К государственным внебюджетным фондам не относят. части страховых взносов по ставкам, уста. Основной задачей Пенсионного фонда является:"

К внебюджетным фондам сегодня относятся: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Кроме того, к внебюджетным фондам могут быть отнесены денежные фонды субъектов РФ и муниципальных образований.

Финансовые отношения, опосредующие государственные и муниципальные внебюджетные фонды, весьма многообразны. Это отношения по уплате налогов, сборов, добровольных пожертвований в названные фонды, по выделению средств из этих фондов, а в ряде случаев и по их распределению.

Государственный кредит - это особая форма денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном как заемщик средств, а также кредитор и гарант. Необходимость государственного кредитования связана с опережающим темпом роста государственных расходов по сравнению с возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней.

Для разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счет бюджета Россия, как и большинство стран мира, использует государственные займы. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Финансовый рынок - составная часть финансовой системы. Финансовым называют рынок, где обращается капитал.

Финансовый рынок в России стал ускоренно развиваться с 1992 г., когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализации практически всех сторон экономической деятельности. Этот процесс характеризовался в первую очередь возникновением достаточно разветвленной структуры финансового сектора, состоящего из банковской системы, инвестиционных и пенсионных фондов, бирж и страховых компаний. Большое влияние на развитие финансового сектора оказал процесс приватизации, который способствовал развитию рыночной инфраструктуры, совершенствованию соответствующей законодательной базы, вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию у людей рыночного менталитета.

В первый год экономических реформ (1992 г.) состояние российского финансового рынка было достаточно неустойчивым, операции на денежном рынке и рынке ценных бумаг характеризовались низкими объемами. Банковский сектор был развит слабо, особенно в регионах. К 1995 г. на российском финансовом рынке сформировалась достаточно широкая инфраструктура, выделились самостоятельные крупные сегменты. В настоящее время выделяют различные секторы финансового рынка: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.

Как отмечалось, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на финансовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.

Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита. Для этого государство выпускает в обращение и продает государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа. Следует подчеркнуть, что в настоящее время рынок государственных ценных бумаг является наиболее значительным по объему в, составе финансового рынка. Государственные ценные бумаги, эмитируемые Министерством финансов Российской Федерации, представлены следующими видами ценных бумаг:

государственные краткосрочные облигации (ГКО);

облигации федерального займа (ОФЗ);

облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Основная цель выпуска облигаций государственного внутреннего долга (подчеркнем еще раз) - это мобилизация средств для финансирования расходов, предусмотренных Законом о федеральном бюджете на каждый год. Приоритетом при решении поставленной задачи должна была стать надежность всей конструкции заимствований, а также оптимизация стоимости внутреннего долга и сроков его погашения. Надо подчеркнуть, что на первых порах, по крайней мере до 1996 г., так оно и было. Позднее ситуация изменилась.

www . etu 1621. narod . ru “Финансы и кредит” Преподаватель: Чигирь М.В.

Конспект лекций (файл 9)

Тема 9. Внебюджетные специальные фонды.

    Социально-экономическая сущность целевых внебюджетных фондов.

    Социальные внебюджетные фонды.

  1. Социально-экономическая сущность целевых внебюджетных фондов.

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетный источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются специальные общественные фонды потребления.

Общественные фонды потребления используются по финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Материальным источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход , созданный трудоспособными гражданами и прошедший перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

В СССР все средства общественных фондов, используемые для социальной защиты населения, направлялись в государственный бюджет государственного социального страхования, который, в свою очередь, был составной частью государственного бюджета СССР.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (1991г.) средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выделены из государственного бюджета, и на их основе были созданы целевые внебюджетные фонды .

Однако это не единственный путь создания целевых фондов.

В целом существуют два пути создания целевых фондов:

1 – выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение в специальный внебюджетный фонд;

2 – формирование целевого фонда с собственными источниками доходов.

Смыслом создания государственных и местных целевых фондов в начале 90-х годов было совершенствование финансовой политики , создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. В государственном бюджете не могут быть точно, конкретно связаны, скреплены друг с другом определенные доходы и определенные расходы.

Первоначально большинство таких фондов создавались как внебюджетные, причем некоторые из них существуют и сейчас в таком качестве, а другие, сохранив целевое назначение вошли в состав бюджетов.

В итоге сформировалось три вида целевых фондов :

    государственные и местные внебюджетные целевые фонды;

    целевые бюджетные фонды;

    государственные целевые фонды Правительства РФ.

Особенности и преимущества внебюджетных целевых фондов:

    наличие дополнительных средств у органов государственной власти для вмешательства в хозяйственную жизнь, маневрирования ресурсами в условиях нестабильной экономики;

    строгое целевое использование средств фондов, возможность эффективного контроля за расходованием средств ввиду обособленности от бюджета;

    возможность направления средств фондов для покрытия бюджетного

дефицита при условии наличия активного сальдо.

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение.

Внебюджетные фонды могут быть классифицированы по следующим классификационным признакам:

По целевому назначению (направленности) внебюджетные целевые фонды

можно разделить на две группы:

    социальные;

    экономические .

По уровням управления внебюджетные фонды делятся на:

    государственные (централизованные);

    региональные, местные , территориальные (децентрализованные).

К внебюджетным целевым фондам социального назначения, прежде всего, относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.

В соответствии с законом «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов..» (1993), представительные органы власти могут принимать решения об образовании целевых внебюджетных фондов. Такие фонды могут быть созданы и на федеральном и на региональном уровнях, например, в 1994г. образованы региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, внебюджетный фонд развития таможенной системы РФ, впрочем последний в 1995г. был консолидирован в федеральный бюджет, равно как и Федеральный дорожный фонд.

В разное время в начале 90-х годов было создано несколько целевых внебюджетных фондов экономического назначения.

К таким целевым внебюджетным экономическим фондам относятся:

    Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды . Эти фонды были образованы в начале 90-х годов в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов и усиления контроля за их использованием.

    Фонд НИОКР был создан для финансирования научно-исследовательских и опытно конструкторских работ, результаты которых используются в народном хозяйстве. Источником формирования средств фонда являются отчисления предприятий и организаций от реализации продукции.

    Государственный фонд конверсии . Источниками этого фонда служат в основном бюджетные ассигнования. Средства этого фонда направляются предприятиям военно-промышленного комплекса для переоснащения их на выпуск гражданской продукции.

    Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан для оказания государственной помощи малым предприятиям. В этот фонд направляется 1% средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки.

    Фонды развития жилищной сферы создаются региональными и местными органами власти в целях мобилизации дополнительных средств на строительство жилищного фонда, поддержание технического состояния коммунальных объектов, оказание помощи малоимущим гражданам в приобретении квартир.

Однако, в настоящее время значение экономических фондов незначительно , большинство из них вошли в бюджеты соответствующих уровней. Основной целью консолидации в бюджете целевых фондов является требование усиления государственного контроля за целевыми расходами для государственных нужд. Распыление этих целевых расходов по многочисленным министерствам и ведомствам привело к неэффективному использованию государственных средств.

К внебюджетным фондам, консолидированным в бюджет относятся:

    Федеральный дорожный фонд.

    Фонд развития таможенной системы.

    Фонд восстановления и охраны водных объектов.

    Государственный фонд борьбы с преступностью.

    Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

    Федеральный экологический фонд.

Количество и состав целевых бюджетных фондов ежегодно незначительно меняется. (Около 60% всех финансовых ресурсов приходится на федеральный дорожный фонд).

В отличии от целевых внебюджетных фондов экономического назначения, более эффективно функционируют федеральные социальные внебюджетные фонды.

Однако все внебюджетные фонды (и экономического и социального назначения) являются государственными , они создаются и формируются в соответствии с федеральными законами. Порядок деятельности, образования и исполнения бюджетов фондов регламентируется законодательством и дирекциями федеральных фондов.

Федеральные внебюджетные фонды являются государственными денежными ресурсами, управляемыми органами государственной власти РФ. Социальные внебюджетные фонды (за исключение фонда занятости) – это самостоятельные государственные финансово-кредитные учреждения, имеющие соответствующие органы центрального аппарата (управления) и региональных отделений в субъектах РФ.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются органами управления и представляются органами исполнительной власти вместе с соответствующим бюджетом (федеральным, субъектов РФ).

а) Пенсионный фонд;

б) Фонд социального страхования;

в) Фонд обязательного медицинского страхования.

3. Отчисления в Пенсионный фонд взимаются:

а) только с физических лиц;

б) только с юридических лиц;

в) как с физических лиц, так и с юридических лиц.

4. Отчисления в Фонд социального страхования составляют:

5. Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования начисляются:

а) от общей выручки предприятия;

б) от полной себестоимости продукции;

в) от фонда оплаты труда.

6. Полученные средства ФОМС распределяются следующим образом:

а) 3,2% в территориальный бюджет, 0,6%-в федеральный;

б) 3,5% в территориальный бюджет, 0,1%-в федеральный;

в) 3,4% в территориальный бюджет, 0,2%-в федеральный.

7. Основной задачей Пенсионного фонда является:"

а) обеспечение гарантированных государством пособий;

б) государственное распределение финансов.

8. Целью Фонда социального страхования является обеспечение гарантированных государством пособий по:

а) временной нетрудоспособности;

б) уходу за ребенком;

в) погребению.

9. Единый социальный налог (ЕСН):

а) заменяет собой совокупность взносов в ПФ, ФОМС, ФСС;

б) введен помимо взносов в ПФ, ФОМС, ФСС;

в) заменяет только взносы в ФОМС, ФСС.

10. Единый социальный налог составляет:

11. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на:

а) экономические;

б) региональные;

в) государственные

г) муниципальные.

12. Пенсионный фонд обеспечивает:

а) целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

б) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком;

в) выплату пособий по временной нетрудоспособности;

13. Средства Фонда социального страхования направляются на:

а) оплату проезда к месту лечения;

б) целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

в) выплату досрочных пенсий безработным;

г) аккумуляцию страховых взносов.

14. Единый социальный налог:

а) зачисляется в государственные внебюджетные фонды;

б) заменяет совокупность действующих отчислений во внебюджетные фонды;

в) ликвидирует внебюджетные фонды.

15. Целевые бюджетные фонды создаются и консолидируются в бюджетах различных уровней сроком:

а) на 1 год;

б) на 2 года;

в) не более 3 лет;

г) не более 5лет.

Контрольные вопросы по теме 9

1. Дайте определение региональным бюджетам.

2. Перечислите налоговые и доходы региональных бюджетов

3. Каковы основные направления расходов региональных бюджетов?

4. Что представляют собой местные бюджеты?

5. Какова структура поступлений в местные бюджеты?

6. Каковы основные направления расходования средств местных бюджетов?

7. Приведите пример (структуру) регионального бюджета

8. Приведите пример (структуру) местного бюджета

Тесты по теме 9

4. Правовой основой функционирования местных финансов в РФ являются:

а) Конституция РФ;

б) Бюджетный Кодекс РФ;

в)ЗКРФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

5. К налоговым доходам региональных бюджетов относятся:

а) подоходный налог с физических лиц;

б) транспортный налог;

в) налог на имущество организаций.

3. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

а) части прибыли предприятий, расположенных на территории субъектов РФ;

б) платежей за пользование лесным фондом;

в) сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта.

4. В бюджете городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в размере:

5. В доходах региональных бюджетов превалируют:

а) отчисления от федеральных налогов;

б) поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов;

в) региональные налоги.

6. Главное место в расходах региональных бюджетов занимает:

а) расходы на содержание правоохранительных органов;

б) ассигнования на народное хозяйство;

в) расходы на социально-культурные мероприятия.

7. В доходы местных бюджетов зачисляются:

а) земельный налог;

б) налог на имущество предприятий;

в) налог га имущество физических лиц.

8. Главным направлением использования средств местных бюджетов является:

а) финансирование отраслей народного хозяйства;

б) расходы, связанные с жизнеобеспечением человека;

Контрольные вопросы по теме 10

6. Какие формы финансового контроля осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления?

7. Назовите специализированные органы государственного финансового контроля и их функции.

8. Охарактеризуйте парламентский и административный контроль бюджета.

9. Поясните порядок проведения ревизий бюджетных учреждений.

10. Каковы цели и методы проведения бюджетного анализа?

11. Перечислите направление анализа составления и исполнения бюджета.

Тесты по теме 10

1. Финансовый контроль является одним из видов:

а) государственного контроля;

б) негосударственного контроля;

в) коммерческого контроля

2. Финансовый контроль осуществляется за:

а) обращением всех звеньев финансовой системы:

б) образованием всех звеньев финансовой системы.

в) распределением всех звеньев финансовой системы:

г) использованием всех звеньев финансовой системы.

3. Финансовый контроль классифицируется:

а) по времени осуществления:

б) по субъектам осуществления;

4. По времени осуществления контроль подразделяется на:

а) предварительный;

б) текущий;

в) последующий;

г) запланированный.

5. По субъекту осуществления выделяют следующие виды контроля:

а) государственный;

б) независимый;

в) контроль предприятий.

6. Аудит – это:

а) ведомственный контроль;

б) местный контроль;

в) независимый контроль.

7. Осуществление банковского контроля входит в компетенцию:

а) Счетной палаты;

в) Таможенного комитета.

8. Роль финансового контроля в охране собственности:

а) выявить состояние учета материальных ценностей и денежных средств;

б) выявить характер финансового нарушения;

в) выявить причины и условия, способствующих финансовым нарушениям.

9. К способам и приемам финансового контроля относятся:

а) ревизия;

б) анализ;

в) санкции.

10. Методом осуществления финансового контроля является:

а) анализ;

б) проверка наличия отчетной документации;

в) проверка наличия финансовой документации;

г) ревизия

Контрольные вопросы по теме 11

1. Что подразумевается под «финансовой самостоятельностью» организации?

2. В чем проявляются особенности распределительной функции финансов в организациях? Приведите примеры.

3. Чем отличаются организационно-правовые формы предприятий с финансовой точки зрения? Назовите финансовые критерии для сравнения.

4. Как организовать финансовый контроль на предприятии?

5. В чем заключаются особенности финансового контроля в неком­мерческой организации?

6. Поясните термины «финансовый ресурс», «денежно-финансовые отношения», «финансовый аспект деятельности предприятия». «уставной капитал».

7. Какие цели могут преследоваться на предприятии при образова­нии на нем определенных денежных фондов? Поясните на приме­рах.

8. Какие из известных принципов организации финансов реализуют­ся в большей и меньшей степени в российской экономике? Обо­снуйте ответ.

9. Приведите примеры влияния отраслевых особенностей на фи­нансы предприятий.

10. Каковы общие и отличительные (от предприятий) источники фи­нансирования некоммерческих организаций?

11. Какие льготы по налогам предусмотрены для некоммерческих организаций?

12. Какие источники финансирования, в том числе перспективные (новые для российской практики), могут быть использованы в учреждениях профессионального образования частной формы соб­ственности? Дайте им общую сравнительную характеристику.

Тесты по теме 11

1. К финансовым ресурсам предприятий относятся:

а) собственные средства и приравненные к ним;

б) заемные средства;

в) привлеченные средства.

2. Финансы предприятий выполняют следующие функции:

а) распределительную;

б) стимулирующую;

в) контрольную.

3. Среди принципов организации финансов предприятий выделают следующие:

а) принцип хозяйственной самостоятельности;

б) принцип самофинансирования;

в) принцип материальной заинтересованности;

г) принцип материальной ответственности;

д) принцип обеспечения финансовых резервов;

е) принцип заимствования.

4. Первоначальные взносы учредителей, прибыль от основной деятельности, амортизационные отчисления относятся к:

а) собственным средствам;

б) заемным средствам;

в) привлеченным средствам.

5. Согласно ст. 83,85,90 ГКРФ фактором, влияющим на организацию финансов предприятия, является:

а) организационно-правовая форма;

б) уставный капитал;

в) сумма дебиторской задолженности.

6. Оборотные производственные фонды:

а) полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции;

б) частично переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции;

в) не переносят свою стоимость на стоимость готовой, продукции;

г) обеспечивают непрерывный процесс производства.

7. К собственным средствам и приравненным к ним относятся:

а) первоначальные взносы учредителей;

б) кредиты и займы;

в) бюджетные субсидии.

8. К заемным средствам относятся:

а) прибыль от основной деятельности;

б) банковские ссуды;

в) средства от продажи акций.

9. К привлеченным средствам относятся:

а) устойчивые пассивы;

б) инвестиционный налоговый кредит;

в) паевые и иные взносы членов трудовых коллективов.

10. К средствам поступившим в порядке перераспределения относятся:

а) страховое возмещение по наступившим рискам;

б) средства от продажи акций;

в) бюджетные субсидии.

11. Одной из функций финансов предприятий является:

а) распределительная;

б) контроль за движением денежных потоков;

в) кредитная;

г) регулирующая.

12. К кредиторской задолженности относятся:

а) средства, не принадлежащие предприятию;

б) средства, принадлежащие предприятию;

в) средства, временно принадлежащие предприятию;

г) средства, принадлежащие кредитной организации.

13. Устойчивые пассивы:

а) не принадлежат предприятию;

б) принадлежат предприятию;

в) не находятся в обороте предприятия;

г) находятся в обороте предприятия.

14. Оборотные средства служат для:

а) обеспечения непрерывного процесса производства;

б) создания резервного капитала;

в) создания добавочного капитала;

г) создания уставного капитала.

15. Привлеченные средства предприятий-это:

а) средства от продажи акций;

б) средства от продажи облигаций;

в) средства от продажи ценных бумаг;

г) займы коммерческих банков.

Контрольные вопросы по теме 12

1. В чем заключается экономическая сущность и функции страхования?

2. Каковы принципы классификации страхования?

3. Определите особенности обязательного и добровольного страхования.

4. Охарактеризуйте отрасли страхования.

5. Раскройте сущность страхового рынка и принципы его функционирования.

6. Назовите и охарактеризуйте участников страхового рынка.

7. Перечислите и охарактеризуйте элементы, составляющие тарифную ставку.

8. Раскройте понятие конъюнктуры страхового рынка/

9. Каковы особенности страхового рынка России?

Тесты по теме 12

1. Источником формирования страхового фонда страховщика является:

а) государственный бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ;

б) прибыль товаропроизводителей;

в) взносы страхователей, физических и юридических лиц.

2. По форме существования страховой фонд страховщика может быть:

а) в виде постоянно возобновляемых запасов продовольствия, топлива, медикаментов, средств для оказания помощи пострадавшим и т. д.;

б) только в денежной форме:

в) и в натуральной, и в денежной форме.

3. Сберегательная функция страхования проявляется в том, что:

а) страхователю возвращается страховой взнос, если не произошло событие, на случай которого заключался договор страхования;

б) часть средств страхового фонда используется на уменьшение степени и последствий страхового риска;

в) обеспечивается сбережение денежных сумм в связи с потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка.

4. Рисковая функция в страховании проявляется в том, что:

а) за счет средств резерва предупредительных мероприятий уменьшается страховой риск;

б) происходит перераспределение денежной формы стоимости среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий:

в) обеспечивается возмещение ущерба тех страхователей, жизнь которых подвержена особой степени риска.

5. Объектом страхования выступает:

а) имущественный интерес страхователя;

б) страховой фонд страховщика;

в) общественные потребности, связанные с бесперебойностью воспроизводственного процесса.

6. Правильно ли утверждение, что страховой тариф является мерой платы за страхование:

7. Актуарными расчетами называются расчеты страховых тарифов:

а) только по страхованию жизни;

б) только по накопительным видам страхования;

в) по всем отраслям страхования без исключения.

8. В процессе перестрахования ответственным по основному договору страхования является:

а) страховщик и перестраховщик на основах солидарной ответственности по риску;

б) только перестраховщик;

в) только страховщик.

9. Лицо, в чью пользу заключен договор обязательного медицинского страхования, - это:

а) застрахованное лицо;

б) выгодоприобретатель;

в) страхователь.

10. Страховым риском при страховании ответственности считается:

а) причинение вреда любому третьему лицу;

б) факт наступления ответственности страхователя;

в) противоправные действия страхователя

Контрольные вопросы по теме 13

1. Дайте определения (включая собственное определение) финан­сам домашних хозяйств. К каким звеньям финансовой системы (по общей классификации) их можно отнести?

2. В чем проявляются особенности распределительной функции финансов в домашних хозяйствах? Приведите примеры.

3. Перечислите факторы, определяющие усиление финансовой роли домохозяйств в рыночной экономике.

4. Охарактеризуйте внутренние финансы домохозяйств, общие и отличительные черты от организаций бизнеса.

5. Охарактеризуйте внешние финансы домохозяйств, общие и от­личительные их черты от организаций бизнеса.

7. Поясните использование термина «финансовый ресурс» примени­тельно к домохозяйствам.

8. Какие элементы могут образовывать структуру финансовых ресурсов домашних хозяйств?

9. Какие принципиальные отличия имеют место в финансовых ре­сурсах домохозяйств и организаций бизнеса?

10. Дайте сравнительную характеристику основных источников фи­нансовых ресурсов домохозяйств.

11. Проанализируйте влияние основных факторов на принятие фи­нансовых решений в домашних хозяйствах.

Тесты по теме 13

1. Финансы домашних хозяйств - это:

а) экономические отношения по формированию бюджета домашних хозяйств;

б) экономические отношения по формированию и использо­ванию денежных фондов с целью обеспечения условий жизни их членов;

в) экономические отношения по формированию и использо­ванию денежных фондов с целью обеспечения матери­альных и социальных условий жизни их членов.

2. Домашние хозяйства могут вступать в денежные отноше­ния:

а) с другими домашними хозяйствами и бюджетом;

б) с субъектами банковской, кредитной, бюджетной сис­тем;

в) с финансовыми и кредитными организациями, хозяйству­ющими субъектами рынка, с субъектами государствен­ных и муниципальных финансов.

3. С помощью распределительной функции финансов домаш­них хозяйств осуществляется:

а) распределение заработанных доходов между их участ­никами;

б) дальнейшее распределение стоимости ВВП между все­ми участниками этих хозяйств;

в) распределение денежных средств пропорционально вкла­ду участника в общий доход домашнего хозяйства.

4. По данным статистики, наибольшие доходы получает на­селение:

а) городов Москвы и Южного федерального округа;

б) городов Центрального федерального округа;

в) городов Москвы и районов Западной Сибири, производя­щих нефтегазовое сырье.

5. Финансовые ресурсы домашних хозяйств - это:

а) совокупность всех активов, которыми оно располагает в данный момент;

б) совокупность денежных средств, которые оно может вложить в сбережения;

в) совокупность имущества и финансовых активов, кото­рой они располагают в данный момент времени.

6. Что оказывает первостепенное влияние на принятие финан­совых решений в домашних хозяйствах?

а) Внешняя среда.

б) Располагаемые доходы.

в) Личностные отношения между членами домашнего хо­зяйства.

7. Доходы домашних хозяйств - это:

а) сумма выплат в денежной и натуральной формах, полу­ченных ими за определенный период;

б) сумма денежных средств и материальных благ, полу­ченных или произведенных ими за определенное время;

в) сумма заработной платы и социальных трансфертов, полученных членами домашнего хозяйства.

8. По функциональному признаку расходы домашних хозяйств делятся на:

а) обязательные платежи;

б) денежные сбережения;

в) капитальные расходы:

г) потребительские расходы, налоги, денежные сбереже­ния и накопления;

д) текущие и капитальные расходы.

9. Потребительские расходы в общей структуре расходов до­машних хозяйств РФ занимают:

14. Денежные сбережения - это:

а) часть денежных доходов населения, откладываемая для будущих потребностей;

б) доходы, получаемые по вкладам и депозитам;

в) денежные средства, помещаемые во вклады в банках.

Контрольные вопросы по теме 14

1. Каким образом участники финансового рынка влияют на его эффективность?

2. Кто и почему приобретает финансовые обязательства на фи­нансовых рынках?

3. В чем состоят достоинства и недостатки прямого и опосредо­ванного финансирования?

4. В чем состоит экономическая роль брокеров, дилеров и инвестиционных банков?

5. Объясните, каким образом финансовое посредничество влияет нарост эффективности финансовой системы.

6. Объясните суть выражения: «Финансовые обязательства отно­сятся одновременно к чьим-то активам и чьим-то пассивам».

7. Каковы главные функции и где лежит граница раздела между денежными рынками и рынками капитала?

8. Каким образом рынки капитала повышают эффективность функционирования экономики?

9. Каковы экономические причины возникновения рынков денежных средств?

10. Чем финансовые компании отличаются от банков, кредитных союзов и сберегательных институтов?

11.В чем состоит основное различие между открытыми и закры­тыми инвестиционными фондами и почему инвестиционные фон­ды открытого типа более широко распространены?

Тесты по теме 14

1. Финансовый рынок – это рынок, на котором в качестве товара выступают:

а) денежные средства;

б) ценные бумаги;

в) финансовые инструменты

2. По срокам размещения средств, финансовые рынки делятся на:

а) рынок денег и рынок капитала;

б) рынок кредита и рынок ценных бумаг;

в) рынок лизинговых и факторинговых услуг.

3. Для развитых финансовых рынков характерны следующие особенности:

а) становление законодательной базы, регулирование операций на рынке;

б) незначительные объемы предлагаемых к продаже финансовых ресурсов;

в) стабильность, высокая ликвидность, развитая инфраструктура.

4. Американская модель гарантирования вкладов предусматривает:

а) создание союзов кредитных организаций;

б) создание особого государственного органа, участие кредитных организаций и совместное финансирование системы гарантий;

в) управление системой гарантий осуществляет ЦБ.

5. Во Франции используют систему страхования вкладов:

а) добровольную;

б) обязательную;

в) смешанную форму.

6. Российский финансовый рынок является:

а) развивающимся;

б) развитым;

в) переходным.

7. Рынок кредитов регулируется:

8. Для минимизации рисков банков и др. кредиторов был принят закон:

а) «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»

б) «Об инвестиционных фондах»

в) «О кредитной истории»

Контрольные вопросы по теме 15

1. Дайте определение ценной бумаге.

2. Какие функции выполняет ценная бумага?

3. Какие ценные бумаги являются объектом биржевой торговли?

4. Чем отличаются производные ценные бумаги от основных?

5. Перечислите признаки классической фондовой биржи.

6. В чем заключается дилерская деятельность на рынке ценных бумаг?

7. Чем отличаются инвестиционные фонды от инвестиционных компаний?

8. Какие функции выполняют коммерческие банки на рынке ценных бумаг?

9. Какие функции выполняет фондовая биржа?

10. В чем состоят особенности российского рынка ценных бумаг?

11. Дайте определение финансового рынка и рынка ценных бумаг.

12. дайте понятие структуры рынка ценных бумаг.

Тесты по теме 15

1. Ценная бумага, это:

а) денежный документ, гарантирующий владельцу возможность получения дохода

б) денежный документ определенной формы и реквизитов, выражающий или удостоверяющий имущественные права владельца

в) юридический документ, выражающий или удостоверяющий имущественные права владельца

г) набор имущественных прав владельца

2. Ценная бумага закрепляет определенные права владельца, выражающие:

а) надежность и ликвидность

б) возвратность, срочность, платность

в) меру стоимости и средство платежа

г) отношения собственности и\или займа

3. Лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра и не являющееся владельцем в отношении этих ценных бумаг, называется:

а) номинальный держатель ценных бумаг

б) реестродержатель

в) регистратор

г) депозитарий

4. Рыночная стоимость всех обращающихся акций, определяемая произведением текущей цены на их количество, называется:

а) деноминация

б) учетная стоимость

в) капитализация

г) номинальная стоимость

5. Фьючерсы и опционы в основном обращаются на биржах, имеют стандартную форму договора (контракта), в которой точно оговариваются основные параметры сделки:

а) доход покупателя

б)доход продавца

в) доход покупателя и продавца

6. Ценная бумага, обладатель которой получает право покупки ценных бумаг по установленной цене в течение определенного периода времени или бессрочно, называется:

а) складское свидетельство

б) варрант

в) двойное складское свидетельство

г) форвард

7. Использование финансовых инструментов как оформление или переоформление долгов разных лиц на рынке ценных бумаг называют:

а) мультипликация

б) ревальвация

в) секъюритизация

г) клиринг

8. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, представляющий интересы инвестора и заключающий сделки от своего имени и за свой счет, называется:

а) брокер

б) ремитент

в) регистратор

9. Ценные бумаги крупных, с высокой кредитоспособностью и стабильным финансовым положением компаний, на рынке условно называют:

а)медведи

б) японские свечи

в) голубые фишки

г) боковые тренды

10. Основным контролирующим институтом на российском рынке ценных бумаг является:

а) Росстрахнадзор

б) государство в лице Федеральной службы по финансовым рынкам

в) прокуратура

г) арбитражный суд

Контрольные вопросы по теме 16

1. В чем отличие сегментированной финансовой системы от уни­версальной? Приведите примеры финансовых систем стран.

2. Дайте характеристику сегментированных финансовых систем развитых стран.

3. Дайте характеристику универсальных финансовых систем раз­витых стран.

4. Перечислите особенности финансовых систем развивающихся стран.

5. Дайте определение международным финансам. Приведите при­меры таких экономических отношений.

6. В чем сущность государственного регулирования международных финансов? Какие методы могут быть использованы госу­дарством в этой сфере?

7. Охарактеризуйте мероприятия по валютному регулированию, проводимые Центральным банком РФ.

8. Какие особенности присущи налоговому и таможенному регули­рованию ВЭД в РФ?

9. Приведите примеры межгосударственного регулирования меж­дународных финансов, участником которого является Россия.

10. По каким, направлениям сотрудничает Россия с международны­ми финансовыми организациями и органами управления между­народными финансами? Охарактеризуйте сотрудничество с МВФ на современном этапе.

Тесты по теме 16

1. Принципиальным отличием международных финансов от финансов организаций является:

а) государственный надзор их регулирования, соответствия нормам международного права.

б) публичность и большие льготы, предоставляемые их участникам.

в) многочисленность и неоднородность субъектов, отсутствие единого органа управления.

2. Субъектами частных международных финансов являются:

а) резиденты и нерезиденты.

б) институты государства.

в) резиденты и нерезиденты, институты государства.

3. Мировые финансовые ресурсы сосредоточены:

а) на мировом финансовом рынке

б) на мировом финансовом рынке, в государствах и международных финансовых организациях.

в) в государствах и международных финансовых организациях.

4. Свопы, фьючерсы, опционы являются сегментами:

а) рынка ценных бумаг.

б) валютного рынка.

в) рынка деривативов

5. Одной из целей МВФ является:

а) стабилизация валютных курсов.

б) проведение валютных интервенций.

в) стимулирование международной торговли.

6. Членами ассоциации МАР являются:

а) страны ООН.

б) страны – участники МВФ

в) промышленно развитые страны и страны, «сильные» в финансовом отношении.

7. Европейский фонд валютного сотрудничества считает основной задачей:

а) предоставление кредитов странам с целью покрытия дефицита госбюджета.

б) организацию консультаций по вопросам валютного регулирования.

в) ведение статистики курсов национальных валют.

8. Институциональная структура финансовой системы страны представлена следующими основными элементами:

а) Центральным банком, финансовыми посредниками, контролирующими органами.

б) контролирующими органами, финансовыми институтами, финансовыми союзами.

в) банковской системой, органами государственного регулирования, налоговой системой.

9. Одной из главных особенностей финансовых систем развивающихся стран является:

а) активность на рынке сбережений.

б) отсутствие финансовых посредников.

в) активная роль государства.

10. Регулирование международных финансов осуществляется:

а) на межгосударственном уровне.

б) на уровне отдельного государства.

в) на межгосударственном уровне, государственном уровнях и на уровне международных финансовых организаций.

11. Методами государственного регулирования международных финансов являются:

А) валютное, банковское, налоговое, таможенное регулирование.

Б) банковское, налоговое, бюджетное регулирование.

В) таможенно-тарифное регулирование

Ответы к тестам:

Тема 1. 1-а; 2-в; 3-в; 4-а,в; 5-б,г; 6-б,г; 7-а; 8-б; 9-б; 10-в; 11-б; 12-в.

Тема 2. 1-а,б; 2-а; 3-в; 4-г; 5-б,в; 6-в; 7-б; 8-а; 9-в; 10-г.

Тема 3. 1-б; 2-б; 3-б; 4-в; 5-б; 6-б; 7-б; 8-а; 9-а; 10-а,б,в,г; 11-а; 12-а; 13-а.

Тема 4. 1-б,в; 2-а,б; 3-б,в,г; 4-а,б,в,г; 5-в; 6-б,г; 7-а; 8-а; 9-а,б; 10-а.

Тема 5. 1-б; 2-г; 3-а; 4-б; 5-б; 6-в.г; 7-в; 8-а; 9-а.

Тема 6. 1-б; 2-г; 3-а,в,д,ж; 4-а; 5-а; 6-а; 7-б; 8-в; 9-а; 10-в; 11-в.

Тема 7. 1-в; 2-а,б; 3-в; 4-а; 5-а,б,в; 6-б; 7-а,б,в; 8-б; 9-а; 10-а;11-а;12-а; 13-а.

Тема 8. 1-б; 2-а,б,в; 3-в; 4-а; 5-в; 6-в; 7-а; 8-а,б,в; 9-а; 10-в;11-а;12-а; 13-а; 14-а,б; 15-а; 16-в.

Тема 9. 1-а,б,в; 2-б,в; 3-б,в; 4-в; 5-а; 6-б; 7-а,в; 8-б.

Тема 10. 1-а; 2-б; 3-а; 4-а,б,в; 5-а,б; 6-в; 7-б; 8-а; 9-в; 10-а,г.

Тема 11. 1-а,б,в; 2-а,в; 3-а,б,в,г,д; 4-а; 5-а; 6-а; 7-а; 8-б; 9-в; 10-а,б;

11-а,б; 12-а; 13-а; 14-а; 15-а,б,в.

Тема 12. 1-в; 2-б; 3-в; 4-б; 5-а; 6-а; 7-в; 8-в; 9-а; 10-б.

Тема 13. 1-в; 2-а; 3-б; 4-в; 5-в; 6-а; 7-б; 8-г; 9-в; 10-а.

Тема 14. 1-в,б; 2-а; 3-в; 4-б; 5-а; 6-а; 7-в; 8-в.

Тема 15. 1-б; 2-г; 3-а; 4-в; 5-в; 6-б; 7-в; 8-г; 9-в; 10-б.

Тема 16. 1-а; 2-в; 3-б; 4-в; 5-а; 6-в; 7-а; 8-а; 9-в; 10-в; 11-а.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Экономическое содержание финансов. Эволюция финансов

2. Функции финансов. Роль финансов в экономике

3. Финансовые ресурсы и источники их образования

4. Финансовая система экономики и ее структура. Характеристика звеньев финансовой системы

5. Финансовая система России

6. Финансовый контроль в финансовой системе. Виды и формы финансового контроля.

7. Субъекты и структура органов управления государственными финансами

8. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в экономике

9. Бюджетное устройство и принципы организации бюджетной системы России

10. Бюджетная классификация России и ее назначение

11. Государственный бюджет и его структура. Бюджетный федерализм

12. Федеральный бюджет и его структура. Роль федерального бюджета в решении социально-экономических задач

13. Бюджеты субъектов РФ и их роль в социально-экономическом развитии регионов

14. Экономическое содержание и классификация доходов бюджетов

16. Налоговые доходы и их роль в формировании бюджетов

17. Федеральные налоги и их характеристика

18. Региональные и местные налоги и их характеристика

19. Неналоговые доходы бюджета и их характеристика

20. Доходы федерального бюджета и их характеристика. Структура доходов

21. Особенности формирования доходов региональных и местных бюджетов

22. Экономическое содержание расходов и их классификация

23. Расходы федерального бюджета и их характеристика

24. Бюджетное финансирование и его роль в бюджетной системе. Формы бюджетного финансирования и их характеристика

25. Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования

26. Бюджетный профицит и механизм его распределения и использования

27. Межбюджетные отношения и их развитие

28. Бюджетный процесс России и его содержание

29. Участники бюджетного процесса России и их характеристика

30. Порядок составления проектов бюджетов

31. Порядок рассмотрения и утверждения государственного бюджета

32. Порядок исполнения государственного бюджета

33. Федеральное Казначейство и его роль в системе финансовых органов России

34. Государственный кредит. Роль государственного кредита в экономике

35. Государственные займы. Формы государственных займов и их характеристика

36. Экономическое содержание и классификация государственного долга. Источники финансирования государственного долга

37. Методы управления государственным долгом

38. Государственный долг России и его структура. Порядок управления государственным долгом в России

39. Межбюджетные отношения и их социально-экономическое содержание. Принципы межбюджетных отношений

40. Внебюджетные государственные фонды и их роль в финансовой системе экономики

41. Пенсионный фонд России и его назначение. Виды деятельности. Источники финансирования деятельности

42. Пенсионная реформа в России: содержание, результаты и перспективы

43. Фонд социального страхования России и его назначение. Виды деятельности. Источники финансирования деятельности

44. Фонд обязательного медицинского страхования России назначение. Виды деятельности. Источники финансирования деятельности

45. Единый социальный налог в системе доходов консолидированного бюджета. Порядок распределения ЕСН. Бюджетный контроль и его содержание

46. Ревизия бюджетных учреждений, ее цель, задачи и порядок проведения

47. Анализ бюджетов и его роль в системе государственного финансового контроля.

48. Финансовое планирование и прогнозирование в системе государственных финансов

49. Экономическое содержание и роль финансов организаций в финансовой системе

50. Движение денежных средств на предприятии. Денежные потоки предприятия.

51. Структура финансовых отношений на предприятии

52. Методы и способы финансирования деятельности организации

53. Финансы хозяйственных обществ и их особенности

54. Финансы государственных унитарных предприятий и их особенности

55. Финансы некоммерческих организаций и их особенности

56. Финансы социальной сферы. Организация финансирования отраслей социальной сферы

57. Экономическое содержание и социально-экономическая роль страхования в экономике

58. Формы и виды страхования и их характеристика

59. Формирование финансовых результатов деятельности страховых организаций

60. Финансы домашнего хозяйства и их роль в финансовой системе страны. Доходы и расходы домашних хозяйств

61. Финансовый рынок и его роль в экономике. Структура финансового рынка

62. Объекты и субъекты финансового рынка и их характеристика

63. Финансовый рынок России и его особенности. Становление финансового рынка страны

64. особенности финансового рынка развитых стран

65. Ценные бумаги. Классификация и виды ценных бумаг

66. Государственные ценные бумаги и их роль на финансовом рынке

67. Рынок ценных бумаг: определение, классификация, роль в экономике

68. Первичный рынок ценных бумаг и его назначение. Способы размещения ценных бумаг на первичном рынке

69. Вторичный рынок ценных бумаг и его назначение. Объекты и субъекты вторичного рынка

70. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их характеристика

71. Структура рынка ценных бумаг России. Становление и развитие рынка ценных бумаг страны.

72. Фондовая биржа и принципы ее функционирования.

74. Мировая финансовая система и ее эволюция. Публичные и частные финансы

75. Мировой финансовый рынок и его структура. Участники мирового финансового рынка

76. Международные финансовые организации и их роль в мировой финансовой системе

77. Международный валютный фонд: цели и задачи деятельности. Роль МВФ в регулировании международных финансовых отношений

78. Платежный баланс страны и его структура. Значение платежного баланса

79. Дефицит платежного баланса и методы его регулирования. Источники финансирования дефицита

80. Роль финансов в глобализации современных экономических отношений. Глобальные финансы. Международная финансовая интеграция и глобализация.

4.4. Итоговый тест по дисциплине «Финансы»

Ответив правильно на все перечисленные вопросы тестов, студент набирает 100 баллов. Если студент набирает свыше 85 баллов, он получает оценку «отлично», от 65 до 84 баллов – оценка «хорошо», от 50 до 64 – «удовлетворительно». Ниже данного количества – неудовлетворительно»

1. Совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования денежных фондов и средств в соответствии с функциями и ролью государства, предприятий, кредитной системы, финансового рынка, населения – это:

а) кредит

б) финансы

в) деньги

г) ресурсы

2. Как соотносятся понятия «финансовые отношения» и «денежные отношения»:

а) это – одно и то же;

б) это невзаимосвязанные категории;

в) денежные отношения – более широкое понятие, чем финансовые отношения;

г) финансовые отношения – более широкое понятие, чем денежные отношения

3. Выберите верное утверждение:

а) финансы существовали до возникновения денег;

б) финансы возникли при возникновении денежных отношений;

в) финансы являются обязательным условием существования денег;

г) деньги являются обязательным условием существования финансов

4. Характерными особенностями финансовых отношений являются:

а) одностороннее движение стоимости;

б) встречное двусторонне движение стоимости;

в) денежный характер;

г) натуральный характер

5. Укажите примеры источников финансовых ресурсов:

а) выручка предприятия;

б) прибыль предприятия;

в) поступление платежей за аренду имущества предприятия;

г) продажа ценных бумаг акционерного общества.

6. Укажите примеры денежных отношений, которые не являются финансовыми:

а) погашение кредита, полученного в банке;

б) формирование резервного фонда акционерного общества;

в) получение выручки от реализации продукции;

г) перечисление дотаций из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ

7. Из перечисленных ниже экономических отношений выберите примеры финансовых отношений:

а) покупка предприятием сырья и материалов;

б) уплата предприятием налогов в бюджет;

в) погашение предприятием кредиторской задолженности;

г) внесение доли в уставный капитал акционерного общества

8. На первой стадии процесса распределения совокупного общественного продукта он разделяется на:

а) стоимость израсходованных на производство продукции средств производства и национальный доход

б) заработную плату работников и прибыль предпринимателя

в) прибыль предпринимателя и налоги

г) стоимость израсходованных на производство продукции средств производства и платежи в бюджет

9. Создание целевого фонда денежных средств является проявлением:

г) стимулирующей функции финансов

10. Проверка налоговой отчетности предприятий является проявлением:

а) распределительной функции финансов;

б) контрольной функции финансов;

в) регулирующей функции финансов;

г) стимулирующей функции финансов.

11. Как соотносятся понятия «денежные фонды» и «денежные средства»:

а) эти понятия равнозначны

б) денежные фонды отличаются целевым характером формирования и использования

в) денежные фонды не имеют заранее закрепленной системы формирования

г) денежные средства являются основным источником формирования денежных фондов

12. Какой из перечисленных признаков не относится к финансам:

а) денежный характер отношений

б) распределительный характер отношений

в) встречное (двустороннее) движение стоимости

г) связаны с формированием фондов денежных средств

13. Какая стадия процесса общественного воспроизводства является основой финансов:

а) производство

б) распределение

г) потребление

14. Выберите верное утверждение:

а) финансы непосредственно участвуют в третьей стадии общественного воспроизводства (обмен);

б) финансы не принимают участи я в процессе обмена;

в) финансы оказывают влияние на процесс обмена;

г) финансы не оказывают воздействия на процесс обмена

15. Совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении государства, предприятий, организаций – это:

а) финансовые ресурсы

б) бюджет

в) деньги

г) налоги

16. Распределительная функция финансов заключается:

а) в формировании первичных и вторичных доходов

б) в проверке целевого характера использования денежных фондов

в) в обмене товарами на рынке

г) в предоставлении кредитов в экономике

17. Инструментом реализации контрольной функции финансов является:

а) денежные средства

б) финансовые ресурсы

в) финансовая информация

г) финансовая политика

18. В состав финансовой системы не входят:

а) государственные финансы

б) финансы предприятий

в) страхование

г) Центральный банк

19. К централизованным финансам относятся:

а) финансы акционерных обществ;

б) финансы государственных внебюджетных фондов;

в) муниципальные финансы;

г) финансы частных пенсионных фондов

20. В состав государственных финансов не включают:

а) государственный бюджет

б) государственные внебюджетные фонды

в) страховые фонды

г) государственный кредит

21. Совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий экономического и социального развития – это:

а) финансовая стратегия

б) финансовая политика

в) финансовый аппарат

г) финансовый механизм

22. Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется:

а) на социальную и бюджетную политику

б) на планирование и контроль

в) на финансовую стратегию и финансовую тактику

г) на формирование доходов и расходов

23. Целенаправленная деятельность субъектов управления, направленная на регулирование финансовых отношений – это:

а) финансовый контроль

б) финансовая политика

в) финансовый механизм

г) управление финансами

24. В состав государственного кредита как элемента финансовой системы не входит:

а) государственный кредит

б) государственный долг

в) государственное финансирование

г) государственные гарантии

25. Разновидностями государственного финансового контроля являются:

а) вневедомственный финансовый контроль

б) ведомственный финансовый контроль

в) общественный финансовый контроль

г) страховой контроль

26. Государственный финансовый контроль может быть:

а) ведомственным

б) внутрихозяйственным

в) аудиторским

г) банковским

27 К формам финансового контроля относится:

а) предварительный контроль

б) общественный контроль

в) обследование

г) аудиторский контроль

28. Совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов –э то:

а) страхование

б) государственные финансы

в) финансовая политика

г) денежно-кредитная политика

29. Имеющий силу закона финансовый план государства – это:

а) государственный бюджет

б) государственный кредит

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственном бюджете.

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

С помощью государственных социальных целевых внебюджетных фондов можно решать ряд задач:

    оказывать социальную помощь и услуги населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;

    обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности человека;

    оказывать социальные услуги населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;

    финансировать пенсионное обеспечение.

Источники финансирования социальных внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер в зависимости от экономического и финансового состояния страны.

Правом образовывать целевые социальные внебюджетные фонды обладают как федеральные органы власти, так и республиканские и местные органы самоуправления.

Целевые фонды, созданные на федеральном уровне, как правило, передают средства в распоряжение территориальных органов.

Правовой основой образования государственных социальных целевых фондов является, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. №1734-1.

Контроль за рациональным и целевым расходованием средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

В зависимости от целевого назначения государственные внебюджетные фонды делятся на две группы: целевые социальные фонды и целевые экономические фонды.

К государственным целевым социальным внебюджетным фондам относятся:

    Пенсионный фонд Российской Федерации;

    Фонд социального страхования Российской Федерации;

    фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).

К государственным целевым экономическим фондам относят: территориальные дорожные фонды; внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др.

Пенсионный фонд формирование и использование

Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Пенсия на общих основаниях устанавливается: мужчи нам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при об щем трудовом стаже не менее 20 лет.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионные отношения в РФ регулируются Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 г. № 340-1. Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансо во-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятель ность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) , утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 декабря 1997 г.).

Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.

Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:

получение от плательщиков страховых взносов, необх одимых для финансирования выплат государственных пенсий;

организацию банка данных по плательщикам страхо­ вых взносов в Пенсионный фонд РФ;

индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взно­сов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров госу дарственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собра нию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности и не входят в состав феде рального и территориальных бюджетов.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.

Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

В целях обеспечения взаимодействия органов Пенсионного фонда России с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах Правление Пенсионного фонда приняло постановление от 9 октября 2000 г. создать управления Пенсионного фонда РФ во всех федеральных округах России.

Основными задачами Управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:

* координация и контроль за деятельностью отделения Пенсионного фонда в федеральном округе;

* взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;

* координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

* взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам России, государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщение сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Денежные средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет:

    работодателей - предприятий и организаций, которые вносят в Фонд денежные средства в виде страхового взноса по установленным ставкам;

    взносов граждан, занимающихся индивидуальной тру­ довой деятельностью;

    дотаций из федерального и республиканского бюджетов , добровольных взносов физических и юридических лиц.

Предприятия и организации-работодатели уплачивают взносы в Единый социальный налог (взнос) один раз в месяц - в сроки, установленные для получения заработной платы.

При недостатке поступления средств в Пенсионный фонд РФ Банк России обязан предоставлять ему кредит для обес­ печения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.

Кроме налоговых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страхо вых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Средства Пенсионного фонда РФ используются на:

    выплату государственных трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

    оказание материальной помощи престарелым и нетруд оспособным гражданам;

    выплаты пособий на погребение получателям пенсий;

    финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;

    прочие расходы.

Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ подавляющую часть (до 78%) составляют страховые взносы предприятий и организаций.

В расходной части бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 97% (с доставкой и пересылкой пенсий).

С 1 января 1997 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

Целями индивидуального учета являются:

    создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

    обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

    развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

    создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным стра ховым номером.

Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.

Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица.

Новая функция Пенсионного фонда РФ позволяет улучшить учет и контроль за правильностью отчислений страховых взносов предприятиями и организациями.

Фонд социального страхования Российской Федерации, его функции, формирование и использование

Социальное страхование - один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособия и т. п.).

Фонд начал действовать с 1 января 1991 г. До принятия постановления вопросы социального страхова­ния находились в ведении профсоюзов.

В настоящее время Фонд государственного социального страхования Российской Федерации действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоя тельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования РФ, как и Пенсионный фонд РФ, является автономным и строго целевым фондом. Он создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

Отделения данного фонда созданы во всех субъектах Федерации и в 14 отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и т. д.).

Управление Фондом государственного социального страх ования РФ возложено на правление фонда и его председателя. Председатель Фонда социального страхования РФ и его з аместители назначаются Правительством Российской Федерации .

Фонд государственного социального страхования РФ выполняет следующие функции:

    концентрацию денежных средств государства на социал ьное страхование;

    обеспечение гарантированных государством пособий граж данам по временной нетрудоспособности, беременности, родам и другим законным основаниям;

    оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;

    участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхо вания;

    частное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

Фонд государственного социального страхования РФ - централизованный фонд денежных ресурсов общегосудар ственного назначения. Создается страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Денежные средства и санаторно-курортные учреждения фонда являются государственной собственностью.

Источниками образования фонда являются:

    взносы предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде страхового взноса по установленным ставкам;

    средства государственного бюджета (в форме дотаций);

    частичная оплата путевок в санатории и дома отдыха;

    прочие поступления.

Все организации и предприятия независимо от форм собственности вносят страховые взносы на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние производят отчисления в Фонд государственного социального страхования РФ в установленном размере.

Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования РФ, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ.

Средства Фонда социального страхования РФ использу ются на следующие цели:

    на выплату пособий по больничным листам (по времен ной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Доля этих расходов составляет около 70%;

    финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся;

    частичное финансирование содержания санаториев- профилакториев и оздоровительных детских лагерей;

    выплаты пособий сверх норм на лечение и оздоровлен ие трудящихся;

    финансирование исполнительной дирекции фонда.

С 1 января 1994 г. введена усовершенствованная система государственных ежемесячных пособий семьям, имеющим детей, четко разграничивающая назначение ежемесячных пособий.

1. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

2. Пособие по беременности и родам.

3. Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности.

4. Единовременное пособие при рождении ребенка.

5.Единое ежемесячное пособие на ребенка.

Компенсационные выплаты лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, на период дополнительного отпуска по уходу за ребенком (от 1,5 до 3 лет) производятся за счет средств предприятия, направляемых на оплату труда.

Выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим матерям осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются Федеральным законом . Бюджеты региональных отделений фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением фонда.

Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине.

Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 «О медицинском страховании граждан в РСФСР» в редакции от 2 апреля 1993 г. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья граждан.

Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан. Поэтому и стороны при договоре медицинского страхования аналогичны договору обычного страхования.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Законом "О медицинском страховании граждан в РСФСР", вступившим в действие с 1 января 1993 г., в России созданы фонды обязательного медицинско го страхования: Федеральный фонд обязательного медицин ского страхования; территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхо вания является юридическим лицом, подотчетным Правитель ству РФ. Средства фонда находятся в государственной соб ственности. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден Постановлением Правитель­ства РФ 29 июня 1998 г. № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования».

Руководство деятельностью Федерального фонда осуществляют правление и исполнительная дирекция во главе с генеральным директором, который назначается Правительством РФ по согласованию с правлением фонда. Контроль за деятельностью фонда осуществляет ревизионная комиссия,

Отче ты о доходах и расходах Федерального фонда пред­ ставляют сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.

Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:

    обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР», достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

    финансирование целевых программ.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:

* аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;

* осуществляет финансирование территориальной про граммы обязательного медицинского страхования;

* осуществляет финансово-кредитную деятельно обеспечению системы обязательного медицинского страхо вания;

* выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

* совместно с налоговыми органами осуществляет конт роль за своевременным и полным поступлением в территори альный фонд страховых взносов;

* осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.

Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы.

Финансовые средства Федерального фонда обязательно го медицинского страхования образуются за счет:

* части страховых взносов по ставкам, уста

* части единого налога на вмененный доход для опреде ленных видов деятельности в установленном законодатель ством размере;

* иных поступлений, предусмотренных законодатель ством РФ;

Финансовые средства территориальных фондов обяза тельного медицинского страхования образуются за счет:

* части страховых взносов по ставкам уста новленным законодательством РФ;

* части единого налога на вмененный доход для определ енных видов деятельности в установленном законодатель ством размере;

* страховых взносов на обязательное медицинское страх ование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправлен ия с учетом программ обязательного медицинского стра хования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение;

* иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ .

Уплата страхового взноса, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в частях, зачисляемых в Феде­ральный и территориальные фонды, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 48-ФЗ "О Едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды предусмотрен Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного страхования.

Порядок зачисления сумм страховых взносов в Федеральный фонд медицинского стра­дания определен Правилами зачисления взносов на счета органов федерального казначейства Минфина России и пере­числения этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхов ание неработающего населения уплачивают правительства субъектов Федерации и местная администрация за счет средств, предусматриваемых в бюджетах.

Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на ФФОМС.