Государственное вмешательство в экономику определение. Причины государственного вмешательства в экономику. История госвмешательства в Америке

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос «Что,как и для кого производить?» одной единственной формой собственности- государственной, а ответ на основной экономический вопрос -строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров

и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система — это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

[==HEADER==0000==] История эволюции представлений о роли государства в экономике

3а) Меркантелисты.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

3б) Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил»(принцип»laissez faire») создает гармоничное устройство» (Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО N11, 1992г.,стр.131).

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

3в) Кейнсианская теория.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной» так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов — перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров — неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, чт

о будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

— высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет

— создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий

— широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

3г) Неоклассическая теория.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого — использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути — высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ.

Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер — реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

Необходимо ли государственное регулирование экономики? Сегодня государство практически во всех странах является неотъемлемым субъектом экономики. В то же время его роль в различных хозяйственных системах, несмотря на схожесть многих решаемых задач, неодинакова. Как уже отмечалось, на протяжении столетий регулирование национальной экономики осуществлял рынок. Исторический опыт XX столетия наглядно продемонстрировал, что рынку как основе хозяйственной деятельности общества альтернативы нет, и что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. В то же время рынок самостоятельно уже не может справляться с проблемами национальной экономики, в результате чего возникла необходимость ее регулирования государством.

Возможность и необходимость вмешательства государства в хозяйственную жизнь общества, прежде всего в интересах частного бизнеса, обусловлены ростом концентрации производства и капитала; обострением внутренних противоречий рыночной экономики; ее милитаризацией; усилением международной конкуренции. Основная причина необходимости государственного вмешательства в экономику состоит в противоречии между характером производства, которое становится все более общественным, и частной (в интересах отдельных субъектов) формой присвоения его результатов.

Каждый производитель в конкурентной борьбе стремится обойти, потеснить другого, выпустить максимальное количество продукции либо, наоборот, сократить производство и повысить до предела цены, чтобы получить как можно больше прибыли. Действия эти осуществляются не только на свой страх и риск, но и изолированно, как правило, в условиях отсутствия необходимой информации. В итоге это приводит к всеобщему перепроизводству и нарушению экономической стабильности. Развитие ряда видов экономической деятельности, создание крупных предприятий, дорог, мостов, коммуникаций и т.п. требует огромных затрат, связанных с низкой прибылью и риском потери капитала. Но без них невозможно само функционирование экономической системы и общества. Поскольку они не представляют интереса для частного предпринимательства, риск подобных вложений во многом берет на себя государство.

Крупнейшие фирмы разрушили рынок свободной конкуренции, установили на нем свое монопольное господство, ликвидировали равновесные цены, а тем самым равенство спроса и предложения на уровне макроэкономики, сформировали спекулятивную экономику "мыльного пузыря" и пр. Это требует от государства активной антимонопольной деятельности. Как показывают исследования и исторический опыт, в большинстве своем хозяйствующие субъекты преследуют преимущественно только ближайшие цели. Поэтому отстаивание перспективных общих интересов должно также взять на себя государство.

Развитие рыночной экономики приводит к появлению ряда негативных последствий (так называемые внешние эффекты, например загрязнение природы), которые усиливают ее внутренние противоречия, замедляют темпы экономического роста, могут привести к краху рынка как экономической системы. Речь идет об обострении социальных отношений, нерациональном использовании природных ресурсов и т.п. Необходимость их преодоления также расширяет сферу деятельности государства. Усиление роли государства в экономике происходит также в результате обострения международной конкуренции. Для укрепления своих позиций на мировом рынке, защиты национального производства предприниматели вынуждены прибегать к его поддержке и защите.

В экономике нарастает нестабильность, которая касается:

  • - темпов экономического роста (слишком высоких либо слишком низких), что проявляется в недопроизводстве или перепроизводстве;
  • - избытка или недостатка денег (избыток приводит к инфляции, недостаток - к сокращению производства);
  • - занятости (рабочая сила может иметься в избытке, и тогда наступает массовая безработица, или быть в дефиците, что тормозит экономический рост).

В результате возникают экономические кризисы и нарушение народнохозяйственных пропорций, так как механизм свободного рынка оказывается недостаточным для обеспечения макроэкономической устойчивости. Таким образом, по мере развития национального и мирового хозяйства возникают и обостряются экономические и социальные проблемы, решение которых требует государственного вмешательства, активных действий власти, направленных на достижение национальной экономикой максимальной эффективности. При этом цель государства в рыночной экономике - не корректировать рыночный механизм, а создавать условия ее свободного функционирования.

Это означает, что конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, а регулирующее воздействие государства - там, где необходимо. Государство должно способствовать увязке интересов субъектов хозяйствования, разных социальных групп, выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и слоев населения, достижению приоритетных целей хозяйственного развития.

Можно выделить две основные формы государственного регулирования экономики:

  • o краткосрочное конъюнктурное регулирование, которое решает задачу сглаживания социальных и экономических колебаний, преодоление различного рода нарушений и сбоев, что повышает текущую эффективность деятельности национальной экономики;
  • o среднесрочное и долгосрочное стратегическое регулирование (включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу и пр.), нацеленное на перспективу и решающее задачу преобразования общества и его экономической основы.

Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. В будущем значение государственного регулирования еще более возрастет.

Государственное регулирование экономики как система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества, направлено на достижение экономической и социальной стабильности и укрепление существующего строя. От этой главной цели ответвляются множество конкретных целей, которые ей подчиняются и взаимодействуют между собой. К таким целям можно отнести:

  • o создание благоприятных условий для функционирования рыночного механизма;
  • o обеспечение устойчивых темпов роста;
  • o регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;
  • o обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;
  • o решение экологических проблем и пр.

Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики, к которым относятся явления, процессы и условия социально-экономической жизни страны, ситуации, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, преодоление которых настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Конкретными объектами государственного регулирования могут быть:

  • o экономический цикл;
  • o отраслевая и региональная структура хозяйства;
  • o условия накопления капитала, занятость, денежное обращение;
  • o платежный баланс;
  • o цены;
  • o условия конкуренции;
  • o социальные отношения;
  • o внешнеэкономические связи и пр.

Сами объекты могут иметь разный уровень: фирмы; регионы; виды экономической деятельности; сферы экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги и пр.); национальная экономика в целом. Также объекты могут быть наднациональными (отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы и пр.).

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных функций (удовлетворение совокупного спроса, директивное планирование и др.). Занимаясь тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя и чего избегает частный сектор экономики, оно решает следующие задачи.

  • 1. Формирование правовой основы экономической деятельности путем разработки законодательных и нормативных актов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом и отдельных ее субъектов.
  • 2. Создание общественных благ (защита территории, охрана общественного порядка, здравоохранение, образование).
  • 3. Проведение антимонопольной политики и поддержка конкуренции.
  • 4. Регулирование внешних, или побочных, эффектов (природоохранная деятельность).
  • 5. Развитие производственной (сеть энергоснабжения, транспорта и связи); институциональной (государственный аппарат управления); социальной (учебные, медицинские, культурные заведения); информационной (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий) инфраструктуры.
  • 6. Осуществление государственного предпринимательства (производство на государственных предприятиях товаров и услуг для нужд национальной экономики.
  • 7. Перераспределение доходов путем изъятия их части у одних лиц и передачи другим, более в них нуждающимся (выплата за счет налогов различных пособий).
  • 8. Проведение тендеров и аукционов по закупке товаров и услуг для государственных нужд.
  • 9. Предоставление кредитов и субсидий за счет средств государственного бюджета или местных бюджетов, а также специальных фондов.
  • 10. Достижение макроэкономической стабилизации (предотвращение или торможение экономического спада; ускорение или сдерживание роста).
  • 11. Борьба с инфляцией или безработицей с помощью фискально-бюджетной или кредитно-денежной политики.
  • 12. Поддержка малого бизнеса.
  • 13. Регулирование внешнеэкономической деятельности.
  • 14. Развитие фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики, финансирование расходов на проведение НИОКР, особенно связанных с военным производством и т.п.

Вместе с тем государственное регулирование экономики имеет границы.

На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования экономики решающее воздействие оказывают стоящие перед ней задачи, материальные возможности государства, характеризующиеся долей перераспределяемого им ВВП и размерами средств, которые оно может использовать на эти цели, накопленный опыт.

Огосударствление экономики возможно лишь до определенных пределов. Конкретные ограничения государственного регулирования экономики таковы:

  • o несовпадение его целей с интересами собственников капитала. Частные предприниматели только тогда участвуют в осуществлении государственной программы, когда им гарантируются более высокие прибыли, чем в других случаях. По возможности государства в этом отношении ограничены;
  • o возможность подрыва действиями государства (жесткое планирование, тотальный контроль над ценами, ограничение конкуренции) самого рыночного механизма как такового;
  • o ограниченность бюджетных средств на государственные расходы, причем именно в тот момент, когда они в наибольшей степени необходимы, - в период кризисных потрясений.

Экономической основой государственных расходов как инструмента регулирования служат часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Чем выше доходы бюджета, чем большую роль в экономике играет государственный сектор, тем большая доля ВВП перераспределяется государством. Государственные доходы без увеличения налогов могут возрастать даже при некотором снижении налоговых ставок в условиях хозяйственного подъема. Но у доходов государства и у государственного сектора есть относительные границы роста:

  • а) увеличение налогообложения прибыли и имущества подрывает заинтересованность в предпринимательской деятельности, снижает стимулы для инвестиций и может послужить причиной бегства капиталов. Повышение налогов на личные доходы с работающих по найму, мелких предпринимателей и лиц свободных профессий также не может продолжаться беспредельно, ибо они начинают уводиться "в тень";
  • б) темпы роста ВВП небезграничны, их повышение может привести к "перегреву" и наступлению кризиса;
  • в) государственный сектор как источник финансовых средств не может охватывать больше определенной части экономики (кроме того, он, как правило, включает малоприбыльные предприятия). Его неоправданное увеличение нарушает интересы частных предпринимателей, гарантировать которые он как раз и предназначен;
  • г) прибыль, налоги на которую являются источником бюджетных поступлений, имеет объективно обусловленную верхнюю границу в виде рыночной цены, а "снизу" постоянно "подпирается" ростом издержек производства. Поэтому она увеличивается в целом сравнительно медленно, а в период кризисных потрясений - снижается;
  • д) определенные границы, во многом зависящие от состояния конъюнктуры, имеет поощрение государством самофинансирования.

Так, в условиях ее ухудшения, когда бюджетные доходы сокращаются, а расходы на поддержание экономики растут, государство, предоставляя фирмам дополнительные инвестиционные льготы, еще больше сокращает свои доходы. Возможность роста доли нераспределенной прибыли как источника самофинансирования в ущерб дивидендам тоже не беспредельна - на пути к этому стоят интересы акционеров. Ускоренное амортизационное списание основного капитала как действенный инструмент стимулирования инвестиций также оказывается в сильной зависимости от состояния конъюнктуры. Например, в период кризиса или депрессии сокращаются загрузка производственных мощностей и выпуск продукции.

В результате постоянные издержки, основную часть которых составляет амортизация, приходится распределять на меньшие объемы продукции, что ведет к росту ее себестоимости. Возможности же увеличения цен в кризисной ситуации если не исключены, то существенно ограничены по сравнению с периодами благоприятной конъюнктуры. Поэтому происходит сокращение валовой прибыли, в условиях которой разрешенные амортизационные списания по повышенным нормам могут ее превысить.

Указанные пределы государственного регулирования рыночной экономики относительны. Его механизм постоянно совершенствуется, и в современных условиях соответствующая практика оказывается достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально опасных масштабов безработицы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Государственное вмешательство в экономику

1.1 Причины государственного вмешательства в экономику

1.2 Объекты государственного регулирования экономики

1.3 Цели государственного вмешательства в экономику. Инструменты государственного регулирования экономики

2. История развития государственного вмешательства в экономику

2.1 История развития экономических моделей

2.2 Границы государственного вмешательства в экономику России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Государство играет важную роль в обеспечении правильного функционирования экономической системы. Во всем мире на протяжении всей истории государство распространяло свое влияние не только на правовую, политическую, социальную, культурную сферы жизни, а так же и на экономическую сферу - это организация, координация и регулирование экономических процессов (сбор налогов, денежное обращение и так далее). В настоящее время любая рыночная экономика является смешанной, так как вместе со свободным предпринимательством действует государственное регулирование и существует государственный сектор в национальном хозяйстве.

На сегодняшний день, по моему мнению, особенно актуален вопрос о границах государственного вмешательства в экономику. Никто не отрицает надобности определенных функций государства в экономике. Мнения расходятся в вопросах о соотношениях пропорций рыночного и государственного регулирования, а также о границах государственного вмешательства. Существуют разные позиции касаемо этого вопроса: от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до экономического либерализма, когда говорят, что результативной может быть экономика только лишь в условиях не ограниченного частного предпринимательства. Вмешательство государства в экономику является основной проблемой для любого государства, будь то рыночная экономика или же распределительная. При распределительной экономике вопрос регулирования не возникает, так как государству некого регулировать, оно берет под свой контроль все права и обязанности по созданию и распределения товаров и услуг. Однако, эта экономическая система на практике показала свою неэффективность. В таком случае остается, на мой взгляд, сложный, многогранный путь развития - рыночная экономика. В этой экономической системе государству необходимо постоянно корректировать силу и глубину своего влияния. У государства теперь нет таких задач, как само производство и распределение товаров и услуг, и так же оно не имеет право свободно распоряжаться сделанным товаром, предоставленными услугами, ресурсами и капиталом, как это делалось при распределительной экономике.

Рыночная экономическая система - это гибкая и динамичная система, которая связывает потребителей и производителей. В данной системе государственная политика не должна абстрагироваться и отставать от изменений, в противном случае государство превратится из эффективного помощника во врага тормозящего развитие экономики.

Цель данной курсовой работы - это выявить допустимые границы вмешательства государства в экономику.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

1. Охарактеризовать и проанализировать экономические функции государства.

2. Рассмотреть необходимость государственного вмешательства в экономику.

3. Изучить вмешательство государства в экономику России.

Объектом исследования является экономика Российской Федерации.

Предметом исследования является функции государства направленные на урегулирование экономики страны.

1. Государственное вмешательство в экономику

1.1 Причины государственного вмешательства в экономику

В действительности возможности рынка имеют свои границы. Рынок не в состоянии самостоятельно решить все социально-экономические задачи общества. Мы сейчас говорим не о недостатках, а об ограниченности возможностей обусловленными экономическими условиями. В связи с этим, там, где рынок не может самостоятельно дать результата, необходимо государственное вмешательство.

Приведем пример. Деятельность производителей и потребителей зачастую вызывает внешние эффекты, которые не измеряются в денежном эквиваленте. Например, промышленное производство, участвующее в рыночной конкуренции, выполняя свою функцию, загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок без вмешательства государства не справится.

Примером так же является регулирование потребления общественных товаров. Свободный рынок, в настоящее время, способен удовлетворять потребности, которые пользуются спросом. Однако, есть потребности которые не измеряются деньгами. Мы говорим о товарах и услугах коллективного пользования. Это то чем пользуются все граждане, а именно: образование, охрана общественного порядка, оборона страны, сети коммуникации и многое другое. В мировой экономике это называется общественными товарами.

Общественный товар имеет значительное отличие от частного, этот товар достается всем гражданам в примерно одинаковом объеме. Предоставление этого товара населению - это еще одна функция государства в экономике свободной конкуренции. Государственному бюджету должен быть в силах компенсировать внешние эффекты и в достаточном объеме поставлять общественные товары, так как финансирование входит в обязанности центрального и местного бюджета.

В обязанности государства так же входит обеспечение экономики нужным количеством денег. Рынок самостоятельно не в силах решить эту проблему. В результате мы видим, какое представление складывается о хозяйственном механизме частного предпринимательства. Явно видно, какой смысл экономической деятельности государства - это дополнять и поддерживать рынок, решать те вопросы, с которыми он самостоятельно не в силах справится. При условии того, что без государственного вмешательства не обходится экономика свободной конкуренции, то в современном рыночном хозяйстве без этого вмешательства уж точно не обойтись. Это влечет за собой еще ряд вопросов касающихся науки, техники, перераспределение доходов, безработицы, социальных льгот, образования.

Любая экономика, будь то рыночная или не рыночная, подвержена монополизму, инфляции и прочим внешним факторам. В связи с этим рынок не обходится без вмешательства государства, без антиинфляционной и антимонопольной политики.

1.2 Объекты государственного регулирования экономики

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основными объектами государственного регулирования в экономике являются:

1. Экономический цикл. Его суть заключается в поддержании спроса на товары и услуги, на капиталовложение и занятость, во время кризисов и депрессий. Для достижения этой цели увеличиваются государственные расходы, инвестиции, а вот для частного предпринимателя выделяются финансовые льготы.

2. Структурное хозяйство. Подразделяется на секторный, отраслевой и региональный рынок. Регулирование производится с помощью финансовых стимулов и капиталовложения государства, которые обеспечивают благоприятные условия некоторым отраслям и регионам.

3. Накопление капитала. Условие необходимое для развития страны в целом и повышения качества жизни каждого гражданина.

4. Денежное обращение. Так как инфляция опасна для экономики, необходимо постоянное грамотное пользование денежной массы.

5. Занятость населения. Пропорциональное соотношение рабочей силы между спросом и предложением. Соотношение должно удовлетворять и экономику, предоставляя квалифицированные кадры, и работников, поощряя заработной платой.

6. Платежный баланс. У этого явления несколько составляющих, а именно движение капитала, экспорт, импорт, участие в международной экономике, повышение и понижение курса национальной валюты.

7. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. НИОКР работы связанные с разработками и реализации научных идей, способствующие улучшению качества жизни.

8. Конкуренция. В рамках здоровой конкуренции производится качественный товар, который пользуется спросом.

9. Цена. Фактор, отражающий состояние экономики. Одновременно, цены влияют на устойчивость национальной валюты, на социальную атмосферу.

10. Кадры. Подготовка и улучшение квалификации кадров, дает возможность следовать за постоянно развивающейся системой.

11. Социальные отношения. Отношения между работодателями и работниками.

12. Внешнеэкономическая связь. На данном этапе экономического развития, не существует государства, которое может обходиться без сотрудничества с другими государствами.

13. Окружающая среда. В погоне за материальными благами нельзя забывать о состоянии природы, о ее ресурсах. Необходимо находиться в постоянном балансе.

Однако инстанции государственного регулирования желают распространить свое влияние и на другие экономические стороны, это заинтересовать частных предпринимателей в развитие научных исследований для использования их результатов в экспорте товаров, в капиталовложениях. Совершенствуется законодательство в области конкуренции, в области социальной защиты, в охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня развития самого государства.

1.3 Цели государственного вмешательства в экономику . Инструменты государственного регулирования экономики

Целенаправленное влияние на развитие макроэкономики и микроэкономики с целью поддержания стабильности и изменения ее в нужном для общества направлении, называется государственным регулирование экономики. В государственном регулировании существует два аспекта, это практический и научный.

Практический аспект - это опыт определенных мер по реализации государственного регулирования в экономике. В практическом аспекте есть своя теоретическая ступень - это системное научное изучение мотивов, действий, мер, которые нацелены на создание более эффективного развития национальной экономики.

Научный аспект - это разработка моделей и прогнозов экономики. Важной задачей этого аспекта является становление экономического мышления.

Определим цели государственного регулирования. Экономическая наука выделяет основную, высшую цель регулирования, а так же прикладные цели. В любом государстве высшей целью должно быть достижение максимального благосостояния всего общества. Ее осуществление возможно с помощью прикладных целей, таких как: полная занятость, экономический рост, стабильность уровня цен, устойчивость национальной валюты, внешнеэкономическая стабильность.

В экономической системе основной задачей считается обеспечение экономического роста. Ее решение связано с абсолютным и относительным увеличением валового национального продукта.

Так же с обеспечением экономического роста связана еще одна важная цель, а именно удовлетворения требованиям полной занятости общества. Ее суть заключается в использовании всего трудоспособного населения. Это достигается с помощью мер называемых политикой обеспечения занятости. К ним относятся создание новых рабочих мест и прочие способы борьбы с безработицей.

Основным из важных условий стабильности экономики является постоянства уровня цен и устойчивость национальной валюты. В связи с этим, данная цель является значительным ориентиром в действиях государства.

Разрешение вышеперечисленных целевых задач дает возможность сохранить равновесие макроэкономики в национальном хозяйстве и способствует созданию благополучных условий для внешнеэкономического равновесия. Этому способствуют гос. меры по международной торговле, трудовых ресурсов, межгосударственного движения капитала, сбалансированного платежного капитала.

Цели по своей значимости и последовательности в разных странах определяются различными обстоятельствами в зависимости от внутреннего и внешнего устройства. Относительно к условиям российской экономике достижение целей значительно отличаются от порядка целей западных стран. Это вызвано недостаточной развитостью рыночных отношений.

У государства много сфер вмешательства в экономику. В зависимости от поставленных экономических задач, от материальных возможностей, от накопленного опыта, государство осуществляет регулирование социально- экономических процессов, используя определенные методы и инструменты. Анализируя западные теории и мировой опыт можно сказать, что формируются национальные модели и существует стандартный набор общественных форм и методов государственного регулирования.

Обратим внимание на универсальные средства государственного регулирования, которые принимаются в настоящее время. Общепринято разделять способы государственного регулирования на правовые, административные и экономические.

Способы правового регулирования включают в себя установление государственных правил «экономической игры» для частного предпринимателя и потребителя. К правовому регулированию относятся законодательные нормы, которые регулируют обязательства области трудовых отношений профсоюзов и работодателей; определяют формы и права на собственность; ставят условия заключения контрактов и функционирования фирм; и т.п.

Способы административного регулирования включают в себя меры по регулированию, по контингентированию, по лицензирование, по квотированию и так далее. С помощью административного регулирования происходит контроль над ценами, прибылью, учетной ставкой, валютным курсом. Однако в некоторых странах административное регулирование ограничивается мерами по охране окружающей среды и социальной защитой населения.

Способы экономического воздействия подразумевают под собой воздействие на рыночные связи через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, концентрацию капитала, структуризацию экономики и социальных условий, через факторы экономического роста. Для достижения этого используются: программирование; прогнозирование; планирование; бюджетная и финансовая политика; кредитная политика.

Отметим, что инструменты государственного регулирования зависят от мировоззрения граждан той или иной страны и от отношения к государственному строю.

2. История развития государственного вмешательства в экономику

2.1 История развития экономических моделей

Для представления полной картины связи государства и экономики обратимся к истории. На разных этапах становления и развития экономики отношение к государственному вмешательству в нее было различным.

История государственного вмешательства в экономику начинается с конца средневековья. В XV появилось первая экономическая школа меркантилистов. Название берет свое начало от итальянского слова «merciante», что означает «купец, торговец». Меркантилисты считали, что богатством можно считать только деньги; здоровье, знание и прочее к богатству не относится. Главной сферой, где можно получить богатство - это торговля. В это время приветствовалось активное вмешательства государства для регулирования и развития в стране торговли и промышленности.

В дальнейшем, с развитием рыночных отношений, класс предпринимателей набрал силу. Теперь вмешательство государства, стали расценивать как значительную помеху для развития. В связи с этим на смену меркантилистов пришли идеи экономического либерализма, которые к государственному вмешательству в экономику относились резко негативно.

Основной идеей экономического либерализма считается, что рыночная система способна к саморегулированию. Ее сторонники убеждены, что интерес, связанный с получением прибыли, гораздо сильнее мотивирует участников к экономическому развитию, нежели государственное регулирование. Сторонников этой теории относят к классической школе. Одним из основателей этой школы является Адам Смит. Он доказал, что для эффективной торговли необходима экономическая свобода, в частности свобода выбора отрасли деятельности, свободная конкуренция, свобода предпринимательства и торговли.

Однако и это теория не стала последней в развитии экономики. Напомним, что в середине XX века в США произошло стремительное падение производства. Спад экономики, начавшиеся в августе 1929 года, продолжался 43 месяца до марта 1933 года, в результате чего затронул всю Европу, Азию, Африку. Что привело к падению объемов производства в разных странах от 30% до 80%; резко вырос уровень безработицы. Вследствие этого произошла значительная дефляция, в результате которой упали цены. На восстановление экономики ушло много сил и времени. На фоне Великой депрессии Д. Кейнс, английский экономист, сформулировал основной пункт в своей экономической теории: «рыночная экономика не обладает способностью к плавному саморегулированию и поэтому государство должно проводить стабилизационную политику, воздействуя, в первую очередь на совокупный спрос, с тем, чтобы предотвращать экономические спады, используя свои рычаги бюджетной, денежной и внешнеторговой политики».

Теория Д. Кейнса считается кризисной, так как была создана на основе депрессии. По его теории у рыночной системы нет механизмов, позволяющих вывести экономику из кризиса, это способно сделать только государство. Английский экономист, был убежден в том, что основная причина кризиса это производство лишнего товара, регулировать спрос на который должно государство. Кейнс предлагал несколько возможных вариантов. государственный вмешательство экономический бюджетный

Один из вариантов, гибкая кредитно-денежная политика, которая позволит избавиться от серьезного барьера - неэластичность заработной платы. Принцип действия - при увеличении денежной массы, заработная плата уменьшается, в результате стимулируется инвестиционный спрос и рост занятости.

Другой вариант, бюджетно-финансовая политика. Суть ее заключается в увеличении государством налоговой ставки, средства которые должны уйти на финансирование нерентабельных предприятий. Это снизит безработицу и снимет социальное негодование.

Главными чертами кейнсианской экономической теории являются:

1. высокая доля национального дохода, распределяемого госбюджетом;

2. создание крупной зоны государственного предпринимательства, используя государственные предприятия и смешанные предприятия;

3. использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых рычагов для высокого роста экономики.

Модель государственного регулирования, разработанная Кейнсом, хотя и вывела из депрессии, но не могла существовать вечно. Кейнсианская теория могла быть продуктивной только при условии высоких темпов роста, однако в 70-е годы темпы производства ухудшились, и многие страны пережили новый спад экономики. Падание объемов производства привело к росту цен и увеличению безработицы.

Теория Д. Кейнса не смогла избежать экономического спада, в связи с чем появились альтернативные экономические теории. Одной из них является теория Милтона Фридмана монетаризм. Изначально сторонниками этой теории были малочисленные «экономисты - денежники». Их целью было восстановить нерегулируемую рыночную экономику. По мнению участников этого движения, рыночная экономика белее прочна нежели государственная экономика, все нарушения производства связаны с государственным вмешательством, которое блокирует возможности восстановления общехозяйственного равновесия.

Фридман считал, что существует « естественный уровень безработицы». Этот фактор не может быть регулирован государством, так как определен условиями рынка рабочей силы. Главным же фактором экономики, по мнению, монетаристов является количество денег в обороте. Люди, как они считают, предъявляют вполне стабильный спрос на деньги для приобретения объема текущего производства. Объем денежных средств, которое население желает иметь, отталкивается от уровня номинального национального продукта. В том случае, когда фактическое предложение денег равно количеству желаемых денег, в экономике складывается денежное равновесие. Если же предложение денег увеличивается, то в этом случае реакция населения, это потратить излишнюю наличность, совершая покупки. Вследствие этого расширяется спрос, и значит, рост номинального национального продукта до размеров, необходимых для обеспечения равновесия.

Однако, этот процесс имеет границы. Для того чтобы не допустить кризиса, сторонники теории Фридмана, считают необходимым ежегодное увеличение денежного предложения пропорционально росту валового национального продукта. Монетаристы считают, что это устранит причину нестабильности экономики.

Еще одной альтернативной кейнсианства является неоконсервативная модель. Основой этой модели являются концепции неоклассического направления экономической мысли. Сторонники и участники неоконсерватизма считают разумным восстановить классический механизм накопления и создать условия для частного предпринимательства. Экономический пост позиционируется как функция от накопления капитала, осуществляемого из двух источников: за счет собственных средств и за счет заемных средств (кредитов). В связи с этим государство должно создать условия для возможности накопления капитала и повышения производительности предприятий.

Главным препятствием этой модели являются высокие налоги и инфляция. Налоги берут в рамки капиталовложения, а инфляция не позволяет использовать заемные средства для накопления. Выходом из этой ситуации неоконсерваторы считают применение комплекса антиинфляционных мероприятий и возможность использования для предпринимателей налоговых льгот. Все эти действия вынуждают принимать государство определенные меры, вследствие которых оно теряет свое влияние на рынок. Таким образом, неоконсерваторы отводят государству косвенную роль в экономике, а главную роль - рыночным силам.

Как мы видим, на практике, экономические теории непостоянны, требуют изменений и корректировок. Нередко из-за неполного восприятия экономики теории приводят к кризисам. Однако мы видим, что государство и экономика не могут существовать отдельно друг от друга, существуют постоянные точки пересечения.

2. 2 Границы государственного вмешательства в экономику России

Ознакомившись с историей становления мировой экономики, перейдем к экономике России. Основываясь на мировом опыте, видно, что успешное социально-экономическое развитие страны зависит от границ государственного управления, поэтому бесполезно отрицать влияние государства на современную российскую экономику. Вопрос заключается лишь в том, какая роль этому отводится - первостепенная или второстепенная.

С распадом СССР взгляд государства на экономику основывался на принципах монетаристской теории, т. е. государство сняло свое влияние, и подчинила экономику рынку. Сейчас мы можем сделать вывод, что это было ошибочным решением. Государство оказалось слабым, и экономика подчинилась криминалу и перестало выполнять свои экономические и социальные функции, что привело к росту цен, росту уровня безработицы, к задержкам заработной платы и в связи с этим повысился уровень преступности.

Однако, сказать что государство полностью сняло с себя все экономические обязанности нельзя. Государство в сжатые сроки сформировала рыночную инфраструктуру, создало механизм новых имущественных отношений. Происходило резкое директивное формирование рыночной экономики сверху, под которое с трудом подстраивалось население.

Мировая экономика ранее не имела в практике перехода отдельной страны от командно-административной системы управления к рыночной системе управления. Этот переход является качественно новым. В этом и заключается главная сложность государственного регулирования экономики РФ. В период перехода роль государства в экономике очень важна. Этот факт признается почти всеми экономистами, однако есть место и для дискуссий.

Разные теории по-разному определяют роль государства в экономической жизни страны, но все они отдают государству следующие функции:

* Обеспечить страны устойчивой национальной валюты;

* Создать правовую базу для защиты прав собственности, для поддержания порядка в хозяйственной сфере;

* Создать возможность населению на получение социальной помощи (обучение, лечение и так далее);

* Создать конкуренцию на рынке;

* Создать равные условия для всех хозяйственных субъектов.

При переходе к рыночной экономике государству было необходимо провести:

* Системное изменение отношений собственности;

* Изменения экономических функций государства;

* Стабилизацию в финансовой отрасли.

Естественно, любые системные изменения долгосрочны, но и это не основная сложность при становлении рыночной экономике России. Первоначальный этап совпал со сложным финансовым положением страны. Россия боролась с инфляцией и добивалась финансовой стабильности, однако на пути к этому государство задолжало крупную сумму, в результате экономика понесла значительные потери.

В августе 1998 года страна была приведена к дефолту, к резкой девальвации рубля и к масштабному кризису экономики. В результате Россия была отброшена назад и подходила к началу реформ с худшими условиями, так как общество из-за утраты доверия к власти перестало ее поддерживать. И хотя к 1999 году экономика по показателям была лучше, чем в 1998 году, все же уступала докризисным временам. Хорошие показатели принес только 2000 год, но и в этом случае не было уверенности в дальнейшей экономике.

Основные направления, где проводились реформы - это либерализация цен, жесткая финансовая и кредитная политика, новая налоговая система, изменения во внешнеэкономической политике, внедрение программы приватизации. В рамках программы приватизации увеличилась доля частной собственности и уменьшилась доля государственной собственности. На это реформирование подтолкнула практика западных стран, где добились высокой производительности общественного труда.

Приватизация в нашей стране имеет различные цели: повышение эффективности функционирования предприятии; социальную защиту населения; развитие объектов социальной инфраструктуры; создание конкурентной среды; привлечение инвесторов; демонополизацию народного хозяйства. Достижение таких масштабных целей за короткий период было не реальным. Так как у людей, которые стали заниматься частным предпринимательством, не было достаточных навыков, знаний и умений. Таким образом, государство не смогла не только создать качественный частный предпринимательский сектор, но и не смогло выручить необходимые средства для выполнения социальных задач и реструктуризации.

Итак, в России удалось создать смешанную экономику, но цели, которые были поставлены, в результате не достигнуты. Поэтому все те же цели остаются и в наше время - это контроль выполнения обязательств собственниками приватизируемого имущества; повышение качества менеджмента; повышение эффективности фондового рынка.

Проведем анализ государственного вмешательства в экономику России. На сегодняшний день, благодаря высокому спросу и высоким ценам на нефть (см. Приложение А) экономика страны в основном благополучна. Но из-за сложных отношений государства с бизнесом не все возможности для роста использованы. Показатели на 2003 - 2005 года это ослабление деловой активности и прекращение снижение инфляции. Показатели на 2005 год лучше - уровень инфляции снижен. В 2006 году, из-за развития ипотеки, снова повысилась инфляция. Скачки на увеличение и понижения постоянны, в связи с этим экономика подвержена значительным угрозам. Она зависима от показателей цен на нефть и малой конкурентоспособности других отраслей. Модернизация идет слабо, конечно на это влияет сырьевая конъюнктура и укрепление рубля. В основном это связано с изменением в политике, с 2003 года повысилась роль государства в экономике. Что же произошло?

Политика президента Владимира Путина заключается в укреплении законности и правопорядка, что повысило значение власти и лишило смысла ее разделения. Яркий пример этого дело «ЮКОСа» при явных нарушениях власть показала формальное соблюдение правовых норм, но на деле их нарушила, используя влияние на прокуратуру и суд. Впоследствии все это легализовали, внеся поправки в законодательство. Далее отношение к законодательству резко ухудшилось, так как стало жестче, закрывая свои старые погрешности. На деле вышло, что закон не помогает частному предпринимателю, - закон служит власти.

Обратим свое внимание на оборону и безопасность страны. Заметин явный положительный сдвиг. Формируется профессиональная армия, сокращается срок службы по призыву, увеличивается финансирование армии, строится жилье для военнослужащих.

Рассматривая макроэкономику, видно, что государство консервативно в формировании бюджета. Сдерживает инфляцию при помощи крупного притока доходов от экспорта. Что касается образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, то здесь все только на начальной стадии.

Проводя анализ, видно, что в модернизации экономики не происходит значительного усиления роли государства. Государство не достигло желаемого результата в утверждении верховенства закона. Ослабла макроэкономическая политика. Заморожены институционные реформы. Публичные услуги низкого уровня. Из-за некачественного государственного аппарата сдвиг в экономике незначителен.

Обращая внимание на государственное вмешательство в экономику России, она еще далека до предельной точки. В настоящее время в России механизмы государственного регулирования, касающейся социальной и экономической сферы, слабы (см. Приложение Б). Как показали опросы, государство должно активно присутствовать в экономике, инвестируя в народный сектор хозяйства.

Заключение

Изучая данную тему, становится понятно, что поле для раздумий огромно. От решений, которые принимают государство, зависят решения, которые принимаются или же не принимаются на микроуровне. Цели достигаются только при политике поощрения, если же правительство действует в принудительном порядке, то получает отпор и волну негодования от населения. При условии, если созданы удобные условия для частного предпринимателя, то их интерес полностью совпадает с интересов государства, а значит общества в целом. Следует вывод, что государству необходимо для предпринимателей сделать доступной ту сферу экономики, которая для них является приоритетной. Так же практика показала, что государство не должно вмешиваться в ту сферу экономики, где это не является необходимостью. Т.к. это значительно вредит экономике.

В общем, государственную роль в экономике сложно переоценить. Государство предоставляет условия для экономической деятельности; сдерживает рост инфляции; ведет защиту частных предпринимателей от монополии; создает потребности общества в общественных товарах; защищает социально слабые слои населения; решает вопросы обороны страны.

Однако, в редких случаях, государственное вмешательство может ослабить рыночный механизм и принести ощутимый вред экономике страны. Таким примером является Россия. Из-за тотального государственного вмешательства темпы экономического роста значительно упали. А из-за неграмотной государственной политики вера в государства у народа исчезла, что привело частного предпринимателя к незаинтересованности в рыночной экономике. В таком случае необходимо восстанавливать веру в государство и создавать для частного предпринимательства благоприятные условия, чем и занимается государство России в настоящее время.

Изучая историю становления и развития рыночной экономики видны постоянные колебания от периодов тотальной роли государства в экономике до периодов его сравнительного бездействия и обратно. Также на данном этапе экономического развития в экономической науке не существует единого мнения о границах государственного вмешательства в экономику. На протяжении всего времени ведутся дискуссии на тему, какие вопросы может решать рынок, а какие вопросы должно решать государство. Таким образом, экономическая политика - это система экономических мероприятий, осуществляемых государством. Система представляет собой сложный механизм социально-экономического и политического маневрирования, и осуществляется в интересах национального хозяйства. Она включает в себя программирование экономики, развитие государственного сектора, систему субсидий, антиинфляционные мероприятия, кредитно-финансовую деятельность, систему гарантий импорта-экспорта и т.д. Следовательно, экономическая политика должна показывать цели, задачи и интересы народа, государства в целом.Проведя работу, выяснили, что главная причина государственного вмешательства в экономику страны заключается в том, что рынок не в состоянии самостоятельно решить все социально-экономические задачи общества. Рассмотрели объекты государственного регулирования, и уяснили, что объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня развития самого государства. Поняли, что государство вмешивается в экономику с целью поддержания стабильности и изменения ее в нужном для общества направлении. Рассмотрели инструменты государственного регулирования экономики и выделили правовые, административные и экономические способы вмешательства. Изучили историю развития экономических моделей в мировой экономике. Выяснили, что на разных этапах становления и развития экономики отношение к государственному вмешательству в нее было различным. Изучили вопрос о границах государственного регулирования в экономике России. И сделали вывод, обращая внимание на государственное вмешательство в экономику России, что она еще далека до предельной точки. В настоящее время в России механизмы государственного регулирования, касающейся социальной и экономической сферы, слабы. Как показали опросы, государство должно активно присутствовать в экономике, инвестируя в народный сектор хозяйства.

Список использованных источников

1. Бабашкина, А. М. Государственное регулирование национальной экономики. [Текст] - М.: Финансы и статистика, 2009. - 480 с.

2. Вечканов Г. С. Макроэкономика [Текст] - СПб.: Питер, 2008 - 240с.

3. Выварец, А. Д. Экономика предприятия [Текст] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 543 с.

4. Горфинкель, В.Я. Экономика организаций (предприятий) [Текст] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 608 с.

5. Губин Е. Методы, свойства и формы государственного регулирования экономики. [Текст] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 368 с.

6. Липсиц И. В. Экономика [Текст] - М.: Омега-Л, 2007. - 656 с.

7. Лобачева, И.Н Экономическая теория [Текст] - М.Юрайт, 2012 - 516 с

8. Максимова, В.Ф. Управленческая деятельность на микроуровне. Экономические аспекты [Текст]- М.: РАГС, 2010. - 332 с.

9. Селищев А.С. Макроэкономика [Текст] - СПб.: Питер, 2009. - 468 с.

10. Соломатин, А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли [Текст] - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.

11. Чеканский, А. Н Управленческая экономика [Текст] - М.: Дело, 2010. - 172 с.

12. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес) [Текст] - М.: Дело, 2008. - 414 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Границы вмешательства государства в экономику в различных экономических школах. Органы ГРЭ в России, участвующие в разработке целей и задач государственного вмешательства в экономику. Среднесрочные и долгосрочные цели ГРЭ на современном этапе в РФ.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2017

    Сущность государственного регулирования экономики (ГРЭ), его основные цели, задачи и объекты. Границы вмешательства государства в экономику. Социальная и финансовая политика государства. Причины бюджетного дефицита. ГРЭ в Российской Федерации в наши дни.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2014

    Причины, основные формы и методы вмешательства государства в экономику. Баланс частных и общественных интересов как одна из ключевых задач государственного регулирования экономики. Модернизация российской экономики с учетом институциональных изменений.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2016

    Причины, механизмы и социально-экономические последствия фиаско рынка. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Анализ фиаско рынка в экономике Российской Федерации и Китая как причины государственного вмешательства в экономику.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2014

    Необходимость и сферы государственного вмешательства в экономику. Объект и предмет государственного регулирования экономики, его цели, функции и специфика механизма. Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной России.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Методы государственного регулирования и причины вмешательства государства в рыночную экономику. Сущность прямых (административных) и косвенных (экономических) методов. Система инструментов регулирования экономики. Финансовая и денежно-кредитная политика.

    реферат , добавлен 03.03.2009

    Основные виды вмешательства государства в рыночную экономику. Виды государственного регулирования экономики. Сочетание рыночных и государственных механизмов регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Причины, цели, границы и возможности вмешательства государства в экономику. Его правовая, административная и экономическая политика. Государственное регулирование цен и рынка труда. Регулирование рыночных отношений как функция российского государства.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2016

    Рыночный механизм управления. Причины вмешательства государства в современную рыночную экономику. Минимально необходимые и максимально допустимые границы вмешательства государства в рыночную экономику. Основные регулирующие функции государства.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2015

    Причины государственного вмешательства в рыночную экономику. Цели и функции регулирования, возложенные на государство. Анализ социально-экономического положения Российской Федерации. Перспективы и задачи развития страны после глобального кризиса 2008 г.

Государство вмешивается в экономику независимо от степени развития экономики и от ее типа. Существует два основных типа экономической деятельности:

Распределительная экономика: государство берет все права и обязанности по производству товаров и услуг. Регулирования при такой экономике быть не может. Она характеризуется одной единственной формой собственности – государственной.

Рыночная экономика: государству приходится постоянно изменять глубину своего влияния, перед государством не стоят задачи непосредственного распределения товаров и услуг, и оно теряет право свободно распоряжаться ресурсами. Государство вынуждено то увеличивать, то уменьшать степень своего вмешательства в экономику. Если государство этого не делает, то это приводит к развитию бюрократического аппарата и замедлению экономики в целом. Таким образом, история показывает, что государство постоянно вмешивается в экономику.

Необходимость государственного регулирования объясняется несовершенством рыночных механизмов. Государство корректирует это несовершенство, с которым рынок либо сам справиться не в состоянии, либо это решение будет неэффективным. Для этого: государство берет на себя ответственность за создание равных условий для предпринимательства, охраняет конкуренцию, ограничивает власть монополий; государство заботится о производстве общественных благ, т.к рынку невыгодно их производить с точки зрения прибыли.

К общественным благам относится: прокладка и разметка дорог, уличное освещение, содержание маяков, вакцинирование населения, поддержание общественного порядка; экономические выгодные, но с точки зрения общественности блага эти нельзя выдавать в частные руки (национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворческая деятельность). Выделяют два основных признака общественных благ: незаменимость и несовместимость.

В современных социально-экономических условиях: рынок не обеспечивает справедливого распределения доходов, т.е. государство берет на себя функцию заботы об инвалидах и стариках; рынок не обеспечивает развитие науки, т. к. для предпринимателей он очень рискован, чрезвычайно дорог и не приносит быстрых доходов. Государство берет на себя функцию развития фундаментальных научных исследований; рынок не гарантирует право на труд, поэтому государство регулирует рынок труда, принимая меры по сокращению безработицы. Таким образом, государство в целом берет на себя обязанности соблюдения социально-экономических и политических принципов данного сообщества граждан. Оно берет на себя обязанности формирования макроэкономических процессов.

К основным функциям государства можно отнести следующие:

1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (налоговое законодательство, антимонопольное законодательство), определяя права и обязанности граждан (трудовой кодекс, закон о правах потребителя).

2. Стабилизация экономики. Правительство использует бюджет на налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержание стабильного уровня цен и национальной валюты.

3. Антимонопольное регулирование. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

4. Социально ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, создает условия для сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на науку. Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д. Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ. В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

5. Формирование программы образования и здравоохранения.

6. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимальную заработную плату, пенсии по старости, по инвалидности, пособия по безработицы, различная помощь для малоимущих.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.

Выделяют две основные формы воздействия государства на экономику:

1. Прямое (административные методы воздействия – расширение государственной собственности на ресурсы; управление государственными мероприятиями и законотворчество).

2. Косвенное (экономические методы воздействия, которые используются для регулирования рынка налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики: государственные расходы, налогообложение и государственное предпринимательство).

Государственные расходы – перераспределение национального дохода и ресурсов экономики страны.

Выделяют следующие государственные расходы:

а) государственные закупки – это приобретение общественных благ, затраты на оборону и строительство, содержание школ и т.д.

Признаки: связано непосредственно с использованием ресурсов; повышает национальный доход; приводит к перераспределению ресурсов от частного к общественному; дает гражданам возможность пользоваться общественными благами.

б) трансфертные платежи – это выплаты из государственного бюджета определенным слоям населения в виде пособий по безработице, инвалидам.

К основным отличиям трансфертных платежей от государственных закупок относятся платежи, не связанные с: производством; использованием природных ресурсов; изменением структуры производства товаров индивидуального потребления (суммы, взятые у одних слоев населения в виде налогов, выплачиваются другим, кому предназначались эти выплаты, те в свою очередь тратят полученные деньги на иные товары, нежели первоначальные хозяева денег. Этим достигается изменение структуры потребления).

В систему налогообложения входят прямые и косвенные налоги.

1. Прямые налоги (налоги видимого характера). Характеризуются тем, что налогоплательщик всегда знает, за что он платит.

2. Косвенные налоги. Накладываются на налогоплательщика, воздействуя в виде повышения цены (НДС, акциз).

Существуют три основных системы налогообложения: пропорциональная, регрессивная, прогрессивная. При слишком высоких налогах возникает массовое уклонение от их уплаты.

Государственное предпринимательство применяется в тех отраслях, где требуются огромные вложения средств, так как возникает существенный риск. Цель государственного предпринимательства – это решение социально-экономических задач, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклического развития экономики, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и др., а не получение прибыли. Применимо к отраслям экономической инфраструктуры (транспорт, связь) и к наукоемким отраслям (освоение космоса, производство товаров является государственной монополией).

Таким образом, государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.

7.1 Необходимость государственного вмешательства в экономику

В любой общественно-экономической системе государство играет важную экономическую роль, выполняя больший или меньший набор социальных и хозяйственных функций.

Рынок по своей природе несовершенен и не призван решать социальные задачи, что в свою очередь вызывает необходимость вмешательства государства.

Несовершенство рынка проявляется в том, что:

1) рынок не способен противостоять монополизации экономики, ограничивающей свободу рыночной конкуренции. Монополисты для извлечения монопольных сверхприбылей диктуют цены, что вызывает необходимость регулирования государством цен на транспорт, услуги связи, электроэнергию, сырье;

2) рынок не заинтересован в производстве общественных благ, особенность которых состоит в том, что ими должны пользоваться все, но не обязаны за них платить. Общественные блага - это не конкурентные товары и услуги, доступные каждому. Например, регулирование дорожного движения с помощью знаков, услуги в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и многие другие. Несмотря на то что они бесплатны для потребителя, они не бесплатны для общества и связаны с издержками, которые не способен нести рынок;

3) рынок не обеспечивает социальные гарантии, не может нейтрализовать дифференциацию в распределении доходов, не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Все это ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность;

4) рынок не устраняет побочных эффектов, возникающих при росте производства и увеличении общественного богатства. Чаще всего это связано с загрязнением окружающей среды, нарушением экологии;

5) имеют место неполные рынки, например, рынок пенсионного или медицинского страхования. Для их нормального функционирования требуются государственное регулирование и поддержка;

6) несовершенство информации, представляющей собой общественное благо. Без вмешательства государства информация не может быть полноценной и достоверной.

Все эти проявления несовершенства рынка указывают на необходимость государственного регулирования и выполнение государством своих экономических функций.

Государство - это форма существования и организации общества, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления.

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Из истории экономических учений известно, что на различных этапах развития общества государство тем или иным способом воздействовало на экономику. Так, в период меркантилизма, в XVI-XVII вв., государству отводилась важная роль по поддержке и стимулированию зарождающегося национального производства, защите интересов национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках. По мере развития капитализма в XVIII-XIX вв. уровень государственного регулирования снизился до выполнения функций по охране частной собственности и защите рыночных интересов.

Размеры макроэкономического государственного регулирования существенно возросли в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и Второй мировой войны. Повышение роли государства выразилось в увеличении совокупных государственных расходов и перераспределении валового продукта общества через госбюджет.

В современных условиях роль государства еще более возрастает, так как рыночный механизм не в состоянии справляться со всеми задачами рационального распределения ресурсов и доходов. Государство должно дополнять работу рыночного механизма, сохраняя при этом все положительные стороны его воздействия на общество.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)