Важное значение в деятельности государства имеет контроль над функционированием отдельных систем, включая финансовую сферу. Цель проверок состоит в наблюдении за формированием, перераспределением и расходованием материальных ценностей. Важное место в системе контроля занимает государственный аудит.
Это понятие определяет оценку финансовой деятельности контролируемых объектов, которую проводит Счетная палата и прочие организации, включая:
Основное отличие аудита от контроля состоит в оценке текущей обстановки, составлении рекомендаций по оптимизации расходов, а также формировании прогнозов на долгосрочную перспективу.
Есть семь видов государственного аудита. Из них три считаются основными.
Что такое государственный аудит, и расход каких ресурсов оценивают в ходе процедуры? Надзорные органы проверяют распределение:
К объектам, которые оценивают, причислены:
Программа, регламентирующая проведение государственного аудита, составлена с учетом применения трех методов.
1. Проверка
Выполняется по алгоритму, взятому за образец, и состоит в оценке соответствия положениям отчетности и утвержденным нормативам по хозяйственным операциям. Специалисты проверяют, насколько корректно ведется бухучет за конкретный период.
2. Ревизия
Обозначает комплекс действий, направленных на проверку хозяйственной и финансовой деятельностей компаний. Суть процедуры состоит в оценке правомерности операций и сделок и их корректном отображении в бухгалтерских и иных расчетных документах.
3. Обследование
Состоит в анализе развития выбранного направления деятельности субъекта и оценке результативности расходования бюджета.
4. Санкционные
Завершение государственного аудита связано с постановкой разрешительного оттиска на документах, которые заполнили перед осуществлением финансовых операций. Эти данные говорят о соответствии размеров расходов нормам бюджетного законодательства. Резолюция убеждает, что деятельность проверяемой организации отвечает бюджетному законодательству Российской Федерации.
Предназначение государственного аудита заключается в составлении рекомендаций по устранению обнаруженных недочетов. Результатом проверки становится заключение. В нем отражают найденные недостатки и советы по их исправлению. Единого рецепта для различных ситуаций нет, поэтому рекомендации всегда индивидуальны.
Функции сотрудников Счетной палаты заходят за границы финансового контроля. Сегодня их распространяют на оценку результативности управления средствами, поступившими из бюджета. К задачам также примыкают рассмотрение качества составления и исполнения финансовых программ.
Все это говорит о том, что используемые разновидности аудита становятся перспективными инструментами для осуществления деятельности Счетной палаты РФ.
Осуществление контроля за развитием рыночной экономики является одним из главных приоритетов государственного управления. Кроме этого, успешная деятельность, как любого предприятия, так и государства в целом зависит от наличия бюджетных средств.
В связи с этим огромное внимание уделяется надзору в области государственного финансирования, в данном случае имеется ввиду контроль над происхождением, разделением и применением денежных средств из бюджета страны. Для произведения таких проверок создан государственный аудит.
Контроль, осуществляемый государством, и который предусматривает анализ хозяйственных и финансовых служб управляемого субъекта именуется государственным аудитом. В первую очередь анализу и соответствию, нормативным актам подлежат:
Главное назначение аудирования заключается в предоставлении рекомендаций и предписаний по устранению выявленных недочетов.
Государственный аудит предусматривает систематизированный контроль над деятельностью всех структур, которые имеют непосредственное отношение к государственной власти. Отличие проводимого аудита от осуществляемого контроля заключается в том, что аудироание помимо проверки расхода государственных средств имеет возможность еще и оценивать происходящую обстановку в работе учреждения. В данном случае специалистами выдаются соответствующие советы по усовершенствованию деятельности, а также производится общеэкономический мониторинг и анализируются проекты государственной важности.
Определение слов «контроль» и «аудит» имеют некоторую схожесть, однако синонимами их назвать нельзя. Но бывают исключения, когда эти слова заменяют друг друга по смыслу. Это можно обусловить тем, что формулировка «государственный аудит» не закреплена нормативно правовыми документами.
Несмотря на это в нашей стране аудит все чаще начинает использоваться в правовой концепции, и связывается с контролированием финансовой документации. В большинстве случаев данный контроль осуществляется самостоятельными учреждениями, которые придерживаются Государственного Закона об аудите.
Госаудит в первую очередь работает на увеличение результативности управления общегосударственных средств. К ним обычно относят:
Аудит, осуществляемый со стороны государства, носит непредвзятый и общедоступный характер контроля над продуктивной деятельностью государственной власти, а также за реализацией поставленных целей.
Основным назначением государственного аудирования является обеспечение:
По результатам проведенного аудита должен составляться план комплекса мер индивидуально для каждого обнаруженного недостатка в отдельности. Помимо этого могут выноситься наказания в виде привлечения к дисциплинарной или административной ответственности лиц, которые напрямую либо косвенно виновные в допущении обнаруженных нарушений. Также, безусловно, разрабатываются мероприятия по недопущению в будущем выявленных недостатков.
Согласно мировым стандартам имеется семь вариаций госаудита. Однако важнейшими и применяемыми в Российской Федерации является всего три разновидности, это аудит:
Остальные четыре варианта проведения аудита можно отнести к виду результативности. Самая главная значимость аудирования заключается в предоставлении информационным службам достоверных данных о работе организаций, которые непосредственно подчиняются государству.
Слово «аудит» встречается в «Бюджетном кодексе Российской Федерации». Однако статья 57 данного кодекса аудит классифицирует как контроль, а статья 168.3 аудирование расшифровывает как проверку. Законное основание на проведение государственного аудита прописано только в «Общегосударственном законе о счетной палате» №41 от 05.03.2013 года.
Необходимо знать, что счетная палата является постоянно действующим высшим органом наружного государственного контроля. Также законодательство вменяет данной структуре обеспечение проведения беспрерывного госаудирования, которое базируется на правдивости и справедливости.
Наравне со счетной палатой, законодательную возможность осуществлять финансовый контроль в стране могут и другие следующие учреждения Российской Федерации:
Помимо перечисленных управлений, такой контроль могут выполнять и другие региональные образования.
Аспекты проведения государственных проверок.
Рабочий проект по госаудиту состоит из следующих этапов:
Поставленная надпись указывает на соответствие предоставленного пакета документов бюджетным нормативно правовым актам. В случае если документы не прошли проверку по разным причинам, то на них проставляется надпись «не действителен», либо не отображается никакая информация.
Конечные результаты вышеперечисленных этапов проведения госаудирования оформляются предписывающим документом, который составляется на специально разработанном бланке. После чего выносится положительное или отрицательное резюме.
Государственные проверки могут быть следующих видов:
Все виды осуществляемых госпроверок обязаны подтверждаться соответствующими предписывающими документами и актами, которые составляются во время проведения проверки.
При выявлении различного рода нарушений при осуществлении государственного аудита, органы, проводившие данную проверку, имеют полное право привлечь к дисциплинарной или административной ответственности виновных лиц. В данном случае дисциплинарная ответственность выражается в отстранении от занимаемой должности или прекращении выполнения своих должностных обязанностей на определенный срок.
Административное взыскание может оформляться как в виде штрафа, так и в виде лишения различных существующих надбавок. При этом размер финансового наказания напрямую зависит от количества, и вида выявленных недостатков.
Вконтакте
Аудитор — специалист, занимающийся аудитом (проверкой документов,финансовой и налоговой отчетности) и консультационной деятельностью, связанной с наладкой бухгалтерского учета. Профессия подходит тем, кого интересует экономика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Согласно законодательству РФ (Федеральный закон от 30.12.2008г. № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”) аудитор (от лат. auditor слушающий) - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Профессия аудитор трудоемкая, сложная и в тоже время интересная. Она требует постоянного профессионального развития и владения большим объемом информации. Но вместе с тем эта профессия традиционно одна из самых оплачиваемых и престижных.
Существуют частные и государственные аудиторы. Первые работают в интересах проверяемой компании. Они, как правило, проверяют финансовую отчетность на наличие ошибок и несостыковок, дают советы. Аудитор, находящийся на государственной службе, проверяет бухгалтерскую и налоговую отчетность организации на предмет законности осуществляемых сделок, отсутствия подтасовок при составлении договоров и предоставлении отчетов, законности каналов доходов и расходов. Основными целями проведения налогового аудита являются определение правильности исчисления суммы налогов, подлежащих уплате и предупреждение возможных претензий и штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам.
Аудит бывает как внутренний, так и внешний. Внутренний характерен для больших организаций, имеющих филиалы. Внешний - для небольших компаний, которые привлекают специалистов из аудиторских фирм.
Обязанности аудитора:
Также согласно Кодексу этики аудиторов от 31.05.2007г. к основным принципам поведения аудиторов относятся:
Чтобы стать профессиональным аудитором необходимо окончить специальные курсы, а также регулярно проходить курсы повышения квалификации.
На этом курсе вы можете получить профессию аудитора дистанционно за 3-6 месяцев. Диплом о профессиональной переподготовке установленного государством образца. Обучение в полностью дистанционном формате. Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.
Россия 27000—80000 ₽
Москва 35000—150000 ₽
Аудиторскую деятельность разрешает наличие квалификационного аттестата аудитора, который выдает Московская аудиторская палата. Согласно законодательству чтобы его получить должны быть выполнены следующие требования:
В небольших российских фирмах зарплата и карьерный рост внутреннего аудитора зависят от размера компании и колеблются от 40 000 до 60 000 рублей, в крупной компании до 1 500 000 рублей.
Возможный вариант развития карьеры аудитора по вертикали: аудитор, старший аудитор, руководитель аудиторской проверки. Движение по горизонтали выглядит как переход из российских аудиторских фирм в международные или как переход в неаудиторские фирмы на должность внутреннего аудитора.
Когда аудит проводится в государственном агентстве или отделе, в котором они работают, они действуют как внутренне аудиторы; когда они проверяют получателей государственных фондов (в том числе и другие государственные агентства), они действуют как внешние аудиторы.
Работы, проводимые внешними, внутренними и государственными аудиторами, не исключают друг друга. Данная классификация носит достаточно ограниченный характер и не дает полной картины аудиторской деятельности.
Согласно ст. 2 Закона об аудиторской деятельности – «Аудиторская деятельность есть предпринимательская деятельность аудиторов и аудиторских организаций по проведению аудита финансовой отчетности. Аудиторы и аудиторские организации могут оказывать и иные услуги по профилю своей деятельности».
Концептуальная основа Международных стандартов аудита разграничивает сопутствующие услуги. К таковым относятся обзор, согласованные процедуры и компиляция. Следует отметить, что сопутствующие услуги могут оказываться как обособленно, так и в рамках проведения аудита, по соглашению с заказчиком аудита в необходимых случаях.
Обзор - проверка финансовой отчетности, без оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Обзорная проверка осуществляется без сбора подтверждающих доказательств и процедур, применяемых при аудите. Аудитор устанавливает по всем привлекшим внимание его внимание существенным аспектам – составлена ли финансовая отчетность в соответствии с установленной концептуальной основой ее представления. Обзорная проверка может сопровождаться аналитическими процедурами.
Компиляция – сбор, классификация и обобщение бухгалтерской информации, без подтверждения ее достоверности. Такая информация нужна для управленческого персонала компании в целях принятия управленческих решений. Примером компиляции может служить обобщенная информация по движению товарно-материальных запасов по поставщикам и потребителям за отчетный период. Компиляция как вид сопутствующей услуги встречается редко.
Согласованные услуги – это процедуры, согласованные между аудитором, организацией и какой-либо третьей стороной. Согласованные процедуры раскрываются МСА 920 «Соглашения по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации». Основная цель согласованных процедур состоит в проведении определенных процедур, согласованных с руководством организации и третьим лицом, заинтересованным в результатах согласованной процедуры. Результатом согласованных процедур является отчет, выражающий выводы аудитора.
Например, компания намерена приобрести другую компанию или долю в его уставом капитале. Для выяснения финансового положения приобретаемой компании приглашается аудитор, который выдает свой отчет сторонам соглашения о согласованных процедурах.
В обязательном порядке в отчете по согласованным процедурам должно быть указано, что:
Выполненные процедуры не являются аудитом или обзором и поэтому не выражается никакой уверенности;
Отчет ограничен теми сторонами, которые согласовали подлежащие выполнению процедуры;
Отчет имеет отношение только к элементам, счетам или определенной финансовой и нефинансовой информации и что он не распространяется на финансовую отчетность в целом.
Описание всех видов по согласованным процедурам приводится в п.18 МСА 920.
Концептуальная основа не применяется к таким услугам аудиторов, как консалтинг, налогообложение, консультации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам. То есть в таких случаях аудитор не использует положения аудиторских стандартов.
Законодательство по аудиту позволяет аудиторам, кроме осуществления аудита финансовой отчетности, заниматься другими перечисленными в Законе РК «Об аудиторской деятельности» услугами по профилю своей деятельности. Перечень услуг представлен законодательно более широко, чем в концептуальной основе. (задание письменно. Перечислить все виды услуг, которые могут оказывать аудиторы по профилю своей деятельности, согласно законодательства)
Исходя из сложившегося опыта отечественных аудиторских фирм к аудиторским услугам можно отнести следующие виды услуг:
1. Аудиторские проверки финансовой отчетности (обязательный и инициативный аудит) предприятий и организаций различных типов и форм собственности;
2. Сопутствующие услуги:
· Экспресс-анализ;
· Обзорная проверка;
· Анализ хозяйственно-финансовой деятельности;
· Консультации: по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства и др.;
· Проверка по согласованным с клиентом процедурам;
· Постановка, ведение и восстановление бухгалтерского учета;
· Составление финансовой отчетности, а также отчетности по ценным бумагам, проспектов эмиссии и др.;
3. Автоматизация бухгалтерского учета и аналитических работ;
4. Оказание помощи в проведении приватизации;
6. Составление бизнес-планов и иных технико-экономических обоснований;
7. Оценка активов и пассивов хозяйствующего субъекта;
8. Составление деклараций о доходах и др.;
9. Маркетинговые исследования рынка;
10. Юридические услуги, разработка учредительных документов и их регистрация, ликвидация предприятий;
11. Учебно-консультационные услуги, подготовка кадров и др.
Оказание аудиторских услуг требует итоговой документации. Обычно это аудиторское заключение. Вместе с тем аудиторское заключение может быть представлено не только по результатам аудита, но и по результатам некоторых сопутствующих услуг.
Услуги оказываемые аудиторами, можно подразделить на аттестуемые (требующие представления аудиторского заключения, прежде всего – это собственно аудит) и неаттестуемые (не требующие представления аудиторского заключения).
К аттестуемым услугам аудиторов и аудиторских фирм относятся:
1. Контроль правильности (эффективность внутрихозяйственного контроля и др.);
2. Обзорная проверка (по сокращенной программе, например, квартальная отчетность);
3. Согласованные с клиентом процедуры (неожиданное снятие остатков по кассе);
4. Восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление финансовой отчетности;
5. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения;
6. Консультационные услуги (в области бухгалтерского учета, налогов, компьютерных систем, технологии производства.
Из-за особой сложности процесса аудита нельзя быть до конца уверенным в абсолютной верности аудиторского заключения. Аудитор почти всегда преодолевает определенные сомнения в том, насколько он прав.
Разумеется никаких аудиторских заключений не требуется, когда фирма, скажем, осуществила перевод западной специальной литературы или тиражировала действующее экономическое законодательство, если она разработала учредительные документы, при различных учебно-консультационных услугах и т.п..
В МСА 900-999 «Сопутствующие услуги» даны рекомендации в отношении ответственности аудитора в случае соглашения по оказанию сопутствующих услуг, а также формы и содержания отчета, который аудитор публикует в связи с этим соглашением.
Современное управление экономикой и территориальным развитием страны напрямую связаны с государственными подходами к организационно-правовому обеспечению управления и финансовому контролю в сфере экономического взаимодействия государственных, общественных организаций и коммерческого сектора.
Программа подготовлена совместно со Счетной палатой Российской Федерации и нацелена на подготовку молодой генерации экономистов с профессиональными знаниями в экспертно-аналитической и контрольной деятельности, которые системно владеют методами анализа и аудита и способны осуществлять координацию между функциональными подразделениями компании и государством в рамках управления экономической деятельностью, в том числе государственно-частного партнерства.
Прием проводится на базе среднего общего образования на основании оцениваемых по стобалльной шкале результатов ЕГЭ (математика (профильная), русский язык, обществознание ), и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых Академией самостоятельно. На базе среднего профессионального или высшего образования – по результатам вступительных испытаний.
О кафедре теории и практики государственного контроля ИГСУ РАНХиГС
ИГСУ РАНХиГС открыта при поддержке и непосредственном участии руководства Счетной палаты Российской Федерации 22 января 2013 года.
Возглавляет кафедру Горегляд Валерий Павлович – доктор экономических наук, профессор, Главный аудитор Банка России.
Кафедра обеспечивает учебный процесс и является выпускающей по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) Финансовый контроль и государственный аудит.
Деятельность кафедры, как академического подразделения, определена необходимостью подготовки профессиональных специалистов на основе интеграции знаний в области финансового менеджмента и аудита, финансового контроллинга, управления инвестиционной деятельностью и возрастающим интересом финансовых и контрольных органов исполнительной власти, крупных корпораций, аудиторских компаний к молодым специалистам в области финансового контроля и государственного аудита.