Государственные стратегии борьбы с бедностью. Проблема бедности и пути её решения. Бедные люди

Борьба с бедностью и её профилактика являются приоритетными задачами любой социально ориентированной государственной политики. Бедность сама по себе никуда не исчезнет, поэтому с ней нужно бороться.

Вообще борьба с бедностью - это неотъемлемая часть общей экономической и социальной политики любого государства. Для решения данной проблемы не существует «готового рецепта» и нельзя воспользоваться опытом других стран более менее обеспечивающих высокие стандарты практически всего своего населения.

В мире известны два основных способа борьбы с бедностью. Первый способ используется в развитых странах, он направлен на обеспечение высоких социальных гарантий, достойных минимальных доходов (таких как заработной платы, пенсий), обеспечивающих высокие стандарты потребления. Второй же метод представляет собой систему адресной помощи нуждающимся. Этот метод в развитых странах применяется в качестве дополнительного, исключительно для узкого круга лиц, которые попали в экстремальную ситуацию. Однако в развивающихся странах он является основным.

Рассмотрим, каковы категории населения, попадающие под определение бедных? Можно смело сказать, что среди наиболее уязвимых категорий граждан находятся: матери одиночки, инвалиды, молодёжь (не способная найти работу по окончанию учебного заведения), мигранты, работники старших возрастов. Особенно к группам высшего риска бедности относят неполные семьи возглавляемые женщинами, и одиноких пенсионеров старших возрастов, среди которых так же преобладают женщины.

Если же рассматривать половозрастной состав бедного населения, то наиболее высокий удельный вес бедности (в% от общей численности соответствующей половозрастной группы) отмечается среди детей в возрасте от 7 до 15 лет (23,8%), молодёжи от 16 до 30 лет (25,6%) и женщин от 31 до 54 лет (20,3%).

Отличительной чертой современного этапа развития России является то, что на фоне социальной бедности с традиционными категориями населения - одинокими пенсионерами, многодетными, неполными семьями с детьми, инвалидами, растёт так же и экономическая бедность. Рост экономической бедности заключается в том, что работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или её задержке. По оценкам экспертов более 30 млн. работающих получают заработную плату в размере менее 10 тыс. руб. в месяц.

Для снижения уровня бедности в РФ необходимо выделить следующие государственные меры по снижению бедности:

· создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения;

· поддержание макроэкономической стабильности;

· проведение антиинфляционной политики;

· увеличение минимального размера оплаты труда;

· разработка социальных программ и механизмов их реализации;

· повышение адресности социальной политики и разработка специальных мер, направленных на ликвидацию очагов глубокой бедности;

· повышения уровня жизни тех граждан, чьи доходы больше всего отстают от прожиточного минимума.

Заключение

В своей курсовой работе я рассмотрела понятие бедности, причины возникновения бедности в РФ, представила три концепции измерения бедности, отметив какая применима в России. Так же рассмотрела понятие прожиточного минимума и потребительской корзины. Проанализировала динамику уровня доходов населения в РФ в современных условиях и динамику уровня бедности.

Все характеристики бедности тесно взаимосвязаны. Неполноценность по одним критериям неизбежно ведёт к ущемлённости по другим. Так, низкий доход не даёт возможности получить хорошее образование и эффективно заботиться о здоровье, осложняет внутрисемейные отношения, затрудняет налаживание социальных связей. Как следствие плохие здоровье и образование в свою очередь не позволяют получить высокооплачиваемую работу, полноценно участвовать в жизни общества и т.д. В результате бедность превращается в особое, устойчивое состояние индивида, образ жизни, изменить который невозможно просто путем увеличения доходов. Уровень доходов отдельно взятого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Главная особенность Российской бедности заключается в том, что большинство лиц из данной категории являются семьи трудоспособных, как правило, работающих граждан.

Немного больше по теме

Последствия олигополистической конкуренции
олигополистический конкуренция экономический рынок На современном этапе такая модель рынка как олигополистическая конкуренция заслуживает пристального внимания со стороны учёных и широкой общественности, так как эта модель рынка постепенно образует ядро современной структуры рынков (в большинстве основных отраслей промышленности, за исключением новейших), имеющее перспективы к дальн...

Главное направление преодоления абсолютной бедности - обеспечение продуктивной занятости, повышение эффективности труда, создание необходимых условий для трудоактивной части населения. Достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности российских предприятий - проведение необходимой промышленной политики, соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров, введение мер защиты отечественного производителя.

Первым шагом политики в области преодоления бедности является построение (уточнение) типологии бедных семей и определение их целевых групп - полные низкодоходные семьи, многодетные семьи, семьи с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в разрезе этих групп, осуществление дифференцированного подхода к этим группам.

Необходима обязательная проверка нуждаемости соответствующих семей, исходя из двух критериев:

1) совокупные доходы семьи находятся ниже официально установленной черты (стандарта) бедности;

2) стоимость личного имущества находится ниже некоторого официально установленного регионального минимального стандарта. Только одновременное соблюдение данных двух условий может считаться достаточным основанием для того, чтобы претендовать на получение социальной помощи.

Обеспечение большей избирательности при оказании социальной помощи, преимущественно заявительный ее характер и адресный характер социальных выплат - один из наиболее эффективных способов борьбы с бедностью. Здесь важно расставить приоритеты, какие, и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы - бедным, детям, пенсионерам, безработным; в какой пропорции их делить, выработать критерии их «дележа».

При выборе среди социально уязвимых групп населения необходимо сопоставлять официально установленную для них черту бедности с их доходами, официально установленный для них минимальный стандарт имущества с их имуществом.

Особого внимания заслуживает изучение проблемы детской бедности, включая бездомность, уличных детей, детей в кризисных семьях.

Важной задачей социальной политики является выявление препятствий к доступу к социальной защите и социальным услугам населения.

Действующая система выявления и социальной поддержки бедных семей и населения в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи нуждается в улучшении и её полной адаптации к условиям рыночной экономики.

Борьба с бедностью в России путём повышения производительности труда

Повышение производительности труда является важной предпосылкой повышения уровня жизни, поскольку именно оно способствует созданию и накоплению национального богатства. Эффект благоприятного воздействия производительности труда можно рассматривать для каждого отдельного работника, для отдельного предприятия, а также в целом на макроуровне. Для работника рост производительности труда означает более высокую заработную плату, а значит, и рост его благосостояния. На предприятии прирост производительности труда ведет к снижению затрат на единицу продукции и увеличению прибыли. На макроуровне эффект роста производительности труда проявляется в росте спроса, который предъявляют потребители, имеющие более высокие доходы, полученные за счет роста заработной платы в результате повышения производительности труда. Таким образом, бедность растет, когда мы мало производим и, соответственно, располагаем лишь ограниченным национальным доходом. Мы становимся богаче, когда производим больше, обеспечивая тем самым больший доход благодаря повышенной производительности.

За последние 10 лет производительность труда в России увеличилась лишь в 1,5 раза, при этом ВВП практически удвоился. Это значит, что экономика развивается экстенсивно, за счет людских ресурсов, на базе старых производственных мощностей. Проблема повышения производительности труда для российской экономики сегодня очень актуальна. В настоящее время руководство страны ставит задачу повысить ее в предстоящие годы в 4 раза. Без этого невозможны ускорение роста производства и удешевление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности. Пока что производительность труда в России ниже, чем в США, в 4-5 раз, а по некоторым отраслям промышленности - в 20 раз по сравнению с развитыми странами.

Для условий России необходима разработка специальной программы борьбы с бедностью, которая должна быть направлена на экономический рост и проведение необходимой промышленной политики для создания условий обеспечения продуктивной занятости. Однако не следует полагать, что экономический рост сам решит проблему бедности. Динамичный экономический рост и снижение уровня бедности необходимо рассматривать как единую проблему, неразрывно связанную с системой социальной защиты населения.

Экономисты Всемирного банка в исследовании «Стимулирование благосостояния: рост производительности в Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза» утверждают, что основу экономического роста с 1999 по 2005 год составляла производительность труда. Рост производительности труда стал причиной того, что с 1999 по 2007 год доходы на душу населения выросли более чем на 50%, а около 50 млн. чел. смогло преодолеть бедность.

Экономисты НИИ труда и социального страхования видят причины российской бедности и низкого уровня жизни населения, прежде всего, «в вялой адаптации национальной экономики к процессам глобализации, неконкурентоспособности ряда отраслей и производств, низкой производительности труда и слабой его организации, существовании значительного количества рабочих мест с низкой заработной платой, не обеспечивающей прожиточный минимум». Для решения этих проблем необходимо сделать достойный высокопроизводительный труд одной из важнейших целей стратегии борьбы с бедностью.

Борьба с бедностью или ее профилактика - важнейшая задача всякой социально ориентированной экономики. В мировой практике широко используются два главных способа. Первый способ заключается в обеспечении и поддержании минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных для сохранения действующих в стране стандартов потребления. Такой способ нашел применение в развитых странах с высоким уровнем благосостояния. Другой способ предполагает использование адресной социальной помощи тем, кто находится в существенно худшем, чем остальные граждане, положении. Он применяется в развивающихся странах, где доходы основной массы населения низкие, а распределение социальной помощи (продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой и др.) - основной метод социальной поддержки для значительной части населения страны. Примером первой модели служит Франция, где доля государства в системе борьбы и профилактики бедности весьма значительна. В этой стране для всех работодателей установлена обязательная к применению минимальная ставка заработной платы на уровне, достаточном для удовлетворения основных потребностей работающего, которая регулярно индексируется. Помимо этого для борьбы с бедностью широко используют механизм обязательного социального страхования, предусматривающего высокие трудовые пенсии, пособия по безработице, пособия и льготы на детей, а также качественное медицинское обслуживание. Особую роль во Франции и грают социальные службы при муниципалитетах. В случае отсутствия у человека страхового стажа (молодежь, женщины с детьми), а также в силу особых жизненных ситуаций и обстоятельств (потеря кормильца, недееспособность и т.п.) он имеет право подать соответствующее заявление в муниципалитет, после чего ему будет оказана необходимая помощь, и не только материальная, но и психологическая, правозащитная и т.н.

В США помощь бедным оказывается в рамках специальных программ, которые охватывают от 15 до 20% населения. Основные социальные группы, которые получают субсидии, - это семьи с маленькими детьми, в первую очередь с одним родителем или безработным кормильцем, люди старше 65 лет, инвалиды, слепые, ветераны войны и их семьи, малообеспеченные работающие (через налоговые льготы), а также все граждане, имеющие доход ниже определенного уровня. В США широкое распространение получила помощь в натуральной форме: талоны на питание, дешевое жилье, медицинское обслуживание пожилых, уход за малолетними и другие виды.

В постсоциалистичсских странах гарантированный прожиточный минимум, соответствующий уровню минимальной пенсии, установлен лишь в Чехии. Те граждане, доходы которых ниже прожиточного минимума, получают денежные пособия. На социальную помощь в Болгарии могут рассчитывать лишь тс, кто заявляет об отсутствии минимального гарантированного дохода (его величина ниже физиологического уровня), а также отсутствии источников других доходов (сбережений, своего бизнеса, излишков жилплощади).

В Российской Федерации система социальной защиты бедных, малообеспеченных и семей с детьми функционирует по второй модели - как система адресной помощи.

Проблема бедности в России является одной из приоритетных в сфере социальной политики. Она решается двумя путями. Первый путь предполагает ведение эффективной борьбы с бедностью на основе оживления национальной экономики, ускорения темпов ее роста, наиболее полного использования всех инструментов макроэкономической и региональной политики. Другой путь борьбы с бедностью - это введение пособий всем нуждающимся, доходы которых меньше прожиточного минимума. У такого пути есть сторонники и противники. Раздача денежных пособий по принципу "всем сестрам по серьгам" не стимулирует к труду тех, кому будет предоставлена гарантия получения от государства денежного дохода в размере прожиточного минимума. В то же время иждивенческая нагрузка на тех, кто работает, возрастет, что необоснованно ухудшит условия воспроизводства наиболее активной части населения (сокращение свободного времени, ухудшение здоровья, уменьшение внимания к воспитанию собственных детей и т.н.). Подобный путь к изменению числа бедных в стране мало приемлем и носит исключительно неэффективный затратный характер. Поэтому стратегический путь борьбы с бедностью предполагает прежде всего экономическое оздоровлением экономики на основе ускорения темпов производительности общественного труда, ускорения реструктуризации отдельных народно-хозяйственных комплексов.

Социальные программы ориентированы как на текущую поддержку нуждающихся, т.е. прямую помощь бедным, так и на борьбу с бедностью, направленную на сокращение численности бедного населения, предупреждение его увеличения. Прямая помощь бедным представляет собой распределительную задачу, предполагающую выделять часть национального дохода страны в условиях ограниченных ресурсов и доводить помощь до нуждающихся. Комплексная задача борьбы с бедностью предполагает использование прежде всего перераспределительного механизма, "настроенного" на наименее обеспеченных людей, при охранительных мерах по отношению к среднедоходным группам населения, чтобы восстановить права человека на минимальные стандарты потребления, главные из которых:

  • установление минимума заработной платы и трудовой пенсии на уровне прожиточного минимума;
  • отказ от эксплуатации квалифицированного труда работников бюджетной сферы в форме монопольно низкой цены их труда;
  • установление и введение минимального стандарта налоговых вычетов с целью поддержания величины оплаты труда на уровне прожиточного минимума работника и его иждивенца;
  • обеспечение доступности для всех слоев населения социально значимых товаров и услуг.

Действующая в Российской Федерации система социальных льгот и компенсаций бедным слоям населения в настоящий момент подвергается изменениям. Помощь оказывается социально незащищенным категориям с низкими доходами. В ряде регионов страны были проведены пилотные программы по введению адресной помощи на базе финансирования как федерального, так и регионального бюджетов. Наиболее сложной оказалась оценка нуждаемости семей. Например, в Республике Коми предельной величиной уровня нуждаемости признавался гарантированный денежный доход (ГДД), равный 50% прожиточного минимума, в Волгоградской области - денежный доход также до 50% прожиточного минимума, что привело к значительному отсеву пенсионеров из числа бедных, так как минимальная пенсия плюс компенсации оказались выше этого уровня. Система разного рода ограничений привела к тому, что размер пособий но нуждаемости составил: в Коми - 85 руб., в Волгоградской области - 68 руб. в месяц, выплатами были охвачены лишь 2-6% населения, в то же время, по данным Росстата, численность нуждающихся в этих регионах составляла не менее 20%.

В ходе борьбы с бедностью главное - это создание способов для личной самозащиты от бедности, поощрение стремления зарабатывать свой доход с предоставлением льгот но налогам, развитие обязательного социального страхования, активизация внутрифирменной социальной политики, широкое участие граждан и бизнеса в благотворительности, разработка системы заинтересованности людей в накоплениях и вкладах как источнике инвестиций, как это делается в цивилизованных странах. Именно это направление будет способствовать в России борьбе с бедностью и вместе с тем укреплять средний класс.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространения такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Это явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

Бедность как социально-экономическое явление присуще всем без исключения обществам. Единых методологических подходов в определении понятия бедности не существует, так как государство, определяя содержание и масштабы бедности, исходит в первую очередь из уровня своего социально-экономического развития. То обстоятельство, что бедность распространилась более чем на четверть населения России, причем при использовании самых низких стандартов для ее измерения, свидетельствует об остроте проблемы бедности в нашей стране. Бедность не сократится автоматически, только на основе экономического роста. Необходимо политическая воля для решения важнейшей задачи - разработки и реализации новой политики распределительных отношений, препятствующей дискриминации бедных при их доступе к ресурсам (рабочим местам, доходам, социальным трансфертам).

Борьба с бедностью - это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения, возможность копирования опыта других стран, обеспечивающих высокие жизненные стандарты для абсолютного большинства своего населения.

Применительно к России борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, провозглашенного в Конституции Российской Федерации, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Что касается специальных мер по борьбе с бедностью, то представляется, что важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной России являются:

первое, - это созданий условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

второе, - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам.

Прежде всего, следует обеспечить недопущение дальнейшего роста масштабов бедности.

В этих целях необходимо проводить экспертизу социальных последствий всех масштабных реформ, не принимать мер, которые приведут к росту бедности значительной части населения.

Одновременно надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе.

В институциональной сфере большие резервы борьбы с бедностью сосредоточены в сфере развития партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.

В сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников. Реализация этой задачи находится в настоящее время в центре внимания Правительства России и Федерального Собрания Российской Федерации и пока не найдено приемлемого решения. Что касается размера

заработной платы, то действительно, если с 1сентября 2005 г МРОТ равнялся 800 рублей, а с 1 мая 2006г. она повысилась на 300 рублей до уровня в 1100 рублей, то на совещании представителей правительства, «Единой России»,профсоюзов и объединения работодателей КСОРР

в Госдуме принято решение о повышении минимального размера оплаты. Согласно проекту МРОТ с 1 сентября 2007 года повышен до 2300 рублей - на 25% больше, чем предполагалось ранее,а к концу 2008 года - до 4300 рублей.

Одновременно должна быть решена задача легализации заработков и сокращения масштабов «серой» и «теневой» экономики, скрытой оплаты труда в сфере здравоохранения и образования и ее легализация.

Еще одно направление содействия сокращению бедности - это увеличение занятости населения. Эта задача может решаться за счет создания более дешевых рабочих мест в малом бизнесе и трудоемких отраслях легкой и пищевой промышленности, ориентированных на внутренний

рынок и массового потребителя. Необходимо совершенствование кредитования отечественного производителя, совершенствование системы по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных и др.меры. Все эти меры уже применяются, но не в достаточном объеме. К примеру, на общественные работы были привлечены 675 тысяч человек, или почти на 20 процентов больше, чем в 2006 году. Временно трудоустроили 116 тысяч безработных - увеличение на 30 процентов. Дали подзаработать 1 миллиону 100 тысячам ребят 14-18 лет - рост 22 процента. Однако эти оптимистичные рапорты регионов скрывают один нюанс. Проверки Роструда показали, что нередко в договорах на временное трудоустройство детей и безработных работодатели устанавливали зарплату ниже минимального размера оплаты труда. А в Курской области, республиках Северного Кавказа и Якутии она и вовсе не предусматривалась. Выплачивалось только небольшое поощрение от службы занятости, предусмотренное законодательно. Так что увеличение числа трудоустроенных по этим программам пока не говорит о том, что людям дали возможность достойно заработать. По данным органов службы занятости, ежегодно порядка 12-15 процентов безработных готовы пройти профессиональное обучение. В прошлом году услуга была предоставлена 271 тысяч человек-это на треть меньше, чем в 2006 году. Психологическую поддержку оказали 290 тысяч безработных - тут снижение почти на 20 процентов. Впрочем, еще накануне передачи полномочий эксперты предвидели такую ситуацию, полагая, что на «морально-образовательной поддержке» региональные власти наверняка будут стараться экономить. Однако было отмечено, что урезание каких-либо активных программ занятости недопустимо. Есть определенный пакет услуг, предоставляемый службами занятости населения. Деньги на них выделяются их федерального бюджета. И корректировать пакет по личному усмотрению, перераспределять средства региональные власти права не имеют.

Обеспечивая условия для выхода из бедности трудоспособного населения на трудовой основе, одновременно следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов.

Следует обратить особое внимание на обеспечение доступа бедного населения к минимально необходимым образовательным и медицинским услугам.

Итак, массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности. И еще одним важным обстоятельством, препятствующим проведению полноценной социальной политики, является то, что наше государство слишком мало выделяет средств для проведения социальной политики (в бюджете 2007 года - 0,75 трл. руб.) Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда.

Какой путь (или пути) избрали бы вы? Почему?
1) Повысить зарплаты всем работающим.

2) Помочь включиться в трудовую деятельность незаня­
тым трудоспособным - официально зарегистрированным
безработным (учеба на курсах переподготовки, широкое ин­
формирование о вакансиях и т. п.).

3) Оказывать социальную помощь всем малообеспечен­
ным и нетрудоспособным (повысить пенсии, стипендии раз­
личного рода социальные выплаты, предоставлять разнооб­
разные льготы - бесплатный проезд на транспорте,
небольшая квартплата и т. п.).

Добиться значительного роста экономики страны, что
позволит реально повысить благосостояние населения

Вариант 2

1. Выберите правильный вариант (ы)
ответа из предложенных
1. Под автономностью человека
подразумевают
В) Решительность Г) Всё
вышеперечисленное
2. Стыд и, правда должны:
А) Объединять людей, направлять на
путь добра Б) Относятся к
общечеловеческим ценностям

неверны
3. Что является высшей моральной
ценностью?
А) Любовь к ближнему, к человеку Б)
Философские законы
В) Религиозные заповеди Г) Знания,
накопленные человечеством
4. Мораль регулирует деятельность
людей через:
А) Различные организации Б)
Нормативные документы и
официальных лиц
1. Верно только А 2. Верно только Б 3.
Оба суждения верны 4. Оба суждения
неверны
5. Какое из понятий не соответствует
понятию зло?
А) Аморальность Б)
Безнравственность В) Деградация
личности Г) Флегматизм
6. Любовь способна возвысить мораль
там, где
А) Нет места ревности Б) Есть
гармония совпадения и гармония
контраста
В) Она основа на благодарности Г)
Высокий уровень образования
7. Что из перечисленного относится к
нравственной культуре?
А) Стремление стать политиком Б)
Выдающиеся способности
В) Умение поступать морально Г)
Материальная обеспеченность
8.Какие из перечисленных
принципов характеризуют
нравственность?
А) Философы считают, что она бывает
доброй и злой Б) Забота человека не
только о себе, но и о других людях
1. Верно только А 2. Верно только Б 3.
Оба суждения верны 4. Оба суждения
неверны
9.Личностное ответственное
следование нравственным
ценностям, личное осознание
необходимости безусловного
выполнения моральных требований
определяется категорией
А) Долга Б) Совести В) Чести Г)
Достоинства
10. Под автономностью человека
подразумевают
А) Независимость Б) Инициативность
В) Решительность Г) Всё
вышеперечисленное
11. Какое слово пропущено в схеме?
Система образования в России
Общеобразовательные
учреждения,,,,,
Высшие учебные
заведения
12. Какое слово пропущено в схеме?
Вера в сверхъестественное Картина мира Требования к поведению
2. Объясните
А. Моральный выбор -
………………………………………………………
Б.
Добро……………………………………………………………………………….
В. «Золотое правило морали» -
…………………………………………

Задание № 12. Выберите один вариант ответа:

Социальная структура общества - это:

А) основа общества;

Б) организация общества;

В) виды социальных общностей и отношения между ними;

Г) строение общества в целом.

Задание № 13. Выберите один вариант ответа:

Социальная общность - это:

А) умозрительная абстракция,

Б) совокупность индивидов;

В) самостоятельный субъект социального действия, образованный на базе сущностных признаков.

Задание № 14. Выберите один вариант ответа:

Социальный статус - это:

А) степень признания обществом достоинства личности,

Б) положение индивида или группы в социальной системе, связанное с определенной совокупностью прав, обязанностей;

В) целостность социальных свойств человека, результат общественного развития индивида.

Задание №15. Какой из перечисленных статусов является приписанным, а какой достигнутым?

Укажите типы социальных статусов:

А) Дворянин Г) Царь Ё) Негр

Б) Экономист Д) Преступник Ж) Депутат

В) Президент Е) Безработный

Задание 16. Что из перечисленного относится к социальным институтам?

Б)Трудовой коллектив Е)Система образования

В)Дуэль Ё)Морское пароходство

Г)Система здравоохранения Ж)Общество садоводов

Д)Государство

Задание № 17. Выберите один вариант ответа:

Что такое социальная роль:

А) модель поведения, соответствующая социальному статусу;

Б) то, что человек хотел бы делать в жизни;

В) желание предстать перед другими в определенном образе.

Задание № 18. Выберите один вариант ответа:

Как называется изменение социального статуса личности

Б) карьера;

В) социальная мобильность.

Задание № 19. С какими основными социологическими понятиями связано понятие социального института?

Асоциальная стратификация. Д) Совокупность социальных статусов и

В) Социальные процессы. ролей.

Б) Социальная мобильность Е) Социальные движения.

Г) Социальные организации. Ё) Социально-демографические

Характеристики людей.

Задание № 20. Выберите один вариант ответа:

Социальный конфликт - это"

А) социальная напряженность,

Б) борьба мнений;

В) субъективное осознание людьми противоречивости своих интересов,

Г) конфликтность

Задание № 21 Выберите один вариант ответа

Объект конфликта - это

A) предметы быта, культуры,

Б) фрагмент материальной, социальной, политической реальности, который служит основанием этой проблемы (территория, недра, распределение власти, язык и др.);

B) столкновение интересов по поводу распределения материальных и иных благ и выгод.

Задание № 22 Что в социологии понимается под "выборкой"?

А) отбор респондентов,

Б) выбор методов исследования,

В) отбор объективной информации.