Кредитные рейтинги стран снг остаются низкими

Кредитные рейтинги стран снг остаются низкими

На основании данных Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств составили рейтинг стран СНГ по разрыву зарплат между столицами и регионами. Рейтинг фактически отражает уровень диспропорции в распределении доходов внутри страны.

Государства, которые характеризуются наибольшей разницей в зарплатах между столицей и остальной территорией, заняли в рейтинге ведущие позиции.

Первое место в рейтинге заняла столица Таджикистана город Душанбе, где номинальные зарплаты по итогам 2010 года в среднем на 97% больше, чем в целом по стране. В данном случае причина такого результата вероятно не в том, что работать в Душанбе очень выгодно, а скорее в том, что за пределами столицы уровень зарплат крайне низок и основу жизнеобеспечения страны составляет подсобное хозяйство. Второе место достаточно предсказуемо заняла Москва - в этом городе зарплаты также почти в 2 раза (на 91%) выше, чем в целом по России. Как следствие, для жителей всей остальной страны Москва является очень привлекательным местом работы. Третье место заняла столица Украины город Киев, однако с уже гораздо более скромными показателями. В этом городе зарплаты «только» на 53% превышают среднеукраинские.

На последнем месте в рейтинге расположился город Ереван, где разрыв в зарплатах со средним показателем по Армении составил необычно низкую величину - всего 10%. Далее следуют Кишинев и столица Беларуси Минск, где зарплаты в большей части экономики регулируются государством.

В целом можно отметить, что большой или маленький разрыв в доходах столиц и регионов не является свидетельством уровня развития государства. Скорее, данный показатель демонстрирует внутреннюю структуру распределения доходов. В некоторых странах географическая концентрация денежных потоков вокруг столиц высока, а в других меньше. За пределами СНГ так же нет однозначной закономерности. Например, в Париже зарплаты сопоставимы со среднефранцузским показателем, в Лондоне почти в полтора раза выше, а в финансовой столице мира Нью-Йорке зарплаты превосходят среднеамериканский показатель в несколько раз.

Отметим, что во временном разрезе разрыв в зарплатах меняется очень незначительно, поэтому представленные в рейтинге результаты 2010 года дают представление о ситуации на ближайшие годы вперед.

Если посмотреть на абсолютную величину зарплат, то в 2010 году самый высокий уровень номинальной заработной платы был в Москве - 40.5 тыс. руб., далее с большим отрывом следовала Астана (23.3 тыс. руб.), замыкал тройку Баку (17.4 тыс. руб.). Самый невысокий уровень зарплат при этом наблюдался у лидера рейтинга Душанбе - только 4.9 тыс. руб.

Российские чиновники неоднократно критиковали тройку американских рейтинговых агентств за то, что те не учитывают финансовую мощь России. Несколько лет назад даже была идея создать собственное российское рейтинговое агентство.

Но агентства настаивают: все что инвесторам нужно знать об экономиках других стран, их рейтинги отражают точно. Экономисты Standard & Poors во главе с Аной Йеленкович объяснили, почему рейтинги стран СНГ остаются низкими.

Ни одна из стран, входящих, в СНГ, не попала в группу "А" - самых надежных кредиторов в мире. Ближе всего к этой группе приблизился Казахстан, имеющий, по версии S&P, рейтинг "BBB+". Россия отстает от него на одну ступень - "BBB". Самый низкий суверенный рейтинг у Белоруссии - "B-" с отрицательным прогнозом. Она вот-вот попадет в группу высокорисковых заемщиков вместе с европейскими должниками.

Standard & Poors разделило имеющие рейтинг страны СНГ (плюс Грузию, которая СНГ покинула) на две группы:

1. Группа экспортеров энергоносителей: Россия (BBB), Казахстан (BBB+) и Азербайджан (BBB-). У этой группы рейтинг, позволяющий привлекать инвестиции, положительный торговый баланс и лучшие финансовые показатели.

2.Группа импортеров: Беларусь (B-), Украина (B+) и Грузия (ВВ-). У них слабый торговый счет и неважные показатели бюджета.

Однако экономическая и политическая ситуация во всех шести странах схожа: развиваться (и получать высокие рейтинги) им мешают одни и те же причины.

В первую очередь, сдерживают рост рейтингов стран СНГ политические риски. В отличие от стран Восточной Европы и Прибалтики, ни одна из шести стран не прошла до конца весь путь рыночных преобразований и уменьшения централизации власти. Все шесть стран - либо сильные президентские, либо "суперпрезидентские" республики, причем некоторые властители, например, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев, находятся у власти с начала или середины 1990-х годов.

В большинстве стран продолжает углубляться социальная пропасть между правящими элитами и населением. Чем богаче страна, тем большее недовольство вызывает неэффективная власть и отсутствие системы сдержек и противовесов. В большинстве стран оппозиции как таковой нет: она раздроблена и слабо влияет на события, происходящие в стране.

Как следствие, процесс принятия решений, в том числе сфере бизнеса и бюджета, в этих странах, как правило, непрозрачный и непредсказуемый. Государство во всех этих странах активно участвует в экономике, особенно это касается группы экспортеров. По мере роста цен на нефть, в них развился "ресурсный национализм". Государство стремится увеличить свои доходы от роста цен на сырье в ущерб остальной экономике.

В Белоруссии на долю частного сектора приходится 20-25% экономики.

В Казахстане 400 государственных компаний после кризиса были объединены в "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" - он полностью контролируется руководством страны. В этом году будут проданы небольшие пакеты акций госкомпаний, но вряд ли правительство решится на крупномасштабную приватизацию, особенно в добывающем секторе.

Российское руководство эксперты S&P также упрекают в излишнем контроле над экономикой - фактически оно взяло на себя принятие всех ключевых решений.

S&P также указывает инвесторам, что Россия взяла на себя дополнительные риски, искусственно усилив влияние на постсоветском пространстве. Наиболее ярким примером этой зависимости является Белоруссия, живущая на кредиты от России и ЕврАзЭс, а также Украина, зависящая от российских энергоносителей. По Грузии ударили экономические санкции и запрет на экспорт части продуктов - когда он будет снят, платежный баланс Грузии заметно улучшится. Таможенный союз и другие инициативы увеличивают влияние России, а вместе с ним - и сопутствующие риски.

В России вряд ли будут проведены структурные реформы экономики и либерализация, а также власти не смогут существенно улучшить инфраструктуру, уверены в S&P. В 2012-2014 годах средние темпы роста России не превысят 3,8% (в этом году будет 3,5%). Принятая в России модель госкапитализма, отсутствие конкуренции и плохая демография помешают развитию не только самой страны, но и всего региона.

Рис. 1. Темпы экономического роста в странах СНГ

Шесть экономик различаются по темпам роста. В 2011 году в среднем ВВП стран вырос на 4%. Однако в Казахстане рост составил 7%, в Азербайджане - лишь 0,1%, а Белоруссия пережила экономический спад. Ни одна из шести экономик не будет расти так же быстро, как до кризиса, уверены в S&P. Среднегодовые темпы роста Казахстана, например, снизятся до 6%, и это без падения цен на нефть, которое может ухудшить ситуацию, особенно с бюджетом, который у стран из группы энергоэкспортеров исполняется с профицитом.

Единственной из исследованных стран, серьезно снизившей расходы бюджета, стала Грузия. Дефицит бюджета сократился с 9,2% ВВП в 2009 году до 3,7% в 2011 году, а к 2015 году у Грузии есть шанс снизить дефицит до 3%. И это при том, что бюджетные показатели страны ослабил конфликт с Россией и последовавший за ним кризис.

Остальные страны, включая Украину, получившую помощь МВФ, расходы бюджета увеличивают. От вновь избранного президента Владимира Путина экономисты рейтингового агентства ожидают того же: из-за снижения поддержки населения он не решится на сокращение расходов.

До 2007 года агентство постоянно повышало рейтинги России и других стран СНГ: с 2000 года по 2006 год рейтинг России вырос на семь ступеней с "частичного дефолта" (SD) до "BBB+".

Повышение рейтингов, главным образом, связано с ростом цен на нефть: за 2000-е годы они выросли с $20 за баррель до $130 перед кризисом 2008 года. От этого выиграли рейтинги России и Казахстана - лидеров группы.

Переломным для стран СНГ стал 2007 год. Ухудшение ситуации в мировой экономике, последующее падение цен на нефть и снижение притока капитала привели к быстрому снижению рейтингов.

После 2008 года на одну ступень рейтинга опустились Россия, Казахстан и Грузия. Россия поплатилась за массовый отток капитала и "побег" инвесторов, а Казахстан - за плохие показатели бюджета.

В 2011 году на две ступени выросли рейтинги Грузии и Казахстана, а также на одну ступень - Азербайджана. В Грузии на S&P произвело впечатление согласие Грузии на вступление России в ВТО, а также готовность правительства проводить реформы.

Итоги развития стран СНГ в 2013 году показывают достаточно неожиданные результаты. Как свидетельствуют статданные, наличие необъятных нефтяных и газовых ресурсов уже не является достаточным основанием для значительного и стабильного роста экономики.

Так, в лидеры по росту экономики вырвались страны, экономическую ситуацию в которых ранее оценивали как тяжелую и даже критическую. Нельзя сказать, что ситуация парадоксальна, поскольку законы экономики таковы, что желание правительства той или иной страны по улучшению социально-экономической ситуации рано или поздно будут иметь свой положительный эффект. И в этой связи правительствам тех стран, которые не вошли в лидеры рейтинга, возможно, необходимо сделать соответствующие выводы и скорректировать свою политику. А потому, отбросим апломб и посмотрим, каким членам СНГ удалось добиться максимального роста ВВП в 2013 году и, самое главное, каким образом.

Самый большой рост в 2013 году показала экономика соседней с Казахстаном республики - Кыргызстана, которая увеличилась на 10,5% по сравнению с показателем 2012 года. За январь-декабрь 20132 года ВВП республики был сформирован в объеме 350,0 млрд. сомов, или $7,2 млрд. по валютному курсу на конец периода. Показатель индекса ВВП в 2013 году демонстрирует внушительный рывок экономики, если сравнивать с показателем предыдущего года. Напомним, по итогам 2013 года ВВП Кыргызстана снизился на 0,1%. За счет чего был достигнут такой рост? По данным Национального банка КР, достичь таких показателей удалось за счет увеличения производства золота, роста активности в сельском хозяйстве. Объем продукции сельского хозяйства за год увеличился на 2,6% и составил $3,5 млрд. В 2013 году республика экспортировала свою продукцию на сумму $1,8 млрд., что на 6,8% больше показателя 2012 года. При этом экспорт золота вырос на 41,6%. Объем продукции промышленности Кыргызстана в 2013 году вырос незначительно, на 0,4%, и составил $2,8 млрд.

Составлен рейтинг городов в Казахстане с самым недорогими ценами на жилье

На втором месте в рейтинге - Молдова, чья экономика в 2013 году выросла на целых 8,9%. Эта страна в 2012 году также показывала снижение ВВП, на 0,7%. Однако, в прошлом году правительство страны смогло не только преодолеть кризис, но и добиться существенного роста. Более того, этот рост оказался самым существенным за всю историю существования независимой республики, не говоря уже о том, что он превысил ожидания МВФ, прогнозировавшего рост экономики страны всего на 5,5% в 2013 году. Так же, как и в Кыргызстане, существенное влияние на такой прирост оказало восстановление ситуации в сельском хозяйстве. По данным статведомства Молдовы, рост валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве в прошлом году составил 41%, в секторе товаров - 22%, в промышленности - 7%, в сфере услуг - 4%.

На третьем месте находится другой сосед Казахстана - Узбекистан. За январь-декабрь 2013 года рост ВВП республики составил 8,0%. Если верить статистике, экономика страны показывает достаточно устойчивый рост на протяжении последних 5 лет. Тем не менее, показатель несколько снижается год от года, начиная с 2010 года; это снижение не превышает 0,2%. По данным, которые были озвучены главой Узбекистана на заседании кабинета министров страны, в 2013 году рост объемов производства промышленной продукции составил 8,8%, сельского хозяйства - 6,8%, строительных работ - 16,6%, услуг - 13,5%, розничного товарооборота - 14,8%. По сообщению официальных лиц Узбекистана, рост объем инвестиций в основой капитал составил 113% за счет "реализации активной инвестиционной политики по ускоренному развитию и технологической модернизации промышленности, социальной, дорожно-транспортной и коммуникационной инфраструктуры".

Топ-10 высших учебных заведений мира по версии QS

Экономика Казахстана, к сожалению, не смогла в 2013 году показать такой же прорывной рост, как лидеры рейтинга. ВВП нашей страны по итогам периода вырос на 6,0%. Тем не менее, среди стран ТС мы показали наилучший результат. К примеру, экономика России в 2013 году выросла всего на 1,3%, при достаточно стабильных ценах на основные экспортные товары страны. Как показывает ретроспектива, экономика РФ показывает поступательное снижение с 2010 года, когда рост ВВП страны смог выйти из кризиса 2009 года и нарастить объемы на 4,5%. Однако, в последние 5 лет мы видим, что темпы роста ВВП страны снижаются, достигнув в 2013 году уровня в 1,3%. На этом фоне серьезные опасения вызывают заявления официальных лиц правительства РФ о том, что в 2014 году российскую экономику ждет еще более низкий рост и возможно нулевая стагнация.

Экономика Беларуси также не показывает радужных итогов. В 2013 году темпы роста экономики страны снизились до 0,9%. Для сравнения, в посткризисном 2010 году рост ВВП составлял 7,7%, и с тех пор республика показывает постоянный спад темпов роста экономики.

На этом фоне еще более неоднозначным выглядит заявление премьер-министра России Дмитрия Медведева о том, что благодаря ТС экономики Казахстана, РФ и Беларуси плавно прошли через испытания кризисом . Как показывает официальная статистика, делать такие заявления, по меньшей мере, рано.

Казахстан занял 42-е место в топ-50 экономически свободных стран мира

По результатам посещения всех 12 республик СНГ (условно включаем сюда и Грузию), решил составить рейтинги по ним. Немало наблюдений и зарисовок жизни в этих странах можно попробовать выразить через рейтинги.

Приличность страны (насколько аккуратно выглядит частный сектор в городах, села, многоэтажки, парки, улицы, дворы, состояние асфальта, мусор, освещенность улиц).

1. Белоруссия (единственная страна, похожая по этому показателю на Западную Европу)
2-3. Украина и Россия (в Украине лучше выглядят села, в России - города)
4. Молдавия (страна бедная, но южная природа и сельский образ жизни жителей спасает ее внешне)
5. Армения (бедно, но не бомжово)
6. Азербайджан
7. Казахстан (в крупных городах иногда выглядит цивильно, в средних - кошмар, в деревнях
средневековье)
8. Туркмения (сильно преобразились облцентры за последние годы, что ставит республику выше
других в регионе)
9. Узбекистан (уделяют внимание облику крупных городов, что немного спасает от погружения в
грязь классического 3-го мира)
10. Грузия (единственная на Кавказе стоит ниже некоторых стран Средней Азии ввиду потрясающей
разрухи в городах, хотя в последние годы там проводят ремонты и может надо будет её поднять в будущем)
11. Киргизия (инфраструктура доживает последние дни)
12. Таджикистан (все города превращены в кишлаки)

Приличность столиц республик СНГ (рейтинг совсем другой, так как многие страны уделяют особое внимание столицам).

1. Минск (уровень лучших (!) городов Западной Европы)
2. Москва (богатый и чистый город, однако проблемы с перенаселенностью и пробками на дорогах)
3. Ашхабад (самые большие изменения со времен СССР произошли именно здесь: многие улицы выглядят просто шикарно, минус - мало торговли и замусоренность советских кварталов в противоположность новым)
4. Астана (динамично развивающийся город, альтернативный мир по отношению ко всему Казахстану, город светлого будущего)
5. Киев (большое число водоемов и парков, а также сильно развитая торговля не позволяют в рейтинге опуститься ниже, однако с асфальтом на улицах и мусором большие проблемы, чем у всех городов выше в рейтинге, еще один минус - перенаселенность и пробки, этим в СНГ страдают только две столицы - 2 и 5)
6. Ташкент (идеально вычищенный центр, декриминализированные улицы, однако на окраинах иногда проглядывает Азия, в целом как для страны третьего мира столица очень приличная)
7. Тбилиси (образцово-показательная роскошь на нескольких улицах в центре, чуть поодаль -
большая разруха, много мусора. Хорошо развит частный бизнес)
8. Кишинев (бедненько, но довольно весело - особенно не зимой - благодаря процветающей всюду торговле и большому количеству зелени)
9. Баку (большой контраст между элитными кварталами новостроек и запущенными старыми, полными мусора, в городе много денег - повсюду торговые центры, море всё покрыто нефтяной пленкой)
10. Ереван (презентабельная сталинская архитектура центра, проблема с частным сектором -
выглядит очень бедно, много мелкой торговли - что придает симпатичность и классический азиатский колорит)
11. Бишкек (почти ничего с распада СССР не построено нового, хорошо хоть старые жилые дома поддерживают в порядке)
12. Душанбе (также ничего с советских лет не построено кроме 15-20 новых домов,
социалистические дома приличны только в центре, а на массивах сильно запущены).

Также хочу заметить, что если многие республики СНГ выглядят изрядно б/у, то ни одной реально бомжовой, грязной и криминальной столицы здесь нет - все таки СНГ не Африка и не Латинская Америка. Все города более менее на уровне - укладывают на улицах новый асфальт, появляются массово супермаркеты, строятся мосты и развязки (кроме столиц 11-12), есть хорошие кафе, интернет-клубы, масса культурных событий. Для жизни при наличии денег все города приятны, везде большинство людей говорит и понимает по-русски.

Проблемы с милицией для туристов

1. Украина (если не считать гаишников, то милиция здесь не более заметна, чем в Европе - можно ездить по стране месяцами и не пообщаться ни разу)
2. Молдавия (иногда активность проявляют в Кишиневе - особенно на вокзалах, в провинции
незаметны, если не считать, опять таки, ГАИ)
3. Белоруссия (если вести себя аккуратно - проблем не возникает, однако при малейшем нарушении - переход улицы в неположенном месте, обмен валют с рук или питье пива в парке - можно отгрести по всей строгости закона)
4. Грузия (хорошо стало только после прихода Саакашвили к власти, до этого придалбывались с проверкой документов)
5. Россия (для белого человека проблем обычно нет, но на жд вокзалах, в метро Москвы и
Петербурга могут приставать, на Кавказе - зверский беспредел)
6. Армения (в большинстве случаев не пристают)
7. Киргизия (милиция активна в столице, в провинции документы проверяют, но не часто)
8. Азербайджан (милиция иногда помогает путешественнику, иногда просит деньги или даже требует, особенно активна в Баку)
9. Казахстан (в больших городах можно гулять относительно спокойно, однако в провинции могут приставать. Особенно плохо - в поездах и на вокзалах, там царит беспредел)
10.Туркмения (нужно себя вести очень аккуратно, следуя всем самым мельчайшим предписаниям
местных законов, милиция - повсюду, может забрать в любой момент, патрульные глупы)
11. Таджикистан (милицейский беспредел, на ровном месте могут посадить на сутки "до выяснения",
украсть деньги, избить, милиционеры чрезвычайно тупы и примитивны)
12. Узбекистан (одна из самых заментованных стран мира, мало трогает туристов в самых больших городах, зато по всей остальной стране - с вами может произойти все, что угодно).

Также стоит отметить, что более менее можно ездить не опасаясь милиции в странах 1-6, в 7-12 уже надо все время быть начеку. В странах 10-12 вас впридачу может остановить для проверок документов или даже забрать КГБ.

СССР был не лучшим государственным укладом в истории человечества, но по сравнению с постсоветизмом многим он кажется просто райским. А как же обстоит дело с объективной точки зрения?
Скажу только следующее: по статистическим данным СССР по уровню жизни населения страны занимал седьмое место в мире, а современная постсоветская России занимает 148 место. Вот и весь сказ о «перестройке» и её плодах. Подробности о мровом уровне жизни в странах мира смотрите в нижеприведенном описании и таблицах. Вот конеретные статистические данные, которые говорят сами за себя: Рейтинг стран по уровню жизни Рейтинг актуален на 30.11.06 Шестой год подряд Норвегия удерживает титул лучшей страны мира для проживания. Средняя продолжительность жизни в этой скандинавской стране составляет 79,6 лет, все взрослое население имеет среднее или высшее образование, а ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности, составляет 38,4 тыс. долларов в год на каждого норвежца. При составлении рейтинга учитывались следующие факторы: продолжительность жизни, уровень образования и величина ВВП на душу населения (по паритету покупательской способности). Подобные исследования проводятся ежегодно группой независимых ученых по заказу ПРООН, начиная с 1990 года. Индекс HDI (Human Development Index) - главный показатель, на основании которого страны ранжируются по уровню жизни. В рейтинге приводятся показатели 117 стран, в том числе Гонконг (Китай) и Палестина (Оккупированные Палестинские территории), за 2004 год (сбор и обработка информации занимают примерно полтора года). Вместе с тем, для 17 государств-членов ООН индекс HDI не установлен, поскольку по ним не было собрано достаточного количества данных.
Рейтинг стран по уровню жизни


Второе и третье место с минимальным отрывом от лидера заняли Исландия и Австралия. Средняя продолжительность жизни островитян - 80 лет, а такой важный показатель, как ВВП на душу населения, составляет 33 тыс. долл. в год на каждого жителя Исландии и 30 тыс. долл. на каждого австралийца. Странами с высоким уровнем жизни независимые эксперты признали 63 государства. В десятку лучших стран попали Ирландия, Швеция, Канада (лидер рейтинга с 1993 по 2000 годы), Япония, США, Швейцария и Нидерланды. Из стран бывшего СССР Россию по уровню жизни обгоняют только прибалтийские страны: ВВП на душу населения в Эстонии составляет 14,5 тыс. долл. в год (40-е место), Латвии – 11,6 тыс. долл. (45) и Литве – 13,7 тыс. долл. (41). Странами со средним уровнем развития стали 82 государства. В тройку лидеров данной группы входят Ливия, Россия и Македония. Уровень жизни в России неуклонно падает: в этом году наша страна и заняла 65 место (в прошлом году было 62, а годом ранее – 57). Из стран бывшего СССР условия для жизни хуже, хуже, чем в РФ, в Белоруссии – 67 место, Украине – 77 место, Казахстане – 79, Армении – 80, Грузии – 97 и Азербайджане – 99. Во второй группе также оказались такие мировые экономические гиганты, как Бразилия (69-е место) и Китай (81-е). В группу стран с низким уровнем жизни эксперты поместили 29 африканских стран и один остров - Гаити. Странами непригодным для проживания, согласно рейтингу, являются африканские страны Нигерия, Сьерра-Леоне и Мали. Валерия Волохова Источник таблиц: РБК, ООН