Контрольная закупка «Комсомолки»: Сколько стоит продуктовая корзина на день в разных странах? Бпм и потребительской корзине

Контрольная закупка «Комсомолки»: Сколько стоит продуктовая корзина на день в разных странах? Бпм и потребительской корзине

В Беларуси учли основные статьи расходов и установили размеры минимальных потребительских бюджетов (МПБ) в средних ценах для восьми социально-демографических групп населения.

Среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек с 1 ноября нынешнего года составит Br459 тыс. 620 в расчете на месяц (с 1 августа по 30 октября - Br448 тыс. 520). Среднедушевой МПБ семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Новый МПБ семьи из четырех человек увеличился на 2,5%. Это обусловлено ростом цен на продовольственные и промышленные товары, а также тарифов на услуги, которые входят в потребительские корзины.

Основные статьи расходов среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек в ценах сентября следующие: продукты питания - 54%, одежда, белье, обувь - 19%, оплата жилья и коммунальные услуги - 9,8%, бытовые услуги, транспорт, связь - 6,1%, предметы санитарии, гигиены, лекарственные средства - 1,9%.



Кроме того, утверждены среднедушевые минимальные потребительские бюджеты молодой семьи из трех человек - Br473 тыс. 920, трудоспособного населения - Br575 тыс. 960, пенсионеров - Br478 тыс. 250, студентов - Br437 тыс. 430, детей в возрасте до 3 лет - Br364 тыс. 120, детей в возрасте от 3 до 6 лет - Br443 тыс. 910, детей в возрасте от 6 до 18 лет - Br514 тыс. 890.

В соответствии с законодательством минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений населения, усиления социальной поддержки нуждающихся граждан, формирования системы народно-хозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

Вице-премьер Беларуси Петр Прокопович не видит объективных причин для роста инфляции выше прогнозных значений.

"Объективных причин для роста цен не имеется, все должно быть в пределах 12%", - сказал П.Прокопович в пятницу на пресс- конференции в Минске.

Он подчеркнул, что рост цен в начале года был сформирован за счет увеличения тарифов на услуги ЖКХ, роста и цен на алкоголь и табачные изделия, роста тарифов на услуги связи. "То есть в основном увеличение цен произошло за счет этого. Цены на мясомолочную продукцию, товары народного потребления росли ниже прогноза", - сказал П.Прокопович.

Вице-премьер отметил, что правительство приняло решение временно отказаться от дальнейшего повышения тарифов на услуги ЖКХ "и принять другие меры за счет интервенций по рынкам на других направлениях". За счет этого, полагает вице-премьер, власти смогут удержать инфляцию в границах прогнозных 12%.



В Беларуси за январь - февраль потребительские цены на товары и услуги выросли по сравнению с декабрем на 4,3%.

Базовая инфляция (без учета регулируемых и сезонных цен) за отчетный период составила 3,4%, в том числе в феврале - 0,6%.

В годовом выражении инфляция в феврале составила 22,7%.

Кризис все больнее бьет по кошелькам. Оглашения суммы на кассе порой ждешь с неприятным холодком, а за 200 тысяч, на которые еще недавно можно было купить приличный набор продуктов, теперь запросто уйдут на скромный семейный ужин. Разговоры о том, что продукты у нас стали слишком дорогими, особенно по сравнению с зарплатами, слышу буквально каждый день. В метро, магазине, на работе…

Мы решили провести гастрономический эксперимент. Купили универсальный и, на наш взгляд, относительно недорогой набор продуктов, которым среднестатистическая белорусская семья из 3-4 человек могла бы полноценно питаться день. Этот же набор продуктов попросили купить знакомых хозяек из Берлина , Парижа , Вильнюса , Вроцлава , Москвы и Киева . К походу в магазин все постарались отнестись ответственно - выбирали самые недорогие продукты, но приемлемого качества.

Итак, что мы купили? Десяток яиц, упаковку чая, пачку овсяной каши, молоко, упаковку творога, кило куриного филе, килограмм картошки, хлеб, кусочек сыра, кочан капусты, полкило морковки, яблоки, апельсины и плитку шоколада. Вполне себе продукты для меню на день. Утром домашних можно накормить овсянкой и попить чаю с творогом. На обед приготовить щи, потушить курицу с морковью и картофелем. Вечером, к примеру, сделать омлет, попить чайку с шоколадкой. Фрукты – для перекусов.

Цены на все продукты мы вписали в табличку, а чтобы читать ее было удобнее, перевели их в белорусские рубли по курсу Нацбанка.

ИТОГО

Дешевле всего питаться в Украине, а «цены как в Москве» - это совсем не страшно

Ценники в чеках нас действительно удивили. Оказывается, в Германии дороже, чем в других странах, яйца и морковка, во Франции непростительно дорогая курица, а цены в Украине вообще кажутся непозволительно доступными…


Больше всего нас, конечно, интересовала общая сумма в чеках. Оказывается, фраза «цены как в Москве» теперь должна нас не пугать, а только радовать. Если в Минске все продукты обошлись нам в 273.700 рублей, то в Москве в переводе на белорусские деньги такой же продуктовый набор стоит сейчас порядка 232.997 рублей. Приблизительно такой же ценник вышел и в польском Вроцлаве – 237.593. Но вот что нас действительно удивило, так это украинская закупка. В Киеве всю продуктовую корзину можно купить за 162.439 рублей! Это почти в два раза дешевле, чем у нас.

Зато по сравнению с европейскими Литвой , Германией и Францией Беларусь – золотая середина. В соседнем Вильнюсе продукты стоят уже подороже. Итог в чеке – 339.692. А дальше – еще веселее. В Берлине экономная хозяйка отдала на кассе 464.192 на наши деньги, а во Франции – целых 700 тысяч!


Получается, продукты у нас не самые дорогие. Тем более эффект дешевизны продуктов в нашей стране создает падающий с каждым днем курс белорусского рубля. Но если, например, переводить все цены по декабрьскому курсу прошлого годы, такого эффекта в нашей таблице не получилось бы.


КСТАТИ

В Беларуси закупаются на акциях, а во Франции будут наказывать за лишние пищевые отходы

Мы провели еще один эксперимент. Поинтересовались у белорусских хозяек, на чем они экономят в кризис, и как он повлиял на содержимое их продуктовой корзины.

9 из 10 опрошенных признались, что ходить в магазин они реже не стали. Как минимум за молоком-кефиром-хлебом заходят в маркеты каждый день. Но экономить все же пришлось. Большинство хозяек признались, что с начала года отказались от дорогой рыбы, всем видам мяса предпочитают куриные бедра-окорочка, а женщины постарше рассказали, что экономить стали на овощах и фруктах. И, тем не менее, суммы в чеках у них все равно выросли – порой в два раза.

Для нас подспорье – это дача. Овощи-фрукты летом выращиваем сами. Зимой не покупаем. Есть деревня, там и поросенок, и коровка. На этом и держимся,- рассказывает Наталья, педагог с двумя высшими образованиями. – Денег сейчас действительно хватает только на еду. В магазинах ищем скидки и акции, а от покупки одежды и развлечений уже почти отказались.

В это время в «дорогой», как мы выяснили, Франции, другая проблема. В попытке решить одновременно проблему бедности и пищевых отходов правительство одобрило новаторский закон. Непроданные продукты из супермаркетов собираются отдавать бездомным или на корм животным. А если, как и раньше, магазины будут выбрасывать продукты просто в помойку, - получат за это штраф в 75 тысяч евро и два годы тюрьмы. По статистике, каждый год на помойку во Франции выбрасывают 7,1 млн. тонн продуктов.

СЧИТАЛКА «КП»

Сколько походов в магазин могут позволить себе белорусы

С 1 февраля в Беларуси обновили размер минимального потребительского бюджета. Так, в Минтруда считают, что семья из 4-х человек вполне может прожить на 10 298 920 рублей в месяц (по 2 574 730 бел. руб. на каждого). Этих денег должно хватить на оплату услуг, минимальный набор продуктов и вещей, которые нужны среднестатистическому белорусу, чтобы жить нормально.

Чуть больше половины этой суммы отводится на питание – 50,6%. Мы посчитали, что на продукты семья из 4-х человек может потратить 5 211 253 рублей в месяц. Это 173 708 рублей в день на всю семью либо 43 427 рублей в день на каждого.

В магазин мы ходим каждый день, но, получается, отовариваться на средний по нашим меркам ценник - 273 700 рублей - для белорусов сейчас непозволительная роскошь. Делим месячный продуктовый бюджет на средний ценник – получается, что отовариться на эту сумму в магазине можно 19 раз в месяц.


Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО , Ксения НОВОЖИЛОВА , Инна КОЧЕТКОВА , Раиса ЮДИНА , Надежда БЕЛОХВОСТИК.

Прожиточный минимум -- это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет прожиточного минимума -- стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых и двоих детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина -- это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не рейсе одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала .

Дифференциация населения на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

* бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума ему или равен;

* малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;

* обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;

* богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

Крайним проявлением бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупных доходов.

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение: 80/20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

Как было сказано выше, на величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

В странах, на чьих территориях имеют место различные климатические условия, существенное значение приобретают географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона, и соответственно предполагает различные уровни доходов.

Для Беларуси можно выделить и экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительных средств существования для жителей пострадавших районов.

Говоря о дифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане природой индивиды, обладая более высокой производительностью, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать «интеллектуальную ренту». Не последнее значение при этом имеет и работоспособность человека, его стремление добиться значительных результатов в своей деятельности.

Известно, что величина доходов зависит от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться индивидам по наследство, вследствие чего неравенство доходов воспроизводится, способствуя данной категории лиц в получении лучшего образования и более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств.

Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.

Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов, (Кд) -- это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения и 10 % наименее обеспеченного.

Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения.

Различают также децильный, квинтильный и квартильный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20, и 25 % самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного.

Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между гражданами (семьями) можно, построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат -- кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей.

Рисунок 2.1 - Кривая Лоренца

Примечание - Источник:

Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения -- 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала бы с пунктирной прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую.

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрихпунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества .

В современном мире наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини составляет 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини -- 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.

С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она квалифицируется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.

Вопрос борьбы с бедностью связан с проблемой перераспределения доходов и обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе и усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже экономическое благосостояние. Чтобы его повысить, необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако стремление к равенству на определенном этапе приводит к снижению производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным может повлечь снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и общему уменьшению благосостояния общества.

Кроме того, издержки, связанные с реализацией перераспределительных программ, могут превысить выгоду от их осуществления. Передача доходов от богатых бедным осуществляется, по выражению известного экономиста А. Оукена, в «дырявом ведре», ухудшая положение богатых и не улучшая при этом положения бедных. Утечка из «дырявого ведра» такова: из каждых 350 дол, взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. В результате подобной перераспределительной политики люди могут менять свое рыночное поведение. Возникает проблема искажений: в результате борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковыми и, не работая, получать пособие. В свою очередь, более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты налогов, в результате чего государству не поступают средства, необходимые для помощи бедным .

Итак, неоправданное неравенство подрывает социальную стабильность, однако чрезмерные перераспределительные процессы снижают эффективность экономической системы и могут уменьшить общественное благосостояние.

– это некий набор товаров и услуг, обеспечивающих комфортное и полноценное проживание человека на протяжении года и удовлетворяющих его минимальные потребности. От состава потребительской корзины зависит напрямую и величина , который пересматривается каждый год в зависимости от уровня цен.

Что входит в состав потребительской корзины в 2019 году?

Действующий Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по РФ» был принят Госдумой 20 ноября 2012 года. В статье 1 установлено, что потребкорзина устанавливается не реже, чем раз в 5 лет. То есть эту корзину должны были пересмотреть к началу 2018 года. Однако в статью 4 о сроке действия внесли изменения законом № 421-ФЗ от 28.12.2017, продлив силу «продуктовому набору» до 31 декабря 2020 года включительно.

В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного .

Во вторую группу включены непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства.

Ну и третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

Итак, если вы посмотрите в приведенную ниже таблицу, где представлены продукты и услуги, входящие в потребительскую корзину на 2017 год, то убедитесь, что согласно расчетам правительства, трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов в месяц.

Что это значит в расчете на одного человека в день? А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки – 280 г., овощей – 300 г., фруктов свежих – 160 г., сладкого – 60 г., молока и молочных продуктов – 800 г., масла растительного и жиров – 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за неделю 350 г. рыбы. Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.

1. Продукты питания

Наименование Единица измерения Объем потребления (в среднем на одного человека в год)
Трудоспособное население пенсионеры дети
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) кг 126,5 98,2 76,6
Картофель кг 100,4 80,0 88,1
Овощи и бахчевые кг 114,6 98,0 112,5
Фрукты свежие кг 60,0 45,0 118,1
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар кг 23,8 21,2 21,8
Мясопродукты кг 58,6 54,0 44,0
Рыбопродукты кг 18,5 16,0 18,6
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко кг 290,0 257,8 360,7
Яйца штука 210,0 200,0 201,0
Масло растительное, маргарин и другие жиры кг 11,0 10,0 5,0
Прочие продукты (соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,6

2. Непродовольственные товары

Наименование Единица измерения/ срок износа Объем потребления (в среднем на одного человека)
трудоспособное население пенсионеры дети
Верхняя пальтовая группа штук/лет 3/7,6 3/8,7 3/2,6
Верхняя костюмно-платьевая группа штук/лет 8/4,2 8/5,0 11/2,0
Белье штук/лет 9/2,4 10/2,9 11/1,8
Чулочно-носочные изделия пар/лет 7/1,4 4/1,9 6/1,3
Головные уборы и галантерейные изделия штук/лет 5/5,0 4/5,6 4/2,8
Обувь пар/лет 6/3,2 6/3,5 7/1,8
Школьно-письменные товары штук/лет 3/1,0 3/1,0 27/1,0
Постельное белье штук/лет 14/7,0 14/7,0 14/7,0
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения штук/лет 19/10,5 19/10,5 19/10,5
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц 10 15 12

3. Услуги


Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 23 октября 2017 года установлены новые размеры минимальных потребительских бюджетов.

В Беларуси установлены размеры минимальных потребительских бюджетов (МПБ) для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава в средних ценах сентября 2017 года. Такое решение содержится в постановлении Министерства труда и социальной защиты от 23 октября 2017 года №61.

Так, минимальный потребительский бюджет на одного члена семьи из четырех человек с 1 ноября 2017 года по 31 января 2018-го в расчете на месяц составляет 325,13 белоруских рубля - этот социальный норматив увеличился на 1% по сравнению с действовавшим с 1 августа по 31 октября нынешнего года.

Удельный вес основных статей потребительских расходов в МПБ семьи из четырех человек следующий: продукты питания - 50%, одежда, белье, обувь - 19,6%, жилищно-коммунальные услуги - 7,3%, бытовые услуги, транспорт, связь - 8,9%; мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения - 8,6%, культурно-просветительные мероприятия и отдых - 1,4%, взносы и платежи - 1,8%, лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены - 2,4%.

Постановлением Минтруда и соцзащиты на период с 1 ноября текущего года по 31 января будущего года также установлены среднедушевые минимальные потребительские бюджеты молодой семьи из трех человек в размере 351,09 белорусских рублей; трудоспособного населения - 413,33 белорусских рублей; пенсионеров - 324,63 белорусских рублей; студентов - 311,54 белорусских рублей; детей в возрасте до 3 лет - 264,01 белорусских рублей; детей в возрасте от 3 до 6 лет - 340 белорусских рублей; детей в возрасте от 6 до 18 лет - 355,94 белорусских рублей.

По словам специалистов, расчет произведен на основе потребительских корзин, состав которых утвержден постановлением Министерства труда и соцзащиты, и информации Национального статистического комитета о средних по республике ценах на потребительские товары и тарифах на услуги за сентябрь нынешнего года.

Увеличение минимальных потребительских бюджетов обусловлено повышением цен на непродовольственные товары, а также тарифов на услуги, входящих в потребительскую корзину. Выросли цены на хлеб и хлебопродукты, молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, рыбу. Снижение цен на плодоовощную продукцию, обусловленное периодом ее массовой заготовки, замедлило рост минимального потребительского бюджета, пояснили в министерстве.

Произошло снижение минимального потребительского бюджета для детей в возрасте от 3 до 6 лет в ценах сентября к его значению в ценах июня (99,6%). Это обусловлено уменьшением стоимости расходов на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, пояснили в Минтруда и соцзащиты, сообщает БЕЛТА .

Минимальные потребительские бюджеты служат для анализа достигнутого уровня жизни населения и прогнозирования его изменений, для оценки материального положения различных групп населения, типов семей, оценки покупательной способности доходов населения, обоснования размеров минимальных социально-трудовых гарантий.