По итогам 2017 года экономикой РФ установлен рекорд по инфляции – впрочем, позитивный. Показатель за год был равен 2,5% (ранее правительство прогнозировало уровень инфляции в 4%). Столь низкая инфляция хороша для потребителя, уже не слишком удивляющегося росту цен в магазинах. Но это еще и отражение кризиса в экономике России, признак слабой экономической активности. Какова инфляция в России в 2018 году - официальные данные Росстата отражают этот показатель на сегодняшний день.
Прежде всего стоит начать именно с этого вопроса - занимается ли Росстат расчетом уровня инфляции в России в принципе. Дело в том, что это ведомство предоставляет несколько иную информацию - в Росстате рассчитывают индекс потребительских цен. Данная величина хотя и является одним из важнейших показателей при расчете инфляции в России, все же является не единственным таковым. Периодические отчеты по инфляции в России делает другое ведомство, а именно Министерство экономического развития.
В частности, Минэкономразвития 16 апреля 2018 года представило свой прогноз по годовой инфляции по итогам апреля.
Индекс потребительских цен в 2018 году по данным Минэкономразвития в мае составил 100,4%, с начала года – 101,6% (в мае 2017г. – 100,4%, с начала года – 101,7%).
Май 2018г. к | Январь-май 2018г. к январю-маю 2017г. |
|||||||
апрелю
2018г. |
маю
2017г. |
|||||||
Индекс потребительских цен | 100,4 | 102,4 | 102,3 | |||||
в том числе на: | ||||||||
товары | 100,4 | 101,9 | 101,8 | |||||
продовольственные товары |
99,9 | 100,4 | 100,9 | |||||
продовольственные товары без плодо- овощной продукции |
100,1 | 100,8 | 100,7 | |||||
непродовольственные товары |
100,9 | 103,4 | 102,7 | |||||
услуги | 100,4 | 104,0 | 103,9 | |||||
Базовый индекс потребительских цен |
100,2 | 102,0 | 101,9 |
В мае в 23 субъектах Российской Федерации прирост потребительских цен составил 0,5% и более, из них в Новосибирской области – 0,9% в результате увеличения цен на непродовольственные товары на 1,3% и в Чукотском автономном округе – 0,8% в результате увеличения цен на непродовольственные товары и услуги на 1,9% и 1,0% соответственно.
В Москве и в Санкт-Петербурге индекс потребительских цен за месяц составил 100,4% (с начала года – 101,8% и 102,0% соответственно).
Значительное влияние на динамику потребительских цен на продовольственные товары оказало удешевление плодоовощной продукции. Так, огурцы подешевели на 16,9%, бананы – на 12,4%, помидоры – на 10,5%, чеснок – на 4,1%, виноград – на 2,2%, апельсины – на 1,4%. В то же время лимоны стали дороже на 19,9%, капуста белокочанная свежая – на 16,6%, свекла столовая – на 11,7%, морковь – на 7,3%, лук репчатый – на 4,7%, яблоки – на 2,9%.
Индекс потребительских цен на 2018 год по данным Росстат зафиксировал снижение цен на большинство наблюдаемых видов макаронных и крупяных изделий. Так, крупа гречневая стала дешевле на 2,9%, манная – на 0,6%, горох и фасоль – на 0,5%, овсяные хлопья «Геркулес» – на 0,4%. Одновременно пшено подорожало на 2,0%.
Цены на рыбу живую и охлажденную, кальмары мороженые, рыбу охлажденную и мороженую разделанную лососевых пород возросли на 1,0-1,3%, свинину, куры охлажденные и мороженые, чай черный байховый, филе рыбное мороженое, булочные изделия сдобные из муки высшего сорта штучные – на 0,6-0,8%
Годовой инфляцией называется уровень инфляции за последние 12 месяцев. То есть, не за календарный год как таковой, а за прошедшие 365 дней. Годовая инфляция по итогам апреля 2018 года будет отражать то, насколько обесценился рубль в промежутке между 1 мая 2017 года и 30 апреля 2018 года.
Прогноз МЭР на этот счет тем более интересен, что в начале апреля 2018 года российская национальная валюта пережила серьезную встряску, когда курс доллара взлетел с показателей в менее чем 58 рублей до 64 рублей (а на бирже - и вовсе до 65 рублей за доллар). Понятно, что рост курса доллара и снижение стоимости рубля - серьезный повод к росту инфляции в России.
Тем не менее, МЭР не склонно преувеличивать значимость произошедшего с рублем на минувшей неделе. Согласно представленному экономистами министерства прогнозу, уровень годовой инфляции по итогам апреля 2018 года окажется равным 2,3-2,6 процентам.
Как отметили в Минэкономразвития, падение рубля в апреле будет иметь влияние на инфляцию в России только в том случае, если эффект от него будет сохраняться достаточно долго. В настоящий момент мы видим, что курсы доллара и евро снижаются, рубль пытается найти новое равновесие. Вопрос лишь в том, каким это равновесие окажется. Если российская валюта вернется к прежним значениям, на инфляции случившееся вообще не отразится.
Если обратиться к статистике инфляции за первые три месяца текущего года, то данные таковы:
Цель по инфляции, которая поставлена Центробанком России на 2018 год - 4%.
В настоящий момент благодаря регулированию экономики с помощью величины ключевой ставки ЦБ РФ успешно справляется с тем, чтобы эта цель выполнялась. Более того, в конце марта, когда Совет директоров Центробанка в очередной раз пересматривал величину ставку, глава ЦБ Эльвира Набиуллина особо отметила, что пока инфляция в стране растет медленнее, чем заложено в плане. Возможно, Банк России даже будет прибегать к особым мерам, чтобы инфляция чуть-чуть ускорилась и вышла на те 4% годовых, которые заданы.
По материалам bankiclub.ru
Уровень обеспеченности и благосостояния каждой российской семьи напрямую связан с показателем инфляции в стране. С помощью показателя официальной инфляции за 2016 год, рассчитанной Росстатом, можно оценить степень роста цен на различные товары на полках магазинов, сравнить их с прогнозируемой правительством стоимостью. На основе статистической информации, собранной специалистами за определенный расчетный период, можно спрогнозировать увеличение или снижение инфляции, и, как следствие, — общее экономическое состояние в государстве.
В законодательстве Российской Федерации о бюджете на 2016 год, который был одобрен и принят Госдумой, среди огромного перечня финансово-экономических показателей был и предполагаемый уровень инфляции. Опираясь на собственные соображения, руководство страны утвердило данный показатель в размере 6,4%. Подводя итоги результатов деятельности за 2016 год, спрогнозированные показатели вряд ли будут соответствовать действительным. По мнению большинства экспертов, реальная инфляция будет превышать ожидаемую, зафиксированную в главном финансовом документе страны. Известно, что официальная инфляция за 2016 год Росстат подчитал в размере 7-8%.
Про инфляцию на сайте Росстат можно посмотреть показатели в разделе ЦЕНЫ.
Цены на сайте Росстат
Обратите внимание, что данные постоянно обновляются, уже есть сведения об ИПЦ за 2017 год.
ИПЦ 2017 год
В таблице представлена информация за 2017 и за предыдущие периоды:
Таблица ИПЦ
Все без исключения органы правительства и другие компетентные структуры уже открыто заявляют о том, что цифра ожидаемой официальной инфляции за 2016 год, представленная Росстатом, однозначно превысит прогнозированный показатель 6,4%.
Недавние заключения работников аналитического отдела ЦБ РФ относительно уровня официальной инфляции в 2016 году говорят о том, что этот показатель в расчетном периоде достигнет цифры 8%. Самим Банком России было отмечено незначительное замедление роста цен в ноябре и в начале декабря 2016 года.
Статистически данные можно найти на официально сайте Росстата в разделе цены. Как ключевой показатель, характеризующий то, какой будет официальная инфляция за 2016 год, Росстат использует индекс потребительских цен, который сначала 2016 года составлял 105,4%, а к концу декабря – 100,4%.
Индекс потребительских цен
Нажимая — подробнее, можно увидеть такие данные:
Об индексе потребительских цен
в декабре 2016 года
Подводя итоги деятельности Российской Федерации, Росстат предварительно оценил показатель официальной инфляции за 2016 год в размере 5,4%. Такая цифра является рекордно низкой в новейшей истории страны. Окончательные данные будут представлены в первой половине января 2017 года на официальном сайте организации.
Инфляция является социально-экономическим явлением, показывающим существует ли дисбаланс, на рынке товаров, услуг и капитала.
Измерение данного показателя и его регулирование способствует эффективному управлению экономической ситуации в стране.
Уровень инфляции – один из основных макроэкономических показателей характеризующих состояние экономики страны. Этот уровень может корректироваться, как экономической ситуацией в стране, так и административным аппаратом.
Инфляция – это процесс обесценивания денежной массы, способствующей росту цен на потребительские товары и товары сферы услуг.
Рост инфляции подразумевает, что за одну и ту же сумму денег можно купить разное количество товара, в разных периодах времени. Инфляция в России определяется таким показателем как индекс потребительских цен на товары и услуги. Этот показатель характеризует изменение уровня цен на протяжении определённого времени.
Однозначного мнения как бороться с процессом инфляции и стоит ли бороться, не существует. Одни специалисты считают, что для поддержания макроэкономической стабильности в стране необходимо постоянно регулировать этот процесс. Другие – наоборот, указывая на тот факт, что первопричиной инфляции является дисбаланс совокупного спроса и предложения, считают, что вмешательство государства в эти процессы приводит к увеличению темпов роста цен.
Причины роста индекса потребительских цен могут быть разнообразны:
Министерство экономического развития спрогнозировало индекс инфляции в России на ближайшие 3 года. Учитывая выход экономики страны из кризиса, к концу 2016 года уровень потребительских цен на будущий год был спрогнозирован на отметке 106,5%. Этот прогноз неоднократно корректировался вследствие стабилизации макроэкономической ситуации в стране.
По данным Росстата по состоянию на октябрь 2017 года уровень инфляции значительно ниже прогнозируемого. В некоторых месяцах можно было наблюдать дефляцию цен на товары и услуги. По месяцам индекс потребительских цен в 2017 году остался на уровне:
Таким образом к декабрю 2017 года уровень инфляции составил 1,9%.
Министерство экономического развития России ежегодно разрабатывает и корректирует существующие программы социально-экономического развития страны, разбивая их на краткосрочный (1 год) и долгосрочный (2-5 лет) периоды. В соответствии с этими программами создаётся прогноз основных макро и микроэкономических показателей экономического развития России, в том числе и индекса потребительских цен.
По данным программы социально-экономического развития потребительская инфляция в 2018 году возрастет до целевого уровня в 4%. Данный рост будет вызван увеличением потребительского спроса, вследствие роста реальных доходов населения. В результате в 2018 году рост цен на товары увеличится до 4,4%, на услуги рост цен останется на уровне 5%.
За период с 1991 по 2017 гг. экономика России пережила огромные потрясения и длительные периоды восстановления. Индекс потребительских цен – это один из показателей, анализируя который, можно оценить, когда именно страна переживала экономический кризис и когда становилась на путь стабилизации развития. Динамика инфляции в России наглядно продемонстрирована в таблице, по которой можно построит график изменения цен.
Отчетный год | Уровень инфляции, % |
1991 | 160,4 |
1992 | 2508,8 |
1993 | 839,9 |
1994 | 215,1 |
1995 | 131,3 |
1996 | 21,8 |
1997 | 11 |
1998 | 84,4 |
1999 | 36,5 |
2000 | 20,2 |
2001 | 18,6 |
2002 | 15,1 |
2003 | 12 |
2004 | 11,7 |
2005 | 10,9 |
2006 | 9 |
2007 | 11,9 |
2008 | 13,3 |
2009 | 8,8 |
2010 | 8,8 |
2011 | 6,1 |
2012 | 6,6 |
2013 | 6,5 |
2014 | 11,4 |
2015 | 12,9 |
2016 | 5,4 |
2017 | 1,91 |
20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».
20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.
20 марта 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.
20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».
18 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об использовании иностранных судов для реализации проектов по производству сжиженного природного газа Распоряжение от 14 марта 2019 года №435-р. Для обеспечения потребности в специализированных судах-газовозах для вывоза сжиженного природного газа и газового конденсата с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» установлена возможность использования в этих целях 28 иностранных судов.
16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Оренбургской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №411-р. Программой предусматривается переселение в Оренбургскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Оренбургскую область до 2024 года 4200 соотечественников.
16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Костромской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №419-р. Программой предусматривается переселение в Костромскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Костромскую область до 2020 года более 750 соотечественников.
16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ставропольского края по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №421-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров для развития экономики Ставропольского края, в том числе для реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, развития сельских территорий. Реализация программы позволит привлечь на территорию края до 2021 года 1500 соотечественников.
16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Татарстан по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №420-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров, в том числе специалистов и учёных, ведущих актуальные научные исследования и технологические разработки, для развития экономики Республики Татарстан. Реализация программы позволит привлечь на территорию Республики до 2021 года 450 соотечественников.
15 марта 2019 , Противодействие наркомании Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Распоряжение от 9 марта 2019 года №394-р. Протоколом, в частности, предлагается ввести такие новые формы сотрудничества Сторон Соглашения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, как создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также проведение комплексных согласованных и совместных межведомственных, профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, специальных операций.
15 марта 2019 , Пенсионное обеспечение Об индексации социальных пенсий Постановление от 15 марта 2019 года №271. Установлен коэффициент индексации социальных пенсий с 1 апреля 2019 года в размере 1,02.
15 марта 2019 , Развитие Северного Кавказа Утверждена Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года Распоряжение от 7 марта 2019 года №369-р. Стратегия направлена на увеличение притока иностранных туристов, комплексное развитие туризма на Северном Кавказе, рост его вклада в показателях социально-экономического развития СКФО.
13 марта 2019 , Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Утверждён план развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.
13 марта 2019 , Оплата труда. Доходы населения О повышении оплаты труда работников бюджетной сферы Распоряжение от 13 марта 2019 года №415-р. С 1 октября 2019 года на 4,3% будет повышена оплата труда работников бюджетного сектора экономики, занятых в учреждениях федерального подчинения. Средства на эти цели предусмотрены в федеральном бюджете на 2019 год.
11 марта 2019 О ректоре Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Распоряжение от 7 марта 2019 года №380-р
11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Белгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на 2020–2024 годы Распоряжение от 7 марта 2019 года №373-р. Программой предусматривается переселение в Белгородскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Белгородскую область в 2020–2024 годах около 1900 соотечественников.
11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Новгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 7 марта 2019 года №372-р. Программой предусматривается переселение соотечественников в целях обеспечения потребности экономики Новгородской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства. Реализация программы позволит привлечь в Новгородскую область в 2019–2020 годах около 2 тысяч соотечественников.
1Индекс потребительских цен на товары и услуги (ИПЦ) - один из основных показателей, которые характеризуют инфляционные процессы в стране. ИПЦ применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Этот показатель также используется для характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным субъектам РФ и в целом по стране. Исходя из ИПЦ рассчитывается, в частности, величина на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Используя показатели ИПЦ, работодатели могут производить обязательную (Письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1 , Определение КС от 19.11.2015 № 2618-О).
ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением, и рассчитывается так:
ИПЦ = С 1 / С 0 ,С 1 - стоимость фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода;
С 0 - стоимость фиксированного перечня товаров и услуг в ценах предыдущего (базисного) периода.
Набор товаров и услуг, на основании которого рассчитывается ИПЦ, един для всех субъектов РФ и представляет собой разработанную Росстатом выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Такой набор состоит из продовольственных товаров, непродовольственных товаров и услуг.
ИПЦ рассчитывается ежемесячно в рамках Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства от 06.05.2008 № 671-р . Методология расчета ИПЦ установлена Приказом Росстата от 30.12.2014 № 734 .
Информация об утвержденных ИПЦ размещается в сети Интернет на официальном сайте Росстата