Эффективность фискальной политики. По мнению многих ученых, эффективность фискальной политики прежде всего в том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков. Виды и эффективность фискальной политики

Эффективность фискальной политики. По мнению многих ученых, эффективность фискальной политики прежде всего в том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков. Виды и эффективность фискальной политики

По мнению многих ученых, эффективность фискальной политики прежде всего в том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков.

Кроме всего прочего, бюджетно-налоговая политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла. Ее инструменты либо непосредственно являются составляющими первого (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъема - сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития.

Фискальная политика способна изменять и структуру совокупного спроса. Так, экспансионистская политика приводит не только к увеличению абсолютной величины совокупного спроса, но и к возрастанию в его общем объеме доли государственных расходов, потребления и сокращению удельного веса частных инвестиций вследствие эффекта вытеснения (подробнее о нем см. ниже). Сдерживающая - наоборот, сопровождается ростом доли частных инвестиций в совокупном спросе и уменьшением доли государственных расходов.

Выполняя стабилизационную роль, фискальная политика способствует решению ряда других задач . Например, увеличение социальных трансфертов и уменьшение нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к росту совокупного спроса, а с другой - позволят снизить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но и может быть использован для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику.

Чаще бюджетно-налоговую политику рассматривают как инструмент регулирования совокупного спроса, однако она влияет и на совокупное предложение.

Вместе с тем реализация фискальной политики связана с решением ряда проблем. Для нее характерны длительные временные лаги (запаздывание).

Оценить воздействие на экономику изменения трансфертов и налогов проблематично, потому что, во-первых, их влияние на потребительские расходы зависит от трс, динамику которой предсказать достаточно сложно; во-вторых, для определения степени влияния снижения налогов на инвестиции как компонент совокупного спроса необходимо знать значения мультипликатора и акселератора инвестиций, точный расчет которых затруднителен.

Одна из серьезных проблем реализации фискальной политики - эффект вытеснения. Поскольку рост государственных расходов приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Их продажа усиливает конкуренцию на рынке ссудного капитала и повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления. Следовательно, государственные расходы вытесняют частные - в этом и состоит эффект вытеснения.



Помимо эффекта вытеснения результативность стимулирующей фискальной политики ослабляет и инфляция спроса, которая может быть следствием увеличения совокупных расходов.

Существуют также проблемы, связанные с действием автоматической фискальной политики. Она не только не в состоянии значительно влиять на ход делового цикла, но и на определенной его стадии может служить так называемым фискальным тормозом. Так, в ситуации, когда после серьезного спада производства экономика только начинает выходить из застоя и ей еще требуется поддержка, стимулы к развитию, встроенные стабилизаторы начинают действовать в обратном направлении, сокращая совокупные расходы и увеличивая налоговые изъятия в казну.

Не следует забывать и о том, что фискальная политика может быть подвержена влиянию политического цикла. Например, практика показывает, что перед выборами некоторые виды государственных расходов увеличиваются, а после них - сокращаются, что, естественно, не способствует повышению эффективности фискальной политики.

Оценка эффективности фискальной политики: на примере России

дипломная работа

1.4 Проблемы осуществления фискальной политики

Даже сторонники кейнсианского направления признают, что применение фискальной политики в качестве инструмента макроэкономической стабилизации сопровождается трудностями.

Важной проблемой является недостаток гибкости бюджетно-налоговой политики. Поскольку некоторые государственные программы осуществляются несколько лет и расходы по ним уже запланированы, то быстрое увеличение и снижение государственных расходов представляется трудноосуществимой задачей.

Проблему негибкости усугубляет проблема временных лагов. Поскольку изменение бюджетно-налоговой политики подразумевает длительное обсуждение в парламенте, то образуется внутренний временной лаг между осознанием необходимости осуществления мер и их вступлением в силу. Кроме того, поскольку воздействие фискальных мероприятий на экономику проявляется не сразу, имеет место быть внешний временной лаг между моментом принятия мер и их результатами.

Наличие описанных выше лагов означает, что при принятии решений о фискальной политике необходимо ориентироваться на экономическую ситуацию, которая будет в будущем. Однако точно предсказать экономические события не всегда представляется возможным.

Кроме того, измерение и анализ экономической информации несовершенны, и определить величину отклонения экономики от своего потенциала крайне сложно. Возникает неопределенность относительно кого, какие меры нужно принимать в данный момент времени. В противном случае, эффект от бюджетно-налоговой политики может проявиться в противоположной фазе экономического цикла и усилить колебания деловой активности.

Также существует проблема неопределенности связанная с тем, что сложно предсказать эффективность, которую будут иметь предпринятые меры. Даже если предположить, что нам известно на какую величину нужно изменить совокупный выпуск, вопрос о том, на какую величину нужно изменить государственные закупки или налоги по-прежнему останется открытым.

Прогнозирование эффекта фискальной политики затрудняется также вариативностью ожиданий экономических агентов. От ожиданий во многом зависят результаты фискальной политики, однако сама политика также оказывает влияние на ожидания. Этот факт еще более усложняет осуществление бюджетно-налоговой политики.

Вследствие описанных выше проблем осуществление бюджетно-налоговой политики происходит практически «вслепую». Тем не менее, кейнсианцы не спешат отказываться от этого инструмента макроэкономической стабилизации, хотя многие из них признают, что применять фискальную политику нужно лишь в периоды глубоких спадов и не стоит пытаться сглаживать все колебания экономической активности.

Основными инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты. Государственные закупки - это способ закупок...

Анализ современной фискальной политики

Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводиться в сложных условиях трансформации собственности и становлении национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства...

Методика составления плановой калькуляции производственных предприятий

Налоговая политика Российской Федерации, как инструмент экономического роста страны

При анализе любой налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», ее «цели», «методы» и «модели (типы)». Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления...

Налогово-бюджетная политика и ее роль в стабилизации и развитии экономики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1. стимулирующую 2. сдерживающую. Рисунок 1(а...

Особенности и проблемы реализации фискальной политики в Республике Беларусь

На базе кейнсианской теории известный английский ученый Дж.Хикс разработал стандартную равновесную модель рынка. 0бщее равновесие на реальном, (товарном) и денежном рынках исследуется с помощью аппарата кривых “IS-LM” (рис. 2.1)...

Проблемы и тенденции реализации фискальной политики в Республике Беларусь

Фискальная политика представляет интерес прежде всего с теоретической точки зрения, для получения ответа на вопрос: как можно использовать инструменты данной политики для стабилизации экономики...

Совершенствование государственного регулирования экономики депрессивных регионов в условиях стратегического планирования

В условиях рыночных отношений государственная региональная политика должна вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной самостоятельности политических и административно-территориальных единиц...

Фискальная политика

Время от времени правительства различных стран предпринимают действия, направленные на «стимулирование экономики», которое носит название фискальной политики...

Фискальная политика

Экономисты признают, что правительство может сталкиваться с рядом серьезных проблем при выборе и проведении фискальной политики на практике. Связано это со многими факторами. Фискальная политика - это временный процесс...

Фискальная политика в России: цели, механизмы и последствия

Как у любой политики, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы. Рассмотрим их далее. Существуют бюджетные дефициты. И побочные последствия их достаточно серьезны...

Фискальная политика государства в рыночной системе

Переход России к рыночной экономике изменил структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений...

Фискальная политика и ее влияние на макроэкономическую стабилизацию

Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счет изменения порядка налогообложения и привлечения других видов доходов...

Фискальная политика: направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь

Вопросы совершенствования бюджетно-налоговой политики в Беларуси являются как никогда актуальными и важными на сегодняшний день. Общая неэффективность приемов и методов, используемых при составлении бюджета...

Эффективная социальная политика предприятия в кризисных условиях

Концепции государственного бюджета

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы государственного бюджета сокращаются, поэтому дефицит государственного бюджета увеличивается, при экономическом подъеме наоборот.

Существует три концептуальных подхода к государственному бюджету:

1. Ежегодно сбалансированный бюджет . Согласно данной концепции государственный бюджет должен быть сбалансирован не зависимо от состояния экономики, однако на практике это не всегда возможно.

Например, если в стране экономический спад: ↓AS-↓HD-↓T-дефицит-(T+↓G)-↓AD – это усилит экономический спад и безработица.

Если экономический подъем: AS-HD-T-профицит-(↓T+G)-AD-усилит экономический подъем =>инфляция.

2. Бюджет, сбалансированный на циклической основе. Представители данной концепции признают, что вполне допустимо наличие дефицита во время спада и профицита во время подъема, однако, в течение экономического цикла бюджет в конечном итоге должен быть сбалансирован. На практике этого добиться не удается в силу асимметричности цикла.

3. Концепция функциональных финансов . Согласно данной концепции состояние государственного бюджета не является самоцелью. Главное – это то, как бюджет воздействует на экономику. Если в условиях бюджетного дефицита экономика развивается нормально, значит это приемлемо. Данная концепция предполагает разработку индикаторов, которые показывают на сколько можно увеличить бюджетный дефицит.

В современной экономике наибольшее распространение получили 2 и 3 концепции.

Эффективность фискальной политики во многом зависит от того, как финансируется дефицит государственного бюджета.

Основные формы бюджетного дефицита:

Структурный дефицит;

Циклический дефицит.

Структурный дефицит – возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов.

Циклический дефицит – возникает в результате циклического падения производства и отражает кризисные явления в экономике, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию.

Общая сумма непогашенных дефицитов государственного бюджета, накопленная за время существования страны называется государственным долгом .

Существует два основных способа финансирования дефицита государственного бюджета:

1. эмиссионный;

2. заемный (внешние и внутренние займы).

Эмиссионный способ состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги.



«+» 1. Стимулирует совокупный спрос, а также ведет к снижению процентных ставок, что стимулирует инвестиции.

2. Этот способ можно осуществить очень быстро.

«-» Увеличение денежной массы ведет к инфляции.

Финансирование дефицита за счет внутренних займов.

Государство продает населению государственные ценные бумаги.

«+» 1. Не ведет к инфляции, т.к. не изменяется денежная масса.

2. Это достаточно оперативный способ, так как население, как правило, с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, так как они высоко ликвидны, высоко надежны, практически безрисковы и достаточно доходны.

«-» 1. По долгам надо платить, выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Государство, финансируя дефицит государственного бюджета за счет внутренних займов, строит финансовую пирамиду (расплачивается с прошлыми долгами займами в настоящем).

2. Вызывает эффект вытеснения частных инвестиций. Население покупает государственные ценные бумаги, а не частные, таким образом, значительная часть денежных средств не поступает в реальный сектор экономики, в производство.

Финансирование дефицита за счет внешних займов.

Это займы у других стран, путем продажи им ценных бумаг или у международных финансовых организаций (МВФ, Всемирный банк и др.).

«+»1. Возможность получения крупных сумм.

2. Не вызывает инфляцию.

«-» 1. По долгам необходимо платить.

2. Происходит отвлечение денежных средств из национальной экономики.

3. При дефиците платежного баланса приводит к истощению золотовалютных резервов страны.

Таким образом, все способы финансирования имеют свои достоинства и недостатки. В результате использования заемного способа в стране образуется государственный долг.

Основными рычагами фискальной политики являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.

Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства.

Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов:

1) населения, а, следовательно, к росту сбережений;

2) бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций.

Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы.

«Эффект Лаффера»

Известно, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически доказать американские экономисты во главе с профессором А. Лаффером.

Графически так называемый эффект Лаффера отражается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога. На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

Ставка налога равна нулю (поступлений в бюджет нет);

Ставка налога равна 100% (поступлений в бюджет нет, так как в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»).

При всех остальных значениях налоговой ставки налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать.

При оптимальном уровне ставки налога достигается максимум поступлений в бюджет.

Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с оптимальной, то произойдет не увеличение, а уменьшение поступлений в бюджет, поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

Суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.

Тема 5: Деньги и денежный рынок

1. Понятие, функции и формы денег. Особенности современного типа денежных систем.

2. Количественная теория денег.

3. Банки и банковская система.

4. Денежный рынок и его равновесие.

5. Денежно-кредитная политика.

Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, то есть увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, то есть повышать налоги и уменьшать государственные расходы.

Эффективность, результативность фискальной политики зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных условий - такие, как, во-первых, разнообразие и уровень адаптированности применяемых форм, методов регулирования к изменениям экономической конъюнктуры; во-вторых, достижение комплексного использования налогового, бюджетного, кредитно-денежного, внешнеэкономического и социального механизмов государственного регулирования в интегрированной экономической политике.

К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому совершенно необходимо рассмотреть некоторые особые проблемы, возникающие в процессе осуществления соответствующей фискальной политики.

ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ

Осуществление фискальной политики требует решения некоторых проблем времени.

  • 1. Временной лаг распознавания. Временной лаг распознавания относится к тому промежутку времени, который проходит между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание того факта, что они имеют место. Исключительно трудно точно предсказать будущий ход экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как система лидирующих индикаторов, дают представление о направлении развития экономики, экономика может уже иметь четырех- или даже шестимесячный спад или инфляцию, прежде чем этот факт проявится в соответствующей статистике и будет осознан.
  • 2. Административная задержка. Колеса демократического правительства часто крутятся довольно медленно. Обычно пройдет значительный промежуток времени от того момента, когда будет признана необходимость принятия фискальных мер, до того момента, когда эти меры будут на самом деле приняты. В действительности иногда требуется так много времени для корректировки фискальной политики, что экономическая ситуация в это время полностью изменяется и предлагавшиеся меры становятся совершенно неподходящими.
  • 3. Функциональное запаздывание. Кроме того, имеет место также временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.[ 5, c. 253]

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики.

  • 1. Другие цели. Экономическая стабильность не является единственной целью правительственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство вовлечено также в решение задач обеспечения товаров и услуг общего потребления и перераспределения доходов.
  • 2. Пристрастие к стимулирующим мерам. Дефициты имеют тенденцию быть политически привлекательными, а бюджетные излишки воспринимаются в политическом плане очень болезненно. То есть, может быть, существует политическая предрасположенность в пользу дефицитов, друтими словами, фискальная политика может олицетворять пристрастие к стимулированию экономики и инфляции. Это объясняется тем, что сокращения налогов очень популярны в политическом плане. Так же популярны приросты государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Увеличение же налогов обычно беспокоит избирателей, а сокращающиеся государственные расходы могут оказаться политически рискованными.
  • 3. Деловой цикл, обусловленный политическими мотивами. Некоторые экономисты подчеркивают, что всепоглощающая цель политических деятелей не обязательно действие в интересах национальной экономики, а скорее стремление быть переизбранным. Некоторые экономисты выдвинули недавно предположение о том, что существует деловой цикл, обусловленный политическими мотивами. То есть они полагают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой с целью максимизации поддержки избирателей, даже если их фискальные решения имеют тенденцию дестабилизировать экономику. В соответствии с этими взглядами, фискальная политика может быть коррумпирована, исходя из политических целей, и стать причиной экономических колебаний. [ 5, c. 254]

Эффект вытеснения

Для того чтобы объяснить действие эффекта вытеснения обратимся к модели IS-LM.

Рис.3.1. Равновесие в модели IS-LM

Совместное равновесие товарного и денежного рынков достигается в точке пересечения кривых IS и LM (рис.3.1.).

Модель IS-LM позволяет найти также сочетания рыночной процентной ставки и уровня дохода (выпуска), при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках.

Кривые IS и LM построены не только для данного уровня цен Р, но и для данных уровней государственных расходов G, налоговых поступлений Т и денежного предложения М. В этом случае существует лишь одно сочетание значений процентной ставки и уровня дохода (i e , Y e ), при котором достигается равновесие одновременно на двух рассматриваемых рынках. Пересечение кривых IS и LM в точке Е означает, что денежное предложение достаточно для такой процентной ставки, которая уравновешивает планируемые инвестиции и сбережения. Поскольку кривая IS связана с планируемыми расходами, ее изменение отражает изменения в фискальной политике. Кривая LM отражает изменения в монетарной политике, поскольку связана с денежным предложением. Таким образом, модель IS-LM позволяет оценить совместное влияние на макроэкономику фискальной (налогово-бюджетной) и монетарной (денежно-кредитной) политики. Если мероприятия фискальной политики непосредственно направлены на рынок товаров, то при проведении денежно-кредитной политики объектом регулирования является денежный рынок.

Остановимся на вопросе взаимодействия товарного и денежного рынков при изменении налогово-бюджетной политики.Посмотрим, к каким последствиям приведет политика правительства, направленная на увеличение государственных расходов (или снижение налогов).

Рост государственных расходов (снижение налогов) приведет к тому, что кривая IS 0 (рис. 3.2,а) сдвинется вправо, в положение IS 1 , на расстояние, соответствующее произведению на коэффициент мультипликатора К. При прежней процентной ставке i 0 совокупный спрос увеличился бы до уровня Y 2 . Однако двойное равновесие рыночной системы при этом оказалось бы нарушенным: если бы произведенный национальный доход достиг величины Y 2 , на денежном рынке возник бы дефицит, поскольку точка С лежит ниже кривой LM. Из-за недостатка денег увеличится предложение государственных облигаций, что приведет к снижению их курса и росту процентной ставки с i 0 до i 1 . Более высокая процентная ставка ограничит намечавшийся при i 0 инвестиционный спрос со стороны частного бизнеса. В результате совокупный спрос на товарном рынке возрастет не до У 2 , а только до Y 1 , и новое совместное равновесие на рынке товаров и денежном рынке установится при национальном доходе У 1 , и процентной ставке i 1 . Это говорит о том, что денежный рынок "гасит" мультипликационный эффект увеличения государственных расходов (рис. 3.2,6). [ 2, c. 214]

Рис. 3.2. -- модель IS-LM, б--денежный рынок; в -- кривая совокупного спроса

Таким образом, одним из последствий увеличения государственных расходов является рост процентных ставок, приводящий к сокращению инвестиций, а также частного потребления (поскольку дорогим становится потребительский кредит). Это влияние роста процентных ставок на потребление и инвестиции в связи с повышением государственных расходов получило название эффекта вытеснения: увеличение государственных расходов G "вытесняет" частные расходы и, прежде всего, инвестиции I. Однако эффект вытеснения срабатывает лишь частично, в целом же совокупный спрос (несмотря на сокращение частных расходов из-за роста процентных ставок) увеличивается. Следовательно, при том же уровне цен совокупный спрос будет выше в результате фискальной экспансии, поэтому воздействие увеличения государственных расходов изображается как сдвиг кривой совокупного спроса AD 0 вправо, в положение AD 1 (рис.3.2,в).

Относительная эффективность бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-налоговая экспансия. Рост государственных расходов и снижение налогов приводит к эффекту вытеснения, который значительно снижает результативность стимулирующей фискальной политики (см. рис. 3.3)


G ^ (или Т v) => У ^=> С ^=> Y ^=> M D ^=> R^ => Iv=> X n v=> Y ^

эффект вытеснения

Если госрасходы G увеличиваются, то совокупные расходы и доход возрастают, что приводит к увеличению потребительских расходов С. Увеличение потребления, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход Y, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y способствует росту спроса на деньги М D , так как в экономике совершается большее количество сделок. Повышение спроса на деньги при их фиксированном предложении вызывает рост процентной ставки R. Повышение процентных ставок снижает уровень инвестиций I и чистого экспорта Х п . Падение чистого экспорта связано также с ростом совокупного дохода У, который сопровождается увеличением импорта. В итоге рост занятости и выпуска, вызванный стимулирующей фискальной политикой, оказывается частично элиминированным за счет вытеснения частных инвестиций и чистого экспорта.

Если бы не было вытеснения инвестиций и чистого экспорта, то увеличение Y из-за приращения госрасходов (или снижения налогов) было бы равно (Y 0 Y 2 ). Однако вследствие эффекта вытеснения действительное увеличение Y составляет только (Y 0 Y). [ 1, c. 192]

Относительная эффективность стимулирующей фискальной политики определяется величиной эффекта вытеснения. Если эффект вытеснения меньше, чем эффект роста выпуска, то, при прочих равных условиях, фискальная политика эффективна (рис. 3.4)

Эффект вытеснения оказывается относительно незначительным в двух случаях:

1) если инвестиции и чистый экспорт малочувствительны к повышению процентных ставок на денежном рынке, то есть если коэффициенты чувствительности d и п относительно малы. В этом случае даже значительное увеличение R вызовет лишь небольшое вытеснение / и Х n , и поэтому общий прирост У будет существенным. крутой кривой IS (см. рис. 3.5). Наклон кривой LM имеет в данном случае второстепенное значение.


2) Если спрос на деньги высокочувствителен к повышению процентных ставок и достаточно незначительного увеличения R, чтобы уравновесить денежный рынок. Поскольку повышение R незначительно, то и эффект вытеснения будет относительно мал. Графически эта ситуация иллюстрируется более пологой кривой LM (см. рис.3.6). Наклон кривой IS имеет в данном случае второстепенное значение.


Стимулирующая фискальная политика оказывается наиболее эффективной при сочетании относительно крутой IS и относительно пологой LM (см. рис.3.7). В этом случае эффект вытеснения очень мал, так как и повышение ставок процента очень незначительно, и коэффициенты d и п очень малы. Общий прирост Y составляет величину (Y 0 Y 1 ).

Стимулирующая фискальная политика относительно неэффективна, если эффект вытеснения превосходит эффект прироста выпуска.

Эффект вытеснения значителен, если:

1) инвестиции и чистый экспорт высокочувствительны к динамике процентных ставок, то есть коэффициенты d и п очень велики. В этом случае даже незначительное увеличение R вызовет большое снижение /и!„и поэтому общий пророст Y будет мал. Графически эта ситуация иллюстрируется относительно пологой кривой IS (см. рис.3.8) Наклон кривой LM


2) Спрос на деньги малочувствителен к динамике R. В этом случае для того, чтобы уравновесить денежный рынок, нужно очень значительное повышение R. Это вызывает очень сильный эффект вытеснения даже при относительно небольших коэффициентах d и n. Графически эта ситуация иллюстрируется более крутой кривой LM (см. рис.3.9). Наклон кривой IS в данном случае имеет второстепенное значение.


Стимулирующая фискальная политика оказывается наименее эффективной в случае сочетания относительно пологой IS и крутой LM. В этом случае прирост Y, равный (YoY 1 ), очень мал, так как и повышение ставок процента очень велико, и коэффициенты d и п значительны (см. рис.3.10). [ 1, c. 195]

  • 1. Существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Это объясняется тем, что в процессе осуществления соответствующей фискальной политики существуют проблемы времени и проблемы политики.
  • 2. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием финансово-бюджетной политики может быть большее в сравнении с изменением объема государственных закупок увеличение совокупного спроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться другим, действующим в противоположном направлении эффектом. Увеличение государственных закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.

Эффективность фискальной политики

После Второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики в целях обеспечения экономического роста, достижения полной занятости, сдерживания инфляции, обеспечения равновесия платежного баланса.

Фискальная политика служит действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но для нее характерны некоторые негативные черты, снижающие ее эффективность:

Изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;

Фискальная политика эффективна в краткосрочном периоде, а в долгосрочном может приводить к отрицательным результатам;

Для фискальной политики характерен «эффект запаздывания»: требуется определенное время, прежде чем изменение величины налогов или правительственных закупок окажет ожидаемое воздействие на экономику (часть времени уходит на принятие решений о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера, затем определенное время требуется на то, чтобы экономика начала «реагировать» на принятые решения). К моменту, когда принятые меры начнут давать результаты, экономическая ситуация может изменится и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, тогда как результаты сдерживающих мер начнут сказываться в период спада – фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой.

11.6. Задачи и упражнения

Задача № 1

Рассчитайте на основе данных таблицы средние и предельные налоговые ставки. Каким является данный налог: прогрессивным, пропорциональным или регрессивным?

Доход

Налог

Средняя налоговая ставка, %

Предельная налоговая ставка, %

Задача № 2

Постройте две кривых Лоренца на основании следующих данных:

а) распределение доходов уплаты налогов и получения трансфертов:

Первые 20 % населения получают 2 % всего национального дохода;

Вторые – 10 %;

Третьи – 15 %;

Четвертые – 20 %;

Пятые – 53 %.

б) распределение доходов после уплаты налогов и получения трансфертов:

Первые 20 % населения получают 5 % национального дохода;

Вторые – 14 %;

Третьи –21 %;

Четвертые – 25 %;

Пятые – 35 %.

Какая из кривых, на ваш взгляд, в большей степени отражает принцип справедливости при построении системы налогообложения?

Задача № 3

«Чем выше ставки налогов, тем больше поступления в государственный бюджет». Дайте комментарий этому высказыванию, используя идею кривой Лаффера.

Задача № 4

Допустим, что в стране действует пропорциональная система налогообложения. Предельная ставка подоходного налога (t) составит 20 % или 0,2. Уровень дохода, соответствующий полной занятости, составляет 1200 млрд.руб. Если Y=0, то T=0; при Y, равном 1000 млрд.руб.

Чему будут равны налоговые поступления?

Если доход составляет 1500 млрд.руб. Чему при этом будут равны налоговые поступления?

Предположим, что фактический Y равен 600 млрд.руб., тогда чему будут равны налоговые поступления (T)? При G = 200 млрд. руб., чему будет равен фактический бюджетный дефицит? Но если бы при той же налоговой ставке и уровне G доход был бы 1200 млрд.руб., т.е. соответствовал бы полной занятости, то не было бы и дефицита госбюджета. Определите чему будет равен бюджетный профицит?

Задача № 5

Допустим, что правительство в условиях спада экономики приняло решение увеличить на 20 млрд.руб. госзакупки (это осуществляется за счет бюджета), т.е. = 20 млрд.руб.; предположим, что предельная склонность к потреблению (MPC) равна 0,8, соответственно предельная склонность к сбережению (MPS) составит 0,2; при этих условиях мультипликатор (K) равен 5 (1/ MPS = 1/0,2). Определите прирост дохода?

Задача № 6

Налоговая ставка (t) при пропорциональной системе налогообложения составляет 20 %. Сбалансированный бюджет (отсутствие дефицита и профицита) соответствует уровню дохода (Y), равному 500 млрд.ден.ед. Какова при этих условиях величина государственных расходов? Проиллюстрируйте свой ответ на графике.

Задача № 7

Государство вводит прогрессивный налог – 40 млрд.руб., предельная склонность к потреблению составляет 0,75. Рассчитайте, на какую величину изменится национальный доход?

Задача № 8

Правительство получило кредит от международных финансовых организаций в размере 10 млрд.долл. по годовой ставке 8 % сроком на 7 лет. Эти средства предполагаются использовать на инвестирование промышленности. Инвестиционные проекты будут осуществлены в течении в течении двух лет.

Каким должен быть прирост ВВП страны, чтобы за 7 лет можно было полностью погасить долг?

Задача № 9

Темпы роста реального ВВП составляют 4 % в год, реальная ставка процента i = 5 %, относительный показатель первичного дефицита государственного бюджета d = 7 %, соотношение

= 60 %.

Определить, насколько изменится за год соотношение ?

Задача № 10

Величина государственного долга (Гд) до начала года составляет 300 млрд.долл., номинальные государственные расходы без платежей по обслуживанию долга на конец года (Грасх.) – 40 млрд.долл., Уровень цен в течении года возрос на 5 %, номинальная ставка процента (i) – 10 %, номинальные налоговые поступления (Н) – 50 млрд.долл.

Рассчитайте величину номинальных процентных платежей по обслуживанию долга, бюджетный дефицит на начало следующего года?

Задача № 11

Различают понятия активного и пассивного дефицита бюджета. Поясните сущность этих категорий, раскрыв причины возникновения каждого из типов дефицитов бюджетов?

Задача № 12

Если расходы государства и налоги вырастут одновременно на 40 млрд. руб., что произойдет с выпуском продукции?

Задача № 13

Объем равновесного ЧНП (дохода) составляет 550 млрд. долл. Y = 550. Предположим, что государство увеличивает единовременно выплачиваемый налог на 20 млрд. долл. (
= 20). Функция потребления и сбережения имеют вид C = 0,75
и S = 0,25 . Увеличение налога приводит к снижению располагаемого дохода
= 20 млрд. долл., при этом происходит сокращение потребления (
) и сбережений (
). Определить и ?

Задача № 14

Предположим, государство вводит 3-х рублевый налог на одну пачку сигарет. Покупатели в этом случае будут платить за пачку на 3 рубля больше, чем получают продавцы: допустим, покупатели платят 13 руб., продавцы получают 10 руб., государство получает 3 руб. При введении налога изменится ли количество, которое покупатели желают приобрести, при разном уровне цен? Изменится ли предложение и спрос? Что получат продавцы? Найти точку равновесия. Проиллюстрировать графически.

Задача № 15

Правительство проводит финансово-бюджетную политику, направленную на бездефицитность госбюджета, в сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой. Могут ли быть решены задачи по сокращению госдолга при таких условиях?

Задача № 16

Укажите, какие из перечисленных ниже методов гос. регулирования относятся к числу экономических, а какие – административных:

1) прекращение выдачи лицензий на производство медицинских препаратов;

2) изменение учетной ставки;

3) изменение размеров минимальных резервов;

4) принято постановление, в соответствии с которым предприятия общественного питания обязаны осуществлять льготное обслуживание инвалидов и пенсионеров;

5) разрешено ускоренное амортизационное списание основного капитала;

6) осуществляется гос. регулирование в тех отраслях, где частный капитал неэффективен;

7) введение налога на добавленную стоимость;

8) установление фиксированных цен на товары и услуги.

Задача № 17

Укажите, какие методы денежно-кредитной политики используются в теоретической концепции Кейнсианства, а какие в концепции монетаризма?

1) воздействие на денежную массу вне зависимости от состояния хозяйства;

2) увеличение количества денег в обращении (стимулирующая роль дополнительной денежной эмиссии в развитии предложения и производства) для роста занятости, стимулирования инвестиционного спроса;

3) манипулированием процентной ставкой;

4) регулирование нормы обязательных резервов для коммерческих банков;

5) операции на рынке ценных бумаг;

6) регулирование учетной ставки.

Задача № 18

Экономика описана следующими данными:

Экспорт товаров составляет 19650 тыс.долл.

Импорт товаров составляет 21758 тыс.долл.

Граждане страны получают факторный доход в виде процентных выплат из-за рубежа в размере 3621 тыс.долл.

Страна выплачивает зарубежным инвесторам факторный доход в виде процентов в размере 1394 тыс.долл.

Расходы граждан данной страны на туризм составляет 1919 тыс.долл.

Доходы данной страны от туризма составляет 1750 тыс.долл.

Страна выплачивает односторонние текущие трансферты в размере 2388 тыс.долл.

Правительство финансирует текущие операции с помощью внешних займов в размере 2500 тыс.долл. Окажется ли такой объем заимствований достаточным для финансирования дефицита платежного баланса по текущему счету? Подтвердите Ваш ответ необходимыми расчетами.

Задача № 19

Определите, дефицитен ли бюджет, если госзакупки составляют 50 ден.ед., трансфертные платежи равны 10 ден.ед., процентные выплаты – 10 % годовых по госдолгу, равному 20 ден.ед., налоговые поступления составляют 40 ден.ед.

Задача № 20

Можно ли сказать, что существование бюджетного дефицита всегда наносит вред экономическому развитию страны?

11.7. Вопросы для самопроверки

1. Каковы сущность и функции финансов?

2. В чем отличие финансовых отношений от кредитно-денежных?

3. Что понимается под финансовой системой и ее структурой?

4. Какова сущность и функции налогов?

5. Принципы налогообложения?

6. Назовите и охарактеризуйте виды налогов?

7. Что такое бюджетный дефицит? Почему он возникает и какие известны методы борьбы с ним?

8. Какую экономическую зависимость выражает кривая Лаффера?

9. Дайте понятие, что такое государственный долг и его виды?

10. Каким образом гос. долг влияет на экономику? Его последствия?

11. Что вы понимаете под бюджетно-налоговой политикой?

12. Виды фискальной политики?

13. Как оценивается эффективность фискальной политики?

Тема 12. ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

12.1. Внешнеэкономические связи. Теории международной торговли

12.2. Торговый и платежный баланс. Протекционизм

12.3. Открытая экономика. Модель Манделла-Флеминга. Формирование открытой экономики в России

12.4. Валютный рынок. Валютный курс и его составляющие

12.5. Задачи и упражнения

12.6. Вопросы для самопроверки

12.1. Внешнеэкономические связи. Теории международной торговли

Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали как внешнеторговые, в ходе эволюции они переросли в сложную совокупность международных экономических отношений, затрачивающих интересы всех государств мира.

Для России необходимость определения своего места в мировой экономике стоит как одна из важнейших и очень сложных задач.

На пути взаимодействия с мировым хозяйством необходимо находить и переходить от замкнутой к открытой экономике. Этот путь в разное время пришлось пройти многим странам мира, т.к. неоднократно предпринимавшиеся попытки разных стран, жить независимо от мирового сообщества к успеху не приводили.

Мирохозяйственные связи берут начало в мировой торговле. Внешнеторговый обмен товарами важнейшая составная часть мировых экономических отношений.

Основными показателями, характеризующими внешнеторговый оборот являются:

Экспортная квота (отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП);

Объем экспорта на душу населения и др.

Они характеризуют степень включенности страны в мирохозяйственные связи или степень «открытости» экономики. Экономические отношения во всемирном сообществе складываются во многом под воздействием рынка.

Можно выделить следующие формы мировых отношений:

      международная торговля товарами и услугами;

      движение капиталов и зарубежных инвестиций;

      межотраслевая кооперация производства;

      обмен в области науки и техники;

      валютно-кредитные отношения.

Теории международной торговли. Торговый и платежный баланс.

Теории международной торговли – научная основа политики международной торговли, ее стратегии. ТМТ в своем развитии прошли ряд этапов и выступали в различных направлениях экономической мысли.

    Теория меркантелизма, господствовала в течение трех столетий (XV – XVIII вв.). Богатство страны определялось владением ценностями, обычно золотом. Задача государства больше вывозить товаров (экспортировать), меньше ввозить (импортировать).

    Классическая теория МТ включает в себя: теорию абсолютного и сравнительного преимуществ (А.Смит, Д.Рикардо). Теория абсолютных преимуществ исходила из того, что МТ основана на различии абсолютных издержек в производстве товаров в разных странах. А.Смит считал, что целесообразно, импортировать товары из страны, в которой издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которые ниже у экспортеров.

    Теория сравнительных преимуществ исходит из того, что условием внешней торговли не обязательно должно быть различие абсолютных издержек. Рикардо считал, что страны должны выпускать и вывозить товары, которые обходятся им сравнительно дешевле, нежели внутри страны. Следовательно, каждая страна специализируется на выпуске тех товаров, по которым ее издержки относительно более низкие, хотя абсолютные издержки могут быть и выше, нежели за рубежом. Рикардо полагал, что у каждой страны имеется товар, выпуск которого более эффективен, чем выпуск других товаров при сложившихся соотношениях в издержках других стран. Это и есть, по Рикардо, сравнительное преимущество. Следовательно, необходимой предпосылкой существования внешней торговли является выпуск одного и того же товара с различными сравнительными издержками. Когда же складываются равные сравнительные издержки, то международная торговля нецелесообразна. Принцип сравнительных издержек является принципом взаимной выгоды, он определяет, что каждая страна использует свой труд и капитал в отраслях, дающих ей наибольшую эффективность.

    Неоклассическая теория международной торговли (теория шведских экономистов Эли Хейшера и Бертеля Олина, 1899-1979 гг.). Значительный вклад в эту модель внес П.Самуэльсон (модель Хейшера-Олина). Теорию внешней торговли Хейшера-Олина называют теорией соотношения факторов производства. Страны неравномерно наделены факторами производства трудом, землей, капиталом, что по суждению неоклассиков, обуславливает различия относительных цен на товары, от которых зависят сравнительные преимущества стран. Например, если страна наделена в избытке трудом со сравнительно более низкой заработной платой, то трудоемкие товары, выпускаемые в этой стране будут обходится более дешево. Если страна имеет избыток капитала, то более дешевыми товарами будут капиталоемкие товары. Следовательно, согласно теории Хейшера-Олина, странам с избытком рабочей силы выгодно выпускать и экспортировать трудоемкие товары, странам с избытком капитала выгодно выпускать и экспортировать капиталоемкие товары.

12.2. Торговый и платежный баланс. Протекционизм

Торговый баланс положителен, если нация вывозит больше товаров и услуг, чем ввозит из-за рубежа. Если импорт больше экспорта, торговый баланс отрицателен. В первом случае торговый баланс имеет активные сальдо, во втором случае он имеет дефицит.

Платежный баланс. Помимо торгового баланса включает в себя:

Иностранные займы;

Проценты по ним;

Доходы от инвестиций;

Трансфертные платежи;

Обмен финансовыми активами.

Сделки по каждой из этих статей представляют собой платежи, поступающие либо в страну, либо из нее. В зависимости от этого платежи заносят либо в графу «доходы», либо в графу «расходы» (соответственно кредит и дебет).

Таблица 16. Платежный баланс

Доходы

Расходы

Экспорт товаров

Импорт товаров

Экспорт услуг

Импорт услуг

Доходы от инвестиций за рубежом

Доходы от иностранных инвестиций в стране

Трансфертные платежи от иностранцев в страну

Трансфертные платежи иностранцев из страны

Приобретение иностранцами активов данной страны

Приобретение гражданами страны иностранных активов (акций, облигаций, валюты)

Обобщающим показателем платежного баланса является его сальдо – это разница между импортными и экспортными статьями.

Превышение импорта из других стран над собственным экспортом дает отрицательное сальдо платежного баланса и может привести к неприятным экономическим последствиям, например, к внешнеторговому дефициту. Для оплаты последнего страна вынуждена делать долги. А для погашения долгов чаще всего приходится уменьшать внутреннее потребление.

Для обозначения разницы между совокупным импортом страны за год используют также понятие чистый экспорт. Превышение экспорта над импортом или положительный чистый экспорт приводит к росту совокупных расходов и тем самым к росту национального продукта и наоборот.

Протекционизм .

Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая торговля может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня натурального благосостояния.

Если на пути свободной торговли появляются экономические или неэкономические барьеры, то в силу вступает новый принцип международной торговли – протекционизм.

Протекционизм – это политика, направленная на защиту национальной экономики путем ограничения (прямого или косвенного) ввоза иностранных товаров.

К экономическим барьерам относятся:

1) таможенные пошлины, предназначенные для защиты местных производителей от иностранной конкуренции;

2) импортные квоты, устанавливающие максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то промежуток времени;

3) экспортные ограничения (аналогично импортным квотам), когда фирмы ограничивают свой экспорт в отдельные страны.

высшего высшего образования и приступить к трудовой деятельности или продолжить высшее образование в... высшее профессиональное образование , или высшее профессиональное образование в консерватории на основании закона о школах или высшее образование ...

  • Высшее образование тенденции развития

    Аннотированный список

    И концептуальные вопросы законопроекта об образовании . Модернизация системы высшего образования 4 Ниязова, М. В. ... с учетом международных стандартов инженерного образования [Текст] / А. И. Чучалин // Высш . образование в России. – 2011. - № 10. ...