Курсовая работа: Глобализация и выбор стратегии экономики России на современном этапе

Важное значение для хода и результатов реформ в странах с переходной экономикой имеют исходные условия.

Роль исходных условий

В успехе преобразований большую роль играют исходные условия (на начало реформ). К ним относятся:

Длительность существования административно-командной системы;

Доля частного сектора в экономике;

Размер структурных диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства;

Уровень внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (в частности, размеры инфляции, внешнего долга и др.);

Трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;

Открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной системой и др.

В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.

Первая группа включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до " поворота к административно-командной системе, тесными эконо-! мическими и историческими связями с Западной Европой, относи-I тельной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе. Вторая группа включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, другие страны - члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.

Третью группу составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.В этих странах действовал ряд факторов, облегчавших рыночные реформы. Здесь переход от коллективных хозяйств к мелким частным был легко осуществим, так как основой сельского хозяйства оставался ручной труд. Тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этих стран, что облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка. Господство плановой экономики в этом регионе продолжалось 25-30 лет (против 40 лет - в Восточной Европе и 70 лет - в бывшем СССР). Немалое значение имели традиционно высокая трудовая этика населения, сохранившаяся склонность к предпринимательству. Наконец, заметную роль сыграла китайская и вьетнамская диаспора с ее капиталом, кадрами и предпринимательским опытом.


Некоторые экономисты предпочитают относить Китай и Вьетнам не к переходным (постсоциалистическим), а к посттоталитарным странам на том основании, что в них официально не ставится задача перехода к рыночной экономике западного типа с преобладанием частной собственности. В этих странах рыночные отношения развиваются преимущественно в сельском хозяйстве, торговле, услугах, ремесле, тогда как крупная промышленность остается в государственной собственности. Многие (в том числе международные организации) относят эти страны к развивающимся.

Опыт рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко проходит либерализация в виде отмены или ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью, возрождения частного предпринимательства, а также приватизации небольших объектов (преимущественно в сфере торговли и бытового обслуживания). Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и демонополизация экономики, так как здесь реформы сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Столь же трудной, но в целом разрешимой проблемой оказывается финансовая стабилизация, также требующая немалых жертв от населения. Крайне трудно разрешимой задачей является эффективная (а не формальная) приватизация крупных хозяйственных объектов, а также проведение на практике процедуры банкротства. Значительных и длительных усилий требует преодоление унаследованных структурных диспропорций (при том, что ни одна страна не решилась ликвидировать «горб» в виде хронически убыточных крупных промышленных предприятий).

Практика стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (исторически более ранний) - эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй - «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме - в Польше).

Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.

Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.

Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.

1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Вен-грии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979г.

2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.

3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.

4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае - 24,1% (1994г.).

6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.

Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

Интернационализа́ция - технологические приёмы разработки, упрощающие адаптацию продукта (такого как программное или аппаратное обеспечение) к языковым и культурным особенностям региона (регионов), отличного от того, в котором разрабатывался продукт. Есть важное различие между интернационализацией и локализацией. Интернационализация - это адаптация продукта для потенциального использования практически в любом месте. Интернационализация производится на начальных этапах разработки.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран.

Экспортоориентированная модель. Суть экспортоориентированной модели промышленной политики состоит в поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции. Приоритетной задачей считается производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок. Происходит ориентация промышленности страны на мировую конъюнктуру с целью захвата как можно большей доли мирового рынка. Важными преимуществами этой модели является включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям; развитие сильных конкурентных отраслей экономики, которые обеспечивают развитие остальных отраслей и являются основным поставщиком денежных средств в бюджет; привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики.

Негативные факторы при реализации экспортоориентированной модели связаны в основном с сырьевым экспортом, поскольку чрезмерное его присутствие в структуре экспортируемой продукции грозит привести к примитивизации структуры национальной промышленности.

Модель импортозамещения. Модель импортозамещения представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твёрдого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция).

Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию производства, научного потенциала.

Негативными сторонами импортозамещающей модели промышленной политики являются самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность технологического отставания от развитых стран. Кроме того, поскольку целью данной модели является насыщение внутреннего рынка, при том, что производимая продукция неконкурентоспособна и не пользуется спросом на внешнем рынке, государство вынуждено реализовывать её (чтобы окупить понесённые затраты), ограничивая реализацию более качественной импортной продукции, что не идёт на пользу не национальному производству, ни потребителям.

Закономерности интеграции национальной экономики в мирохозяйственную систему.

Современная международная интеграция представляет собой объективный процесс устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по своему развитию. Интеграция ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, созданию региональных комплексов. В своем развитии интеграционный процесс проходит несколько стадий, включая создание единого рынка с унификацией юридических и экономико-технических условий торговли, движения капитала и рабочей силы, образование экономического и валютного союза.

Конец XX - начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики "завязано" на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать:

Прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны;

Восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.

Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.

Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Пензенский государственный университет

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

Реферат по дисциплине « Мировая экономика »

«Влияние глобализации мировой экономики на выбор стратегии развития экономики России»

Введение

Глава 1. Глобализация и глобальные проблемы мировой цивилизации

1.1 Понятие глобализации

1.2 Глобальные экономические проблемы

Глава 2. Россия в условиях глобализации

2.1 Место России в мировых экономических отношениях

2.2 Участие России в международных организациях

2.3 Стратегия развития экономики России

Заключение

Список литературы

Введение

На протяжении столетия мировая экономика кардинальным образом изменилась, в ней появились новые черты и особенности. Одной из главных особенностей современной мировой экономики является то, что в начале она отражает черты принципиально нового процесса -- глобализации всех сторон общественной жизни (экономической, социальной, духовной, политической). Глобализация мирового хозяйства -- относительно новое понятие, введенное в широкий научный оборот в конце 1980-х -- начале 1990-х гг. XX в. До этого периода термин «глобализация» использовался преимущественно для обозначения конкретного, специфического явления в современной экономике -- объединения отдельных рынков сбыта продукции крупных международных компаний и соответственно корпоративной стратегии, направленной не на освоение какого-либо одного национального или зарубежного рынка, а на действия на всех рынках, т.е. в глобальном масштабе.

Целью данного реферата является изучение основных вопросов глобализации мировой экономики: сущность, причины, предназначение, влияние на международные экономические отношения, а также влияние на выбор стратегии экономического развития Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Определить, что из себя представляет процесс глобализации;

2. Рассмотреть причины и сущность глобальных проблем мировой экономики и мирового сообщества в целом;

3. Изучить последствия влияния глобализации на международные экономические отношения.

Объектом данного изучения является глобализация мировой экономики, а предметом изучения рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач.

Глава 1. Глобализация и глобальные проблемы мировой цивилизации

1.1 Понятие глобализации

глобализация мировая экономика россия

В экономической литературе существует множество различных определений глобализации.

Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчет от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических институтов. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.

Глобализация экономики -- одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран. Связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают планетарные масштабы. Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.

Глобализация экономики это сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой стороны, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др.

Важное место в процессе глобализации мировой экономики занимает рыночная конкуренция. Главные средства конкуренции - снижение издержек, повышение качества и расширение ассортимента товаров и услуг являются «мотором» глобализационных процессов. Также большую роль в нарастании глобализации экономики играет международная миграция капитала. Как правило, международные кредиты предоставляются государствами, а прямые и портфельные иностранные инвестиции осуществляются частными корпорациями. Поэтому главной движущей силой глобализации являются транснациональные компании.

Транснациональная компания (корпорация) - компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. Современные ТНК - крупные международные хозяйственные структуры, дислоцированные одновременно в нескольких странах, объединенные единой акционерной собственностью и достаточно общей стратегией. В пределах подобных комплексов осуществляется циркуляция товаров, финансовых ресурсов, патентов, ноу-хау и прочих стратегических ресурсов. В условиях либерализации международной торговли и информационной революции руководство ТНК принимает решения куда, когда и в каком объеме инвестировать, не применительно к конкретным странам, а на глобальном уровне. Мировое экономическое пространство - это поле, на котором разворачивается соперничество между подобными гигантскими хозяйственными структурами. Появление и дальнейшее развитие транснациональных корпораций сильно повлияло на мировую экономику отдельных государств и развитие международных экономических отношений. Во многих странах они сотрудничают даже с правительствами

и представителями бизнеса. Зачастую это происходит по причине низкого уровня социально-экономического развития региона или из-за тяжелого экономического кризиса. ТНК могут помогать в развитии добывающих отраслей, а иногда создаются филиалы или дочерние компании в сфере обрабатывающей промышленности. Пользуясь тяжелым положением страны, на ее территорию переносят наиболее сложные производства, а также экологически опасные производства, которые могут нанести вред окружающей среде. Все больше участвуя в народном хозяйстве развивающихся стран, транснациональные корпорации занимают лидирующее положение в некоторых очень важных отраслях. Кроме того, ТНК привлекают к сфере своей деятельности и местные компании, в основном малые и средние. Они становятся зависимыми от крупной компании. Но все же это может хорошо отразиться на экономике развивающейся страны. ТНК способствуют развитию тех отраслей экономики, которые связаны с их деятельностью, могут изменить структуру народного хозяйства и расширить участие этого государства в международных экономических отношениях. Транснациональные корпорации влияют на мировую экономику в целом. Они занимают господствующее положение в ряде отраслей как в отдельных странах, регионах, так и в мировой экономике в целом. И это не только в производстве, но и в торговле. ТНК инвестируют средства в экономику различных стран: они развивают на их территории свои предприятия и способствуют развитию других отраслей.

Глобализация не завершенный процесс, она развивается, испытывая противоречия и трудности. Уровень глобализации экономики зависит от уровня развития производительных сил, современных технологий. Но зачастую понятие «глобализация» воспринимается как навязываемая странами Запада во главе с США идеология. Значительное количество людей в бедных странах не видят преимуществ глобализации. Тем не менее глобализация -- это основная тенденция развития сегодняшнего мира, его экономики и международных экономических отношений. Сделать плоды глобализации доступными максимальному числу стран -- одна из задач, стоящих перед мировым сообществом.

1.2 Глобальные экономические проблемы

Уже давно стало очевидным, что многие проблемы, порожденные современной цивилизацией, являются общими для всего человечества. В соответствии с существующими приоритетами к их числу следует отнести опасность необратимого разрушения окружающей среды, демографические проблемы и проблемы обеспечения занятости, вопросы обеспечения мирового хозяйства надежными источниками энергии и сырья, проблемы бедственного положения значительной части развивающихся стран.

«Глобальные проблемы» как общепринятое понятие возникли в 70-е годы ХХ столетия. Все они связаны с неизбежностью всемирных катастроф, обусловленных истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, демографическим взрывом в развивающихся странах.

Сущность глобальных проблем заключается в том, что они в той или иной степени влияют на экономику и жизнь населения любой страны и решение этих проблем зависит от усилий всех стран мира. В условиях растущей взаимозависимости частная проблема одной страны или региона может постепенно перерасти в глобальную, если не находит своевременного решения. Тем не менее, все современные глобальные проблемы имеют общие характеристики. Можно выделить следующие характеристики глобальных

1. затрагивающие интересы всех стран (или большинства стран);

2. тормозящие экономическое и социальное развитие мира;

3. требующие неотложного решения;

4. взаимосвязанные между собой;

5. требующие координации действий всех стран мира.

Современная классификация глобальных проблем сложилась в 80-ых годах XX века. В настоящее время исследователи стали объединять следующие наиболее общие проблемы:

1. политические и социально-экономические проблемы;

2. проблемы, связанные с природно-экономическим развитием

(экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. социальные проблемы (демографическая, межнациональная, культурная, здравоохранения);

4. смешанные проблемы, возникновение и нерешенность которых приводят к массовой гибели людей (военные, региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия);

5. научные проблемы (освоение космического пространства, долгосрочное прогнозирование в различных областях).

Большинство глобальных проблем имеет взаимосвязанный характер и решение их возможно только в комплексе. Прогресс в этой области требует колоссальных средств и согласованных усилий всех стран в рамках общемировой программы действий. Глобальные проблемы взаимодействуют друг с другом, в частности, энергетическая и сырьевая проблемы соотносятся с экологической, экологическая -- с демографической, демографическая -- с продовольственной. Далее опишем некоторые из них:

Проблема сохранения мира на земле , предотвращения военных катастроф и конфликтов постоянно остается одной из важнейших на протяжении существования человечества. Военно-промышленные комплексы, обладающие огромными вооруженными силами, расходуют колоссальные средства на производство оружия и проведение научных исследований в этой сфере. Несмотря на то, что ряд военных достижений используется и в гражданской сфере, приводит к дорогостоящим новшествам в авиации, вычислительной технике и других отраслях, эти научные исследования вряд ли можно считать эффективным направлением стимулирования развития науки. Напротив, быстрый прогресс в военной области как раз и угрожает безопасности и способствует углублению глобальных проблем. Важной особенностью современной военной проблемы является перенесение центра тяжести из возможного мирового конфликта в сферу региональных и локальных конфликтов, но эти новые аспекты не снижают опасности крупных военных потрясений. С региональными и локальными конфликтами связана также острая проблема беженцев, имеющая не только военное, но и серьезное социальное и экономическое значение.

Экологическая и энергетическая проблем ы . На протяжении всей истории развития человечества ущерб от хозяйственной деятельности был сравнительно невелик, и природа восстанавливала экологическое равновесие, по крайней мере, в планетарных масштабах. Но в наше время ущерб, наносимый окружающей среде, возрос настолько, что природа утратила способность к самовосстановлению. Близятся к концу некоторые не возобновляемые запасы полезных ископаемых и не успевают возобновляться потребляемые ресурсы лесоматериалов и других видов сырья. Огромная опасность для цивилизации таится в глобальном потеплении климата на планете, расширении «озоновых дыр», других катастрофических процессах. Они ведут к сокращению потенциальных возможностей Земли как уникальной среды обитания человека. Нынешнему поколению людей приходится расплачиваться за расточительство предыдущих поколений, а будущие могут получить в наследство безжизненную землю. Чтобы предотвратить неблагоприятное воздействие производства на природную среду, требуются крупные капиталовложения на очистные сооружения и всевозможные средства экологической защиты. Еще больше финансовых ресурсов необходимо выделять для возмещения уже нанесенного ущерба природе. Для решения глобальной экологической проблемы нужно объединить усилия всех стран и народов мира. В частности, международное сотрудничество требуется для защиты природы в местах, расположенных вне национальных границ (Мировой океан, Антарктида и т.д.)

Проблема бедности развивающихся стран . В мировом хозяйстве до сих пор увеличивается разрыв в уровне богатства между развитыми и развивающимися странами, усиливается концентрация мирового богатства в немногих государствах. Такое накопление нищеты и социальной несправедливости в экономически отсталых регионах грозит достичь той черты, переступить которую опасно. Выживание человечества во многом зависит от его способности ослабить напряженность, которая вызывает углубление раскола на богатые и бедные страны. Мировое сообщество должно гарантировать развивающимся странам равноправное участие в международной торговле, справедливое возмещение затрат труда и природных ресурсов, поступающих из них в распоряжение развитых участников мирового хозяйства. Между тем современный уровень развития науки и техники позволяет увеличить производство продуктов питания по крайней мере в 4 раза. Этого достаточно для удовлетворения потребностей в продовольствии большего числа людей, чем то, которое, по современным представлениям демографов, когда-либо будет одновременно обитать на нашей планете.

Демографическая проблема порождена тем, что во второй половине ХХ столетия начался «демографический взрыв» -- стремительный рост населения Земли. При этом возникла необычайная несимметричность в его динамике: 80% прироста мирового населения приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку. Быстрый рост населения в развивающихся странах вызывает ряд серьезных социально-экономических осложнений. Здесь в национальных границах некоторых государств так быстро увеличивается

численность населения, что обнаруживаются признаки абсолютного перенаселения, препятствующего рациональному хозяйствованию. Несмотря на увеличение производства, размеры потребления в расчете на душу населения остаются невысокими по сравнению с реальными потребностями людей, а в особенности -- в сопоставлении с уровнем потребления в развитых странах.

Проблема исследования космоса . Глобальной средой и общим достоянием человека также является космос, его освоение представляет собой серьезную глобальную проблему. Она имеет отношение ко всем государствам, так как требует концентрации технических, экономических и интеллектуальных усилий многих стран, при этом создавая возможности для международного сотрудничества. Интенсивное функционирование космических кораблей становится причиной аварий самолетов, их отходы загрязняют атмосферу. В то же время исследование космоса позволяет странам объединить экономические ресурсы для создания новых материалов, источников энергии, двигателей, приборов, что влияет на бурное развитие электроники, вычислительной техники. Таким образом, космическая промышленность стимулирует развитие наиболее высокотехнологичных отраслей. Существенно отражается международное изучение космоса и на развитии прогнозов погоды, телевидения и средств связи. В целом можно сказать, что развитие космоса связано с решением многих глобальных проблем.

Глобальные проблемы требуют и глобальных ответов. Наиболее эффективно они могут быть решены путем объединения национальным усилий в международных масштабах, путем коллективных действий всех членов мирового сообщества. Международное сотрудничество уже не может быть ограничено традиционными рамками экономического обмена. Глобальные проблемы на данный момент очень важны и актуальны, и в перспективе они будут оказывать все более заметное влияние на жизнь каждого государства и систему международных отношений в целом. В последнее время человечеству становится понятно, что открытость обществ и экономик необходима не только для прогресса, но и для выживания. Но в современном мире все же присутствуют национализм, экстремизм и другие проблемы. Они в значительной степени мешают развитию международных экономических отношений. Процессы глобализации не затрагивают огромную часть населения Земли в отсталых странах. Не смотря на все, глобализация -- это основная тенденция развития сегодняшнего мира, его экономики и международных экономических отношений.

Глава 2 . Россия в условиях глобализации

2.1 Место России в м ировых экономических отношениях

Проблемы глобализации имеют свою специфику для стран с переходной экономикой, и в частности для России. Дело в том, что необходимость адаптации национального хозяйства к требованиям и вызовам глобализации, нейтрализации рисков, связанных с ней, и ее негативных последствий совпала по времени с процессами трансформации экономической системы в Российской Федерации, переходом от централизованного планового (административно-командного) хозяйства к экономике, основанной на рыночных принципах. В результате страна оказалась затронутой двумя шоками различной природы, воздействие каждого из которых на национальную экономику взаимно усиливалось в результате взаимодействия с другим. Все это предопределило дополнительную сложность и остроту проблем экономики России, связанных с протеканием в рамках мирового хозяйства глобализационных процессов.

Возможности участия России в глобализационных процессах не в последнюю очередь связаны с целенаправленной экономической политикой государства, которая учитывала бы очевидные риски глобализации для страны и была бы направлена на их нейтрализацию, способствовала бы раскрытию потенциальных выгод глобализации для российской экономики и управляла бы процессом адаптации национального хозяйства к требованиям

изменяющейся внешней среды. Предпосылками проведения такой политики являются учет в любых разрабатываемых концепциях экономического развития России нового расклада сил в мировой экономике, необходимость и желательность изменения позиционирования страны в международном разделении труда. По мнению некоторых отечественных специалистов, стратегия дальнейшего включения страны в мировую экономику должна состоять в ориентации на формирование двухполюсной международной специализации, базирующейся на использовании не только и не столько природно-ресурсного, сколько научно-технологического потенциала. В рамках данной стратегии задачи внешнеэкономической политики государства могут быть следующими:

1. не допускать резкого снижения ценовой конкурентоспособности отечественного экспорта и импортозамещающего производства;

2. стимулировать экспорт, и в первую очередь продукции, созданной на базе современных высоких технологий;

3. обеспечивать защиту «встающих на ноги» модернизируемых отраслей и производств, потенциально конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.

Вовлечение России в мировую экономику происходит однобоко, т.е. происходит вывоз на мировые рынки преимущественно топливно-сырьевых товаров и продукции первых стадий обработки первичного сырья. Таким образом, доминирующая в настоящее время модель интеграции экономики Российской Федерации в мировое хозяйство основана на вывозе за рубеж сырьевой продукции (нефти, природного газа) и изделий первых этапов ее переработки (продукции черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности) в обмен на поставки из-за рубежа готовой продукции, в том числе потребительского назначения, а также продовольствия.

Будучи крупнейшим осколком Советского Союза, Россия объективно все еще имеет немало оснований претендовать на статус одного из полюсов в многополярном мире. Однако общая динамика на протяжении двух последних десятилетий в случае России была понижательной, а для периода 1990-х - обвальной. Даже стабилизация и нефтегазовый бум в период президентства Владимира Путина пока могут рассматриваться лишь как временное торможение на крутом спуске вниз. Иными словами, Россия по инерции остается одним из полюсов мировой политики, но сохранение в этом качестве потребует от российской власти способности привлекать все больше дополнительных ресурсов

2.2 Участие России в международных организациях

Россия в «Большой восьмерке» (G 8) . С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью. В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. Тем не менее, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь пока не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций - ВТО и ОЭСР.

«Большая двадцатка» (G 20) - группа наиболее развитых индустриальных стран. Клуб G20 был создан в 1999 году и представляет 20 крупнейших экономик планеты - Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Южная Корея, Турция, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Европейский союз. «Большая двадцатка» была создана в ответ на финансовые кризисы конца 1990-х и растущее сознание того, что страны с развивающейся рыночной экономикой не были адекватно представлены в мировых экономических обсуждениях и принятии решений. На долю стран "Большой двадцатки" приходится 90 процентов мирового ВВП и две третьих населения мира. До 2008 года группа не проводила саммитов на высшем уровне, её основной формой деятельности были ежегодные встречи на уровне министров финансов и глав центробанков. По большому счету Россия в «большой восьмерке» никогда не считалась полноправным членом. Поэтому она начала рассматривать «большую двадцатку» в качестве площадки, на которой она могла бы играть большую роль. В настоящее время Россия пытается увеличить свою роль на мировой экономической арене в период кризиса, готовя свои предложения по стабилизации мировой экономики и кредитуя нефтяными деньгами пострадавших от кризиса соседей. Это происходит на фоне попыток развитых стран привлечь развивающийся мир к совместной борьбе с самым серьезным со времен Великой депрессии мировым кризисом. Россия, никогда не чувствовавшая себя полноправным участником «большой восьмерки», может в дальнейшем стать одним из ключевых членов «большой двадцатки».

Всемирный экономический форум (ВЭФ) является международной неправительственной организацией. Создан в 1971 г. в Женеве (до 1987 г. назывался «Европейский форум менеджмента»). Членами Форума являются около 1000 крупных компаний и организаций из более чем 50 стран мира, из них порядка 20 - предпринимательские структуры из России (ВЭФ ежегодно на базе критериев "финансового положения, качества менеджмента и репутации" пересматривает состав участников Форума).

Начало сотрудничества с ВЭФ было положено в 1986 г. выступлением по прямому телемосту Н.И.Рыжкова на Давосской встрече. С 1987 г. участие наших делегаций в ежегодных встречах ВЭФ стало регулярным. До 1993 г. делегации бывшего СССР и России возглавлялись руководителями ведущих министерств и ведомств. В 1992 г. делегация России представила участникам Давосской встречи обращение Президента РФ Б.Н.Ельцина. В 1993, 1994 , 1997 и 1998 гг. во встречах в Давосе принял участие Председатель Правительства РФ В.С.Черномырдин.

28 января - 1 февраля 2009 года прошла 39-я ежегодная встреча Всемирного экономического форума под девизом «Формируя посткризисный мир». Россия участвовала во встрече на беспрецедентно высоком за последнее десятилетие уровне. В российскую делегацию, возглавляемую Председателем Правительства В.В.Путиным, вошли Первый заместитель Председателя Правительства И.И.Шувалов, помощник Президента А.В.Дворкович, руководители крупнейших российских компаний. В отличие от прошлых лет, в дискуссиях превалировал настрой в пользу насущности корректировки мировой экономической архитектуры, выработки мер по борьбе с кризисом на межгосударственном уровне, солидарности в поиске ответов на глобальные вызовы, в том числе, в области продовольственной безопасности и изменения климата. С 27 по 31 января 2010 г. в Давосе состоялось 40-е юбилейное заседание Всемирного экономического форума, который прошел под девизом - «Улучшить ситуацию в мире: переосмыслить, преобразовать, перестроить». Российскую делегацию возглавлял вице-премьер Правительства, министр финансов А.Л. Кудрин. Программа форума в Давосе в этом году была сфокусирована на шести основных темах: как создать ценностные основы; как усилить экономику и улучшить социальное положение; как уменьшить глобальные риски и конкретные системные ошибки; как гарантировать устойчивое развитие; как обеспечить надежность; как создать эффективные институты.

2.3 Стра тегия развития экономики России

Учитывая экономическую отсталость России и давление мировой конкуренции, технологическая модернизация - необходимое, но недостаточное условие для прогресса страны. Конечно, важно обезопасить права собственности и укреплять власть закона, но технологии и иностранный капитал требуют и множества других институтов и нововведений. Речь не только о материальной инфраструктуре, достойном финансировании высшего образования или способности воплощать в жизнь научные открытия, но и о социальных узах взаимного доверия и взаимопомощи, на которые опирается здоровое гражданское общество. Ибо без доверия и прочих гражданских добродетелей экономическая стоимость заключения договоров и деловой активности может стать неприемлемо высокой. В то же время президент Медведев постепенно меняет курс России в отношении Северной Америки и Европы. Признавая возможности и ограничения многополюсного мира, он укрепляет связи не только с США, но и с другими ключевыми членами ОЭСР (Япония, Южная Корея, Сингапур, Австралия). Помимо улучшения двусторонних отношений, это облегчает задачу вступления России в ВТО, которую Медведев стремится решить. Точно так же приверженность программе «партнерство ради модернизации», предложенной ЕС, может вытащить взаимоотношения с Евросоюзом из бюрократического болота «четырех общих пространств» и ускорить сближение Москвы с крупнейшей экономической зоной мира. Стратегия модернизации Медведева - то, что скрепляет воедино его внутренние планы реформы и сдвиг во внешней политике. В экономическом отношении России нужно добиваться более сбалансированного экономического роста и переключаться с финансово-кредитных услуг и строительства спекулятивной недвижимости на высокотехнологичные отрасли и другие сектора, в которых экономические инвестиции сочетаются с более широкими общественными благами (например, образование и здравоохранение). В центре новой модели развития должны стоять человеческие взаимоотношения и ассоциации. Мировые финансы призваны обслуживать потребности производственной деятельности, генерирующей доходы. В случае с Россией речь идет о развитии села и сельского хозяйства, а также современного производства и новых высокотехнологичных отраслей с помощью иностранных инвестиций. У стратегии модернизации Медведева имеется до сих пор нереализованный потенциал: связать развитие России с ее интеграцией в мировую экономику.

Проблемы позиционирования России в глобализующемся мировом хозяйстве и адаптации" национальной экономики к вызовам глобальной конкуренции еще более обострятся в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В процессе вступления России придется пойти на определенные уступки по открытию своего внутреннего рынка для иностранных компаний, снижению тарифной защиты национальных производителей в определенных отраслях экономики.

ВТО - Всемирная Торговая Организация . Начала действовать с 01.01.1995 г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответственно, законы ВТО стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.).

Основополагающими принципами ВТО являются:

1. предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

2. взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

3. регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

4. отказ от использования количественных ограничений;

5. содействие справедливой конкуренции;

6. разрешение торговых споров путем консультаций.

Проблема вступления России в ВТО стала одной из наиболее обсуждаемых в последнее время на политических и научных форумах, в средствах массовой информации. В ходе этих дискуссий, как правило, высказываются радикально противоположные мнения. Судя по публикациям, сторонники и противники вступления страны в ВТО подразделяются в зависимости от их принадлежности к той или иной отрасли экономики. В секторах монопольного типа, то есть в так называемых олигархических отраслях, каковыми являются нефтяная, газовая, металлургическая, электроэнергетическая и частично химическая, больше тех, кто ратует за вступление в ВТО. Банковский сектор тоже «за», но на льготных условиях, так как считает, что не сможет конкурировать с зарубежными банками, оказывающими для клиентов более разнообразные и дешевые услуги.

Чтобы улучшить положение экспортных отраслей власти планировали ускорить вступление России в ВТО. Российское правительство продолжало в конце 2008 года подготовку к вступлению страны в ВТО. Предполагалось, что присоединение РФ к ВТО произойдет уже в марте 2009 года. В ЦЭИ ИГСО были убеждены: распространение правил ВТО на Россию в условиях кризиса обрушит национальную экономику. Лишившись и без того слабой защиты от иностранных конкурентов, отечественные товаропроизводители могли быстро потерять основной рынок сбыта. Это неминуемо повлекло бы негативные последствия для торговли, сферы услуг и кредитных организаций. Сильно пострадал бы аграрный сектор. Без работы могло оказаться еще больше рабочих. Вступление страны в ВТО выглядело выгодным для российских сырьевых корпораций, ориентированных на экспорт. Прежде всего, в нем были заинтересованы компании нефтегазового сектора экономики. Ради сохранения высоких прибылей в условиях падения мировых цен на нефть, они готовы были пожертвовать внутренним рынком страны, оставив его без протекционистской защиты при возрастающей потребности в ней. За все выигрыши для сырьевых монополий от присоединения России к ВТО пришлось бы дорого расплачиваться населению и отечественным предприятиям. Полное открытие российского рынка для иностранных товаров и капиталов в условиях кризиса способно вызвать катастрофу. Приток в Россию не находящих сбыта товаров облегчил бы положение иностранных корпораций. Но для ослабленной кризисом отечественной экономики это стало бы мощным ударом с массой тяжелейших последствий. Внутренний рынок страны нуждался в максимальном закрытии от внешней конкуренции и поддержании потребительской активности населения. Чтобы снизить давление глобального кризиса на Россию, доля реализуемых в стране товаров отечественного производства должна была возрастать, а не снижаться.

Таким образом, риски в краткосрочном периоде от вступления страны в ВТО неизбежны. Выгоды же, которые Россия может получить от присоединения к Всемирной торговой организации и связанные с прекращением дискриминационной практики по отношению к российским экспортерам на зарубежных рынках, участием в разработке правил и норм регулирования международной торговли, доступом к международному механизму разрешения торговых споров, решающим образом зависят от способности российских компаний, опираясь на помощь государства, повысить свою конкурентоспособность в мировом хозяйстве.

Заключение

В настоящее время сущность и последствия глобализации мировой экономики становятся предметом интенсивных исследований и ожесточенных политических и научных споров. Начавшийся в 60-е годы ХХ века процесс глобализации в конце 90-х годов вступил в свою зрелую стадию. На этой стадии происходит своеобразное «стирание национальных границ», а мировая экономика постепенно приобретает общую основу, главными составляющими которой являются транснациональное производство, глобальная финансовая система, построенная на согласованных правилах система международной торговли, формирующееся единое информационное пространство. Процесс глобализации мировой экономики объективен и имеет многие положительные стороны. Глобализация облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, стимулирует экономический рост, способствует ускорению и увеличению масштабов обмена передовыми достижениями человечества в экономической, научно-технической и интеллектуальной сферах, что, безусловно, содействует прогрессу всех стран мира. В настоящее время мировое сообщество пытается найти наиболее эффективные и действенные пути решения глобальных проблем. Но, не смотря на все это, процесс глобализации имеет ряд негативных тенденций.

Современное положение России в мировой экономике не соответствует ее природному, производственному и научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалу. Россия обладает всем необходимым национальным богатством, природно-ресурсным, экономическим, интеллектуальным потенциалом, которого нет у многих стран мира. В частности, Россия обладает мощной природно-ресурсной базой. Несмотря на физический и моральный износ большой части основных производственных фондов, Россия сохраняет значительный производственный потенциал. В стране, несмотря на существенные потери, сохраняется значительный научно-технический и интеллектуальный потенциал. На базе этого потенциала в ряде отраслей промышленности России имеются и развиваются передовые уникальные технологии. Россия обладает достаточно высоким образовательным потенциалом, высококвалифицированными кадрами во всех основных сферах деятельности. Во внешнеэкономической сфере акцентируется важность таких направлений, как интеграция России в мировой рынок капиталов, использование международного транзитного потенциала, диверсификация экспортных поставок энергоресурсов, наращивание российского промышленного экспорта, защита интересов российских компаний за рубежом, рациональное встраивание России в мировую экономику с учетом глобальных тенденций. Исходя из всего этого, Россия должна в дальнейшем повышать свою роль в международных экономических и политических отношениях и пробиваться на лидирующие позиции. Для достижения этих целей в последние годы под руководством президента Д.А. Медведева осуществляется переход экономики России на путь модернизации и внедрения инновационных технологий в различные отрасли экономики и производства. Во внешнеэкономической сфере акцентируется важность таких направлений, как интеграция России в мировой рынок капиталов, использование международного транзитного потенциала, диверсификация экспортных поставок энергоресурсов, наращивание российского промышленного экспорта, защита интересов российских компаний за рубежом, рациональное встраивание России в мировую экономику с учетом глобальных тенденций.

Список литературы

1. Адуков Р. Х. Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО // «Экономика АПК: проблемы и решения» - 2006.

2. Борисов Е.Ф. / Экономическая теория: Учебник. -- 3-е изд., -- Москва.: Юрайт Издат, 2005.

3. Вечканов Г. C., Вечканова Г. Р. / Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2008.

4. Ждановская А. -- Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? // Левая политика. - 2009. - № 9.

5. Носова Н.С, Ронышша Н.И -- Международные экономические отношения. Конспект лекций -- М.: Эксмо, 2008.

6. Осьмова М.Н. / Глобализация мирового хозяйства: Учеб. пособие / Под ред. Осьмовой М.Н., Бойченко А.В. - Москва.: ИНФРА-М, 2006.

7. Пабст А. -- "Третий путь" Дмитрия Медведева // Россия в глобальной политике. - 2010. - №5.

8. Фролова Т.А.-- Мировая экономика: конспект лекций -- Таганрог.: Изд-во ТРТУ, 2006.

9. Хмелев И.Б. - МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс. - Москва.: Изд. центр ЕАОИ, 2009.

10. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.Л. Николаевой. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- Москва.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Значение глобализации на развитие мировой экономики и финансов. Дальнейшее участие России в мировом хозяйстве на основе анализа показателей развития мировой экономики на современном этапе, а также анализа конкурентоспособности России на мировых рынках.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Этапы и основные компоненты глобализации мировой экономики. Особенности развития современного мира. Понятие, история создания, категории и функции, проблемы и перспективы деятельности международных экономических организаций. Участие России в их работе.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Сущность и основные этапы формирования мировой экономики. Влияние глобализации на выбор стратегии развития экономики Российской Федерации. Анализ и оценка конкурентоспособности государства в 2008-2011 гг. Перспективы экономического развития страны.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2012

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Глобализация: понятие, предпосылки появления. Роль глобализации в формировании мировой политики и экономики. Международные политические и экономические организации. Положительное и отрицательное влияние глобализации на развитее мирового сообщества.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2008

    Понятие и основные черты глобальных проблем, их классификация и причины возникновения. Анализ проблем нищеты и занятости населения в мировой экономике. Демографическая и продовольственная проблемы. Сложности и тенденции развития экономики России.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Понятие и сущность глобализации, ее воздейсвтие на национальную экономику. Этапы глобализации мировой экономики, ее положительные и отрицательные эффекты. Влияние глобализации на Россию и практические рекомендации по повышению эффективности её протекания.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2013

    Международные экономические отношения на современном этапе. Факторы, основные черты и направления глобализации мировой экономики. Значение международных компаний в экономической глобализации. Сущность и виды слияний и поглощений в мировом хозяйстве.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2015

    Понятие и основные черты глобальных проблем, причины их возникновения. Классификация глобальных проблем мировой экономики. Особенности проблем преодоления бедности и отсталости, международных долгов. Взаимозависимый характер и пути решения этих проблем.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2010

    Факторы, основные черты и направления глобализации мировой экономики. Целевые ориентиры повышения роли Российской Федерации в мировой экономике до 2020 г. и пути их достижения. Влияние экономической глобализации на деятельность ООО "ЛУКОЙЛ-КМН".

В настоящее время существуют два ряда глобальных проблем. С одной стороны, это так называемые глобальные проблемы человечества: загрязнение окружающей среды; демографический взрыв и перенаселение во многих странах мира; нехватка продовольствия и голод; сохранение мира, разоружение и конверсия. Перечисленные проблемы имеют комплексный характер и находятся на стыке экономики, политики, социальной сферы, науки, техники и технологии. В первую очередь они обусловлены кризисом традиционных технологий и нарушением законов взаимодействия человека и природы. С другой стороны, следует выделить глобальные проблемы экономики.

Проведём различие между понятиями "глобализация" и "глобальная экономика". Глобализация мировой экономики -- современная стадия интернационализации производства и капитала, которая началась и продолжается около 100 лет. После Второй мировой войны процесс интернационализации ускорился и углубился, что выразилось, с одной стороны, в резком расширении масштабов деятельности транснациональных банков, а с другой стороны, в развитии интеграционных экономических процессов, которые с микроуровня перешли на макроуровень и приняли форму региональных экономических интеграционных объединений. В начале 70-х годов XX в. осознание качественных изменений в характере и содержании мирохозяйственных связей выразилось в появлении экомических концепций взаимозависимости национальных экономик, планов модернизации международного разделения труда, определении роли транснациональных корпораций как мощного фактора формирования современного мира наряду с национальными государствами. В 90-е годы произошел переход в новое качество, позволяющий говорить о начале следующего этапа интернационализации, который можно назвать глобализацией. Ее следствием является создание глобальной мировой экономики с определенными специфическими особенностями, чертами и структурами, ранее не имевшими места. Чтобы понять специфику процесса глобализации, нужно сравнить его с интернационализацией производства и капитала на ее более ранних стадиях. Первое, что бросается в глаза, -- это разница в масштабах как в территориальном плане, так и по охвату сфер международных экономических отношений. Дело здесь не только и не столько в масштабности происходящего, сколько в качественно новой глубине проникновении транснациональных процессов в национальные экономики.

В функциональном плане глобальная экономика проявляется в следующих аспектах:

Глобальной финансовой системе, которая постепенно становится таковой благодаря развитию электронных средств связи и использованию компьютерных технологий;

Глобальной системе обмена результатами интеллектуальной деятельности начиная с традиционной торговли лицензиями на использование технологий и кончая компьютерными информационными сетями;

Глобальной системе продвижения товаров и услуг, включая транспортировку, хранение, страхование, маркетинг, рекламу и oрганизацию товарных потоков и другие необходимые операции. Глобализация, имея объективную материальную основу, заложенную научно-технической революцией и транснационализацией, отличается также тем, что организуется, так сказать, "сверху".

Глобализация предполагает передачу от стран части своих национальных функций управления наднациональным органам. Особенно это видно на примере деятельности Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме торговли товарами ВТО с недавнего времени начала регулировать торговлю услугами, средствами инвестирования, по которым были приняты соответствующие решения, требующие изменений в национальных законодательствах, стала принимать на себя торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Обсуждаются вопросы экологических требований к товарам и даже трудовые стандарты. Делается небывалая попытка унификации норм и правил международной торговли и связанных с ней видов внешнеэкономической деятельности, беспрецедентная по степени вмешательства в вопросы международного регулирования, всегда бывшие объектом национальной юрисдикции отдельных стран.

Другим мощным рычагом организованной глобализации является новая стадия кардинальной либерализации международной торговли, исходящая также от ВТО. Преобладавший ранее в мировой торговле протекционизм, лишь несколько смягчаемый решениями ГАТТ, на протяжении всего послевоенного периода заменяется другой идеологией. Действительно, из всех известных инструментов национального внешнеторгового регулирования для основной массы товаров согласно решениям Уругвайского раунда ГАТТ/ВТО вскоре останется лишь импортный таможенный тариф, средняя ставка которого не будет превышать 3, 9% от стоимости ввозимых товаров (не считая оплаты услуг таможни). Акцент будет перенесен на косвенные методы регулирования, связанные со стимулированием экспорта посредством государственного страхования экспорта, льготного и межфирменного кредитования и др. (которые, кстати, в России находятся в зачаточном состоянии). Количественные ограничения в международной торговле и экстренные меры защиты внутреннего рынка смогут найти применение только в отдельных, особо оговоренных случаях (демпинг, структурные преобразования в отрасли страны с переходной экономикой и др.).

Еще одним аспектом направляемой глобализации является развитие средств связи и информационных сетей. На их базе финансовая сфера получает возможность перейти к новой ступени глобализации и известной самодостаточности. Это влечет за собой новые возможности в области инвестирования и кредитования, хотя и создает почву для невиданных по масштабам спекуляций.

В наибольшей степени глобализацией охвачена именно финансовo-банковская сфера. Многие банки и другие финансовые институты осуществляют операции в глобальных масштабах, что вполне объяснимо. Несмотря на имеющиеся трудности, сделать это им легче, дешевле и проще, чем производственным компаниям, большинство из которых пока предпочитают действовать на региональном уровне. Анализ побывает, что в первую очередь речь идет о производных финансовых инструментах. С финансовой глобализацией связан ряд рисков, которые способны подрывать стабильность мировой экономики.

Таким образом, мировая экономика в настоящее время становится новой глобальной системой, которая требует и качественно нового подхода к ее изучению и пониманию.

Глобализация - один из важнейших экономических процессов современности. В теории под глобализацией понимается создание единого планетарного союза для решения глобальных проблем, в частности между развитыми и развивающимися странами, устранения голода, нищеты и неграмотности.

В действительности процессы глобализации далеко не однозначны. С одной стороны, они не только неотвратимы, но и вполне прогрессивны, отражая объективные потребности всех народов планеты. с другой стороны, некоторые страны с наиболее крупными транснациональными корпорациями (ТНК) действуют в своих, прежде всего эгоистических, интересах. Глобализация искусственно подстегивается, она переходит те пределы, которые можно считать объективно необходимыми, становится средством крайнего монополизма и используется наиболее сильными ТНК для вытеснения с мировых рынков своих конкурентов. В результате глобализация подрывает рыночный, конкурентный характер мировой экономики, задерживая ее развитие, и превращается в орудие установления экономического и политического диктата в мире со стороны группы наиболее развитых стран.

Большое влияние глобализация оказывает на страны с переходной экономикой, поскольку из-за несовершенства законодательных аспектов, отсутствия продуманных стратегий их экономика поставлена в большую зависимость от мировых рынков.

Иностранные инвесторы, проявляя наибольшую активность в финансовом и энергетическом секторах, с одной стороны, помогают в восстановлении экономики, с другой - увеличивают риск возникновения т.н. зависимого капитализма. Подобный риск порожден огромным разрывом между объемами капиталов, вкладываемыми ТНК и иностранными инвесторами в экономику постсоциалистических стран, и собственными вложениями последних на зарубежных рынках, особенно с учетом нехватки капитала в странах с переходной экономикой для удовлетворения своих потребностей. Поэтому перед странами с развивающейся рыночной экономикой стоят задачи усиления роли внутреннего рынка.

С глобализацией связано создание рыночных институтов, в частности принятие новых законов и образование организаций, способствующих рыночному распределению ресурсов, например правила регулирования торговли в рамках ВТО. На практике эти правила не всегда подходят к условиям конкретной страны. Поэтому важно совершенствовать свои экономические законы и порядки внутри страны, направленные на обеспечение экономического роста.

В настоящее время страны с переходной экономикой демонстрируют рост, хотя его темпы заметно различаются. Сейчас на повестке дня стоит проблема не выхода из кризиса, а ускорения темпов экономического роста и его поддержания на максимальном уровне в течение длительного времени. Для этого необходимо создание специфических рыночных институтов и наличие демократического политического устройства. Государство должно влиять на формирование новых рыночных институтов, это оказывает серьезное воздействие на темпы роста экономики.

"Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики" и другие