Выдача лицензий на ведение строительной деятельности была отменена в 2010 году. Тем не менее, выполнение многих видов строительных работ невозможно без специального разрешения. В соответствии с законодательством, чтобы получить право на ведение строительной деятельности необходимо состоять в саморегулируемой организации строителей (СРО). Именно СРО и решает все вопросы допусков к реконструкции, капитальному ремонту и прочим видам работ в строительной сфере.
Регламентирует список работ, для которых нужно членство в СРО приказ № 624 от 30.12.2009 года. Правда при более детальном анализе Градостроительного кодекса РФ, классификатора работ, а также рекомендаций ФГУ «Главгосэкспертизы России», получается выделить некоторые виды работ, проведение которых не требует допуска, а соответственно и членства в СРО.
В ст. 51 ГК РФ в п. 1-5 и п. 17 перечислены виды работ, для выполнения которых не требуется получать разрешение на строительство.
Допуск СРО не требуется:
При возведении объектов индивидуального жилищного строительства, предназначенных для проживания одной семьи, являющихся отдельно стоящими и имеющих не более трех этажей;
Для построек в виде блочных жилых домов, с количеством блоков не более десяти. Отдельный блок рассчитан для проживания одной семьи и имеет одну или более стенок, общих с блоком соседнего дома и не имеющих проемов. Обязательным условием является то, что дом должен располагаться на личном участке и иметь выход на территорию общественного пользования. Этажей в таком объекте должно быть не больше трех.
В зданиях производственного назначения, являющихся объектами капитального строительства, у которых общая площадь не превышает 1500 квадратных метров,
Такие постройки должны принадлежать к типу зданий и сооружений, которые не нуждаются в организации санитарно-защитной зоны или аналогичные зоны устанавливаются на территории участка, принадлежащего данному объекту. Исключением является объект капитального строительства, который, исходя из положений статьи 48 части 1 ГК РФ, признается либо особо опасным, либо технически сложным, либо уникальным. Этажей в таком сооружении должно быть не больше двух.
Нужно иметь в виду, что 624 приказ был неоднозначно встречен строительными организациями и индивидуальными предпринимателями.
По этой причине приказом № 294 от 23.07.2010 года были внесены ряд поправок и расширенных объяснений, какие виды работ не нуждаются в допуске:
Почти все виды остекления;
Отделка гипсокартоном;
Штукатурные и облицовочные работы;
Внутренние отделочные работы (все виды);
Земляные работы, полы и стяжки;
Установка заборов, ограждений и ворот;
Малярные работы;
Грунтовые работы;
Работы по благоустройству, а также ремонту и содержанию дорожных покрытий;
Помимо всего этого допуска СРО не требуют:
Изготовление деревянных конструкций для уже готовых фундаментов малоэтажного строительства. Не распространяется данное положение на висячие конструкции, оболочки двоякой кривизны, а также мембранные покрытия;
Работы, производящиеся на внутренних сетях зданий и сооружений, не относящихся к особо опасным объектам либо уникальным. Это исключение не относится к работам с газовыми сетями;
Кровельные, каменные, фасадные работы зданий и сооружений, не относящихся к особо опасным объектам или уникальным;
Геодезические работы на строительных площадках вышеуказанных объектов;
Защитные работы на строительных конструкциях, а также трубопроводе и оборудовании, в том числе работы по защитному покрытию лакокрасочными материалами и теплоизоляции трубопровода. Данное положение не распространяется на магистральные и промысловые трубопроводы;
Можно частично выполнять работы по подготовке строительных площадок под здания и сооружения, не относящихся к особо опасным или уникальным объектам.
Разрешение на строительство требуется при проведении работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, полный перечень которых содержит Градостроительный кодекс РФ в ст. 48.1.
В качестве примера, к подобным объектам относятся: объекты авиационной и космической инфраструктуры, метрополитены, гидротехнические сооружения, морские порты, а также объекты капстроительства, которые имеют высоту или длину пролетов более чем сто метров и пр.
Какие виды работ нельзя проводить без разрешительных документов, где и как их получить? Эти вопросы интересуют многих предпринимателей, планирующих заняться строительством, а также подрядчиков из бывших советских республик.
С начала 90-х годов организации и частные предприниматели, занимающиеся возведением зданий и сооружений, должны были получить лицензию на строительную деятельность. С принятием закона о лицензировании в 2001 году, все работы, связанные с капитальным строительством и ремонтом зданий, были включены в специальный перечень:
Начиная с 2000 года, рынок инженерного проектирования и масштабного строительства в России вышел на принципиально новый уровень, а отечественные механизмы лицензирования оставались прежними. До 2009 года строительная лицензия официально выдавалась организацией РОССТРОЙ и Федеральным лицензионным центром. Это была своего рода монополия, которая постоянно тормозила всю систему получения разрешительной документации, что зачастую становилось причиной срыва запланированных сроков.
Благодаря усовершенствованию законодательной системы, с 1 января 2010 г действие строительных лицензий, регламентирующих базовые виды профильной деятельности, было прекращено. С этого момент доступ к проектированию и строительству, имеют члены так называемых саморегулируемых организаций (СРО), которым выдаются Свидетельства о допуске к определённым работам.
В настоящий момент в лице саморегулируемых организаций строительные и проектные компании имеют достаточно эффективный механизм получения строительных лицензий, способный облегчить и ускорить процесс начала строительства объектов, что благотворно сказывается на темпах развития отрасли в целом.
Теперь строительная лицензия выдаётся по результатам коллективного обсуждения специального комитета , который объективно анализирует экономический и производственный потенциал соискателей, репутацию и опыт подрядчика, сроки и стоимость проектов. При этом каждая компания, претендующая на получение строительной лицензии, обязана заплатить взнос в специальный компенсационный фонд, из которого будут покрываться любые убытки, нанесенные недобросовестным отношением проектировщиков и строителей к своей работе. Кроме того, активно применяются различные варианты страхования, поэтому современная лицензия на строительство максимально отражает интересы заказчика и подрядчика.
Одновременно СРО занимается защитой прав своих членов, поиском выгодных заказов, переговорами с инвесторами, техническим и финансовым контролем над реализуемыми проектами. Такой формат на сегодняшний день устраивает всех, включая официальные органы, выполняющих в настоящее время при оформлении строительных лицензий чисто бюрократические функции статистики и учёта.
Строительные лицензии в виде специальных допусков выдаются на основании решения комиссии СРО после внесения взносов в компенсационный фонд и выполнения необходимых формальностей. Как показывает практика, такие лицензии на строительство можно получить достаточно быстро, однако при этом стоит учитывать, что со стороны СРО будет вестись определённый контроль над ходом строительно-монтажных работ и сроками сдачи объекта в эксплуатацию.
Сегодня строительная лицензия, благодаря модернизации законодательной базы и расширению полномочий некоммерческих партнёрских объединений (СРО), перестала быть тормозом на пути реализации профильных программ. Одновременно увеличился контроль над разработкой проектов и ходом строительства, появились источники компенсаций за различные недоработки, что соответственно повысило ответственность подрядчиков за свою работу.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО
НОРМИРОВАНИЮ
И СТАНДАРТИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НА ОСНОВАНИИ ЛИЦЕНЗИЙ
Министр архитектуры,
строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации Б.А. Фурманов
28 января 1992 г. утвердил
ОЧЕРЕДНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В период до 1 января 1993 г. лицензированию подлежат организации и предприятия, осуществление строительной деятельности которыми начато после 1 января 1989 г. В период до 1 января 1994 г. лицензированию подлежат организации и предприятия, осуществление строительной деятельности которых начато до 1 января 1989 г. По истечении установленных сроков осуществление строительной деятельности без лицензирования запрещается. Перерегистрация предприятий не влечет за собой изменения срока начала его деятельности, если это не связано со структурными и технологическими изменениями.
ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НА ОСНОВАНИИ ЛИЦЕНЗИЙ
I . ВЫПОЛНЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ 1. Инженерно-геодезические изыскания 2. Инженерно-геологические изыскания 3. Инженерно-гидрометеорологические изыскания 4. Мелиоративные, лесотехнические и торфотехнические изыскания 5. Инженерно-экологические изыскания 6. Контроль качества работ II . ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ 7. Разработка градостроительной документации 8. Архитектурное проектирование 9. Строительное проектирование и конструирование 10. Проектирование инженерных сетей и систем 11. Разработка специальных разделов проектов 12. Технологическое проектирование 13. Экспертиза проектной документации III . ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, КОНСТРУКЦИЙ И ИЗДЕЛИЙ 14. Производство строительных материалов 15. Производство стальных и алюминиевых строительных конструкций и изделий 16. Производство конструкций и изделий из бетона и сборного железобетона 17. Производство спецжелезобетона 18. Производство напорных и безнапорных железобетонных труб 19. Производство товарного бетона и раствора 20. Производство асфальта 21. Производство деревянных строительных конструкций и изделий 22. Производство инвентаря, оснастки, металлоформ и опалубки 23. Производство вентиляционных, санитарно-технических и электромонтажных изделий и заготовок 24. Контроль качества продукции IV . ВЫПОЛНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ 25. Земляные работы 26. Специальные работы в грунтах 27. Возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений 28. Работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудованию 29. Работы по устройству внутренних инженерных систем 30. Работы по защите конструкций и оборудования 31. Работы по отделке конструкций и оборудования 32. Работы по строительству дорог 33. Работы по благоустройству территории 34. Монтаж технологического оборудования 35. Пусконаладочные работы 36. Контроль качества работПРИМЕЧАНИЯ:1. Лицензирование видов строительной деятельности и работ осуществляется в соответствии с Положением о государственном лицензировании строительной деятельности на территории РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. № 593. Лицензирование работ пп. 7, 8 осуществляется в порядке, определяемом Союзом архитекторов Российской Федерации совместно с Министерством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, согласно Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1991 г. № 1655-1.2. При рассмотрении и выдаче лицензий необходимо указывать виды работ в соответствии с Общесоюзным классификатором работ и услуг в строительстве (Стройиздат, 1987 г.), а также типы зданий и сооружений в соответствии со СНиП и другими нормативными документами, утвержденного перечня по состоянию на 1 января 1991 г.3. Номенклатура объектов, связанных с повышенной опасностью, определяется в установленном порядке перечнями объектов, подконтрольных Госгортехнадзору Российской Федерации и Госатомнадзору Российской Федерации.
О порядке привлечения специализированных экспертных базовых организаций
при лицензировании строительной деятельности
В связи с обращениями территориальных лицензионных центров и других организаций об ограничении перечня видов деятельности и работ, по которым требуются заключения специализированных экспертных базовых центров, Минстрой России считает необходимым поддержать такие предложения. Основными критериями для привлечения этих организаций при оценке потенциальных возможностей субъектов лицензирования следует считать обеспечение: безопасности жизни и здоровья людей, экологической безопасности и охраны природы; учета особо сложных природно-геолого-климатических условий; наличия соответствующего оборудования, машин, механизмов, а также специальных материалов; высокой эксплуатационной надежности на стадии изысканий, проектирования, производства отдельных видов конструкций, материалов, а также строительства объектов. С учетом этих требований Минстроем России подготовлен публикуемый ниже перечень видов деятельности и работ, по которым необходимо заключение аккредитованных специализированных экспертных базовых центров. Этим перечнем и следует руководствоваться в практической деятельности.
Перечень видов строительной деятельности и работ, по которым необходимо заключение аккредитованных специализированных экспертных базовых центров для получения лицензий
1. Выполнение инженерных изысканий. 2. Выполнение проектных работ: магистральные инженерные сети;* строительное проектирование и конструирование зданий и сооружений, возводимых на территориях с особо сложными природными геолого-климатическими условиями; разработка систем энергоснабжения, пожаротушения, противогазовой защиты, пожарно-охранной сигнализации и спецсвязи;* технологическое проектирование; *** подведомственные Госготтехнадзору Российской Федерации** для крупных комплексов промышленного и гражданского назначения 3. Производство строительных материалов, конструкций и изделий: вяжущих, полимерных, кровельных, асбестоцементных изделий, санитарно-технического оборудования; стальных и алюминиевых строительных конструкций;** несущих конструкций из железобетона;** спецжелезобетона; контроль качества. 4. Выполнение строительно-монтажных работ: специальные работы в грунтах (гидромеханизированные, горнопроходческие, подводнотехнические и свайные работы, шахтопроходка и шахтоосушение).** возведение несущих и ограждающих конструкций;** монтаж металлоконструкций специальных сооружений высотой более 100 м; работы по устройству инженерных сетей, монтажу оборудования и установок;** по защите конструкций и оборудования;** по устройству кровель и полов;** по монтажу технологического оборудования;** по пусконаладочным работам; водохозяйственное и мелиоративное строительство групповых систем; транспортное строительство (автодорожное, железнодорожное строительство, строительство крупных мостов, метрополитенов, тоннелей, аэродромов, речных и морских сооружений, производство специальных машин, механизмов, оборудования, а также конструкций, изделий и материалов для транспортного строительства). Перечень работ уточняется с учетом предложений корпорации «Трансстрой» и других организаций; контроль качества работ, включая обследование объектов.Примечание: 1. Перечень работ может быть уточнен отделом лицензирования Минстроя России.2. Выдача лицензий без заключения аккредитованных специализированных экспертных базовых центров по указанным работам не допускается.
О лицензировании строительной деятельности
Госстрой России направил правительствам республик, администрациям краев, областей, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга, руководителям территориальных лицензионных центров, ФЛЦ письмо от 04.10.93 № АБ-5-387 следующего содержания. В обращениях администраций регионов России, а также крупных проектных и строительных организаций высказывались предложения о необходимости повышения ответственности организаций за выполнение функций генпроектировщика и генподрядчика. Госстрой России поддерживает эти предложения и считает необходимым в «Перечне видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий», утвержденном Минстроем России 28 января 1992 г. выделить «осуществления функций генерального подрядчика» как самостоятельные виды работ, выполняемые на основании лицензий. В развитие этого письма в адрес тех же организаций и дополнительно в адрес Росналогслужбы Госстрой России направил письмо от 02.11.93 № БЕ-19-22/5 следующего содержания. В связи с внесением изменений в «Перечень видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий» (письмо Госстроя России от 04.10.93 № АБ-5-387) Госстрой России вносит в утвержденную 28.01.92 «Очередность осуществления лицензирования строительной деятельности на территории Российской Федерации» следующее дополнение: «С 1 июля 1994 г. осуществление организациями и предприятиями функций генерального проектировщика и генерального подрядчика без лицензий на эту деятельность запрещается».
Основные задачи России в строительной отрасли – это создание более лояльных условий для успешного развития в этом направлении. Добиться этого можно только при освобождении от различных административных барьеров, тормозящих работу. Привычная для абсолютно всех представителей строительной сферы лицензия на ведение строительных работ и работ, связанных с проектированием полностью лишилась своей силы. В этой сфере произошли большие изменения. В связи с этим у многих возникает вопрос. Необходима ли сегодня лицензия на строительно-монтажные работы? Если вы интересуетесь данным вопросом, то администратор сайта сайт всегда поможет подобрать надежную фирму для оформления строительный лицензии и сертификата в СРО, обращайтесь к нам через форму контактов.
Несколько лет назад правительство пришло к выводу, что получение лицензии застройщиками стало недостаточно эффективной мерой контроля качества работы. В связи с этим возникло много проблемных вопросов у компаний, работающих в сфере строительства. Переход строительного комплекса с государственного регулирования, когда еще работала лицензия на строительство, но способ саморегулирования многое в этой сфере изменил. После принятия рассматриваемого закона «О саморегулируемых организациях» виды работ, на которые раньше обязательно требовалось получение лицензии, были пересмотрены. С позволения Ростехнадзора СРО имеет право выдачи Свидетельств на допуск к выполнению соответствующих работ по строительству и проектированию. Без допуска СРО организация уже не сможет вести эффективную деятельность, получать нужные заказы, принимать участие в различных конкурсах и тендерах, которые периодически проводятся государственными заказчиками.
Несомненно, ответ на вопрос нужна ли строительная лицензия, однозначен – она необходима. Однако и тут есть свои исключения. Абсолютно все представители промышленности, связанные в той или иной степени со строительством, обязаны вступить в СРО строителей и непременно получать соответствующие допуски. В то же время организации, занимающиеся строительством малоэтажного фонда, не обязаны оформлять разрешение в саморегулируемой организации, согласно ныне действующему закону. Хотя, раньше они должны были также получать в обязательном порядке такую лицензию, в противном случае их действия в то время рассматривались как действия вне закона и наказывались штрафами.
Итак, в январе месяце 2010 года было принято решение внести дополнение в закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ – «О внесении изменений…». Согласно нему, все строительные компании, предприятия индивидуальных предпринимателей обязаны вступить в СРО и получить допуски.
Лицензия на строительную деятельность– это специальное разрешение на произведение установленных типов строительных работ и работ по проектированию, при условии обязательного и неукоснительного соблюдения всех лицензионных правил и требований.
В состав видов деятельности, по которым необходимо лицензирование, входят следующие сферы: проектирование, строительство различных сооружений и зданий, инженерные разработки и изыскания. В настоящее время лицензия на строительство, как уже говорилось, оформляется после вступления компании в СРО, но до этого строительным компаниям необходимо определиться, по каким видам строительных работ нужен допуск. Это связано с тем, что свидетельство выдается только на некоторые виды деятельности и с тем, что далеко не все некоммерческие компании имеют полномочия выдавать допуски на лимитированный Перечень работ. Раньше достаточно было обратиться в Росстрой.
Различают следующие виды строительных лицензий:
1.Проектная лицензия (лицензия на работы по созданию проектов сооружений и зданий);
2.Лицензия на строительство сооружений;
3.Лицензия на инженерные исследования и изыскания.
Государственный орган по делам архитектуры и строительства осуществляет лицензирование всех видов архитектурной и строительной деятельности. Данная лицензия необходима для создания проектов сооружений, различных архитектурных строений, для ведения отделочных работ, других градостроительных видов деятельности и пр.
Все виды деятельности, на которые необходима выдача строительной лицензии, можно найти в Классификаторе. В связи с внесенными изменениями в закон о лицензировании сильно сократилось количество разновидностей работ, требующих лицензирования, так же как и центров лицензирования. На сегодня в классификаторе представлены только те виды деятельности, к выполнению которых необходимы повышенные требования.
Чтобыполучить лицензию на строительные работы, предприятиям, занимающимся различными строительными работами, надо предоставлять в соответствующие лицензирующие органы соответствующий набор нотариально-заверенных документов: заявление; копия документа, заверяющего личность соискателя; копии Устава и свидетельства о гос. регистрации копия свидетельства ИНН; документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора и др. документы, соответствующие квалификационным требованиям. Специальной комиссией проводится проверка наличия технической базы предприятия, уровня контроля по выполнению тех или иных технологических процессов, и наличия квалифицированных специалистов, причем имеющих необходимый стаж профессиональной деятельности. Также представитель, подавший заявление, должен всегда иметь и необходимые нормативные документы. При рассмотрении вопроса выдачи лицензии особенно большое значение имеет наличие отзывов от заказчиков.
При лицензировании органы имеют право привлекать сторонние организации и высококвалифицированных специалистов с целью независимой оценки соответствия заявителя необходимым требованиям и условиям. Причем, выводы привлеченных организаций и квалифицированных специалистов, носят для лицензирующих органов только рекомендательный и поучительный характер. В итоге, после всех вышеописанных мероприятий, лицензирующим органом выносится окончательное решение об утверждении лицензии, причем в срок. Он не превышает 60 дней.
Проведение работ без допуска СРО считается незаконным.