Основной финансовый документ, который определяет дальнейшее экономическое состояние страны и обеспеченность её жителей — Государственный бюджет. Это документ, насчитывающий сотни страниц. В открытом доступе находится лишь часть информации. На основе её тоже можно сделать выводы о том, как населению придётся выстраивать свою жизнь. Опираясь на эти экономические данные, мы можем сложить представление распередение сресдтв на разные нужды РФ. Если судить по открытой информации, то перемен к лучшему гражданам ждать не приходится.
Так какие же суммы складывают бюджет России, и что следует нам ожидать в будущем?
Кроме того, почти в 2,5 раза сократится финансирование некрупного бизнеса, программ развития населённых пунктов и электронного здравоохранения.
Все данные рассчитывались, опираясь на курс доллара (1$ = 64,7 руб) и цену на баррель нефти (1 баррель = 43,8)
Засекреченные данные бюджета направляются на финансовое обеспечение военных сил и безопасности. Эти же средства финансируют развитие вооружения страны и организации по борьбе с терроризмом. В 2018 году бюджет рассчитывался на основе нововведённого указа — прибыль с продажи нефти (в расчёт берётся отсечение по уровню 40,8 $) будет направлена в Объединённый фонд (организация в составе ФНБ), а оттуда финансы будут поступать в правительственную казну, погашая её дефицит.
График:
Таблица. Структура расходов бюджета 2018:
Расходная часть | трлн. рублей | %, 2018 | %, 2017 | Разница |
---|---|---|---|---|
Соцполитика | 4,966417 | 30,96 | 30,79 | +0,17 |
Нацоборона | 2,729151 | 17,01 | 17,23 | -0,22 |
Нацэкономика | 2,263802 | 14,11 | 12,85 | +1,26 |
Правоохранительная деятельность | 1,876158 | 11,70 | 7,71 | +3,99 |
Общегосударственные вопросы | 1,224647 | 7,64 | 6,69 | +0,95 |
Обслуживание государственного долга | 0,847976 | 5,29 | 4,66 | +0,63 |
Трансферты между бюджетами | 0,767160 | 4,78 | 4,42 | +0,36 |
Образование | 0,619142 | 3,86 | 3,33 | +0,53 |
Здравоохранение | 0,410021 | 2,56 | 2,2 | +0,36 |
Культура, кино | 0,093079 | 0,58 | 0,56 | +0,02 |
Охрана окружающей среды | 0,077973 | 0,49 | 0,52 | -0,03 |
Средства массовой информации | 0,068566 | 0,43 | 0,46 | -0,03 |
Физкультура и спорт | 0,056550 | 0,35 | 0,44 | -0,09 |
ЖКХ | 0,039043 | 0,24 | 0,36 | -0,12 |
Проект бюджета на 2018 год. Какие цифры в нем заложены и что нас ждет?
Статья | млн. Руб. | %, 2018 | %, 2017 | Изменение |
Социальная политика | 4 966 417 | 30,96 | 30,79 | +0,17 |
Национальная оборона | 2 729 151 | 17,01 | 17,23 | -0,22 |
Национальная экономика | 2 263 802 | 14,11 | 12,85 | +1,26 |
Правоохранительная деятельность | 1 876 158 | 11,70 | 7,71 | +3,99 |
Общегосударственные вопросы | 1 224 647 | 7,64 | 6,69 | +0,95 |
Обслуживание госдолга | 847 976 | 5,29 | 4,66 | +0,63 |
Межбюджетные трансферты | 767 160 | 4,78 | 4,42 | +0,36 |
Образование | 619 142 | 3,86 | 3,33 | +0,53 |
Здравоохранение | 410 021 | 2,56 | 2,2 | +0,36 |
Культура, кинематография | 93 079 | 0,58 | 0,56 | +0,02 |
Охрана окружающей среды | 77 973 | 0,49 | 0,52 | -0,03 |
СМИ | 68 566 | 0,43 | 0,46 | -0,03 |
Физическая культура и спорт | 56 550 | 0,35 | 0,44 | -0,09 |
ЖКХ | 39 043 | 0,24 | 0,36 | -0,12 |
Москва, 22 января - "Вести.Экономика". В 2018 г. впервые за 7 лет бюджет РФ исполнен с профицитом: превышение доходов над расходами составило 2,7% ВВП и превысило ожидания. Для сравнения: дефицит бюджета в 2017 г. составил 1,4% ВВП, в 2016 г. - 3,5%, 2015 г. - 2,6%, 2014 г. и 2013 г. - по 0,5%, в 2012 г. - 0,02% ВВП.
Изначально бюджет на 2018 г. был утвержден с дефицитом в размере 1,3% ВВП, но затем стал профицитным.
В ноябре 2018 г. из-за роста нефтегазовых доходов были утверждены поправки в федеральный бюджет-2018: доходы увеличены до 18,95 трлн руб. с 17,073 трлн руб., расходы - до 16,808 трлн с 16,591 трлн руб. Расчетная цена на нефть увеличена c $61,4 за баррель до $69,6. Профицит был запланирован в размере 2% ВВП.
По предварительной оценке Минфина, исполнение основных показателей федерального бюджета за 2018 г. составило:
Объем поступивших доходов – 19,455 трлн руб., или 102,7%, к утвержденному общему объему доходов бюджета;
Исполнение расходов – 16,7 млрд руб. (99,4%), или 95,5%, к расходам бюджета с учетом внесенных изменений.
Профицит – 2,746 трлн руб.
Сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составило (-)2,610 трлн руб. и (-) 135,466 млрд руб. соответственно.
Доходы федерального бюджета
Максимальные объемы администрируемых доходов обеспечены:
Федеральной налоговой службой – в сумме 11,927 трлн руб., или 102,4%, к прогнозным показателям доходов;
Федеральной таможенной службой – в сумме 6,063 трлн руб. (102,1%);
другими федеральными органами – в сумме 1,465 трлн руб. (107,2%).
Фонд национального благосостояния
Сумма средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рублевом эквиваленте выросла с 3,753 трлн руб. на 1 января 2018 г. до 4,036 трлн руб. на 1 января 2019 г.
В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, в апреле 2018 г. часть средств ФНБ на счетах в Банке России в сумме 59,2 млн фунтов стерлингов была реализована за 5,125 млрд руб., а вырученные средства зачислены на единый счет федерального бюджета.
В целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ноябре-декабре 2018 г. часть средств ФНБ на счетах в Банке России в сумме $6,765 млрд, 6,712 млрд евро, 1,75 млрд фунтов стерлингов была реализована за 1,108 трлн руб., а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации. В июне 2018 г. средства в иностранных валютах в суммах $6,411 млрд, 5,625 млрд евро и 1,096 млрд фунтов стерлингов (суммарный эквивалент на дату зачисления – 906,722 млрд руб.), приобретенные за счет средств федерального бюджета в 2017 г. в пределах объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, были зачислены на счета по учету средств ФНБ в соответствующих иностранных валютах.
Курсовая разница от переоценки средств фонда за 2018 г. составила 489,717 млрд руб.
Фактические доходы федерального бюджета |
||||
---|---|---|---|---|
год | трлн. руб. | |||
2007 | 7,781 | |||
2008 | 9,276 | |||
2009 | 7,338 | |||
2010 | 8,305 | |||
2011 | 11,368 | |||
2012 | 12,856 | |||
2013 | 13,020 | |||
2014 | 14,497 | |||
2015 | 13,659 | |||
2016 | 13,460 | |||
2017 | 15,089 | |||
Фактические расходы федерального бюджета |
||||
---|---|---|---|---|
год | трлн. руб. | |||
2007 | 5,987 | |||
2008 | 7,567 | |||
2009 | 9,637 | |||
2010 | 10,116 | |||
2011 | 10,926 | |||
2012 | 12,895 | |||
2013 | 13,343 | |||
2014 | 14,832 | |||
2015 | 15,620 | |||
2016 | 16,416 | |||
2017 | 16,420 | |||
Данные взяты с официального сайта |
В 2018 г. впервые за 7 лет бюджет РФ исполнен с профицитом: превышение доходов над расходами составило 2,7% ВВП. Дефицит бюджета в 2017 г. составил 1,4% ВВП.
По предварительной оценке Минфина исполнение основных показателей федерального бюджета за 2018 г. составило:
— объем поступивших доходов — 19,455 трлн руб. или 102,7% к утвержденному общему объему доходов бюджета;
— исполнение расходов — 16,7 млрд руб. (99,4%), или 95,5% к расходам бюджета с учетом внесенных изменений.
— профицит — 2,746 трлн руб.
Сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составило (-) 2,610 трлн руб. и (-) 135,466 млрд руб. соответственно.
Доходы федерального бюджета
Максимальные объемы администрируемых доходов обеспечены:
Федеральной налоговой службой — в сумме 11,927 трлн руб., или 102,4% к прогнозным показателям доходов;
Федеральной таможенной службой — в сумме 6,063 трлн руб. (102,1%);
Другими федеральными органами — в сумме 1,465 трлн руб. (107,2%).
Фонд национального благосостояния
Сумма средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рублевом эквиваленте выросла в 2018 г. — с 3,753 трлн руб. на 1 января 2018 г. до 4,036 трлн руб. на 1 января 2019 г.
В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, в апреле 2018 г. часть средств ФНБ на счетах в Банке России в сумме 59,2 млн фунтов стерлингов была реализована за 5,125 млрд руб., а вырученные средства зачислены на единый счет федерального бюджета.
В целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ноябре— декабре 2018 г. часть средств ФНБ на счетах в Банке России в сумме $6,765 млрд, 6,712 млрд евро, 1,75 млрд фунтов стерлингов была реализована за 1,108 трлн руб., а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации. В июне 2018 г. средства в иностранных валютах в суммах $6,411 млрд, 5,625 млрд евро и 1,096 млрд фунтов стерлингов (суммарный эквивалент на дату зачисления — 906,722 млрд руб.), приобретенные за счет средств федерального бюджета в 2017 г. в пределах объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, были зачислены на счета по учету средств ФНБ в соответствующих иностранных валютах.
Курсовая разница от переоценки средств фонда за 2018 г. составила 489,717 млрд руб. Об этом сообщает Рамблер.
Федеральный бюджет
С экономической точки зрения федеральный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства для аккумулирования, распределение и дальнейшего расходования на исполнение расходных полномочий в рамках компетенций Российской Федерации.
В рейтинге прозрачности бюджетов, составленном организацией International Budget Partnership (IBP), Россия заняла 10-е место в мире (из 100 исследованных стран) по итогам 2012 года, опередив Германию, Испанию и Италию.
К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти...
Представленный Минфином бюджет на 2018 год в цифрах снова демонстрирует дефицит, который не удается покрыть из-за больших затрат сферы социального обеспечения, оборонную отрасль и безопасность, а заложенный уровень инфляции и курс доллара вряд ли будет способствовать выравниванию дисбаланса.
Хотя картина выглядит неутешительно, правительство России уверяет, что через несколько лет стране удастся выбраться из «минусов», а подтверждением тому является план 2019-2020 гг., согласно которому уровень дефицита сокращается с 1,3 до 0,87 трлн. руб.
В соответствии с документом, бюджет России получит 15,26 триллиона, при этом потратить придется 16,53. Поменяется ли что-то по структуре, станут ли финансироваться новые отрасли? Подробно рассмотрим далее.
Тенденция к преобладанию поступлений от продажи нефти и газа уверенно сохраняется. За 2018 г. «вливания» по этой статье ожидаются приблизительно 5500 млрд. Однакоколичественно и относительно этот показатель всё же уменьшится, так как предполагается их снижение с 50% до 36%. Причем это не инициатива финансовых ведомств, а понижение цены сырья, что само по себе приведет к уменьшению прибыли.
А вот результаты работы фискальных органов России радуют: доля налоговых отчислений в бюджет России с каждым периодом только растет. Не последнюю роль сыграла работа служб по предотвращению скрытия прибыли с выводом экономики «из тени». Таким образом, планируется получить порядка 5630 млрд. за счет налоговых сборов.
Бюджет Россси на 2018 год. Источник: aif.ru
Уверенно укрепляет свои позиции новый источник дохода России – акцизный сбор. Ожидается 5-10%-ое повышение данного налога. Планируется повысить акцизную ставку по топливным ресурсам. Это повлечет рост стоимости бензина более быстрыми темпами, чем рост инфляции. Минфин подсчитал, что поступления в бюджет от автомобилистов и потребителей табачной/алкогольной продукции составят около 1054 млрд.
Сумма прибыли от прочих налогов (в том числе прибыль, таможенные пошлины) будет ориентировочно 3,1 трлн.
Финансирование социального сектора, оборонной отрасли, безопасности являют собой львиную долю отчислений государства. Этот период не стал исключением. Из казны будет выделено около 4,7 трлн. на соц. помощь.
К таким программам в России относятся:
Оборонная промышленность развивается стремительными темпами: модернизируется оборудование, происходит тотальное перевооружение. Это влечет за собой потери около 1,33 триллионов. Однако госслужащие уверяют: ежегодно эта статья расходов бюджета будет постепенно уменьшаться.
Субсидирование сельского хозяйства, малого предпринимательства и других перспективных отраслей обойдется России порядка 2,2 триллиона.
На сферу здравоохранения и ЖКХ предполагается сократить отчисления. Касаемо медицины, это обусловлено тотальной модернизацией еще несколько лет назад, а вот ЖКХ уменьшать траты хотят за счет повышение платежей и капитального ремонта систем.
Бюджет на 2018 год рассчитывается исходя из таких показателей:
Мировой рост стоимости нефтепродуктов обязательно отразится на экономике России. Так, правительством была заложена стоимость газа порядка 169 дол/тыс.куб, а нефти – 44 дол/бар. Более того, некоторые эксперты убеждены, что эти значения поднимутся еще выше, нежели заложено Минфином.
Следовательно, от такого положения дел курс российской валюты к доллару, который оценивается как 65 к 1, непременно пострадает.
Говоря о столичном регионе, ситуация не слишком отличается от общегосударственной. Бюджет Москвы ближайшие несколько лет также будет дефицитным. За 2018 расходы Москвы составят порядка 2,3, а доходы – 2,1. При этом удельный вес всё тех же соц. выплатв бюджете – 52% от общей суммы затрат.