Инструментом фискальной политики государства является. Виды и инструменты фискальной политики. Фискальная политика, ее цели и инструменты

В этом параграфе будут перечислены основные инструменты, используемые государством при проведении стабилизационной политики, а также будет проведен краткий анализ их воздействия на экономику.

В начале рассмотрим инструменты фискальной политики . Инструменты фискальной политики, т.е. инструменты для регулирования экономики за счет манипуляций государственным бюджетом, можно разделить на инструменты налоговой, бюджетной и долговой политики государства.

К инструментам налоговой политики можно отнести:

  1. Изменение налоговой нагрузки на экономику , т.е. макроэкономической ставки подоходного налога.
  2. Изменение распределения налоговой нагрузки между прямыми и косвенными налогами, между получателями больших и меньших доходов, между факторами производства. Такое перераспределение может повлиять на величину совокупного спроса, поскольку лица с разным уровнем дохода имеют разную склонность к сбережению.
  3. Введение или отмена отрицательных налогов , т.е. выплата пособий и т.п. для некоторых групп граждан.
  4. Отсрочка налоговых платежей . Изредка эта мера оказывается очень действенной, поскольку позволяет восстановить работоспособность фирм.

Среди инструментов бюджетной политики мы выделим:

  1. Изменение величины государственных расходов .
  2. Изменение структуры государственных расходов . Государство может вести себя как рациональный потребитель, смещая приоритет в расходах в сторону тех благ, которые наиболее подешевели в ходе кризиса. И эти меры будут приносить выгоду и государству, которое экономит на расходах, и экономике, поскольку поддерживаются наиболее депрессивные отрасли.
  3. Создание государственных товарных резервов .

Также мы выделим следующие инструменты управления государственным долгом:

  1. Изменение величины государственного долга . (Основная мера, сопровождающая рост государственных расходов.)
  2. Рефинансирование государственного долга , которое приводит к снижению расходов на его обслуживание. Рефинансирование включает как перезаем средств под более низкую процентную ставку, так и увеличение или уменьшение сроков займа.
  3. Создание финансовых резервов .

Теперь перечислим инструменты денежно-кредитной политики, используемых центральным банком для регулирования экономики:

  1. Изменение процентных ставок по кредитам для коммерческих банков . Причем изменяться могут процентные ставки только на кредиты определенного типа и срока.
  2. Изменение лимитов кредитования коммерческих банков .
  3. Изменение нормы обязательного резервирования . Причем, как и в случае процентных ставок, нормы резервирования могут изменяться лишь для некоторых видов вкладов.
  4. Выкуп активов для формирования резервов ЦБ . Сюда входит выкуп ценных бумаг, выкуп драгоценных металлов, выкуп иностранной валюты.
  5. Эмиссия ценных бумаг от собственного имени . Является одним из вариантов стерилизации денежной массы.
  6. Выдача кредитов правительству . Является альтернативой заимствованиям правительства на рынке ценных бумаг.

Дополнительными мерами государства, направленными на стабилизацию экономики, могут быть:

  1. Изменение минимальных размеров оплаты труда .
  2. Изменение законодательства в трудовой сфере, в сфере пенсионного обеспечения и в сфере социального страхования .
  3. Изменение политики выплат пособия по безработице .
  4. Развитие системы переподготовки безработных . Данная мера сокращает структурную безработицу.
  5. Национализация и приватизация . Национализация может рассматриваться как один из вариантов защиты фирм от разорения. А приватизация предприятий может увеличивать инвестиции.
  6. Регулирование и контроль финансовых рынков .

Лекция №-9.

Фискальная политика


План


1. Фискальная политика, ее цели и инструменты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос.

3. Виды фискальной политики.

4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение.

Достоинства и недостатки фискальной политики.


1. Фискальная политика, ее цели и инструменты


Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.


2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос


Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект. Механизм и мультипликативный эффект воздействия каждого из инструментов фискальной политики - государственных закупок, налогов (аккордных и подоходных) и трансфертов - на совокупный спрос в кейнсианской модели (модели кейнсианского креста) был подробно рассмотрен в лекции №6.


3. Виды фискальной политики


В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.


Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при пере греве экономики) (рис.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

а) сокращение государственных закупок;

б) увеличение налогов;

в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.фискальный политика налог трансферт

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется , но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т - величина налоговых поступлений, t - ставка налога, а Y - величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов.


4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение


Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов - к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций). Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).


5. Достоинства и недостатки фискальной политики


К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора . Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов . Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

  1. Эффект вытеснения . Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
  2. Наличие внутреннего лага . Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
  3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

Проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики

  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
  • Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики - монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) - т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Основными инструментами фискальной политики является государственные („ли правительственные) расходы и налоги.
Государственные (или правительственные) расходы - это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг. К последним могут быть отнесены весьма разнообразные виды закупок, например, закупка государством атомных подводных ло- док, космических ракет, солдатских шинелей, строительство за счет бюджета электростанций, дорог, каналов, школ, медицинских учреждений, объектов культуры и просвещения, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки и т.д. Таким образом, потребителем всего вышеназванного является государство.
Как правило, государственные закупки подразделяют на закупки для собственного потребления государства, которые наиболее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Эти расходы отражаются в расходной части государственного бюджета. В современном обществе смешанной экономики роль государственных расходов чрезвычайна важна. Поэтому в перспективных экономических программах развития общества большое внимание уделяется регулирующей роли государственных расходов в обеспечении социально-экономического развития, в формировании нового качества экономического роста.
В странах с развитой рыночной экономикой государство как покупа-тель обеспечивает реализацию до 20% ВНП. Для этого существует система государственного заказа, привлекающая фирмы гарантированным рынком сбыта, налоговыми и кредитными льготами, отсутствием риска неплатежей и т.д. Поэтому государственные расходы и налоги - это важнейшие инструменты государственного регулирования экономики, определяющие уровень совокупных расходов, объемы национального производства, заня-тость населения.
Значительное место в государственных расходах занимают трансфертные платежи. Трансфертные платежи есть система экономических, политических мер и программ, которые через перераспределение доходов через государственный бюджет выплачивают средства населению в основном в денежной форме. Таким образом, происходит реинвестирование в людей, относящихся к категории остро нуждающихся, т.е. живущих за чертой бедности.
Кроме того, трансфертные платежи представлены как выплаты по страхованию (или социальное обеспечение), по старости, выплаты работникам в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями кормильцев и инвалидам, выплаты процентов по государственному долгу.
Трансфертные платежи формируются за счет налогообложения, в том числе подоходного налога, отчислений трудящихся в фонды социального страхования, частной благотворительности и т.д. Таким образом, с помощью трансфертных платежей осуществляется перераспределение доходов в пользу более бедных.
Налоги представляют собой второй важнейший инструмент фискальной политики. Налоги есть нормативная форма обложения доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся обязательностью и срочностью платежа. Они представляют собой доход государства, необходимый для его нормального функционирования.
Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II в. н. э.
По мере развития обмена и экономической цивилизации денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе и натуральный, и становятся господствующими.
Практика экономической жизни располагает широким спектром видов налогов. По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги - это обязательные платежи, включаемые в цену товара или услуги. Значительную их часть образуют акцизы.
По использованию налоги подразделяют на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Эти налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.
В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на государственные и местные. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании госу-дарственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль с корпораций, таможенные пошлины и т.п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.
Соотношение различных видов налогов на различных ступенях развития общества менялось. В XIX - начале ХХ веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги.
Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:
S на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны,
затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводственный процесс в микроэкономике,
для настоящего времени стало характерным стремление все в большей степени использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.

Еще по теме 1. ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:

  1. 6. ТИПЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

276. Что относится к числу основных целей фискальной политики государства

создание условий для успешного ведения бизнеса

Антициклическое регулирование экономики

повышение состояния граждан

перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения

277. Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же как

сокращение сбережений

увеличение инвестиций

увеличение потребления

Увеличение сбережений

278. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюктуру

как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний

нейтрально

Как встроенный (автоматический) стабилизатор

неопределенным образом, в зависимости от факторов

279. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название

Прогрессивного

регрессивного

косвенного

280. К числу инструментов фискальной политики относится

увеличение нормы обязательных резервов

покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке

Выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций

281. Увеличение ставок налогов является примером

кредитно-бюджетной политики

Фискальной политики

монетарной политики

денежно-финансовой политики

282. Какая из перечисленных мер НЕ является фискальной?

Изменение ставок налогов на прибыль банков

Изменение Центральным банком нормы банковского резерва

Введение налоговых льгот для предприятии, осуществляющих инвестиции и новое производство

Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета

283. Какое из утверждений является верным?

Сложная схема начисления процента всегда более выгодна, чем простая схема начисления процента

С одинаковых сумм индивидуального дохода всегда платится одинаковый подоходный налог

Налоги платят как при получении заработной платы, так и при ее расходовании

Банковский процент по кредиту всегда выше банковского процента под депозиту

284. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики?

Фискальная политика - это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране

Фискальная политика - это действия Центрального банка страны, направленные на реагирование курса национальной валюты

Фискальная политика - это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста

Фискальная политика - это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста

285. Государственный долг - это

Сумма дефицитов государственного бюджета (за вычетом суммы излишков государственного бюджета), накопленная к настоящему моменту

превышение расходной части годового государственного бюджета над его доходной частью

сумма задолженности государства другим странам

сумма задолженности государства банкам и другим финансовым институтам

286. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита?

сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей

Увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей

повышение учетной ставки процента и снижение резервных требований

увеличение суммы собираемых налогов и повышение величины трансфертных платежей

287. Бюджет существует

только у государства

у государства и предприятий реального сектора экономики

У всех экономических субъектов

у важных структур федерального уровня

288. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между

текущими государственными расходами и доходами

фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости

текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу

Текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости

289. Какие из перечисленных статей относятся к доходам госбюджета (выберите 2 варианта ответа)

Налог на наследство

чистые поступления от привлечения средств с рынка свободных капиталов

трансфертные платежи населению

Таможенные пошлины

290. Какие из перечисленных статей относятся к расходам госбюджета

Выплаты по государственному долгу

арендная плата

доходы от государственной собственности

291. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся

расходы по обслуживанию государственного долга

Подоходные налоги и пособия по безработице

расходы на охрану и защиту природной среды

таможенные пошлины и акцизы

292. Применяемые налоги можно оценить как регрессивные, если величина средней налоговой ставки

растет с увеличением дохода

не изменяется при изменении дохода

Сокращается с увеличением дохода

293. Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные, если величина средней налоговой ставки

не изменяется с увеличением дохода

не изменяется с уменьшением дохода

Не изменяется при любом изменении дохода

изменяется в соответствии с изменением дохода

294. Фискальная политика является автоматической, если изменяются следующие параметры

увеличивается ставка подоходного налога

При неизменной ставке подоходного налога повышаются размеры налоговых поступлений

повышаются размеры отчислений с заработной платы в пенсионный фонд

295. Годовой государственный бюджет - это

План государственных доходов и расходов на год

количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных правительством за год

количество денег, имеющихся в наличии у правительства

общая сумма всех поступлений в государственную казну за год

296. Если общие поступления в государственный бюджет за год составят 1059 трлн. р., а расходы - 1151 трлн. р., то возникнет

бюджетный дефицит, снизятся объемы экспорта

Бюджетный дефицит, государственный долг будет расти

бюджетный избыток, государственный долг будет расти

бюджетный избыток, государственный долг будет снижаться

297. Увеличение ставки налога, при прочих равных условиях

приведет к увеличению поступлений от этого налога

является прерогативой налоговой инспекции соответствующей территории

Может привести как к увеличению, так и к снижению поступлений от этого налога

приведет к снижению дефицита государственного бюджета

298. Регрессивное налогообложение

делает невозможным выплату трансфертов государством

приводит к тому, что налоги в основном выплачиваются фирмами, а не отдельными лицами

Может иметь место при взимании как прямых, так и косвенных налогов

не приводит к перераспределению доходов в обществе

299. Подоходный налог с физических лиц, взимавшийся в России в 2000 г., - это пример

регрессивного прямого налога

прогрессивного косвенного налога

регрессивного косвенного налога

Прогрессивного прямого налога

300. После повышения ставок подоходного налога с физических лиц Марина, работая референтом, добилась от руководства повышения ей заработной платы. Это пример

Переложения налогового бремени

роста спроса на услуги референтов

прогрессивного налогообложения

ценовой дискриминации

301. Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том. Что

Часть национального продукта уходит за пределы страны

возрастают стимулы повышения эффективности производства

сокращается неравенство в доходах

возрастает доля сбережений при всех уровнях располагаемого дохода

302. Про какой из перечисленных ниже налогов можно утверждать, что все налоговое бремя неизбежно ляжет на непосредственного плательщика этого налога

налог на прибыль предприятий

Подоходный налог с населения

ни про один из перечисленных типов этого утверждать нельзя

303. Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то, чтобы уровень выпуска остался неизменным, государственные закупки следует

увеличить более, чем на 20

увеличить на 20

Увеличить менее, чем на 20

уменьшить на 20

уменьшить менее, чем на 20

304. Экономика описана следующими данными: автономное потребление равно 200; предельная склонность к сбережению равна 0,1; ставка налогообложения t=0,2; инвестиции составляют 5, а государственные расходы равны 30. Фактический уровень безработицы превышает естественный на 2%, а коэффициент чувствительности колебаний ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Какое из нижеследующих утверждений окажется неверным в данной ситуации?

Правительству необходимо проводить антиинфляционную политику и сокращать инфляционный разрыв

правительству необходимо преодолевать рециссионный разрыв путем увеличения государственных расходов

необходимое для стабилизация приращения государственных расходов окажется примерно в 3,5 раза меньше, чем величина разрыва


Похожая информация.