдет никаких изменений в количестве игровых объектов.

Декларируем «игровой» налог

Отчетность по налогу на игорный бизнес предусматривает включение информации о нем в налоговую декларацию. Порядок уплаты предусматривает ее ежемесячную подачу не позже, чем до 20 числа следующего месяца. В тексте декларации нужно не только обосновать сумму налога, но и указать динамику объектов налогообложении, если она имела место.

ВАЖНО! Если в декларации вы обнаружили ошибки или неточности, нужно в установленном ст. 81 НК РФ порядке подать в налоговый орган уточненный вариант декларации.

Ответственность нерадивых плательщиков

Закон строг к тем, кто не обеспечивает необходимых платежей в бюджет. За несвоевременную уплату или опоздание с подачей декларации, за ошибки в исчислении суммы или недоимки предусмотрены серьезные штрафы:

  • просрочка с документальной отчетностью грозит штрафом не менее чем в 1000 руб., составляющем от 5 до 30% суммы по данной декларации;
  • задержка с уплатой самого налога «потянет» за собой пеню за каждый просроченный день (ее размер составит 1/300 часть от ставки рефинансирования, отсчитанную в виде процента от неуплаченной вовремя суммы);
  • нарушение порядка регистрации игровых объектов чревато трехкратной суммой налога на неправильно или не вовремя зарегистрированный атрибут бизнеса, а при повторном нарушении эта сумма вырастет вдвое;
  • неуплаченный налог влечет самый серьезный штраф – от 20 до 40% от всей суммы недоимки.

К СВЕДЕНИЮ! Штрафы и пени не освобождают от обязанности уплатить недоимки в полном размере.

Новшества 2017 года

На текущий момент глобальных изменений по данному виду налога нет. Подвергся пересмотру лишь порядок начисления пеней – после 1 октября 2017 года действует правило: чем длительнее просрочка, тем больше пеня (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Существует проект Минфина РФ, предусматривающий гигантское повышение налоговых ставок по игорному бизнесу (почти в 100 раз за онлайн-конторы и вдвое по остальным игровым объектам), однако такое радикальное изменение, могущее сильно повлиять на экономику игровых зон, на сегодня пока не принято.

Налог на игорный бизнес 2016 года исчисляется с учетом положений НК РФ, а также региональных нормативных актов. Каким образом с учетом данных особенностей рассчитать его величину?

Основные сведения о налоге на игорный бизнес (относится к региональным ежемесячным)

Рассматриваемый налог относится к региональным платежам. Перечисляться в бюджет он должен ежемесячно - до 20 числа месяца, идущего за отчетным (ст. 371 НК РФ). Расчет платежа осуществляется с учетом:

  • сущности и предназначения используемых объектов налогообложения, их количества;
  • ставок, определенных для каждого типа соответствующих объектов;
  • момента ввода того или иного объекта в коммерческое использование.

Изучим специфику отмеченных показателей, использующихся при исчислении рассматриваемого налога, подробнее.

Расчет налога: объекты налогообложения

В соответствии с нормами ст. 366 НК РФ объектами налогообложения в рамках рассматриваемого налога являются:

  • игровой стол (размещенный, например, в казино);
  • игровой автомат;
  • процессинговый центр, учрежденный тотализатором;
  • процессинговый центр, учрежденный букмекерской конторой;
  • пункт приема ставок, учрежденный тотализатором;
  • пункт приема ставок, учрежденный букмекерской конторой.

Если на столе 2 и более полей, то он рассматривается как несколько столов - в количестве, равном числу полей (п. 1 ст. 370 НК РФ).

Расчет налога: ставки

В соответствии со ст. 369 НК РФ ставки для рассматриваемого налога устанавливаются властями регионов РФ в пределах тех значений, которые определены в НК РФ:

  • Если объект налогообложения - стол, то ставки для него могут быть определены субъектом РФ в размере от 25 000 до 125 000 руб.
  • На автомат региональные власти могут установить налог от 1 500 до 7 500 руб.
  • Учрежденный тотализатором или букмекерской структурой процессинговый центр облагается по ставке, соответствующей установленному регионом значению между 25 000 и 125 000 руб.
  • Учрежденный тотализатором или букмекерской конторой пункт приема ставок, в свою очередь, может облагаться по ставке от 5 000 до 7 000 руб.
  • Если властями субъекта РФ не определены ставки для столов, автоматов, процессинговых центров или пунктов приема ставок, то рассматриваемый налог исчисляется исходя из федеральных ставок, которые составляют, соответственно, 25 000, 1 500, 25 000 и 5 000 руб.

Расчет налога: момент ввода объекта

Если владелец игорного бизнеса вводит тот или иной объект - например стол или автомат - до 15 числа отчетного месяца, то для расчета платежа за соответствующий объект применяется целая ставка. Если же объект вводится после 15 числа отчетного месяца, то для расчета платежа за него применяется 50% от ставки, установленной для соответствующего объекта (п. 3 ст. 370 НК РФ).

Если объект, в свою очередь, выводится до 15 числа, то в этом случае для исчисления платежа на него также применяется 50% от ставки. Если объект выводится после 15 числа - применяется полная ставка (п. 4 ст. 370 НК РФ).

Момент ввода или вывода того или иного объекта определяется датой подачи в ФНС заявления об установке соответствующего объекта в игорном заведении или его деинсталляции. Это заявление должно направляться налоговикам за 2 дня до ввода или вывода объектов в коммерческий оборот.

Пример расчета налога

Условимся, что у владельца игорной корпорации, уплачивающего налог за апрель 2016 года, есть:

  • 2 стола;
  • 3 автомата, введенных 8, 9 и 10 апреля;
  • 3 автомата, введенных 18 и 19 апреля.

Условимся также, что он ведет бизнес в игорной зоне «Сибирская монета», расположенной в Алтайском крае. Властями данного региона установлены следующие ставки (закон Алтайского края от 12.11.2003 № 55-ЗС):

  • 125 000 руб. - для столов;
  • 7 500 руб. - для автоматов.

Сначала определяем сумму налога для автоматов.

Из них 3 были введены после 15 апреля, поэтому для них применяется ставка в размере 50% от установленной. Таким образом, умножаем 3 на 3 750 - получается 11 250 руб. По 3 оставшимся столам применяется полная ставка. Вычисляем налог по ним, умножив 3 на 7 500, - получается 22 500 руб.

Всего по автоматам владелец бизнеса будет должен уплатить 33 750 руб.

Общая сумма налога определяется сложением полученных нами цифр и составляет 283 750 руб. Ее нужно уплатить до 20 мая 2016 года, равно как и предоставить декларацию по налогу.

Итоги

Налог на игорный бизнес уплачивается исходя из количества и типов объектов налогообложения, имеющихся у владельца игорной корпорации, а также из ставок, определяемых законами региона РФ или НК РФ. Имеет значение и момент ввода соответствующих объектов в коммерческий оборот.

Узнать больше об игорном бизнесе, а также о специфике его налогообложения вы можете в статьях:

Налог на игорный бизнес – один из трех региональных налогов, поступления от которого являются источником доходов бюджета субъекта РФ, на территории которого он введен. Сфера его регулирования – налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр.

Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, направленная на извлечение организациями доходов в виде:

    выигрыша;

    платы за про­ведение азартных игр;

Это организация и проведение азартных игр в игорных заведениях с использованием игровых столов, игровых автоматов, а также прием ставок в букмекерских конторах и на тотализаторе.

Налог на игорный бизнес: подробности для бухгалтера

  • Наиболее частые нарушения выявляемые ФНС

    Конец предыдущего налогового периода 12. Налог на игорный бизнес ст. 364, 366 НК РФ... в налоговом органе объекта налогообложения налогом на игорный бизнес п. 3 и п. 4 ...

  • Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

    И НДФЛ, земельный налог, НДПИ, налог на игорный бизнес), так и нормы федеральных законов... и НДФЛ, земельный налог, НДПИ, налог на игорный бизнес), так и нормы федеральных законов...

  • Уточнены правила определения налогового периода

    ...); НДПИ (ст. 341 НК РФ); налог на игорный бизнес (ст. 368 НК РФ). Особый...

  • Об особенностях регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес

    Возможности регистрации таких объектов налогообложения налогом на игорный бизнес как процессинговый центр интерактивных... изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (КНД 1110007). В соответствии... объектов налогообложения налогом на игорный бизнес", не предусматривает отражение объектов налогообложения налогом на игорный бизнес: процессинговый... о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (приложение к настоящему Письму). ...

  • Об увеличении с 1 января 2018 года минимальных и максимальных ставок налога на игорный бизнес

    Выросли минимальные и максимальные ставки налога на игорный бизнес. Изменения были внесены Федеральным законом... расширил перечень объектов, которые облагаются налогом на игорный бизнес. Теперь владельцам процессинговых центров букмекерских...

  • Об увеличении ставок налога на игорный бизнес и изменении порядка взимания НДФЛ с выигрышей

    Постановке на учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес необходимо представить в налоговый орган...

  • О порядке заполнения налоговой декларации на игорный бизнес в отношении новых объектов налогообложения

    Тотализатора стали самостоятельными объектами налогообложения налогом на игорный бизнес. До внесения изменений в налоговую... года расширен перечень объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, и сообщает следующее. Согласно пункту... налогообложения налогом на игорный бизнес. Действующая в настоящий момент форма налоговой декларации по налогу на игорный бизнес (далее... налогу на игорный бизнес, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес...

  • О приведении актов ФНС в соответствие с законодательством о праве (а не обязанности) иметь печать

    В порядке заполнения декларации по налогу на игорный бизнес, НДПИ, а также в форме...

  • Как отчитаться по налогу на игорный бизнес, учитывая новые объекты налогообложения

    Года расширен перечень объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Это оформлено федеральным законом от... момент форма налоговой декларации по налогу на игорный бизнес не предусматривают возможность отражения расчета... со ставками и порядком исчисления налога на игорный бизнес, установленными статьями 369 и 370 ...

  • ФНС напомнила об увеличении предельных ставок налога на игорный бизнес

    ФНС распространила информацию о ставках налога на игорный бизнес. С 1 января 2018 года... порядок исчисления НДФЛ с выигрышей. Налог на игорный бизнес исчисляется ежемесячно с каждого игрового... расширил перечень объектов, которые облагаются налогом на игорный бизнес. Теперь владельцам процессинговых центров букмекерских...

  • Игрокам уменьшат шансы уйти от налога: законопроект принят во втором чтении

    Исчисления НДФЛ с выигрышей и налога на игорный бизнес. В настоящее время физлица, получающие... поправок в главу НК о налоге на игорный бизнес. В частности, объектами налогообложения, кроме... букмекерской конторы. Существующие пределы ставок налога на игорный бизнес увеличатся вдвое. Кроме того, вводятся...

  • Совет Федерации ударно поработал, одобряя налоговые законопроекты

    Исчисления НДФЛ с выигрышей и налога на игорный бизнес. Налоговая база по НДФЛ (сумма... тысяч рублей. Существующие пределы ставок налога на игорный бизнес увеличатся вдвое. Узнать о законопроекте...

04.05.2016 NewsOfGambling

Законодательство, которое регулирует отношения в сфере игорного бизнеса России состоит из Гражданского кодекса, Федерального Закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ, а также других специальных законов и подзаконных нормативно-правовых актов.

Источник фото: News of Gambling

  • ст.1062 «Требования, связанные с организацией игр и пари и участие в них»;
  • ст.1063 «Проведение лотерей, тотализаторов и других игр государством и муниципальными образованиями или с их разрешения».

В соответствии с положениями ГК РФ, требования граждан и юридических лиц связанных с организацией игр и пари или участием в них, не подлежат судебной защите. Исключения составляют требования лиц, которые участвовали в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злоумышленного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также требования в связи с невыполнением оператора лотереи, организатором игр обязательств относительно выплаты выигрыша лицу.

Кодекс также закрепляет, что отношения между организаторами тотализаторов (взаимные пари) и других, основанных на риске, игр и участниками таких игр, а также между операторами лотерей и участниками лотерей регулируются законами и основаны на договоре. Договор между организатором и участником игр оформляется выдачей билета, квитанции или другим, предвиденным правилами организации игр, способом (в случае лотереи - выдача лотерейного билета, лотерейной квитанции или электронного лотерейного билета). Предложение о заключении договора должно содержать условия о сроках проведения игр, порядок определения выигрыша и его размер. В случае отказа организатора игр от их проведения в установленный срок участник игры имеет право требовать от организатора возмещение реального убытка, понесенного в результате отмены игры или перенесение ее срока.

Кроме Гражданского кодекса игорный бизнес регулируют такие основные законы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации;
  3. Федеральный Закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ;
  4. Федеральный Закон «О лотереях» от 11.11.2003 № 138-ФЗ;
  5. Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ;
  6. Федеральный Закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 3154-ФЗ;
  7. Федеральный Закон «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ;
  8. Постановление правительства Российской Федерации «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» от 21.11.2011 № 957;
  9. Постановление правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» от 26.12.2011 № 1130.

В Российской Федерации действует общий запрет на азартные игры онлайн - на деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно–телекоммуникационных сетей, в частности сети Интернет, а также с использованием средств связи, в том числе подвижной связи. В то же время законодательство разрешает, в виде исключения, делать интерактивные ставки за денежные средства (в том числе электронные денежные средства), которые переданы организатору азартных игр с использованием электронных средств платежа специально созданным Центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов , который действует согласно Федерального закону «О банках и банковской деятельности». Интерактивные ставки принимаются с помощью технических средств, которые должны размещаться в процессинговых центрах букмекерских контор и тотализаторов на территории Российской Федерации и пребывать в собственности организатора азартных игр.

Правовое регулирование игорного бизнеса условно разделяют на две группы норм, которые касаются:

  • организации азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах;
  • осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне (игорное учреждение, казино, зал игровых автоматов и др.).

Игорные учреждения могут быть открыты исключительно в игорных зонах. Однако, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок может быть организована вне игорных зон.

Организация азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах

Букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок (за исключением открытых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании соответствующих лицензий.

Организаторами азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Государство или органы власти не могут выступать учредителями организаторов азартных игр. Исключение представляет созданное соответственно с указом Президента Российской Федерации акционерное общество, которое объединяет ипподромы России, приоритетом которого является развитие национальной индустрии коневодства.

Для получения лицензии Федеральной налоговой службе подается заявление о предоставлении лицензии, а также такие документы:

  1. документ, содержащий сведенья о работниках соискателя лицензии (фамилия, имя, отчество и дата рождения), с приобщением копий паспортов и копий трудовых книжек указанных работников;
  2. расчет стоимости чистых активов соискателя лицензии, осуществленный в порядке, установленном Министерством финансов РФ;
  3. планы помещений игорного учреждения (по каждому адресу места осуществления лицензированного вида деятельности) с указанием зоны обслуживания и размещения процессингового центра букмекерской конторы (процессингового центра тотализатора) и кассы букмекерской конторы (кассы тотализатора);
  4. копии документов, подтверждающие наличие в штате соискателя лицензии сотрудников, которые обеспечивают личную безопасность участников азартных игр, других посетителей игорного учреждения и работников организатора азартных игр во время ихнего пребывания в игорном учреждении, или копию договора о предоставлении частных охранных услуг;
  5. ведомости о размере и источнике происхождения средств, внесенных в оплату уставного капитала соискателя лицензии;
  6. копии документов, подтверждающие наличие у соискателя лицензии на правах собственности или другом законном основании оборудования и помещений, необходимых для осуществления лицензированного вида деятельности.

Стоимость чистых активов организатора азартных игр не может быть меньше ₽ 1 млрд ($14, 7 млн), а минимальный размер уставного капитала должен составлять ₽ 100 млн ($1,5 млн), и для его формирования не могут быть использованы одолженные средства.

Букмекерская контора может организовывать и проводить азартные игры только при наличии банковской гарантии исполнения обязательств перед участниками азартных игр сроком действия не меньше 5 лет.

Для осуществления деятельности по организации азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах организатору необходимо стать членом саморегулируемой организации (СРО) организаторов азартных игр в букмекерских конторах или, соответственно, в тотализаторах.

Саморегулируемые организации (СРО) организаторов игорного бизнеса

Новообразованные организаторы азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах обязаны вступить в соответствующую СРО на протяжении 30 дней от даты получения лицензии, в соответствии с указанным в этой лицензии видом предоставляемых услуг.

Организаторы азартных игр предоставляют информацию в Федеральную налоговую службу на протяжении 5 дней от даты вступления в члены СРО или прекращения членства.

Саморегулируемые организации являются некоммерческими организациями, основанными на членстве, и отвечают общим требованиям Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ и специальным требованиям Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр...», в частности необходимо, чтобы:

  • членами СРО были не меньше 10 организаторов азартных игр соответствующего вида;
  • были утверждены правила приема в члены СРО и правила прекращения членства;
  • были утверждены стандарты и правила, которые регламентируют порядок осуществления деятельности организаторов азартных игр соответствующего вида;
  • был утвержден перечень мероприятий дисциплинарного влияния , которые могут быть применены относительно членов СРО за нарушение требований стандартов и правил;
  • был создан компенсационный фонд, сформированный за счет взносов членов СРО, для обеспечения обязательств членов СРО перед участниками азартных игр. Фонд формируется исключительно в денежной форме в размере не меньше ₽ 300 млн ($ 4,4 млн) (для СРО букмекерских контор) или ₽ 100 млн ($1,5 млн), для СРО тотализаторов. Каждый член СРО уплачивает равную долю фонда, но не меньше ₽ 30 млн рублей ($ 442 тыс.) (СРО букмекерских контор) и ₽ 10 млн ($ 147 тыс.) (СРО тотализаторов).

Член СРО имеет право выйти из организации. Кроме того, он может быть исключен из членов СРО в случае:

  1. осуществления организатором азартных игр деятельности в казино и залах игровых автоматов за пределами игорной зоны;
  2. неуплаты членских взносов в СРО.

Организатор азартных игр, который прекратил членство в СРО обязан вступить в другую СРО на протяжении 30 дней.

Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне

К организаторам азартных игр, которые осуществляют их проведение в игорных зонах, в целом выдвигаются такие же требования, что и в случае организации азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Однако закон предусматривает и некоторые особенности, в частности, стоимость чистых активов организатора азартных игр на протяжении всего периода осуществления деятельности не может быть меньше ₽ 600 млн ($ 8,8 млн).

Особенности создания игорной зоны

Сегодня в России созданы такие игорные зоны: «Янтарная» (Калининградская область), «Сибирская монета» (Алтайский край), «Приморье» (Приморский край) и «Азов-Сити» (на границе Ростовской области и Краснодарского края). Кроме этого в июле 2014 года закон разрешил создавать игорные зоны на территории Республики Крым. Срок действия игорных зон не ограниченный.

Решение о создании и ликвидации игорных зон принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а режим игорной зоны, в частности и порядок управления, определяется соглашением между органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Управление игорными зонами осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, которые в частности:

  1. выдают и аннулируют разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне;
  2. передают организаторам азартных игр во владение или аренду земельные участки, расположенные в игорной зоне;
  3. осуществляют региональный государственный надзор за организацией и проведением азартных игр.

Часть функций органов управления игорными зонами может быть передана, на основании соглашения, объединению организаторов азартных игр, которые создаются ими как некоммерческая организация.

Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне

Разрешение предоставляет право на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при условии соблюдения требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны. Разрешение выдается органом управления игорной зоной, в частности через проведение аукциона или конкурса.

Такое разрешение выдается на неограниченный срок и действует к моменту ликвидации соответствующей игорной зоны. Однако разрешение может быть аннулировано органом управления игорной зоны в случаях:

  • ликвидации юридического лица, которое является организатором азартных игр;
  • несоответствие игорного учреждения требованиям, установленным законом;
  • нарушение организатором азартных игр порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр;
  • неоднократное нарушение организатором азартных игр порядка предоставления информации или выявления фактов недостоверности такой информации;
  • заявление об аннулировании от организатора азартных игр.

Разрешение также аннулируется, если на протяжении 3 лет от даты его получения организатор азартных игр не приступил к осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне.

Налогообложение игорного бизнеса

Налог на игорный бизнес является одним из региональных налогов, поступления от которого является источником доходов бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законы игорного бизнеса и объекты налогообложения

Основные положения относительно налогообложения игорного бизнеса закреплены в главе 29 Налогового кодекса Российской Федерации.

Плательщиками налога с игорного бизнеса являются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. В Налоговом кодексе «игорный бизнес» определяется как предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с получением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.

Объектами налогообложения являются:

  1. игровой стол;
  2. игровой автомат;
  3. процессинговый центр тотализатора;
  4. процессинговый центр букмекерской конторы;
  5. пункт приема ставок тотализатора;
  6. пункт приема ставок букмекерской конторы.

Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установления или по месту его нахождения не позже чем за два дня к дате его установки или открытия такого объекта налогообложения. Регистрация проводится на протяжении пяти дней со дня получения заявления от плательщика налога с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта налогообложения. Плательщик налога также обязан зарегистрировать в налоговых органах любые изменения количества объектов налогообложения. Объект налогообложения считается зарегистрированным или закрытым с даты подачи заявления.

Льготы по этому налогу не предвидены.

Ставки налога

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в границах, определенных Налоговым кодексом РФ:

  • 1 игровой стол – ₽ 25-125 тыс. ($ 0,4–1,8 тыс.);
  • 1 игровой автомат – ₽ 1,5-7,5 тыс. ($ 22–111);
  • 1 процессинговый центр тотализатора – ₽ 25-125 тыс. ($ 0,4–1,8 тыс.);
  • 1 процессинговый центр букмекерской конторы – ₽ 25-125 тыс. ($ 0,4–1,8 тыс.);
  • 1 пункт приема ставок тотализатора – ₽ 5-7 тыс. ($74–103);
  • 1 пункт приема ставок букмекерской конторы – ₽ 5–7 тыс. ($74–103);

Если ставки не установлены законами субъектов Российской Федерации, то они устанавливаются в минимально разрешенном размере.

Налогообложение в игорной зоне «Азов-Сити» (Краснодарский край)

На данное время в России это единственная действующая игорная зона. В соответствии с законом Краснодарского края «О налоге на игральный бизнес» от 20.03.2010 № 611-кз (редакция от 31.11.2011 № 2372-КЗ) установлены максимальные ставки налогообложения, разрешенные Налоговым кодексом РФ.

Администрирование налога

Сумма налога исчисляется плательщиком налога самостоятельно по каждому объекту налогообложения. Если игровой стол имеет больше одного игрового поля, ставка налога за отмеченным игровым столом увеличивается кратно количеству игровых полей.

Налоговым периодом определяется календарный месяц. Налоговая декларация предъявляется плательщиком налогов в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позже 20 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Налоговая декларация заполняется плательщиком налога с учетом изменений количества объектов налогообложения за прошедший налоговый период. Налог исчисляется в 1/2 ставки налога, если установка (открытие) нового объекта налогообложения состоялась после 15 числа отчетного налогового периода, а также если выбытие (закрытие) объекта налогообложения случилось до 15 числа (включительно) отчетного налогового периода.

Налог уплачивается плательщиком налога в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения не позже 20 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.