Экономика Индонезии: отрасли и интересные факты. Экономика индонезии

Объем ВВП в 2012 г. составил 1,212 триллиона ам.долл. - 16-е место в мире и первое- в Юго-Восточной Азии (около 5000 долл. США на душу населения). Темпы экономического роста в 2012 г. - около 6% (50-е место в мире). Доходная часть государственного бюджета за 2011 г. - 119,5 млрд долл., расходная - 132,9 млрд долл., дефицит бюджета - 13,4 млрд долл.

Основу экономики составляют промышленность (47% ВВП, более двух третей этого объема приходится на обрабатывающие отрасли), сфера услуг (37,6%), сельское хозяйство (15,4%). Производятся сталь, холодный и горячий прокат, бесшовные трубы, тракторы, автомобили, вертолеты, морские суда, телевизоры, телекоммуникационное оборудование, цемент, текстиль, неорганические удобрения, бумага, фанера. Для экономики при ее рыночном характере характерна активная роль государства: оно владеет примерно 140 крупными предприятиями в различных секторах национального хозяйства, а также контролирует цены на ряд товаров, включая базовые продукты питания и горюче-смазочные материалы. Ведется добыча нефти и газа и их переработка. На территории страны имеется 60 крупных нефтяных полей, общие запасы нефти оцениваются в 9 млрд тонн. Подтвержденные запасы - 1,2-1,4 млрд т, достоверные - 612,3 млн т. На24 полях ведутся разведочные работы, 14 находятся в стадии освоения, 22 практически не изучались. Добыча ведется на Суматре (около половины добытой нефти), на Калимантане, Яве, Папуа, а также на морском шельфе. Добычу нефти контролирует государственная нефтяная компания «Пертамина», имеющая контракты на условиях раздела продукции со 177 нефтедобывающими компаниями. В 2009 г. добыча нефти составила 1,02 млн баррелей в день (37-е место в мире). Общие запасы природного газа оцениваются в 30 трлн куб. м, в том числе достоверные - 2,5 трлн. Товарная добыча в 2009 г. составила 85,7 млрд кубометров (8-е место в мире). Значительная часть его сжижается и идет на экспорт, в основном в Японию, Южную Корею и на Тайвань.

Разрабатываются также месторождения олова, золота (входит в шестерку мировых экспортеров), никеля, медной руды (5-е место в мире), каменного угля, драгоценных камней, алмазов.

В стране большой энергетический потенциал. Кроме значительных запасов нефти, газа и угля, обнаружены месторождения урана в восточной части архипелага. Гидроресурсы составляют 321 тыс. МВт, запасы геотермальной энергии - 16 тыс. МВт. Национальная энергетическая программа предусматривает рационализацию использования нефти в качестве сырья для производства электроэнергии и сокращение ее доли в топливо-энергетическом балансе за счет расширения применения альтернативных источников энергии. В число крупнейших электростанций входят: ТЭС «Суралайя» на Западной Яве - 1 600 МВт, «Гресик» на Восточной Яве - 660 МВт, «Муара Каранг» на Западной Яве - 700 МВт, ТЭС Чилегонского металлургического комбината - 400 Мвт, ГЭС Асаханского алюминиевого комбината - 603 МВт, «Сагулинг» и «Чирата» на Западной Яве - по 500 МВт. Национальные потребности в электричестве удовлетворяются исключительно за счет собственных мощностей. Производство электроэнергии около 142,2 млрд кВтч (24-е место в мире) (за счет нефти, газа и угля - 87,2%, гидроресурсов - 7,9%, геотермальных и других альтернативных - 4,9%). Атомных электростанций в стране нет.

Ведущая отрасль сельского хозяйства - земледелие, связанное с производством технических культур. По производству копры, мускатного ореха, перца и ванилина Индонезия занимает первое место в мире, по каучуку и пальмовому маслу - второе, по кофе - третье, какао-бобов - четвертое (300 т. т).

Большая часть земли занята под рисом - главной продовольственной культурой и основным продуктом питания населения (общая площадь - около 10 млн га, производство в 2009 г. - 64,4 млн т, 3-е место в мире). Достигнуто стабильное самообеспечение рисом. Другими важными продовольственными культурами являются кассава (22 млн т, 1-е место в мире), кокосы (21,5 млн т, 1-е место в мире), кукуруза (16,9 млн т, 4-е место в мире), бананы (6,3 млн т, 6-е место в мире), батат (2 млн т, 4-е место в мире). В больших объемах выращиваются масличная пальма (22,5 млн т пальмового масла, 1-е место в мире), саговая пальма (5,2 млн т саго, 1-е место в мире), сахарный тростник (26,5 млн т, 10-е место в мире), какао-бобы (800 тыс. т, 2-е место в мире), кофе (700 тыс. т бобов, 4-е место в мире), табак (181 тыс. т, 6-е место в мире), чай (160 тыс. т, 7-е место в мире), гвоздика (81 тыс. т, 1-е место в мире), перец (80 тыс. т, 2-е место в мире). Из технических культур наибольшее значение имеют каучуконосы (2,8 млн т натурального каучука, 2-е место в мире). Развитие получило животноводство, особенно молочное, а также рыболовство. Ведется добыча разных видов тунца, сардины, анчоусов, сельди, ракообразных и др. как на экспорт, так и для внутреннего рынка. По объему улова рыбы и морепродуктов за 2009 г. - более 5,1 млн т - Индонезия занимает третье место в мире. В то же время по вылову искусственно разведенной рыбы и морепродуктов за 2009 г. - более 4,7 млн т - страна занимает второе место в мире.

Интенсивно ведутся лесоразработки - по массиву влажных тропических лесов Индонезия занимает 2-е место в мире (после Бразилии), лесные запасы оцениваются в 2,4 млрд куб. м. В 2009 году было заготовлено 98,7 млн м³ древесины (8-е место в мире).

Исключительно важную роль играет морской транспорт. В стране свыше 700 портов, в том числе шесть крупных современных с контейнерными причалами, принимающие океанские суда: Танджунг-Приок, Танджунг-Перак, Белаван, Танджунг-Мас, Макасар, Соронг. Специализированный нефтяной порт Думай. Нефтеналивной флот принадлежит «Пертамине». По протяженности официально зарегистрированных внутринациональных морских маршрутов - 21 579 км на 2011 год - страна занимает 5-е место в мире. На плаву находится 1244 судна океанского класса, 87 из которых зарегистрированы в других странах и 65 - принадлежат зарубежным собственникам.

Общая протяженность магистральных железнодорожных путей 5042 км (74% на Яве) - 35-е место в мире, автодорожной сети - 437 759 км - 14-е место в мире. В стране зарегистрировано около 58,8 млн автотранспортных средств, более 48 млн из которых - мотоциклы и мотороллеры, около 6,4 млн - легковые автомобили, более 2,8 млн. - грузовые автомобили, более 767 тысяч - автобусы и более 278 тысяч - транспортные средства различного специального назначения. 5984 км нефтепроводов и 7165 км газопроводов, 885 км трубопроводов для транспортировки газового конденсата и 617 км продуктопроводов прочего назначения.

Авиаперевозки осуществляют 17 авиакомпаний, в том числе государственные «Гаруда» и «Мерпати нусантара эруэйз». 684 аэродромов (10-е место в мире), а также 64 вертодрома. 171 аэропорт имеет асфальтированные либо бетонированные взлетно-посадочные полосы

По состоянию на март 2011 г. в Индонезии насчитывается 122 коммерческих банка, в том числе 28, представляющие собой совместные банковские предприятия с зарубежными партнерами, и 10, контрольный пакет в которых принадлежит зарубежным собственникам. Ряд банков, находящихся в частных руках, осуществляет исламский банкинг.

Развивается система телекоммуникаций и связь. Телефонная, телеграфная и телексная связь обеспечивается компанией «П.Т. Телком», почтовая связь - «П.Т. Пос Индонесия», спутниковая связь - «П.Т. Индосат» (все государственные). Сеть почтовых отделений - около 3,7 тыс. На 100 человек приходится 14,8 стационарных телефонных линий и 69,2 контрактов на пользование мобильным телефоном. 90% населения проживает в зоне действия мобильной телефонной связи.

Спутниковая связь обеспечивается в рамках национальной спутниковой программы «Палапа», реализуемой с 1976 г. Всего с начала действия программы запущено 10 геостационарных спутников, последний из которых, «Палапа-D» - в августе 2009 г. Сеть телексных станций охватывает основные провинции страны. Прямая автоматическая связь установлена со 130 странами.

Сохраняются традиционные промыслы: изготовление тканей батик и сонгкет, ювелирных украшений из серебра и сувениров из олова, кожаных изделий (в том числе резных абажуров из буйволиной кожи), плетение.

Внешнеторговый оборот в 2010 г. составил 285,3 млрд ам. долл. при положительном сальдо в размере 31,1 млрд долл. Объем экспорта - 158,2 млрд долл., импорта - 127,1 млрд долл. (по обоим показателям - 30-е место в мире). Около 51% экспорта - продукция обрабатывающей промышленности. Основные экспортные товары: готовая одежда, текстиль, газ, нефть и нефтепродукты, продукция элетронной промышленности, целлюлозобумажной промышленности, фанеры, изделия из натурального каучука, обувь, металлы и изделия из них. Потребители экспорта: Япония (15,9%), страны ЕС (15%), Китай (9,9%), США (9,3%), Сингапур (8,8%), Южная Корея (7%), Индия (6,4%), Малайзия (5,8%). Основные предметы импорта: машины и оборудование, сырье, продовольствие, нефтепродукты. 16,1% импорта поступает из Сингапура, 14,5% - из Китая, 10,3% - из Японии, 7,3% - из США, 5,8% - из Малайзии, 4,9% - из Южной Кореи, 4,8% - из Таиланда.

Внутренняя торговля развивается быстрыми темпами, особенно в Джакарте и других крупных городах. Объем внутренней торговли в 2010 г. составил более 50 млрд ам. долл. (около 5% ВВП), количество торговых точек превысило 2,5 миллиона (второе место в мире после Индии). В сфере супермаркетов лидирует группа магазинов Него, а в сфере продажи готовой одежды - группа магазинов Matahari. Имеется также сеть магазинов зарубежных групп: Sogo (Япония), Metro (Сингапур), Carrefour (Франция).

Объем прямых иностранных инвестиций в индонезийской экономике на 2010 г. составляет около 85,6 млрд долл. (38-е место в мире). Индонезийскими инвесторами за рубежом размещено более 33 млрд долл. (37-е место в мире).

Города-миллионеры: Джакарта, Сурабая, Бандунг, Бекаси, Медан, Тангеранг, Депок, Семаранг, Палембанг, Макасар, Тангеранг-Селатан.

Являясь крупным производителем сырьевых товаров, Индонезия для регулирования рынка и поддержания стабильных цен на эти товары участвует в раде международных товарных соглашений и группировок. Важнейшими из соглашений являются: Международное соглашение по олову (осн. в 1956 г.), Международное соглашение по натуральному каучуку (осн. в 1979 г.), Международное соглашение по чаю (осн. в 1978 г.). Эти соглашения периодически продляются на срок от 2 до 5 лет. Индонезия является также членом Ассоциации стран - производителей натурального каучука (осн. в 1970 г., Куала-Лумпур), Ассоциации стран - производителей олова (осн. в 1983, Куала-Лумпур), Азиатско-тихоокеанского сообщества стран, производящих кокосы (осн. в 1969 г., Джакарта), Международной ассоциации по сбыту чая (осн. в 1979 г., Роттердам), Международной ассоциации по сбыту чая (осн. в 1979 г., Найроби), Международного комитета по чаю (осн. в 1933 г., Лондон), Международного сообщества перца (осн. в 1972 г., Джакарта), Конфедерации промышленных палат Азии и Тихого океана (осн. в 1966 г., Тайбэй), Организации стран - экспортеров нефти (осн. в 1969 г., Вена - в 2008 г. Индонезия вышла из ОПЕК) и др.

Финансовый год в Индонезии с 2001 г. отсчитывается с 1 января по 31 декабря (до этого: с 1 апреля по 31 марта).

Индонезия - индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Экономика Индонезии основана на рыночном принципе. При этом значительную роль в ней играет правительство, контролирующее более 160 государственных компаний и регулирующее такие важные отрасли, как топливно-энергетический комплекс и продовольствие. После тяжелого финансово-экономического кризиса в Азии (1997) правительство взяло под свою опеку новую значительную долю частного сектора, приобретя не функционирующие банковские займы и организовав реструктуризацию корпоративных долгов.

К 1996 г., то есть к концу 30-летнего периода правления Сухарто, установившего в стране «новый порядок», ВВП на душу населения вырос с $70 до $1000. Уровень инфляции составлял 5-10% в год, рупия стала достаточно стабильной. Однако в конце 1997 г. разразился кризис. Правительство ввело плавающий валютный курс и повысило процентные ставки. Однако принятые меры не помогли, и Сухарто был вынужден уйти в отставку.

В 1998 г. реальный ВВП сократился на 13,7%, а инфляция достигла 77%. В 1999 г. ситуация несколько стабилизировалась - ВВП поднялся на 0,3%, инфляция снизилась до 2%. В 2004 г. рост экономики составил уже 5,1%, а Джакартская фондовая биржа стала одной из наиболее успешных в Азии - рост индексов составил 42%.

В 2010 г., по данным Центрального бюро статистики Индонезии, индонезийская экономика увеличилась на 6,1%. Темпы роста индонезийской экономики стали рекордными за последние шесть лет. При этом в конце 2010 года экономическое развитие ускорилось. Так, за последние три месяца 2010 г. ВВП Индонезии увеличился на 6,9%.

Высокие темпы роста экономического развития Индонезии объясняют ростом инвестиций в экономику страны, а также расходов индонезийских потребителей. Внутреннее потребление, которое составляет 2/3 от ВВП Индонезии, в 2010 г. обеспечило 2,7% роста ВВП Индонезии, а инвестиции - 2%. Увеличение благосостояния индонезийцев почувствовал автомобильный рынок страны, на котором в прошлом году выросли продажи.

Быстрое экономическое развитие в Индонезии, так же как в Китае и Индии, сопровождает высокая инфляция. Потребительские цены в Индонезии выросли в январе 2011 г. на 7,02%, а в декабре 2010 г. - на 6,96%, что является рекордным ростом с апреля 2009 г. Правительство страны обеспокоено тем, что рост потребительских цен еще больше усиливает проблему бедности в Индонезии. По оценкам Всемирного банка, 29% жителей Индонезии получают менее $60 в месяц.

Власти страны уже готовы пожертвовать высокими темпами экономического роста, чтобы сдержать рост цен. Так, в начале февраля Центральный банк принял решение повысить ключевую процентную ставку на 0,25%, до 6,75%, что произошло впервые с октября 2008 г. До этого ЦБ сохранял минимальный уровень процентной ставки (6,5%) уже более года, тем самым поддерживая внутреннее потребление. Повышение процентной ставки должно увеличить стоимость кредитов в индонезийской экономике, предотвратить наплыв избыточной денежной массы и снизить темпы инфляции. Одновременно ограничение доступности кредитов замедлит экономическое развитие страны.

В январе 2011 г. международное рейтинговое агентство Moody`s Investors Service повысило кредитный рейтинг Индонезии с Ba2 до Ba1, что стало для страны максимальным уровнем с 1997 г., когда разразился азиатский финансовый кризис. Прогноз по рейтингам Moody`s установлен «стабильный». Рейтинг Moody`s был улучшен благодаря устойчивости Индонезии к мировому финансовому кризису, улучшению кредитных показателей и способности осуществлять управление внутренней политикой, не снижая эффективность работы ключевых политических институтов. После повышения суверенного рейтинга Индонезии резко уменьшилась стоимость заимствований для страны: доходность 10-летних облигаций снизилась на 10 базисных пунктов - с 5,87% до 4,56%.

Согласно прогнозу Центрального банка Индонезии, в 2011 г. экономика страны может вырасти на 6,5%. Президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно поставил цель вывести темпы роста ВВП Индонезии на уровень 6,6% в год до окончания своего правления в 2014 г.

В настоящее время Индонезия, население которой составляет 230 млн., входит в четверку стран мира с самым большим населением (вместе с Китаем, Индией и США). Ожидается, что именно эти страны со временем займут ведущие позиции в мировой экономике. Аналитики консалтинговой и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers прогнозируют, что в ближайшие десятилетия Индонезию ждет мощный экономический подъем, который приведет ее в десятку ведущих экономических держав мира. К 2050 г. Индонезия может подняться с 16-го места по размеру ВВП, которое она занимала в 2009 г., на 8-е, обогнав в течение 40 лет Италию, Францию, Великобританию и Германию.

Статистические показатели Индонезии
(по состоянию на 2012 год)

Аналитик американского банка Goldman Sachs Джим О`Нил, создатель термина BRIC, относит Индонезию к группе развивающихся стран, которые оказывают самое сильное влияние на мировую экономику. Вместо термина BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Джим О`Нил теперь предлагает использовать термин «рынки роста» (growth markets), к которым экономист относит также Мексику, Южную Корею, Турцию и Индонезию. Доля каждой из этих стран превышает 1% мирового ВВП. Так, доля Мексики и Южной Кореи составляет по 1,6%, Турции - 1,2%, а Индонезии - 1,1%.

Промышленность Индонезии

Основа экономики - добыча и переработка нефти и газа (гл. обр. на экспорт) на Суматре, Яве, Калимантане и в западной части Ириан-Джая. Основные промышленные центры: Джакарта, Сурабая, Джокьякарта, Палембанг (нефте- и газопереработка, металлургия, машиностроение, химическая промышленность и др.). 2/3 занятых приходится на пищевкусовую и текстильную промышленность.

Индонезия располагает богатыми месторождениями различных ископаемых: высококачественной нефтью, оловом, бокситами, никелем, марганцем, свинцом, медью, цинком, хромом. Залежи олова найдены на островах Банка, Белитунг, Синкеп и юго-западных областях Калимантана. Месторождения никеля обнаружены на острове Сулавеси, Хальмахера, Молуккских островах и Ириан-Джае. Марганцевые месторождения расположены в центральных районах Явы, на Суматре, Калимантане, Сулавеси, Тиморе. Медная руда разведана в горах Джайявиджзйя (провинция Ириан-Джая). Острова Риау, Банка, Синкеи и Калимантан располагают месторождениями бокситов, на Суматре и Калимантане ведется добыча угля. Разведаны месторождения золота, железа, серебра, сульфатов. Крупные нефтяные месторождения стабильно обеспечивают сырьем национальную энергосистему.

Политика промышленного развития Индонезии предусматривала две главные цели: развитие импортозамещающих отраслей и механизация сельского хозяйства. В целях сокращения импорта было принято решение о налаживании производства продовольствия, текстиля, удобрений, цемента. Самые крупные предприятия, принадлежащие государству, - это заводы по переработке сельхозпродукции и производству удобрений. Среди них можно выделить «Pertamina», контролирующую нефтехимическую отрасль Индонезии. Существенный процент производства сосредоточен в руках среднего и малого семейного бизнеса. В этой сфере особо выделяются китайские бизнесмены - им принадлежит большая часть производственных мощностей. Они выпускают потребительские товары типа мебели, предметы домашнего обихода, одежду и текстиль, печатную продукцию. Центр частного предпринимательства - западные районы Явы, хотя значительное развитие предпринимательства заметно и в столице - Джакарте.

На импортируемом сырье работает главная отрасль национальной экономики - легкая промышленность. Заводы по производству пряжи находятся в собственности иностранных компаний или государства, а предприятия, выпускающие готовые ткани, сосредоточенны в Бандунге и принадлежат частному капиталу. Производство батика - индонезийский вариант печатного текстиля, ведется в центральных областях Явы. Хотя большая часть батика выпускается в домашних условиях, действует множество предприятий промышленного производства ткани.

Индонезия была членом ОПЕК в 1962-2008гг. и вышла из нее 1 ноября 2008 г. До этого она была единственным азиатским членом ОПЕК, не относившимся к странам ближневосточного региона, и единственным членом этой организации, импортирующим нефть.

В настоящее время Индонезия успешно перенимает опыт других азиатских стран, развивая технологически сложные производства, когда до 90% продукции поступает на внешний рынок. Например, Индонезия поставляет 50% всех выпускаемых вертолетов Апач используя дешевую рабочую силу внутри страны.

Сельское хозяйство Индонезии

Муссонный климат и ливневые дожди служат прекрасным подспорьем для развития сельского хозяйства в Индонезии. Но несмотря на это в стране обрабатывается только десятая часть земель. Интенсивное растениеводство ограничено островами Ява, Бали, Ломбок и несколькими районами Суматры и Сулавеси Большая часть пахотных земель на острове Ява отведена под рис (главным образом, на северном побережье и в центральных равнинах). В засушливых восточных областях Явы преобладают посевы кукурузы, кассавы, пряного картофеля, арахиса и сои, хотя на небольших фермах выращивают экспортируемые табак и кофе. Орошается почти 1/3 обрабатываемых земель.

Развитие сельского хозяйства на Суматре менее интенсивно. На острове расположено около половины всех площадей плантаций, расположенных на северо-восточном побережье Вокруг Медана имеются обширные плантации, производящие табак, каучук, пальмовое масло, капок, чай, гвоздику, кофе Возле Паданга и Палембанга выращивают рис, кукурузу и кассаву. Постепенно происходят смещение акцента в национальном масштабе от культивирования риса к производству других зерновых культур, типа кассавы. Для крестьянских масг рис остается краеугольным камнем домашнего хозяйства, правительство запустило в действие программу «Bimingan Massal», или «Bimas» («Руководство масс»), что позволит повысить урожаи данной культуры путем применения высокопродуктивных сортов и удобрений. Каучук - главная экспортная сельскохозяйственная культура, но в отличие от соседней Малайзии, в Индонезии не удалось достичь высокой степени механизации. В последние годы выросло производство пальмового масла и сахарного тростника.

Рыболовство развито слабо. Япония оказала помощь в расширении производства и экспорта рыбопродуктов. Большая часть улова пресноводных рыб идет из ирригационных каналов, а морская рыба - основа всего валового улова.

Транспорт Индонезии

Так как Индонезия островное государство, то приоритетное развитие получил морской транспорт, а в последние годы и авиатранспорт. Отсутствие портов и аэродромов в некоторых провинциях страны привело к экономическому застою и неравномерному развитию регионов Индонезии. На островах доминирует автомобильный и железнодорожный транспорт.

Адекватно отвечающая запросам населения и экономики являются транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проложены и автомобильные, и железные дороги, есть задел для дальнейшего расширения их сети, но акцент в перевозке грузов смещен к автомобильному транспорту, по причине коротких дистанций перевозок. Однако существует объективная предпосылка для дальнейшего расширения сети железных дорог, небольшая площадь острова вместе с высокой плотностью населения служит препятствием для автодорожного строительства. Индонезийская Государственная Железная Дорога «Perusahaan Jawatan Kereta Api», или «PJKA», управляет дорогами на Яве, Мадуре и Суматре.

Географические особенности и особенности грузопотока сократили объем перевозок, остающиеся небольшие потребности в дальних перевозках грузов служат постоянным источником заказов для работы железной дороги. Большая часть дорог с твердым покрытием находится на островах Ява и Мадура. Довольно большие участки дорог Суматры и Бали имеют твердое покрытие. Западный и Центральный Калимантан и Сулавеси имеют небольшие участки асфальтированных дорог, а Ириан-Джая и Молуккские острова почти не располагают такими дорогами.

Большинство городских центров возникали и развивались как портовые города. Моря близ Индонезии относительно спокойны, страна находится вне пояса тайфунов и сильных ветров. Для заходящих в порт судов не требуется доков, для погрузочно-разгрузочных операций достаточно якорной стоянки. В стране построены порты, способные принимать суда водоизмещением более 500 тонн.

Главные порты: Танджунприок (порт Джакарты), Таид-жунперак (порт Сурабаи), Белаван (порт Медэна). Главный нефтяной терминал страны - порт Палембанг. Морем перевозят нефть и нефтепродукты, рис,

Международные авиаперевозки ограничены городами Джакарта (о. Ява), Медан (о. Суматра), Денпасар (о. Бали). Главные города Суматры связаны авиалиниями с Малайзией, Джаяпура - с Папуа - Новой Гвинеей. Авиаперевозки в пределах страны ограничены услугами нескольких компаний, прежде всего это «Garuda» - национальная авиакомпания, и «Merpati Nusantara» - частично субсидируемая правительством. На местных линиях действуют несколько небольших компаний.

Индонезия в мировой экономике

Экономика Индонезии основана, прежде всего, на экспорте нефти. Вторым по важности для экономики Индонезии экспортируемым товаром является натуральный каучук. Также экономически важными для экспорта древесина и изделия из дерева, цемент. Кроме того, Индонезия экспортирует кофе, табак, какао, кору хинного дерева, пальмовое масло, кокос, мускатный орех, перец и другие специи.

Основные импортеры Индонезии – США, Япония, Сингапур и другие страны Индокитая. Основные продукты питания населения – рис, кукуруза, батат. Индонезийцы почти не держат крупный скот – коров, свиней всвязи с малым количеством пастбищ.

Экономика Индонезии.

Республика Индонезия, крупнейшее государство в Юго-Восточной Азии и самое большое островное государство в мире. После Китая, Индии и США, это - четвертая самая населенная страна в мире с численностью около 230 миллионов человек. Государственный язык – индонезийский (бахаса индонесиа). Религии: ислам, христианство, буддизм, индуизм, анимизм, конфуцианство. Джакарта - столица Индонезии. Природные ресурсы: нефть, олово, природный газ, никель, лес, бокситы, медь, плодородные почвы, угля, золота, серебра. Сельское хозяйство - продукты: рис, маниока (тапиока), арахис, каучук, какао, кофе, пальмовое масло, копра, мяса птицы, говядины, свинины, яиц.

Индонезия - индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Экономика Индонезии основана на рыночном принципе. В 2010г., по данным Центрального бюро статистики Индонезии, индонезийская экономика увеличилась на 6,1%. Темпы роста индонезийской экономики стали рекордными за последние шесть лет. Так, за последние три месяца 2010г. ВВП Индонезии увеличился на 6,9%. Высокие темпы роста экономического развития Индонезии объясняют ростом инвестиций в экономику страны. Быстрое экономическое развитие в Индонезии, так же как в Китае и Индии, сопровождает высокая инфляция. Индонезия была членом ОПЕК в 1962-2008гг. и вышла из нее 1 ноября 2008г. (выход Индонезии из ОПЕК обусловлен тем, что в 2007 году импорт нефти в страну превысил экспорт из-за проблем с производством, износа оборудования и отсутствия необходимых инвестиций). Индонезия поставляет 50% всех выпускаемых вертолетов Апач, используя дешевую рабочую силу внутри страны.

ВВП (ППС) в долларах США в Индонезии в 2010 году составляет 1,029.88 долларов США млрд. Это делает Индонезию № 15 в мировом рейтинге по ВВП (ППС) в долларах США. ВВП на душу населения (ППС), в долларах США в Индонезии в 2010 году составляет 4,394.13 долларов США. Это делает Индонезию № 120 в мировом рейтинге по ВВП на душу населения (ППС), в долларах США в 2010 году. Инвестиций (% ВВП) в Индонезии в 2010 год 32,487%. Это делает Индонезию № 24 в мировом рейтинге по инвестициям (% ВВП) в 2010 году. Инфляция (на конец года в%) в Индонезии в 2010 году составляет 6,955%. Это делает Индонезию № 52 в мировом рейтинге по инфляции (на конец года в%) в 2010 году. Уровень безработицы (в % от рабочей силы) в Индонезии в 2010 году составляет 7,14%. Это делает Индонезию № 61 в мировом рейтинге по безработицы (в% от рабочей силы) в 2010 году.

Экспорт. В настоящее время, главные экспортные предметы потребления включают нефть и газ, фанеру, текстиль и натуральный каучук. Также экономически важными для экспорта древесина и изделия из дерева, цемент. Кроме того, Индонезия экспортирует кофе, табак, какао, кору хинного дерева, пальмовое масло, кокос, мускатный орех, перец и другие специи. Странами, к которым разработано большинство индонезийского экспорта, является Япония 22.3 %, США 12.1 %, Сингапур 8.9 %, Южная Корея 7.1 %, Китай 6.2 %. Главные партнеры импорта - Япония 13 %, Сингапур 12.8 %, Китай 9.1 %, США 8.3 %, Таиланд 5.2 %, Австралия 5.1 %, Южная Корея 4.7 %, Саудовская Аравия 4.6 % (2003). Индонезия главным образом импортирует машины и оборудование, химикаты, топлива и продовольствие.

Основные внешнеторговые партнёры: АСЕАН, КНР, Япония, ЕС, США, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Австралия, Малайзия.

Крупнейшие компании: PT International Astra (занимается производством в автомобильной, производственной и других отраслях); Bank BRI (один из крупнейших банков, занимающийся валютно-финансовыми операциями); Telkomsel (крупнейшая телекоммуникационная компания, обеспечивающая мобильную связь); Garuda Indonesia (крупнейшая авиакомпания, названная в честь птицы Гаруда, обеспечивает авиаперевозки по всей стране); Adhi Karya (крупнейшая компания, занимающаяся строительством государственных и частных объектов страны); Тех Sosro (является компанией, занимающейся в чаями); Medco Energi (первая индонезийская компания, работающая в нефтяном и газовом бизнесе); Astra Agro Lestari (производит связки свежих фруктов и сырое пальмовое масло); Mustika Ratu (международной компанией, которая производит косметику); Adira Finance (одна из крупнейших инвестиционных компаний).

Вывод

Республика Индонезия в настоящее время, благодаря рациональной экономической политике и успешным реформам, превратилась в аграрно-индустриальное государство. По многим показателям эту страну уже сейчас относят к группе новых индустриальных государств, среди которых она играет все более важную роль. Индонезия, обладающая огромной территорией, успешно преодолевает трудности, неизбежно возникающие перед развивающейся страной с большим количеством отсталых провинциальных районов, поднимая разрушенную за годы правления Сукарно экономику. Но главное достояние – это нефть. Но, не смотря на улучшения, в стране продолжают существовать проблемы связанные с огромным населением страны, половина которого живет за чертой бедности. Индонезия – активный член ООН и Организации Исламская конференция (ОИК). Индонезия поддерживает развитые и взаимовыгодные связи с США, Японией, странами ЕС.

Индонезия -- индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Экономика Индонезии основана на рыночном принципе.

Основу экономики страны составляют добыча и переработка нефти и газа. Добыча ведется в основном на Суматре, Яве, Калимантане и в западной части Ириан-Джая. Нефтехимическую отрасль контролирует государственная компания Pertamina. Главными промышленными центрами Индонезии являются: Джакарта, Сурабая, Джокьякарта, Палембанг. В них развиты нефте- и газопереработка, металлургия, машиностроение, химическая промышленность. 2/3 занятых приходится на пищевкусовую и текстильную промышленность. Лёгкая промышленность, имеющая большое значение, работает только на импортируемом сырье.

Участие Индонезии в интеграционных объединениях и международных организациях

При президенте С.Б. Юдойоно Индонезия не только увеличила свою роль непосредственно в регионе Юго-Восточной Азии, но, в то же время, повысила уровень своих собственных интересов в других регионах. Страна представила концепцию внешней политики «тысяча друзей и ни одного врага» , направленную на реализацию своих национальных интересов. Являясь лидером АСЕАН, Джакарта уделяет серьезное внимание развитию тесного сотрудничества в рамках этого объединения, главной целью которого остается создание Сообщества АСЕАН к 2015 г.

В последние годы мы видим возрождение интереса к идее Восточно-Азиатского сообщества с широким привлечением стран региона. Для Индонезии не может быть ВАС без АСЕАН как основной составляющей. Таким образом, АСЕАН, различные «АСЕАН +», АРФ, а также ВАС представляет собой многосторонний путь к Восточно-Азиатскому сообществу с центральной ядром в лице АСЕАН. Именно интерес к ВАС станет основой в 2011 году.

Стоит обратить внимание на тот факт, что 30 октября 2010 г. во вьетнамской столице Ханой завершился 17-й саммит АСЕАН. В ходе встречи руководителей 10 стран-участников Ассоциации на тему: «От надежды к действиям: шаг к Сообществу АСЕАН» были приняты программы действий, направленные на достижение цели строительства Сообщества АСЕАН к 2015 году. Однако неравномерность в развитии членов Ассоциации остается серьезной угрозой процессу интеграции.

На саммите Индонезия предложила, чтобы в 2011 г. АСЕАН стала более заметной на международной арене, занимаясь глобальными вопросами, такими как изменение климата, проблемы безопасности. Был брошен ретроспективный взгляд на прогресс, достигнутый в процессе интеграции Ассоциации, и определены направления работы по созданию экономического сообщества, сообщества безопасности и социально-культурного сообщества. Участники саммита приняли комплексный план взаимных связей и взаимных обменов АСЕАН и другие документы, реализация которых станет гарантом строительства Сообщества АСЕАН в намеченный срок - к 2015 году. Комплексный план включает в себя более 700 проектов и планов. Ассоциация рассчитывает, что ее члены и страны-партнеры по диалогу примут активное участие в этих проектах и планах путем разнообразного инвестирования и практически продвинут взаимные связи и взаимные обмены внутри АСЕАН и между ассоциацией и ее странами-партнерами по диалогу. Руководители организации также решили создать комиссию по координации взаимных связей и взаимных обменов АСЕАН в целях координации и контроля за процессом претворения в жизнь этого документа. Кроме того, лидеры заявили о намерении проводить активное сотрудничество и создать фонд объектов инфраструктуры АСЕАН .

Как отметил президент Индонезии, экономика, торговля и финансы - приоритетные направления внешнего сотрудничества. Такая активизация Индонезии в рамках АСЕАН связана с тем, что в 2011 г. страна стала председателем АСЕАН. Состоятся две встречи на высшем уровне в октябре и в апреле в Джакарте и на о. Бали соответственно. Именно поэтому уже началась активная работа кабинета министров с Секретариатом АСЕАН, чтобы обеспечить успех руководства страны в Ассоциации. Цель С.Б.Юдойоно - вывести АСЕАН на новый уровень. Как отмечает президент: «Встречи на высшем уровне и на уровне министров должны быть не только значительными, но и успешными и давать конкретные результаты». ВАС будет расширен, в этом году туда войдут Россия и США. Президент планирует особое место отвести обсуждению экономических, политических и проблем безопасности.

Сусило Бамбанг Юдойоно в апреле этого года заявил, что страной взят курс на диверсификацию двусторонних связей с основными внешними партнерами, прежде всего в целях привлечения в страну большего числа инвестиций. Здесь стоит отметить создание зоны свободной торговли Китай-АСЕАН в 2010 г., которая является непосредственной возможностью привлечения инвестиций в Индонезию.

В связи с созданием зоны свободной торговли, индонезийское правительство разработало стратегические контрмеры, включая содействие повышению промышленной конкурентоспособности страны и проведение правительственной политики благоприятной развитию промышленности в стране. Президент подчеркнул, что наряду с повышением конкурентоспособности необходимо уделить серьезное внимание качеству продукции и установить стандарты для импортируемых товаров.

В рамках ОИК Индонезия особое внимание уделяет проблемам исламофобии, неправомерному отождествлению общественным мнением Запада ислама с терроризмом. Для решения этой проблемы, по мнению индонезийского президента, нужно совершенствовать управление странами, входящими в ОИК, и «ликвидировать дефицит демократии» . Таков путь к снятию напряженности и решению конфликтов. Деятельность ОИК полностью поддерживается генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. Он, в частности, заявил на саммите ОИК в марте 2008 года в Сенегале, что ОИК и ООН должны «идти рука об руку» на пути отрицания отождествления ислама и терроризма . С.Б. Юдойоно призывает страны ОИК повысить свою роль в обеспечении мира и безопасности, а также в искоренении бедности.

Помимо вышеназванных организаций, Индонезия входит в ОПЕК и уделяет большое влияние энергетической дипломатии, активно участвует в работе АТЭС. Членство в специализированных организациях позволяет Индонезии проводить сбалансированную и разновекторную внешнюю политику, повышать свой статус на международной арене, решать задачи экономического развития.

Преобразование колониальной структуры экономики началось в 1950. В основу государственной экономической политики были положены курсы либеральной экономики (1950-57), направляемой экономики (1957-65), экономической демократии (1966-98) и реформирования развития (с 1998). Первый долгосрочный план развития (1969/70-1994/95) включал пять взаимосвязанных среднесрочных планов.

Среднегодовые темпы прироста ВВП составляли в 1950-65 2-3%, в 1975-84 - 7,2% , в 1985-95 - 7,1%, в 1996 - 7,8%. В результате финансового кризиса темпы прироста ВВП в 1998 упали до -13,8 %. Инфляция выросла с 12 до 77,6%. ВВП уменьшился с 220 млрд долл. в 1996 до 141 млрд долл. США в 1999. В 2001 он поднялся лишь до 156 млрд долл. США. Темпы прироста ВВП в 2002 составили 3,7%. Доход на душу населения вырос с 75 долл. в 1966 до 1013 долл. США в 1996. Однако в 1998 он сократился до 484 долл. США. И. переместилась из разряда стран со средним доходом в группу стран с низким доходом. Подушевой доход в 2001 вырос лишь до 740 долл. США. Официально зарегистрированная безработица увеличилась с 5,5% в 1998 до 6,4% в 1999.

В 2001 в структуре ВВП удельный вес аграрного сектора, включая рыболовство и лесное хозяйство, составлял (в %) 16,39, горнодобывающей промышленности - 13,59, обрабатывающей промышленности - 26,11, торговли, отелей, ресторанов - 16,09, электро, газо, водоснабжения - 1,16, строительства - 5,64, транспорта и связи - 5,35, финансов и деловых услуг - 6,20, услуг - 9,46.

Доля занятых в структуре ВВП (2001, в %): в аграрном секторе, включая рыболовство, лесное хозяйство, 43,77; в торговле 19,24; в обрабатывающей промышленности 13,31; в услугах 12,12; в прочих отраслях 11,56.

В И. имеется около 350 горнодобывающих предприятий. Доля отрасли в ВВП 13,59%, в отрасли трудится 725 тыс. чел., или 0,8% всех занятых (2001).

Согласно Конституции 1945 все богатства недр принадлежат государству и должны в максимальной степени использоваться для повышения благосостояния народа.

Добываются: нефть, природный газ, уголь, золото, серебро, а также йод, сера, фосфаты, кварцевый песок, каолин, асфальт, гранит, мрамор, известняк и др. Разрабатываются месторождения олова, бокситов, медной, никелевой, марганцевой руд. Горнодобывающие компании объединены в Индонезийскую ассоциацию горнодобывающих предприятий.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП 26,11%, в отрасли занято 10,6% трудящихся (2001). В 2000 было более 22 тыс. крупных и средних предприятий (0,8% всех предприятий), но на них производилось 89% добавленной стоимости, создаваемой в отрасли.

Крупнейшим предприятием в металлургической промышленности является интегрированный сталелитейный комплекс «Кракатау стил» в Чилегоне (Западная Ява), занимающий 1-е место в Юго-Восточной Азии по объёму продукции. Комплекс располагает необходимой инфраструктурой, включая самый крупный глубоководный порт Чиандунг.

В алюминиевой промышленности ведущим предприятием является японо-индонезийское предприятие «ПТ. Иналум».

В нефтеперерабатывающей промышленности имеется 8 заводов общей мощностью св. 1 млн барр. в сут- ки, которые принадлежат Пертамине. Семь заводов по производству сжиженного газа дают продукцию, обеспечивающую И. 1-е место по поставкам сжиженного газа на мировой рыноколо В 2001 был принят закон о нефти и газе. Он призван ослабить монополию Пертамины в отрасли, которая лишается права заключения контрактов от имени правительства. К 2005 предполагается устранить ее монополию на переработку, транспортировку, хранение и продажу нефти и нефтепродуктов.

Нефтехимическая промышленность даёт стране азотные удобрения, бензол, метанол, параксиленовые кислоты.

Высокими темпами развивалась цементная промышленность, часть продукции которой экспортируется.

Ведущими отраслями лёгкой промышленности являются текстильная, пищевкусовая, производство кожевенных изделий, деревообрабатывающая, мебельная, фармацевтическая. В 2001 общая стоимость продукции отрасли составила 36,8 трлн рупий, 15,6% приходилось на пищевкусовую промышленность.

С 1980-х гг. появились новые отрасли промышленности - электротехническая, электронная, а также модернизировались старые. Значительное развитие получило судостроение, центрами которого являются верфи портов Танджунг Приок, Танджунг Перак, Бе-лаван и Танджунг Уганг.

В автомобильной промышленности при участии ведущих автокомпаний мира налажены сборка ряда марок легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, а также производство отдельных компонентов.

Обшая площадь земли, находящейся в сельскохозяйственном обороте (без Папуа и Молукк), составляла в 2000 46,9 млн га, земли под строениями и приусадебными участками 17,2 млн га, плантации занимали 16,7 млн га (26,08%), под неорошаемыми полями и садами находилось 12,9 млн га (20,19%), под лесом 8,8 млн га (13,74 %), под орошаемыми полями 7,8 млн га (12,15%).

В продовольственных культурах доминирует рис, выращиваются кукуруза, маис, соя, сахарный тростник, табак. Под рисом в 2001 находилось 11,5 млн га, с которых было собрано 50,5 млн т необрушенного риса (56,4% - на Яве). Средняя урожайность риса 44 ц с 1 га.

Плантационный сектор представлен государственными, частными (местными и иностранными) плантационными хозяйствами. Основные плантационные культуры: гевея (539 тыс. га), масличные и кокосовые пальмы, кофейные деревья, какао-бобы, чай, специи.

И. занимает в мире: 2-е место после Таиланда по производству каучука (в 2002 было экспортировано 1,23 млн т), 2-3-е место (в зависимости от года) по поставкам пальмового масла, 4-е место - по производству кофе (общая площадь под этой культурой превышает 1,2 млн га). Крестьянские хозяйства производят 95% всего кофе.

И. сохраняет лидирующие позиции как поставщик копры, мускатного ореха, перца, ванилина, занимает 4-е место по какао-бобам.

Удельный вес рыболовства составляет 2,9% ВВП. Улов крабов, креветок, тунца 4 млн т (2000). Незаконная ловля рыбы ежегодно приносит убытки св. 2 млрд долл. США в год. Потенциальные возможности ловли рыбы оцениваются в 6,7-7,5 млн т.

На Яве, Бали и в ряде провинций Суматры хорошо развита автодорожная сеть. Общая протяжённость автодорог составляла св. 360 тыс. км, из которых 57% - с асфальтовым покрытием (2001). Дороги подразделяются на государственные, провинциальные, районные. Перед кризисом 1997-98 была принята правительственная программа сооружения скоростных магистралей, мостов, соединяющих Суматру с Явой; острова Бали и Мадура с Явой. Но из-за финансовых трудностей её реализация осуществляется лишь частично.

Железнодорожное сообщение получило незначительное развитие. Протяжённость железных дорог на Яве 5,1 тыс. км, а на Суматре не связанные между собой участки железных дорог в совокупности составляют 1300 км (2001). Разработаны проекты модернизации имеющихся дорог и сооружения новых на Суматре, Яве, Калимантане.

Океанский флот насчитывает более 50 судов. Межостровное сообщение обслуживают 2793 судна местного производства и огромный традиционный флот.

В И. имеется 658 морских портов, из них: в ведении госкомпании «ПТ. Пелиндо» - 112. Крупнейшие порты: Танджунг Приок, Танджунг Перак, Семаранг (на Яве), Белаван (Суматра), Думаи (Риау). Остров Батам (6 портов) становится перегрузочным портом мирового класса. Помимо этих портов, есть ещё три грузовых терминала и более 40 верфей. Другой порт - в Макасаре - является морскими воротами в Восточную И.

Общее число авиационных компаний превысило 30, число воздушных судов в государственных и частных компаниях 514, из них 412 самолётов и 102 вертолёта (2001). В И. имеется около 180 коммерческих аэропортов, из них 41 крупный. Главный международный аэропорт - имени Сукарно-Хатта в Ченгкаранге (близ Джакарты). Международный аэропорт Ханг Надим на Батаме принимает самолёты класса DC-10 и Boeing 747. Расширены и модернизированы аэропорты в Восточной И. - Сам Ратуланги в Манадо, имени Хас-сануддина в Макасаре, Сепинган в Понтианаке.

В 2001 число почтовых отделений составило 8351, телефонов - 6,7 млн. Монопольное положение в охватывающей всю страну телекоммуникационной связи занимают государственные компании «ПТ. Индо-сат» и «ПТ. Телком», а также частная «ПТ. Сателин-до». Планируется создание инфраструктуры мультимедийной связи «Нусантара XXI века».

Туристская индустрия - одна из самых доходных отраслей (4-6 млрд долл. США в год). В 2001 И. посетило 5,1 млн туристов. Из-за террористического акта на Бали 12 сентября 2002 около 1,5 млн туристов отменили свои туры в И., и доходы от туризма сократились почти на 1 млрд долл. И. упрощает визовый режим и таможенные процедуры, координирует туристскую политику с другими странами АСЕАН.

В промышленной политике правительство исходит из необходимости повышения конкурентоспособности индонезийских товаров на мировом рынке. Расширение возможностей средних и мелких предприятий позволяет решать проблемы занятости, развития импортозамещения. Модернизация перерабатывающих предприятий должна содействовать увеличению добавленной стоимости и укреплению позиций И. на мировом рынке как одного из ведущих поставщиков сельскохозяйственной продукции. Ослабление зависимости промышленности от импортных компонентов - одна из центральных задач.

И. продолжает политику либерализации инвестиционного климата. Иностранным компаниям предоставляются долгосрочные контракты на 30-летний период с правом продления срока деятельности. Разрешается открытие компаний со 100%-м иностранным капиталом. Для иностранных инвестиций открыты почти все отрасли, в т.ч. промышленность, инфраструктура, атомная энергетика. Действующим в бондовых зонах компаниям предоставляются особые льготы, почти полное освобождение от налогов и сборов.

И. подписала многосторонние соглашения с более чем 50 странами и является членом Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций.

В 2000 правительство ограничило деятельность иностранных компаний в общественном транспорте, межостровном морском сообщении, внутренней торговле, кино (съёмка, прокат), радио- и телевещании.

Разрабатывается новый закон об иностранных инвестициях, по которому иностранные инвесторы будут приравнены к национальным.

Финансовый кризис 1997-99 выявил структурную слабость банковской системы. В 1997 было образовано Агентство по реструктуризации банковской системы, которое провело реструктуризацию и рекапитализацию банков. На основе слияния 4 госбанков был создан Банк Мандири. Банк Негара Индонесиа, Банк Ракьят Индонесиа, Банк Табунган Негара, 26 провинциальных банков развития и 12 бывших частных банков перешли под контроль правительства. Число банков сократилось с 237 в 1997 до 149 в 2000. Эти и другие меры содействовали оздоровлению банковской системы.

И. придерживается политики строгой бюджетной дисциплины. Финансовый год совпадает с календарным.

Государственный бюджет 2003 исходит из экономического прироста 4%, объёма ВВП в размере 1940 трлн рупий, курса рупии 9000 за 1 долл. США, инфляции на уровне 9%, ставки на 3-месячные облигации центрального банка 13%, цены нефти 22 долл. США за 1 барр. Дефицит бюджета должен составить 1,8% ВВП.

Доля налоговых поступлений в бюджете не превышает 80%. Около 40% расходной части бюджета выделено для обслуживания внешнего долга. Расходная часть бюджета включает текущие расходы и бюджет развития.

Бюджет развития определён в 65,1 трлн рупий (3,4% ВВП). На образование, культуру, развитие молодёжи и спорта выделяется 15,1 трлн; на сельское хозяйство, рыболовство, ирригацию 9,5 трлн; на транспорт, метеорологию и геофизику 9,1 трлн; на оборону и безопасность 7,2 трлн; на социальные нужды, здравоохранение 6,6 трлн рупий.

Внешний долг составлял в 2002 133,1 млрд долл. США, в т.ч. государственный 69,4 млрд, долги частного сектора 63,7 млрд. Внутренний долг государства, образовавшийся в связи с реструктуризацией и рекапитализацией банковского сектора, составлял 72 млрд долл. США, т.е. почти 1/2 ВВП.

Относительная фискальная устойчивость 1990- 96 была нарушена кризисом. Законы о региональной автономии передают часть фискальных функций и ответственности районным и муниципальным властям.

Внешняя торговля в 2002 продолжала восстанавливаться после кризиса. Доходы от экспорта составили 57 млрд долл. США (из них ненефтегазовый сектор дал 44,9 млрд долл.). На импорт было затрачено 31,2 млрд, при этом на ненефтегазовый сектор пришлось 24,8 млрд долл. Объём торговли И. с РФ около 250 млн долл. США.

От дальнейшей помощи МВФ И. отказалась в 2003. И. вошла в процесс формирования асеанов-ской зоны свободной торговли (АФТА), подписала соглашение об «АСЕАН+3», соглашения о создании к 2010-15 зон свободной торговли АСЕАН-КНР, АСЕАН-Япония и АСЕАН-Индия. Принимает участие во всех мероприятиях АТЭС, поддерживает все коллективные действия по борьбе с международным терроризмом и обеспечению безопасности региональных торгово-экономических контактов. Выступила с инициативой создания Диалога стран юго-западной части Тихого океана.

В ВТО И. поддерживает либерализацию торговли, настаивая на снятии введённых США и другими развитыми странами протекционистских барьеров, а также использует нормы ВТО для защиты внутреннего рынка. Является единственной страной Азии в ОПЕК. Соблюдает установленную квоту добычи 1,27 млн барр. в день и выступает за приглашение РФ в ОПЕК.

Являясь членом Ассоциации производителей кофе, И. участвует в совместных мерах по предотвращению падения цен на кофе. В 2000 было создано Трёхстороннее сотрудничество производителей каучука, в которое вошли И., Малайзия и Таиланд. В августе 2002 был создан Трёхсторонний консорциум производителей каучука для координации усилий сторон в вопросах ценообразования.