Если в бухучете организация создает резерв по сомнительным долгам, то безнадежную задолженность списывайте только за счет этого источника.
Порядок списания
Безнадежную дебиторскую задолженность списывайте в следующем порядке:
Такой порядок предусмотрен пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Бухучет: использование резерва
Операции, связанные с созданием и использованием резерва по сомнительным долгам, учитываются на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».
В бухучете списание дебиторской задолженности за счет резерва по сомнительным долгам отразите проводкой:
Дебет 63 Кредит 62 (71, 73, 76...)
- списана безнадежная дебиторская задолженность за счет созданного резерва.
Использовать резерв можно только в пределах зарезервированных сумм. Если в течение года сумма расходов на списание безнадежной задолженности превысит размер созданного резерва, разницу отразите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).
При списании разницы сделайте проводку:
Дебет 91-2 Кредит 62 (71, 73, 76...)
- списана безнадежная дебиторская задолженность, не покрытая резервом.
Списание безнадежного долга не является аннулированием задолженности. Поэтому в течение пяти лет с момента списания отражайте ее за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» (Инструкция к плану счетов):
Дебет 007
- отражена списанная дебиторская задолженность.
В течение этого периода следите за возможностью ее взыскания при изменении имущественного положения должника (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).
Пример отражения в бухучете использования резерва по сомнительным долгам
ЗАО «Альфа» ежеквартально проводит инвентаризацию дебиторской задолженности и производит отчисления в резерв по сомнительным долгам в бухучете.
Неиспользованный остаток резерва по сомнительным долгам за I квартал 2013 года составил 45 400 руб.
По результатам инвентаризации на 30 июня 2013 года в учете организации числилась:
1) сомнительная дебиторская задолженность организаций:
2) безнадежная задолженность ОАО «Производственная фирма "Мастер"» в размере 45 400 руб. Во II квартале задолженность «Мастера» была признана безнадежной в связи с ликвидацией организации-должника (подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ). На 30 июня 2013 года срок задержки по задолженности составлял 379 дней. Ранее сумма задолженности была полностью учтена при формировании резерва.
По результатам инвентаризации на 30 июня 2013 года бухгалтер «Альфы» включил в резерв по сомнительным долгам долг «Гермеса» в сумме 170 700 руб.
Безнадежный долг «Мастера» был полностью списан за счет резерва.
В бухучете «Альфы» резерв был сформирован в размере 170 700 руб.
С учетом остатка резерва на 31 марта 2013 года и списанного безнадежного долга «Мастера» дополнительная сумма расходов на формирование резерва во II квартале 2013 года составила:
45 400 руб. + 170 700 руб. - 45 400 руб. = 170 700 руб.
Дебет 91-2 Кредит 63
- 170 700 руб. - отражены затраты на формирование резерва по сомнительным долгам;
Дебет 63 Кредит 62
- 45 400 руб. -
списана безнадежная дебиторская задолженность за счет резерва.
Если до конца года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, резерв не будет использован, то неизрасходованные суммы включите в состав прочих доходов. Такой порядок предусмотрен пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
В бухучете сделайте проводку:
Дебет 63 Кредит 91-1
- восстановлен неизрасходованный резерв по сомнительным долгам.
Пример отражения в бухучете восстановления неиспользованной части резерва по сомнительным долгам
ЗАО «Альфа» ежеквартально проводит инвентаризацию дебиторской задолженности и производит отчисления в резерв по сомнительным долгам в бухучете. Неиспользованный остаток резерва по сомнительным долгам «Альфы» за девять месяцев 2013 года составил 45 400 руб. Резерв был сформирован в начале 2013 года под сомнительную дебиторскую задолженность ОАО «Производственная фирма "Мастер"».
19 декабря 2013 года «Мастер» перечислил на расчетный счет «Альфы» 45 400 руб. и тем самым погасил свою задолженность. По результатам инвентаризации на 31 декабря 2013 года сомнительные долги у «Альфы» отсутствуют. Поэтому и в бухучете «Альфы» резерв был восстановлен.
Дебет 63 Кредит 91-1
- 45 400 руб. - отражена в составе доходов сумма восстановленного резерва по сомнительным долгам.
Об особенностях расходования резерва по сомнительным долгам при налогообложении прибыли см.
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (НУ) формируется по правилам, отличным от порядка, действующего при образовании такого же резерва в бухучете (БУ). Рассмотрим, каковы особенности налогового резерва и что его отличает от аналогичного бухгалтерского объекта.
Все вопросы в отношении (процедуру его создания, учета, изменения, использования) регулирует ст. 266 НК РФ. Однако начинается эта статья с определений долгов: сомнительного (п. 1) и безнадежного (п. 2).
Сомнительным считается не погашенный в определенный договором срок долг покупателя перед налогоплательщиком-юрлицом, который не имеет обеспечений (залога, поручительства, банковской гарантии).
Обратите внимание! С 1 января 2017 года нельзя признать сомнительным долг контрагента, перед которым у вас есть непогашенная кредиторская задолженность. Подробнее см. .
Из этого определения есть несколько исключений:
Может ли быть сомнительным реструктурированный долг, узнайте .
Безнадежным долг признается в силу одной из следующих причин:
Таким образом, безнадежный долг — это тот долг, который уже нереален для взыскания, а сомнительный — тот, который может стать безнадежным.
Безнадежный долг при признании его таковым можно учесть в убытках юрлица, принимаемых при расчете налога на прибыль. Однако осуществляется такое признание в подавляющем большинстве ситуаций по истечении довольно продолжительного срока (3 года), если юрлицо не формирует резерв сомнительных долгов.
Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.
О том, какова последовательность действий при списании безнадежной задолженности, читайте в материале .
Как и любой резерв, образуемый для целей расчета налога на прибыль, резерв по сомнительным долгам в налоговом учете образуется на добровольных началах (п. 3 ст. 266 НК РФ). Налогоплательщик вправе его не формировать, но если решение об этом принято, ему придется:
Создать резерв можно:
Процедура создания резерва подразумевает:
При полной оплате долга резерв аннулируется (восстанавливается), при частичной — корректируется в части, соответствующей сумме оплаты. Корректировки в этих ситуациях делаются в периоде оплаты с отнесением восстановленных сумм или сумм корректировок на финрезультат.
Резерв, образованный в отчетном году, при его неиспользовании (полном или частичном) можно перенести на следующий год (п. 5 ст. 266 НК РФ). Его величина должна быть учтена в сумме нового резерва, создаваемого в отношении этого же долга. Разница в объемах сравниваемых цифр корректируется за счет финрезультата.
Если резерв сформирован по долгу, выражаемому в инвалюте, то его пересчитывают по курсу одновременно с суммой долга на дату операции с долгом и на отчетную дату.
Как видим, правила формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете и порядок работы с ним определены НК РФ в большинстве аспектов. Поэтому в учетную политику по НУ придется занести совсем немного положений в части этого резерва.
Прежде всего, нужно указать, будет или не будет образовываться такой резерв. Если решение о его создании принято, то в учетную политику по НУ дополнительно включают:
Такой налоговый регистр не имеет установленной формы, разрабатывается самостоятельно и помимо его названия и подписи ответственного лица должен содержать следующую информацию:
Этот регистр можно не вести, если имеет место совпадение между данными БУ и НУ (ст. 313 НК РФ). Но в части резерва сомнительных долгов совпадение этих данных будет скорее исключением, чем правилом.
Порядки создания резервов в БУ и НУ различаются достаточно существенно. К основным отличиям резерва, образуемого в БУ, следует отнести:
Максимальное сближение правил БУ и НУ для резерва путем установления их в БУ такими же, как в НУ, может не дать результата в части формирования одинаковых учетных данных уже по одному обстоятельству несовпадения видов задолженности, в отношении которых в БУ есть обязанность образования резервов, а в НУ — нет.
Если же в НУ резерв не создают, то расхождения между НУ и БУ возникнут уже из-за самого факта этого несоздания.
Таким образом, расхождения между данными НУ и БУ при создании резерва имеются практически всегда. Поэтому возникает необходимость учета образующихся разниц. Они носят характер временных и подчиняются всем правилам, установленным для них ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
Образование резерва сомнительных долгов для целей НУ необязательно. Если его создают, то в работе с резервом необходимо соблюдать все правила, установленные для него ст. 266 НК РФ. Различия в порядках создания резерва в БУ и НУ обусловливают наличие расхождений между данными 2 учетов, расцениваемых как временные разницы. Эти разницы учитывают по правилам ПБУ 18/02.
Этот материал посвящён тому, как организациям вести учет резервов по сомнительным долгам. Так называют любые задолженности перед компанией, возвращение которых под вопросом. Если предприятие поставило контрагенту продукцию авансом, а у него возникли финансовые трудности, есть риск образования сомнительного долга. Это обязательно нужно должным образом отразить в бухгалтерской документации и создать фонд.
Сомнительным называется любой долг, погашение которого под вопросом. Это очень общее определение, которое не даёт достаточного понимания, как именно задолженность признают сомнительной. Признаков может быть несколько (подробнее в разделе «Условия формирования»), кроме того каждая организация вправе установить собственные критерии сомнительной задолженности.
Для признания достаточно 1-2 признаков. От банкротства и финансовых проблем не застрахована ни одна организация, поэтому законодательство требует от экономических субъектов начисление резерва по сомнительному долгу, то есть создания резервного фонда (РФ). Цель - покрытие убытков от безнадёжных долгов. Проводить любое другое расходование заложенных на это направление денег до списания просрочек запрещается.
Создавать резерв по сомнительным долгам обязаны все организации
Главным нормативным актом, регулирующим начисление РФ организациями является приказ министерства финансов от 29 июля 1998 года №34Н. Это базовый документ, положения которого необходимы для корректного БУ. Информацию по таким долгам нужно искать в разделе «Капитал и резервы».
Здесь закрепляется понятие сомнительного долга и в самых общих чертах описываются его признаки. Перечислим ключевые нюансы, которые нужно запомнить. Организации обязаны создавать резервы без каких-либо исключений. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется для каждого отдельного случая, то есть для каждого договора, каждой поставки и т. д, по которым возникли риски. Объединять, суммировать, плюсовать создаваемые резервы нельзя.
Помимо этого приказа Минфина нужно ориентироваться на положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 4/99, Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 и Положение по бухгалтерскому учету 21/2008.
РФ по сомнительным задолженностям создаются в бухгалтерском и налоговом учёте, но при этом довольно значительно отличаются. У них разные цели и разный порядок начисления. Так в БУ:
В налоговом учёте цель создания РФ - уменьшить налогооблагаемую базу прибыли для расчёта налога. Закон ограничивает создание такого фонда в НУ только долгами покупателей, при этом возврат уже должен быть просрочен на 45 дней.
В бухгалтерском учёте - это обязанность, в налоговом учёте - это право. Зато в БУ можно создать свой порядок расчёта, что для НУ категорически запрещается.
Рассмотрим порядок формирования РФ и проводки «начислить резерв по сомнительным долгам». Для начала нужно выявить, возникло ли обязательство создавать фонд. Задолженность признаётся сомнительной, когда выполняется 1 или одновременно несколько условий:
Помимо этих критериев, каждая организация с учётом специфики своей деятельности может установить дополнительные признаки. Любые основания считать, что контрагент не сможет заплатить вовремя, могут говорить о необходимости создавать РФ. Впрочем, на практике это почти не встречается. Все положения нужно зафиксировать внутренними нормативными актами, равно как и порядок расчёта, выбранный метод и индивидуальные критерии.
Бухгалтерский учёт резервов по сомнительным долгам - это обязанность, налоговый учёт - право
Работа по созданию РФ начинается с выявления оснований, то есть определения у конкретных долгов признаков сомнительности. Как это происходит? Основания выявляются по итогам инвентаризации дебиторских задолженностей в конце отчётных периодов. Это регулярная работа, которая помогает своевременно провести деньги в фонд.
Сроки формирования зависят от продолжительности задолженности:
Списание резерва по сомнительному долгу, если его средства оказались невостребованными, происходит в конце календарного года.
Проводки создание резерва по сомнительному долгу - Д91, К63. Когда долг признан безнадёжным и его надо списать через РФ - Д63, К60, 62, 76. Если должник погасил задолженность - Д63, К91.
Для наглядности изучите пример расчета. Организация поставила партии товаров контрагентам на суммы:
Итак, у всех компаний просрочка больше 45 дней, значит начисляем резерв пропорционально давности долга и делаем проводки:
Создание резервного фонда по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте - обязанность всех организаций. Существуют общепризнанные критерии определения сомнительности просрочки, а также компании вправе разработать и утвердить в учётной политике собственные. Начисления в фонд зависят от объёма и срока задолженности. В материале мы на конкретных примерах рассмотрели типовые проводки.
Деятельность любой компании сопряжена с определенными экономическими рисками. И в условиях экономической нестабильности наиболее актуальной проблемой становится неоплата отгруженной продукции. Ситуации довольно неприятные, но встречаются в хозяйственной деятельности практически любой организации. Поэтому для того чтобы учесть риски неполучения дебиторской задолженности, могут создаваться резервы.
Резервы создаются, чтобы учесть риски неполучения дебиторской задолженности
Резерв по сомнительным долгам дает возможность повысить достоверность составляемой финансовой отчетности, поскольку баланс должен отражать дебиторскую задолженность, вероятность получения которой высока. Если существует неуверенность в получении задолженности и она соответствует определенным условиям, речь о которых пойдет ниже, то долг признается сомнительным и создается резерв.
Финансовая отчетность такой показатель не отражает, поскольку на эту сумму дебиторская задолженность уменьшается. Для раскрытия информации о созданных резервах примечания к бухгалтерской отчетности могут содержать необходимые пояснения. Таким образом, резервы создаются с целью отражения истинного финансового результата и реальной задолженности дебиторов.
В учете компании их формирование производится каждый раз при определении сомнительной к получению дебиторки. Это является закрепленной законодательством обязанностью любой организации, ведущей бухгалтерский учет. Сомнительной может признаваться задолженность, соответствующая трём условиям:
Резервы могут формироваться не по всем видам долгов, а только по задолженности от осуществления основных видов деятельности – реализации продукции или товаров, оказания услуг или выполнения работ. При этом дебиторка по проданным основным средствам, выданным займам или выплаченным авансам поставщику не относится к реализации. Также они не формируются по выставленным должнику штрафам за несоблюдение условий контракта, поскольку такой долг относится к прочим доходам.
Это означает, что их создание предусмотрено только по долгам, которые не оплачены в сроки, отведенные контрактом или действующим законодательством. Если условиями контракта сроки не оговорены — по истечении одного года с момента образования дебиторки.
Данное условие является достаточно спорным, поскольку вопрос обеспеченности долгов гарантиями остается на усмотрение организации. В частности, в качестве таковой может признаваться залоговое имущество, наличие встречной задолженности по иным обязательствам и т.д. Однако следует отличать обеспеченность гарантиями, предусмотренную Гражданским Кодексом, от обеспеченности реальными гарантиями.
Например, кодексом в качестве гарантии признается гарантийное письмо должника, однако в реальности средством гарантии оно не является, поскольку у должника в действительности могут отсутствовать средства для погашения задолженности.
Также для подтверждения отсутствия гарантий погашения обязательств можно провести анализ отчетности контрагента, получить которую можно из открытых источников или обратившись напрямую к должнику. Если показатели его платежеспособности имеют устойчиво негативную тенденцию, то стоит создавать резервы.
Таким образом, они создаются, если при инвентаризации расчетов выявлены долги, соответствующие одновременно трём условиям. Впоследствии, когда из сомнительных долгов выявляются безнадежные, резерв по сомнительным долгам это покрывает, т.е. задолженность погашается за его счет.
Учет резервов по сомнительным долгам в программах 1С
Действующим законодательством установлена возможность их формирования по окончании отчетного периода, т.е. один раз в год, квартал или месяц. Для этого в учетной политике нужно прописать периодичность создания. Величину данного показателя организация вправе рассчитывать одним из трех методов:
Выбранный метод также необходимо отразить в учетной политике. Для определения оптимального метода каждый из них предлагается рассмотреть более подробно:
При кажущейся простоте расчетов во втором и третьем вариантах следует учитывать, что коэффициент сомнительной задолженности нельзя «взять с потолка». Он рассчитывается на основании данных о списанной безнадежной задолженности компании за предшествующий период, не превышающий пяти лет.
В учетной практике создание резерва производится путем отнесения их в состав прочих расходов отчетного периода. С каждым последующим его пересчетом на эту же сумму увеличиваются данные расходы. При его уменьшении расходы прошлого периода корректировке не подлежат – на разницу увеличиваются прочие доходы текущего периода.
В последующем, при превращении сомнительной задолженности в безнадежную, она списывается за счет ранее сформированного резерва, а при его недостаточности – разница списывается на прочие расходы.
Кроме того, на протяжении пяти лет с момента списания безнадежной задолженности её следует учитывать на забалансовых счетах.
С точки зрения отчетности, резерв сомнительных долгов позволяет на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, поскольку его сумма, учтенная в составе прочих расходов по текущей деятельности, уменьшает базу при расчете налога на прибыль. С другой стороны, уменьшается и общая сумма прибыли, подлежащая распределению между собственниками. Поэтому к вопросу создания резервов следует подходить максимально рационально, учитывая как интересы государства, так и интересы собственников.
Пример расчета резерва сомнительных долгов
В практике хозяйственной деятельности компании могут возникать ситуации, когда резервы уже созданы, а средства по долгам, ранее признанные сомнительными, поступают на расчетный счет. В таком случае возникает вопрос о корректировке ранее созданного резерва.
Здесь следует учитывать два обстоятельства:
Поэтому в учете компании такие изменения могут не отражаться. Однако организация вправе закрепить в учетной политике отражение таких изменений дополнительными записями на счетах бухгалтерского учета . При этом на сумму оплаченного долга, ранее признанного сомнительным, уменьшаются резервы и одновременно увеличиваются прочие доходы.
В заключение, следует ещё раз напомнить, что создание резервов по сомнительным долгам является условной обязанностью организации. Это значит, что согласно действующему законодательству, компании, с одной стороны, обязаны создавать такие резервы, но с другой стороны, критерии признания того или иного долга сомнительным являются достаточно спорным и остаются на усмотрение организации.
Возможности создания резервов по сомнительным долгам находятся в интересах компании, поскольку созданные резервы позволяют оптимизировать налоговую нагрузку путем минимизации базы по налогу на прибыль. Поэтому для контролирующих органов отсутствие созданных резервов по сомнительным долгам не является нарушением, ведь чем выше база для налогообложения прибыли, тем больше поступлений получает государство. Однако в глазах собственников это равносильно существенной ошибке, поскольку главный бухгалтер не использовал законной возможности снижения налоговой нагрузки организации.
Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, способом, предложенным в налоговом учете. Разберем подробнее.
Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
Так как бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть достоверной, то целью создания резерва по сомнительным долгам является отражение в балансе достоверной дебиторской задолженности.
Сомнительная задолженность выявляется посредством инвентаризации расчетов. Инвентаризации подлежит не только задолженность за реализованные товары, работы, услуги, но и задолженность поставщиков по выданным им авансам.