Проблемы финансирования этой отрасли всегда были в поле зре-ния финансовой науки и практики. Большой вклад в исследование фи-нансовых взаимоотношений отрасли с государством и населением вне-сли В.В. Бармин, М.Г. Гершман, Б.Н. Колотилкин, И.Г. Минц, Г.Б. Поляк, Ю.В. Пешехонов, Н.Л. Филатов. Контрольные вопросы 1. Назовите подотрасли, включенные в отрасль ЖКХ, и ис-точники финансирования расходов на содержание и раз-витие ЖКХ. 2. Охарактеризуйте пути снижения роста расходов на содер-жание жилищного фонда. 3. Какие резервы экономии финансовых ресурсов в сфере ЖКХ вы можете назвать? 4. Что означает мобилизация доходов в сфере ЖКХ? 5. Как осуществляются взаимоотношения коммунального хозяйства с территориальным бюджетом?
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального обучения
«Мичуринский государственный аграрный университет»
Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
РЕФЕРАТ
По дисциплине : «Финансы предприятий»
На тему : «Финансы жилищного хозяйства»
Выполнила: студентка
экономического факультета
*************************
Проверила: **************
Мичуринск - Наукоград РФ, 2009 г.
Особенности организации хозрасчета и финансов в жилищном хозяйстве
Жилищное хозяйство - важнейшая отрасль народного хозяйства, созданная для удовлетворения одной из жизненно необходимых потребностей существования человека - в жилище.
Основой жилищного хозяйства нашей страны является государственный и муниципальный жилищный фонд, занимающий около 75% всего жилого фонда городов и 25% личной собственности граждан. Большая часть жилищного хозяйства находится в ведении городов и рабочих поселков. Часть жилищного хозяйства находится в ведении промышленных предприятий, совхозов, транспортных и строительных организаций - так называемый ведомственный жилой фонд.
Жилищное хозяйство городов состоит из жилого фонда, обобществленных дачных фондов, ремонтно-строительных, снабженческих, транспортных и других организаций, обслуживающих жилищное хозяйство.
Управление жилищным хозяйством ведется на началах хозяйственного расчета, который имеет свои особенности, обусловленные характером деятельности и уровнем доходной базы жилищного хозяйства. Особенности хозрасчета и организации финансов жилищного хозяйства следующие.
Эксплуатация жилищного фонда осуществляется по договору найма с квартиросъемщиками и аренды с арендаторами.
Жилищное хозяйство осуществляет эксплуатационную деятельность на началах самоокупаемости расходов по содержанию жилья.
В нашей стране была самая низкая в мире квартирная плата, что являлось одним из существенных преимуществ советского общества. Поэтому она с большим трудом покрывала лишь только часть эксплуатационных расходов жилищного хозяйства без начисления амортизации на реновацию основных фондов жилищного хозяйства.
Строительство нового жилья осуществляется частично за счет средств бюджета.
Действующий в жилищном хозяйстве финансовый механизм, основанный на самоокупаемости эксплуатационных расходов по содержанию жилья, не создает условий для образования источников финансирования не только для расширенного воспроизводства, но даже и для простого воспроизводства, что делает невозможной организацию в жилищном хозяйстве хозрасчета на принципах самофинансирования.
Наряду с этим отсутствие амортизационных отчислений на реновацию ведет к систематическому "проеданию" основных фондов жилищного хозяйства.
5. Все денежные поступления закрепляются за жилищным хозяйством и используются на содержание и благоустройство жилого фонда. Жилое хозяйство освобождено от платежей в бюджет, за исключением ремонтных, строительных, транспортных и других хозрасчетных предприятий, входящих в состав жилищного хозяйства. Арендная плата за нежилые помещения полностью остается в распоряжении жилищного хозяйства и направляется на покрытие расходов по содержанию и текущему ремонту жилых домов.
Эксплуатационные расходы жилищного хозяйства
Расходы по содержанию и эксплуатации жилого фонда состоят из следующих статей.
Административно-управленческие расходы.
Текущий ремонт жилого фонда.
Обязательные платежи и отчисления.
Прочие расходы (без целевых расходов).
Административно-управленческие расходы состоят из заработной платы работников аппарата управления и отчислений на социальные нужды.
Расходы по содержанию обслуживающего персонала: заработная плата с начислениями дворникам, лифтерам, уборщикам, расходы на приобретение спецодежды для этого персонала, обеспечение охраны его труда и техники безопасности.
Расходы по содержанию хозяйства: затраты на вывоз и сжигание мусора, уборку снега, на содержание дворов, по уходу за зелеными насаждениями и др.
Обязательные платежи и отчисления: отчисления на подготовку кадров, содержание вышестоящей организации, централизованных бухгалтерий, уплата комиссионных банкам за прием от населения квартплаты, арендной платы и других платежей.
Кроме указанных эксплуатационных расходов жилищные организации несут расходы, связанные с коммунальными услугами: водоснабжение, канализация, освещение, отопление и др. Эти расходы полностью покрываются за счет целевых сборов и платежей, взимаемых сверх квартирной и арендной платы, и в смету расходов по эксплуатации жилого фонда не включаются. С квартиросъемщиков и арендаторов нежилых помещений взимается плата за отопление, водоснабжение, канализацию, горячее водоснабжение, радио, телевизионную антенну, за очистку от мусора и прочие коммунальные услуги. Для определения размера затрат и их оплаты по каждому виду услуг составляется смета расходов. Бухгалтерский учет этих сборов и расходов по ним ведется обособленно от доходов и расходов по эксплуатационной деятельности на отдельном субсчете к счету 96 по каждому виду услуг в отдельности.
Доходы жилищного хозяйства
Доходы от эксплуатационной деятельности жилищного хозяйства слагаются из следующих источников:
квартирная плата;
арендная плата за нежилые помещения;
сбор с арендаторов;
средства, получаемые от коммунальных предприятий на возмещение расходов по обслуживанию внутридомовых сетей;
целевые сборы за коммунальные услуги;
прочие доходы.
Размер квартирной платы устанавливается в зависимости от степени благоустройства и качества жилья, а также территориального расположения дома.
Арендная плата взимается за аренду нежилых помещений с торговых, снабженческо-сбытовых, промышленных предприятий и других учреждений. Ставки дифференцированы в зависимости от типа строения (каменное, деревянное, смешанное), от категории населенного пункта (город, район и др.), от назначения помещения, характера деятельности арендатора. Сверх арендной платы арендаторы вносят специальные сборы на покрытие эксплуатационных расходов жилищного хозяйства. Размер этих взносов определяется договором на аренду исходя из сметного уровня этих расходов домовладения на 1 м 2 общей площади дома Средства, получаемые от коммунальных предприятий, идут на покрытие расходов по обслуживанию внутридомовых сетей коммунальных услуг (водопровод, канализация, электроснабжение). Размер этих поступлений определяется из фактических затрат на 1 м 2 жилплощади, но не выше предельных норм, устанавливаемых местными советами. К прочим доходам относятся: пени за просрочку квартплаты и арендной платы, арендная плата за жилые помещения, выручка от реализуемого имущества и металлолома и др.
По решению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 935 начиная с 1994 г. в стране осуществляется поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Постановлением определен предельный уровень платежей граждан в процентах к затратам на содержание и текущий ремонт жилья и оказание коммунальных услуг без учета затрат на капитальный ремонт жилищного фонда. Согласно постановлению, на переходный период 1994-1998 гг. "сохраняется прежний порядок финансирования затрат на капитальный ремонт государственного и муниципального жилищного фонда.
Предельный уровень платежей граждан в процентах к затратам на содержание и текущий ремонт жилья и оказание коммунальных услуг установлен по годам в следующих размерах: 1994 г. - 15-20%, - 1995 г. - 20-40, 1996 г. - 40-60, 1997 г. - 60-80, 1998 г. - 100%. Таким образом, к концу перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг жилищное хозяйство будет переведено на самоокупаемость затрат по его содержанию. На период поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья сохраняется порядок предоставления дотаций местной администрации на содержание и ремонт жилья, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства в части, не перекрываемой средствами, поступающими от оплаты гражданами жилья.
В целях социальной защиты малоимущих граждан постановлением введена компенсация (субсидия) на оплату жилья и коммунальных услуг в части, превышающей максимально допустимый размер. В связи с этим постановлением определены максимально допустимые доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в процентах к совокупному доходу семьи в следующих размерах: 1994г.-10%, 1995г.-15,1998 г.-20%. Величина компенсации определяется как разница между принятыми на данный период размерами платы за часть занимаемой жилой площади (в пределах социальной нормы) и потребляемых коммунальных услуг (в пределах норм потребления) и установленными предельно допустимыми расходами граждан на оплату этих расходов с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот. Компенсация назначается местной администрацией после представления гражданином (нанимателем) необходимых документов о составе семьи, размерах занимаемой площади, расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг, совокупном доходе семьи. Компенсация предоставляется гражданам в безналичной форме и используется только для оплаты жилья и коммунальных услуг.
В качестве источников средств, направляемых на компенсации (субсидии), могут быть ассигнования соответствующих бюджетов, ресурсы предприятий, учреждений и организаций, часть доходов, получаемых от населения при повышении платежей за жилье и коммунальные услуги.
Граждане, сдавшие жилые помещения в поднаем, утрачивают право на компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг.
Основные фонды и оборотные средства жилищного хозяйства
Жилищное хозяйство располагает значительными основными фондами. К ним относятся здания и сооружения (жилые дома, котельные, хозяйственные постройки и др.). На долю жилых домов приходится более 90% стоимости всех основных фондов.
В жилищном хозяйстве сосредоточена почти пятая часть всех основных фондов страны. В составе непроизводственных основных фондов страны основные фонды жилищного хозяйства занимают более 50%. Жилищное строительство осуществляется за счет: средств бюджета; средств предприятий и организаций, имеющих жилой фонд; средств населения с привлечением долгосрочного банковского кредита. Источниками финансирования капитального ремонта являются доходы от аренды, превышения доходов над расходами по эксплуатации жилого фонда, за исключением оставляемых в хозяйстве на прирост норматива оборотных средств и бюджетных ассигнований.
Для осуществления хозяйственной деятельности жилищно-эксплуатационные организации, находящиеся на самостоятельном балансе, располагают собственными оборотными средствами, которые подразделяются на нормируемые и ненормируемые.
Нормируемые оборотные средства:
материалы для текущего ремонта и эксплуатации;
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
расходы будущих периодов;
расчеты с квартиросъемщиками; Ненормируемые оборотные средства:
денежные средства в кассе и на расчетном счете;
средства в расчетах (дебиторы).
Источники формирования оборотных средств: собственные средства (прибыль подведомственных предприятий, превышение доходов над расходами по эксплуатации жилого фонда), устойчивые пассивы, ассигнования из бюджета. В устойчивых пассивах наряду с задолженностью по заработной плате учитываются авансы арендаторов по арендной плате, авансы арендаторов по взносам на покрытие расходов по эксплуатации жилого фонда, квартирная плата, вносимая авансом.
Наряду с собственными оборотными средствами жилищные организации могут пользоваться краткосрочными кредитами банка.
Норматив по материалам для текущего ремонта и эксплуатации жилищного фонда рассчитывается по двум самостоятельным группам материалов.
В первую группу включаются основные материалы и запасные части для ремонта, по которым действуют типовые нормы расхода на укрупненную единицу, например на 1000 м 2 кровли, на 100 квартир и т.д., в натуральных величинах. На основе этих данных определяются необходимые минимальные запасы в натуральных единицах. Исходя из цены на единицу (включая транспортные расходы) и размера минимальных запасов, определяется норматив оборотных средств в денежном выражении.
Ко второй группе материалов относятся все остальные материалы, используемые для эксплуатации жилищного фонда, норматив по которым устанавливается на основе среднего фактического остатка в предыдущем году за вычетом лишних и ненужных материалов.
Норматив оборотных средств в расчетах с квартиросъемщиками устанавливается с учетом того, что согласно ст. 56 жилищного кодекса РФ квартиросъемщик обязан вносить плату за квартиру и коммунальные услуги ежемесячно не позднее 10-го числа следующего месяца. Поэтому норматив по данной статье оборотных средств определяется исходя из 40-дневной задолженности начисляемой квартирной платы.
Расходы будущих периодов, методы нормирования в жилищном хозяйстве те же, что и в промышленности.
Финансовый план жилищного хозяйства
Хозрасчетные жилищно-эксплуатационные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с хозяйственно-финансовым планом. Важнейшими частями этого плана являются: сметы эксплуатационных доходов и расходов и финансовый план. Финансовый план состоит из двух разделов: источники поступления средств; направление средств. Хозяйственно-финансовый план жилищных организаций является основой для составления сводного финансового плана жилищного хозяйства (города, района).
Сводный финансовый план жилищного хозяйства составляется по форме баланса доходов и расходов и используется для составления местного бюджета (города, района). В этом сводном финансовом плане отражаются взаимоотношения жилищного хозяйства с бюджетом города (района) по платежам в бюджет и по финансированию из бюджета.
Список использованной литературы
1. Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.Н. Павлова и др. Финансы предприятий. /Под ред. проф. Н.В. Колчиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001г
2. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства.- М.: Финансы и статистика, 2000г
3. Павлова Л.Н. Финансы предприятий.- М: Финансы, ЮНИТИ, 1998г
4. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. - М.: Издательский Дом «Дашков и К 0 », 2000г
Функции финансов как экономической категории. Формирование первичных доходов материального производства. Финансы жилищного хозяйства, источники их формирования. Расходы по содержанию и эксплуатации жилого фонда, основные фонды и оборотные средства.
контрольная работа , добавлен 14.09.2014
Анализ выполнения плана по себестоимости продукции (услуг) ремонтно-эксплуатационной организации жилищного хозяйства. Изучение деловой активности и финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов.
курсовая работа , добавлен 09.02.2014
Теоретические основы ипотечного жилищного кредитования. Развитие ипотечного жилищного кредитования в России "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы. Регулирование ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге.
дипломная работа , добавлен 15.08.2007
Структура доходов, расходов и прибыли жилищного хозяйства, типы тарифов на услуги. Организация основных и оборотных средств. Виды себестоимости и группировка производственных затрат. Простой, нормативный, позаказный и попередельный методы калькуляции.
контрольная работа , добавлен 31.10.2013
Положение о строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения. Объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость. Уплата земельного налога. Типовой договор найма жилого помещения частного жилищного фонда.
реферат , добавлен 03.07.2012
Исследование и анализ тенденции развития сферы услуг в мире и в России. Страноведческое сопоставление развития жилищного хозяйства, здравоохранения, образования, торговли. Последствия недостаточного финансирования предоставления социально значимых благ.
статья , добавлен 07.08.2017
В России создана необходимая основа для развития системы ипотечного жилищного кредитования. Происходит увеличение размеров жилищного фонда, который мог бы служить обеспечением ипотеки. Ипотечные портфели банков Удмуртии растут ускоренными темпами.
курсовая работа , добавлен 07.12.2008
Функционирование денежной системы. Принципы формирования системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования. Государственная бюджетная поддержка приобретения жилья населением (система целевых адресных субсидий). Кредитование жилищного строительства.
курсовая работа , добавлен 08.07.2009
Понятие и сущность, формы и финансовые методы обеспечения социальной защиты населения. Правовое обеспечение в области жилищного строительства. Ипотечное кредитование как инструмент финансирования жилищного строительства и роль государственного органов.
дипломная работа , добавлен 10.07.2009
Сущность домашнего хозяйства как субъекта экономических отношений, их экономические непроизводственные функции. Финансовые ресурсы домохозяйства как совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Доходы и расходы домашнего хозяйства.
Жилищно-коммунальное хозяйство является составной частью и самостоятельной отраслью народного хозяйства, обеспечивающего социальную сферу общества. Отрасль ЖКХ имеет двусторонние отношения с бюджетом. С одной стороны, она вносит доход в бюджет, с другой - финансируется из бюджета. Причем она получает средств больше из бюджета, чем вносит в него. Как отрасль хозяйства ЖКХ включает в себя ряд подотраслей:
- жилищное хозяйство;
- водопроводноканализационное хозяйство;
- топливноэнергетическое хозяйство;
- городской пассажирский транспорт;
- гостиницы;
- благоустройство населенных пунктов.
Источниками финансирования расходов на развитие и содержание ЖКХ являются:
- бюджетные средства;
- средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию услуг и продукции;
- средства предприятий, принадлежащих им объектов.
В консолидированном бюджете России предусматривается выделение финансовых средств на ЖКХ примерно до 14% от общих расходов ежегодно. Собственно все эти средства выделяются за счет территориальных бюджетов, 5% расходов которых приходится на региональные бюджеты, 9% - на местные бюджеты.
За счет бюджетных ассигнований полностью финансируется дорожное хозяйство, озеленение, освещение, уборка территорий населенных пунктов. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и энергетика для отопления жилых домов, кроме того, дотируются из бюджетов вышестоящих уровней. Выделение дотаций рассматривается как один из способов возмещения предприятиям их затрат на ЖКХ, что в конечном счете не способствует усилению интенсивных методов хозяйствования, повышению заинтересованности в экономном расходовании материальных и финансовых ресурсов. Расходы на финансирование коммунальных предприятий составляют до 1,7% общей суммы территориального бюджета, выделяемого на ЖКХ в виде дотаций. Дотации расходуются на покрытие разницы в ценах за предоставляемые услуги и продукцию (тепло домов, транспортные услуги), на капитальные вложения (водопроводноканализационное хозяйство) и оплату работ.
В условиях рыночных отношений в целях повышения эффективности работы всего комплекса ЖКХ необходимо:
- передать предприятия жилищно-коммунальной сферы в ведение местных органов власти;
- перейти к самофинансированию предприятий ЖКХ с представлением им дотаций из бюджета;
- увеличить тарифы на жилищно-коммунальные услуги, но с учетом экономических обоснований затрат на ЖКХ.
Жилищное хозяйство как важнейший элемент отрасли и инфраструктуры социальной сферы городов и поселков требует значительных средств на строительство, реконструкцию и ремонт. Однако в настоящее время бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных бюджетов: 4,2% из регионального бюджета и 9,8% из местного. Причем из этих затрат более 4,5% расходуется на оплату труда работников ввиду низкой механизации работ, отсутствия автоматизации инженерных систем в домах, применения ручного труда.
Источниками доходов жилищного хозяйства являются:
- квартирная плата;
- арендная плата и сборы с арендаторов;
- другие доходы.
Основными путями совершенствования систем эксплуатации жилищного хозяйства могут быть:
- механизация и автоматизация производственных процессов;
- создание специализированных подразделений и организаций обслуживания инженерных сетей и ремонта объектов;
- концентрация материальных и финансовых ресурсов непосредственно в ведении местных органов власти.
Главными направлениями совершенствования и развития водопроводноканализационного хозяйства могут быть:
- строительство крупных предприятий и объединение мелких хозяйств, что повысит производительность труда, снизит затраты, повысит рентабельность и в целом эффективность работы ЖКХ;
- оснащение предприятий новыми, более мощными автоматизированными системами, оборудованием и приборами, в том числе индивидуальными счетчиками, что будет способствовать экономному расходованию водных ресурсов и снижению тарифов на оплату услуг.
Основные пути снижения себестоимости перевозок городским пассажирским транспортом следующие:
- эффективное использование средств, выделяемых из бюджета на заработную плату и повышении производительности труда;
- перевод транспорта на более экономичные виды топлива: электроэнергию и сжиженный газ;
- замена старого подвижного состава новыми, более совершенными и экономичными видами транспорта;
- перевод транспорта на коммерческую основу.
В настоящее время рассматривается программа реформирования ЖКХ. На первом этапе реформы предусматривается реализация мер, направленных на повышение эффективности использования затрат на содержание ЖКХ. В числе таких мер выделяются:
- формирование системы учета потребления коммунальных услуг;
- формирование конкурентной среды;
- формирование современной, совершенной и экономичной системы обслуживания.
На втором этапе развития предусматривается полный переход ЖКХ на самофинансирование, но при соблюдении условия, что доля оплаты жилищно-коммунальных услуг не превысит 20% совокупного дохода семьи.
Доходы от эксплуатационной деятельности жилищного хозяйства слагаются из следующих источников:
квартирная плата;
арендная плата за нежилые помещения;
сбор с арендаторов;
средства, получаемые от коммунальных предприятий на возмещение расходов по обслуживанию внутридомовых сетей;
целевые сборы за коммунальные услуги;
прочие доходы.
Размер квартирной платы устанавливается в зависимости от степени благоустройства и качества жилья, а также территориального расположения дома.
Арендная плата взимается за аренду нежилых помещений с торговых, снабженческо-сбытовых, промышленных предприятий и других учреждений. Ставки дифференцированы в зависимости от типа строения (каменное, деревянное, смешанное), от категории населенного пункта (город, район и др.), от назначения помещения, характера деятельности арендатора. Сверх арендной платы арендаторы вносят специальные сборы на покрытие эксплуатационных расходов жилищного хозяйства. Размер этих взносов определяется договором на аренду исходя из сметного уровня этих расходов домовладения на 1 м2 общей площади дома Средства, получаемые от коммунальных предприятий, идут на покрытие расходов по обслуживанию внутридомовых сетей коммунальных услуг (водопровод, канализация, электроснабжение). Размер этих поступлений определяется из фактических затрат на 1 м2 жилплощади, но не выше предельных норм, устанавливаемых местными советами. К прочим доходам относятся: пени за просрочку квартплаты и арендной платы, арендная плата за жилые помещения, выручка от реализуемого имущества и металлолома и др.
По решению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 935 начиная с 1994 г. в стране осуществляется поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Постановлением определен предельный уровень платежей граждан в процентах к затратам на содержание и текущий ремонт жилья и оказание коммунальных услуг без учета затрат на капитальный ремонт жилищного фонда. Согласно постановлению, на переходный период 1994-1998 гг. "сохраняется прежний порядок финансирования затрат на капитальный ремонт государственного и муниципального жилищного фонда.
Предельный уровень платежей граждан в процентах к затратам на содержание и текущий ремонт жилья и оказание коммунальных услуг установлен по годам в следующих размерах: 1994 г. - 15-20%, - 1995 г. - 20-40, 1996 г. - 40-60, 1997 г. - 60-80, 1998 г. - 100%. Таким образом, к концу перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг жилищное хозяйство будет переведено на самоокупаемость затрат по его содержанию. На период поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья сохраняется порядок предоставления дотаций местной администрации на содержание и ремонт жилья, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства в части, не перекрываемой средствами, поступающими от оплаты гражданами жилья.
В целях социальной защиты малоимущих граждан постановлением введена компенсация (субсидия) на оплату жилья и коммунальных услуг в части, превышающей максимально допустимый размер. В связи с этим постановлением определены максимально допустимые доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в процентах к совокупному доходу семьи в следующих размерах: 1994г.-10%, 1995г.-15,1998 г.-20%. Величина компенсации определяется как разница между принятыми на данный период размерами платы за часть занимаемой жилой площади (в пределах социальной нормы) и потребляемых коммунальных услуг (в пределах норм потребления) и установленными предельно допустимыми расходами граждан на оплату этих расходов с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот. Компенсация назначается местной администрацией после представления гражданином (нанимателем) необходимых документов о составе семьи, размерах занимаемой площади, расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг, совокупном доходе семьи. Компенсация предоставляется гражданам в безналичной форме и используется только для оплаты жилья и коммунальных услуг.
В качестве источников средств, направляемых на компенсации (субсидии), могут быть ассигнования соответствующих бюджетов, ресурсы предприятий, учреждений и организаций, часть доходов, получаемых от населения при повышении платежей за жилье и коммунальные услуги.
Граждане, сдавшие жилые помещения в поднаем, утрачивают право на компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг.
Финансы предприятий
1. Финансовое планирование на предприятии. Виды финансовых планов
Под финансовым планированием понимают подсистему внутрифирменного планирования. Объекты финансового планирования: 1) финансовые ресурсы – денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении коммерческой организации и предназначенные для финансирования затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию, выполнению обязательств перед государством, финансирования прочих расходов; 2) финансовые отношения, возникающие в процессе расширенного производства; 3) стоимостные пропорции, формирующиеся при распределении финансовых ресурсов.
Основная особенность финансового планирования состоит в том, что все планируемые показатели используются в стоимостном выражении. Результатом финансового планирования являются финансовые планы. В основе финансовых планов лежат долгосрочные цели, определяемые руководством коммерческой организации в ходе стратегического планирования.
Цели финансового планирования : максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании и т.д.
Основные задачи финансового планирования: 1) обеспечения финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия; 2) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; 3) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли; 4) установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами; 5) соблюдение интересов инвесторов; контроль за финансовым состоянием предприятия.
Финансовое планирование в целом: воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финансовыми ресурасми заложенные в производственном плане экономические пропорции развития; предоставляет возможность определить (эффективность проекта предприятия в условиях конкуренции; служит базой для оценки инвестиционной привлекательности инвесторов.
Методы финансового планирования : экономического анализа; нормативный; балансовых счетов; оптимизации плановых решений; экономико-математического моделирования. В финансовом планировании должны по возможности использоваться все данные методы. Это позволяет максимально учесть особенности объекта планирования и значительно повысить результативность финансового планирования, поскольку каждый метод требует различных затрат времени и ресурсов. Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-эономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.Расчетно-аналитический метод планирования финансовых показателей (или оптимизации плановых решений) заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Используется при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе метода лежит применение экспертной оценки. Балансовый метод планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды (накопления, потребления и т.д.). Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.
Основной (общий) бюджет – это финансовое количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных перед предприятием целей. Руководство любого пр-я, независимо от его вида и величины, обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий.Различные виды и формы бюджетов:Характеризуют промежуточные операции (закупки сырья и материалов, бюджет производства и т.п.); могут нести информацию только о расходах или только о о доходах (бюджеты продаж); показывают как расходы, так и доходы предприятия. Это укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств). Наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов. Операционные бюджеты предназначены для управления текущей деятельностью предприятия, контроля за своевременностью осуществления операций текущей деятельности.. Наиболее часто на предприятии разрабатываются следующие операционные бюджеты продаж, прямых материальных затрат, прямых затрат на оплату труда, общепроизводственных расходов, коммерческих расходов, управленческих расходов.
Финансовые бюджеты служат для консолидации всех операционных бюджетов предприятия.
Состав финансовых бюджетов предприятия: доходы и расходы, движение денежных средств, по балансовому листу
Инвестиционный бюджет показывает соотношение стартовых затрат бизнеса и внешних источников их финансирования.
Перспективное ф инансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, оно охватывает период от одного года до трех лет. Такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования. С помощью прогноза отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. Прогноз движения денежных средств отражает движение потоков текущей, инвестиионной и финансовой дестельности.
Текущее финансовое планирование . Текущий план составляется на год, поскольку за этот в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка и этот периож времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке 3-х документов: плана отчета о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса. Прибылей и убытков показываетобобщенные результаты текущей (хозяйственной) деятельности. План движения денежных средств предствляет собой план финансирования. Плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий, показывает состояние имущества и финансов предприятий.
Оперативное финансовое планирование включает разработку таких финансовых планов, как платежный календарь, кассовый план.и кредитный план.
Финансы жилищного хозяйства. Особенности отрасли.
К особенностям в жилищном хозяйстве относят:
1) наличие государственного жилищного фонда
2) наличие приватизированного жилья
3) наличия жилья находящегося на балансе субъектов хозяйствования
4) наличие кооперативного жилья и жилья выкупленного физическими лицами
5) в ЖКХ существуют единые требования по обслуживанию жилищного фонда
6) созданы и функционируют единые жилищные управления
7) управление финансовой деятельностью в ЖКХ осуществляется на началах хозяйственного расчёта и самофинансирования
эксплуатационные расходы в жилищном хозяйстве:
1) административно-управленческие расходы (зарплата работников управления с начислениями на соц. нужды)
2) расходы по содержанию обслуживающего персонала
4) расходы на текущий ремонт жилищного фонда
5) обязательные платежи и отчисления (затраты на подготовку кадров, содержание вышестоящих организаций)
6) прочие расходы
Доходы жилищного хозяйства:
1) квартирная плата
2) арендная плата
3) средства получаемые от коммунальных предприятий, направленные на размещение расходов по обслуживанию внутридомовых сетей
4) прочие доходы
ЖКХ наделено основными и оборотными средствами. Источниками финансирования основных фондов является:
1) бюджетные средства
2) средства предприятий и организаций, если на их балансе имеется жилой фонд
3) средства населения
4) долевые взносы организации
ЖКХ имеет оборотные средства, которые делятся:
1) на нормируемые (материалы для текущего ремонта, расходы будущих периодов и расчёты с квартиросъемщиками)
2) на не нормируемые (ДС в расчётах)
Хозяйственно-финансовый план = смета экспулатационыых расходов и доходов + финансовый план
Смета экспулатационыых расходов и доходов включает следующие разделы
2) расходы
Финансовый план состоит из разделов:
1) источники поступления средств
основным источником финансирования коммунального хозяйства является выручка от оказываемых услуг. Для определения выручки необходимо знать объём оказанных услуг в натуральном выражении и тарифы предприятий коммунального хозяйства. Тарифы предприятий коммунального хозяйства делятся на 4 группы:
1) тарифы городского транспорта едины в пределах городской черты
2) тарифы санитарно-технических предприятий
3) тарифы энергетических предприятий
4) тарифы для гостиниц, бань, прачечных и так далее
Доходные предприятий коммунального хозяйства могут получать прибыль которая складывается из прибыли полученной от оказания услуг, продажи ОС, другого имущества, доходов от внереализационных операций уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Распределение прибыли такое же как и на других предприятиях. Затраты предприятий коммунального хозяйства связаны с оказанием услуг населению. Эти затраты делятся на прямые и накладные. Финансовый план предприятий коммунального хозяйства так же составляется в форме доходов и расходов. Но при этом имеют специфические статьи доходной части:
1) осигнования из бюджета на нецентрализованные капитальные вложения о благоустройстве городов
2) осигнование из бюджета на текущие расходы по городскому благоустройству
3) доходы коммунальных предприятий которые финансируются в сметной порядке
4) арендная плата за земельные участки сдаваемые во временное пользование предприятиям и организациям.
В расходной части выделяют следующие специфические статьи:
1) нецентрализованные капитальные вложения на благоустройство городов
2) капитальный ремонт сооружений городского благоустройства
3) текущие расходы по городскому благоустройству
4) отчисления в бюджет с арендной платы за земельные участки сдаваемые во временное пользование
5) отчисления в бюджет доходов коммунальных предприятий финансируемых в сметном порядке
Похожая информация.