Экономическая роль государства. Роль экономики в развитии государства

Экономическая роль государства. Роль экономики в развитии государства

Лекция:


Экономические функции государства


В современном мире практически все экономические системы являются смешанными, то есть сочетают в себе рыночный механизм хозяйствования и государственное регулирование. Основными целями экономической политики государства являются обеспечение стабильного развития экономики на основе инноваций и рост благосостояния общества.

Одна из главных ролей государства в экономике заключается в компенсировании ситуаций несостоятельности рынка, с которыми рыночный механизм не может справиться самостоятельно:

    Во – первых, это борьба с монополизацией и защита конкуренции. Для этого создано антимонопольное законодательство и функционирует специальный орган Федеральная Антимонопольная служба РФ (ФАС РФ).

    Во – вторых, это создание общественных благ, за производство которых частный сектор экономики не берётся, поскольку за пользование этими благами невозможно брать оплату. Поэтому государство должно платит за создание общественных благ или само их производить. К общественным благам относятся благоприятная окружающая среда, безопасность, правопорядок, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования и т.д. На создание общественных благ государство расходует налоговые поступления в государственный бюджет. Поэтому получается, что граждане вносят вклад в создание общественных благ.

    В – третьих, это проблема внешних (побочных) эффектов, связанных с производством и потреблением благ. Внешние эффекты отражаются на людях, не участвующих в производстве и потреблении товаров и услуг непосредственно. Отрицательные издержки способствуют появлению у людей издержек, а в случае положительных эффектов появляются выгоды. К примеру, завод по обработке металла, расположенный вблизи населённого пункта, загрязняет воздух и воду в реке – отрицательный внешний эффект. Другой пример, благоуханный аромат доносящийся из цветочной теплицы позволяет насладиться всем жителям многоэтажного дома, расположенного рядом – положительный внешний эффект. Государство компенсирует внешние эффекты в обоих случаях. В первом случае оно вынуждено тратиться на строительство очистных сооружений для воды, а во втором будет стимулировать развитие тепличного бизнеса, предоставляя субсидии.

Другими экономическими функциями государства являются:
  • Перераспределение доходов – стремление сгладить неравенство между богатыми и бедными. Государство взимает налоги с предпринимателей и направляет их в сферу социального обеспечения (выплата пенсий, стипендий, пособий).
  • Регулирование вопросов занятости трудоспособного населения и борьба с безработицей.
  • Осуществление контроля цен и защита населения от инфляции.
  • Воздействие на структурные изменения в экономике – создание новых отраслей производства с целью обеспечения экономического роста.
  • Повышение показателей ВВП, ВНП и НД.
  • Выявление тенденций и прогнозирование экономического развития.
  • Регулирование внешней торговли, стимулирование или сдерживание экспорта и импорта.
  • Участие в решении глобальных проблем человечества.

Механизмы государственного регулирования экономики

Для реализации вышеперечисленных функций государство использует прямые и косвенные методы.

    К прямым относятся правовые (административные) методы регулирования. Прежде всего это издание законов, регламентирующих отношения собственности (к примеру, Гражданский кодекс РФ), регулирующих отношения экономических субъектов (ФЗ «О правах потребителей»), конкретизирующих правила создания и ликвидации предприятий (ФЗ «Об акционерных обществах»). К административным методам относятся введение норм и стандартов качества, запреты или разрешения (лицензирование) на ведение определённых видов экономической деятельности, установление санкций, применение штрафов и многое другое.

    К косвенным относятся финансово - экономические методы: денежно - кредитная (монетарная) политика и фискальная (бюджетно-налоговая) политика. Главным звеном денежно - кредитной политики является Центробанк. Вспомним, что он осуществляет эмиссию денег, регулирует валютный курс, устанавливает условия кредитования. Целью денежно - кредитной политики является регулирование денежной массы. На фазе экономического спада государство увеличивает денежную массу, а на фазе подъёма сдерживает её рост. Фискальная политика заключается в регулировании налогообложения, доходов и расходов государственного бюджета. Разберём на примере, для того, чтобы стимулировать мелкое предпринимательство, государство освобождает от уплаты налогов на первый год – это фискальная политика и выдаёт кредиты под низкий процент – это монетарная политика. И денежно – кредитная, и фискальная политика направлены на обеспечение устойчивого экономического развития, занятости трудоспособного населения и предотвращение инфляции.

Каким должен быть масштаб государственного вмешательства в экономику? Этот вопрос является предметом спора учёных – экономистов, поделившихся на два направления – монетаризм (Д. Юм, М. Фридмен) и кейнсианство (Дж. Кейнс). Согласно позиции монетаристов нужно позволить рыночному механизму самостоятельно обеспечивать устойчивость экономической системы и дать свободу от государственной опеки. Противоположная позиция кейнсианцев основана на неспособности рыночного механизма справляться со многими экономическими проблемами без вмешательства государства. Для российской экономики характерно использование государством мер как монетарного, так и кейнсианского характера.

  • 2. Права собственности как правила игры в экономических системах
  • 3. Рынок, его структура и функции. Субъекты рыночной экономики
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы
  • РазделIiмикроэкономика
  • Глава 3. Основы теории спроса и предложения
  • 1. Закон и неценовые факторы спроса
  • 2. Закон и неценовые факторы предложения
  • 3. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
  • Спрос d на яблоки и их предложение s, кг
  • 4. Эластичность спроса и предложения
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы
  • Глава 4. Теория потребительского поведения
  • 1. Теоретические предпосылки анализа потребительского поведения
  • 2. Понятия предельной полезности
  • 3. Законы, определяющие потребительское поведение
  • 4. Потребительский выбор: ординалистский подход
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 5. Производство и издержки
  • 1. Производственная функция. Закон убывающей производительности факторов производства
  • 2. Равновесие фирмы-производителя
  • 3. Виды производственных издержек и их динамика. Бухгалтерская и экономическая прибыль
  • 4. Издержки в долгосрочном периоде. Эффект роста масштаба производства
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 6. Теория совершенной конкуренции
  • 1. Понятие и признаки совершенной конкуренции
  • 2. Определение оптимального объема производства в краткосрочном периоде
  • 3. Поведение фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Эффективность рыночной экономики
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 7. Рыночные структуры несовершенной конкуренции
  • 1. Экономическое поведение фирмы в условиях чистой монополии
  • 2. Монополистическая конкуренция и олигополия
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 8. Рынки факторов производства
  • 1. Общая характеристика рынка ресурсов
  • 2. Рынок труда и заработная плата
  • 3. Рынок земли и земельная рента
  • 4. Рынок капитала и процент
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 9. Преимущества и недостатки рыночного механизма
  • 1. Общее равновесие экономики
  • 2. Отказы рынка и необходимость государственного регулирования экономики
  • 3. Внешние эффекты и общественные блага
  • 4. Роль государства в экономике
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • РазделIiiМакроэкономика
  • Глава 10. Национальная экономика: основные показатели и их измерение
  • 1. Кругооборот доходов и продуктов в национальном хозяйстве
  • 2. Внутренний валовой продукт и методы его расчета
  • 3. Номинальный и реальный ввп
  • 4. Система национальных счетов
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 11. Макроэкономическое равновесие
  • 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
  • 2. Модель макроэкономического равновесия «совокупный спрос – совокупное предложение»
  • Р Yис. 50. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение» на промежуточном (а) и кейнсианском (б) отрезках
  • 3. Модель макроэкономического равновесия «совокупный доход –cовокупные расходы»
  • 4. Парадокс бережливости
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 12. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица и инфляция
  • 1. Экономический цикл
  • Направления антициклического регулирования
  • 2. Безработица
  • 3. Инфляция
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 13. Бюджетно-налоговая политика
  • 1. Государственный бюджет и его структура
  • 2. Налоги и их функции в рыночной экономике
  • 3. Бюджетный дефицит и государственный долг
  • 4. Фискальная политика государства
  • 5. Проблема балансирования государственного бюджета
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 14. Денежный рынок, банковская система и денежно-кредитная политика
  • 1. Деньги и их функции
  • 2. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке
  • Р 0 mBис. 57. Неоклассическая модель равновесия на денежном рынке
  • 3. Банковская система
  • 4. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 15. Экономический рост
  • 1. Понятие, темпы и факторы экономического роста
  • 2. Модели экономического роста
  • 3. Влияние научно-технического прогресса на темпы экономического роста
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 16. Внешняя торговля и платежный баланс
  • 1. Мировое хозяйство
  • 2. Внешняя торговля
  • 3. Платежный баланс
  • 4. Валютный курс
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Оглавление
  • 620066, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21
  • Наш адрес
  • 620066, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 23
  • 4. Роль государства в экономике

    Все современные развитые экономики относятся к смешанному типу. Это означает, что государство выступает активным субъектом экономических отношений и целенаправленно влияет на их функционирование. Таким образом, в самом широком смысле государственное регулирование экономики есть воздействие (система мер) государства как совокупности организаций на экономические процессы и участвующих в них субъектов. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой: правительство, парламент (Государственная Дума), Центральный банк, ведомства федерального и регионального уровня, другие государственные органы.

    Роль современного государства в смешанной экономике выражается через его экономические функции. Среди них необходимо выделить общие, присущие любому демократическому государству, и особенные, соответствующие качественному состоянию его экономики, а также конкретно-специфические функции, характер и содержание которых определяются историческими, природными, национально-культурными характеристиками каждого отдельно взятого государства. Для нас особенно важно выявление и анализ общих экономических функций.

    Поскольку государственная деятельность в сфере экономики, прежде всего, должна быть ориентирована на обеспечение и некоторую корректировку действия рыночного механизма, можно выделить следующие основные экономические функции государства (правительства):

    создание законодательной основы эффективного функционирования экономики;

    защита и стимулирование конкуренции;

    перераспределение дохода;

    перераспределение ресурсов;

    стабилизация экономики и обеспечение экономического роста.

    Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономики? В первую очередь, заметим, что государство как особая общественная организация возникло и существует для поддержания целостности сообщества людей, живущих на определенной территории, а значит, должно отражать его волю и интересы. В качестве представителя всех своих граждан государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти структурирует и согласовывает взаимоотношения членов общества и социальных групп, в том числе и в экономической сфере, поддерживая определенный обще-ственный порядок.

    Поэтому государство и только оно формирует законодательные основы функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других нормативных актов, защищающих права собственности, способствующих выполнению контрактов, налогообложения и т. д. Иными словами, государство обеспечивает правовые рамки различных видов трансакций (рыночных сделок, прямого управления) в экономике.

    В современном обществе государство обладает правом в принудительном порядке устанавливать обязательные для всех субъектов экономики законодательные основы их экономической деятельности. Законы определяют требования государства к экономическим субъектам. Данные требования принимают форму ограничений (запретов) и предписаний, т. е. обязательных действий (например, необходимость регистрации фирмы или уплаты налогов). Законы определяют процедуру, последовательность действий, права и обязанности участников экономических отношений. Содержащиеся в них нормы фиксируют обязательные экономические параметры (допустим, минимальную заработную плату).

    При формировании законодательных основ функционирования современной рыночной экономики государство стремится придерживаться следующих принципов:

    установленные государством законодательные условия должны носить обязательный характер для всех экономических субъектов; само государство, будучи источником экономического (хозяй-ственного) законодательства, обязано действовать согласно установленным им же законам;

    государство не только определяет законодательные условия экономической деятельности, но и защищает их через суд. Так, если один из партнеров нарушает контракт, то другой контрагент должен иметь возможность обратиться к государству за судебной защитой;

    определение и защита законодательных условий экономической деятельности – это не только право, но и обязанность государства;

    в своей законодательной деятельности государство должно руководствоваться не рыночными критериями максимизации дохода, а целями согласования экономических интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости.

    Достаточно ли законодательной деятельности государства и его контроля за соблюдением законов для эффективного функционирования смешанной экономики рыночного типа? Нет, потому что одна из фундаментальных характеристик рынка – конкуренция, но конкурентная среда внутренне не устойчива и нуждается в защите государства. Она формируется не только антимонопольным законодательством, но и специальными экономическими мерами: снижением импортных торговых пошлин, поощрением вступления на рынок новых участников и т. д. Антимонопольное регулирование включает мероприятия по реорганизации монополий, ослаблению чрезмерной рыночной власти крупных олигополий и ликвидации барьеров для конкуренции. Если экономически нецелесообразно реорганизовать сложившуюся монополию, государство принимает меры для сокращения ее негативного эффекта и использования части монопольной сверхприбыли в интересах общества. В современных условиях конкурентная среда – необходимое условие успешного экономического развития страны.

    Монополия означает определенную степень власти над ценой. Данная власть может основываться на высокой степени концентрации производства, тайных или явных соглашениях о разделе рынков сбыта продукции и уровне цен, создании искусственных дефицитов товаров и пр. Антимонопольное законодательство призвано не допустить снижающего эффективность экономики ограничения конкуренции на рынках.

    Перед государственными органами, непосредственно осуществляющими регулирование конкуренции на основе антимонопольного законодательства, стоит сложнейшая задача: выяснить критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации рынка. Для ее решения нужно ответить на вопросы: что считать низким (или, наоборот, завышенным) уровнем цен; какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монопольном положении фирмы; какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом; как отличить «демпинговые» цены от низких цен, сложившихся из-за высокой эффективности производства? На эти непростые вопросы нельзя дать однозначного ответа.

    Совокупность норм экономического права и мер по поддержанию конкуренции составляет общие (рамочные) условия экономической деятельности. Создание благоприятных рамочных условий – главная задача государства в рыночной экономике.

    О такой функции государства, как перераспределение доходов и ресурсов, мы подробно говорили ранее. Сейчас коротко остановимся на чрезвычайно важной, но выходящей за микроэкономический уровень функции государства – на стабилизации экономики и стимулировании экономического роста.

    Государство призвано активно проводить стабилизационное регулирование экономики для сокращения высокого уровня безработицы и инфляции при спаде национального производства. В пери-оды оживления и подъема экономики приоритет отдается мерам стимулирования наиболее перспективных отраслей и предприятий, а также развития технологических инноваций. Государство поощряет инвестиционную активность и создание новых рабочих мест, предоставляя гарантии и льготы потенциальным инвесторам.

    Поскольку периодически наступающие спады производства являются неотъемлемым признаком рыночной экономики, одной из важных задач государства выступает их предотвращение. В случае же наступления спада должны быть приняты меры, призванные создать условия для быстрейшего его преодоления и смягчения его последствий для жизни населения. Немаловажное значение имеет также прогнозирование сроков наступления спада, его возможной глубины и т. д.

    Таким образом, в современных условиях государство разрабатывает и реализует стабилизационные (антикризисные) программы, которые должны быть направлены на обеспечение занятости населения, увеличение его совокупных расходов и поддержку конкурентоспособности национального производства. Если в периоды подъема экономики их следует ориентировать на возрастание доходов и сокращение расходов, то при спаде – на уменьшение налогов, расширение государственных расходов на инвестиции, общественные работы и т. п., что обеспечит сохранение рабочих мест и доходов домашних хозяйств.

    Подчеркивая необходимость регулирования рыночной экономики со стороны государства, вместе с тем следует помнить о возможности принятия государственными органами неоптимальных с позиций общества экономических решений. По аналогии с отказами рынка их можно назвать отказами (провалами) государства. Отметим, что речь идет не об отдельных субъективных ошибках или коррумпированности ответственных чиновников. К провалам государства относятся, прежде всего, недостаток объективной ин-

    формации и чрезмерный бюрократизм в принятии экономических решений, ограниченность мотивации к эффективному и рациональному ведению дел, увязка принятия экономических решений с политическими решениями властных структур и организаций.

    Государственная политика довольно сильно зависит от прямой деятельности правительства. Так, косвенно или прямо государство влияет на экономический баланс внутри страны, обеспечивая замедление инфляции и стабильность. Как бы не была государственная власть вовлечена в развитие экономики и как бы ее не регулировала, без нее не возможно было бы осуществлять коммерческую деятельность на должном уровне.

    Государство может влиять разными способами: правовыми, финансовыми. Регулируя правила игры на рынке и финансовые потоки, держа в тонусе предпринимателей, государство обеспечивает необходимую дисциплину в частном секторе. Его степень влияния определен, в первую очередь, степенью развития областей предпринимательства.

    Экономическая политика государства

    Главной задачей государства в экономике является его уровень вмешательства в экономику и его контроль правительством. На данный момент существует три основные модели государственной политики:

    • классическая модель политики,
    • регулирующая,
    • командная.

    Все три модели различаются лишь степенью вмешательства в дела предпринимателей, но обо всем по порядку.

    Классическая модель экономической политики

    Данный тип характерен для развитых стран и в своей основе представляет невмешательство в развитие экономики внутри страны. По классическому типу экономики, государство должно заниматься лишь общими функциями: защитой территории, долгами и социальными программами. Для развития той или иной области внутри страны, правительство может занимать политику протекции — поддержкой отстающих областей экономики или в целях защиты национального производителя путем введения дополнительных налогов, пошлин или принятия соответственного постановления или закона.

    Регулирующая экономическая политика

    Данная модель представляет из себя формулу 50/50. Суть ее в том, что 50% экономических решений зависит от собственника и столько же от вмешательства государства в экономику. Здесь государство выступает жестким регулятором экономических взаимоотношений и занимается перераспределением денежных потоков. В основном такой вид экономической политики можно встретить в развивающихся странах, яркими примерами являются такие страны, как Беларусь и Казахстан.

    Командно-административная модель экономической политики

    Вмешательство государства в дела бизнеса наибольшее. Государство полностью контролирует весь бизнес внутри страны, и принимать важные решения возможно лишь по согласованию с государственными органами. Правительство полностью определяет схему и законодательство ведения бизнеса. Все природные ресурсы принадлежат государству и без государственной доли в добыче или переработке компанию открыть невозможно. Яркий пример такого типа экономики — Китай. Здесь регулируется абсолютно все, открытие компании зарубежными инвесторами невозможно до момента, пока зарубежный инвестор не создаст конгломерат с местной компанией.

    Уровни вмешательства

    Государственный аппарат может по разному влиять на экономику. Все зависит от заинтересованности государства в той или иной сфере или модели экономики. Существует прямое и косвенное вмешательство в дела экономики.



    Прямое вмешательство

    Здесь государство полностью является локомотивом, который тянет экономику страны. От государства зависит все. Прямое вмешательство предполагает очень большой государственный сектор экономики. Правительство, как горячие пирожки издает законодательство, увеличивает дотации и кредиты. Всё, от транспорта до образования, в разной степени принадлежит государству. Прямое вмешательство характерно для стран бывшего СССР и тоталитарных режимов. Уровень частного сектора в медицине, транспорте, электроэнергетике, промышленности очень мал или вообще отсутствует.

    Косвенное вмешательство

    Косвенное вмешательство характерно для стран с развитой экономикой. Здесь государственная доля очень мала и все вмешательство страны в экономику заключено в налогообложении, пошлинах и в социальной политике.

    Государство все равно будет наблюдать и контролировать экономику страны. Все это необходимо для сглаживания инфляции, создания равных условий ведения бизнеса и недопущения развития монополий. Также, государство регулирует баланс доходов. Так государственный аппарат заботиться об инвалидах, пенсионерах, стариках и малоимущих. Государство — первый в стране конгломерат научных разработок и исследований. Без государственной поддержки бизнес бы не развивался настолько быстро и яро.

    Государство поддерживает все неприбыльные отрасли, которые не может или не хочет, ввиду убыточности, поддерживать частный сектор.

    Функции государства в условиях рыночной экономики

    Государство представляет собой роль арбитра в экономике, выполняя свою самую главную функцию — обеспечение равенства развития отраслей экономики.

    Государственные структуры должны быть хладнокровны и выдержаны при принятии тех или иных регуляционных мер, независимо от того, как это будет отражаться на отдельной отрасли, если это решение принесет положительный результат для всей экономики страны.

    Регуляцию экономики государство выполняет через следующие функции:

    • Юридическую. Самым первым и самым важным шагом для стабильного развития экономики является нормативно-правовая база. Правительство занимается развитием правовой системы, определяет права и обязанности, создает законы, таким образом, влияя на экономику.
    • Стабилизационную. Здесь правительство использует все свои бюджетно-налоговые и денежные возможности. Главными задачами этой функции постоянная поддержка отраслей экономики, уменьшение инфляции, стабилизации курса национальной валюты, уменьшение уровня безработицы и регулирование цен на социально значимые группы товаров.
    • Социальную. Главными аспектами этой функции является перераспределение финансов между слоями общества, защита незащищенные слоев общества, организация и поддержание в отличном состоянии отраслей, которыми не занимается частный бизнес: медицина, транспорт, наука, оборону, связь, образование.
    • Социальные гарантии. Государство должно и обязано гарантировать минимум. Обеспечивать граждан минимальной пенсией по старости либо инвалидности, обеспечивать граждан получением заработной платы не меньше установленного минимума, обеспечивать пособие по безработице.

    Монополии

    Очень важная миссия государства не указанная выше — это недопущение развития огромных трестов и монополий. Государство не может допустить больших монополий на рынке одной отрасли, это приводит к изменениям в экономике страны. Так, монополии довольно серьезно влияют на ценообразование в стране. Обычно они завышают реальную стоимость товаров на 30-50%, пользуясь превосходством положения. Такие образования государство просто обязано ликвидировать. Да, допускаются малые монополии, но здоровая конкуренция предполагает, что участники рынка конкурируют, что приводит к снижению цен и большего спектра товаров и услуг на выбор.

    Задача регулирования

    Регулирование в той или иной мере обязано быть в каждой экономике. Это вопрос безопасности и стабильности. Это можно сравнить с учителем в школе: при отсутствии учителя в классе хаос, гул и все ученики творят, что им вздумается, при нахождении учителя в классе — класс смирен и покорен.

    Главной целью регулирования экономики есть ее стабилизация. Инфляция, цены, ценные бумаги, уровень спроса и предложения, банки, фондовые биржи — все должно быть под контролем. С этого контроля государство имеет дивиденды, поступающие в казну. За счет этих средств строятся и поддерживаются все общественноважные объекты: школы, ВУЗы, дороги, медицинские учреждения и социальные нормы: пенсии, зарплаты, пособия.

    Роль государства РФ в экономике

    На сегодняшний момент довольно сильно экономика России зависит от государственной политики. За последние 13 лет, с 2002 по 2015 год, государство РФ инвестирует огромные средства во все отрасли страны, особо это видно на фоне судостроения, авиастроения и машиностроения.

    Именно благодаря умелым действиям правительства на сегодняшний момент Россия получает свой доход не из экспорта полезных ископаемых, а из экспорта собственной продукции. Доля государства в экономике велика и составляет около 18% от всех работающих граждан страны. Это позволяет мягко регулировать ценообразование во многих сферах производства. Благодаря экономическим и правовым функциям государства, уровень налогообложения составляет не больше 30%.

    Государство РФ выполняет экономическую, социальную, культурно-воспитательную, охранную функции. Т.е. столп экономики России — это ее государство. Особо это стало заметно на фоне кризиса 2008-2009 года и санкций 2014-2015 года. В этот период государство активно поддерживало бизнес и предоставляло льготные кредиты и займы. Многие компании таким образом выжили или остались на плаву до реорганизации.

    Если вывести итог, то можно сказать, что сейчас государственный сектор в России поддерживает всю экономику. Экономика РФ не совсем зрелая и для ее поддержания необходимо и государственное вмешательство, что на данном этапе играет только на руку стране.

    Роль государства в экономике США

    Для того чтобы понять уровень регулирования экономики США государством нужно знать становление экономики. Штаты долгое время являлись примером подражания того, как нужно вести бизнес. Этот стало возможно благодаря тому, что правительство волнами вмешивается в экономику страны.

    В начале своего существования, государство не вмешивалось в контроль экономики и сохраняло лишь общественно важные функции. Однако позже, когда рынок США стал превращаться в хаос, правительство взяло борозды правления в свои руки, наладив поступление денежных потоков, защитив страну от развала. После, государство брало в свои руки лишь отдельные части экономики, занимаясь протекцией.

    Однако позже, из-за закрытых глаз правительства, в первой трети XX века наступил самый большой кризис в истории США, который произошел по вине необузданных банков и фондовых бирж — Велика депрессия. Выйти из данного положения стало возможно благодаря «Новому курсу» Рузвельта. В это время экономика и социальные нормы страны были полностью возложены на государство: обеспечивалось все от медицины до создания рабочих мест.

    В XXI веке государство США более мягче относится к своей экономике и выполняют все функции классической экономики. Борется с внешним и внутренним долгом, занимается протекцией и социальными функциями.

    Краткий итог

    Государственная политика в экономике — самый важный инструмент здоровых коммерческих отношений. Да, очень часто, как бы не всегда, коммерция хитрит и плохо регулируется государством, но без государства все еще хуже — исчезает доверие и надежность, что плохо влияет на бизнес.

    На самом деле можно утверждать, что государство — это и есть его экономика. От каждого решения политиков зависит то, как страна будет жить. Малейший просчет государства в экономике, социальных программах или плохо организованной защите, влияет на бизнес и благосостояние граждан, что в итоге приводит к недовольствам и политическим кризисам, которые разрешаются лишь сменой власти и внедрения полного государственного регулирования.

    Кратко и понятно о роли государства в экономике на answr.pro

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Государственное регулирование представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, включая экономику в целом. Государственное воздействие происходит через изменения системы налогообложения, валютного курса и таможенных пошлин. Также государство способно применять другие инструменты ограничения или мотивации определенной деятельности.

    Основные задачи государственного регулирования заключаются в регулировании занятости, безработицы, стимулировании экономического роста, поощрении прогрессивных сдвигов отраслевой и региональной структуры, поддержке внешнеэкономического равновесия через сдерживание экспорта или импорта определённого товара или капитала.

    Функции и роль государства в экономике

    Если рассматривать функции государства в рыночной экономике, то можно сказать о том, что вся деятельность должна быть направлена на достижение основной цели достижения благополучия человека, включая нравственное и физическое благополучие, максимальную правовую защищенность личности.

    Среди экономических функций современного государства можно выделить функцию перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения стабильности экономики. Также основной экономической функцией государства является функция обеспечения правовой базы рыночного функционирования, стимулирования и защиты конкуренции в качестве основной движущей силы рынка.

    В сфере контроля и распределения ресурсов государство берет на себя функцию установки административных стандартов и ограничений, налогов и дотаций. Государство также может регулировать инвестиции, чем оказывает влияние на темпы и пропорции общественного производства, с использованием финансового кредитно-денежного механизма. Инвестиции могут осуществляться государственным бюджетом, местным бюджетом, а также за счет частных инвестиций, стимулирующих при помощи налоговых льгот.

    Сферы государственного регулирования

    Государство может регулировать уровень цен, динамика и структура которых объективно отражает экономическое состояние. Цены могут активно воздействовать на структуру хозяйства, процессы инвестиций, устойчивость национальных валют и социального состояния общества.

    Государство регулирует и правовую основу экономики, разрабатывает и принимает законы, которые определяют права собственности и регулируют предпринимательскую деятельность. Законы государства должны быть направлены на производство доброкачественных продуктов и медикаментов.

    Основная функция государства заключается в охране окружающей среды, гарантии ее сохранения и улучшения. Государство обязано защищать национальные интересы, проводить соответствующую внешнеторговую политику, контролировать международную миграцию капитала и рабочей силы, управлять платежным балансом, воздействовать на валютный курс.

    Государство способно гарантировать минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий по инвалидности и безработице, разных видов помощи малоимущим гражданам. Также государство может осуществлять индексацию фиксированного дохода по причине роста цен.

    Методы воздействия государства на рынок

    Государство может влиять на рынок с помощью административных и экономических методов. Для ранее существующей командной экономики преимущественно применялись административные методы регулирования. Регулирование рыночной экономики в основном основано на использовании экономических методов, тем не менее, следует рассмотреть опыт административных методов, поскольку они до настоящего времени применяются в различных государствах.

    Административные методы регулирования могут ограничивать свободу выбора предприятий и организаций. Примерами может быть директивное плановое задание по ассортименту и объему, централизованное установление цены на продукт. Всё это может лишить компании альтернативного использования ресурсов.

    Экономические методы, в отличие от административных методов, не ограничивают свободу выбора предпринимателя. Типичными методами экономического регулирования является снижение налогов на бизнес или снижение учетной ставки процента. Административные методы могут заблокировать действие соответствующих рыночных регуляторов. Экономические методы соответствуют природе рынка, непосредственно воздействуя на конъюнктуру рынка (производителей и потребителей товаров и услуг).

    Роль государства в экономике - вопрос, который является центральным как на практике, так и в теории. При этом предлагаемые некоторыми научными школами принципиальные подходы к решению этого вопроса имеют существенные различия. С одной стороны, либеральные экономисты придерживаются позиции минимализма государственной роли в регулировании экономики. А некоторыми научными школами обосновывается необходимость активного вмешательства государством в рыночные процессы. Найти оптимальные масштабы госрегулирования достаточно сложно. Поэтому из истории следует, что в отдельных странах были периоды, когда преобладала как первая, так и вторая точка зрения.

    Роль государства в экономике определяется при рассмотрении его в качестве субъекта управления, обеспечивающего организацию функционирования всех элементов некоторой социально-экономической системы. Государством, выступающим как общественный представитель в целом, устанавливаются правила взаимодействия прочих экономических агентов с осуществлением контроля по их соблюдению.

    Типа сводится к приоритетному праву принуждения, закрепленного законодательно. Оно находит свою реализацию в форме системы санкций, которые применяются при нарушении действующего законодательства в виде соответствующего нормативного акта. При рассмотрении роли государства в другом аспекте можно увидеть его отображение в виде равноправного субъекта хозяйствования одновременно с частными фирмами, так как именно в лице предприятий им осуществляется производство некоторых видов товаров или предоставление услуг.

    Место и роль государства в экономике России с позиции практического применения может рассматриваться на основании его взаимодействия с Госрегулирование экономики необходимо при возникновении ситуации, в которой результат воздействия рыночных сил недостаточно эффективен с позиции общества. Другими словами, вмешательства со стороны государства в экономику признаются оправданными только в том случае, если рынок не обеспечивает оптимальное использование ресурсов со стороны общественных интересов. Указанные ситуации носят название провалов рынка, к числу которых можно отнести:

    Принятие законодательных актов и контроль над их исполнением и соблюдением прав собственности с договорными обязательствами.

    Распределение ресурсов и предоставление общественных благ в процессе производства этих самих ресурсов. характерны определенные свойства. Во-первых, так называемая неконкурентность, при которой отсутствие конкуренции между потребителями за право пользования этими благами объясняется увеличением количества потребителей без снижения полезности, доступной каждому из них. Во-вторых, это неисключаемость, предусматривающая ограничение доступа отдельного потребителя или целой группы к благам из-за возникающих трудностей.

    Роль государства в экономике зависит не только от объективных факторов, но и может быть определена некоторыми политическими процессами или общественным выбором. При этом в некоторых либеральных странах государственное влияние на экономику не может быть ограничено только компенсацией традиционного вида.

    Необходимо отметить, что роль государства в характеризуется неэффективностью не только рыночной составляющей механизма. Некоторое расширение регулирующей и объемов ресурсов, ему подконтрольных, выше некоторого предела, негативно влияет на экономическую ситуацию.