Микроэкономика лекции 1 курс. Московский государственный университет печати. Экзаменационные вопросы по курсу

Микроэкономика лекции 1 курс. Московский государственный университет печати. Экзаменационные вопросы по курсу "микроэкономика"

Днепропетровский национальный университет

Факультет дополнительных профессий

В.Б.Щенева

МИКРОЭКОМИКА”

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Днепропетровск

Подготовлен доцентом кафедры экономической теории Института экономики ДНУ кандидатом технических наук Щеневой В.Б.

Рецензенты: Дучинская Н.И., к.э.н., докторант Киевского национального

университета им.Т.Г.Шевченко;

Тобинский В.А., к.э.н., доц. каф. экономической теории

Днепропетровской финансовой академии

Щенева В.Б. Микроэкономика. Опорный конспект лекций. –

Днепропетровск, ДНУ, 2005, 136 с.

Конспект лекций по “Микроэкономике составлен в соответствии с рабочей программой, утвержденной Министерством образования Украины. Он содержит разделы: теория поведения потребителя, теория предприятия: производство и затраты, теория рыночных структур: рынок продукта, рынки факторов производства, эффективность рыночной системы.

При представлении материала широко используются графики, которые дают возможность лучше понять теоретические выводы и конкретные ситуации.

Изучение дисциплины предполагает умение студентов использовать знание основ высшей математики в объеме курса для высших учебных заведений.

Конспект лекций позволит лучше усвоить материал курса, ориентироваться в специальной литературе, поможет при подготовке к экзамену по “Микроэкономике”.

Учебное пособие предназначено для студентов ФДП ДНУ, изучающих дисциплину “Микроэкономика”.

Щенева В.Б., 2005

Тема 1. Предмет и методы микроэкономики 5

1. Микроэкономика как составляющая часть теоретической экономики 5

2. Предмет и методы микроэкономики 7

Тема 2. Теория предельной полезности и поведение потребителя 10

1. Полезность в экономической теории и проблема ее измерения 10

2. Закон убывающей предельной полезности блага 10

3. Равновесие потребителя с кардиналистских позиций 13

Тема 3. Ординалистская теория поведения потребителя 15

1. Выбор потребителя с ординалистских позиций 15

2. Кривые безразличия, их свойства 16

3. Бюджетная линия 18

4. Оптимум потребителя как модель рационального потребительского

выбора 20

Тема 4. Анализ поведения потребителя 22

1. Реакция потребителя на изменение его дохода 22

2. Реакция потребителя на изменение цен товаров 24

3. Эффект замещения и эффект дохода 25

4. Принятие решений в ситуациях с риском 28

Тема 5. Спрос, предложение, их взаимодействие. Эластичность 31

1. Спрос и закон спроса 31

2. Предложение и закон предложения 33

3. Взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие 35

4. Эластичность спроса и предложения 43

Тема 6. Предпринимательская деятельность и поведение

производителя 49

1. Предприятие как субъект рынка и производственно-рыночная система 49

2. Параметры предприятия как микроэкономической модели 51

3. Частичная вариация факторов производства 52

4. Изоквантная вариация факторов производства 54

5. Пропорциональная вариация факторов производства 58

6. Бюджетное ограничение производителя. Оптимум производителя 61

Тема 7. Затраты производства 65

1. Затраты производства в краткосрочном периоде 65

2. Затраты производства в длительном периоде 69

Тема 8. Рынок совершенной конкуренции 72

1. Модель рынка совершенной конкуренции и ее характеристики 72

2. Рыночное поведение предприятия в краткосрочном периоде 73

3. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде 80

Тема 9. Монопольный рынок 83

1. Модель “чистой монополии” и ее характеристики 83

2. Монопольный рынок в краткосрочном и долгосрочном периоде 87

3. Социальная цена монополии 93

Тема 10. Олигополия 94

1. Основные черты и особенности организации олигополии 94

2. Теоретические модели олигополии 97

Тема 11. Рынок монополистической конкуренции 104

1. Признаки и распространение монополистической конкуренции 104

2. Рыночное поведение монополистического конкурента 105

3. Неценовая конкуренция 107

4. Эффективность монополистической конкуренции 111

Тема 12. Рынок факторов производства 112

1. Особенности рынка факторов производства 112

2. Спрос на ресурсы и предложение в условиях разных типов рынков 113

3. Равновесие на рынке ресурса в зависимости от типа рынка 115

4. Спрос фирмы и рыночный спрос на ресурсы 117

Тема 13. Рынок труда 120

1. Предложение труда и уровень заработной платы 120

2. Фиксированное предложение ресурса и экономическая рента 124

Тема 14. Рынок капитала 126

1. Спрос и предложение капитала. Выбор во времени 126

2. Вступление к анализу инвестиционных решений 128

3. Рынок земли. Экономическая рента 129

Тема 15. Внешние эффекты в рыночной экономике и их

государственное регулирование 133

1. Внешние эффекты и их экономическое содержание 133

2. Общественные блага и общественный выбор 135

3. Экономическая роль государства в рыночной экономике 137

Тема 1 Предмет и методы микроэкономики.

1. Микроэкономика как составляющая часть теоретической экономики.

Экономическая теория – наука о человеке, о решении им различных проблем от государственный, общественных, гражданских до интимных.

Микроэкономика изучает принятие решений и поведение отдельных экономических единиц и структур (домохозяйств, фирм, рынков отдельных благ).

Макроэкономика изучает экономические явления, отражающие функционирование экономики как единого целого (национальный доход, инфляция, безработица, экономический рост).

Это деление зависит не от масштаба явлений, а от точки зрения на них.

Основная проблема экономической теории и хозяйственной практики – разрешение противоречия между желанием индивидов удовлетворить свои неограниченные потребности и ограниченностью ресурсов, которые находятся в их распоряжении.

Ограниченность ресурсов порождает среди товаропроизводителей конкуренцию по поводу их использования и распределения, а следовательно, обуславливает выбор оптимального варианта их использования.

Экономический выбор – выбор лучшего среди альтернативных вариантов, который позволяет достичь максимального удовлетворения потребностей с минимальными затратами.

Чтобы получить максимальное количество товаров и услуг, изготовленных из ограниченных ресурсов, товаропроизводителю необходимо не только обеспечить использование всех подходящих для этого ресурсов, но и использовать их таким образом, чтобы каждый из них вносил как можно больший вклад в общий объем изготовленной продукции.

Проблему экономического выбора отражает кривая трансформации и множество производственных возможностей .

Допущения, принятые при построении модели:

    необходимые блага ограничены двумя видами;

    технология производства постоянна.

Множество производственных возможностей отражает возможные комбинации производственных благ. Ему принадлежат точки:

- под кривой трансформации (т. D, E). Это внутренние точки множества, которые характеризуются неполным использованием ресурсов , так как возможно увеличение производства одновременно обоих благ .

Границей возможного и невозможного является кривая трансформации производственных возможностей.

Комбинации благ, расположенные под кривой трансформации (т. M, N), недостижимы с точки зрения возможностей производства.

Характерные особенности кривых трансформации:

- убывающий характер означает, что увеличение производства одного блага обязательно сопровождается уменьшением производства другого;

- выпуклый характер свидетельствует о росте жертвы со стороны производства одного блага при каждой дополнительной единице увеличения другого.

Угол наклона касательной к кривой трансформации производственных возможностей является графической моделью альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость одного блага относительно другого – это объем одного блага, которым необходимо пожертвовать в производстве (или потреблении) ради производства (или потребления) дополнительной единицы другого блага при условии, что производство (потребление) находится на кривой предельных возможностей.

Выпуклый характер кривой трансформации производственных возможностей означает в терминах альтернативной стоимости рост альтернативной стоимости.

На понятии альтернативной стоимости основывается важный принцип сравнительной эффективности: при разных вариантах производства преимущество дается благам с меньшими альтернативными затратами.

П
рофессор Гарвардского университета Джеффри Сакс осуществил сравнительный анализ структуры экономики в бывшем СССР и развитых странах с помощью кривых трансформации производственных возможностей в пространстве двух обобщенных видов благ: вооружение и потребительские блага.

Для решения основных экономических проблем (Что? Как? Кто? Для кого?) необходима координация хозяйственной деятельности людей. Существуют два основных способа координации:

Организованная стихия – способ осуществления координации, при котором индивиды принимают и реализуют решения, используя информацию и стимулы своего непосредственного окружения. Одним из способов реализации организованной стихии является рынок.

Власть или иерархия – способ осуществления координации, при котором действия индивида подчинены центральной власти. Иерархия и власть реализуются с помощью законов, приказов, инструкций, распоряжений. Одной из высших форм иерархии и власти является государство.

В чистом виде ни иерархия, ни стихия существовать не могут. Например, рыночная система (организованная стихия) требует охраны собственности. В полной мере это может обеспечить только государство, то есть власть. Встает вопрос соотношения между ними. Чрезмерная (тотальная) иерархия, как свидетельствует опыт централизованной экономики, неэффективна, так как она подрывает стимулы к производительному труду у большинства трудоспособных индивидов.

2. Предмет и методы микроэкономики.

Микроэкономика изучает взаимодействие отдельных экономических субъектов и исследует механизм функционирования конкретных рынков.

Микроэкономика раскрывает основные закономерности функционирования рыночной экономики на уровне товаропроизводителя и потребителя и показывает механизм принятия решений хозяйствующими субъектами, которые стремятся достичь максимального удовлетворения потребностей в условиях использования ограниченных ресурсов.

Субъекты микроэкономики:

Домашнее хозяйство – самостоятельная экономическая единица, в состав которой входит один или несколько человек. На рынке товаров и услуг домашнее хозяйство выступает как покупатель, на рынке ресурсов – как продавец собственных факторов производства.

Фирма – экономическая единица, которая самостоятельно принимает решение по поводу использования факторов производства с целью производства продукции и ее продажи. На рынке товаров и услуг фирма выступает как продавец, на рынке ресурсов – как покупатель факторов производства.

Государство – самостоятельный субъект рынка, в состав которого входят правительственные учреждения, осуществляющие экономическую, юридическую и политическую власть для обеспечения условий хозяйствования всем субъектам микроэкономики, а в случае необходимости осуществляет контроль хозяйствующих субъектов и рынка ради достижения общественных целей.

По принципу классификации либерализма, единственным реальным экономическим субъектом микроэкономики считается индивид.

В рыночной экономической системе поведение каждого индивида мотивируется его личными интересами, каждая экономическая единица стремится увеличить свой доход на основе индивидуального принятия решений.

Методы микроэкономического анализа – это совокупность средств и приемов познания сути экономических процессов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Общенаучные методы:

      сравнительный анализ; синтез;

индукция; дедукция;

      научная абстракция; аналогия;

графическое изображение; моделирование.

Этапы моделирования экономических явлений и процессов:

1 - определение ключевых переменных, которые характеризуют сущность исследуемого экономического процесса;

2 - выдвижение предположений об условиях существования модели и определение поведенческих предпосылок.

Важное допущение - “при прочих неизменных условиях ”: допускается, что все переменные, за исключением рассматриваемых в данный момент, остаются постоянными.

Главная поведенческая предпосылка – гипотеза о рациональном поведении экономических субъектов.

Рациональное поведение – стремление достичь максимальных результатов при существующих ограничениях. В микроэкономическом анализе предполагается, что индивиды максимизируют полезность, фирмы – прибыль, государство – общественное благосостояние.

3 - формирование гипотезы о взаимодействии ключевых переменных и прогнозирование реальных экономических событий.

Гипотеза – предварительный, не проверенный практикой принцип, который основывается на наблюдении, выводах умозаключений, логике или интуиции. Сформулированные гипотезы служат экономисту ориентиром при подборе и математизации эмпирических данных.

4 - проверка гипотезы методом сопоставления предположения и события, которое произошло.

В микроэкономике используют модели двух типов: оптимизационные и равновесные .

1. Оптимизационные модели используют при исследовании поведения отдельных экономических субъектов.

Основной метод – предельный анализ, разработанный теорией маржинализма.

Основатели этой теории – экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих фон Визер (1851 –1926), Эйген фон Бём–Баверк (1851 – 1914), англичанин Уильям Стенли Джевонс (1835 – 1882).

Маржинализм – теория, которая рассматривает экономику как систему взаимозависимых хозяйствующих субъектов, а все экономические процессы объясняет с помощью использования предельных (максимальных или минимальных) величин, характеризующих не столько суть явления, сколько его количественное изменение.

    предельная полезность;

Предельная производительность;

Предельные затраты;

Предельная выгода и др.

Экономические субъекты в процессе принятия рациональных решений сопоставляют предельные затраты и предельную выгоду.

2. Равновесные модели используются при исследовании взаимодействия между экономическими субъектами.

Экономическая теория использует позитивный и нормативный анализ.

Позитивный – утверждение типа “если …, то … ”(если на директора акционерного общества будет заведено уголовное дело, то курс акций этой компании снизится).

Нормативный - направлен на выработку рекомендаций, способствующих достижению определенной цели (для того, чтобы …, необходимо …)...Эти виды анализа взаимозависимы. Нормативный анализ обязательно содержит элементы позитивного.

Тема 2. Теория предельной полезности и поведение потребителя.

    Полезность и проблема ее измерения.

    Закон убывающей предельной полезности блага.

    Равновесие потребителя с кардиналистской позиции.

1. Полезность и проблема ее измерения.

Экономическая наука изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.

С точки зрения пессимиста экономические потребности – это недостаток чего-то необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Оптимисты определяют экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Потребности делятся на первоочередные (жизненно необходимые) и второстепенные (потребности досуга). Первоочередные не могут заменять друг друга, второстепенные – могут. Это деление исторически условно и соотношение между ними с развитием общества изменяется.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами . Одни из них существуют в неограниченном количестве (воздух), другие - в ограниченном. Последние называются экономическими благами .

Экономические блага делятся на блага длительного пользования , предусматривающие многоразовое использование (автомобили, книги, электроприборы) и недолговременного пользования , исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, спички). Среди благ выделяются взаимозаменяющие (субституты) и взаимодополняющие (комплементарные). Субституты – потребительские товары, производственные ресурсы, услуги транспорта (поезд, самолет, автомобиль), сфера досуга (кино, театр, цирк).

В соответствии с неоклассическими взглядами ценность благ зависит от их редкости, а именно от интенсивности потребности и количества благ, способных эту потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения различных потребностей.

Полезность - это степень удовлетворения от потребления определенного блага или совокупности благ. Это своеобразный мостик между человеком и окружающей средой, то есть благами. Полезность зависит как от блага, так и от человека. Иными словами, мы имеем дело с индивидуальными полезностями. Полезность - это составная часть системы ценностей человека. Термин “полезность” - U(utility) ввел в научное обращение Дж. Бентам, английский философ и социолог.

2. Закон убывающей предельной полезности блага.

В последней трети ХІХ века Менгер, Джевонс, Вальрас предложили количественную теорию полезности, связанную с понятием предельной полезности и количественным измерением полезности.

В основе количественного подхода - субъективные оценки потребителей. В теории используются ютилы – гипотетические единицы полезности, при помощи которых измеряется уровень удовлетворения от потребления определенного количества блага.

Критики теории полезности сформулировали еще в ХVШ веке парадокс воды и бриллиантов. Вода жизненно необходима для всех, поэтому она должна иметь максимальную полезность, бриллианты - минимальную, соответственно и цены. На практике - наоборот. Противоречие было разрешено путем разграничения общей и предельной полезности. Величина запасов воды и бриллиантов различна. Бриллианты редкие, вода имеется в неограниченном количестве. Поэтому цена бриллиантов высокая, а воды - низкая.

Полезность, получаемая потребителем от дополнительной единицы блага, называется предельной полезностью (MU – marginal utility). Сумма полезностей отдельных частей блага – общая полезность (TU – total utility). Отсюда предельная полезность – это приращение общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу.

Пример : человек ощущает жажду. Первый стакан воды для него имеет максимальную полезность, так как интенсивность потребности максимальна; второй стакан дает меньшее удовлетворение, и т.д. Наконец, какой-то стакан не приносит удовлетворения (U=0), а следующий приносит вред (U

Г
рафа MU иллюстрирует принцип убывания полезности - обратная зависимость между объемом потребления и предельной полезностью. Совокупная полезность возрастает по мере увеличения количества блага.

К.Менгер и С.Джевонс независимо друг от друга обосновали принцип убывающей предельной полезности : чем больше потребление определенного блага, тем меньше приращение полезности от единичного увеличения потребления этого блага (впервые эту зависимость открыл немецкий экономист Госсен в 1854 г. - первый закон Госсена ).

Предполагается , что вкусы потребителей неизменны, а функция потребления непрерывна, то есть дифференцируется в каждой точке.

Это значит, что любому бесконечно малому увеличению количества блага соответствует приращение совокупной полезности. Хотя совокупная полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность неуклонно уменьшается.

Максимальное удовлетворение (TU) достигается в т.А, где MU=0. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

, МU - производная TU.

Если дальнейшее потребление приносит вред (MU

С

ледует различать полезность непосредственного потребления и полезность возможности потребления : что лучше, съесть 100 г мороженого или 1кг, сейчас или в течение недели?

Следует также различать разные виды полезности от потребления одного и того же блага в одинаковом количестве. Человек с лишним весом, переходящий на диету, или курильщик, бросающий курить, в первые дни своей новой жизни чувствует себя не лучшим образом. Но полезность этого режима со временем значительна.

Отсюда различают тактическую и стратегическую полезность.

Тактическая полезность - полезность сиюминутная. Она измеряется жертвой, на которую способен человек ради получения определенного набора благ для улучшения своего состояния в данный момент.

Стратегическая полезность - полезность с учетом последствий долгосрочного потребления (возможно, систематического) определенного набора благ.

Законы возрастающей общей полезности и убывающей предельной полезности в большинстве случаев выполняются для полезности возможности потребления иУчебно-методическое пособие

... конспект лекций , вопросы для подготовки к семинарским занятиям, практические и тестовые задания для самопроверки знаний студентов , методические указания для подготовки ...

  • Н. П. Грачев, И. Н. Маслова

    Учебно-методическое пособие

    ...) квалификации «бакалавр». Учебно -методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной формы... Подготовка менеджеров осуществляется по специальным программам, в зависимости от категории, на специальных курсах в средних и высших учебных ...

  • Микроэкономика

    Учебно-методическое пособие

    Санкт-Петербург

    Печатается по решению кафедры

    теоретической экономики и РИСа РГПУ

    им. А.И.Герцена

    Рецензенты: д-р экон. наук, проф. Л.Д.Широкорад

    д-р экон. наук, проф. С.И.Иванов

    Скляр М.А. Микроэкономика: учебно-методическое пособие.- СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена - с.

    Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки специалистов. В пособии изложены основные вопросы микроэкономической теории. Оно содержит материал для семинарских занятий, самостоятельной работы и контроля знаний. В приложении изложены методические указания к написанию курсовых работ.

    Пособие адресовано преподавателям и студентам экономических специальностей.

    Настоящее пособие имеет своей целью помочь студентам направления 540400 «Социально-экономическое образование» (профиль – экономика) в изучении курса микроэкономики. Оно также может быть использовано студентами других экономических и управленческих специальностей педагогических вузов. Студенты обучающиеся по специальности «национальная экономика» изучают данный курс двухступенчато. Поэтому пособие состоит из двух разделов – «Микроэкономика – 1» и «Микроэкономика-2».

    Пособие может быть также частично использовано студентами других факультетов педагогических вузов при изучении соответствующих разделов курса экономики.

    Материалы к каждой теме включают в себя план лекции, охватывающий основные теоретические вопросы программы, перечень основных терминов и понятий, которые студенты должны усвоить, список основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы, позволяющие проверить знание и понимание изучаемого материала, а также тесты, задачи и упражнения к каждой теме.

    Как правило, в различных учебниках и учебных пособиях отдельные темы излагаются с различной глубиной и уровнем методической проработки. Поэтому указанные учебники могут использоваться альтернативно. Дополнительную литературу рекомендуется использовать при углубленном изучении материала, а также при написании рефератов и подготовке курсовых работ.

    Кроме того, следует обращаться к текущим периодическим изданиям, таким, как, например, «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения» (МэиМО), «Экономика и организация промышленного производства» (ЭКО), «Российский экономический журнал», «США: экономика, политика, идеология», «Экономика и общество», «Коммерсант», «Эксперт» и др., а также к сайтам интернета.

    Студенты могут проверить свои знания и подготовиться к контрольным работам и экзамену, отвечая на контрольные вопросы, а также тесты, содержащиеся в данном пособии. Задачи, содержащиеся в пособии, отобраны таким образом, чтобы в ходе их решения использовались основные положения теоретического курса. Предполагается, что они должны решаться при подготовке к семинарским занятиям. Применение математического аппарата при решении задач не является самоцелью. Каждое решение следует интерпретировать с позиций экономической теории.

    I. МИКРОЭКОНОМИКА - 1

    Тема 1. Предмет и метод экономической теории.

    План лекции:

    1. Потребности и ресурсы. Проблемы редкости и выбора в экономической теории.

    2. Определение предмета экономической науки. Система экономических наук

    3. Формирование и развитие экономической науки.

    4. Методология и инструментарий экономической науки..

    Основная литература:

    Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика, том 1 – СПб: Экон.школа, 1994, гл.1

    Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. -М: Норма-Инфра, 1998, гл. 1.

    Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. 15-е изд. – М.: Бином – КноРус, 1997, гл.1

    Франк Р. Микроэкономика и поведение –М., Инфра-М, 2000, гл.1

    Дополнительная литература:

    Автономов В.С. Модель человека в экономической науке – СПб, 1998, гл.1

    Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение /THESIS,1993, Т.1, вып.1

    Маршалл А. Принципы экономической науки – М, 1993, том 1, кн.1, гл.1-2; том 3. прил. В, С

    Отмахов П. Эмпиризм в экономической науке: теория и практика/ Вопросы экономики, 1998, №4.

    Отмахов П. Рационализм в экономической науке: теория и практика/ Вопросы экономики,1999, №2

    О’Брайен Д. Теория и эмпирическое наблюдение - «Панорама экономической мысли конца ХХ столетия», том 1 – СПб, 2002

    Роббинс Л. Предмет экономической науки /THE SIS, 1993, Т. 1, вып.1

    Хайлброннер Р. Экономическая теория как универсальная наука / THESIS, 1993, том 1, вып. 1

    Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Новости, 1991, гл.1

    Экономическая школа, вып.2 – СПб, 1992, с.15-23.

    50 лекций по микроэкономике. Учебник для вузов в 2 томах – СПб, 2000,

    Потребности (needs)

    Ресурсы (resources)

    Предмет экономической теории (economics)

    Редкость (scarcity)

    Экономическое благо (economic good)

    Свободное благо (free good)

    Фундаментальные экономические вопросы (fundamental economic questions)

    Микроэкономика (microeconomics)

    Макроэкономика (macroeconomics)

    Позитивная экономика (positive economics)

    Нормативная экономика (normative economics)

    Принципы (законы) (principles) (laws)

    Индукция (induction)

    Дедукция (deduction)

    Гипотеза (hypothesis)

    Допущение «при прочих равных условиях» (ceteric paribus, “other things equal” assumption)

    Контрольные вопросы

    1. Что понимается под экономикой как объектом изучения экономической науки?

    2. Возможно ли полное удовлетворение потребностей человека?

    3. В чем заключается фундаментальная экономическая проблема?

    4. Что экономическая наука понимает под редкостью благ?

    5. Почему любая экономическая проблема, в конечном счете, сводится к проблеме выбора?

    6. Что изучает экономическая теория?

    7. Почему экономическую теорию считают фундаментальной экономической наукой?

    8. Почему вопросы что?, как?, для кого? принято считать фундаментальными вопросами экономической науки? По каким причинам возникают эти вопросы?

    9. В чем заключаются различия между микроэкономикой и макроэкономикой?

    10. Каковы взаимосвязи между экономическими фактами, теорией и экономической политикой?

    11. Что понимается под экономическим законом?

    12. Какие проблемы возникают в процессе формулирования и применения экономических законов?

    13. Чем отличаются друг от друга индукция и дедукция?

    14. Почему в экономической науке часто используется принцип «при прочих равных условиях»?

    15. Каков инструментарий экономической науки?

    Тесты.

    I.Укажите на правильный ответ.Обоснуйте его.

    1.Выберите наиболее полное и корректное определение предмета экономической теории:

    Экономическая теория изучает:

    а) деятельность, связанную с производством и обменом товарами;

    б) экономические параметры, поведение которых во7 цены, производство, занятость и т.п.)

    в) как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных материальных благ и услуг в целях удовлетворения потребностей людей;

    г) денежное обращение, кредит и банковскую систему;

    2. Какое из следующих утверждений является неверным?

    а) воздух является свободным благом на земле, но экономическим благом в космосе;

    б) все человеческие потребности, существующие в данный момент времени не могут быть удовлетворены.

    в) климат Сочи является ресурсом для туристической отрасли.

    г) общество в высокоразвитой экономике не должно решать проблему экономического выбора;

    3. Что из перечисленного ниже является не является предметом изучения микроэкономики?

    а) каким образом семья Ивановых максимизирует полезность, располагая своим ограниченным денежным доходом;

    б) каким образом акционерное общество «Самсон» минимизирует свои производственные издержки;

    в) объем производства сахара, уровень и динамика цен на него.

    г) способы сокрашения уровня безработицы в обществе.

    4. Какое из приводимых ниже утверждений относится к нормативной, а не к позитивной экономике?

    а) установление фиксированных цен на товары и услуги несовместимо с законами рыночной экономики;

    б) в периоды засухи цены на зерно растут;

    в) рост производительности труда приводит к снижению средних издержек производства продукта;

    г) сельскохозяйственные предприятия не следует субсидировать.

    5. Чем ниже цена товара, тем больше объем спроса на него. Это одно из принципиальных положений микроэкономической теории. Какой из нижеследующих выводов можно сделать на его основании?

    а) если цена на джинсы упадет, то объем их продаж увеличится;

    б) если цена на джинсы упадет, то Вы купите не одну, а две пары;

    в) если цена на джинсы упадет, а все остальные факторы, оказывающие влияние на спрос на них останутся без изменения, то джинсов будет куплено больше, чем раньше, когда они стоили дороже;

    г) если в этом месяце было продано джинсов больше, чем в прошлом месяце, то значит цены на них были снижены.

    1.Когда экономисты говорят о проблеме ограниченности ресурсов, то они имеют в виду, что эта проблема стоит перед отдельными домашними хозяйствами или фирмами, но не перед обществом в целом.

    2.Адам Смит, говоря о «невидимой руке», имел в виду, что государство управляет экономикой таким образом, что субъекты рынка этого не замечают.

    3.Утверждения нормативной экономики могут быть подтверждены путем обращения к фактам.

    4.Экономические модели не обязательно должны быть представлены в математической форме.

    5. Маркетинг не является разделом экономической теории.

    6. Вода является экономическим благом, так как без нее невозможно производство.

    Тема 2. Базовые экономические понятия.

    План лекции:

    1. Производство. Факторы производства.

    2. Кривая производственных возможностей. Экономический выбор.

    3. Альтернативные издержки.

    4. Закон возрастающих альтернативных издержек.

    Основная литература:

    Гальперин В.М. и др. Микроэкономика, том 1, гл.1

    Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика, гл. 1, разд.В

    Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. –М, 1998, гл. 2.

    50 лекций по микроэкономике. Учебник для вузов в 2 томах – СПб, 2000, введение

    Перечень основных терминов и понятий:

    Производство (production)

    Факторы производства (factors of production)

    Земля, естественные ресурсы (land, natural resources)

    Труд (labour)

    Капитал (capital)

    Основной капитал (fixed capital)

    Оборотный капитал (current capital)

    Предпринимательская способность (entrepreneurial ability)

    Средства производства, инвестиционные товары (means of production, investment goods)

    Потребительские товары (consumer goods)

    Кривая производственных возможностей (production possibilities curve)

    Альтернативные затраты (opportunity cost)

    Экономический рост (economic growth)

    Эффективность (efficiency)

    Контрольные вопросы

    1. Что понимается под факторами производства?

    2. Является ли обучение студентов в университете производственным процессом?

    3. В качестве какого фактора производства выступают квалифицированный труд? обработанные участки земли?

    4. Что представляет собой кривая производственных возможностей?

    При каких допущениях она построена?

    5. Чем объясняется, что кривая производственных возможностей, как правило, является вогнутой по отношению к началу системы координат? Может ли она принимать другой вид?

    6. Что представляют собой точки, лежащие на кривой производственных возможностей? в пространстве, ограниченном этой кривой? за ее пределами?

    7. В каких случаях происходит сдвиг кривой производственных возможностей влево? вправо?

    8. Что понимается под альтернативными издержками?

    9. Приведите примеры использования принципа альтернативных издержек в повседневной жизни.

    10. Каким образом кривая производственных возможностей отражает альтернативные затраты?

    11. Почему действует закон возрастающих альтернативных затрат?

    12. Что понимается под эффективностью в производстве?

    13. .Каковы альтернативные затраты на приобретение профессии?

    Тесты:

    I.Укажите на правильный ответ. Обоснуйте его.

    1.Какой из перечисленных ниже видов деятельности нельзя отнести к производству?

    а) выращивание огурцов в фирме «Лето»;

    б) проведение хирургической операции в больнице;

    в) работа кассира в банке;

    г) подготовка студентов к экзаменам.

    2.Что из перечисленного ниже нельзя отнести к капиталу в экономическом смысле?

    а) старый станок в заводском цехе;

    в) здание университета;

    г) компьютер, находящийся в деканате;

    д) индивидуальные сбережения, хранящиеся в банке.

    3.На осях графика кривой производственных возможностей представлены:

    а) количества используемых ресурсов;

    б) стоимость произведенных товаров;

    в) количество ресурсов на одной оси и стоимость произведенных товаров на другой оси;

    г) количества произведенных товаров.

    4.Альтернативные издержки строительства нового стадиона – это:

    а) оплата труда его персонала;

    б) цена строительства стадиона в будущем году;

    в) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству стадиона;

    г) изменение ставки налога, которым облагаются доходы стадиона.

    5.Индивиду предложили работу сторожем в магазине с оплатой 4000 руб. в месяц. Но он имеет возможность зарабатывать 8000 руб. в месяц, работая грузчиком. Альтернативные издержки работы сторожем составляют:

    а) 4000 руб.; б) 8000 руб.; в) меньше, чем 4000 руб.; г) 0.

    П.Определите, верными или неверными являются следующие утверждения. Обоснуйте свой ответ.

    1. Продукты питания не являются ресурсами.

    2. Школьные парты относятся к оборотному капиталу.

    3. Кривая производственных возможностей показывает, каким образом осуществляется распределение продуктов в обществе.

    4. Кривая производственных возможностей иллюстрирует редкость ресурсов, альтернативные издержки, закон возрастающих альтернативных затрат.

    5. В экономике, если она движется вдоль кривой производственных возможностей, альтернативные издержки постоянны.

    6. Если экономика эффективна, в ней не действует закон возрастающих альтернативных издержек.

    Задачи и упражнения:

    1. Укажите, к какому из факторов производства относятся следующие блага

    а) запасы рыбы в Атлантике,

    б) токарный станок, установленный в цехе,

    в) запасы алмазов в Якутии,

    г) ирригационные сооружения,

    д) работа преподавателя учебного заведения,

    е) деятельность рабочих автомобильного завода,

    ж) запасы леса на мебельном комбинате,

    з) деятельность президента акционерного общества.

    2. Укажите, относятся ли указанные ниже блага к средствам производства, предметам потребления, или же могут относиться к тем и другим в зависимости от сферы использования:

    а) автомобиль,

    б) трактор,

    д) здание производственного цеха,

    е) здание заводоуправления,

    ж) рефрижератор,

    з) телефонный аппарат,

    и) молоко,

    м) галстук

    3. На рисунке 2.1. изображена кривая производственных возможностей.

    товар А


    Товар В

    Изобразите кривую производственных возможностей для экономики, в которой:

    а) повысилась эффективность использования ресурсов, применяемых в производстве товара А;

    б) повысилась эффективность использования ресурсов, применяемых в производстве товара В;

    в) повысилась эффективность использования всех ресурсов;

    г) вырос объем используемых ресурсов; д) сократился объем используемых ресурсов.

    4. Вы работаете преподавателем, но профессионально владеете строительным делом. В связи с этим решили взять отпуск за свой счет и построить себе дачный дом. В каком случае ваше решение будет экономически целесообразным?

    5. Цена билета на самолет из города Х в город Y составляет 2500 рублей. Железнодорожный билет стоит 1000 рублей. Поезд находится в пути 15 часов, самолет – 3 часа. Каким видом транспорта Вы порекомендуете воспользоваться индивиду А, зарабатывающему 40 руб. в час? Индивиду Б, зарабатывающему 150 руб. в час? Почему?

    6.Индивид арендует дом и платит собственнику 10 000 долларов в год. Хозяин дома согласен продать его за 140 000 долларов. Ставка банковского процента по депозитам 9% годовых. Посоветуете ли Вы арендатору покупать этот дом?

    7.Студентка имеет возможность один 8-часовой рабочий день в неделю посвятить работе. Она занимается переводами с английского языка, или работает в качестве няни, ухаживая за ребенком. При этом она может делить свой рабочий день между тем и другим занятиями (например, 3 часа заниматься переводом и 5 часов работать няней). Один час работы няней оплачивается в 45 рублей.

    Если студентка занимается переводом, то ей требуется 1 час для перевода первой небольшой статьи, 2 часа – для перевода второй статьи, 5 часов – для перевода третьей статьи. Статьи являются одинаковыми по объему и сложности перевода, но, так как она устает, то эффективность ее труда снижается. Предполагается, что студентка должна перевести в день целое число статей.

    Предположим, что цена перевода каждой статьи составляет 200 рублей. Должна ли студентка в этом случае работать няней, если она стремится максимизировать свой дневной заработок? Почему? А если цена перевода статьи повысится до 250 рублей?

    Тема 3. Экономические системы. Рыночная экономика.

    План лекции:

    1 Типы экономических систем. Сущность рыночной экономики.

    2. Основные черты рыночной экономики.

    3. Структура и субъекты рынка. Кругооборот экономических благ.

    4. Функции рынка. Роль государства в рыночной экономике.

    Основная литература:

    Нуреев Р.М. Курс микроэкономики, гл.2

    Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика, гл.1, разд.Б, гл.2

    Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение – М: Финансы и статистика, 1992, том 2, Дополнение. Свободные рынки и экономика.

    Дополнительная литература:

    Бруцкус Б. Социалистическое хозяйство. / Вопросы экономики, 1990, №8-9

    Гайдар Е. Государственная нагрузка на экономику /Вопросы экономики, 2004,№9.

    Корнаи Я. Бюрократия и рынок / Вопросы экономики, 1989, № 12.

    Крылов А.А. Талоны и карточки./ ЭКО. 1992, №1.

    Кудров В.М. Советская модель экономики: тяжелое наследство \ Общественные науки и современность, 1999, №3

    Лагерная экономика /ЭКО, 1990, №№5-6.

    Мизес Л. Социализм. Экономический и социологический анализ – М, 1994, часть 2

    Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги / THESIS, т.1, вып.2

    Хайек Ф. Дорога к рабству / Новый мир, 1991, №№ 7,8

    Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия / МЭиМО, 1989, № 12.

    Хэар П. Экономическая теория социализма - «Панорама экономической мысли конца ХХ столетия», том 1 – СПб, 2002

    Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия – М., 1995, ч.2,3.

    Ясин Е. Бремя государства и экономическая политика – Вопросы экономики, 2002, №11

    Тема 1. Введение в микроэкономику

    Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов. Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика. Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ.

    Микроэкономика имеет свой особый объект исследования, предмет и метод исследования. Микроэкономика изучает экономическую деятельность отдельных субъектов по поводу экономических благ в условиях ограниченного выбора. Экономические субъекты – это любые отдельные самостоятельно действующие в экономике единицы.Цель экономической деятельности людей - удовлетворение их потребностей. Поэтому она включает в себя такие компоненты как потребности, ресурсы (факторы производства), технологии, продукты и их использование. Экономическая деятельность людей представлена конкретнымэкономическим поведением , которое осуществляется в конкретных формах, зависящих от взаимосвязей людей и отношений в экономике. Эти взаимосвязи и отношения, становясь устойчивыми способами, нормами и правилами экономического поведения, закрепляются в соответствующихинститутах и общественных структурах (рынок, собственность и т.д.). Таким образом,объектом микроэкономики является экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами и их системами. Объектом экономической деятельности являетсяблага – любые предметы, как материальные, так и нематериальные, способные удовлетворить определенные потребности потребителя или производителя. Экономические действия субъектов можно характеризовать как принятие решений и их осуществление. Микроэкономика исследует процесс принятия решений. Таким образом,предметом микроэкономики является принятие экономическими субъектами экономических решений по поводу экономических благ.

    Микроэкономика использует принципы а) индивидуализма, т.е. рассматривает поведение отдельного субъекта; б) рационализма действий экономических субъектов, в) равновесного подхода; г) функционального анализа; д) предельного анализа.

    Данные принципы реализуются в ходе экономического моделирования. Экономическая модель – это упрощенное представление об экономических процессах, устраняющее несущественные для понимания главных свойств и взаимосвязей в исследуемом объекте. Модели могут быть словесными (вербальными), графическим и символическими (аналитическими). В любой модели имеются определенные предпосылки. В модели используется два вида переменных: экзогенные (внешние) и эндогенные (существующие внутри модели). Модели описывают влияние экзогенных переменных на эндогенные.

    Тема 2. Теория поведения потребителя

    Оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход). Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Бюджетные ограничения. Графическая интерпретация равновесия потребителя. Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Изменение дохода и сдвиги бюджетной линии. Эффект дохода и эффект замещения. Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса.

    Спрос на товар и услуги предъявляет потребитель и поэтому для изучения спроса необходимо разобраться, чем руководствуются потребители. Решение этой проблемы посвящается теория потребительского выбора. Она пытается выяснить: а) систему предпочтений потребителя; б) описать множество доступных потребителю товаров; в) описать механизм выбора потребителя и свойство лучшего набора товаров;г) выяснить, как изменяется набор товаров при изменении внешних условий. Теория потребительского выбора предполагает, что существует суверенитет потребителя и каждый поступает рационально.

    Основные понятия теории являются потребность и полезность. Потребность – это чувство удовлетворённости, которое человек желает продлить или состояние неудовольствия, от которого желает избавиться.Полезность – это свойство товаров удовлетворять потребность человека. Полезность является субъективной оценкой каждого отдельного человека. Полезность рождается из отношения между средством(благом) и целями (потребностями) экономической деятельности субъекта.

    Выделяют общую и предельную полезность. Общая полезность – это та выгода, которую получает человек при потреблении определённого количества товара за определенный период времени.Предельная полезность – это та выгода, удовлетворение, которые получает субъект при потреблении дополнительной единицы блага (дополнительный глоток воды). Предельную полезность можно описать производной от общей полезности:

    В теории существует два подхода к анализу поведения потребителя: количественная теория и порядковая теория. В соответствии с количественной теории каждый субъект может определять общую и предельную полезность каждого потребляемого блага и руководствуется двумя положениями, которые получили названиезаконы Госсена и в экономической теории считается классической логикой принятия решений, на основе которой объясняются действия потребителей.

    I закон: Величина удовлетворения (предельная полезность) от каждой дополнительной единицы блага данного вида убывает, достигая нуля в точке полного насыщения.

    II закон : Для максимизации удовлетворения потребностей, в условиях когда запасы благ недостаточны для полного насыщения, необходимо остановить потребление благ в точках, где интенсивность удовлетворения от потребления благ становится одинаковой.

    Общая полезность принимает вид функции полезности от объема благ U 1 =f(X 1). Такой подход основан на идее о независимости полезностей отдельных благ. Но необходимо учитывать взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров, приносящих субъекту больше удовольствия, чем обособленное потребление каждого отдельного блага. Поэтому пришли к выводу, что необходимо рассматривать полезность потребления всего набора потребляемых благ и учитывать, что экономическое благо может удовлетворять несколько разных потребностей человека.

    В первой трети ХХ века были сформулированы основные понятия порядковой теории полезности , которая утверждает, что субъект осуществляет свой выбор, не оценивая количественную полезность того или иного товара, а сравнивается полезность экономических благ и выбирается то благо, которое является более предпочтительным. При этом не столь важно, по каким критериям отдаётся предпочтение тому или иному благу (могут быть привычки или выбор по определённым критериям).

    Основным понятием порядковой теории является кривая безразличия , которая показывает различные сочетания двух товаров, которые субъекту приносят одинаковую полезность (Рис.2.1).

    Рис. 2.1 Кривая безразличия

    В основе анализа кривой безразличия лежат 3 аксиомы :

    1. Если субъект считает, что набор блага А предпочтительнее набора блага В, а набор блага В предпочтительнее набору С, то, следовательно, набор А предпочтительнее набора С.

    2. Сравнивая два блага можно сделать один и только один вывод: набор Xпредпочтительнее набораY, наборXменее предпочтителен набораY, наборXбезразличен наборуY.

    3. Если набор Xимеет такое же количество единиц блага, как и наборY, то можно утверждать, что он безразличен или тождественен наборуY. ЕслиXсодержит хотя бы на 1 единицу блага больше, чем наборY, то можно утверждать, что он будет предпочтительнее набораY.

    Отталкиваясь от этих положений, можно сформулировать свойства кривой безразличия :

      Кривая безразличия имеет отрицательный наклон.

      Кривые безразличия не могут пересекаться. На основании данного свойства можно строить карту кривых безразличия, то есть множество кривых, характеризующих различную степень удовлетворения потребностей человека.

      Через любую точку на плоскости можно провести кривую безразличия.

      Кривые безразличия выпуклы к началу координат и предельная норма замещения (MRS) убывает при движении по кривой сверху вниз.

    Предельная норма замещения ( MRS ) показывает от какого количества одного блага надо отказаться, чтобы увеличить потребление другого блага на единицу, оставаясь на той же кривой безразличия.

    Из данного свойства есть два исключения:

    А) абсолютно взаимодополняемые блага (правая и левая перчатка): кривая безразличия имеет форму прямого угла, а MRSравна 0

    Б) абсолютно взаимозаменяемые блага (автобус и троллейбус): кривая безразличия – прямая наклонная линия, а MRSравна постоянному числу.

    Анализируя поведение потребителя, можно утверждать, что решение о покупке товаров производится не только на основании полезности товара, но и на оценке финансовых возможностей субъекта. В силу этого в экономическом анализе вводится понятие бюджетное ограничение - сумма денег, которой располагает субъект и которую он может направлять на покупку экономических благ. Бюджетное ограничение можно трактовать как различные максимальные комбинации экономических благ, которые может приобрести субъект при полном расходовании своего бюджета и существующих ценах. Бюджетное ограничение имеет вид:

    Наклон бюджетного ограничения определяется соотношением цен. Точки пересечения с осями показывают количество соответствующих благ, которые может быть приобретено, если весь бюджет направить на покупку только данного блага (рис.2.2).

    Рис.2.2 Бюджетное ограничение

    Бюджетное ограничение может изменяться под воздействием двух обстоятельств:

    А) изменение дохода. При прочих равных условиях кривая бюджетного ограничения параллельно смещается.

    Б) изменение цен на блага. В этом случае изменяется реальная покупательская способность дохода, что отражается изменением угла наклона кривой.

    Равновесие потребителя - это состояние, при котором потребитель получает набор благ, приносящий ему максимально возможное удовлетворение при расходовании всего дохода. Графически равновесие потребителя выглядит точкой касания кривой безразличия и бюджетного ограничения (Рис.2.3). Любая точка на графике, расположенная выше бюджетного ограничения (точка С), недостижима для субъекта, то есть он не может приобрести данное количество благ. Любая точка, расположенная ниже бюджетного ограничения (точка А), свидетельствует о том, что субъект не расходовал весь свой бюджет. Точка В, лежащая на пересечении бюджетного ограничения и кривой безразличия, свидетельствует о нерациональном использовании денег при покупке благ, так как не достигается максимально возможное удовлетворение потребностей.

    Рис. 2.3 Равновесие потребителя

    Равновесие потребителя достигается в том случае, если субъект покупает такое количество благ, что отношение предельной полезности к цене будет одинаковым по каждому приобретаемому благу. При этом субъект должен расходовать весь свой бюджет, то есть выполняться условие:

    Выбор потребителя обусловлен рядом ограничений: а) вкусами, которые ранжируют товары для потребителя; б) размером бюджета, которым он обладает; в) уровнем цен покупаемых товаров.Равновесие потребителя может меняться под воздействием трех обстоятельств:

    1) изменение вкусов потребителей. В этом случае изменяется характер кривой безразличия (новая может пересекать старую), в результате чего меняется комбинация приобретенных товаров при неизменном доходе и ценах на эти блага. Субъект чувствует себя удовлетворенным в большей степени.

    2) Изменение дохода. Повышается доход и покупательская способность субъекта. Бюджетное ограничение смещается вверх и это позволяет субъекту перейти на новую более высокую кривую безразличия, то есть он покупает большее количество благ. Если соединить точки равновесия, то мы получимкривую «доход-потребление», которая показывает, как изменится потребление различных товаров при росте дохода субъекта. Если оба товара являются нормальными, то рост дохода будет вести к росту потребления обоих благ. Если рост дохода приведет к тому, что одно из благ станет некачественным, то кривая «доход-потребление» наклонится в сторону нормального товара.

    На основе кривой «доход-потребление» можно построить кривую Энгеля , которая показывает какое количество блага потребляется при росте дохода субъекта. Исследования Энгеля позволили выявить следующие закономерности : а) доля дохода семьи, расходуемого на продукты питания, имеет тенденцию к сокращению по мере роста доходов; б) расходы на услуги, связанные с образованием, здравоохранением, отдыхом растут быстрее, чем растет доход.

    3) Изменение цен на товары и услуги , так как изменяется реальная покупательская способность имеющегося дохода. В этом случае на графике изменяется угол наклона бюджетного ограничения, что позволяет перейти на новую кривую безразличия, достигнуть более высокого удовлетворения своих потребностей. Если мы соединим точки равновесия, то получимкривую «цена-потребление», которая фактически является кривой спроса для данного товара.Функция спроса - это определяемая в процессе потребительского выбора предельная полезность блага, выраженная в денежном масштабе, соответствующем оптимальному составу покупки.

    Изменение цены одного блага сказывается на потреблении и других благ, так как действует эффект замены и эффект дохода . Снижение цены одного товара приведет к сокращению потребления другого товара, так как субъект считает, что лучше повысить потребление блага, которое стало для него более дешевым (эффект замены). Эффект дохода заключается в том, что снижение цены одного блага делает возможным увеличение покупки не только данного, но и другого блага в результате роста реального дохода субъекта. Рассмотрение эффекта дохода и эффекта замены, показало, что если благо является нормальным, то эффекты и дохода и замены действуют в одном направлении. Если товар некачественный, то эффект дохода и эффект замены действуют в разные стороны, но эффект замены по абсолютной величине превосходит эффект дохода. Из некачественных товаров выделяюттовар Гиффена, который характеризуется ростом потребления блага при повышении его цены. Товары Гиффена должны быть не только некачественными благами, но и занимать значительное место в бюджете субъекта (расходы на продукты питания для семей с низкими доходами).

    Обмен, который совершает потребитель, приносит ему выгоду. Покупатель обменивает деньги на определенный товар потому, что полезность данного товара он оценивает выше полезности денег, которые он отдает за данное количество товара. Продавец обменивает товар на деньги, так как считает, что данное количество денег имеет для него большую полезность, чем продаваемое количество товара. Используя такой подход, была сформулирована теорема Смита , согласно которой обмен на рынке приносит выгоду обеим сторонам.

    Рассмотрение поведения потребителя привело к появлению понятия «излишек потребителя» , под которым понимается выгода, удовлетворение, которые получает субъект при покупке данного товара «бесплатно». Возникает излишек потребителя из-за того, что общая полезность при приобретении блага превышает сумму денег, которую платит субъект за данное количество товаров, так как покупатель платит одинаковую цену за все единицы приобретенного блага, равную предельной полезности последней приобретенной единицы данного блага. В результате такой сделки общая полезность, получаемая субъектом от потребления всего количества покупаемого блага, больше суммы денег, выплаченных за это благо. Поэтому потребительский излишек оценивается как разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за благо, и той, которую он реально платит.