Вопросы, связанные с оплатой коммунальных услуг, всегда актуальны. По причине отсутствия времени мы привыкли отдавать свои деньги за тепло, воду и свет «не глядя». Времени на разборки нет, зато есть управляющие компании, ТСЖ, которые точно знают, что и как нужно делать. Многие жители МКД свято верят в то, что нет смысла «перечить» местным органам самоуправления и управляющим организациям. Подавляющее большинство потребителей считают, что в любом случае, управляющие компании или ТСЖ контролируются органами государственного, жилищного надзора, которые для этого созданы, – поэтому и нет смысла в «лишних движениях», тем более «войнах».
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему некоторые платят за отопление в многоквартирных домах равномерно в течение года, а другие – отдают деньги только в отопительный сезон? Почему так происходит и кто выбирает способ оплаты?
На самом деле это не управляющие компании и даже не ТСЖ диктуют, каким образом платить за отопление. Действующее жилищное законодательство допускает два способа оплаты:
– только в отопительный период
– в течение календарного года равномерными суммами
Необходимо уточнить, что общая сумма за год, независимо от способа оплаты, одинакова. Чтобы наглядно убедиться в законности такого порядка, нужно обратиться к конкретным законам. В данном случае это Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года, №354. Здесь показательным выступает пункт № 42, в котором четко оговаривается, что способ оплаты коммунальной услуги определяет орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Многие считают, что органы государственной власти не являются единственными лицами, которые могут определять правила оплаты за тепло, газ или электричество. Однако в действительности органы госвласти – это единственные регуляторы в отношении выбора способа оплаты за отопление.
Окончательным подтверждением этого факта выступает Постановление Правительства от 26 июня 2016 года № 603:
«2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение 5 рабочих дней со дня его принятия».
Существует два варианта оплаты услуг отопления:
Оплата услуг отопления по ставкам, установленным органом регулирования (руб./кв.м), взимается в течение всего года равными долями, поскольку ставки рассчитаны исходя из действующих на соответствующий период времени тарифов и нормативов потребления тепла с учетом неравномерного распределения расхода тепловой энергии по месяцам в течение года, т.е. с учетом того факта, что летом отопление отключено;
Оплата услуг отопления при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии (руб./Гкал) взимается в отопительный период в соответствии с фактическим потреблением тепловой энергии по тарифам, установленным органом регулирования.
Выбор варианта оплаты зависит от условий договора между управляющей и теплоснабжающей организациями, решения правления ТСЖ, ЖСК, технической возможности установки прибора учета тепловой энергии на цели отопления и других факторов.
Из года в год в нашей стране растут тарифы на коммунальные услуги, и многим семьям приходится тщательно планировать свой бюджет, чтобы в срок и в полном объёме производить необходимые выплаты.
Особенно высокой такая нагрузка становится в сезон отопления, когда к прочим квитанциям за услуги добавляются платёжки за тепло, в которых стоят немалые цифры.
Расчет необходимой платы за отопление напрямую зависит от того, оборудован ли дом и квартира счётчиками, контролирующими потребление тепла.
Если общий для всего дома счётчик, который фиксирует расход тепла отсутствует, то учёт его потребления рассчитывается с использованием следующих показателей.
Сумма, подлежащее оплате за отопление, получается в результате перемножения трёх приведенных выше показателей. Однако этот способ имеет существенный недостаток: при таком начислении сумма выплат никак не зависит от реально потреблённого количества тепла, поэтому от его использования постепенно уходят, проводя оборудование многоквартирных домов общедомовыми счётчиками.
Наличие общего счётчика - наиболее распространенный вариант учёта потребления тепла квартирами дома. Это связано с тем, что индивидуальные приборы учёта отопления установить в ранее построенные квартиры будет сложно - давно проложенные коммуникации не позволяют этого сделать, - а вот смонтировать общий счётчик на входе теплоносителя в отопительную систему дома вполне возможно.
Для определения суммы средств, которую обладатель квартиры должен будет внести за отопление, используются следующие параметры.
Если квартира оборудована индивидуальными приборами учёта, то владелец заплатит за отопление ровно столько, сколько потребит. Данный вариант учёта потребления тепла в домах с большим количеством квартир полноценно работает в том случае, если они полностью оборудованы приборами индивидуального учёта отопления. Отсутствие счётчиков допускается не более чем в 5% квартир.
В этом случае расчёт сумм, которые следует уплатить за отопление производится следующим образом. За основу берется потреблённое тепло, которое показал установленный в квартире счётчик. Получившаяся цифра умножается на тариф за отопление, устанавливаемый местными органами власти и периодически изменяемый. Кроме того, сюда добавляется сумма средств, которые платятся за обогрев помещений общего пользования (подъездов, лестничных площадок и т.д.). Для этого из общего количества тепла - его покажет общий счётчик - вычитаются показания индивидуальных приборов, установленных в квартирах, а остаток равномерно распределяется между жильцами для последующей оплаты.
Однако на сегодняшний день счётчики учёта поступающего в жильё тепла, устанавливаемые непосредственно в квартирах, ещё не слишком распространены, хотя в большинстве новостроек уже монтируются именно они.
На практике применяются два варианта оплаты услуги по отоплению жилья, и любой гражданин может воспользоваться тем из них, который его больше устраивает. Большинство жильцов платят за отопление круглый год, и в этом есть одно преимущество: сумма средств за потреблённое за год тепло делится на двенадцать равных частей, и владелец квартиры их ежемесячно выплачивает.
Однако можно пойти и по другому пути, и положенную плату вносить только тогда, когда оно реально включено и батареи в квартире горячие. Для того чтобы осуществлять оплату таким образом, следует в индивидуальном порядке заключить договор с поставщиком тепла, в котором должны быть прописаны все нюансы этого процесса. Кроме того, следует приготовиться к солидным дополнительным нагрузкам на семейный бюджет, так как в отопительный сезон при такой форме оплаты они возрастут примерно на две третьи от тех сумм, которые приходится выплачивать летом.
Реально же снизить затраты на оплату тепла можно следующим образом.
Благодаря таким нехитрым мерам можно существенно сэкономить тепло, и, соответственно, сократить затраты на отопление.
В некоторых случаях жильцы, пользующиеся услугами централизованного отопления, могут подавать на его перерасчёт. Такое право за ними закрепляет Постановление Правительства № 354 от 06.05.2011, регламентирующее поставку коммунальных услуг в дома с большим количеством квартир.
Согласно указанному нормативному акту, жильцы таких домов имеют право ходатайствовать о перерасчёте оплаты отопления в следующих случаях.
В каждом из перечисленных случаев у лица, ходатайствующего о пересмотре платы за отопление, должны быть подтверждающие документы, в противном случае этот вопрос управляющей компанией или другой инстанцией даже не будет рассматриваться.
О таких документах следует позаботиться заранее, и в случае возникновения перебоев с отоплением в течение осенне-зимнего сезона сразу же вызывать мастера из жилищной конторы, который в случае невозможности устранения повреждений и налаживания подачи тепла в квартиру составлял бы по этому вопросу соответствующий акт.
Если же вызванный специалист по каким-то причинам не явился, то можно обойтись и своими силами. Достаточно пригласить двух соседей и старшего по подъезду, и вместе с ними в произвольной форме составить акт, фиксирующий проблемы с отоплением квартиры. Этот документ в совокупности с другими будет служить основанием для проведения перерасчёта оплаты.
Следует учитывать, что отвечающие за отопление многоквартирного жилья компании крайне неохотно идут на перерасчёт, и стремятся сделать всё, чтобы этого избежать. В частности, они могут ссылаться на то, что в квартире плохая теплоизоляция и поэтому в ней холодно, что для устранения проблем с отоплением в квартиру не был своевременно обеспечен допуск занимающихся этим специалистов, а также искать другие лазейки. Поэтому тем, кто хочет добиться перерасчёта оплаты за отопление, следует настраиваться на длительную борьбу за него.
Проблема
Оплатой счетов жкх всегда занималась жена, но в этот раз, когда принесли квитанцию, я находился дома и получил её собственноручно. Естественно, начал изучать новый для себя документ и обратил внимание на графу "отопление", она, к моему изумлению, оказалась заполненной.То-есть в июле месяце мы платим за горячие батареи отопления, хотя они, естественно, холодные.В конторе жкх мне никто ничего вразумительного не сказал, ссылаясь на отсутствие специалистов в виду сезона отпусков. Из разговоров со знакомыми и друзьями я выяснил,что не я один озаботился этой проблемой, но некоторые из них более удачно сходили в контору жкх. Им пояснили, что оплата за отопление раскидывается на весь год равномерно по месяцам, и они успокоились. Меня такой ответ не удовлетворил, поэтому я и обращаюсь к вам с вопросом - правомерно ли это? Многие ресурсы в интернете утверждают, что нет, ссылаясь на постановление правительства РФ №354 от 6 мая 2011г., вступившем в силу 1 ноября 2011 г. "О предоставлении коммунальных услуг.......", в котором, по их утверждениям, говорится в том числе и об оплате услуг по факту ежемесячно без возможности перерасчёта в конце года, но я не увидел этого в данном постановлении. Помогите разобраться, пожалуйста, что-бы мне прийти в контору жкх с конкретными доказательствами их вины.
Решение
В настоящий момент Правила предоставления коммунальных услуг , утвержденные постановлением правительства №354, ЕЩЕ не вступили в силу.
Действующими правилами (постановление правительства №307) установлено, что оплата услуги отопления производится ежемесячно равными платежами. При наличие прибора учета - исходя из среднемесячного потребления за прошлый год. При отсутствии общедомового прибора учета - исходя из нормативов потребления.
Таким образом, начисление платы за отопление в межотопительный сезон - совершенно законно.
Решение
Добрый день! Согласна с Артемом, действительно, взимание платы за отопление в летнее время законно, т.к. оплата за отопление может взиматься за каждый месяц в течение всего года.
Здравствуйте. Спасибо, Артём и Анастасия, за быстрый отклик и помощь в решении вопроса. С постановлением №354 разобрались,но что делать со следующим. " С 1 января 2012 г. установлены новые тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Жешартская тепловая компания" потребителям Республики Коми.
Так, с 1 января 2012 г. по 30 июня 2012 г. потребители будут оплачивать тепловую энергию по ставке 950,34 руб./Гкал, а с 1 июля 2012 г. - по ставке 1000,98 руб./Гкал." А постановлением главы Уст-Вымского района № 309 от 06 июня 2003 года утверждён норматив потребления тепловой энергии в размере 0,024 Гкал на 1кв.м. в месяц. При площади жилья 23 кв.м. я платил 23*0,024*950,34=524,59 р. в месяц и за июль пришёл счёт на 23*0,024*1000,98=552,24 р. Если,согласно их пояснению,они раскидывают общегодовую плату за потребление тепла равномерно по месяцам,то они должны,в моём понимании, действовать так:
524,59*4+524,59/2+552,24/2+552,24*3=4293,5/12=357,79 р. в месяц в течении всего года я.ф.м.а. 1\2мая 1\2сент. о.н.д.
Но в счетах указаны суммы 524,59 р. с января по июнь включительно и 552,24 р. в счёте зп июль. Значит всё-таки обманывают?! Или я не прав?
Согласно части 5 ст. 13 ФЗ-261 от 23.11.2009 с 1 июля 2012 года "...многоквартирные дома в указанный срок (с 01.07.2012) должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии...". Таким образом, с 1 июля, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Другими словами, сколько потребили - столько заплатили, т.е. с введением счетчиков должны пропасть платежи за отопление в летний период. Как именно ваше ТСЖ производило переход с одной схемы расчетов на другую и какие при этом производило перерасчеты, Вам могут объяснить только в Вашем конкретном ТСЖ.