Для того чтобы любой пользователь бухгалтерской информации мог сопоставлять, сравнивать и анализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности различных организаций, эта информация должна формироваться на основе единых правил ведения бухгалтерского учета К ним обычно относят правила и принципы регистрации, оценки, группировки и обобщения учетной информации Они должны применяться всеми хозяйствующими субъектами.
Эти принципы и правила установлены в законодательстве о бухгалтерском учете и положениях (стандартах) по его ведению Все правила и процедуры ведения бухгалтерского учета можно подразделить на требования, допущения и принципы.
Основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета, установлены государством в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
Перечисленные общие требования к ведению бухгалтерского учета регламентированы федеральным законодательством. Но есть требования и допущения, без которых бухгалтерский учет не может быть организован. Они должны выполняться каждой организацией при выборе своей учетной политики (об учетной политике хозяйствующего субъекта будет рассказано ниже), т.е собственного варианта ведения бухгалтерского учета
Под допущениями в учете понимаются условия деятельности организации, которые должны соблюдаться в течение периода действия учетной политики. Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) определяются:
Система бухгалтерского учета базируется на традиционно сложившихся и установленных правилах-требованиях и процедурах ведения учета. Упомянутым выше Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) определен ряд требований.
Если обобщить всю информацию о требованиях и допущениях, регламентирующих организацию бухгалтерского учета, то можно выделить его основополагающие принципы. Принцип - исходное, базовое положение науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения. Эти принципы сформировались на основании теории, практики и национальных традиций ведения бухгалтерского учета. В отличие от естественных наук, принципы которых существуют в природе независимо от мнения людей, принципы бухгалтерского учета формируются людьми - специалистами в области бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерскогоучета сиспользованиемрегистров бухгалтерскогоучета имущества малого предприятия может применяться организациями, осуществляющими производственную деятельность (выполнение работ, оказание услуг). Для ведения учета по этой форме используются такие учетные регистры, как свободные листы, которые называются Ведомостями. В восьми ведомостях (с первой по восьмую) ведется учет по отдельным объектам бухгалтерского учета: основным средствам, материально-производственным запасам и товарам, затратам на производство, денежным средствам, расчетам с покупателями и заказчиками, расчетам с поставщиками и подрядчиками, реализации продукции (работ, услуг), оплате труда и пр.
Сущность этой формы заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух ведомостях: в одной - по дебету счета (с указанием номера кредитуемого счета), в другой - по кредиту корреспондирующего счета (с указанием номера дебетуемого счета). Ведомости являются комбинированными регистрами синтетического и аналитического учета. Итоги по операциям за месяц, отраженным в первых восьми ведомостях, обобщаются в девятой ведомости путем шахматной записи и служат основанием для заполнения бухгалтерской отчетности.
Некоторые малые предприятия могут перейти да упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Этим правом могут воспользоваться организации с количеством работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности и с совокупным размером валовой выручки, не превышающим в течение года суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ. Применение упрощенной системы исключает использование в учете способа двойной записи и плана бухгалтерских счетов. Основным регистром для бухгалтерского учета является Книга учета доходов и расходов . Записи в эту книгу делают в хронологическом порядке. Кроме того, организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, необходимо вести Кассовую книгу, согласно действующему порядку.
Все приведенные выше формы ориентированы на ручной способ ведения бухгалтерского учета. Поэтому с развитием автоматизации учета, применением персональных компьютеров они спользются на автоматизированную.
Автоматизированная форма не устанавливает каких-либо жестких форм регистров учета, их определяют исходя из технических возможностей применяемых средств вычислительной техники и потребностей пользователей бухгалтерской компьютерной спользомой. Использование технических средств приема-передачи, хранения и обработки информации не нарушает основных принципов ведения учета, дает возможность совершенствовать формы представления информации
Как правило, при разработке автоматизированных форм учета используют принципы какой-либо ручной формы бухгалтерского учета. При этом часть несущественных реквизитов может опускаться, а при необходимости - дополняться нужными, специфическими. Независимо от способа ведения, автоматизированная форма обеспечивает сбор и регистрацию первичной информации, группировку, накопление и хранение данных, обобщение информации и представление ее в виде, удобном пользователям.
Бухгалтер вводит данные из первичных документов в базу данных вычислительной машины (чаще всего - персонального компьютера). Можно часть документов получать и обрабатывать в электронном виде, однако пока такие процедуры законодательно не урегулированы. Кроме того, в этом случае возникают некоторые сложности с обеспечением сохранности от несанкционированного доступа и конфиденциальности документов.
На практике обычно используются стандартные бухгалтерские пакеты программ для обработки первичной информации, которые адаптируются под специфику и потребности конкретной организации. Но иногда программы создаются и для конкретной организации, при этом стоимость их значительно выше. Объем и периодичность выходных форм (машинограмм) устанавливается организацией самостоятельно, в зависимости от функций и уровня управления пользователя.
Естественно, что после перехода на автоматизированную форму значительно меняется характер и содержание бухгалтерской работы, сокращается объем трудоемких, монотонных операций группировки данных и подсчета итогов, уделяется больше внимания подготовке и использованию информации для принятия управленческих решений.
Основные требования и допущения, которые обязательно должны выполняться при формировании учетной политики, были рассмотрены в . Напомним, что учетная политика должна обеспечивать выполнение следующих требований: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности. При формировании учетной политики предполагаются допущения: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
При выборе учетной политики необходимо учитывать:
В организационный раздел включаются положения учетной политики, необходимые для организации бухгалтерского учета в хозяйствующем субъекте.
К организационному аспекту учетной политики относится разработка и утверждение:
Методологический аспект учетной политики описывает, какие именно способы оценки активов и обязательств, начисления амортизации, признания расходов и доходов и т.п. выбрала организация из всего разнообразия способов и методов, рекомендованных системой нормативного регулирования бухгалтерского учета.
К методологическому аспекту учетной политики можно, в частности, отнести:
Естественно, что в процессе хозяйственной деятельности у организации может возникнуть необходимость изменить или дополнить действующую учетную политику. Согласно ПБУ 1/98 изменение учетной политики может производиться в случаях:
Последствия изменения учетной-лолитики, существенно повлиявшие на финансовое положение организации, оцениваются в стоимостном выражении, и на них корректируются данные бухгалтерской отчетности соответствующего периода. При этом никакие учетные записи не производятся. Все изменения в учетной политике обязательно раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
Принятая организацией учетная политика должна быть открытой для внутренних и внешних пользователей. Часть организаций должна это делать в соответствии с действующим законодательством (например, открытые акционерные общества), другая часть - согласно учредительным документам; отдельные организации это делают самостоятельно для привлечения инвесторов и партнеров. При раскрытии учетной политики важно определить круг вопросов, представляющих экономический интерес для пользователей. Эти вопросы касаются в основном методологических аспектов учетной политики.
Способы и методы бухгалтерского учета и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации по конкретным методологическим аспектам учетной политики будут рассмотрены в соответствующих главах учебника
Все организации, включая субъекты малого бизнеса , обязаны вести бухгалтерский учет (ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете »). Ответственность за ведение бухгалтерского учета несет руководитель организации. В случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации руководители и лица, отвечающие за постановку бухгалтерского учета, привлекаются к административной и уголовной ответственности .
В зависимости от вида деятельности организации, ее организационно-правовой формы, объема учетной работы, степени механизации и автоматизации обработки экономической информации руководитель может:
Для крупных и средних организаций целесообразно рекомендовать первый вариант организации бухгалтерского учета, а небольшие организации и малые предприятия могут применять три последних варианта.
В крупных и средних организациях учет ведет бухгалтерская служба под руководством главного бухгалтера. Главная задача бухгалтерии - своевременно и достоверно отражать состояние спольства и обязательств организации, определять результат предпринимательской деятельности , обеспечивать руководство информацией для повседневного финансового управления организацией и участвовать в этом управлении. Кроме того, бухгалтерская служба должна контролировать эффективность использования средств, бороться с бесхозяйственностью.
Распределение обязанностей между работниками бухгалтерии обусловлено последовательностью операций в учетном цикле или специализацией выполнения однородных операций по конкретному участку учета Чем крупнее организация, тем более разветвленную структуру имеет бухгалтерия. В бухгалтерии могут выделяться следующие участки: учета внеоборотных активов (основных средств , нематериальных активов); учета товарно-материальных ценностей; учета затрат на производство; учета готовой продукции и реализации; учета расчетов с персоналом по оплате труда ; учета кассовых операций; учета финансово -расчетных операций; составления отчетности; налоговых расчетов и др. В настоящее время в составе бухгалтерской службы принято выделять подразделение, занимающееся управленческим учетом. Каждая группа бухгалтерии имеет свои цели и задачи, но все группы тесно взаимосвязаны.
Бухгалтерский учет в организациях может вестись по централизованной и децентрализованной формам.
При централизованной форме в организации существует одно подразделение, занимающееся бухгалтерским учетом. В бухгалтерию поступают первичные документы как со стороны (от внешних организаций и лиц), так и оформленные в самой организации (из цехов, складов, служб). Их проверяют по форме и существу операций, затем обрабатывают. Обработка заключается в группировке данных, занесении информации в соответствующие учетные регистры сполитического и синтетического учета, последующем сведении в информацию, пригодную для принятия управленческих решений и составления отчетности.
Крупные компании, имеющие филиалы или дочерние организации, выделенные на самостоятельные балансы, обычно используют децентрализованную форму ведения бухгалтерского учета. При этой форме каждое подразделение имеет собственную бухгалтерию. Учетные функции подразделений не ограничиваются составлением первичных и отдельных сводных документов, они охватывают и их учетную отработку: ведение аналитических и синтетических счетов, подготовку учетной информации для управления и составления отчетных форм. Затем эти подразделения передают в бухгалтерию головной организации свои итоговые финансовые показатели в виде отчетности, и в бухгалтерии материнской компании составляют сводную консолидированную отчетность по всей компании с учетом результатов деятельности всех структурных подразделений.
В организациях малого бизнеса бухгалтерский учет ведет один или несколько человек . Возглавляет бухгалтерский аппарат главный бухгалтер, в его подчинении есть один или два бухгалтера, на одного из которых возлагаются функции кассира. Обязанности распределяются между работниками на основе объема и специфики учетных работ.
При любом варианте организации бухгалтерской работы на каждого работника бухгалтерии составляется должностная инструкция.
Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем организации и подчиняется непосредственно ему (напомним, что ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель). Главный бухгалтер в современных условиях становится основным консультантом руководителя по вопросам финансовой деятельности организации. Главный бухгалтер отвечает за формирование всей учетной политики организации, выбор форм и методов бухгалтерского учета, организацию документооборота, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В своей текущей работе главный бухгалтер контролирует выполнение законодательства по всем вопросам хозяйственной сптельности организации, вносит изменения в организацию бухгалтерского учета в соответствии с его изменениями, следит за движением и хранением имущества (активов) и выполнением обязательств. Назначение и увольнение материально-ответственных лиц обязательно согласовывается с главным бухгалтером.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) и представлению в аппарат бухгалтерии необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера или лица, им на то уполномоченного, денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства недействительны и не должны приниматься к исполнению. Главный бухгалтер визирует заключаемые хозяйственные договоры и приказы, связанные с финансово-производственной деятельностью. Кроме того, главным бухгалтером разрабатывается порядок оформления и график движения учетных и других документов, сроки и адреса их поступления для дальнейшей обработки и сдачи в архив.
В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по проведению отдельных хозяйственных операций они выполняются главным бухгалтером с письменного распоряжения руководителя организации.
Новые, рыночные условия хозяйствования предъявляют более высокие требования к тем, кто ведет бухгалтерский учет. Бухгалтеры должны быть профессионально подготовлены, хорошо знать теорию и практику учета и анализа , уметь работать с спользованиием персональных компьютеров и профессиональных пакетов программ.
Особые требования предъявляются к главному бухгалтеру организации. Современный руководитель бухгалтерского аппарата должен обладать высоким профессионализмом в организации бухгалтерского учета и проведении экономического анализа, разбираться в технологии производственного процесса; знать системы нормирования материальных и трудовых затрат, разработки бюджетов расходов на управление и обслуживание производства, хозяйственное законодательство и гражданское право , кредитно-банковское дело, этику и психологию делового общения. Кроме того, главному бухгалтеру необходимо знать международные стандарты финансовой отчетности и особенности бухгалтерского учета и отчетности тех стран, с которыми у организации существуют партнерские отношения.
Наличие единых принципов (допущений, требований и правил) бухгалтерского учета объясняются самим предназначением бухгалтерского учета в рыночной экономике, который призван формировать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении организаций, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования микро- и макроэкономических показателей.
В настоящее время основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета определены Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 8) и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г.№ 34н (раздел II), и включают следующее.
1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов РФ.
2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных
операций ведется в валюте РФ - в рублях. Документирование имущества,
обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение
регистров бухгалтерского учета и, бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный, перевод на русский язык.
3. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
4. Хозяйственные операции, проводимые организацией, в обязательном порядке должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
Первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты:
Наименование документа (формы), код формы;
Дату составления;
Наименование организации, от имени которой составлен документ;
Измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.
Непосредственно создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их, для отражения в бухгалтерском учете организации осуществляются в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота (п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).
Порядок составления графика документооборота в организации регламентируется в том числе и Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1983 г. № 105.
Под графиком документооборота понимается принятая организацией система (способы) создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов. Ответственным за осуществление работ по составлению графика документооборота является главный бухгалтер организации. График может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. При этом график должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное количество подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы по учетной политике, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
Срок хранения документов определяет постоянно действующая экспертная комиссия совместно с делопроизводственной службой. Она же определяет и порядок уничтожения документов. В состав комиссии входят наиболее квалифицированные специалисты основных структурных подразделений, а также представители архивного учреждения. Организации, документы которых приему в государственные архивы не подлежат, уничтожают их без согласования с архивными организациями. Составляются описи документов для постоянного хранения и уничтожения. Уничтожение оформляется актом.
5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности используются регистры бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации.
Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов РФ, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.
6. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления (фактическим затратам, связанным с производством объекта имущества).
В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.
7. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
В соответствий с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, проведение инвентаризации обязательно:
При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального, унитарного предприятия;
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет;
При смене материально ответственных лиц;
При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
В случае стихийного бедствия, пожара или других, чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
При реорганизации или ликвидации организации;
В других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Согласно п. 22 Методических указаний для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
Основными целями инвентаризации являются:
Выявление фактического наличия имущества;
Сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
Проверка полноты отражения в учете обязательств;
Фактическое наличие имущества при инвентаризации комиссия определяет путем обязательного его подсчета, взвешивания, обмера. Однако по материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, фактическое количество этих ценностей комиссия может определять на основании документов, при условии обязательной проверки в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов может производить на основании обмеров и технических расчетов.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи не менее чем в двух экземплярах. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Если в описях допущены ошибки, то их исправление производится путем зачеркивания неправильных и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Причем все исправления в описях должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
Инвентаризации подлежат:
Все имущество организации независимо от его местонахождения;
Все виды финансовых обязательств;
Производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки).
Заключительным этапом при проведении инвентаризации считается процесс сравнения фактических остатков материальных ценностей, выявленных при проверке, с остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета. Результатами такого сравнения является составление сличительных ведомостей (№ ИНВ-18; № ИНВ-19; № ИНВ-26). Следует отметить, что суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в, котором она была закончена, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете», выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
Излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);
Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).
Суммы недостач имущества и его порчи, выявленные при инвентаризации, списываются на виновное лицо только в тех случаях, если работник:
Признан виновным по решению суда;
Является виновным в силу принятия на себя полной материальной ответственности;
В соответствии с Трудовым кодексом РФ может быть привлечен к полной или ограниченной материальной ответственности.
8. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета, содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
Бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательно установленными правилами. Об основных правилах ведения бухгалтерского учета расскажем в нашем материале.
Бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов, которые должны оформляться на все проводимые организацией хозяйственные операции. Это и есть правило документирования. Мы рассматривали в отдельных материалах первичных документов, вопросы и бухгалтерских документов.
Также в отдельном материале мы рассматривали документы, предназначенные для регистрации, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Речь шла о .
Инвентаризация имущества и обязательств проводится для обеспечения достоверности данных бухучета и бухотчетности. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка объектов бухгалтерского учета.
Основные правила ведения бухгалтерского учета иногда именуют принципами бухучета. В то же время, принципы ведения бухгалтерского учета - это не конкретные приемы бухгалтерского учета, они вряд ли дадут ответ на конкретные вопросы о том, как вести бухгалтерский учет. Но именно общие принципы ведения бухгалтерского учета на предприятии позволяют конкретизировать и уточнять порядок бухучета в определенных условиях.
Так, выделяют следующие основополагающие принципы бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/2008):
Указанные принципы бухгалтерского учета также часто именуются «допущениями» при ведении бухгалтерского учета.
По мере углубления в экономике нашей страны рыночных отношений происходит трансформация как содержания и сущности бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и роли бухгалтерского аппарата хозяйствующих субъектов.
Информация, полученная в системе бухгалтерского учета, становится одной из важнейших составляющих системы управления хозяйствующими субъектами, а бухгалтеры - участниками разработки их экономической стратегии, направленной в первую очередь на получение прибыли. Они не только подготавливают информацию для управления предпринимательской деятельностью организации, но и принимают активное участие в прогнозировании, в планировании, в нормировании и бюджетировании, в учете фактически произведенных затрат и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг), а также в анализе.
В современных условиях деятельность одной части бухгалтерского аппарата связана с определением и оценкой финансового положения организации и/или финансовых результатов ее деятельности в целом, другая его часть занимается подготовкой информации для принятия управленческих решений (так называемым учетом для управления).
В связи с появлением де-факто новых функций бухгалтерского аппарата хозяйствующих субъектов единая система бухгалтерского учета стала подразделяться на две подсистемы: бухгалтерский финансовый учет и бухгалтерский управленческий учет, хотя в законодательстве Российской Федерации установлена единая система бухгалтерского учета, определение которой приведено в Федеральном законе "О бухгалтерском учете".
Актуальность моей работы заключается в том, что бухгалтерский учет ведется на основе правил и принципов, сформулированных и закрепленных на практике в ходе многовековой экономической деятельности.
Цель работы:
1. изучить сущность бухгалтерского учета;
2. изучить основные правила и принципы ведения бухгалтерского учета;
3. из всего изложенного сделать вывод.
Источником написания работы послужили:
1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Федеральный закон от 20 марта 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998 г. № 123-ФЗ) [Электронный ресурс] /СПС "Консультант Плюс"
2. Кондраков Н.П.: Бухгалтерский учет: учебное пособие/ Н.П. Кондраков - Москва: Инфра - М, 2005 - 576 с.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах (имуществе), обязательствах, доходах и расходах хозяйствующего субъекта и их движении, формируемую путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций (факторов хозяйственной деятельности) с целью активного воздействия на процессы управления субъектом хозяйствования.
В этом определении не только изложена сущность бухгалтерского учета, но и отражены основные этапы учетного процесса (вначале информация об объекте учета формируется и собирается, затем осуществляется ее дальнейшая обработка и группировка для передачи пользователям).
Система бухгалтерского учета в целом ограничивается рамками хозяйствующего субъекта. Она охватывает всю информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации. Поэтому применительно к бухгалтерскому финансовому учету можно утверждать, что он должен быть сплошным и непрерывным, что необязательно в управленческом учете, а также в статистическом и оперативном учете.
Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Основными задачами бухгалтерского учета являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
В отличие от допущений, которые не обязательно должны объявляться хозяйствующим субъектом при ограничении бухгалтерского учета, общепринятые принципы бухгалтерского учета обычно закрепляются в законодательном порядке или формулируются и рекомендуются профессиональными бухгалтерскими организациями на основании теории и практики бухгалтерского учета, сложившихся традиций. Общепринятые принципы бухгалтерского учета служат базой общей концепции бухгалтерского учета, помогают на ее основе разрабатывать положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Назовем следующие принципы:
1) Принцип стоимостной оценки активов и обязательств является одним из главных принципов в бухгалтерском учете, поскольку от выбора способа оценки во многом зависит определение финансового состояния хозяйствующего субъекта. В качестве базы оценки используются разные виды стоимости (первоначальная, восстановительная, рыночная, остаточная и др.).
2) Принцип существенности исходит из положения значимости той информации, отсутствие или неточность которой может повлиять на исчисление финансового результата, финансового состояния хозяйствующего субъекта или на принятие решений пользователями.
3) Принцип уместности исходит из следующего определения: создание информации целесообразно, если она принесет определенную пользу для предпринимательской деятельности организации.
4) Принцип объективности определяет профессионализм и этику бухгалтерских работников. На подготовленную информацию не должны влиять личные мнения составителей. Объективной считается информация, если она надежна, проверяема, соответствует хозяйственным операциям предпринимательской деятельности. Она должна быть нейтральной по отношению ко всем пользователям информации.
5) Принцип осуществимости исходит из правила, что его реализация не должна создавать чрезмерных сложностей или затрат.
Основные правила ведения бухгалтерского учета определены Федеральным законом о "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Эти правила следующие:
обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином Российской Федерации.
учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке.
Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
в бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.
обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином Российской Федерации, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.
Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.
Понятие "требования" также являются правилами ведения бухгалтерского учета. В отечественной практике к требованиям ведения бухгалтерского учета как системы в целом относят требования полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
требование своевременности предполагает своевременное отражение фактов хозяйственной
деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
требование осмотрительности (осторожности) означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Одним из конкретных проявлений данного требования является отражение прибыли в учете только после совершения хозяйственных операций, а убытка - с момента возникновения предположения о возможности его появления.
требование приоритета содержания перед формой предполагает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания, а также условий хозяйствования.
требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
требование рациональности означает необходимость рационального, экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности, величины организации и объема информации для принятия решений.
Перечисленные выше требования должны применяться комплексно. Относительная важность отдельных требований в разных ситуациях является предметом профессионального анализа.
Основным содержанием бухгалтерского учета является формирование информации о предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, в особенности данных об оценке состояния и изменения основного и оборотного капитала, собственных и заемных источников финансирования, активов организации, о движении денежных потоков за отчетный период, а также информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности организации, необходимой ее внутренним и внешним пользователям. Для реализации целей, присущих бухгалтерскому учету как одной из важнейших составляющих системы управления, к нему предъявляются соответствующие требования, устанавливаются определенные правила и процедуры его ведения. При этом доминирующую роль играют общепринятые правила и принципы бухгалтерского учета как системы в целом.
Исполнение правил, принципов и требований обеспечивает достоверность информации, формирующейся в бухгалтерском учете.
1. Безруких П.С. Бухгалтерский учет: библиотека журнала "Бухгалтерский учет"/ П.С. Безруких - Москва: Бухгалтерский учет, 2004. - 736 с.
2. Кондраков Н. П.: Бухгалтерский учет: учебное пособие/ Н.П. Кондраков - Москва: Инфра - М, 2005 - 576 с.
3. Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Федеральный закон от 20 марта 1996 г. №129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998 г. №123-ФЗ) [Электронный ресурс] /СПС "Консультант Плюс"
4. Щадилова С.Н. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие/ Щадилова С.Н. - Москва: "Дело и сервис", 2003. - 575 с.
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 5 статьи 20 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", ПРИКАЗЫВАЮ:
30. Для учета активов, подлежащих списанию, применяются акты на выбытие (списание), формы которых утверждены Приказом 562 . Акты на выбытие (списание) составляются в двух экземплярах, первый экземпляр акта направляется в бухгалтерскую службу, второй остается в подразделении субъекта.
31. Для оформления приемки-передачи активов из ремонта, реконструкции (модернизации) применяется акт приемки - передачи отремонтированных, реконструированных (модернизированных) активов, форма которого утверждена Приказом 562 . Акт, подписанный материально ответственным работником заказчика, на прием активов, и представителем исполнителя, производившем ремонт, реконструкцию (модернизацию), составляется в двух экземплярах. Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководством заказчика.
32. Для учета реализации запасов применяется накладная на отпуск запасов на сторону, форма которой утверждена Приказом 562 .
33. Для оформления оприходования запасов, полученных при разборке и демонтаже активов, пригодных для использования при производстве работ, применяется акт об оприходовании запасов, полученных при разборке и демонтаже основных средств, форма которого утверждена Приказом 562 . Акт составляется в трех экземплярах, первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий - у подрядчика. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету для оплаты подрядчику.
34. Для оформления передачи, продажи активов применяются акты приемки – передачи, формы которых утверждены Приказом 562. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами на каждый отдельный объект или компонент объекта. Оформленный акт с приложенной документацией передается в бухгалтерскую службу, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководством субъекта.
Сноска. Пункт 34 в редакции приказа Министра финансов РК от 16.03.2018 от 16.03.2018 № 38335. Для учета активов применяются инвентарные карточки, формы которых утверждены Приказом 562 . Инвентарные карточки заполняются в одном экземпляре на основании документов на приход активов, их перемещение, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт и списание, и содержат основные качественные и количественные показатели активов, а также относящиеся к ним важнейшие пристройки, приспособления.
Инвентарные номера присваиваются активам по мере их поступления по порядково-серийной системе.
Для учета арендованных активов применяется карточка учета арендованных (долгосрочно-арендованных) активов, форма которой утверждена Приказом 562 .
36. При обнаружении дефектов в процессе инвентаризации, монтажа или испытания активов применяется акт о выявленных дефектах актива, форма которого утверждена Приказом 562 .
37. Прием наличных денег в кассу субъекта производится по приходному кассовому ордеру, форма которого утверждена Приказом 562 (далее – приходный ордер), подписанному главным бухгалтером или лицом на то уполномоченным руководством субъекта.
При приеме наличных денег выдается квитанция за подписями главного бухгалтера или лица на то уполномоченного руководством субъекта и кассира и скрепляется печатью этой организации (при ее наличии).
Сноска. Пункт 37 в редакции приказа Министра финансов РК от 16.03.2018 от 16.03.2018 № 383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).38. Выдача наличных денег из кассы производится по расходному кассовому ордеру, форма которого утверждена Приказом 562 (далее - расходный ордер). Расходный ордер подписывается руководством субъекта, главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным руководством субъекта, и кассиром.
39. Все приходные и расходные ордера до передачи их в кассу регистрируются бухгалтерской службой в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, форма которого утверждена Приказом 562 .
40. При выдаче денег отдельному лицу по расходному ордеру или платежной ведомости, форма которой утверждена Приказом 562 , кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя (паспорт или удостоверение личности гражданина), записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан.
41. Получатель денег расписывается в расходном ордере или ведомости собственноручно чернилами (шариковой ручкой).
42. Выдача наличных денег лицам, не состоящим в списочном составе субъекта, производится по расходным ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.
43. Выдачу наличных денег кассир производит только лицу, указанному в расходном ордере или платежной ведомости. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера указываются фамилия, имя, отчество и наименование, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность, лица, которому доверено получение и фактического получателя наличных денежных средств. Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному ордеру.
44. Оплата труда, выплата пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, премий по платежным ведомостям производится кассиром без составления расходного ордера на каждого получателя.
На общую сумму выданных наличных денег составляется один расходный ордер, дата и номер которого проставляется на каждой платежной ведомости.
45. На титульном (заглавном) листе платежной ведомости делается разрешительная надпись о выдаче наличных денег, за подписями руководства субъекта и главного бухгалтера, с указанием сроков выдачи наличных денег и суммы прописью.
46. Для учета денежных средств и их эквивалентов, выданных из кассы доверенному лицу (раздатчику) по выплате заработной платы и возврата остатка наличности и оплаченных документов, применяется книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств и их эквивалентов, форма которой утверждена Приказом 562 .
47. В расходных ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы. Расходные ордера или платежные ведомости не выдаются лицам, получающим наличные деньги.
48. При получении приходных и расходных ордеров или платежных ведомостей кассир проверяет:
1) наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном ордере или платежной ведомости - разрешительной подписи руководства субъекта;
2) правильность оформления документов;
3) наличие перечисленных в документах приложений.
В случае несоблюдения хотя бы одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерскую службу для надлежащего оформления.
49. Расходные ордера, оформленные к платежным ведомостям на выплату заработной платы, регистрируются после ее выдачи.
50. Для осуществления расчетов наличными деньгами субъекты ведут кассовую книгу, форма которой утверждена Приказом 562. Кассовая книга нумеруется, прошивается и скрепляется печатью этой организации (при ее наличии). Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководства субъекта, главного бухгалтера.
Сноска. Пункт 50 в редакции приказа Министра финансов РК от 16.03.2018 от 16.03.2018 № 383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).51. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах. Вторые экземпляры листов служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.
При автоматизированном способе ведения кассовых операций обеспечивается соблюдение порядка, установленного настоящим параграфом. Кассовая книга, распечатанная на бумажных носителях, брошюруется в хронологическом порядке.
52. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи наличных денег по каждому ордеру или платежной ведомости. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток наличных денег в кассе и передает в бухгалтерскую службу отчет кассира (второй отрывной лист записей в кассовой книге за день) с приложением приходных и расходных кассовых документов под расписку в кассовой книге. Одновременно кассир сверяет остаток наличных денег в кассе с фактическим наличием денег.
53. Выдача наличных денег из кассы, без подписи получателя в расходном ордере или в платежной ведомости, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не оправданные приходными ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход субъекта.
54. Организация правильного и своевременного ведения кассовой книги возлагается на главного бухгалтера.
У субъектов малого предпринимательства с численностью работников не более десяти человек, не имеющих в штате кассира, его обязанности выполняет руководство субъекта либо главный бухгалтер по письменному распоряжению (приказу).
55. Все наличные деньги, бланки строгой отчетности, ценные бумаги и другие ценности, принадлежащие субъекту, хранятся, в сейфах или несгораемых металлических шкафах. Ключи от сейфов и металлических шкафов хранятся у кассира.
56. Перед открытием сейфов и металлических шкафов кассир осматривает их целостность.
В случае обнаружения повреждений кассир докладывает об этом руководству субъекта, которое сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к охране кассы до прибытия сотрудников полиции.
В этом случае руководство субъекта, главный бухгалтер, а также кассир после получения разрешения органов внутренних дел производят проверку наличия денег и других ценностей, хранящихся в кассе, до начала кассовых операций.
О результатах проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается всеми участвующими в проверке лицами. Первый экземпляр акта передается в органы внутренних дел, второй - остается у субъекта.
57. В сроки, установленные руководством субъекта и не подлежащие разглашению, производится инвентаризация кассы с полным полистным пересчетом всех наличных денег и проверкой ценных бумаг и других ценностей, находящихся в кассе.
Для производства инвентаризации кассы приказом руководства субъекта назначается комиссия в составе не менее трех человек, которая по результатам инвентаризации составляет в двух экземплярах акт инвентаризации, форма которого утверждена Приказом 562 .
58. При обнаружении в кассе недостачи или излишка в акте инвентаризации указывается сумма недостачи или излишка и обстоятельства их возникновения.
59. Подотчетные суммы выдаются только сотрудникам субъекта.
Учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого сотрудника. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет, регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата наличных денежных средств.
Авансовый отчет, форма которого утверждена Приказом 562 , подписывается руководством субъекта и сдается в бухгалтерскую службу. Бухгалтерская служба обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и оставшихся в подотчете наличных денежных средств.
60. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств не менее одного раза в год.
Субъекты малого предпринимательства с численностью работников не более десяти человек, самостоятельно определяют период проведения инвентаризации.
61. Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее субъекту, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.
62. Независимо от принадлежности к различным субъектам предпринимательства инвентаризация проводится:
1) при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
2) при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
3) в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
4) при реорганизации субъекта перед составлением разделительного бухгалтерского баланса.
63. Количество плановых инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются в учетной политике руководством субъекта.
64. Для проведения инвентаризации активов и обязательств создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается приказом руководства субъекта.
65. До проведения инвентаризации члены комиссии:
1) знакомятся с материалами последней инвентаризации, проведенной по данным объектам, с мерами, принятыми по результатам последней инвентаризации;
2) пломбируют подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;
3) проверяют исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их клеймения;
4) получают последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации.
66. Материально ответственные лица субъекта представляют расписки о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход, и все расходные и приходные документы на имущество, находящееся у них в подотчете, сданы в бухгалтерскую службу.
67. Инвентаризация имущества производится по местонахождению имущества.
Проверка фактических остатков производится при участии материально ответственного лица субъекта, при этом материально ответственное лицо не является членом комиссии на своем участке.
68. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи, формы которых утверждены Приказом 562 .
Инвентаризационные описи - документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества на определенную дату не менее чем в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом субъекта.
В конце описи материально ответственное лицо субъекта дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях лицо, принявшее это имущество, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.
Если период проведения инвентаризации имущества составляет более чем один день, то помещение, где хранится инвентаризируемое имущество, ежедневно опечатывается в присутствии членов комиссии и материально ответственного лица.
В случае если в период проведения инвентаризации комиссия не имеет возможности произвести подсчет имущества в данном помещении и записать их в опись сразу, на группу проинвентаризированного (просчитанного) имущества прикрепляются инвентаризационные ярлыки для фактического наличия имущества, форма которых утверждена Приказом 562 .
69. На имущество, не принадлежащее субъекту на правах собственности, но находящееся у них, а также на имущество, пришедшее в негодность, составляются отдельные инвентаризационные описи.
70. По окончании инвентаризации, оформленные инвентаризационные акты и описи, сличительные ведомости, формы которых утверждены Приказом 562 , сдаются в бухгалтерскую службу.
71. Выявленные при инвентаризации (расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета) излишки признаются доходом и подлежат оприходованию, недостачи признаются расходом или, в случае установления виновного лица, его задолженностью.
Нормы естественной убыли применяются лишь в случаях выявления фактических недостач.
Недостача и порча запасов сверх норм естественной убыли при наличии виновных лиц возмещается виновными лицами.
72. Комиссия выявляет причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляются протоколом, утвержденным руководством субъекта.
Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности.
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности оформляется Актом инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, форма которого утверждена Приказом 562 , с приложением акта сверки взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами, в произвольной форме.
Сноска. Пункт 72 в редакции приказа Министра финансов РК от 25.05.2016 № 256 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).73. Субъекты обеспечивают оперативное (в случаях необходимости пользования теми или иными материалами), временное (долговременное) и постоянное хранение документов.
74. Меры по организации оперативного хранения документов определяются руководством субъекта, и включают в себя установление лица (или лиц - по отдельным направлениям деятельности), ответственного (ых) за формирование и полноту документов, подлежащих специальному учету и хранению.
75. Сохранность первичных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер.
76. Перед сдачей документов в архив их необходимо соответствующим образом подготовить.
Однородные первичные документы формируют в дела.
Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в делопроизводстве субъекта, с указанием сроков их хранения, оформляемый в соответствии с действующим в Республике Казахстан законодательством Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах.
Формированием дел называется группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел. При формировании дел соблюдаются следующие условия:
1) документы постоянного и временного сроков хранения группируются в дела раздельно;
2) подлинники отделяют от копий, а годовые планы и отчеты - от квартальных и месячных;
3) в дело включается по одному экземпляру каждого документа.
В дело группируются документы одного периода - месяца, квартала, календарного года, кроме переходящих дел (например, личные дела, не закрывающиеся по окончании календарного года). При наличии в деле документов за период, более чем один месяц документы помесячно разделяются листами бумаги с указанием месяца.
Приложения к документам независимо от даты их утверждения или составления присоединяются к документам, которым они относятся.
77. Постоянное, временное хранение документов субъекта обеспечивается самостоятельно при наличии собственного специально оборудованного помещения или путем передачи документов на хранение в соответствующие архивные учреждения за счет средств субъекта.
78. Законченные делопроизводством дела после окончания календарного года, в котором они были заведены, для подготовки их к передаче для постоянного хранения, подлежат оформлению и описанию в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах.
79. Сведения о приеме-передаче дел и документов реорганизуемых субъектов отражаются в материалах о завершении реорганизации субъекта.
80. В случае кражи, порчи, уничтожения или гибели (пожар, затопление, стихийное бедствие) документов, руководством субъекта назначается комиссия по расследованию причин их пропажи или гибели и выявлению виновных лиц. По результатам работы комиссии оформляется акт, который утверждается руководством субъекта. В акте подробно описывается: место и причины происшедшего, характер внешних повреждений, приводится перечень утраченных (поврежденных) документов, указываются лица, ответственные за сохранность первичных документов. От этих лиц комиссия получает письменное пояснение случившегося. Копия акта направляется вышестоящей организации или учредителям. В случае утраты документов, руководство субъекта обеспечивает их восстановление.
81. При установлении документально подтвержденных фактов уголовных и (или) административных правонарушений, а также порчи имущества в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, в результате которых произошла утрата (уничтожение) оригинала первичного документа, изготовляется копия первичного документа, заверенная контрагентом, у которого сохранился подлинник.
Для заверения соответствия документа подлиннику на копии документа ниже реквизита "Подпись" проставляется заверительная надпись "Копия верна" (без кавычек), наименование должности лица, заверившего копию, личная подпись и ее расшифровка, оттиск печати организации (при ее наличии), дата заверения.
Сноска. Правила дополнены пунктом 81 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 16.03.2018 № 383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).