Итоги экономического развития ссср к концу 1970. Экономика ссср

Итоги экономического развития ссср к концу 1970. Экономика ссср


В сентябре 1965 года проведена реформа управления промышленностью. Была принята новая система "планирования и экономического стимулирования". С одной стороны, ликвидировались совнархозы и вновь возрождались отраслевые министерства. С другой стороны, значительно расширялись права самих предприятий, возрастала их экономическая самостоятельность.
В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Повышалась роль экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался твердый план государственных закупок, вводилась 50-процентная надбавка к основной цене за сверхплановую продукцию). Несколько расширялась самостоятельность колхозов и совхозов. Резко увеличились капитальные вложения в развитие сельского хозяйства.
Эти реформы дали положительный эффект. Но кардинального улучшения не произошло. Основной причиной неудачи реформ стало излишняя централизация управления, сопротивление самой административно бюрократической системы.
С одной стороны экономическое развитие СССР было достаточно устойчивым. Советский Союз опережал США и страны Западной Европы по таким показателям, как добыча угля и железной руды, нефти, цемента, производству тракторов, комбайнов. Но что касается качественных факторов, то здесь отставание было налицо. Наблюдалось падение темпов экономического развития. Советская экономика стала невосприимчивой к инновациям, очень медленно осваивала достижения науки и техники.

Период 1966-1970 гг. был наилучшим за последние 30 лет. Объем промышленного производства вырос в полтора раза. В дальнейшем экстенсивный характер экономики привел к форсированному развитию топливно-энергетического комплекса СССР.

Наряду с созданием научно-производственных объединений, возникли новые отрасли - роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др. Но определяющими для развития экономики эти тенденции не стали. Аграрная политика СССР характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими 1/5 часть всех инвестиций. Среди

предпринятых мер были следующие: был ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20%) цены на сельхозпродукцию, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка за сверхплановую продукцию. В целом, в 1960-1969 гг. наблюдался рост сельскохозяйственного производства. При этом упор делался на агропромышленную

интеграцию - объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. С 1970г. началось снижение основных экономических показателей. К концу 70-х годов обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит.

Общественно-политическая обстановка. Период 70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества получил определение “застойного”. Причины застоя и кризисных явлений, наряду с субъективным фактором (личностью Л.И. Брежнева и его окружения), заключались в социально-экономических отношениях, господствовавших в стране, той модели общества,

которая сформировалась еще в 30-е годы. В новой Конституции СССР 1977 г. партия отказалась от идеи о скором переходе к коммунизму и отмирании государства. Современный политический период определялся как “развитой социализм”. В Конституции было заявлено о создании “новой социальной и интернациональной общности - советский народ”. В ее 6-й статье юридически

закреплялось монопольное положение КПСС в политической системе, а сама партия определялась как “руководящая и направляющая сила советского общества, ядро политической системы”. В брежневский период происходил процесс

дальнейшей централизации партийного аппарата, усиление власти партократии. Такие явления как коррупция, криминализация и др. окончательно подрывали авторитет власти. Идеологический диктат КПСС сдерживал развитие творчества, поощрял единомыслие. Произошел возврат к неосталинизму в идеологии, литературе, науке, культуре. В обществе нарастала социальная апатия, вызванная двойной моралью и ростом социальной несправедливости. Радикальным выражением несогласия с существующей обстановкой в стране продолжало оставаться диссидентское движение. Приоритетными в во внешней политике СССР в 1970-80-е гг. оставались следующие направления: укрепление социалистического лагеря; поддержка международного коммунистического движения, народно-демократических режимов в странах “третьего мира”; стемление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами. Начало 70-х годов было отмечено

радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый Советским Союзом военно-стратегический паритет с США. Практическими шагами на пути потепления международного климата стали также двусторонние встречи глав СССР и США. Результатом переговоров в 1972 г. явилось подписание соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а также ОСВ-2 в 1979 г. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой. Процесс разрядки был закреплен по сотрудничеству Хельсинским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.) и подписанием Заключительного акта совещания, которое зафиксировало политико-военное и социально-экономическое положение, сложившееся в мире после Второй мировой войны. В конце 70-х годов произошел новый виток напряженности, связанный, в первую очередь, с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г. Используя “афганский фактор”, в конце 70-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Советская внешняя политика за 1965-1985 гг. также прошла сложный и противоречивый путь от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности, поставившей мир на грань мировой войны. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем. У брежневского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой начала 70-х годов. К первой половине 80-х годов СССР втягивался в очередной виток гонки вооружений, которая подрывала состояние советской экономики.

Исторический опыт Советского Союза

Из истории реформирования экономики СССР

в 1970-1980 годах

Т.В. Карпенкова

Исследованы вопросы противоборства демократических и бюрократических тенденций развития советского общества, анализируются причины нарастания диспропорции в экономике.

Ключевые слова: хозяйственная реформа, Л.И.Брежнев, А.Н.Косыгин, агропромышленный комплекс, Байкало-Амурская магистраль, восьмая «золотая» пятилетка

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 3 (24). С. 131-139.

В 1913 г. в связи с празднованием трехсотлетия дома Романовых в России появилась официальная статистика; с тех пор все достижения страны сравнивались с этим годом. Однако после 1991 г. историки, экономисты и политики предпочитают сверять положение дел в той или иной области жизнедеятельности Российской Федерации с доперестроечным периодом, проявляя интерес к высшим достижениям СССР первой половины 1980-х гг. Нет секрета в том, что сравнение нередко оказывается не в пользу современности.

Советский Союз уже более 20 лет отсутствует на политической карте мира, но разнообразные памятники (пусть даже в виде технологических руин) этого типа индустриального общества (альтернативного и, вероятно, самим ходом истории предназначенного для синтеза, конвергенции) и его социокультурные критерии (например, вера в «прекрасное далеко», «отсутствие товаров-убийц», социальную однородность) определяют специфику современной России. Чем дальше мы удаляемся от эпохи Л.И.Брежнева, тем больший интерес вызывает история СССР «эпохи застоя». В современной России в год 50-летия «косыгинской» реформы появляются публикации, в которых предпри-

Карпенкова Таисия Викторовна - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Международного института экономики и права.

Адрес для корреспонденции: [email protected].

нимаются попытки объективного исследования этой главы советской истории .

В российской историографии хозяйственная реформа 1965 г. справедливо считается самой крупной и серьезной за весь послевоенный период попыткой перестройки управления экономикой. Верно ли это? Ведь в октябре 1964 г. к власти пришла группировка, отнюдь не настроенная на серьезное реформирование экономики страны. Дело в том, что к этому времени уже трудно было никак не реагировать на сложившееся положение вещей: в отдельных районах страны из-за нехватки продуктов питания возникла необходимость ввести нормированное снабжение населения (по талонам). Скрывать ситуаию было невозможно. Тем не менее Л.И.Брежнев к реформе в полном и особенно к некоторым ее направлениям относился крайне скептически, называя ее «затеей Косыгина»

Реформа государственного управления началась в октябре 1965 г. с упразднения всех хрущевских совнархозов и воссоздания министерств. Во второй половине 1960-х гг. стали действовать несколько десятков промышленных министерств, однако планы экономического развития разрабатывали уже не они, а государственные плановые комиссии союзных республик. Наряду с министерствами стали теперь функционировать государственные комитеты: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. По состоянию на 01.01.1966 в СССР действовало уже около 600 различных ведомств.

В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором с докладом «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства» выступил новый лидер партии Л.И.Брежнев. Пленум в своем решении вынужден был признать, что в последние годы «сельское хозяйство замедлило темпы своего роста, а планы его развития не выполнены. Причинами недостатков были названы нарушение «экономических законов развития социалистического производства, принципов материальной заинтересованности колхозников и рабочих совхозов в подъеме общественного хозяйства, правильного сочетания общественных и личных интересов» .

На развитие сельского хозяйства было выделено 76 млрд руб., что составило сумму вложений за предшествующие 20 лет. В 2 раза были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, укрепилась материально-техническая база сельских хозяйств, возросла их энерговооруженность. Система органов управления сельским хозяйством была упрощена: министерства производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов союзных республик были преобразо-

ваны в министерства сельского хозяйства, территориальные производственные колхозно-совхозные управления упразднены, восстановлены структурные подразделения исполкомов местных советов, ответственные за сельскохозяйственное производство. Колхозам и совхозам ненадолго была предоставлена большая самостоятельность, совхозы предполагалось перевести на полный хозрасчет.

Было принято решение удвоить производство сельскохозяйственной техники, к 1970 г. на каждый колхоз в среднем приходилось 55 тракторов и множество других машин. Власти сняли все ограничения для крестьян на владение скотом и приусадебными участками.

Реформу 1965 г. в промышленности обычно справедливо связывают с именем А.Н.Косыгина (героя знаменитой эвакуационной эпопеи в годы войны). В его докладе на сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС были использованы некоторые предложения известного экономиста Е.Г.Либермана. А.Н.Косыгину фактически под своим началом удалось создать небольшую команду единомышленников-реформаторов .

Экономические преобразования были направлены на расширение самостоятельности предприятий, повышение их роли как ячейки производства, активизацию экономического стимулирования с помощью таких рычагов, как цена, прибыль, премия, кредит. Предполагалось планировать «сверху» минимум показателей, отменить безвозмездное финансирование капитальных вложений, определить обьемы производства на основе реализации продукции, привести оптовые цены в соответствие с реальными затратами на производство, установить соотношение между отчислениями предприятий в госбюджет и величиной закрепленных за ними производственных фондов, поставить денежный фонд предприятий в зависимость от эффективности труда. Безусловно, во всех этих предложениях были элементы рыночных отношений. И это не замедлило сказаться на результатах промышленного производства.

Несмотря на общую высокую оценку самого факта проведения реформы, характеристики итогов восьмой «золотой» пятилетки (19661970 гг.) в советской и современной российской историографии весьма расходятся. Некоторое время, особенно в период горбачевской перестройки, преобладало мнение, что полученные тогда результаты были значительными и эффективными. Отмечалось, что «косыгинская реформа» дала некоторый импульс развитию экономики, несколько повысила темпы производства. Действительно, вторая половина 1960-х гг. выгодно отличалась от 1961-1965 гг. по ряду важных показателей. Была активизирована трудовая деятельность, начат поиск мер по усилению

материальной заинтересованности работников. Современники отмечают даже некоторое обилие товаров на прилавках магазинов, высокое качество, в частности продовольственных товаров, что продлилось недолго, до начала 1970-х гг.

В то же время, вызвав энтузиазм в трудовых коллективах, новые методы хозяйствования стали постепенно вытесняться из практики. Л.И.Брежнев и его сторонники требовали укрепления централизованных начал в руководстве экономикой, тогда же команда А.Н.Косыгина акцентировала внимание на принипах хозрасчета и хозяйственной самостоятельности предприятий. Столкновение двух антиподов в понимании тенденций экономического строительства не могло не завершиться выхолащиванием реформы.

Некоторые экономисты считают, что определенные противоречия содержал и сам замысел реформы, отмечая, что вряд ли можно назвать удачным одновременное расширение прав предприятий и возрождение министерств как органов административного, директивного управления. Однако министерства, как известно, существуют и при свободном рынке.

По мнению других экономистов, большую опасность таил в себе сам пореформенный механизм: оптовые цены на продукцию, как и раньше, устанавливались директивно, а важнейшим показателем работы предприятия стала прибыль.

Так или иначе, реформа была свернута, так и не развернувшись. Совершенно естественно, что она проводилась социалистическими методами в социалистическом государстве и критиковать ее с позиций нынешней экономики вряд ли целесообразно. Вполне вероятно, что если бы реформа была продолжена, в нее могли быть внесены необходимые коррективы. Тогдашнее руководство попросту испугалось некоторых последствий реформ, взять хотя бы панику в правительстве и партии по поводу катастрофического исчезновения денег в Государственном банке СССР, когда рабочим и служащим впервые в истории страны заплатили столько, сколько они заработали.

В последние годы появились и другие, несколько неожиданные оценки реформ А.Н.Косыгина. Например, по мнению М.Антонова, продолжение реформ привело бы к тому, что СССР неминуемо развалился бы на несколько лет раньше. Отказавшись от реформ, Л.И.Брежнев фактически затормозил процесс экономического краха и продлил жизнь государству .

Отбросив незавершенную «косыгинскую реформу» за ненадобностью, руководство страны тем не менее впоследствии внесло некото-

рые коррективы в экономическую политику. В 1970-х гг. был взят курс на интенсификацию производства, связанный с «развертыванием научно-технической революции в условиях плановой системы хозяйства». Новые инициативы по своей сути были всего лишь пропагандистскими установками и в связи с этим многократно повторялись в документах и материалах ХХ1У-ХХУ1 съездов КПСС. В целом идея об интенсификации была верна, но для сложившихся условий - совершенно не реальна, так как одного формального понимания ограниченности экстенсивных факторов роста народного хозяйства было мало. Без реформ советская экономика неотвратимо и неуклонно в 1970-х гг. скатывалась к стагнации, систематически ухудшались основные экономические показатели. «Однако странный это застой, - пишет в наше время М.Антонов, - когда осваивались богатейшие месторождения нефти и газа на севере Западной Сибири, строились магистральные трубопроводы гигантской протяженности и Байкало-Амурская магистраль... Видимо, этот застой выражался не в том, что производство топталось на месте, а в чем-то другом» .

Но тем не менее следует признать трудности на пути развития экономики. В частности, сырьевая база все более перемещалась в Сибирь и на Север, что требовало весьма значительных затрат на добычу и доставку природных ресурсов. Практически полностью были исчерпаны свободные людские ресурсы и, что было самым катастрофичным, в четыре раза сократилась численность рабочего класса.

Несмотря на красивые и вдохновляющие лозунги, развитие экономики все равно шло на экстенсивной основе. Закосневшая система небрежно отвергала все принципиальные новшества. Так произошло, например, с бригадным подрядом Н.Злобина в строительстве. Вначале партаппаратчики с восторгом восприняли метод Злобина, усмотрев возможность получить свои победные реляции наверху, но, как только стало ясно, что развитие бригадного подряда немыслимо без сокращения управленческого аппарата, передачи его функций трудовым коллективам, подряд сразу же был сведен на нет бюрократическими процедурами . Та же участь постигла и Щекинский эксперимент .

Дальнейший поиск резервов роста эффективности производства выразился в намерении улучшить организационные структуры. Руководство страны впервые за годы советской власти в качестве основной хозяйственной единицы установило производственное объединение (ранее ею было предприятие - фабрика, завод). В рамках новых хозяйственных единиц действительно стало возможно объединить материально-технические ресурсы, оперативно решать вопросы техниче-

ского перевооружения и реконструкции, обеспечивать повышение квалификации кадров, лучше использовать производственные фонды.

Поэтому к 1985 г. в промышленности было создано уже более 4 тыс. объединений, выпускавших 48% объема промышленной продукции и сосредоточивших более половины промышленно-производствен-ного потенциала. Однако заметного сдвига в экономике достичь не удалось из-за того, что не все производственные объединения достигли необходимой мощности, и в отношении их по-прежнему применялся принцип директивного управления, многие отдельные промышленные предприятия не вошли в их состав.

Очередные преобразования были инициированы постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.07.1979 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Этот документ в целом очень интересен, но наиболее принципиальным изменением стало введение нового измерителя объема производства - нормативной чистой продукции или вновь созданной стоимости. Прекрасная идея тоже вскоре была выхолощена.

После смерти Л.И.Брежнева, в 1983 г. была предпринята другая интересная попытка преобразований в экономике, уже через усиление роли трудовых коллективов в руководстве предприятиями и расширение полномочий производственно-промышленных объединений в сфере планирования и экономической деятельности. Однако и эта попытка также завершилась ничем из-за невозможности сломить всесилие министерств и ведомств.

Экономическая стагнация в СССР имела свою специфику. Страна фактически существовала за счет конъюнктурных факторов: торговли нефтью на мировом рынке по сложившимся тогда высоким ценам и увеличении продажи алкогольных напитков. В 1964 г. в Западно-Сибирском экономическом районе была начата промышленная разработка нефти и газа, а в 1969 г. принято решение об ускорении развития нефтедобывающей промышленности в Западной Сибири, чтобы к концу 1975 г. довести добычу нефти до 100-120 млн т, а в 1980 г. - до 230-260 млн т. Задание было выполнено даже ранее намеченного срока - к 1974 г. В эти и последующие годы полезные ископаемые стали гарантом экономической «стабильности» развитого социализма в СССР, помогая поддерживать страны народной демократии в Восточной и Центральной Европе, а также просоветские режимы в других частях света, коммунистические и рабочие партии, «друзей СССР» среди политиков и журналистов во всех странах мира.

Поток нефтедолларов позволил советскому руководству со второй половины 1960-х гг. существенно поднять уровень жизни населения. За период с 1964 по 1985 г. среднемесячная зарплата выросла с 90,1 руб. до 190,1 руб., т.е. более чем на 100%.

Однако параллельно с ростом благосостояния начал раскручиваться и маховик инфляции. Произвольное ценообразование вело к росту «стоимостных» показателей, повышался общий объем «налога с оборота», увеличивались государственные «доходы», значительная часть которых направлялась на «повышение благосостояние трудящихся». Через рост покупательного спроса проявлялся «парадокс советского социализма»: чем больше денег получали советские трудящиеся, тем меньше товаров оказывалось на прилавках магазинов.

Колоссальные средства, получаемые в виде «нефтедолларов», использовались в народном хозяйстве крайне неэффективно: замораживались на долгие годы в незавершенном строительстве, тратились на закупку западного оборудования, часто впоследствии неиспользуемого, поглощались быстро растущим бюрократическим аппаратом, использовались для оказания помощи «друзьям СССР», наконец, просто проедались, т.е. шли на импорт высококачественных товаров для «выбросов» на прилавки отечественных магазинов.

Многие исследователи в качестве недостатков эпохи Л.И.Брежнева называют «несправедливый обмен между городом и деревней». С этим можно согласиться, но с оговоркой - позднее, в годы перестройки, и в 1990-х гг., и в начале XXI в., положение на селе еще более ухудшилось. Да, экономическое положение колхозов и совхозов в СССР усугубилось, сельскохозяйственное производство все более становилось убыточным, но попытки решить проблемы села предпринимались, в том числе путем колоссального увеличения объема капитальных вложений (за эти годы в аграрную промышленность страны было вложено более 500 млрд руб.). К сожалению, это не принесло ожидаемого результата. Правительство вынуждено было увеличить импорт продовольствия и зерна. За 20 лет импорт мяса вырос в 12 раз, рыбы - в 2, масла - в 60, сахара - в 4,5, зерна - в 27. Критикуя подобное положение, следует все же признать, что качество этих импортируемых товаров было не в пример лучше, чем сейчас .

С середины 1970-х гг. образуются агропромышленные комплексы, предназначенные для объединения в пределах районов разнообразных сельскохозяйственных подразделений и обслуживающих их научных институтов и предприятий в единую систему. В стране было образовано более 700 агропромышленных комплексов .

Несмотря на предпринимаемые меры, к началу 1980-х гг. сельское хозяйство страны оказалось в столь плачевном состоянии, что было принято решение о разработке специальной Продовольственной программы, которую утвердил майский (1982 г.) Пленум ЦК КПСС. Однако эта программа не затрагивала самого крестьянина и его интересов.

В 1974 г. началось строительство Байкало-Амурской магистрали. Протяженность магистрали составляла более 3 тыс. км, дорога пересекала всю Восточную Сибирь и Дальний Восток. Ударные работы были завершены к 1984 г., однако запланированный подъем региона не состоялся.

В эпоху Л.И.Брежнева в СССР возник новый феномен - теневая экономика. Она включала разные виды официально запрещенной или строго ограниченной индивидуальной трудовой деятельности, а также криминальный элемент. По некоторым данным, в сфере теневой экономики СССР было занято не менее 15 млн человек, возникли первые мафиозные образования.

Литература

1. Уолцер М. Политика и страсть. М., 2004.

2. Соколов Б.В. Леонид Брежнев: Золотая эпоха. М., 2004.

3. Шубин А.В. От застоя к реформам. СССР в 1917-1985 гг. М., 2001.

5. Воронин А.В. Всеобщий кризис советской системы в эпоху «застоя». М., 2006.

6. Мунчаев Ш., Устинов В. История советского государства. М., 2006.

7. Карпенкова Т.В. Советский Союз в 70-х - первой половине 80-х годов XX века. Нарастание кризисных явлений. М., 2009.

8. Абалкин Л.И. Трагедия и уроки застойного периода // Философия хозяйства. 2009. № 6. С. 233-237.

9. Фарахшин Р.Х. Управленческий и социальный аспекты деятельности А.Н.Косыгина // Управление персоналом. 2009. № 23. С. 52-55.

From the history of the reformation of the Soviet economy in 1970-1980 years

Karpenkova Taisia - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Humanitarian Disciplines of the International Institute of Economics and Law

Address for correspondence: [email protected]

In this article questions of conformation of democratic and bureaucratic trends of development of the Soviet society and causes of disproportion"s rise in economics were studied.

Key words: economic reform, L.I.Brezhnev, A.N.Kosygin, agricultural complex, BaikalAmur Mainline, eighth golden five year plan

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 3 (24). P. 131-139.

Экономическое положение СССР к 1953 г. было крайне тяжелым. Сказывались и последствия разрушений Великой Отечественной войны, и тяготы гонки вооружений. Особенно тяжелым положение было в сельском хозяйстве, которое усугублялось тем, что после войны, как в 1930-е гг. село рассматривалось как источник средств для промышленности и было попросту обескровлено.

Положение в сельском хозяйстве было подробно рассмотрено на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Основными причинами отставания сельского хозяйства были названы материальная незаинтересованность колхозников, противоречие личного и общественного, низкий уровень механизации труда, отсутствие толкового руководства в колхозах, совхозах и МТС. Для оздоровления экономики аграрного сектора было намечено установить более обоснованные цены на сельхозпродукцию, перейти к планированию снизу, упорядочить налоговую политику, поднять материальную заинтересованность колхозников. В перспективе предполагался переход к пенсионному обеспечению членов колхозов и смягчение ограничений паспортного режима. Был взят курс на рост денежных доходов колхозов. И уже в 1954 г. налоги на крестьянство были уменьшены вдвое по сравнению с 1952 г. и стали взиматься не с дохода, а по размеру земельного участка. Закупочные цены в следующее пятилетие выросли в 3 раза, денежные доходы колхозов в 1957 г. к 1952 г. в расчете на каждый колхозный двор увеличились в 2,3 раза, выдача денег на трудодень - в 3 раза. Ситуация в сельском хозяйстве и положение колхозников заметно улучшились. В течение пяти лет после сентябрьского пленума среднегодовой прирост продукции аграрного сектора превышал 7 %. Больше (10 %) было только при нэпе.

Особенно остро стояла зерновая проблема. Страна постоянно находилась на грани голода. Фактическим признанием необеспеченности зерном было решение, принятое на февральско-мартовском (1954 г.) Пленуме ЦК КПСС о широком включении в хозяйственный оборот целинных и залежных земель в восточных районах страны. Уже в три первых целинных года было распахано свыше 32 млн. га земли - столько же, сколько прирастила к своему земельному фонду вся страна в 20-е - 30-е годы. В результате заготовки хлеба выросли до 54 млн. т, валовой сбор зерна увеличился в 1953-1956 гг. с 82,5 до 125 млн. т. Особенностью целины были относительная дешевизна выращенного урожая и высокая товарность зернового производства. С начала 60-х годов средства, вложенные в новые земледельческие районы, стали приносить прибыль.

Резервный запас зерна государства в середине 1950-х годов подошел к концу. 1956 г. принес облегчение. После засушливого предыдущего года первый крупный успех достигнут на целине. 40 млн. га распаханных земель (в том числе 23,6 млн. га под зерновые) обеспечили миллиард пудов казахстанского хлеба. Урожай был такой, что из-за отсутствия элеваторов тысячи пудов убранного зерна сваливали в поле в гурты. На следующее лето сопревшей частью урожая засыпали овраги и русла рек. Было решено продолжить освоение целинных и залежных земель, не требовавших больших затрат. Большой вклад в распашку целины внесла молодежь - без комсомольского призыва при обычном переселении на ее освоение потребовалось бы более двух пятилеток. В 50-е годы целина Восточной Сибири и Дальнего Востока в зерновое производство не вовлекалась. Надо было поднять урожайность в местах традиционного земледелия, обновить технику в обжитых районах. Тем не менее, при вовлечении в сельскохозяйственный оборот зауральской целины и залежи, только в лесных районах европейской части страны было утрачено 15 % пахотных угодий. Да и потери сельскохозяйственной продукции в 75,6 млрд. руб. были сопоставимы с денежными доходами всех колхозов страны. На самой целине, несмотря на предупреждения ученых (А. Бараев, Т. Мальцев и др.), разрушение плодородного слоя глубокой вспашкой через 2-3 урожая обернулось крупными потерями. Усилилась водопроницаемость земель, выдувание почвы породило «черные» бури. Ветровая эрозия повредила сотни тысяч гектаров легких почв в Зауралье, Павлодарской, Кокчетавской, Целиноградской областях, Красноярском крае. Только в Казахстане около 35 % пахотнопригодных земель попали в зону бедствия.

Целина стала значительным хозяйственным и политическим достижением СССР. Урожаи в 1-1,5 млрд. пуд. на новых землях превратились в привычные, зернохозяйства выдавали на-гора в основном товарный хлеб. Целина обеспечивала стране заготовку в 1956-1958 гг. каждой второй, а потом - минимум - каждой четвертой тонны хлеба.

Уже в 1954 г. в сельском хозяйстве СССР начались эксперименты по районированию кукурузы, в том числе в зоне северного земледелия. Успех на целине подстегнул проведение другой широкомасштабной кампании. В январе 1956 г. ЦК КПСС постановил впредь считать распространение кукурузы важнейшей партийной задачей. Под расширение посевов кукурузы планировалось развитие животноводства на 1959-1965 гг. Темпы прироста крупного рогатого скота намечалось поднять втрое, были разработаны высокие нормы содержания скота на 100 га земли. Для продвижения кукурузного пояса на север и восток по стране разъехались уполномоченные, развернулась агитационная работа, проводились партмобилизации, молодежные призывы. В начале 60-х годов четверть зернового поля страны была занята кукурузой. Основная часть посевов (свыше 80 %) отводилась на корма.

Засушливый 1962 год до крайности обострил нехватку пшеницы и ржи. Дефицит зерна был восполнен закупкой за границей. Причины неудачи с кукурузой имели как объективный, так и субъективный характер. Главными среди них являлись неблагоприятные природно-климатические условия, ошибки в районировании посевов, низкие технологические навыки, отсутствие нужных гибридных сортов. По первоначальному замыслу рост кормовой базы и увеличение количества скота должны были обернуться унавоженными полями. Практика показала, что без минеральных удобрений высоких урожаен кукурузы не будет.

В декабре 1959 г. на Пленуме ЦК Хрущев предложил на базе укрупнения мелких колхозов и совхозов приступить к хозяйственному переоснащению и развитию специализации сельского производства, перепланировке сельских поселений на небольших площадях, началу строительства для жителей села 2-этажных зданий городского типа с последующим увеличением этажности. Идея создания агрогородов развивалась на январском (1961 г.) Пленуме ЦК и XXII съезде КПСС, указавшем на чрезмерную дороговизну переустройства села по традиционному усадебному типу. Сселение мелких деревень способствовало росту численности жителей в сельских поселках. В 1959 г. на один населенный пункт РСФСР приходилось 187 жителей, а в 1970 - уже 226. Доля дворов колхозников, с ограничениями пользовавшихся электричеством, увеличилась в 1958-1964 гг. с 30 % до 68 %. Выросла энергообеспеченность сельскохозяйственного производства. Однако одновременно с упорядочением инфраструктуры возникло разряжение сельской местности домашними очагами, центрами производственных связей и культуры, усилилась миграция деревенского населения. Разделение сельских поселений на «перспективные» и «неперспективные» приобрело характер лихорадки. Особенно пострадала нечерноземная полоса. Между переписями населения 1959 и 1989 гг. Россия потеряла 141137 деревень из 194598 утраченных по СССР.

Благосостояние крестьянства в 1950 - 1980-е годы напрямую связывалось с укрупненными колхозами и совхозами. Во всех аграрных начинаниях тех лет виден расчет на скорую и весомую отдачу общественного производства. Коллективный земельный строй должен был не только обеспечить земледельца, но и способствовать сокращению размеров личных подсобных хозяйств. Задача сворачивания личных подсобных хозяйств была унаследована от политического курса 30-40-х годов. Урезки сельского подворья проводились под флагом борьбы с разбазариванием общественных земель, ликвидации нарушений устава сельхозартели, нормирования количества скота в индивидуальном пользовании. Мало того, в конце 50-х годов партийное решение обязывало совхозы за два-три года выкупить скот у своих работников. К добровольной» продаже коров усиленно склоняли и колхозников. Увеличение поголовья общественного стада являлось ставной частью плана трехкратного роста колхозно-совхозном» производства. За пять лет наступления на частный сектор (1956-1961) рыночные цены на продовольствие подскочили на 30-40 %. Обобществление буренок провели в сжатые сроки, однако стадо колхозного крупного рогатого скота не увеличилось, а сократилось на 3 млн. голов. Содержать выкупленных животных было негде, кормить нечем, большая часть их шла на бойню. Летом 1963 г. Хрущев вновь обрушился на якобы раздувшиеся крестьянские хозяйств. В результате в 1958-1964 гг. размеры приусадебных участков в колхозах сократились на 12 % (до 29 соток), в совхозах - на 28 % (до 18 соток), производство мяса и молока в личном хозяйстве упало на 20 %. Все это привело к резкому обострению продовольственной ситуации в СССР.

В поисках средств усиления нажима на деревню в 1958 г. государство продало технику МТС колхозам. Государство включило стоимость проданной техники в состав капиталовложений в сельское хозяйство. Колхозы сразу прогнулись от долгов. В итоге за 1958-1961 гг. задолженность колхозов государству выросла на 25 %. Откачка средств из деревни усиливалась ростом цен на сельскохозяйственные машины, запчасти и ремонтные услуги в 2-2,5 раза. В 1965 г. село переплатило за промышленную продукцию полмиллиарда рублей. От повышения закупочных цен на продовольствие в 1958-1959 гг. воздержались. На декабрьском (1959 г.) Пленуме ЦК партии Н. Хрущев заявил, что рабочие уже обижаются из-за увеличения заработка колхозникам. В результате в постановлении пленума было записано: «Оплата труда колхозников не должна опережать уровень зарплаты рабочего данного района или области». В 1959 г. государство заготовило зерна меньше, чем израсходовало, животноводы недополучили 27 млн. т зернофуража.

В 1961 г. своего урожая не хватило и зерно впервые за четыре десятилетия закупалось за границей. В 1963 г. страна вновь столкнулась с зерновыми затруднениями. В сложившихся хозяйственных условиях выделенные государством на развитие сельского хозяйства средства не дали ожидаемой отдачи. С годами продовольственная проблема все более превращалась в политическую.

В мае 1957 г. был принят закон об управлении промышленностью через Советы народного хозяйства (совнархозы), подчиненные непосредственно Советам Министров союзных республик. В РСФСР было создано 70 совнархозов, на Украине - 11, в Казахстане -9, Узбекистане - 4, в остальных республиках - по одному. Одновременно упразднялось 141 министерство союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения.

Совнархозы позволили перенести решение многих хозяйственных вопросов на региональный уровень, освободиться от дублирования отдельных видов промышленного производства различными ведомствами, сократить затраты на неоправданные перевозки грузов. В рамках совнархозов произошло зарождение производственных объединений, возросла оперативность управления предприятиями и стройками. Первоначальные результаты деятельности совнархозов обнадеживали, однако вскоре обнаружились недостатки новой системы. Главным из них было то, что совнархозы управляли не отраслями, а группами предприятий. Набирали силу местнические тенденции при распределении продукции, возникли затруднения с осуществлением общегосударственного планирования, проведением скоординированной научно-технической политики, обмена опытом организации производства. В 1960-1963 гг. в индустрии прокатилась очередная волна преобразований: госкомитеты по отраслям промышленности, ответственные за разработку единой отраслевой политики, дробились, ликвидировались, занимались переделом функций, меняли подчиненность. Сами совнархозы укрупнялись, над ними надстраивались новые управленческие звенья (общесоюзные СНХ, ВСНХ и т.д.). С 1961 г. рост промышленного производства приостановился. Однако опыт совнархозов не ослабил внимания политического руководства к экономическим преобразованиям. Направление дальнейшего движения определила третья Программа КПСС (1961), которая подчеркивала роль экономических методов управления производством, возрастающее значение таких хозяйственных рычагов, как прибыль, цена, рентабельность. В первые месяцы 1964 г. на ряде предприятий страны развернулось опытное внедрение новых систем премирования рабочих и служащих.

1. Конец 1970-х- первая половина 1980-х гг. стали временем нарастания и обострения системного кризиса тоталитарного социализма.

Кризис назревал в:

  • экономике;
  • политике;
  • международных отношениях.

Двумя главными проблемами экономики СССР в конце 1970-х - начале 1980-х гг. были:

  • неспособность командно-административной системы удовлетворить элементарные экономические нужды страны (тотальный дефицит товаров, их низкое качество, временами - отсутствие продовольствия);
  • наметившееся отставание СССР от развитых стран мира.

В 1960 - 1980-е гг. в странах Запада произошла технологическая информационная революция. Началась компьютеризация. Если в 1930-е гг. все решала тяжелая промышленность, то в 1960 - 1980-е гг. все стали решать высокие технологии. В СССР высокие технологии имелись в ВПК, космонавтике, но в остальных сферах они отсутствовали. В СССР почти не было компьютеров, которые на Западе были почти у каждого; даже в 1980 г. на большинстве заводов имела место ручная сборка, в то время как в ведущих государствах все было автоматизировано. Низкие стандарты были в машиностроении, других сферах. При таком развитии СССР рисковал отстать от остального ми­ра на 30 - 50 лет.

Другой проблемой стал острый политический и нравственный кризис:

  • начавшееся при Л.И. Брежневе оздоровление партаппарата остановилось в середине 1970-х гг.;
  • началось «прирастание» аппаратчиков к своим должностям от Генерального секретаря до секретаря парткома;
  • произошло духовное перерождение партаппарата - практически исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные интересы, цинизм;
  • постепенно от дел стал отходить сам Л.И. Брежнев. Тяжело больной Л.И. Брежнев после принятия Конституции СССР 1977 г., начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. В результате страна практически осталась без лидера и развивалась на самотек;
  • в СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках;
  • в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, иных республиках, Москве сложился класс подпольных дельцов («цеховиков»); происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты;
  • в самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Системный кризис тоталитарного социализма выплескивался и за пределы СССР.

2. В 1968 и 1980 гг. в двух наиболее «благополучных» социалистических странах - Чехословакии и Польше - произошли массовые антисоветские и антикоммунистические выступления. Особенно болезненным для СССР стал кризис в Чехословакии.

  • в январе 1968 г. к власти в ЧССР пришло новое руководство во главе с Александром Дубчеком;
  • новое руководство провозгласило своей целью построение «социализма с человеческим лицом» и начало реформы;
  • в ходе реформ начались переосмысление социализма, раскрепощение народа; у значительной части чехословацкого общества - разочарование в социализме сталинско-брежневского типа;
  • часть руководства Чехословакии и часть общества заняли радикальную позицию - выход из Варшавского договора, максимальное удаление от СССР, объединение с западной цивилизацией; по стране начали распространяться антисоветские и антикоммунистические настроения;
  • несколько раз руководство СССР пыталось вынудить чехословацкое руководство «навести порядок», подписывались различные документы, однако процессы в Чехословакии уже были неподвластны руководству А. Дубчека - повернуть их вспять оно не могло и не хотело;
  • в ночь на 21 августа 1968 г. армии СССР и стран Варишвского договора (кроме Румынии) вторглись в Чехословакию и заняли территорию страны;
  • армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, хотя имелись жертвы в результате столкновений молодежи и войск;
  • в итоге под давлением войск в 1969 г. к власти в ЧССР пришло новое пробрежневское руководство во главе с Г. Гусаком, реформы А. Дубчека прекращены, ЧССР возвращена в «социалистический лагерь».

В 1980 - 1981 гг. в Польше начались массовые антиправительственные выступления, которыми руководил рабочий профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валеты. Польское руководство подавило беспорядки собственными силами. В декабре 1981 г. в Польше бьию введено военное положение, начались репрессии.

3. Несмотря на кризисы в соцстранах, СССР предпринял попытку экспортировать социализм. 27 декабря 1979 г. СССР, сделав ставку на одну из марксистских афганских группировок во главе с Бабраком Кармалсм, ввел войска в Афганистан и попытался вместе с афганскими коммунистами (партия НДПА) построить в феодальном Афганистане просоветское социалистическое общество. Данная политика привела к 10-летней полномасштабной войне 1979 - 1989 гг., которая стала дестабилизирующим фактором в СССР, унесла жизни более 15 тыс. советских солдат, привела к резкому охлаждению обстановки в мире.

4. Война в Афганистане привела к новому витку холодной войны:

  • нормальные советско-американские отношения были прерваны на 6 лет;
  • большинство капиталистических стран во главе с США бойкотировало Олимпиаду 1980 г. в Москве;
  • в ответ на это в 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали Олимпийские игры в США, Лос-Анджелесе;
  • в 1983 г. США начали развертывание новых ракет средней дальности в Европе;
  • президент США Р. Рейган провозгласил СССР «империей зла» и- объявил о создании в будущем «космического щита» - системы противоракетной обороны, которая бы сбивала советские ракеты из космоса (программа «звездных войн’);
  • в 1983 г. СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгшийся в советское воздушное пространство, который был принят за самолет-разведчик.

Проходившая гонка вооружений, разрушавшая бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл.

Ядерные арсеналы во много раз превышали необходимое количество. Например, в 1983 г. один только город Киев в случае войны должен бы был подвергнут 40 ядерным ударам одновременно, когда для полного уничтожения города было достаточно 1 - 2 ядерных ракет. Аналогичные планы существовали в отношении других городов. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.

5. После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. в СССР была предпринята попытка реформ. Данные реформы связаны с именем Юрия Владимировича Андропова (1914 - 1984), бывшего в 1956 г. послом СССР в восставшей Венгрии, председателем КГБ в 1967 - 1982 гг. и избранного новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 г. Реформы Андропова имели поверхностный, косметический характер. В основном они касались наведения дисциплины и порядка в стране, преследования теневого бизнеса. В частности, было инициировано «хлопковое дело», по которому в крупных хищениях хлопка были обвинены ряд высших руководителей Узбекистана. Начавшиеся реформы прервались преждевременной смертью тяжело больного Ю.В. Андропова в начале 1984 г.

6. Новый лидер партии и СССР - престарелый Константин Устинович Черненко (1911 - 1985) - также провозгласил реформы. Черненко был первым, кто объявил о начале в СССР «перестройки» и ввел в оборот данный термин. Однако на это мало кто обратил внимание. На деле началась только реформа школы 1984 г., других каких-либо значимых реформ не проводилось. Как и Ю.В. Андропов, К.У. Черненко в период нахождения в должности Генерального секретаря ЦК КПСС в силу крайне плохого здоровья был практически недееспособен.

Через 1 год и 1 месяц после своего избрания, 10 марта 1985 г., К.У. Черненко скончался после тяжелой продолжительной болезни. Через несколько часов, 11 марта 1985 г., новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в спешном порядке был избран 54-летний М.С. Горбачев, который был на 20 лет младше своих предшественников. В СССР началось время перемен.

В период существования Советского союза, которое длилось не одно десятилетие, сменилось несколько политических и экономических режимов. Поэтому экономика СССР может рассматриваться поэтапно, в зависимости от правителя и конкретного времени.

Этапы экономического развития СССР

  • Экономика 20-30-х годов;
  • Довоенная экономика СССР;
  • Экономика СССР во время Войны;
  • Экономика СССР в послевоенное время:
  • после войны;
  • Экономика СССР в период хрущевской оттепели;
  • Экономика СССР в период брежневского застоя;
  • Экономика СССР в период Перестройки.

Рассматривая состояние развития экономической сферы последовательно, необходимо остановиться на каждом её этапе в отдельности. Каждый раздел экономики СССР в истории содержит в себе особенности, которые характерны для определённого правителя и времени.

Экономика 20-30-х годов

  1. В это время возникла , которая представляет собой целую систему организационных действий. Основные усилия направлялись против разрастания кризиса, и поэтому политические деятели принимали меры, чтобы стабилизировать ситуацию:
  • Свобода производителям. Для них предоставлялись все условия, чтобы спокойно наладить производственные процессы. К этому направлению можно отнести подъём сельского хозяйства, увеличение объёмов производства и сбыта. Налоги в этом время были ниже, чем обычно.
  • Помощь крестьянству. В 1922 году наблюдается усиление помощи крестьянам, поэтому для них новая экономическая политика (нэп) была прогрессивной. После выплаты налога государству, который в это время сократился на 10%, у крестьянина оставались свободные денежные средства, которыми он распоряжался на своё усмотрение.
  • Возникновение свободной торговли, возможность безденежного обмена продуктами.
  • Поддержание статуса Государственного банка, который работал по принципу хозяйственного расчёта и получал доходы за счёт кредитования хозяйствования (производства, торговли или сельского хозяйства).
  • Становление государственной валюты.

Необходимо отметить, что нэп входила в жизнь советского человека постепенно, и также успевала проявить себя в различных сферах и отраслях народного хозяйства. В результате столкновения с многочисленными недовольствами эта политика прошла через ряд кризисных моментов. Ведь происходило непропорциональное развитие отраслей в народном хозяйстве страны, и решение проблем исключительно старыми методами представлялось очень трудным. Также возрастала напряжённость и между слоями населения, поэтому нужно было искать выход из ситуации.

Для того чтобы возобновить промышленность в стране, был выдвинут план, который составлялся по пятилеткам и должен был выполняться безоговорочно. Ставились задачи в виде ежегодного увеличения капитала, а также увеличения производства на 30%. В это время верх взяла Сталинская модель развития экономики, при которой сельские хозяйства объединялись в коллективы, и это делалось с той целью, чтобы вывести страну на новый уровень развития.

После нескольких попыток проведения пятилеток, они вошли в план развития промышленных предприятий, и привели к серьёзным экономическим результатам, но несмотря на это, уровень потребления людей оставался низким. К преимуществам развития экономики в этот период можно отнести следующие:

  • многие люди получили образование и смогли устроиться на работу;
  • русский народ повысил свой статус и уровень состоятельности.

В целом данный этап представляет собой краткосрочный скачок в индустриальное общество из аграрного, а также появление перемен.

Довоенная экономика СССР

Перелом в экономике, произошедший в 20-е годы, создал базу для строительства социализма, основными характеристиками которого являются государственное производство, отсутствие частной собственности. Основной задачей такой экономики являлась индустриализация.

Верх взяли принципы директивности, помимо этого снизились темпы развития. В это же время начались разрабатываться новые модели техники, появился такой пункт, как показатели.

В 1932 ввели систему прописки и наличия паспортов. Запретили увольнять рабочих, проводились многочисленные меры касательно трудовой дисциплины. Так, этот этап характеризуется скачком в развитии экономической сферы.

Экономика СССР в период Войны

СССР по объёму производства в довоенное время уступал Германии, поэтому первые полгода войны для страны были самыми тяжёлыми. Так, за короткий период вся экономическая система была переведена на производство военной техники. Правительством принимались планы поквартально на 1941 год, при этом система трудоустройства изменилась коренным образом. Так, рабочий день для взрослого человека составлял 11 часов при шестидневке, и впоследствии на работу принимали даже подростков 14 лет. 1 июля 1941 года на предприятиях были созданы отделы, которые могли улучшить экономическую ситуацию. В это время было принято много некомпетентных решений, а также допущено много ошибок, и можно рассмотреть показатели на протяжении военного времени. Ежегодно наиболее важные показатели ухудшались в своём значении.

В это время создавались не самые благоприятные условия для развития аграрной сферы, весь урожай отдавался государству, сбор зерновых культур в 1942 году сократился по сравнению с 1940 г. в 3 раза. Основная цель предприятий была прокормить армию и создать условия для предстоящей победы. Так, СССР характеризуется следующими моментами:

  • Перевод производства за короткий период в военную сферу;
  • Тоталитарный режим, который оказал двоякое влияние на развитие и становление военной экономики СССР;
  • Необходимость в развитии экономики.

Экономика СССР в послевоенное время

Восстановление экономики в послевоенное время

В это время экономическая ситуация в СССР была ужасающей и нестабильной. Русская армия утратила много человек, а также многие предприятия были разгромлены и остановлены в своём производстве. С духом победы советским людям приходилось в очередной раз совершать прорыв за короткое время и восстанавливать экономику.

Так, произошёл очередной скачок экономики в послевоенное время, который был вызван рядом факторов:

  • репарации от Германии суммой в 4,3 миллиарда долларов;
  • труд военнопленных из Германии;
  • создание СЭВ (совет экономической взаимопомощи) в 1949 году.

Также сыграли свою роль и внутренние факторы – это принудительные займы, мобилизация экономики и обмен товарами.

Согласно данным, которые имеются, послевоенный план на перспективу в целом был выполнен, а по некоторым отраслям наблюдалось даже перевыполнение плана. Однако в в 1946 году значительно превысили вложения, которые были сделаны до войны, и сумма вложений стала больше в 2-3 раза. В послевоенное время на территории СССР практически не оставалось районов, в которых не осуществлялось бы строительство промышленных предприятий или жилых зданий.

На протяжении четвёртой пятилетки произошло восстановление текстильной промышленности, а также пищевой, швейной и трикотажной. Однако объём производства их продукции по сравнению с 1940 годом увеличился лишь на 17%. Предметы потребления также имели некоторые отставания и низкие темпы роста, поскольку сельское хозяйство восстанавливалось медленными темпами. На такой ситуации очень сильно сказались потери в аграрной области, а также сыграла свою роль и недостаточно эффективная программа развития сельского хозяйства.

Для того чтобы повысить отдачу сельскохозяйственной отрасли, Сталиным был принят грандиозный план по преобразованию природы, которое предусматривало создание лесных полос для задержания влаги и другие мероприятия. Однако в результате таких преобразований был нарушен экологический баланс. За послевоенный период население страны возросло на 30-40 миллионов человек, поэтому остро вставала проблема продовольствия.

В 1974 году образовался Государственный комитет, который предполагал снабжение хозяйства оборудованием.

Экономика СССР в период хрущевской оттепели

Второй период экономики СССР характеризуется окончанием сталинского периода и приходом к власти Хрущёва. Хрущевская оттепель внесла изменения, они и положили фундамент для дальнейшего развития. Одной из основных задач нового правительства стало принятие решения продовольственной проблемы, а также вывод сельского хозяйства на новый уровень развития.

Экономика находилась на очень низком уровне, и тому способствовал ряд причин:

  • приоритетом для правительства на тот момент выступали политические предпосылки;
  • министерства имели разногласия;
  • финансирование было недостаточным;
  • наблюдались недостатки в работе колхозов и совхозов.

В этот период преобладали административные методы хозяйствования, а следовательно – колхозы и совхозы не были самостоятельными. В 1953 году прошла реформа, которая, к сожалению, затронула далеко не все отрасли развития экономики, поэтому носила временный характер. Хрущёв также выдвинул предложение о том, чтобы перегнать Америку в области посева определённых культур, и данное предложение носило непродуманный и очень резкий характер. В 1958 году было принято решение о том, чтобы ликвидировать МТС, и такой подход к делу привёл к тому, что долги колхозов перед банками существенно возросли. Многие рабочие не хотели отправляться в колхозы, а хотели жить в других местах, поэтому данная отрасль потеряла множество работников. В 1963 году погодные условия выдались не самые лучшие, и был собран слабый урожай.

Основным недостатком проводимых реформ являлся тот, что они носили непоследовательный характер. По плану объём производства должен был иметь темп роста 70%, и фактически получилось 10%.

Изменения подобного рода происходили не только в сельскохозяйственном секторе, но и в области промышленности. Внимание стало уделяться техническому уровню производства, а также и энергетической базе. В это время скачки в своём развитии совершили такие сферы, как атомная и космическая промышленность, а также химическая промышленность.

Экономика СССР в период Брежневского застоя

Брежневский застой – ещё один этап в экономике СССР. Поскольку предыдущий период Хрущевской оттепели принёс в экономическую составляющую советского союза немало изменений, то в этот период экономика не нуждалась в проведении колоссальных мероприятий, и всё, что было необходимо – это поддержать и наладить существующий уровень развития. Этот период характеризуется стабильностью и ростом благосостояния граждан и обладает двояким значением. С одной стороны, это стабильность и строительство большого количества домов, а с другой – это отсутствие роста. В это время в советском союзе осваивался космос, росла , появлялось всё больше людей с высшим образованием, которые становились талантливыми учёными, врачами.

В этот период аграрная сфера находилась далеко не в лучшем состоянии, поскольку рост остановился, и необходимо было провести ряд реформ для стабилизации состояния.

Экономика СССР в период перестройки

В целом перестройка представляет собой переход к рыночным отношениям. Перестройка предполагает коренное изменение существующего строя и создание нового. В первой половине данного этапа изменений практически не происходило, однако, потом начали налаживаться отношения с западом, появляется так называемое новое мышление, а также рассматривается частное как способ улучшения экономической ситуации.

Перестройка сыграла важную роль в развитии экономики СССР, и вывела страны, входящие в состав Советского Союза, на новый уровень развития.

Так, экономика СССР время от времени терпела колоссальные изменения и переживала падения и взлёты. И можно с уверенностью сказать, что экономика СССР имела высокие темпы развития и вывела все страны на новый уровень развития.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш