Медицинское страхование

Текущая страница: 5 (всего у книги 27 страниц) [доступный отрывок для чтения: 18 страниц]

2.2.3 Признаки и структура гражданского общества

В настоящее время гражданское общество определяется как совокупность внегосударственных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Для гражданского общества характерно наличие следующих признаков :

1) невмешательство государства в частную жизнь граждан;

2) равенство всех перед законом, юридическая защищенность личности;

3) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

4) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

5) политический и идеологический плюрализм;

6) самоуправляемость;

7) легитимность и демократичный характер власти.

Гражданское общество – это не государственно-политическая, а, главным образом, социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей. Это свободное демократическое правовое, цивилизованное общество разумного баланса интересов различных социальных групп. Центральное место в гражданском обществе занимает человек, гражданин, личность.

Гражданскому обществу присуща определенная структура , то есть внутреннее строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех его составных частей, обеспечивающее целостность и динамизм его развития. Составными элементами структуры гражданского общества выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи между ними. Гражданское общество включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

В гражданском обществе выделяют три уровня общественных отношений .

Первый уровень связан с производством самого человека, его духовным совершенствованием и общением. Он охватывает сферу семьи, быта, культуры, то есть комплекс социокультурных отношений.

Второй уровень охватывает область экономики, включая в себя производство, распределение, обмен и потребление.

На третьем, высшем уровне гражданского общества его члены вступают в политическую жизнь. Этот уровень предполагает формирование у индивидов конкретных политических позиций.

Соответственно этим уровням структура гражданского общество включает себя следующие элементы :

а) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

б) совокупность независимых от государства производителей;

в) общественные объединения и организации;

г) политические партии и движения;

д) сфера воспитания и негосударственного образования;

е) система негосударственных средств массовой информации;

з) церковь.

Гражданское общество является сообществом свободных индивидов. Каждый индивид свободен в выборе форм собственности, определении вида труда и распоряжении его результатами. Индивид имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и через определенные механизмы может ограничивать своеволие государственных структур в отношении себя.

Гражданское общество – это открытое социальное общество, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства, обеспечивающего свободу слова, информации. Оно открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в мировом масштабе.

Гражданское общество – сложная плюралистическая система. Наличие многообразных общественных и экономических форм и институтов позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов.

Гражданское общество – саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, устанавливая между собой разнообразные отношения, обеспечивают гармоничное целенаправленное развитие общества без вмешательства властной силы государства.

Гражданское общество – правовое демократическое общество. Правовое государство создает наиболее благоприятные условия для его развития и функционирования.

2.2.4 Становление и развитие гражданского общества

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.

Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах Древнего мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товаро-денежное производство, получившее оформление и закрепление в ряде институтов частного права.

Формирование же гражданского общества в масштабе целых стран началось в Новое время. При этом выделяют три этапа в развитии гражданского общества .

На первом этапе, в XVI-XVII в.в. складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства, развитие товаро-денежных отношений.

На втором этапе с конца XVII – до конца XIX в.в. в наиболее развитых странах начало формироваться гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве. Обособление общества от абсолютной власти государства произошло в ходе буржуазных революций XVII – XVIII в.в. и последующих реформ. В результате началось оформление современного представительного государства, развивались тенденции все большего подчинения его общественному контролю и влиянию. В структуре государственных органов появлялись и устанавливались в качестве постоянных общенациональные представительные учреждения парламентского типа. Возникновение и развитие представительной демократии – явление, свойственное эпохе формирования гражданского общества. На смену вертикальным феодальным структурам пришло преобладание горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, отношений, составляющих суть гражданского общества. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определила качественно новое социальное положение личности.

Начало реальному функционированию гражданского общества положило принятие и утверждение Биллей о правах в Англии, США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

Кроме того, в процессе развития гражданского общества и представительного государства возникает представление о конституции как не только о законе, определяющем устройство высших органов власти, но и основном законе страны, обязательно закрепляющем права и свободы граждан. В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности.

Началом третьего этапа развития гражданского общества считают конец XIX – начало XX в.в. К этому времени ведущее место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям. Под влиянием растущих организаций наемных рабочих, создания профсоюзов, социально-демократических партий и массовых движений за социальные права и свободы начинается становление социального, правового, демократического государства.

В России до середины XIX века так и не были полностью созданы основы гражданского общества. Лишь реформы 60-х г.г. XIX в. открыли возможность его формирования. Но экономическое развитие России сдерживалось абсолютистской формой правления. Только с ее ограничением гражданское общество реально начало развиваться. В социалистической же России идея независимого гражданского общества была отвергнута, так как препятствовала вмешательству государства в жизнь самих граждан, прежде всего контролю за ними, не соответствовала концепции абсолютного коллективизма, приоритета интересов государства над интересами личности. Кроме того, идея экономической свободы и развития частной собственности также не соответствовала тоталитаризму, характерному для России этого периода.

Лишь в конце 80-х г.г. XX в. начавшиеся преобразования в стране создали возможность формирования предпосылок гражданского общества. В настоящее время создание гражданского общества становится одним из необходимых условий развития России, одной из целей модернизации российского общества. Гражданское общество не нашло четкого отражения в новой российской Конституции, которая не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней закрепляются. Но Россия провозгласила эту цель, равно и как формирование правового государства.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества, превращение его членов в свободных граждан.

Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. В условиях демократии гражданское общество добивается децентрализации государственной власти за счет передачи части властных полномочий органам самоуправления и стремится осуществлять оптимальное бесконфликтное взаимодействие с государством через открытые политические системы, участие субъектов гражданского общества в организации и деятельности органов государственной власти. В свою очередь государство осуществляет государственно-правовую регламентацию функционирования субъектов гражданского общества, закрепляет их конституционноправовой статус, а также возлагает на себя обязанности по его обеспечению и устанавливает границы вмешательства в частную жизнь граждан.

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга, одно немыслимо без другого. Правовое государство возникнет в России только в том случае, если сформируется полноценное гражданское общество. Без развитого гражданского общества государственная власть приобретает тоталитарный характер. Только благодаря гражданскому обществу эта власть становится на службу человеку. Формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизни и деятельности, формирование рыночной экономики. Деятельность государства в гражданском обществе должна протекать в демократических правовых формах, направляться на защиту прав человека, регулирование социальной сферы.

Становление гражданского общества в России – долговременная задача. Признание естественных прав человека, свободы личности, многообразия форм собственности, идей правового государства, политического плюрализма, развитие частной инициативы – существенные шаги на пути к гражданскому обществу.

2.3 Государство, право и экономика
2.3.1 Соотношение государства, права и экономики

Экономика – это естественная основа общественной жизни, она представляет собой материальную базу развития общества и определяется как совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Экономика неразрывно связана с государством и правом, причем это не просто соотношение, а взаимодействие, взаимовлияние.

Согласно теории Маркса, экономика относится к базису общественных отношений, а право – к его надстройке, так как именно экономические отношения являются основным двигателем общества, предопределяют его функционирование, а их уровень обусловливает характер права. Право является естественной формой экономических отношений, которые могут стабильно функционировать только будучи закрепленными в нормах права. Непосредственное воздействие экономики на право происходит как с помощью прямого (заработная плата, пенсионное обеспечение), так и косвенного влияния. Право не может стоять выше экономики, оно может лишь, в свою очередь, воздействовать на нее. При этом право может оказывать на экономику либо прогрессивное воздействие, учитывая объективные законы ее развития, либо тормозить ее развитие. Следовательно, происходит обоюдный процесс взаимодействия экономики и права.

С помощью права осуществляются : фиксация правового статуса собственности; определение видов субъектов хозяйственной деятельности; контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов; установление основ налоговой системы; обеспечение общего правового режима хозяйствования.

Эти направления обеспечиваются деятельностью всех трех ветвей государственной власти. Законодательная власть создает экономическое законодательство. На исполнительную власть ложится бремя непосредственного его исполнения. Судебная власть выступает арбитром в различного вида спорах, вытекающих из экономических отношений.

Поэтому необходимо рассматривать соотношение экономики не только с правом, но и с государством. Взаимозависимость государства и экономики обусловлена самим фактом их существования. Государство и возникает на определенной ступени развития экономических отношений, в результате этого развития. Государство и экономика не выбирают друг друга, а предопределены развитием общества. Если право воздействует на экономику изнутри как способ саморегулирования экономики, то государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики, и в то же время само является наиболее сложным хозяйствующим субъектом.

Формы взаимодействия государства, права и экономики могут быть различны и обусловливаются объективными факторами общественного развития, уровнем развития экономики, этапом развития того или иного государства и государственным режимом, а также господствующими идеологическими установками и научными доктринами.

Можно выделить три основные формы соотношения государства, права и экономики : невмешательство государства и права в экономику; полный контроль над экономикой; оптимальное вмешательство в экономику.

Популярные в XIX – начале XX в.в. либеральные теории государства (например, теория государства – «ночного сторожа») и экономические теории (либерализма и свободного рыночного хозяйства) основывались на отрицании необходимости вмешательства государства в экономическую сферу жизни общества , считая рынок основным регулятором экономики, утверждая, что свобода личная и политическая не может существовать без свободы экономической.

Такое взаимоотношение государства, права и экономики было присуще многим странам Европы и Америки до экономического кризиса 1929-1933 г.г. Государство рассматривалось лишь как сила, призванная охранять существующие отношения, ограничиваясь установлением общих правил. Это привело к обострению социальных и экономических противоречий, нестабильности в обществе.

Другое крайнее проявление взаимоотношений государства и права с экономикой, а именно полный контроль государства над экономикой , было характерно для всех стран социалистического лагеря, в том числе и России. При этом вся экономическая деятельность являлась практически исключительно государственной деятельностью. Государственная собственность на средства производства составляла более 90 %. Управление экономикой осуществлялось командно-административными методами. Интересы производства выдвигались на первый план и преобладали над интересами человека. Общая схема соотношения экономики, государства и права представлялась следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, а сама политика – концентрированное выражение экономики. Воздействие государства охватывало и производство, и обращение, и потребление. В этом случае происходит огосударствление экономики, при котором государство берет управление хозяйством на себя, осуществляет планирование производства, не учитывая объективные экономические законы. Чрезмерное воздействие государства на экономику проявляется в излишней административной заурегулированности экономических отношений, приводит к отсутствию экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов, порождает диспропорции в общественном хозяйстве.

Таким образом, господствующее положение государства в экономике ущемляет экономическую свободу, сводит на нет экономическую инициативу, препятствует гармоничному развитию и функционированию экономики, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению так называемой «теневой экономики».

Поэтому вмешательство государства и права в экономику должно быть наиболее оптимально. Западными экономистами разработана модель либерализации и свободы в экономике . Она означает весьма сдержанное правовое регулирование экономических отношений, сдержанное от чрезмерного вмешательства государства в рыночную систему.

С конца 30-х г. XX в. теория «государство – ночной сторож» сменилась теорией регулируемого капитализма, основоположником которой является английский ученый – экономист Джон Кейнс. По его мнению, государственное воздействие является непременным спутником здоровой рыночной экономики. В основе его теории лежит идея о стимулировании экономики путем расширения платежеспособности населения. При этом важнейшим объектом регулирования, согласно программе Кейнса, должны были стать эффективный спрос и инвестиции, которые он рассматривал как необходимое условие для успешного функционирования личной инициативы. Государство облагало прибыли корпораций и крупные индивидуальные доходы высокими налогами, за счет чего проводилась активная социальная политика. Но рост налогов и социальных расходов создавал предпосылки для инфляции дестабилизированием финансов. Поэтому во второй половине XX в. государства ограничили свое влияние на негосударственный сектор в экономике. Началось формирование смешанной экономики , и на сегодняшний день практически все государства характеризуются именно такой формой соотношения. Основной ее чертой является распределение большей части ресурсов при помощи торговых сделок, но при существенной роли государственных органов власти и управления.

Следовательно, основное назначение государства в сфере экономики – установление основ ее функционирования. Выделяются следующие основные сферы деятельности современного государства в рыночной экономике :

а) определение целей, задач и принципов рыночных отношений, а также тенденций их развития;

б) гарантирование всех форм собственности и осуществление права государственной собственности;

в) государственная регистрация хозяйствующих субъектов;

г) лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности;

д) определение поведения хозяйствующих субъектов и контроль за соблюдением участниками экономических отношений установленных правил;

е) экономическое регулирование, поддержка и стимулирование субъектов рыночных отношений;

ж) защита прав участников экономических отношений от любых правонарушений.

Контроль государства в экономической сфере может быть как прямым, так и косвенным. Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, ценовую политику, регулирование занятости населения, информационное обеспечение и т. д. К прямому государственному контролю относятся финансовый контроль, экологический контроль, санитарный контроль, пожарный надзор, контроль за мерой весов и денежной единицы, контроль за качеством продукции.

Таким образом, основными формами государственного воздействия на рыночную экономику должны быть регулирование, контроль и использование государственной собственности. Государство является источником основных правил регулирования экономических отношений в обществе.

В настоящее время в разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Необходимо определить пределы вмешательства государства в экономику для наиболее эффективного ее развития, найти наиболее оптимальный вариант связи «государство – право – экономика» с учетом знания закономерностей функционирования экономики.

2.3.2 Система экономических отношений в государстве и ее правовое закрепление

Экономические отношения могут стабильно функционировать, только если они закреплены в правовой форме. Система экономических отношений определяется и закрепляется, прежде всего, Конституцией РФ. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. Экономическая система государства, в первую очередь, определяется формами собственности. В п. 2 ст. 8 Конституции РФ указано, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории Российской Федерации составляют ст.ст. 35, 36 Конституции РФ. Согласно п.п. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ «право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».

Содержание права собственности включает в себя право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение означает хозяйственное господство собственника над вещью, возможность иметь у себя данное имущество, фактически обладать им. Пользование означает извлечение из вещи полезных свойств путем ее потребления. Распоряжение – возможность определить юридическую судьбу имущества.

Положения Конституции развиваются, в первую очередь, в Гражданском кодексе РФ, а также в законах и иных нормативных правовых актах, регулирующих отдельные виды экономических отношений. Из содержания статей 212-215 ГК следует, что частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная собственность – на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам. В качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ. Запреты в экономике должны быть минимальными. Основной принцип в сфере экономики общедозволительный: разрешено все, что прямо не запрещено законом.

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

12.2 Государство, право и экономика

Государство, право и экономика

В научной литературе вопрос о соотношении государства, права и экономики решается по-разному. Одна позиция состоит в том, что приоритет отдается экономике перед государством и правом. Вторая позиция провозглашает приоритет права в этом соотношении. Третья позиция исходит из паритетных (равных) отношений между этими категориями. Указанные приоритеты определяются главным образом сущностью государства, правовой системой общества, его ценностями, а также типом экономической системы и хозяйственной политики государства.

Важно учитывать, что государственное воздействие на общество осуществляется посредством законов. Государство разрабатывает и устанавливает общеобязательные правила поведения - нормы права, с помощью которых многообразные отношения, возникающие в реальной жизни, оцениваются как правомерные либо как противоправные. По справедливому замечанию проф. В. М. Сырых, государство может выбирать любой вариант санкционирования экономических отношений правом, хотя не всякий избранный им способ обеспечивает позитивные результаты.

В условиях распределительной экономики , когда основные средства производства принадлежат государству, а само государство выступает в качестве политического и экономического организатора и руководителя, при этом действует от имени всего общества, приоритет принадлежит государству. Оно является главным экономическим центром, обладает всей полнотой экономической власти. Государственный сектор экономики составляет основу экономики страны и охватывает все отрасли хозяйства. Государство монопольно руководит ими, определяя в плановом порядке развитие производства и его структуру, а также распределяя произведенные материальные блага и осуществляя обмен их. Одновременно государство концентрирует в своих руках практически весь национальный доход и императивно распределяет и перераспределяет его.

Следовательно, в условиях распределительной экономики устанавливается и реализуется правовой режим сверхцентрализованной экономики с одновременным ограничением экономической свободы и самостоятельности населения. Этот режим, существовавший в Советском государстве и других странах социалистической ориентации, продемонстрировал свою неспособность обеспечить благосостояние народа и в целом свою неэффективность и нежизненность.

В условиях развития рыночной экономики вмешательство государства в экономическое развитие общества, в том числе и при помощи законов, серьезно сокращается , ограничивается. В период становления капиталистического способа производства фундаментальными принципами провозглашались свобода собственности и свобода труда. Сама же собственность объявлялась священной и неприкосновенной. Государство при такой модели экономической жизни рассматривалось не как хозяйствующий субъект, а как сила, призванная охранять существующие в обществе экономические отношения. Государству отводилась роль «ночного сторожа», а право трактовалось как независимый арбитр в конфликтных ситуациях.

С точки зрения Адама Смита - видного представителя буржуазной экономической науки и поборника либеральной экономики, основное назначение государства - обеспечивать экономическую свободу товаропроизводителей и создавать благоприятные условия для развития предпринимательства. Каждый человек, если он не нарушает законов справедливости, свободен в достижении собственных интересов и в конкуренции с другими субъектами.

Однако на более позднем этапе развития рыночной экономики теория государства - ночного сторожа перестала себя оправдывать. В начале XX века получили распространение идеи активного вторжения государства в экономические отношения, в том числе в отношения собственности, возможности ограничения частной собственности в интересах баланса публичных и частных интересов. Государство получило конституционную основу для такого вмешательства. Так, согласно ст. 42 Конституции Италии «в предусмотренных законом случаях частная собственность может быть отчуждена в общественных интересах при условии вознаграждения за убытки». В Конституции ФРГ 1949 г. закреплено: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу» (ст. 14). По Конституции Японии (ст. 29) «право собственности определяется законом, с тем чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию».

Таким образом, конституции многих государств допускают ограничение частной собственности исключительно в интересах «общего блага», «общественных интересов», при условии справедливой компенсации государством собственнику имущественных потерь, равенства всех собственников перед лицом подобных ограничений на основании и в пределах закона.

В зависимости от степени вмешательства государства в рыночные экономические процессы выделяют три группы государств (проф. Т. Н. Радько).

Первая группа характеризуется воплощением модели «социального рыночного хозяйства», т. е. рыночная экономика основывается на поддержании «социальной гармонии». Следовательно, рыночная экономика не функционирует автономно, а сознательно регулируется законами государства. При этом главная задача государственного регулирования - поддержание свободы добросовестной конкуренции. К этой группе государств относятся Австрия, Германия, Голландия, Канада, Швеция и др.

Вторую группу образуют государства, где наблюдается менее активное вмешательство государства в экономику. В целом государство всемерно поощряет предпринимательскую деятельность, особенно наиболее активных слоев населения. Однако государство одновременно вкладывает большие средства в решение социальных проблем общества для смягчения социальной напряженности. В данную группу государств входят Великобритания, Италия, США.

Третья группа - государства Юго-Восточной Азии во главе с Японией. Они придерживаются модели рыночной экономики, которая занимает промежуточное место между децентрализованным регулированием экономики и экономикой со значительным регулирующим воздействием государства. Здесь наблюдается гармоничное существование государства, бизнеса и новаций рыночной экономики.

Что касается России, то она находится на переходном этапе к рыночной экономике, и этот этап определяется самобытностью российского общества, своеобразием институтов и норм, воспринимаемых российским менталитетом, а также значительными просчетами Российского государства в реформировании экономических отношений, что выразилось в первую очередь в процессе приватизации государственного имущества. Приватизация, как известно, стала одним из каналов формирования криминального бизнеса, организованной преступности, развития коррумпированного рынка, роста «теневой» экономики.

В Российской Федерации на весь переходный период сохраняется ведущая роль государства и законодательного регулирования в обеспечении надлежащего функционирования экономической сферы. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

1) только государство как официальный представитель общества способно вырабатывать и проводить в жизнь определенную экономическую политику;

2) лишь государство обладает таким универсальным средством управления делами общества, как законодательство;

3) государству принадлежит монополия на применение легального принуждения;

4) государство аккумулирует в своих руках через бюджет средства для гарантирования национальной экономической безопасности.

Таким образом, государство способно обеспечить рост экономического потенциала страны и повышение качества жизни общества путем сглаживания негативных последствий перехода к рыночным отношениям.

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава IV. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТАТЬЯ 39. Отношения собственности в системе образования 1. За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания,

Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В

29 СОЛИДАРИСТСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО Солидаризм как политико-правовое учение возникло благодаря Огюсту Конту. Для соли-даризма характерно неприятие идей о существовании субъективных прав, дестабилизирующих общество. Центральным понятием солидаризма

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Общая теория права. Том I автора Алексеев Сергей Сергеевич

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 1. Право - часть надстройки над экономическим базисом классового общества.2. Положение права в системе надстройки.3. Право и государство.4. Право в политической системе

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

17. Взгляды Сократа на право и государство Взгляды Сократа (469–399 до н. э.) нам известны из сочинений другого философа - Платона. Идеалом Сократа была аристократия знающих, то есть государство, власть в котором принадлежит мудрецам. Рассматривая известные ему

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

41. Воззрения Макиавелли на право и государство Макиавелли считал образцом государства античную республику (Афины или Рим), целью нормального государства он видел обеспечение благ свободы, чтобы каждый человек свободно пользовался своим имуществом, не страшился за жен и

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

83. Взгляды А. Гамильтона на государство и право Александр Гамильтон (1757–1804) был одним из наиболее видных политических деятелей периода образования США. Его теоретические воззрения и практическая деятельность оказали большое влияние на содержание Конституции США

Из книги Избранные труды по гражданскому праву автора Басин Юрий Григорьевич

85. Взгляды И. Бентама на право и государство Иеремия Бентам (1748–1832) отвергая теории естественного права и общественного договора, разработал теорию утилитаризма Он считал, что природа подчинила человека власти удовольствия и страдания, которым люди обязаны всеми своими

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

§ 7. Человек, государство и право В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развивать и проявлять свои способности и дарования, ибо человек – высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. В

Из книги Право – язык и масштаб свободы автора Ромашов Роман Анатольевич

Из книги автора

Из книги автора

Государство и частное право В двух различных категориях правоотношений – публичных и частных – государство в лице своих органов выступает в качестве основного активного участника публичных отношений. Как известно, для таких юридических отношений характерна

Из книги автора

Из книги автора

3.5. Право, анархия, преступление и государство Вспоминая известный слоган «анархия – мать порядка», следует добавить: диктатура – его отец. Существует мнение, что анархические движения возникали как реакция на политические режимы, игнорирующие требования маргинальных

Следует отметить, что экономическая свобода не является точным и объективным показателем роста благосостояния. В этом, да и других подобных рейтингах всегда присутствует и политическая составляющая. Например, отнесенная к "преимущественно несвободным" экономика Китая на протяжении ряда лет демонстрирует устойчивый ежегодный рост ВВП 9 - 10%, а "свободная экономика" США - только 4%. В то же время бедная Грузия (777 долл. ВВП на душу населения) занимает 68 место, а Россия (2138 долл.) и Венесуэла (4009 долл.) - на 122 и 152 местах соответственно. В нижеприведенной таблице отражен рейтинг экономической свободы стран СНГ за 2005 г., составленный американским аналитическим центром Heritage Foundation.

Создание особой экономической зоны (промышленно-производственная зона "Казинка") на территории Липецкой области по значимости и масштабам ее губернатор Королев О.П. сравнил со ставшим историческим решением о строительстве первостепенного в 30-е годы XX столетия для всей страны Новолипецкого металлургического комбината. Успешная реализация этого проекта позволит разместить в ней производства стоимостью не менее 200 млрд. руб. На этой территории смогут работать от 15 до 20 крупных заводов. Предполагается участие более 50 резидентов, в том числе и крупнейших фирм США, Германии, Франции, Канады и Австрии. Создадутся 12 - 13 тыс. новых рабочих мест. Реализация этого проекта позволит привлечь более 21,5 млрд. руб. инвестиций в экономику области. Более эффективно будут решаться вопросы социально-экономического развития области.

В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата , к возникновению теневой экономики.

Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т.д. Но теневой стороной подобных "достижений" становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека , пренебрежительное отношение к экологии и др.

Одной из центральных и наиболее постоянных дискуссионных проблем экономической теории и экономической политики продолжает оставаться вопрос о роли государства в стимулировании экономических отношений. Доминирующие взгляды по этой имеющей большое практическое значение для развития любого общества проблеме неоднократно менялись. Соответственно подвергалась радикальным изменениям и стратегия развивающихся стран.

Например, исследователи японского экономического чуда выделяют четыре фазы японской промышленной политики: восстановление внутреннего производства (50-е годы); быстрое увеличение экспортной продукции (60-е годы); развитие высокотехнологических производств (70-е годы); развитие инновационных процессов (80-е годы). По схожему сценарию строили экономическую политику и другие государства: Южная Корея, Тайвань, Испания, Франция.

Успешное решение последовательно расположенных задач позволило увеличить японский душевой ВВП с 20% (1950 г.) по отношению к американскому показателю до 66% к середине 80-х годов XX столетия. Сегодняшний российский душевой ВВП по отношению к американскому составляет около 25%.

Результаты проведенных исследователями экономических расчетов по данным о более 100 странах за период, равный 25 годам, свидетельствуют о следующем. Для обеспечения быстрого роста экономики государство должно следовать весьма сложной стратегии, постоянно выбирая политику, адекватную стадии модернизации. Своевременно изменять ее при переходе от одной стадии к другой.

Далеко не всем государствам удалось успешно решить поставленные задачи. Для развивающихся стран наиболее характерными ошибками были: ошибка инерции и ошибка преждевременного перехода к следующей стадии. Россия, по мнению специалистов, также допускает ошибки. Не до конца решив задачи первой и второй стадий, она уже стремится проводить экономическую политику, характерную для третьей и четвертой стадий.

Весьма распространенным инструментом государства по повышению своей конкурентоспособности в различных отраслях становится кластерная политика. Ее автором считается профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. Кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других структур, предназначенных дополнять друг друга и усиливать конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом. Например, в экономике США 32% занятости населения обеспечивают кластеры, а в Швеции - 39%.

Кластерная политика в отдельно взятой стране зависит от специфики экономической политики, проводимой государством. Либеральная кластерная политика характерна для стран, проводящих либеральную экономическую политику, отдавая предпочтение рынку (США, Великобритания, Австралия, Канада). Дирижистская кластерная политика характерна для стран, в которых органы государственной власти играют активную роль в регулировании экономических процессов (Франция, Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия, Словения). Кластеры могут развиваться и по инициативе региональных властей. Это уже наблюдается и на примерах субъектов Российской Федерации .

Принципиальными отличиями между либеральной и дирижистской кластерной политикой являются следующие:

  1. В определении приоритетов дирижисты на государственном уровне выбирают отраслевые и региональные приоритеты и те кластеры, которые намерены развивать. Либеральные ограничиваются развитием тех кластеров, которые сформированы рынком.
  2. Дирижисты целенаправленно создают инфраструктуру для приоритетных кластеров, а либеральные крайне редко участвуют в этом процессе.
  3. Дирижисты самостоятельно выбирают регион для создания кластера, а также определяют объем его финансирования. Либералы создают систему стимулов для заинтересованности региональных властей, на которых возлагается вся ответственность за эффективность создаваемого кластера.

Особенностями развития кластеров в экономике современной России является ограниченность финансовых ресурсов регионов; административные ограничения со стороны федеральных органов государственной власти ; географические масштабы страны.

Советская социалистическая модель государственного управления экономикой

Для советской социалистической модели правового регулирования экономики и государственного управления ею было характерно:

  • практически полное отрицание каких-либо иных форм собственности на средства производства и продукт труда, кроме государственной или находящейся под доминирующим воздействием государства ;
  • гиперцентрализация управления экономикой и, отсюда, во многом бесправие, безынициативность, материальная, а нередко и юридическая, безответственность хозяйствующих субъектов;
  • ущербность экономического стимулирования высокопроизводительного общественного и индивидуального труда в почти сплошь огосударствленной экономике; как правило, незаинтересованность в конкурентоспособной продукции;
  • заидеологизированность экономики и управления ею, фальсификация экономической информации;
  • ведомственный и территориальный эгоизм субъектов управления экономикой;
  • хаотичность массива нормативных правовых актов (в своем подавляющем большинстве подзаконных и ведомственных) в сфере экономики.

Жесткая централизация экономики в СССР была эффективна в периоды функционирования общества и государства в чрезвычайном режиме. Это хорошо продемонстрировали Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. и период послевоенного восстановления народного хозяйства, а также ряд других ситуаций, когда государству приходилось решать задачи "на выживание" или реализовывать крупномасштабные, дорогостоящие многофакторные проекты.

Следует отметить, что централизация не только экономики, но и государственного управления в целом является отличительной чертой периода действия особых правовых режимов, носящих в обязательном порядке временный характер (чрезвычайное положение , военное положение , период гражданской войны, военное время и т.д.).

Распад мировой социалистической системы повлек за собой переход бывших социалистических государств на капиталистический путь развития и формирование рыночных отношений. В этих условиях по-разному стала трактоваться роль государства. Эти государства выходили из социализма тремя путями.

Страны Восточной Азии (главным образом Китай и Вьетнам) приступили к строительству капитализма с сельского хозяйства, постепенно перейдя на промышленность и сферу услуг. На протяжении двух десятилетий в этих государствах частная собственность признавалась наравне с другими формами государственной собственности . Китайская экономика достаточно автономна от влияния мировой экономики. Перспективное планирование экономических отношений в Китае, как и в Белоруссии, продолжает осуществляться на основе пятилетних планов.

В марте 2006 г. на очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей, являющегося высшим законодательным органом КНР, был принят очередной 11-й пятилетний план на 2006 - 2010 гг. В эти же сроки в Белоруссии также была принята очередная программа социально-экономического развития страны на 2006 - 2010 гг. В составе СССР Белоруссия была дотационной (1 млрд. долл.) республикой . Сейчас темпы роста ВВП в ней одни из самых высоких среди стран - членов СНГ.

В ряде государств Восточной Европы (и прежде всего в России) капитализм строился "сверху". В результате ваучерной приватизации произошло перераспределение бывшей государственной собственности в частную собственность. Экономика стран этого региона в меньшей степени зависит от иностранного капитала .

В Центральной Европе новые экономические отношения были построены с непосредственным участием иностранного капитала. Ключевую роль в приватизационном процессе сыграли иностранные инвесторы и прежде всего транснациональные корпорации. Основным механизмом, предназначенным координировать экономические системы в них, выступает рынок . Эти страны более открыты влиянию международных экономических сил и транснационального капитала. В них создана достаточно стабильная многопартийная демократия.

Западная либеральная модель государственного воздействия на экономику

Современные позиции по этому вопросу наиболее полно выразил австрийский экономист Хайек, - его рекомендации, судя по всему, оказали воздействие и на современные российские подходы к проблеме государственных воздействий на экономику . Вот основные из них:

  • рыночное саморегулирование экономики предпочтительнее государственных властных воздействий;
  • личность должна быть свободной, а в основе этой свободы лежит частная собственность ;
  • свобода политическая - условие свободы экономической и наоборот;
  • либерализм - непреходящая и фундаментальная ценность;
  • без принуждения в экономике, как и вообще, не обойтись, но его должен быть лишь необходимый минимум;
  • главное - создание условий для инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов и никакого (по общему правилу) централизованного планирования ;
  • за конкуренцию , но в строгих юридических рамках; в стране должно быть добротное антимонопольное и антидемпинговое законодательство;
  • государство устанавливает лишь общие правила и обеспечивает социальную инфраструктуру.

На степень эффективности взаимоотношений определенное воздействие оказывает этика поведения участников, а также роль и место религии в обществе . Согласно общепринятой концепции Макса Вебера появление протестантской этики стало причиной возникновения капитализма и последующего экономического прогресса в Европе. Экономический подъем в странах Восточной Азии связывают с господствующей конфуцианской этикой, основанной на принципах коллективизма.

Этика исламской религии запрещает все сделки с целью обогащения (с процентами). Именно эти обстоятельства объясняют экономическое отставание мусульманских государств. В то же время исследователи полагают, что эти государства не смогли своевременно отреагировать на процесс глобализации и обострение конкурентной борьбы. На уровень благосостояния населения повлиял и демографический взрыв. Например, население стран Ближнего Востока и Северной Африки с 1975 по 2002 г. возросло в два раза - с 214 до 423 млн. человек . ВВП стран этих регионов в 2004 г. составил 1,7 трлн. долл., что сопоставимо с суммарным ВВП России и Украины. Валовый национальный доход на душу населения в странах Ближневосточного региона в 2004 г. составил около 2 тыс. долл. Соответственно в России этот показатель составлял 3,4 тыс. долл., а в странах еврозоны - 28 тыс. долл.

В последние годы финансисты государств, где господствующей (государственной) религией является ислам, совместно с юристами разработали законодательство и соответствующие механизмы его реализации, позволяющее развивать экономические отношения, не нарушая нормы ислама. К ним следует отнести такие понятия, как мудараба - замена кредита ; сукук - исламские облигации; мушарака - замена банковского вклада на долевое участие. Процесс адаптации ислама к современной экономике носит постоянный характер.

Этические нормы лежат и в основе антидемпингового законодательства, разрабатываемого не только отдельными государствами, но и специализированными международными организациями. Их предписания распространяют свое действие на страны, являющиеся членами этих организаций. Например, в 2005 г. было инициировано 178 расследований (рекордным является 2001 г. - 335 разбирательств) в отношении государств, из них: 33 - против Китая; 9 - против США и 5 - против России.

Общие понятия конституционного строя

Экономическая основа конституционного строя государства основана на становлении социально-рыночных отношений, в рамках которого производство и распределение всех благ происходит посредством рыночных отношений. Участники экономической системы, то есть все субъекты хозяйственной деятельности - конкурируют между собой.

Органы власти поддерживают такую конкуренцию , принимая все необходимые меры по предотвращению монопольных действий, а также осуществляя контроль всех экономических процессов.

Определение 1

Конституционный институт экономических систем представляет сформированную группу конституционных норм и правил, которые регулируют все экономические процессы в государстве.

Основные принципы конституционно-правовых норм

К основным принципам правовых норм экономической системы относят:

  1. Единство экономического пространства.
  2. Свободное перемещение произведенных товаров, предметов, услуг.
  3. Поддержка здоровой конкуренции между хозяйствующими субъектами.
  4. Свобода выбора экономической деятельности.

Для экономической системы России характерно множество форм собственности. Правовое регулирование отношений между собственниками осуществляется рядом законодательных актов и главное место принадлежит конституционным нормам. Именно данные нормы служат основой для всего правового регулирования отношений собственности в государстве. Правовое регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Основано такое регулирование на юридически утвержденной форме собственности.

В России существуют следующие формы собственности:

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная;
  • коллективная.

Так, можно сделать вывод, что правовая основа экономической системы должна содержать:

  1. Цели, которые можно будет достичь.
  2. Инструменты, которые помогут достичь поставленных целей.
  3. Принципы, которые помогут определить эффективность используемых инструментов.
  4. Социальные аспекты, которые могут быть связаны с условиями труда, защитой окружающей среды, торговли и т.д.

Правовые аспекты экономической системы

Правовое регулирование экономической системы включает в себя:

  1. Единое экономическое пространство на всей территории России.
  2. Конституционное право запрещает устанавливать таможенные границы, ввозные пошлины и сборы, которые могли бы препятствовать свободному обращению товаров.
  3. Ограничения, которые касаются свободного перемещения товаров и услуг, могут вводиться только на государственном уровне, и только в определенных случаях.
  4. Единое экономическое пространство должно включать в себя общие порядки системы налогообложения.

В условиях рыночной экономики государство выполняет следующие функции:

  • обеспечивает благоприятные условия для увеличения объемов производства;
  • способствует росту конкурентоспособности национального товаропроизводителя;
  • обеспечивает равные условия для всех участников хозяйственной деятельности;
  • ликвидирует последствия макроэкономической нестабильности;
  • способствует развитию отдельных регионов;
  • способствует равномерному распределению доходов.

Экономическая система России основана на регулировании норм правовой системы общественных отношений, которые возникают между различными субъектами, по утверждению и закреплению форм собственности.

Концепции «информационного общества» разрабатывали … Д.Белл, Э. Тоффлер

К признакам правового государства относятся - реальное гарантирование основных прав и свобод.

Каким нормативно-правовым актом регулируется социальное партнерство в РФ? на основе Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» и других

Какое специализированное учреждение ООН занимается вопросами регулирования трудовых от-

ношений? нормативных правовых актов. ТК РФ Международная организация труда (МОТ)

Кого относят к субъектам социального партнерства ? работников, работодателей и государство.

Какие основные модели социального партнёрства можно выделить по степени и форме участия работников в управлении предприятием? представительскую, прямой представительской демократии, плюралистическую.

Какие есть основные формы социального диалога? Соц. диалог осуществляется между сторонами соц. диалога соответствующего уровня в формах: обмена информацией; консультаций; согласительных процедур; коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений.

Какая модель социального партнерство в зависимости от количества участвующих сторон,используется в РФ? В зависимости от количества участников соглашения могут быть 2-х и 3-х и многосторонними.

Кто является участниками соглашения на федеральном уровне в РФ? трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Р.Ф.

Какие основные виды соглашений, заключаемых в рамках социального партнерства, используются в РФ? В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое),территориальное и др.соглашения.

Каковы основные формы социального партнерства в РФ? В ведении коллективных переговоров по подготовке проектов КД соглашений и заключению КД, взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Кто может представлять интересы сторон в переговорном процессе в РФ? Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа...

Какие элементы включает в себя российская система и модель социального партнерства? Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: цели, задачи, принципы, стороны, уровни, формы и механизмы функционирования.

Кого охватывает система обязательного социального страхования ? всех членов общества;

Какой из базовых институтов социальной защиты построен на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности трудозанятого населения и работодателей ? Социальное страхование

Каковы виды социальных страховых рисков в соответствии с законом? 1. необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каковы основные виды обязательного социального страхования в РФ? Каждому виду соц. страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного соц.страхования являются: 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2) пенсия по старости; 3) по инвалидности; 4) по случаю потери кормильца; 5) пособие по временной нетрудоспособности; 6) пособие в связи с трудовым увечьем и проф. заболеванием; 7) пособие по беременности и родам; 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5лет; 9) по безработице; 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 11) единовременное пособие при рождении ребенка; 12) пособие на санаторно-курортное лечение; 13) соц.пособие на погребение; 14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Какие основные формы соц. страхования существуют в РФ. обязательное и добровольное

Какие виды пенсий предусмотрены действующим пенсионным законодательством РФ ? Пенсия за выслугу лет; по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца; Социальная пенсия.

К чему относится определение: Система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка или иного дохода, получаемого ими до достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности или потери кормильца? пенсионное страхование

Каковы источники формирования средств Пенсионного фонда РФ ? страховые взносы; средства федерального бюджета; суммы пеней и иных финансовых санкций; доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости; средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата; иных источников, не запрещенных законодательством Р. Ф.

Какие федеральным фонды социального страхования созданы в РФ? Фонд соц. страхования РФ Внебюджетные фонды РФ

Каковы основные тенденции в изменении соц.государства на современном этапе? снижение роли государства в соц. политике и рост активности других субъектов (бизнеса и др.) стимулирование граждан к профессиональной самореализации

Какие основные идеи составляют идейно-мировоззренческую основу современного соц.государства? свобода,справедливость,солидарность

Какая модель соц. государства обеспечивает высокий уровень бюджетных расходов на соц.нужды общества? общественная, Это – перераспределительная модель соц. политики. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно, в данном случае, берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан.

Каковы основные разновидности «государства благосостояния» (по Т. Маршаллу, К. Эспин-Андерсону, Т. Тилтону, Н. Фернису)? Маршалл - государство как особенное сочетание демократии, благосостояния и капитализма. Т. Тилтон и Н. Фернис: позитивное государство соц. защиты (англо-американская и англо-саксонская модели), государство соц. безопасности (государство соц. защищенности, государство соц. защиты), соц.государство всеобщего благосостояния (государство всеобщего благосостояния, Соц. государство всеобщего благоденствия); К. Эспин-Андерсон критериями типологии соц. государства предлагает изменения в системах стратификации, степень расширения соц.прав и общественно-частная организация соц. обеспечения; он выделяет либеральный, консервативно-корпоративистский и социал-демократический (универсальный, скандинавский) типы

Какой элемент соц.структуры общества, составляет, по мнению многих специалистов, соц.фундамент соц.государства? средний класс

Какие модели социального государства выделяются на основе их политической природы ? Скандинавская (социал-демократическая) Континентально-европейская (смешанная) Англо-саксонская (либеральная)

Корпоративная модель социального государства предусматривает создание условий, активизирующих участие в социальной деятельности государства бизнес-структур, а также проведение ими эффективной социальной политики по отношению к работникам и местному сообществу.

Кто первым в истории разработал проект идеального государства ? Платон

Кто первым использовал термин «социальное государство» в середине 19 в.? Л. Фон Штайн

Каковы основные этапы развития соц. государства и почему 1-й этап в истории развития соц.государства (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) в литературе именуется как социалистический?

1)- с 50-х г.19в. до 30-х г.20в.- социалистический. переход от "полицейского" государства, "государства общественного договора", "государства как высшей формы власти" к государству,осуществляющему соц. функции. 2) становления соц. государства, длившийся с 30-х до конца 40-х г.XX в30 3)(40-е - 60-е г.20в.) 4) период с начала 60-х и до середины 80-х г.20в. 5)развития соц.государства (с начала 80-х до середины 90-х г.ХХ в.) можно обозначить как период деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия.

Каковы предпосылки, в наибольшей степени, способствующие социальной ориентации государства и становлению социального государства. 1.Наличие достаточно широкой экономической и соц. базы общества. 2.Ускоренное развитие общества на основе научно-технического и соц. прогресса. 3.Всемерное развитие демократии, в том числе на производстве (экономическая демократия), форм общественного самоуправления, активизация участия граждан в государственной жизни. 4.Усиление законности, расширение реальных прав и свобод человека в сочетании с его ответственностью перед обществом и государством.

Каковы принципы социального государства? Принцип справедливости – недопущение значительного имущественного и социального расслоения между людьми. солидарности – практическое выражение сострадания к жертвам несправедливости, т. е. всемерную помощь и поддержку обиженным. социальной защиты – гарантии экономической и иной обеспеченности каждому гражданину страны.

Каковы признаки социального государства? Поддержка соц. незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов); Охрана труда и здоровья людей; Поддержка семьи, материнства, детства; Устранение соц.неравенства путем перераспределения доходов; Поощрение благотворительной деятельности; Финансовая поддержка образовательных и культурных программ; Борьба с безработицей.

Лонгитюдное исследование – это вид исследования при котором ведется длительное пе-риодическое наблюдение над одними и теми же лицами или социальными объектами по определенной программе.

Легитимация власти -обоснование законности, правомерности существования существующей политической власти в глазах населения в первую очередь на основе общепринятых в обществе моральных представлений

Либеральная модель соц. - государство отвечает лишь за сохранение минимальных доходов людей и адресную поддержку социально уязвимых слоев населения, предполагаетминимальные гарантии государства населению и стимулирование частной инициативы

Метод включенного наблюдения это когда наблюдатель лично участвует в процессе. Методы социологических исследований включают – способы построения и обоснования соц. Знаний. Методы обработки и анализа данных включают методы : факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный, ранжирование, шкалирова-ние, индексирование и т.д. Метод системного анализа это Метод тестирования применяется для исследования интеллекта и достижения личности. Метод системного анализа в соц. управления – способ изучения объектов в процессе их взаимодействия. Методы социологических исследований включают в себя: методы сбора информации, обработки и анализа данных, методы построения теории Малые группы рассматриваются как самостоятельные субъекты общественных отношений на уровне первичной социальности или первичной социальной структуры как социальная микросреда личности.

Межличностные отношения – соц. отношения, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемые людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения

Межличностные отношения – соц.отношения, возникающие в процессе совместной деятельности, общения. Междисциплинарный характер в теории соц. управления объясняется объединение некоторых отраслей научным знанием.

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически дли-тельные процессы. Макросоциологическая ориентация в системе управления господствовала до конца 20-х го-дов 20 века. Метасоциология исследует обоснование методов и логики построения социологических знаний. Микросоциология исследует малые соц.структуры, группы и непосредственные межличностные отношения.

Многомерная стратификация – это вычленение соц. слоев или групп, осуществляемых на основе нескольких критериев.

Минимальные государственные соц. стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах (за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов) гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Модели соц. государства различаются механизмами реализации принципов социального государства.

Модели социального общежития – соц. Конфликт,социальное партнерство, социальное отчуждение

Миссия соц. политики, характерная для эпохи светского тоталитарного государства - массовая социальная селекция для обеспечения тотального повиновения

Миссия соц. политики, характерная для эпохи светского демократического государства социальная селекция, ориентированная на нужды индустриального воспроизводства финансово-экономического капитала

Миссия соц. политики, характерная для эпохи древних мифо-династических государств утверждение родства социальной и небесной иерархии мироздания

Миссия соц. политики, характерная для религиозно-династического государства утверждение веры в Бога и праведной земной жизни верующего ради обретения им вечной жизни.

Минимальное участие государства в социальной политике Англо-саксонская (либеральная)

Международный этический и гуманистический союз (МГЭС) основан в году. 1952

На чем основано соц. государство у Платона? Соц. государство у Платона основано на власти политиков-философов, обеспечивается справедливым трудом всех сословий, а наилучшее устройство общества предполагает также общность имущества, жён и детей

На каких принципах строится соц.политика в сфере доходов населения? Адресная помощь Социальная политика есть система мер государства, направленных на смягчение неравенства в распределении доходов, урегулирование противоречий между участниками рыночной экономики. На взаимопроникновении каких двух идей основано соц. правовое государство как особый исторический вид соц.государства? Постоянное взаимопроникновение и взаимное отталкивание правового начала и социального, т.е. по существу капиталистических и социалистических элементов. На раскрытие общих черт и особенностей развития соц.систем ориентирует сравнительный метод исследования. Научная теория соц. управления стала развиваться на основе изучения исторического опыта управления. Наиболее тесно социолог. управления связана с такими науками как соц.менеджмент и соц.организации Наука об обществе как целостном соц. организме о соц. общностях, о соц. процессах соц.организации, о взаимодействии личности и общества, о закономерностях соц. поведения людей – это социология. правовой нигилизм населения; Наиболее существенными недостатками правовой основы российского государства можно считать правовой нигилизм населения; Нормативное разделение ответственности за соц политику между государством, бизнесом и гражданами в РФ состоит в том, что государство оставляет за собой минимальные и равные гарантии соц. поддержки (минимальные зарплаты, минимальные пенсии, минимальная продовольственная корзина), а остальные – передаёт другим субъектам Негосударственное пенсионное обеспечение - пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами за счет страховых взносов страхователей с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая. На какие категории членов общества распространяется ответственность социального государства? Государство гарантирует всем гражданам равенство социальных условий, равные социальные права Обязанностью, какого социального института является организация социального страхования? социальный институт, стратификации, Отношение людей друг к другу, складывающее в исторически определенных, общественных– соц.отношения.Отношение между соц. субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий и становления развития личности, удовлетворение потребностей – соц.отношения.

Оказание в денежной и/или натуральной форме, адресной помощи безработным и/или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми, предоставляемой с учетом законодательно установленных гарантий по соц.обеспечению? Социальная помощь, социальная поддержка

Общественное настроение – это социально-психологическое явление, которое выражается в определенном состоянии групп, в определенный период времени и накладывающий отпечаток на их поведение.

Объектом изучения теории соц.управления является роль человека в механизме управления

Органическая теория общества основана Г.Спенсером

Отраслевая социология – это совокупность отраслей социальной науки, изучающих соци-альные явления, системы и процессы в отдельных сферах общественной жизни.

Обязательное социальное страхование - один из базовых институтов социальной защиты, построенный на принципах солидарной взаимопомощи и ответственности занятого населения и работодателей и имеющий целью компенсацию социальных рисков утраты или заработков или значительных дополнительных расходов вследствие утраты места работы, болезни, несчастного случая, утраты трудоспособности в связи со старостью, а также получение гражданами медицинской и реабилитационной помощи, санаторно-курортного лечения. Социальное страхование выполняет функцию воспроизводства рабочей силы в ситуациях наступления социальных рисков.

Органы гос. власти современной России содействуют осуществлению материальной обеспеченности человека - руководствуясь минимальными государственными стандартами.

Один из наиболее известных принципов социализма «от каждого по его способностям, каждому – по его труду» сформулировал … А. Сен-Симон

Определение человека как политического животного дал Аристотель

Основная проблема с переходом предпринимателей в «средний класс » состоит вотсутствии стимулов к развитию социальной (публичной) ответственности

Основные идеи, составляющие идейно-мировоззренческую основу современного социального государства свобода,справедливость, солидарность

Ограничения публичной этнокультурной идентичности и терроризм характерны для Светских демократических

Органы, гос.власти современной России, содействуют осуществлению материальной обеспеченности человека руководствуясь минимальными государственными стандартами.

Основные акторы соц. активности, направленной на обеспечение прав человека - институты государства и институты гражданского общества

Основные тенденции в изменении соц. Государства снижение роли государства в соц.политике и рост активности других субъектов (бизнеса и др.)стимулирование граждан к профессиональной самореализации

Основная и активная роль государства в соц. поддержке населения Скандинавская (социал-демократическая)

Официальная соц. политика в период 1990-х в Р. Ф. была связана со снижением участия государства и средств госбюджета в обеспечении социальных программ и созданием нового класса собственников

Основными формами участия работников в управлении организацией являются: учет мнения представительных органов работников в техили иных регламентированных случаях; проведение консультаций с данными органами по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащихнормы трудового права; предоставление работодателем информации по вопросам,непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем работы организации, проблемее улучшения; участие в разработке и реализации коллективных договоров; иные формы, предусмотренные в организации.

Основные функции социальной политики - противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, предотвращение массовой бедности населения, сдерживание процесса имущественного расслоения на очень бедных и очень богатых; минимизация отрицательных последствий массовой безработицы; целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Патернализм - (от лат. pater - отец, patemus - отцовский) идеология, политика и практика благотворительности, «отцовской заботы», осуществляемая: 1) государством по отношению к своим гражданам; 2) администрацией фирм, корпораций, учреждений к своим работникам и др. организациям; 3) одной страной по отношению к другой и т.д.

Пенсионная система - совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление материального обеспечения в виде пенсии гражданам при достижении ими установленного законом возраста, наступлении инвалидности, утрате кормильца, а также по другим основаниям, определенным законодательством Российской Федерации.

Под «экономической демократией» понимается право работников делегировать своих представителей в органы управления предприятием;

Приоритетами государственной социальной политики следует считать обеспечение роста денежных доходов населения;

Процедурами реализации специфического метода в социологии управления являются генетические, оргструктурные, социотехнические, коммуникационные.

Программа социологического исследования- это определение проблемы, обзор литературы, выбор гипотезы, разработка проекта, проведение самого исследования, интерпретация результата, написание отчета.

Профиль стратификации – это распределение страт по всему социальному пространству, соотношению численности социальных страт. Под понятием «социальная система» подразумевают объединение людей.

Понятие «социальное управление» включает в себя целенаправленную деятельность людей

Понятие «механизм социального управления» включает в себя принципы и формы соц.управления.

Под системой, выделяемой в системе управления: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития системы управления

Предметом социологии управления является отношение управления и процессы их институционализации.

Предпосылками развития социологии управления явилась потребность в многоуровневом

Политическая демократия предусматривает формирование властных структур путем свободного волеизъявления граждан в условиях политического плюрализма и общественного контроля за деятельностью властных структур, обеспечивает политическое и правовое равноправие всех граждан и их объединений, сочетание решений большинства с обеспечением интересов меньшинства.

Правовое государство - особая организация публичной политической власти, основанная на праве и законе, реализуемая преимущественно в правовых формах и пределах, ограниченных правами (законом). Правовое государство провозглашает основные права и свободы человека и гарантирует их реальное осуществление.

Правовая основа социального государства - совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства.

Признаки социального государства - это совокупность важнейших качественных характеристик социального государства, позволяющих отличать социальное государство от иных государственных образований. К числу этих признаков относят: ответственность государства за уровень личного благосостояния каждого члена общества, соблюдение прав и свобод человека, наличие государственной системы социальной защиты и социального обеспечения, ответственность государства за развитие демократических основ общественной жизни, создание условий для эффективной деятельности гражданского общества и др.

Приоритетной задачей современного этапа становления в России соц. государства является : сглаживание социального неравенства в обществе;

Принципы социального государства - это система важнейших положений, лежащих в основе деятельности социального государства. К числу этих принципов относят: экономическую свободу человека; доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, государственное регулирование рыночных отношений; становление эффективного социального рыночного хозяйства, социальную справедливость, социальную солидарность, гендерное равенство мужчин и женщин; участие граждан в управлении государственными и общественными делами и участие работников в управлении производством.