Московский государственный университет печати. Принципы налоговой системы

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

Принцип законности налогообложения . Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Принцип экономической обоснованности налогообложения . Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип единства экономического пространства Российской Федерации . В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принцип установления налогов и сборов в должном порядке . Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.

Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений , противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

Однократность налогообложения . Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725--1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

1. Принцип справедливости. Налоги -- законная форма изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и наоборот -- не справедливо для того, у кого отнимают.

С точки зрения права «справедливость» -- чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий. Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения -- это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа -- все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения -- большее зло, чем неравномерность налогообложения.

3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог. По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. Они сводятся к следующему:

1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.

7. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Таким образом, для того что бы усовершенствовать налоговую систему РФ, следует держаться современных принципов налогообложения. Ведь налоги являются главной составляющей бюджета страны, что непосредственно влияет на благосостояние нации. Главной задачей современной налоговой системы является искоренение теневой экономики.

Мы рассказывали в отдельных консультациях о налоговой системы, ее и системы налогообложения. А каковы принципы построения налоговой системы РФ?

Система принципов налоговой системы

Принципы налоговой системы РФ можно представить в виде следующих основных правил, характерных для построения любой налоговой системы. К ним можно отнести, в частности, следующие:

  • обязательность;
  • определенность;
  • справедливость;
  • рациональность;
  • денежная оценка;
  • гибкость;
  • стабильность;
  • однократность.

Обязательность предполагает обязанность уплачивать налоги для всех налогоплательщиков. Определенность характеризует установление определенных и ясных правил исчисления и уплаты налогов. Справедливость означает недопущение дискриминации отдельных налогоплательщиков, находящихся в сходных экономических условиях, и установление единства подходов к ним по вопросам налогообложения. Рациональность должна обеспечивать минимизацию затрат на сбор налогов, чтобы издержки фискальной функции налогообложения не превышали объем налоговых поступлений. Денежная оценка предполагает исчисление и уплату налогов в национальной валюте страны. Гибкость должна гарантировать чуткое реагирование государства на эффекты от налогообложения и обеспечивать способность адаптировать налоговую систему в зависимости от изменяющихся условий. В то же время модификация налоговой системы не должна происходить часто или допускать резкие изменения, т. е. должна сохраняться стабильность налоговой системы. Однократность налогообложения предполагает недопустимость повторного взимания налогов с одного и того же объекта за определенный период времени.

Методы налоговой системы предполагают установление конкретных механизмов, которые бы обеспечивали соблюдение заложенных принципов системы налогообложения, а также выполнение возложенных на нее функций. Так, к методу налоговой системы можно отнести налоговый контроль, который способствует не только реализации фискальной функции налоговой системы, но и достижению принципа обязательности в налогообложении.

Налоговая система - сложное эволюционирующее социальное образование, тесно связанное с развитием государства и экономики. Для любой системы налогообложения характерно более или менее точное соответствие действующей экономической системе.

Система налогообложения - главный инструмент перераспределения финансовых средств; для ее эффективного функционирования необходимы определенные условия, прежде всего стабильность общей экономической политики. Налоговая система является частью финансовой системы и может действовать целенаправленно только в том случае, если имеются государственные программы, четко определяющие приоритеты промышленной и научно-технической политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии .

Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Различают следующие элементы налоговой системы:

1) совокупность налогов и сборов;

2) налоговое законодательство;

3) формы осуществления налогового контроля;

4) принципы построения налоговой системы.

Налоговая система охватывает наряду с совокупностью видов налогов и налоговых ставок свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, структуру и функции государственных налоговых органов, принципы построения налоговой системы.

Сложной проблемой является упорядочение налоговой системы с помощью снижения числа налогов. До 1999 г. в России действовал открытый перечень налогов и сборов, насчитывалось более 200 видов налогов. С введением в действие части первой НК РФ их количество резко сократилось.

В настоящее время в РФ налоги распределены по закрепленности за уровнем власти:

Федеральные: НДС , акцизы, НДФЛ , ЕСН , налог на прибыль организаций, государственная пошлина, водный налог, НДПИ, сбор за право пользования объектами водного мира и водных биологических ресурсов;

Региональные: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог;

Местные: налог на имущество физических лиц, земельный налог.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.


Принципы построения налоговой системы обусловливают ее структуру.

Принципы построения налоговых систем зависят , как правило, от экономической направленности развития той или иной страны, но имеют ряд общих черт. Россия, как и большинство зарубежных стран, пытается найти пути увеличения налоговых доходов государства. Для достижения этой цели необходимо соблюдать принципы построения налоговой системы, являющиеся основополагающими в ряде развитых стран и доказавшие свою эффективность. При выборе мер налогового регулирования следует исходить из экономической целесообразности вмешательства государства в ход воспроизводственных процессов.

Это предполагает разумное сочетание в процессе формирования и совершенствования механизма налогового регулирования таких важнейших принципов налогообложения, как:

- системность, обеспеченная целостностью налоговой системы на базе жесткой централизации управления налогами со стороны государства и на основе соответствующего законодательства, взаимоувязанности разных налогов, исключающей двойное налогообложение с правом выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, при строгом разделении налогов на центральные и местные;

- гибкость налоговой системы , обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основании ежегодно принимаемых государством законов;

- социальная направленность налоговой системы , связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание экономического развития регионов.

Нарушение приведенных принципов построения налоговой системы и как следствие - несовершенство налогового законодательства, организационной структуры управления налогами, форм и методов контроля за взиманием налогов, отсутствие автоматизированной системы управления налогами, выполнение налоговыми органами не свойственных им функций может привести к резкому сокращению поступлений средств от сбора налогов в доход бюджета.

Если рассматривать принципы построения налоговой системы шире, то необходимо отметить также принципы налогообложения, на которых строится рациональная система налогообложения; этих принципов целесообразно придерживаться, учитывая конкретные экономические, политические и социальные условия развития общества:

Равные налоги на равновеликий объект обложения (прибыль, доход, имущество и т.д.);

Унифицированный порядок взимания налогов независимо от форм собственности, рода деятельности и источника получения доходов, за исключением незаконных;

Однократность налогообложения, т.е. по возможности исключение двойного налогообложения одного и того же объекта;

Рациональное сочетание общепринятого и льготного налогообложения. Налоговая нагрузка на всех налогоплательщиков должна быть по возможности равномерной и справедливой. При этом в отношении стимулов государство должно оставаться нейтральным;

Обеспечение социальной справедливости в распределении налогового бремени между различными категориями и группами плательщиков, но не в ущерб экономической эффективности налоговой системы в целом и отдельных ее элементов;

Установление налогов с учетом экономической целесообразности, налогового предела и деления расходов бюджета на необходимые, излишние и чрезмерные;

Стабильность и долговременность налоговых ставок и тарифов.

Во многих странах мира организационно-правовые вопросы налогового регулирования определяются на законодательном уровне. В свете современного налогового законодательства основные принципы построения налоговой системы Российской Федерации сформулированы в ст. 3 НК РФ, в которой, однако, они выделены лишь как «основные начала» законодательства о налогах и сборах.

1 . Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

2 . Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3 . Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4 . Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ.

Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Налоговая система, построенная на вышеперечисленных принципах, призвана создавать условия для мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности. Эта система должна стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность населения, ограничивать социально-неоправданные денежные доходы отдельных граждан, рост цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности , обеспечивать рост и укрепление доходной базы госбюджета.

Можно выделить следующие черты налоговых систем федеративных государств:

1. Правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.

2. Все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

3. Налоговые системы всех уровней построены по единым принципам.

4. Единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях.

5. Налоговые полномочия разделены по уровням власти.

6. Налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами, и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе.

Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов:

Налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;

Чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой - природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;

Большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;

Косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) - акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины - взимаются на федеральном уровне;

Число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.

Для уяснения сущности налогообложения и характера налоговой деятельности государства определенный интерес представляет вопрос о принципах налогообложения.

Историческую известность получили принципы налогообложения, предложенные Адамом Смитом. Эти принципы, названные позднее «Декларацией прав налогоплательщика», получили эпитет «классических» и воспроизводятся ныне во всех учебниках по налогообложению.

А.Смит назвал четыре основных принципа, а именно:

1) каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своему доходу, которые он получает под охраной государства.

В настоящее время данное положение трактуют как принцип справедливости (всеобщности и равномерности) налогообложения;

2) налог должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

Это формирует принцип определенности налогообложения;

3) налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщиков. Этим выражается принцип удобства налогообложения;

4) в кассу государства должна поступать сумма, соразмерная той, которая убывает из кармана плательщика, т. е. сбор налогов должен производиться при минимальных издержках 1 .

Наиболее очевидные общие правила налогообложения в качестве его принципов стали закрепляться в законодательстве и даже в конституциях. Не стала исключением и Российская Федерация, где Конституция и Налоговый кодекс уделили этому вопросу определенное внимание.

Т.Ф. Юткина делит принципы на классические (именуя их еще общенациональные, всеобщие, фундаментальные), которые «определяют фундамент налоговых отношений вне зависимости от пространства и времени», и внутринациональные, подразделяемые ею на экономико-функциональные и организационно-правовые. На основе последних создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития конкретной страны 1 .

Говоря об экономических принципах налогообложения, прежде всего следует отметить, что данные принципы не есть, как полагают некоторые экономисты, нечто объективное, существующее само по себе в недрах экономических отношений и действующее вне воли и сознания людей и государства.

Налог является установлением государства, поэтому он всегда несет в себе определенное субъективное начало. Устанавливая конкретный налог и формируя налоговую систему в целом, государство руководствуется определенными представлениями по поводу того, каким должен быть каждый налог и их совокупность, образующая налоговую систему. Эти представления в конечном счете и формируются в качестве принципов, которые государство закладывает при формировании системы налогообложения.

Рассмотрим основные принципы налогообложения в России.

К числу экономических принципов можно отнести следующие принципы налогообложения.

1. Принцип экономической обоснованности налога. Обычно этот принцип увязывают с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса, согласно которому «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

В самом общем виде этот принцип означает недопустимость построения налогообложения, отрицательно сказывающегося па состоянии экономики или выступающего тормозом ее развития.

2. Принцип соответствия условий налогообложения требованиям рыночной экономики. Конституция определяет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств 1 . Статья 74 Конституции также предусматривает, что «на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». Кстати, правила, предусматривающие недопустимость установления налогов, препятствующих свободе перемещения товаров, встречаются в конституциях и некоторых зарубежных стран.

Согласно пункту 4 статьи 3 Налогового кодекса, «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций».

Однако пункт 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, из которой и вытекает рассматриваемый принцип налогообложения, говорит не только о едином экономическом пространстве и свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, но также и о поддержке конкуренции, а также, что важно подчеркнуть, свободе экономической деятельности. Поэтому и Налоговый кодекс говорит о недопущении установления налогов, которые ограничивают или создают препятствия экономической деятельности налогоплательщиков. Речь, разумеется, идет в первую очередь о тех из них, которые являются субъектами предпринимательской деятельности.

3. Принцип учета возможностей налогоплательщиков. Данный принцип сформулирован в Налоговом кодексе следующим образом: «При установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога» (пункт 1 статьи 3).

Некоторые авторы считают принцип справедливости, который был обозначен еще Адамом Смитом, самостоятельным и причем одним из важнейших принципов налогообложения. По их мнению, «согласно принципу справедливости, каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям» 1 .

Другие же авторы отнеслись к этому принципу довольно скептически. Так, А. М. Эрделевский полагает, что требование об определении способности налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости является слишком неопределенным и вряд ли пригодным для практического применения.

Что же касается принципа учета возможностей налогоплательщика в том виде, в каком он сформулирован в Налоговом кодексе в настоящее время, то само его наличие следует признать безусловно прогрессивным и своевременным явлением нашего законодательства.

Принцип учета возможностей налогоплательщиков основывается на положениях пункта 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, предусматривающего защиту частной собственности (а уплата налога всегда означает лишение лица его собственности), пункта 1 статьи 34 Конституции, обеспечивающего свободу предпринимательской деятельности и статьи 35 Конституции, направленной на защиту частной собственности. Эти статьи в своей совокупности должны оградить налогоплательщика от необоснованного налогообложения и чрезмерного налогового бремени.

4. Принцип всеобщности налогообложения. Этот принцип выражается в том, что все физические лица и организации, приобретая статус налогоплательщика, обязаны финансировать деятельность государства посредством передачи ему денежных средств в форме налога. Принцип всеобщности налогообложения основывается на статье 57 Конституции Российской Федерации, предусматривающей обязанность каждого платить законно установленные налоги. Налоговый кодекс устанавливает такую обязанность уже в отношении «каждого лица», что охватывает собой и юридические лица.

5. Принцип равенства налогообложения. Принцип равенства налогообложения предусмотрен пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса, где говорится, что законодательство о налогах и сборах основывается на равенстве налогообложения. В дополнение к этому пункт 2 этой же статьи устанавливает, что налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Равенство всех перед налоговым законом является частным проявлением общего конституционного принципа, предусмотренного статьей 19 Конституции Российской Федерации.

Принцип равенства налогообложения не тождественен принципу справедливости налогообложения, поскольку каждый из них исходит из собственных посылок.

6. Принцип максимальности налогообложения. Принцип максимальности налогообложения не упоминается ни в законодательстве, ни в литературе. Но фактически он применяется во все времена существования государства и налогообложения. Сущность его проста: государство посредством налогов стремится добыть себе как можно больше денег, исходя из предположения, что чем оно богаче, тем лучше как для него самого, так и для общества, поскольку богатое государство эффективней осуществляет свои функции и больше может дать обществу (больше вложить инвестиций в развитие экономики, значительней будут всякого рода государственные пенсии и пособия, лучше будет обеспечена общественная безопасность, лучше будет осуществляться правосудие и т. п.). Ограничителем данного принципа выступают, принцип налоговой платежеспособности (принцип учета возможностей налогоплательщика) и принцип экономической обоснованности налога.

Юридические принципы налогообложения получили более четкое освещение в законодательстве. В их числе можно назвать следующие принципы.

1. Принцип верховенства представительных органов при установлении и отмене налогов. Этот принцип вытекает из положений Конституции Российской Федерации, а также норм Налогового кодекса, предусматривающих, что право установления, введения, изменения и отмены налогов принадлежит представительным (в соответствующих случаях - законодательным) органам государственной власти. Таким образом, налоговое законодательство в основном представлено актами представительных органов государственной власти. Посредством этих актов устанавливаются и основные элементы налогообложения.

2. Принцип соответствия актов законодательства о налогах Конституции Российской Федерации. Данный принцип определяется пунктом 2 статьи 4 Конституции, согласно которому Конституция Российской Федерации имеет верховенство на всей территории Российской Федерации, и пунктом 1 статьи 15, устанавливающего, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Следовательно, акты налогового законодательства, противоречащие или иным образом не соответствующие Конституции Российской Федерации, не могут считаться правомерными.

Кроме того, статья 125 Конституции Российской Федерации устанавливает, что акты (в том числе, естественно, и налогово-правовые) или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Принцип конституционной законности нередко подменяется принципом целесообразности, когда финансовые интересы государства ставятся выше требований Конституции. Это имеет место не только в практике налоговой деятельности государства, но и при принятии актов налогового законодательства, включая Налоговый кодекс.

3. Принцип возникновения налогового обязательства лишь на основе законно установленного налога. Статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает, что только законно установленные налоги порождают обязанность их уплаты. Аналогичная норма, с распространением ее на всех лиц (т. е. физических лиц и организаций), содержится и в Налоговом кодексе.

Данный принцип предусматривает, что налоги могут устанавливаться, вводиться, изменяться и отменяться только представительными органами государственной власти: федеральные налоги - Государственной Думой с одобрения Совета Федерации, региональные налоги - законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных Налоговым кодексом, местные налоги - представительными органами местного самоуправления с учетом положений Налогового кодекса. И это должно производиться правовым актом определенной юридической формы. Так, федеральные налоги должны устанавливаться Налоговым кодексом Российской Федерации, региональные налоги - законами субъектов Российской Федерации и частично Налоговым кодексом Российской Федерации, местные налоги - нормативными актами представительных органов местного самоуправления и частично Налоговым кодексом. При этом данные акты должны приниматься в определенном порядке (в частности, некоторые из них - при обязательном участии исполнительных органов государственной власти). Поэтому налоги, установленные, введенные или измененные с нарушением установленного порядка, обязанности по их уплате не порождают, и лица, не уплатившие таких налогов, к юридической ответственности за нарушение налогового законодательства привлекаться не должны.

Частичным проявлением этого принципа является принцип верховенства Налогового кодекса в системе налогового законодательства. Это выражается в том, что, во-первых, федеральные налоги и сборы устанавливаются, вводятся, изменяются и отменяются исключительно через Налоговый кодекс Российской Федерации. Во-вторых, весь перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации (т. е. федеральных, региональных и местных) определяется Налоговым кодексом. В-третьих, целый ряд условий налогообложения (или элементов налогов) устанавливается только в Налоговом кодексе. В-четвертых, нормативные правовые акты о налогах и сборах, не соответствующие Налоговому кодексу, признаются в установленном законодательством порядке недействительными.

К этому примыкает и принцип приоритета налогового закона над неналоговым, который, правда, касается в основном федеральных налогов - эти налоги устанавливаются исключительно через Налоговый кодекс Российской Федерации.

4. Принцип установления всех элементов налога непосредственно в актах законодательства о налогах. Пункт 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает следующее: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

Данный принцип основывается на положениях статьи 57 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что лишь законно установленный налог порождает обязательство по его уплате. Налог, по которому не определены все элементы налогообложения, считается неустановленным.

Установление порядка, в соответствии с которым само наличие налога (федерального, регионального или местного), который может существовать на территории Российской Федерации, определяется Государственной Думой с одобрения Совета Федерации и фиксируется непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации, вытекает из принципа возникновения налогового обязательства лишь на основе законно установленного налога, который был рассмотрен выше. В рассматриваемом же принципе речь идет о том, кто и посредством какого правового акта устанавливает элементы налога. В связи с этим возникает также вопрос: допустимо ли расщепленное (поэтапное) установление налога, когда одни элементы налога устанавливаются, скажем, представительными органами, а другие - исполнительными.

В конечном счете все элементы всех видов налогов (федеральных, региональных и местных) устанавливаются только теми правовыми актами, которые входят в состав особой разновидности законодательства - законодательства о налогах и сборах.

В заключение данного принципа отметим, что, как отмечается в литературе, «отсутствие хотя бы одного элемента означает, что обязанности налогоплательщика по уплате налога не установлены. Следовательно, налогоплательщик вправе не платить данный налог» 1 .

5. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов, ухудшающих положение граждан. Статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает, что «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Соответственно этому Налоговый кодекс устанавливает, что акты законодательства, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

6. Принцип соблюдения конституционных прав граждан при установлении налогов. Статья 2 Конституции Российской Федерации торжественно провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Соответственно этому Налоговый кодекс предусматривает: «Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав» 2 . К этому примыкает требование Налогового кодекса, запрещающее установление налоговой, ограничивающих или создающих препятствия осуществлению не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций 3 .

7. Принцип правовой определенности налогового обязательства.

Этот принцип реализует себя в нескольких моментах.

Во-первых, в обеспечении информированности налогоплательщиков о состоянии налогового законодательства, что в первую очередь выражается в установлении процедуры обязательной публикации налоговых законов. Конституция Российской Федерации устанавливает следующее: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (пункт 3 статьи 15 Конституции). Кроме того, статья 29 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право получать информацию (в том числе и касающуюся налогообложения) любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Это положение иногда в литературе именуют «принципом публичности и гласности в налоговых отношениях».

Во-вторых, Налоговый кодекс устанавливает, что «акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» 1 .

Организационные принципы налогообложения определяют формирование налоговой системы государства и ее строение. Организационные принципы, как правило, прямо не обозначены в законодательстве, и их можно вывести лишь на основе его анализа.

В качестве организационных принципов налогообложения, которые реально используются в Российской Федерации, можно назвать следующие.

1. Принцип налогового федерализма. Поскольку Россия является федеративным государством, то ее налоговой системе объективно присущ принцип налогового федерализма.

Этот принцип проявляет себя в следующих моментах.

Во-первых, налоговая система Российской Федерации, наряду с федеральными налогами, знает налоги субъектов Федерации, которые именуются Налоговым кодексом «региональными налогами». При этом, согласно статьи 71 Конституции, федеральные налоги находятся в ведении Российской Федерации.

Во-вторых, согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В-третьих, субъекты Федерации обладают определенными правами в области налогообложения. Выражается это, в частности, в том, что региональные налоги вводятся в действие на территории субъекта Федерации решением самого этого субъекта. Он же устанавливает и ряд элементов данного налога. При этом субъекты Федерации действуют на основании принципа равенства прав в принятии собственного налогового законодательства, что вытекает из статьи 5 Конституции Российской Федерации.

В-четвертых, применительно к бюджетной системе федеральные налоги являются доходным источником федерального бюджета, а региональные налоги - бюджетов субъектов Российской Федерации (статьи 50 и 55 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Налоговый кодекс определил эти принципы, имея в виду прежде всего, что регулировать явления, обозначенные им качестве «основных принципов налогообложения», будет сам Кодекс, т. е. федеральный центр. Причем перечень этих принципов является открытым, поскольку оговорен словами «в том числе».

В числе этих принципов названы следующие:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

2. Принцип единства налоговой системы.

Несмотря на то, что налоговая система Российской Федерации состоит из трех видов налогов: федеральных, региональных и местных, эта система характеризуется единством, поскольку весь перечень налогов, который является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, определен одним правовым актом - Налоговым кодексом. Каких-либо иных видов налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом, на территории Российской Федерации существовать не может. Соответственно этому субъекты Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления неправомочны устанавливать и вводить на своей территории налоги, не предусмотренные в Налоговом кодексе. Этим обеспечивается унификация видов налогов и сборов, применяемых и действующих на территории Российской Федерации.

Единство налоговой системы в организационном плане подкреплено единой системой налоговых органов государства: Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его органы в субъектах Федерации являются единой системой, полномочия налоговых органов определяются федеральным законодательством.

С теоретических позиций принцип единства налоговой системы обычно обосновывается необходимостью обеспечения единства экономического пространства Российской Федерации, которое предусмотрено статьей 8 Конституции, а также проведением единой финансовой политики, что в соответствии с подпунктом «б» статьи 114 Конституции возложено на Правительство Российской Федерации. Ссылка на указанный подпункт как на конституционное обоснование единства налоговой системы Российской Федерации представляется спорной, поскольку установление налоговой системы является предметом исключительного ведения законодательного органа в лице Федерального Собрания, а не Правительства, что и составляет сущность принципа парламентаризма в сфере налогообложения.

3. Принцип налоговой централизации.

Принцип налоговой централизации выражается в следующем:

1) в соответствии с пунктом 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законом, т. е. федеральным центром;

2) налоговая система Российской Федерации определена федеральным центром в Налоговом кодексе, утвержденном федеральным законом;

3) все элементы федеральных налогов и основная часть элементов региональных и местных налогов установлены федеральным центром в федеральных законах;

4) распределение налогов в качестве доходных источников между различными звеньями бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Бюджетным кодексом Российской Федерации, т. е. правовым актом федерального центра. Причем налогов, которые обозначены в Налоговом кодексе в качестве региональных и местных налогов, явно недостаточно для покрытия расходов соответственно бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления. Поэтому для сбалансирования этих бюджетов требуются всякого рода дотации, субвенции и субсидии из федерального бюджета. Иначе говоря, налоговая и бюджетные системы сконструированы федеральным центром посредством принятия своих законов таким образом, чтобы постоянно держать регионы в финансовой зависимости от этого центра;

5) основным нормативным правовым актом, который регулирует (причем, весьма тщательно и подробно) налоговые отношения, является федеральный акт в виде Налогового кодекса Российской Федерации;

6) система налоговых органов Российской Федерации является единой централизованной системой федерального подчинения. Налоговые органы в субъектах Федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами этих субъектов, т.е. собственных налоговых органов субъекты федерации по существу не имеют.

4. Принцип множественности налогов. «Золотой мечтой», можно сказать, человечества является применение единого налога: ясного - в понимании, простого – в исчислении, доходного - в размере. Множественность налогов выгодна государству, поскольку она обеспечивает, во-первых, более широкий круг налогоплательщиков, во-вторых, охватывает больший круг денежных источников налогоплательщиков, в-третьих, дает государству более значительные денежные средства, в-четвертых, обеспечивает календарную равномерность поступления денежных средств в доход государства. Отсюда стремление государства «добраться» до каждого потенциального налогоплательщика, охватив налогами как можно больше объектов обложения.

Налоговый кодекс значительно уменьшил количество налогов по сравнению с ранее действующим законодательством. Однако их количество по-прежнему остается весьма велико и по крайней мере об едином (единственном) налоге говорить не приходится.

5. Принцип эластичности налогов. Смысл его заключается в том, что государство может повышать или понижать ставки налогов в зависимости от своих текущих потребностей. Принцип эластичности налогов не зафиксирован в налоговом законодательстве. Отметим также, что он противоречит другому принципу налогообложения, которого постоянно требует общественность - принципу стабильности налогов.

2. ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Согласно стать 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. . Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Согласно статьи 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу установлен статьей 382 НК РФ. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. В свою очередь, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 382 НК РФ, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Необходимо отметить, что сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с пунктом 4 статьи 376 НК РФ.

Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в пункте 2 статьи 375 НК РФ, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку. В том случае, если возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объект недвижимого имущества иностранных организаций, указанный в пункте 2 статьи 375 НК РФ, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного объекта недвижимого имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено статьей 382 НК РФ.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу определяется статьей 383 НК РФ. Так, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 НК РФ.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384 и 385 НК РФ. В то же время, в отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», налог перечисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах. В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, указанных в пункте 2 статьи 375 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации охарактеризованы статьей 384 НК РФ. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения определяется статьей 385 НК РФ. Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области определяются статьей 385.1. Резиденты указанной экономической зоны уплачивают налог на имущество организаций в соответствии с настоящей главой в отношении всего имущества, являющегося объектом налогообложения по указанному налогу, за исключением имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области. При этом резиденты исчисляют сумму налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, отдельно.

Для резидентов в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, устанавливается в размере 0 процентов.

В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, составляет величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на пятьдесят процентов.

Особый порядок уплаты налога на имущество организаций не распространяется на ту часть стоимости имущества (созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области), которая использована для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект. При этом доля стоимости имущества, которая использована для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект, считается равной доле дохода от реализации таких товаров (работ, услуг) в суммарном объеме всех доходов резидента.

Разница между суммой налога на имущество организаций в отношении налоговой базы по налогу на имущество организаций (созданное или приобретенное при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области), которая была бы исчислена резидентом при неиспользовании особого порядка уплаты налога на имущество организаций, установленного настоящей статьей, и суммой налога на имущество организаций, исчисляемой резидентом в соответствии с настоящей статьей в отношении налога на имущество организаций, созданное или приобретенное при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, не включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций для резидентов.

В случае исключения резидента из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации резидент считается утратившим право на применение особого порядка уплаты налога на имущество организаций, установленного настоящей статьей, с начала того квартала, в котором он был исключен из указанного реестра. В этом случае резидент обязан исчислить сумму налога в отношении имущества, созданного или приобретенного им при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, по налоговой ставке, установленной в соответствии со статьей 380 НК РФ.

Исчисление суммы налога производится за период применения особого порядка налогообложения. Исчисленная сумма налога подлежит уплате резидентом по истечении отчетного или налогового периода, в котором он был исключен из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период в соответствии с пунктом 1 статьи 383 НК РФ.

При проведении выездной налоговой проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, в части правильности исчисления и полноты уплаты суммы налога в отношении имущества, созданного или приобретенного им при реализации инвестиционного проекта, ограничения, установленные абзацем вторым пункта 4 и пунктом 5 статьи 89 НК РФ, не действуют при условии, если решение о назначении такой проверки вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты резидентом указанной суммы налога.

Список использованной литературы

    Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.