Кому должна принадлежать земля под многоквартирным домом. Кому принадлежит земля под многоквартирным домом. Куда подавать документы

Кому должна принадлежать земля под многоквартирным домом. Кому принадлежит земля под многоквартирным домом. Куда подавать документы

2.1 Нормативно-правовое регулирование

Формирование земельных участков под многоквартирными домами является одной из наиболее актуальных тем в земельном и жилищном праве.

Вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами урегулированы в следующих нормативных правовых актах:

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) (п. 2 ст. 36).

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (далее – ЖК РФ) (ч. 1 ст. 36).

3. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон к ЖК РФ) (ст. 16).

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) (ст. 42–46).

5. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон к ГрК РФ) (ч. 2 ст. 6).

6. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) (ст. 16, 17, 20, 22, 23, 37−40).

Согласно п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилой дом - это индивидуально-определенное здание, состоящее: 1) из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; 2) из двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме .

Под многоквартирным жилым домом понимается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дом, либо в помещения общего пользования в таком доме; многоквартирный дом содержит себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.Двухквартирные жилые дома так же являются многоквартирными жилыми домами и соответственно на них распространяются нормы жилищного и земельного законодательства о многоквартирных жилых домах.

О праве собственности граждан на земельные участки под многоквартирными домами указано в пункте 2 статьи 36 ЗК РФ. В соответствии с данной статьей в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством .

Следовательно, условия и порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах предусмотрены в жилищном законодательстве.

В п. 1 ст. 36 ЖК РФ содержится лишь общее положение о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты .

Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах закреплены в ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ.

На основании статьи 16 Вводного закона к ЖК РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведён государственный кадастровый учёт, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме .

2.2 Понятие права общей долевой собственности

Термин "право собственности" понимается в двух значениях, таких как, право собственности в объективном смысле и право собственности в субъективном смысле.Право собственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности. Право собственности в субъективном смысле – это юридически обеспеченная возможность лица осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения принадлежащей им вещью.

Отношения собственности регулируются нормами конституционного, гражданского, административного, налогового, трудового и других ветвей права.

Общая долевая собственность - это имущество, находящееся в общей собственности с определением доли каждого из участников и право сособственника на получение определенной доли доходов от пользования имуществом, а также его обязанность нести определенную долю расходов на содержание общего имущества .

Отношения общей долевой собственности на имущество общего пользования, весьма непросты и специфичны. Их специфика проявляется уже на стадии возникновения общей долевой собственности на имущество общего пользования. Основанием возникновения общей долевой собственности на общее имущество является прямое указание закона.

Так, например, в ст. 289 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) установлено, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.

Доля собственности выражается в виде дроби или процентов. Согласно п. 1 ст. 245 ГК РФ доли участников предполагаются равными, если иное не вытекает из закона, договора или существа сложившихся между ними отношений .

Размер доли может изменяться по различным причинам: изменение состава участников, внесение в имущество улучшений и т. д.

Согласно п.3 ст. 245 ГК РФ при внесении в имущество улучшений с соблюдением установленного порядка участник имеет права на увеличение своей доли соразмерно повышению стоимости общего имущества, если улучшение неотделимо или приобретает право собственности на отделимое улучшение без увеличения своей доли.

Согласно ст. 247 ГК РФ осуществление права общей долевой собственности происходит по взаимному согласию всех собственников. Если отсутствует согласие по вопросам владения или пользования общим имуществом, каждый участник вправе разрешить спор в суде. Если отсутствует согласие по вопросам распоряжения общим имуществом, спор не может быть урегулирован судом .

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Пункт 2 статьи 8 ГрК РФ устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

У собственников помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона .

Согласно статье 15 Вводного закона к ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу данного Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное .

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение к новому собственнику одновременно переходит и доля в праве общей собственности на общее имущество здания независимо от того, имеется ли в договоре об отчуждении помещения указание на это.

Собственники помещений в МКД владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме; уменьшение размера общего имущества в МКД возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

ЖК РФ установлены серьезные ограничения в отношении прав собственника помещения в многоквартирном доме. Он не имеет права (ст. 37 ЖК РФ):

1) выделить в натуре свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (без передачи от права собственности на само жилое помещение);

3) совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.

Таким образом, когда происходит приобретение новым собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, к новому собственнику переходит доля прежнего собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ст. 38 ЖК РФ). То есть право общей собственности на общее имущество возникает у собственников квартир в силу факта приобретения ими жилого помещения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается.

Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N 29, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Учитывая положения статьи 23 Федерального закона N 122-ФЗ, статьи 16 Закона N 189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер .

Состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме». Состав общего имущества определяется:

а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;

б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;

в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ

В состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом .

Отношения общей собственности - это, с одной стороны, отношения сособственников друг с другом, складывающиеся по поводу осуществления правомочий владения, пользования и распоряжения объектом общей собственности (внутренние отношения), а с другой - это отношения всех сособственников, складывающиеся по поводу объекта общей собственности с любыми третьими лицами (внешние отношения).

2.3Особенности формирования земельного участка под многоквартирным домом

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами .

Формирование земельного участка – «выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка»(п.1 ч.4 ст. 30 ЗК РФ).

Другими словами, это описание земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствии с заявкой на выполнение работ и правилами учета, в объеме, который необходим для внесения сведений в Единый государственный реестр земель.

Сформированный таким образом земельный участок служит основанием для проведения его кадастрового учета, а далее, вместе с решением органа исполнительной власти о выделении данного участка для строительства и эксплуатации здания, для государственной регистрации участка, закрепляющей его за конкретным собственником.

Порядок осуществления действий по формированию земельных участков предусмотрен федеральным законодательством, в частности, Федеральным законом № 221-ФЗи подзаконными актами к нему. Однако порядок формирования земельных участков под многоквартирными домами, имеет свои особенности правового регулирования.

Основные положения по формированию земельных участков, занятых многоквартирными домами, закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и они актуальны для огромного числа граждан и юридических лиц - собственников квартир в многоквартирных жилых домах.

Согласно статье 16 Вводного закона к ЖК РФ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме .

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ в состав общего имущества многоквартирного дома входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке .

С вступлением в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть с 1 марта 2005 года, установлена процедура реализации права собственности на земельные участки под многоквартирными домами. В силу статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок с момента его формирования и постановки на государственный кадастровый учет переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Правовой статус земельного участкапод многоквартирным домом, и порядок оформления такого земельного участка являются наиболее спорными и обсуждаемыми вопросами. По данной теме выпущеноогромное количество федеральных, региональных и ведомственных нормативных актов, разобраться в которых собственникам жилых помещений самостоятельно не всегда под силу. Данная ситуация рождает многочисленные споры среди юристов, а чиновники используют ее, ущемляя права и законные интересы граждан.

Но, существует определенная иерархия законов, в соответствии с которой главенство имеют федеральные законы, а остальное законодательство не может им противоречить. Если же изданные нормативные акты содержат иные, чем в федеральных законах, положения, то они не могут приниматься во внимание и не имеют юридической силы.

Земельные отношения в той или иной степени регулируются Земельным, Градостроительным и Жилищным кодексами. В них достаточно ясно определен правовой статус земельного участка,занятого многоквартирным домом.

Согласно ст. 16 Вводного закона к ЖК РФпоставленные на государственный кадастровый учет ЗУ домов, построенных до введения в действие Жилищного кодекса, становятся общей долевой собственностью с момента введения в действие Жилищного кодекса, а сформированные после этого времени – переходят в общую долевую собственность с момента проведения государственного кадастрового учета. Принципиально важно, что такое право возникает в силу закона и не требует каких-либо актов органов власти. Переход земли осуществляется бесплатно .

«Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в МКД одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество» (ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 122-ФЗ).

Если участок придомовой территории не сформирован, то ни государственные, ни муниципальные органы не имеют право распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован ЗУ в качестве общей долевой собственности. Если же указанные органы все же распорядились данной землей, то собственники помещений в доме в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав

Формирование ЗУ и проведение его государственного кадастрового учета – обязанность органов власти, однако, если этого не сделано, то согласно п. 4.3 Постановления Конституционного суда № 12-П,в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании ЗУ может обратиться любой собственник. Решения общего собрания не требуется .

Исключительное право на получение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в собственность принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома. Возникновение права собственности не зависит от издания органами государственной власти или органами местного самоуправления правоприменительных актов, а ставится законом в зависимости от формирования земельного участка, при этом государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок носит не правообразующий, а лишь правоподтверждающий характер, так как в силу прямого указания закона (статья 16 Вводного закона к ЖК РФ) право собственности возникает с момента постановки земельного участка на кадастровый учет .

Если право на ЗУ МКД почти не оспаривается, то по вопросу о размере ЗУвозникают огромные споры. Вопрос тем более актуален, что существуют разные правовые акты, определяющие нормативы предоставления ЗУ МКД, вводящие понятие “земля под многоквартирным домом” и т. п.

Жилищный кодекс не дает четкого понимания размера “положенного” дому участка земли, указывая в ст. 36 лишь на то, что он включает “элементы озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты”. Однако статья отсылает к земельному законодательству и законодательству о градостроительной деятельности: «Размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности »

Согласно земельному кодексу - Границы земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Таким образом, земельный кодекс также не определяет размеры ЗУ МКД. Указание на определение границ ЗУ содержится в ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса: «Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий».

Существует расчет нормативной площади земельного участка под многоквартирными домами. При строительстве жилых домов соблюдался норматив земельного участка.

Нормативный размер земельного участка рассчитывается путем умножения общей площади жилых (на момент постройки дома) помещений в многоквартирном доме на удельный показатель земельной доли по формуле (1):

где: S нру - нормативный размер земельного участка в квадратных метрах,

S - общая площадь жилых помещений в доме,

У - удельный показатель земельной доли для зданий разной этажности.

Удельные показатели земельной доли, приходящейся на 1 кв. м площади жилых помещений в зависимости от этажности и периода строительства приведены в таблице 1.

Уточнение удельных показателей земельной доли для зданий разной этажности, имеющих встроенно-пристроенные нежилые помещения, с учетом обеспечения требований по эксплуатации этих помещений (организация подъездов, подходов, разворотных площадок для транспорта) осуществляется органами местного самоуправления исходя из территориальных градостроительных нормативов, градостроительного и правового зонирования конкретной территории с учетом градостроительной ценности и региональных особенностей территорий .

Основные принципы формирования границ земельных участков под многоквартирными домами:

1.Границы земельного участка под многоквартирным домом и иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества, устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии) и проездов, естественных границ земельных участков, границ отвода магистральных инженерно-транспортных коммуникаций, если градостроительными требованиями не установлено иное.

Строительные нормы

Этажность

1957 г.СН 41-58

СНиП II-К.2-62

СНиП II-60-75

МГСН 1.01-94

Таблица 1 – Удельные показатели земельной доли (Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах СП 30-101-98 Госстроя России)

2. В границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним.

3. При установлении границ должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах земельного участка, частями подземного и надземного пространства. Пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами участка, если иной доступ к ним невозможен, а также к необходимым объектам общего пользования путем установления органом местного самоуправления публичного сервитута с учетом градостроительных нормативов.

4. Границы земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимости, предназначенные для электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения и водоотведения, а также границы зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества устанавливаются органами местного самоуправления в составе проектов межевания с учетом местных нормативов градостроительного проектирования.

5. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами не подлежат приватизации. Не предоставляются в частную собственность земельные участки зарезервированные для государственных или муниципальных нужд.

6. Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме бесплатно, определяется в зависимости от площади земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также с учетом прилегающих к ним территорий, необходимых для их функционирования (обслуживания), с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания в многоквартирном доме. При этом должны обеспечиваться нормальные условия проживания на смежных земельных участках.

7. Если фактическая площадь земельного участка в существующей застройке меньше нормативных размеров площади, бесплатно передаваемой в общую долевую собственность собственников в многоквартирном доме, и увеличение размеров земельного участка за счет смежных земельных участков не представляется возможным, то границы земельного участка многоквартирного дома устанавливаются по фактически существующим границам.

8. Сверхнормативная территория может быть передана собственникам помещений в многоквартирном доме в собственность (за плату), аренду только при условии, что она, в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, не может быть использована в качестве самостоятельного объекта.

Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

На основании ст. 9 - 11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, - исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

В случае если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ ""О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"").

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Федерального Закона N 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (ст. 29 ЗК РФ), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

После того как земельный участок сформирован и в отношении его проведен кадастровый учет налогоплательщиками земельного налога признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома.

Согласно п.1 ст. 392 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности .

Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы рассмотрим вопрос, кому принадлежит земля под многоквартирным домом (МКД) – собственникам жилья или местной администрации. Если мы откроем Жилищный Кодекс (ЖК) РФ, то в статье 36 прочитаем, что земля, на которой стоит МКД, принадлежит всем владельцам квартир в данном доме на праве общей долевой собственности.

Где проходит граница

Сразу возникает вопрос – а что же с придомовой территорией? Если находящуюся под МКД землю никак не использовать, то границы двора возле него могут варьироваться достаточно широко. В этом вопросе нам поможет разобраться Земельный Кодекс (ЗК) РФ, где в статье 1 указано на соблюдение принципа одной судьбы отведенных земель и находящихся на них объектов недвижимости.

Землеотведение, включающее в себя землю под МКД и придомовую площадь, считается общим владением всех собственников квартир после окончания застройки с момента проведения государственного кадастрового учета.

Не мало ли земли?

Любому человеку, собирающемуся стать владельцем квартиры в России, интересно, не мало ли придомовой территории отмерило его домовладению государство. Но если мы бросимся изучать ЖК РФ или ЗК РФ, то про размеры придомовой территории нигде нет ни полслова. Лишь сказано, что размер участка зависит от размеров и расположения всех зданий и сооружений, находящихся в общем владении собственников конкретного МКД.

Также прилегающая к дому территория должна обеспечивать нормальное функционирование МКД, соблюдать градостроительные нормативы, правила пожарной безопасности, санитарные нормы, нормы по озеленению окружающих дом площадей.

Земля под домом и вокруг него должна быть поставлена на кадастровый учет еще в момент строительства здания и до сдачи его в эксплуатацию. Если это правило не соблюдено, незаконное строение на не отведенной для строительства участка будет снесено. Дом также снесут, если нарушен проект, превышена максимально разрешенная этажность.

Кроме того, вокруг строящегося дома находятся уже отведенные кадастром в собственность или в аренду участки, размеры которых узаконены и не полежат изменению.

Можно крепко встрять, купив квартиру в доме так называемой точечной застройки, а потом с грустью убедиться, что вокруг дома вся земля находится в собственности или аренде у посторонних организаций или граждан.

Приватизировать или нет?

Если у вашего дома не оформлен план участка и нет кадастрового номера – такое может быть, если дом построен до 2010 года, то в принципе ничего страшного, участок и дом на нем и так формально ваши. Приватизация может понадобиться, если местные власти собрались что-то возвести на вашем участке, либо вы на общем собрании собственников решили что-то построить во дворе (например, подземный гараж), или ваше ТСЖ или ЖСК решило взять кредит для проведения ремонтных работ или работ по благоустройству.

Для того, чтобы оформить придомовую землю в собственность, пишется заявление в местную администрацию о разработке плана земельного участка. С готовым планом нужно посетить орган государственного кадастрового учета и через некоторое время получить столь вожделенный кадастровый номер.

Плюсы и минусы придомовых владений


Первый минус – с момента приватизации собственникам общедомовой территории придется платить налог на землю. Вообще, чем больше земельных участков получит кадастровый номер, тем больше налогов будет собирать местная администрация. А так как проводимые работы по благоустройству придомовых территорий ложатся на плечи собственников жилья, муниципалитету не нужно будет тратить средства на эти цели.

Первый плюс – на общем собрании владельцев квартир МКД можно сдать часть земли в аренду и получать доход, построить на ней что-то нужное для всех жителей. А если вы живете на первом этаже, то можно сделать пристрой к своей квартире, правда, заручившись согласием всех собственников квартир в доме. Это тоже можно сделать на очередном собрании жильцов.

Поменять свой старый дом

У владельцев квартир в ветхом доме, находящемся в центре города, появляется возможность поменять его на новый, правда, в другом месте. Нужно продать свой МКД вместе с отведенной ему площадью, а на вырученные средства купить другой МКД, или отдельно каждому владельцу по квартире в разных местах.

И не нужно ждать, когда администрация решит снести ваш ветхий дом. В этом случае местная администрация может быть лишь совладельцем, если в МКД имеются квартиры, находящиеся у нее в собственности (не приватизированные).


Тем не менее, владельцы квартир в МКД пока не торопятся приватизировать свои участки и получать кадастровые номера. Потому что это не выгодно. Затраты на обслуживание земли и зданий на ней неси, налоги плати, а чтобы построить какой-нибудь магазинчик, можно не получить разрешения от тех же местных властей.

В советское время у населения таких проблем не было – все было общее, народное. Это сейчас развели: видеокамеры, шлагбаумы, домофоны, заборы. Может, это и хорошо, но мы перестали быть вместе, разделяясь даже дворами.

На этом разрешите попрощаться. Думается, разговор еще не закончен, поэтому подписывайтесь на новые познавательные статьи нашего сайта и давайте ссылки на них своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

Просмотров: 3

Юрий

Здравствуйте! Наш многоквартирный дом построен в 1968 году. Земельный участок на котором расположен наш дом поставлен на кадастровый учет в 2002 году на основании предоставленных администрацией города списков ранее учтенных земельных участков составленных по результатам инвентаризации земель города. В соответствии с выпиской из ГКН наш земельный участок имеет статус ранее учтенного, но границы его не установлены в соответствии с действующим законодательством,декларативная площадь земельного участка составляет 1882 кв.м. , назначение участка – для эксплуатации жилого дома. Несколько квартир в нашем доме переведены их собственниками в нежилые помещения и в настоящее время являются магазинами. Мы хотим зарегистрировать право общей долевой собственности на наш земельный участок. Для этого необходимо провести межевание, а для межевания нужно вычислить размер площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома. По методике изложенной в «СП 30-101-98 "Методические указания по расчету земельных участков в кондоминиумах"» размер земельного участка необходимого для эксплуатации многоквартирного дома вычисляется путем умножения коэффициента зависящего от этажности и года постройки данного дома на общую площадь всех жилых помещений в данном доме. Но ведь часть помещений в нашем доме принадлежащая отдельным собственникам на сегодняшний день не являются жилыми помещениями (магазины). Каким образом законодательство РФ предусматривает определение площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома? Спасибо.

Уточнение от 2 апреля 2015 - 16:53
Мы тоже считаем, что правильно было бы при расчете размера площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома учитывать площадь нежилых помещений также как и жилых, так как при приобретении этих помещений приобреталась и приходящаяся на их долю часть общего имущества (часть земельного участка на котором расположен наш дом) Но администрация города отказывается согласовывать межевой план нашего земельного участка, в котором размер площади нашего земельного участка расчитан с учетом того, что ранее (во время застройки данной территории) все помещения в нашем доме принадлежащие отдельным собственникам были жилыми. Администрация города настаивает на том, что для нежилых помещений не должны предусматриваться детские площадки, площадки для отдыха и занятий спортом и т.п. и на этом основании утвержджает, что в расчетах площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома должны учитываться только те помещения, которые на сегодняшний день являются жилыми. При таком расчете площадь нашего земельного участка уменьшается почти в два раза, так как в доме было всего 12 квартир и из них 5 переведены в нежилые. По расчетам Администрации города нам положена полоса земли вдоль дома шириной 12 метров, но на таком участке даже парковку для наших автомобилей невозможно разместить из за близости к окнам квартир.А на детскую или спорт площадку уже ничего не остается, а ведь еще нужны места для выгрузки товаров в магазины расположенные на всем первом этаже дома.Мы намерены обратиться в суд, но не знаем на основании каких правовых норм мы можем доказать необходимость учитывать наряду с жилыми помещениями и помещения магазинов. Может по этому поводу были какие-либо разъяснения каких-либо официальных органов?!

Ответы:

Елена Тарасова

Добрый день, спасибо за Ваш вопрос. Вам следует знать, что

К сожалению, ЖК РФ не содержит особых положений о порядке определения размера земельного участка под многоквартирным домом. Но некоторые ориентиры в законодательстве есть.

Так, в силу части 1 статьи 36 ЖК РФ границы и размер земельного участка рассчитываются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Более конкретно данное положение раскрывается в пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ, где указано, что площадь части земельного участка, занятой зданием и необходимой для его использования, определяется в порядке части 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ.

Однако, указанная статья говорит об определении лишь предельных размеров земельных участков, которые устанавливаются в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Значит, в любом случае необходимо будет в рамках известных пределов устанавливать границы с учетом индивидуальных обстоятельств.

Если земельное законодательство говорит о процедуре расчета границ земельного участка под многоквартирным домом лишь в общих чертах, то в части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса указано, что размеры должны определяться с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки территорий.

"С учетом" может означать две возможности установления размеров земельных участков: они могут быть равны показателям, определенным в соответствии с градостроительными нормативами и правилами, действовавшими в период застройки, либо быть меньше их, если сложившееся землепользование не позволяет придерживаться данных показателей.

На современном этапе подзаконный правовой акт о правилах определения границ участка не разрабатывался. В этой связи представляется целесообразным руководствоваться ранее предусмотренным порядком определения границ, который наиболее полно учитывал как интересы жильцов, так и необходимые технические требования.

На основе статьи 10 действовавшего до вступления в силу ЖК Федерального закона "О товариществах собственников жилья" были приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах", Свод правил по проектированию и строительству СП 30101-98, Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.

Основные принципы, заложенные в этих актах, состоят в следующем: если земельный участок еще не был отведен, то границы определяются в зависимости от этажности дома и от СНиПов, действовавших в период строительства; если же земельный участок уже был отведен, то его границы не подлежат пересмотру. Положение детализирует, что размеры земельных участков для создания кондоминиумов на территориях существующей застройки, а также на вновь осваиваемых территориях определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.

Рекомендация эксперта
Таким образом, я считаю, что при расчете площади земельного участка необходимого для эксплуатации Вашего дома необходимо учитывать нежилые площади так, как они были изначально при строительстве дома (т.е. как жилые).

Если будут вопросы, могу ответить более подробно.

С наилучшими пожеланиями.

Здравствуйте.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка». Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, - исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности

Директор

Департамента недвижимости А.И. Ивак

Вы также вправе обратиться за разъяснениями в Минэконом развитие.

Здравствуйте!

Неурегулированность порядка определения размера земельного участка многоквартирного дома приводит к тому, что практика в большинстве своем идет по пути определения размера земельного участка многоквартирного дома по обрезу фундамента здания. Вместе с тем, законодательство (ст. 36 ЖК РФ) предусматривает включение в состав участка многоквартирного дома территории, необходимой для обслуживания и эксплуатации здания, занятой объектами озеленения, благоустройства. Эксплуатация дома предполагает подачу на многоквартирный дом различных услуг, обеспечивающих безопасность и комфортность проживания, посредством систем и сетей инженерного обеспечения (газо-, тепло-, водо-, электро- и т.п). Градостроительное законодательство (ст. 6 ФЗ «О введении в действие ГрадК РФ») позволяет определить размер земельного участка многоквартирного дома в проектах планировки и проектах межевания до принятия технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В случае определения размера земельного участка многоквартирного дома по обрезу фундамента здания, земельные участки за пределами обреза фундамента многоквартирного дома рассматриваются как земельные участки общего пользования (используются для проезда/прохода неопределенного круга лиц). Полагаю, что органы гос.власти и органы местного самоуправления, устанавливая в проектах планировки и проектах межевания размер участка многоквартирного дома по обрезу фундамента здания, нарушают права собственников помещений в таком доме, так как создают условия, препятствующие реализации права собственника.

Так как законодательство (ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ») обуславливает возникновение земельного участка многоквартирного дома и права собственности на такой участок с проведением его государственного кадастрового учета, то сведения об учете здания многоквартирного дома имеют значение для определения размера уборочной площади многоквартирного дома.

Мнение эксперта относительно критериев определения размера земельного участка многоквартирного дома:

Участок многоквартирного дома не может быть по обрезу фундамента здания, так как обслуживание здания (покраска, побелка стен, ремонт крыш, окон и т.п.) требуют площади за пределами обреза фундамента здания. В технических регламентах по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений, а также в проектах планировки и проектах межевания земельный участок многоквартирного дома как часть общего имущества должен включать территорию, необходимую для обслуживания и эксплуатации дома в зависимости от его технических характеристик (этажности, конструктивных особенностей и т.п.). Иной подход (определение участка по обрезу фундамента дома) будет создавать препятствия в реализации собственниками помещений многоквартирного дома своих прав.

Со стороны жильцов многоэтажек часто встречается заблуждение, что земельный участок под многоквартирным домом находится в общей собственности проживающих лиц. На крайний случай территорией имеет право распоряжаться управляющая компания или коммунальное объединение, которое обслуживает жилой комплекс.

С одной стороны, такое предположение верно, и закон предусматривается передачу придомовой территории в распоряжение и долевую собственность владельцев квартир, однако существует ряд нюансов, которые обязательно стоит учитывать при решении подобного вопроса. Сегодня мы подробно рассмотрим ситуацию о том, кому принадлежит земля под многоквартирным домом и как регулирует этот вопрос действующее законодательство.

Согласно ЖК РФ, земля, находящаяся под МКД, переданная в пользование до 2005 года, становится общим владением граждан при следующих условиях:

  • надел под постройкой имеет четко определенные границы, которые уже согласованы с муниципалитетом;
  • все работы по землеустроению были завершены до 2005 года, когда вступили в законную силу основные положения ЖК РФ;
  • придомовая территория поставлена на учет в Росреестр и имеет кадастровый план.

Если перечисленные требования и условия исполнены не были, то территория остается в распоряжении начального пользователя, то есть муниципалитета или застройщика и не переходит во владение проживающих в многоэтажке лиц.

Важно перед покупкой квартиры в МКД проверить, чьей собственностью является территория под жилым комплексом. Если земля тоже передается гражданину, то это станет дополнительным преимуществом проведения покупки.

Дополнительно следует отметить, что жильцам предоставляется возможность приватизировать имущество в дальнейшем после проведения кадастровой регистрации и окончательного формирования участка. Лишь в этом случае права граждан будут официально подтверждены и ничем не ограничены.

Кому принадлежит надел под новостройкой, если дом был передан в использование после 2005 года?

При таких обстоятельствах ситуация складывается несколько иначе, поскольку владельцы жилья автоматически становятся собственниками земли, без соблюдения перечисленных условий. Такое решение связано с тем, что застройщик может заниматься возведением здания на земельной территории лишь после ее покупки или взятии в бессрочную аренду у администрации с последующей приватизацией.

В связи с этим после ввода здания в эксплуатацию, совместно с передачей покупателю прав на жилплощадь, одновременно передаются право владения и на земельный надел. Соответственно, покупателю не придется нести никаких расходов и самостоятельно заниматься приватизацией земли под жилым комплексом.

Как получить информацию о принадлежности придомовой территории?

В отдельных ситуациях могут потребоваться сведения о том, кто является владельцем земельного участка, на котором располагается МКД. Законом предусмотрено несколько способов узнать, кому принадлежит указанная территория, и самым простым из них является оформление онлайн-запроса на официальном сайте Росреестра.

Чтобы быстро получить нужную информацию, достаточно зайти на электронный ресурс и выбрать вкладку «Публичная кадастровая карта». Здесь можно видеть общую планировку конкретной местности с выделением отдельных секторов, а также ознакомиться с детализированными данными относительно принадлежности земли под МКД.

Еще один вариант получения сведения о приватизации земли под домом предполагает выполнение проверки налоговых платежей. Если гражданам раз в год приходит квитанция об уплате земельного налога, то территория находится в их собственности.

Какой надел разрешается перевести в общую долевую собственность?

Решая такую проблему, в первую очередь, граждане должны руководствоваться границами и площадью придомовой территории. Основной регламент выполнения перевода прописан в ЖК РФ и в ЗК РФ. Дополнительно следует учитывать, что земля под МКД состоит не только из свободных, открытых участков, но и включает в себя автостоянки, детские площадки, спортивные сооружения, палисадники.

Разумеется, территория под новостройкой будет иметь не очень большие размеры, поскольку представители муниципалитета изначально стараются ограничить участок до минимально возможных размеров. Особенно часто такое наблюдается в отношении застройки территорий в больших населенных пунктах, где земля ценится очень высоко. По этой же причине жильцы могут столкнуться с существенными проблемами, а также с серьезными препятствиями при обращении за проведением приватизации.

Важно отметить, что приватизировать территорию можно в том случае, когда участок «не заходит» на чужую территорию и не нарушает интересов других лиц. Если массив земли состоит из общей собственности разных домов, то приватизировать такое имущество будет невозможно.

Заключение

Земельная территория под жилым комплексом не всегда находится в распоряжении граждан, владеющих квартирами в ЖК. При наличии определенных условий надел можно будет приватизировать, однако существуют и запреты, которые не позволят провести процедуру приватизации. Чтобы соблюсти все правила и требования, следует руководствоваться советами и регламентом, указанными в ЖК РФ и в ЗК РФ.