График проверок налоговой инспекции на год. Как узнать о плановой налоговой проверке? Проверка ООО на УСН

График проверок налоговой инспекции на год. Как узнать о плановой налоговой проверке? Проверка ООО на УСН

Налоговые проверки в 2017 году стали опаснее. Инспекторы чаще привлекают полицейских. Чек лист: как подготовиться к налоговым проверкам, в каких сделках проверяющие находят схемы.

Сейчас на камералках по НДС инспекторы в первую очередь отслеживают трехступенчатые сделки. И если выявляют расхождения и неуплату налога, то начинают углубленную проверку. Нам стали известны новые подробности. Инспектор, который участвует в таких проверках, на условиях анонимности рассказал, как на практике раскручивают незаконные вычеты. Главный трюк — нагрянуть с полицией.

Какие сделки отслеживают налоговики на проверках 2017

Инспекторы отслеживают цепочки «однодневка — транзитер — покупатель» каждый квартал. Их суть в следующем. Покупатель- выгодоприобретатель — это компания, которая пытается получить незаконный вычет НДС. Транзитер — это поставщик выгодоприобретателя. Он отражает в декларации значительные обороты, но сумма налога минимальна за счет высокой доли вычетов. Транзитера ставят в цепочку, чтобы непосредственным контрагентом компании не был поставщик-однодневка. Она не отчитывается по НДС или сдает нулевую декларацию.

Из-за этого проверочная программа налоговиков выдает расхождения. Инспекторы запрашивают пояснения, поставщики-однодневки подают уточненки с НДС к уплате в той сумме, которую покупатель поставил к вычету. Но по факту ничего не перечисляют. Компании думают, что на этом все заканчивается, ведь расхождений больше нет. А инспекторы начинают тщательную проверку (подробно на схеме ниже). В документах контрагентов они находят и другие неувязки, которые дополнительно подтверждают незаконность вычетов (см. таблицу).

Важные цифры по выездным налоговым проверкам в 2017 году

Когда возбуждают уголовные дела

Многие думают, что инспекторы приходят с полицией, только когда нарушений достаточно, чтобы возбудить уголовное дело за неуплату налогов. То есть когда недоимка превышает 5 млн руб. за три года подряд при условии, что недоимка больше 25 процентов от общей суммы налогов. Либо сумма неуплаченных налогов более 15 млн руб. (). Это заблуждение.

Налоговики назначат выездную проверку с полицией, если увидят, что компания хотя бы два раза участвовала в схемах с однодневками. Следовательно, риск совместной проверки слишком высок, если компания в двух кварталах заявляла в декларации сомнительные, по мнению инспектора, вычеты. Особенно если речь идет о миллионах.

Что смогут сделать полицейские

Проверка с полицией опасна по двум причинам. Во-первых, на таких проверках налоговики доначисляют на 75 процентов больше, чем на обычной ревизии. За девять месяцев 2016 года средняя цена проверки с полицией составляет 25,4 млн руб. А обычной выездной — в среднем 14,6 млн руб.

Во-вторых, полиция эффективнее, чем налоговики, разыскивает директоров и учредителей однодневок, проводит допросы и выемку документов, печатей, флешек с данными серой бухгалтерии и т.д. Часто директор контрагента говорит налоговикам, что руководит компанией. А когда за него берется полиция, то отрицает и отказывается от всех сделок. Бывало, к примеру, номинальный директор признавался, что представитель компании пообещал ему вознаграждение или сказал, что достаточно заверить заявление о том, что он подписывал накладные, и налоговики больше не будут его беспокоить (постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2016 г. № Ф05-7588/2016).

Дополнительные мероприятия налогового контроля (статья 101 НК РФ)

Как на налоговых проверках распознают схему

Ошибка Как ошибка помогла налоговикам
Накладные противоречат актам приемки-сдачи работ В накладных на передачу материалов субподрядчику указали дату позже даты акта сдачи готового объекта заказчику (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2016 г. № 09АП-41557/2016).
Накладные не соответствуют технике компании В накладных указан большой вес и объем товаров. Однако ни у компании, ни у контрагента нет техники и оборудования для погрузки и разгрузки таких товаров. Кроме того, масса перевозимого груза превышает допустимую по ПТС (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2016 г. № Ф08-551/2016).
Ответы заказчика расходятся с документами генподрядчика Генподрядчик списал на расходы стоимость работ по договорам субподряда. Но заказчик сообщил, что допуск на объект предоставлял только работникам генподрядчика ().
По документам склад использует поставщик, а по факту — другая компания Налоговики осмотрели склад, на аренду которого у поставщика был договор. На складе налоговики обнаружили только картонные коробки, на которых грузополучателем указана другая организация, и распечатку письма менеджера еще одной сторонней компании (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 октября 2016 г. № Ф05-15548/2016).
Работники подрядчика должны были выезжать на объект, но командировочных расходов нет По документам подрядчик проводил монтажные работы в другом регионе, однако билеты для работников не приобретал и другие командировочные расходы не оплачивал (решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 мая 2016 г. № А40-216329/15-108-1761).
Один договор есть в разных вариантах У налоговиков оказалось два варианта одного договора с контрагентом: один подписал директор, другой — его зам ().

У полицейских есть и особые методы — они могут прослушивать телефоны. Если возбудят уголовное дело, то возможен обыск. При обыске следователь вправе запретить работникам общаться и перемещаться по офису.

Еще полицейские нередко участвуют в суде по доверенности от инспекции, если компания оспаривает доначисления. Налоговики говорят, что участие полиции усиливает их позицию и помогает выигрывать споры. При этом судьи ВАС разрешили налоговикам использовать материалы, полученные полицией (п. 45 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). Поэтому судьи принимают в качестве доказательства опросы директоров, учредителей, которые провела полиция (решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июня 2016 г. № А40-49897/16-115-424).

Как налоговики проверяют участников схемы

Сколько в среднем инспекторы доначисляют на выездной проверке с полицией (данные за девять месяцев 2016 года)

Выберите свой субъект РФ

Средняя цена выездной налоговой проверки с полицией (руб.)

г. Москва

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

г. Санкт-Петербург

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область и Ненецкий автономный округ

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

- (проверок с полицией не было)

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г. Севастополь

Республика Башкортостан

Республика Марий-Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Пермский край

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Забайкальский край

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Камчатский край

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Можно ли избежать выездных налоговых проверок

Мы благодарим нашу читательницу Е.А. Никонову, главного бухгалтера ООО ПКФ «БиК» из г. Уфы, за предложенную тему статьи.

Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора «счастливчиков» составляется план выездных налоговых проверок (ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.

Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверо кПисьмо ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 . Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.

Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщико вПриказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверо кПисьмо ФНС от 31.07.2007 № 06-1-04/505 .

И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговико вразд. 4 Концепции . К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.

Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?

На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.

Мнение читателя

“ А я всегда у своего инспектора отдела камеральных проверок узнаю, нет ли нас в плане на выездную. Причем абсолютно безвозмездн о” .

Валентина Сергеевна,
главный бухгалтер, г. Санкт-Петербург

В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа не тПисьма ФНС от 18.11.2010 № АС-37-2/15853 , от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255@ ; Постановление 2 ААС от 06.09.2011 № А28-2594/2011 .

Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверк уп. 1 ст. 89 НК РФ ; форма решения о проведении выездной проверки, утв. Приказом ФНС от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ .

Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики (покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сдело кпп. 2, 3 , 5 ст. 93.1 НК РФ ; Письмо Минфина от 20.06.2008 № 03-02-07/1-225 . Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.

Налоговые проверки в 2018 году - список организаций , которые должны быть проверены, закрыт для публичного доступа. Это мероприятия, в которые могут быть вовлечены любые юрлица и ИП. В каких случаях их деятельность может обратить на себя особое внимание налоговиков? Ответ узнайте из нашего материала.

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2018 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

О сроках проведения выездных ревизий читайте в статье .

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2018 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2018 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2018 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2018 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2018 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье .

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Довольно часто директор узнает о том, что компания находится в федеральном информационном ресурсе налоговиков «Риски» от контрагента, который сам тщательно проверяет партнера или узнал об этом из своего акта налоговой проверки, либо получил требование о предоставлении документов. В базу «Риски» попадают компании, которые по мнению налоговиков могут не заплатить налоги. Узнать о том, есть ли ваша компания в этой базе может только налоговый инспектор. База закрыта для общего доступа. Приказ ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@.

Риск попасть в эту базу выше, если ваш оборот более 100 млн. рублей, кто-то из ваших партнеров не уплатил налоги и у него идет проверка, компания зарегистрирована по массовому адресу.

Вообще налоговики при выездных проверках используют множество различных баз данных. Например, «Однодневки», «Массовый руководитель», «Среднесписочная численность» и так далее. Письмо ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/13622.

Что кардинально изменится в выездных налоговых проверках
с 2017 года

С 2017 года действуют новые правила проведения выездных налоговых проверок. Главное изменение относится к уплате страховых взносов. Теперь проверять уплату взносов будут
не фонды, а непосредственно налоговики.

Минимальный план по доначислениям при выездной проверке
в 2017 году

На каждую выездную налоговую проверку налоговики имею негласный минимальный план доначислений. Эта общая сумма, которая включает как доначисления, так и штрафы, пени.
План по сумме доначислений налоговики увеличивают каждый год, и 2017 – не исключение.

Какие документы налоговики могут требовать на выездной проверке

Налоговые инспекторы стараются получить как можно больше документов. Четкого перечня документов, которые они могут затребовать нет. С одной стороны, это происходит, потому что налоговики не знакомы с различными спецификами бизнесов. Существует большой список типов и видов документов, и инспектор просит абсолютно все. С другой стороны, часто инспекторы просят документы, сами не зная того, что им нужно. Из разряда: дайте все,
мы там посмотрим.

В большинстве случаев требование на 2-3 страницах со списком документов, которые компания должна подготовить инспектору, неправомерно. Объем запрашиваемых документов зависит
от вида проверки.

В рамках камеральной проверки инспектор вправе потребовать документы, если:

  • в декларации по НДС организация заявила налог к возмещению из бюджета
    (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • компания подала «уточненку» на уменьшение налога или увеличение убытка спустя два года после срока сдачи первоначальной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • в декларации по НДС налоговики обнаружили несоответствия или противоречия
    (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • компания воспользовалась налоговой льготой (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Какие документы инспектор не должен требовать от организации

Инспектор не может запросить документы, которые он может получить от других государственных структур. Например, справки об отсутствии задолженности по страховым взносам, кадастровые паспорта объектов недвижимости, справки об их кадастровой стоимости, выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП и других госреестров.

Всего под запрет попало 153 вида документов. Их полный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.04.16 № 724-р.

Что ищут налоговики?

Правильнее сказать – ВСЁ. Если раньше инспекторы акцентировали свое внимание на расходах. Искали необоснованные расходы, чтобы доначислять НДС и прибыль. Теперь будут искать и незадекларированную выручку.

Причем, в и том и в другом случае, имейте ввиду, что для доказательств налоговикам подойдет даже донос уволенного сотрудника. Даже в том, случае, когда сотрудник не работал в течение проверяемого периода, этот донос принимается в суде. Суды встают на сторону налоговиков. Налоговики используют показания сотрудников очень активно. Находят недовольного (а таких много везде) и проводят допрос в нужном русле. Часто сотрудники даже не понимают, что их слова (невинные) ложатся потом в основу обвинения руководства фирмы.

Судебная практика показывает, что суды встают на сторону налоговых инспекторов.

Приостановка проверки

Чтобы собрать больше доказательств нарушений, инспекторы вправе приостановить проверку или продлить ее срок в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ.

Приостановить могут и камеральную, и выездную налоговую проверки.

Обычно налоговую проверку задерживают:

  • для проведения встречной проверки;
  • для выемки документов;
  • для проведения экспертизы.

Продление проверки

Причин для продления проверки множество. Перечень причин – открытый.

Стандартная выездная проверка длится два месяца. При необходимости этот срок могут увеличить до четырех месяцев. А в исключительных случаях - до шести согласно п. 6
ст. 89 НК РФ.

Почему могут продлить налоговую проверку:

  • налогоплательщик является крупнейшим;
  • инспекторы получили от правоохранительных, контролирующих органов или других источников информацию о совершении налогового правонарушения, требующую дополнительной проверки;
  • на территории проверяемой организации произошли пожар, наводнение, затопление и иные обстоятельства непреодолимой силы;
  • у компании есть несколько обособленных подразделений. От числа подразделений зависит срок продления;
  • организация вовремя не представила запрошенные в рамках проверки документы
    (п. 3 ст. 93 НК РФ);
  • иные обстоятельства.

Срок продления проверки зависит от длительности проверяемого периода, количества проверяемых и анализируемых документов, числа налогов и сборов, по которым проводится проверка, количества видов деятельности проверяемой компании и их специфики.

Словосочетание «выездная налоговая проверка» способно нагнать страх на любого бухгалтера. Даже на того, который чрезвычайно добросовестно относится к своим обязанностям и поддерживает просто идеальный порядок в документации. С чем связана такая, мягко говоря, «нелюбовь» бухгалтеров к выездным ревизиям?

Во-первых, любые налоговые проверки мгновенно нагружают на бухгалтерию массу новых забот. Ведь необходимо не только продолжать выполнение своих повседневных обязанностей, но и готовить бумаги и разнообразные регистры, письменные пояснения и сравнительные таблицы, которые потребуется представить проверяющему лицу. Во-вторых, выездная проверка потому так и называется, что осуществляется непосредственно на предприятии. А значит, бухгалтерам придется бросить большую часть основных дел и уделять внимание налоговикам.

Наконец, такая налоговая ревизия – это серьезные риски для предприятия. Она подразумевает очень тщательное изучение всей финансовой отчетности. Как известно, в нашей стране несложно найти что-то незаконное даже в тех документах, которые составлены в полном соответствии с действующим законодательством и много раз перепроверены. В результате ФНС может подвергнуть компанию самым различным санкциям, начиная с небольшого штрафа и заканчивая приостановлением деятельности предприятия или арестом всего ее имущества.

Проверки компаний налоговой службой вызывают множество вопросов у предпринимателей, поэтому постараемся дать на них исчерпывающие ответы с учетом всех изменений в законодательстве относительно проведения ревизий в 2017 году.

Можно ли заранее узнать о предстоящем визите налоговиков
В 2017 году, как и ранее, план проверок предприятий остается тайной за семью замками. Информацию о компаниях, которые будут подвергнуты ревизиям, ФНС разглашать по-прежнему не собирается. В то же время внесение некоторых изменений в законодательство позволяет с большой долей вероятности определить те организации, куда могут нагрянуть налоговики.

Все дело в том, что с 2017 года ревизия с выездом инспекторов в офис предприятия осуществляется только после того, как будет проведена камеральная налоговая проверка и подведены ее результаты. Если она покажет наличие вычетов, по которым по каким-либо причинам не уплачены налоги, вероятность выездных проверок повышается до максимума.

При этом главными кандидатами на то, чтобы испытать на себе все «прелести» выездных ревизий в 2017 году, являются компании, которые:

  • часто осуществляют корректировку налога на добавленную стоимость, а также не уточняют декларации по доходам после внесенных изменений;
  • списывают все обнаруженные в процессе камеральной проверки-2017 недочеты на ошибки «на стороне контрагентов»;
  • полностью игнорируют требования по НДС.

Кроме того, очень многое зависит от суммы нарушений. Если она составит, к примеру, более 10 миллионов рублей, ревизия с выездом инспекторов на предприятие будет само собой разумеющимся явлением, избежать которого вряд ли удастся.

Кроме того, для включения компании в график грядущих проверок в 2017 году должны соблюдаться перечисленные ниже условия:

  • предприятие вообще игнорирует требования о представлении налоговой отчетности;
  • организация раз за разом показывает «нулевой баланс»;
  • имеется запрос другого налогового органа либо поручение правоохранительных органов;
  • организация внесена в список на 2017 год по результатам камеральной проверки;
  • компания инициирует процесс ликвидации;
  • включение предприятия в реестр было проведено на основании анализа его хозяйственной деятельности, показавшего возможное наличие грубых нарушений;
  • организацию относят к числу основных (крупнейших) налогоплательщиков.

Независимо от того, по каким причинам на вашем предприятии намечается налоговая проверка с выездом инспекторов, она осуществляется в два основных этапа. Первый – это анализ документов, второй – составление отчета, подведение результатов ревизии.

Первый этап выездной проверки: анализ документации

Как уже упоминалось выше, выездная проверка проводится на территории предприятия. При этом налоговикам вменяется в обязанность сразу же поставить в известность руководителя компании о ревизии, предъявить свои служебные удостоверения и ознакомить его с документами о проведении проверки под личную подпись. Только на этих условиях инспекторы могут получить свободный доступ в офис или на территорию компании.

В ходе проверки, согласно действующему законодательству, в 2017 году (как и, собственно, в прошлые годы) налоговая инспекция имеет право производить такие процедуры, как:

  • истребование документов, необходимых для ревизии, а также получение пояснений по тем или иным особенностям их оформления. Копии всех бумаг руководитель компании (чаще – бухгалтер) обязан представить не позднее 5 суток после предъявления требований от налоговиков. В противном случае его ожидают не слишком строгие (но и далеко не последние), но все же штрафные санкции;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для получения дохода. Инспекторы имеют полное право посещать производственные цеха и складские комплексы для сравнения фактической ситуации на предприятии с отраженной в документации хозяйственной деятельностью;
  • выемка финансовых и первичных документов, а также любых бумаг, связанных с исчислением уплаты налогов. Она должна производиться исключительно в рабочее (дневное) время в присутствии уполномоченных представителей проверяемой компании и понятых (не имеющих какой-либо личной заинтересованности, разумеется).

Любое противодействие выполнению всех этих процедур способно привести к подключению правоохранительных органов, которые будут вынуждены оказывать помощью инспекторам в рамках действующего законодательства.

С 2017 года сроки проверки с выездом инспекторов на предприятие не могут превышать 2 месяцев. Впрочем, в описанных ниже случаях они имеют полное право просить о продлении ревизии до 4 месяцев или даже до полугода:

  • объектом проверки является крупнейший (основной) налогоплательщик;
  • возникновение форс-мажорных обстоятельств на территории предприятия, каких-либо стихийных бедствий;
  • необходимость для уточнения информации о налогоплательщике обращаться в другие организации, либо проводить встречные ревизии;
  • прочие исключительные обстоятельства.

Подведение итогов: цели и задачи выездных проверок

К основным целям, которые преследует проверка с выездом инспекторов ФНС в 2017 году, относятся:

  • внимательное изучение особенностей ведения предприятием хозяйственной деятельности;
  • выявление каких-либо нарушений, их анализ, составление налогооблагаемой базы;
  • доначисление суммы налогов, которая не была уплачена налогоплательщиков в установленные законом сроки;
  • назначение штрафных санкций либо привлечение нарушителя к ответственности;
  • формирование рекомендаций по исправлению создавшейся ситуации.