Источники формирования доходов и их использование

Источники формирования доходов и их использование

Тема 12. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1. Доходы населения и источники их формирования

2. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Показатели уровня жизни

3. Социальная политика и способы ее реализации.

Доходы населения представляют собой важный социально-экономический показатель уровня жизни. Величина и динамика доходов населения, их дифференциация являются либо стимулом, либо тормозом развития производительных сил и производственных отношений.

Доходы населения – это сумма денежных средств, материальных ценностей и услуг, полученных от трудовой и нетрудовой деятельности за определенный период времени. Они имеют форму заработной платы, жалованья, гонорара, прибыли, ренты, процента, трансфертных платежей (пособия по социальному обеспечению и безработице, социальные пособия многодетным семьям и т.д.). Доходы поступают населению в денежной и натуральной (продукты питания, одежда. т.п.) формах..

Уровень доходов населения отражается при помощи следующий показателей:

Среднедушевые денежные доходы исчисляются путем деления общей суммы денежного дохода на наличное население. Номинальные денежные доходы характеризуют общее количество денег, которое получено (начислено) за определенный период времени. Располагаемые денежные доходы могут быть использованы на личное потребление и сбережения. Они равны номинальным доходам за минусом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения.

На доходы населения значительное влияние оказывает рост цен. Показателем, который отражает это влияние, является индекс потребительских цен (ИПЦ ) - индекс цен, рассчитанный для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя. Потребительская корзина (ПК) представляет собой набор товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.

ИПЦ = (ПК в текущих ценах / ПК в базовых ценах) * 100.

Реальные денежные доходы отражают покупательную способность денежного дохода – это располагаемые денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен.

Основными источниками доходов населения являются:

· факторные доходы (доходы от основных факторов производства – заработная плата, рента, процент, дивиденды, прибыль);

· трансфертные платежи: пенсии, пособия, стипендия и т.п.;

· другие поступления: страховые возмещения, доходы от продажи валюты и пр.

В зависимости от источников доходы делятся на: трудовые и нетрудовые.

Трудовые доходы, источником которых выступают трудовая деятельность в производстве и предпринимательство (зарплата и предпринимательская прибыль). К трудовым относятся также доходы от личного подсобного и домашнего хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности.


К нетрудовым доходам относятся: а) доходы, получаемые в теневой экономике (взятки, хищения, также выигрыши в лотереи и т.п.); б) социальные доходы в виде трансфертных платежей (пособия, пенсии, стипендии и пр.); в) бесплатные услуги (образования, здравоохранения, юридические и пр.); г) льготы (например, по жилищно-коммунальным услугам).

Выделяют также обычные, или регулярно получаемые доходы; спорадические, которые складываются в результате переоценки богатства, и вмененные (условно начисляемые).

В условиях рынка различные источники (труд, собственность, предпринимательство и т.д.) формируют различные виды доходов. Совокупность всех видов доходов, зарабатываемых или получаемых отдельным членом общества в течение определенного времени, образует его совокупный доход, который принято считать основным показателем материальной обеспеченности населения. Совокупный доход включает в себя все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученный от личного подсобного хозяйства и используемых на личное домашнее потребление. В структуру совокупных доходов населения входят денежная составляющая – заработная плата, другие денежные выплаты, получаемые за счет средств федерального и региональных бюджетов, фондов предприятий (организаций); стоимость льгот т бесплатных услуг из социальных фондов (услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транспорт, питание и т.д.), доходы от личного подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности и т.д.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

Доходы населения - это совокупность денежных и натуральных средств, формирующихся за счет труда работника и других источников и предназначенных для поддержания физического, морального, экономического и интеллектуального состояния человека на определенном уровне удовлетворения его потребностей.
Доходы могут формироваться следующим образом: по труду, по собственности, по способностям, по потребностям, по должности, с помощью лотерей, своевременной оплаты труда. В цивилизованном мире основой распределения общественных благ является принцип распределения по труду. В рыночной экономике он модифицируется в принцип распределения по предельной продуктивности труда, которая определяется с учетом ситуации на рынке труда.
Основными источниками личных доходов являются трудовая деятельность населения, работающего по найму; трудовая деятельность лиц свободной профессии; предпринимательская деятельность; собственность; средства государства и предприятий, распределенные в соответствии с принадлежностью к определенной социальной группе и категории персонала; личные подсобные хозяйства.
Классификация доходов предусматривает их распределение и объединение в группы и подгруппы в зависимости от различных признаков (табл. 13).
Переход к рыночной экономике вносит разнообразие в стратегию поведения людей в сфере занятости и по отношению к получению дохода. Некоторые группы населения стремятся к получению максимально высоких доходов иеной полного расходования своей рабочей силы. Другие группы (например, люди со слабым здоровьем, работающие пенсионеры, матери, взрослые дети, живущие с родителями) предпочитают фиксированный доход при ограниченных затратах труда. При выборе линии трудового поведения критерием чаще всего является сравнительная ценность, придаваемая дополнительному доходу или свободному от работы времени.
Свободное время также можно считать одним из параметров неденежного дохода: проблема свободного времени, или продолжительности рабочего дня, имеет важное значение, так как человек может увеличить свой денежный доход, работая в нескольких местах и продлевая свое рабочее время.
Общей тенденцией изменений в структуре доходов населения за период реформ стало снижение доли заработной платы в составе совокупных денежных доходов. Наряду с этим все большую роль среди источников доходов начинают играть доходы от предпринимательской деятельности, от собственности и социальные трансферты.
Таблица 13
Признаки формирования и структура доходов

/>Классификация доходов
Трудовые (основа формированиятрудовая деятельность): доходы, получаемые в форме оплаты труда на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности доходы от индивидуальной трудовой деятельности доходы от личного подсобного хозяйства
- доходы от предпринимательской деятельности
- доходы от реализации платных бытовых услуг И Т.Д.
Нетрудовые:
а) экономически обоснованные (доходы, получаемые по линии государственных официальных каналов и от бизнеса, не противоречащего правовым нормам, нормам морали, гражданскому кодексу жизни в обществе):
- социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.)
- доходы от собственности
- дивиденды по акциям
- проценты по облигациям и другим ценным бумагам
- доходы на вложенный капитал в производственную сферу или другие отрасли экономики и т.п.
б) экономически не обоснованные:
- все виды доходов, полученных от незаконных финансовохозяйственных операций, от деятельности и услуг, противоречащих общественным нормам морали и этики, унижающих достоинство личности человека и граждан, или от криминальных действий
Денежные:
- заработная плата
- пенсии
- стипендии
- пособия
- предпринимательский доход
- дивиденды
- доходы от собственности
- доходы от продажи ценных бумаг
- средства от продажи продукции личного подсобного хозяйства
- прирост денежных вкладов в сберегательном банке и т.д.
Натуральные:
- стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства, используемых на личное потребление
- стоимость натуральных услуг лечебнопрофилактического, культурнобытового и социального характера за счет федерального, муниципального бюджетов и фондов предприятий
- другие
Совокупные (показатель,характеризующий материальную обеспеченность населения):
- все виды доходов как денежные, так и натуральные
Общие
(бруттодоходы):
- сумма доходов, полученная из всех источников, включая и средства, предназначенные для уплаты налогов и обязательных платежей
Располагаемые
(неттодоходы):
1 сумма средств, остающаяся после уплаты налогов и обязательных платежей, которую семья может в максимальном размере потратить на конечное потребление товаров и услуг без использования сбережений и других источников
Реальные: стоимость приобретенных материальных и культурнобытовых благ на сумму располагаемого дохода с учетом цен на товары и услуги.

Основными источниками формирования доходовнаселения являются:

¾ заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд (в денежной или натуральной форме);

¾ доходы от собственности (например, платежи за использование финансовых активов, зданий, земли, авторских прав, патентов и т.д.);

¾ доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

¾ выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни;

¾ доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода (стоимость чистой продукции).

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.

Величина потока доходов зависит в основном от владения факторами производства и от того запаса материальных активов (дома, машины, земля и другая недвижимость), финансовых ценностей (наличные деньги, сберегательные счета, ценные бумаги, драгоценные металлы) и человеческого капитала (престижное образование, профессиональные знания, умения, опыт), которые в экономической теории определяют как богатство. Существует двусторонняя положительная связь между доходом (потоком) и запасом (богатством):

¾ чем больше поток доходов, тем больше пополняется запас богатства;

¾ чем больше запас богатства, тем больше величина потока доходов.

Но поток доходов, поступающих в домашние хозяйства, зависит не только от предшествующего распределения богатства, зависящего в основном от функционального распределения факторных доходов, но и от того, как распределяется национальный доход в настоящий период времени между отдельными семьями и индивидами. Персональное распределение рационального дохода между индивидами связано с большим количеством объективных и субъективных факторов, делающих практически невозможным точную и справедливую оценку индивидуального вклада в общественное производство. А это в свою очередь обусловливает неравенство в рыночном распределении доходов.

Динамика реальных доходов, в свою очередь, определяется следующими показателями:

¾ уровнем заработной платы работников производственных фирм всех форм собственности;

¾ размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства;

¾ величиной выплат и льгот из общественных (социальных) фондов потребления всем слоям населения;

¾ динамикой налогов и налоговой политикой государства;

¾ тенденциями и конъюнктурой цен, уровнем инфляции.

Существует множество явлений, влияющих на уровень доходов

1. Различия физических, умственных и предпринимательских способностей.

Способности людей бесконечно разнообразны, поэтому одни люди, обладающие от природы хорошими способностями, имеют более высокую производительность труда и получают более высокие доходы, чем те, которые обделены этими способностями. Некоторые же способности людей являются уникальными и в силу этого ограниченными, что приносит их владельцам интеллектуальную ренту, подобно тому, как ограниченное неэластичное предложение первоклассных участков земли приносит земельным собственникам рентные доходы.

2. Различия в доходности профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность обуславливается соотношением спроса и предложения на те или иные профессиональные услуги, затратами на получение образования. Исходя из этого можно говорить о том, что высокие доходы топ-менеджеров, адвокатов, программистов обуславливаются ограниченным неэластичным предложением их услуг вследствие особых психологических и умственных данных, которые требуются для освоения этих профессий, а также высоких затрат времени, энергии и денежных средств на получение образования, и высоким спросом на их услуги, от которых напрямую зависит доходность современного бизнеса.

3. Различия в производительности и интенсивности труда.

Неравенство в производительности труда, которое вызывает неравенство доходов, может быть признано социально справедливым, если в конкурентную борьбу на рынке вступают работники с абсолютно одинаковыми физическими и умственными способностями. Очевидно, что люди, затрачивающие больше физической и умственной энергии для выполнения работы, имеют больше возможности для получения более высоких доходов, чем те, кто трудится расслаблено. Однако прямой зависимости между интенсивностью труда и его доходностью нет.

4. Проблема экономических возможностей.

Существует неравный доступ к образованию, профессиональной подготовке, высокооплачиваемой работе, другим общественным и частным благам, что создает неравные для всех стартовые экономические условия. Поэтому, даже в высокоразвитой рыночной экономике шансы на получение образования распределены таким образом, что часть молодых людей вынуждена отказаться от определенных профессий или совмещать учебу и работу, что непосредственно сказывается на уровне квалификации, перспективах трудоустройства и получения доходов.

Однако, несмотря на существенное влияние вышеотмеченных факторов на неравенство доходов, все же общепризнанным является то, что "самые большие различия доходов обусловлены разницей в унаследованном и приобретенном богатстве"

Неравномерное распределение национального богатства между собственниками капитала и собственниками труда приводит к тому, что чем большей собственностью обладают отдельные индивиды, тем большую долю национального дохода они присваивают.

5. Различия социально-экономических условий в регионах.

6. Различия в отношении к риску. На предприятиях с повышенным риском для жизни человека более высокие доходы.

7. Дискриминация в трудовых отношениях.

8. Неформальные отношения и др .

Доходы используются на финансирование, потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.

Для измерения уровня и структуры доходов населения используется ряд показателей, характеризующих их в различных аспектах. Одним из основных показателей является объем личных доходов населения - все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре.Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения.

Совокупные (общие) доходы населения определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг определяется расчетным путем.Владельцы дохода могут в окончательном виде располагать лишь частью номинального дохода, так как должны уплатить индивидуальные налоги и сделать другие обязательные отчисления.

Вычитая из личных номинальных доходов налоги, обязательные платежи и взносы в общественные организации, находят личные располагаемые доходы населения - ту часть личных доходов, которую владельцы их направляют на потребление и сбережение.

Отсюда следует, что скорость изменения реальных доходов зависит от трех факторов:

¾ темпов роста номинальных доходов;

¾ изменения ставок налоговых платежей;

¾ изменения покупательной способности денег.

Анализ доходов семьи (домохозяйства) начинается с вычисления общих их уровней, что уже представляет собой сложную экономическую задачу, включающую наряду с вычислительными операциями логическую увязку их результатов. Затем анализируются роль различных источников в формировании доходов, а также факторы, от которых зависят их уровень и структура. Сопоставляются доходы разных социальных групп населения, групп, различающихся по статусу в занятости, составу семей и т.д.


Похожая информация.