Доходы домашних хозяйств. Доходы домашних хозяйств и их формирование Что включает в себя общий доход домохозяйств

Доходы домашних хозяйств. Доходы домашних хозяйств и их формирование Что включает в себя общий доход домохозяйств

Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления и сбережения и обязательных платежей, т е осуществления расходов Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется, прежде всего, в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.

Доходы домашних хозяйств можно разделять по различным критериям. Прежде всего, можно выделить доходы в денежной и натуральной форме. К последним относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огородничествах, а также натуроплату от сельскохозяйственных предприятий, которые потребляются в домашнем хозяйстве Если домашнее хозяйство часть продуктов производит с целью реализации на рынке, то доходами следует считать денежные средства, вырученные от продажи.

В любой стране с развитыми рыночными отношениями подавляющая часть населения занята в государственном или частнопредпринимательском секторах экономики, и потому денежные доходы доминируют над натуральными.

Денежные доходы домашних хозяйств подразделяют чаще всего по источникам поступлений. Денежные доходы домохозяйств складываются из трех источников:

1) оплата труда членов семьи, работающих в качестве наёмных работников, премии, постоянный надбавки к зарплате, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем;

2) доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операций с личным имуществом (недвижимостью) и кредитно-финансовых операций;

3) государственные пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты.

Оплата труда является основным источником доходов домохозяйства, хотя ее роль в последние годы снижается. В конкретном домохозяйстве значение того или иного источника формирования доходов зависит от социального состава.

Необходимо принимать во внимание, что различаются понятия заработанных доходов, т.е. полученных в результате трудовой деятельности работника, и полученных доходов. С одной стороны, не все заработанные доходы поступают в домашние хозяйства

Это относится например к взносам на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий. С другой стороны, часть доходов поступающих в домохозяйства, не являются результатом труда. Прежде всего, это – трансфертные платежи, которые включают выплаты по социальному обеспечению, от несчастных случаев, пособия по безработице и нетрудоспособности и некоторые другие виды социальной помощи государства.

В приведенной выше классификации не учтены случайные доходы граждан, например выигрыши в лотерею, доходы от непредусмотренных дарений, а также доходы, полученные с нарушением закона. Последние в современной России имеют большое распространение. К ним можно отнести суммы, полученные в результате ухода от налогов, доходы от незаконных валютных и других финансовых операций, например от предоставления валютных займов другим гражданам, как правило, под ростовщические проценты, от операций по «строительству финансовых пирамид», от продажи запрещенных товаров (оружия и т.п.) Учет случайных и особенно незаконных доходов является чрезвычайно затруднительным

Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения. Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Для населения более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.

Номинальные доходы – доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенный. Для работников большее значение имеют фактические доходы.

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами – располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.

Основное значение для работников государственной сферы и лиц наемного труда в частном секторе экономики играет оплата труда в различных формах. В соответствии с системой национальных счетов к ней относят

1) начисленную заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам,

2) выплаты за работу в особых условиях,

3) доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни,

4) премии и единовременные поощрительные выплаты,

5) плата за выслугу лет,

6) оплату ежегодных и дополнительных отпусков,

7) доходы от участия в прибылях {например, дивиденды на акции),

8) командировочные расходы и подъемные,

9) стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др.

Часть полученных в форме оплаты труда доходов работника необходима ему непосредственно для выполнения служебных обязанностей, другая, являющаяся основной, идет на содержание домашнего хозяйства, включая членов семьи. В целях социальной защиты государство гарантирует населению минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В

МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие формы поощрительных выплат. Это означает, что для отдельных работников их ставки (оклады) равняются минимальному размеру оплаты труда, а все другие виды выплат не увеличивают зарплату до минимального размера, а начисляются сверх него. Размеры ставок и окладов, их соотношение для разных категорий персонала, работников различных профессионально-квалификационных групп, а также доплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в вечернее и ночное время определяются в организациях и фиксируются в коллективных договорах. При этом указанные доплаты должны быть не меньше установленных соответствующими правовыми актами.

Пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления объединены в одну большую группу, поскольку основную их часть выплачивает государство. Их начисление и выплата в существенной степени зависит от законодательных норм. Страховые и социальные поступления являются неоднородными. Можно выделить те из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудового вклада работников. В первую очередь это относится к большей части пенсионных выплат, которую можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако же большая часть доходов, рассматриваемых в данном разделе, носят чисто «социальный» характер, поскольку они выплачиваются государством как средство поддержания минимального уровня жизни населения. Имеются выплаты, которые носят «промежуточный» характер между чисто безвозмездными и связанными с трудовым вкладом их получателей. Речь идет о социальных выплатах, которые предоставляются гражданам при условии, что они приобретут навыки, необходимые для последующей работы. Так, большинство пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам, имея целью стимулирование безработного к обучению какой-либо специальности.

Развиваются и негосударственные формы социальной помощи населению. Примером являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ). С одной стороны, они расширяют возможности населения получать более высокие доходы в старости по сравнению с минимумом, гарантированным государством. С другой стороны, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения населения для осуществления долгосрочных инвестиций.

Наибольшее значение среди страховых и социальных выплат имеют пенсии. По действующему пенсионному законодательству существуют четыре вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если гражданин имеет право на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору. Существуют также и социальные пенсии для граждан, которые не имеют по каким-либо причинам права на получение пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью.

Среди пособий наиболее распространены различные виды детских пособий, которые подразделяются на:

1) пособие по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

3) единовременное пособие при рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) ежемесячное пособие на ребенка.

Важное место в системе социальной защиты населения имеют пособия, предоставляемые из бюджета. При этом государство гарантирует

а) выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

б) выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

в) возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

г) возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Еще одну подгруппу доходов домашних хозяйств составляют страховые возмещения или страховые суммы, выплачиваемые при наступлении страховых случаев, как правило, по непредвиденным причинам (стихийные бедствия, аварии, несчастные случаи, болезни, смерть и т.п.). Различают имущественное, личное, медицинское страхование, а также страхование ответственности. Общим для всех случаев страхования является внесение гражданами страховых сумм, которые различаются в зависимости от вида страхования, срока договора, страховых событий и других факторов. Таким образом, получению доходов в данном случае предшествует несение расходов домашними хозяйствами. Более того, страховые случаи являются нежелательным событием для домашних хозяйств, так как получаемые доходы лишь частично компенсируют последствия этих событий.

К доходам от предпринимательской деятельности домашних хозяйств относят любые формы доходов, которые возникают как результат осуществления частного бизнеса и достигаются не за счет уменьшения накопленного имущества домашних хозяйств. Эти формы возможны как в рамках организованного ведения бизнеса (зарегистрированные предприятия, в частности индивидуальные частные предприятия, малые предприятия), так и неорганизованного. Среди неорганизованных форм как основные можно выделить частную неорганизованную торговлю, надомное и кустарное производство, оказание частных услуг. Доходы от реализации части продукции, полученной в личных подсобных хозяйствах граждан, также могут, при определенных условиях, рассматриваться как доходы от предпринимательской деятельности. Такими условиями являются: регулярный характер производства этой продукции и ориентация части или всего производства на рыночную реализацию. Эпизодические, случайные продажи и оказания услуг вряд ли правомерно считать формой предпринимательской деятельности, поскольку они, как правило, являются вынужденной мерой для домашних хозяйств и не предполагают организацию соответствующего вида бизнеса.

В условиях России с учетом низкого уровня оплаты труда предпринимательская деятельность домашних хозяйств, носящая неорганизованный характер, является важным подспорьем для поддержания прожиточного минимума. Вместе с тем именно в этой сфере чаще всего наблюдаются негативные явления: сокрытие доходов, нелегальный бизнес, продажа низкокачественной, а иногда и опасной для жизни и здоровья людей продукции и др. В частной практике наибольшее распространение получили те услуги, которые являются наиболее доходными и пользуются повышенным спросом, например ремонт квартир, автомобилей и бытовой техники, репетиторство и обучение, медицинские услуги, частный извоз и др. Доходы от операций с имуществом и денежными средствами возникают в результате вложения денежных средств домашних хозяйств в личное недвижимое и движимое имущество, банковские вклады, ценные бумаги и на покупку иностранной валюты.

Операции с имуществом включают в первую очередь продажу и сдачу в аренду жилых помещений, принадлежащих домашним хозяйствам, а также продажу земельных участков. Продажа является менее выгодной формой получения дохода, поскольку она носит разовый характер и приводит к уменьшению стоимости располагаемого домашними хозяйствами имущества. Кроме того, арендная плата позволяет защитить частично доходы домашнего хозяйства от инфляции путем постепенного ее повышения. Домашние хозяйства торгуют также и другими видами домашнего имущества: подержанными легковыми автомобилями, компьютерами, электро- и радиотоварами, одеждой, меховыми изделиями, ювелирными изделиями и др. Однако с насыщением рынка высококачественными товарами такие виды частных продаж постепенно вытесняются.

Расходы домашних хозяйств

В экономической науке существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств. Так, с точки зрения периодичности (частоты) осуществления, выделяют три агрегированные группы расходов домашних хозяйств

1) краткосрочные расходы,

2) среднесрочные расходы,

3) долгосрочные расходы.

Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй – коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями. Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных уровней, во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов, и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения. 3) долгосрочные расходы.

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые экономисты делят их на следующие основные группы

а) личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг),

б) налоги и другие обязательные платежи,

в) денежные накопления и сбережения.

Для дальнейшей характеристики расходов домашнего хозяйства можно использовать иной вариант их классификации, который в определенной степени позволяет объединить два указанных выше критерия. Этот вариант предполагает разделение расходной части бюджета домашних хозяйств на три основных раздела: (1) обязательные платежи, (2) расходы на потребление, (3) денежные сбережения.

Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение. Величина этой статьи в бюджетах отдельных домашних хозяйств значительно изменяется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей.

Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй – коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями. Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных уровней, во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов, и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.

Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью Налогового кодекса РФ – налог на доходы физических лиц – НДФЛ).

Вторым по значимости после НДФЛ для домашнего хозяйства является налог на имущество физических лиц. Это местный налог, но его введение обязательно для всей территории России. Налогом облагается находящееся а собственности физических лиц недвижимое имущество жилые дома, квартиры дачи, гаражи, другие строения и сооружения, а также часть движимого имущества лодки, катера, самолеты и др.

Домашние хозяйства обязаны также выплачивать налог с имущества, переходящего им в порядке наследования или дарения. Сумма налога зависит от стоимости переходящего имущества и степени родства нового владельца имущества.

В некоторых случаях в расходную часть бюджета домашнего хозяйства приходится включать государственную пошлину – обязательный платеж, взимаемый с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды различных инстанций, за государственную регистрацию актов гражданского состояния, за выдачу документов уполномоченными на это органами или должностными лицами.

Кроме прямых налогов домашние хозяйства выплачивают и косвенные налоги. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы. Уровень товарных цен увеличивают не только косвенные, но и прямые налоги единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, таможенные пошлины и ряд других федеральных, региональных и местных налогов, которые в общей сложности увеличивают цену товара (работ, услуг) примерно в полтора-два раза.

Следующая статья обязательных расходов домашнего хозяйства – коммунальные и другие ежемесячные платежи населения. Размер этой статьи зависит от места нахождения домашнего хозяйства.

Кроме коммунальных платежей домашние хозяйства должны ежемесячно оплачивать потребленное ими электричество, услуги городской и междугородной телефонной связи.

Оставшаяся после выплаты налогов, сборов, коммунальных и других ежемесячных платежей часть совокупных доходов домашнего хозяйства поступает в его полное распоряжение (располагаемые доходы) и расходуется с целью удовлетворения совместных и индивидуальных потребностей его участников.

Потребительские расходы на покупку товаров и оплату услуг связаны с удовлетворением личных и семейных потребностей, составляют более двух третей доходов. Величина расходов семьи на покупку товаров и оплату услуг зависит от уровня розничных цен, потребностей семьи в конкретных благах, объема ее денежных доходов и от суммы налогов и других обязательных платежей, уплачиваемых семьей.

В соответствии с определенным ранее критерием расходы домашнего хозяйства на потребление целесообразно подразделить на две статьи: текущие расходы и капитальные расходы.

К текущим расходам домашнего хозяйства следует отнести расходы на приобретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обузь, одежда и т.п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, таких, как услуги парикмахерской, прачечной, стоматолога и т.п.).

Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т.д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые участники домашнего хозяйства потребляют достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на них существенное влияние и определяет их жизнь в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на образование, на медицинскую операцию, на туристическую путевку и т.д.).

Расходы бюджета домохозяйств выполняют очень важную роль по воспроизводству самой семьи как первичной ячейки общества и воспроизводству рабочей сипы. Снижение реальных располагаемых денежных доходов россиян, наряду с другими факторами, повлияли на сокращение уровня рождаемости, продолжительности жизни, ухудшение уровня здоровья населения.

Часть денежных доходов, оставшаяся после потребительских расходов и уплаты налогов и других обязательных взносов является источником денежных накоплений и сбережений. Для отдельных домохозяйств эти накопления откладываются на «черный день» или на покупку дорогостоящего товара. Для других домохозяйств высокий уровень доходов позволяет направить часть средств на накопления для извлечения дополнительного дохода и защиты от инфляции, те капитализировать путем вложений в ценные бумаги, банковские депозиты и др.

Наиболее популярным способом размещения денежных накоплений населения является покупка иностранной валюты. Вторым по значению размещения денежных накоплений являются банковские депозиты. Расходы на приобретение ценных бумаг в настоящее время крайне малы.

Для удовлетворения конкретной потребности в том или ином товаре (услуге), расходы по которому не покрываются имеющимися сбережениями, домохозяйства обращаются в коммерческий банк для получения недостающих средств - денежной ссуды, либо на предприятие розничной торговли для оформления покупки в рассрочку. Кредитные отношения между коммерческим банком, розничным предприятием, с одной стороны, и гражданами - с другой - имеют форму потребительского кредита.

Кредиты на потребительские цели, пополняя денежные доходы семей, способствуют увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Потребительский кредит позволяет семье ссудозаемщика удовлетворить потребности до того, как будут накоплены денежные сбережения в необходимых суммах.

В системе экономических отношений домашние хозяйства имеют исключительно важное значение, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли

  • II. ИНФОРМИРОВАНИЕ О ТУРАГЕНТЕ, РЕЖИМЕ ЕГО РАБОТЫ И РЕАЛИЗУЕМЫХ ИМ УСЛУГАХ
  • II. Формирование новых понятий. Постановка проблемы и ее решение.
  • II. Формирование новых умений и понятий. 1. Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных согласных в приставке и корне

  • Сущность и функции финансов домохозяйств.

      Денежные доходы домохозяйств.



    1. Сущность и функции финансов домохозяйств.

    Домашнее хозяйство представляет собой группу людей, ведущих совместное хозяйство, живущих в одном и том же жилище, объединяющих часть или весь свой доход и богатство, а также совместно потребляющих определённые типы продуктов и услуг в целях воспроизводства жизни и трудоспособности.

    Одним из главных предназначений домашнего хозяйства выступает воспроизводство населения.

    Домашнее хозяйство- это ячейка общества, являющаяся активным участником производства конечного продукта и участником денежных отношений государства.

    В финансовой системе, наряду с финансами хозяйствующих субъектов, финансы домохозяйств занимают основополагающее положение.

    Финансы домашних хозяйств — совокупность денежно-экономических отношений, складывающихся по поводу формирования, использования семейных бюджетов, а также отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.

    Семейный бюджет – это отношение по поводу формирования фонда денежных средств и использование этих денежных средств на текущее потребление и сбережение.

    Семейный бюджет может быть представлен тремя элементами:

    1) доходная часть,

    2) расходная часть,

    3) сбережения.

    В финансовой системе любого государства большое внимание уделяется всем трём элементам, но в наибольшей степени государство заинтересовано в стимулировании и увеличении сбережений.

    Богатство государства определяется уровнем благосостояния основной массы населения и прирастает, прежде всего, за счет сбережений, осуществляемых сектором домашних хозяйств. Прирост доходов в секторе домашних хозяйств свидетельствует о стабильности и росте реального сектора экономики государства

      Денежные доходы домохозяйств.

    Доходы домохозяйств могут быть рассмотрены в следующем разрезе:

    1) Первичные доходы — это доходы, полученные домохозяйствами в процессе участия в производстве или в результате владения активами, необходимыми для целей производства. Эти первичные доходы выплачиваются из добавленной стоимости, создаваемой в производстве.

    2) Располагаемые доходы домохозяйств — это доходы, полученные от производственной деятельности, от собственной предпринимательской деятельности, а также в результате перераспределительных операций, то есть добавление субсидий, текущих трансфертов, кроме социальных трансфертов в натуре и за вычетом налогов на производство и текущих налогов.

    Располагаемый доход является источником для конечного потребления товаров и услуг и сбережений.

    Располагаемый доход может быть определён как максимальная сумма, которую домашние хозяйства могут позволить себе потратить на конечное потребление товаров и услуг в данном отчётном периоде без уменьшения наличных денег, ликвидации активов или увеличения пассивов

    Доход, который включает располагаемый доход и сумму социальных трансфертов в натуре за вычетом передаваемых социальных трансфертов в натуре – это скорректированный располагаемый доход .

    Социальные трансферты в натуре состоят из индивидуальных товаров и услуг, предоставляемых федеральными, местными бюджетами или общественными организациями.

    Таким образом, фактическое конечное потребление домашних хозяйств состоит из потребительских товаров и услуг, приобретаемых индивидуальными домашними хозяйствами за счёт осуществления расходов, и через социальные трансферты в натуре.

    Состав и структура доходов семейного бюджета:

    1. Оплата труда и другие формы выплат работникам предприятий различных форм собственности – основа семейного бюджета, которая включает:

    — оплату за отработанное и неотработанное время,

    — стимулирование доплаты и надбавки,

    — компенсации, связанные с режимом работы и условиями труда,

    — премии,

    — единовременные поощрительные выплаты,

    — выплаты на питание, жильё, топливо, носящие регулярный характер.

    В основе размера оплаты, приходящегося на одного работника в целом в России, лежит минимальный месячный размер оплаты труда.

    2. Доходы от предпринимательской деятельности и собственности.

    3. Поступления из финансовой системы, которые могут принимать форму субсидий и могут принимать форму бюджетного финансирования.

    4. Социальные трансферты.

    5. Прочие поступления.

    Система доходов домашних хозяйств должна, прежде всего, отвечать требованиям прожиточного минимума. Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, а также совокупность обязательных платежей и сборов.

    Прожиточный минимум в Российской Федерации предназначен для оценки уровня жизни при разработке социальных, региональных, федеральных программ, оказания необходимой государственной помощи малоимущим для формирования бюджетов всех уровней и определения размеров пособий, стипендий и других социальных выплат.

    Потребительская корзина определяется не реже одного раза в пять лет, а величина прожиточного минимума – ежеквартально на основе уровня потребительских цен на товары и услуги и соответствующих сборов и платежей.

      Денежные расходы домохозяйств.

    Денежные расходы включают:

    1) Покупка товаров и продуктов населением, необходимых для своего жизнеобеспечения.

    2) Оплата услуг и культурных программ, а также прочие расходы:

    — оплата жилищно-коммунальных услуг,

    — бытовых услуг,

    — услуг по образованию, лечению, отдыху, туризму,

    — на театры, кино, выставки,

    — на все виды транспорта и связи.

    3) Обязательные платежи, а также налоги и сборы, в том числе осуществляемые на добровольных началах.

    4) Сбережения во вкладах и ценных бумагах и их прирост.

    5) Приобретение гражданами иностранной валюты.

    В результате осуществления расходов возникает баланс доходов и расходов, имеющий либо положительное либо отрицательное сальдо. В России сальдо денежных расходов и доходов домашних хозяйств характеризует либо уменьшение, либо увеличение остатка наличных денежных средств у населения.

    Превышение доходов над расходами означает не только прирост остатка наличных денег у населения, но и также частично расходование за пределами либо субъекта РФ, либо России вообще.

    Превышение расходов над доходами означает уменьшение остатка денег у населения и в то же время расходование на данной территории денежных доходов, полученных в другом субъекте федерации или за пределами России.

    В развитых странах значительную часть расходов составляют налоги и страховые платежи. Однако оставшаяся часть доходов в распоряжении физических лиц обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы и в целом населения.

    С помощью дифференцированных подходов налогообложения выравниваются уровни доходов на душу населения. Эти дифференцированные подходы включают прогрессивную шкалу налогообложения граждан и налоговых вычетов.

    В России осуществлён переход от прогрессивной шкалы налогообложения к единой шкале налогообложения по доходам физических лиц. Согласно Налоговому кодексу РФ части 2 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

    1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

    2) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

    К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

    1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации;

    2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации;

    3) доходы, поученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав

    4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;

    5) доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций и иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;

    6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;

    7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком, в соответствии с действующим законодательством РФ;

    9) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;

    10) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

    К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

    1) дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации;

    2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации;

    3) доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав;

    4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

    5) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, акций или иных ценных бумаг, долей участия в уставных капиталах иностранных организаций, а также прав требования к иностранной организации;

    6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации.

    7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;

    8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств;

    9) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации.

    Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

    1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

    2) государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;

    3) все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат;

    4) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;

    5) алименты, получаемые налогоплательщиками;

    6) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями;

    7) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства;

    8) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:

      налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью;

      работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

      налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными благотворительными организациями (фондами, объединениями);

      налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах);

      налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

    9) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации;

    10) суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.

    11) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов;

    12) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границ;

    13) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.

    14) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.

    15) доходы налогоплательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям;

    16) доходы получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

    17) доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи обществам охотников или иным организациям добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных, если добыча таких животных осуществляется по лицензиям, выданным в порядке, установленном действующим законодательством;

    18) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения;

    19) доходы, полученные от акционерных обществ в результате переоценки основных фондов в виде дополнительно полученных ими акций или иных имущественных долей;

    20) призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами за призовые места на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы, чемпионатах, первенствах и кубках РФ;

    21) суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;

    22) суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;

    23) вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;

    24) доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход;

    25) суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления;

    26) доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций;

    27) доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:

      проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены указанные проценты;

      установленная ставка не превышает 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;

    28) доходы, не превышающие 2 000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:

      стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей,;

      суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

      возмещение работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;

    29) доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов;

    30) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний;

    31) выплаты, производимые профсоюзными комитетами членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений.

    Налоговым периодом признается календарный год.

    Согласно ст.224 гл.23 НК РФ налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:

    1)13 процентов, если иное не предусмотрено статьей 224.

    2) 35 процентов в отношении следующих доходов:

      выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр;

      страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 213 настоящего Кодекса;

      процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;

      суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса.

    3) 30 процентов в отношении следующих доходов:

      дивидендов;

      доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

      Социальные и финансовые индикаторы уровня жизни населения.

    Элементом финансовых и социальных программ являются специальные инструменты измерения результатов влияния социально- экономических реформ на уровень жизни населения в виде финансовых и социальных индикаторов. Эти индикаторы формируются на основе данных, характеризующих объём, состав, основные направления образования, распределения и использования отдельными группами населения семейных бюджетов.

    Рассмотрим основные индикаторы.

    1. Среднедушевые денежные доходы в ычисляются путём деления суммы денежного дохода за отчётный период на численность населения.

    Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом налогов, обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

    2. Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в отрасли экономики определяется делением месячного фонда оплаты труда на среднесписочную численность рабочих.

    Средний размер назначенной пенсии определяется делением суммы назначенных пенсий всего на количество пенсионеров.

    3. Покупательная способность денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения и соотношения денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума.

    4. Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности или долей населения, сгруппированных в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.

    5. Коэффициенты дифференциации доходов населения устанавливают размеры превышения высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами.

    6. Прожиточный минимум включает стоимостную оценку натурального набора продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги, обязательные платежи исходя из доли затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств.

    7. Минимальная продовольственная корзина обеспечивает содержание набора продуктов питания по их химическому составу и калорийности в определённых пропорциях в сутки. В Росси продовольственная корзина дифференцируется по восьми природно-климатическим зонам.

    8. Показатели дефицита низких доходов — э то важнейшие характеристики степени распространения бедности. Дефицит дохода определяется на основе данных о численности и размере доходов населения ниже прожиточного минимума и исчисляется как суммарный размер доходов, необходимый для его повышения до величины прожиточного минимума.

    Индекс глубины бедности характеризует среднее отклонение бедных семей от величины прожиточного минимума и выражается величиной суммарного дефицита дохода с общим числом семей.

    Индекс Джимми (коэффициент концентраци и) устанавливает степень отклонения фактического объёма распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он позволяет численно оценить степень неравенства, то есть чем больше дифференциация распределения, тем дальше кривая стоит от диагональной кривой и тем больше коэффициент концентрации.

    Измерение уровня низких доходов производится путём установления линии, порога или ограничения, ниже которого домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни.

    9. Расчеты покупательской способности осуществляются в целях выявления степени структурных, относительных, межрегиональных изменений на потребительском рынке по отношению к денежным доходам населения. Для этого используются индексы потребительских цен.

    Индекс дефлятор отражает изменения цен на различные компоненты денежных доходов и позволяет пересчитать денежные доходы в номинальные, устранив фактор изменения цен.

    Доходы домашнего хозяйства – часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за неравномерного распределения национального дохода ресурсы у отдельных категорий домохозяйств оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и предприниматель за счет прибыли пополняют средства домохозяйств.

    На динамику и структуру доходов населения и домохозяйств в 90-е годы оказали влияние факторы, которые характеризовали социально-экономическое положение страны:

    Глубокий экономический кризис и становление рыночных отношений;

    Инфляция, которая на протяжении первой половины 90-х годов носила гиперформу;

    Задержка выплаты зарплаты, государственных пенсий, пособий;

    Многочисленные финансовые злоупотребления и нарушения в области оплаты.

    Все эти факторы снижали реальные доходы граждан России. В 2000 году они составляли лишь 56,2 % уровня 1991. В XXIв. Положение несколько стабилизировалось. Реальные располагаемые доходы домашних хозяйств начали несколько возрастать. Однако, по оценке Института исследования товародвижения и коньюктуры оптового рынка, вскоре начался новый круг инфляционной гонки, что вновь сказалось на обесценении доходов.

    Одним из показателей обеспеченности домашнего хозяйства является валовой доход.

    Валовой доход домохозяйств – это совокупный доход, который включает: денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков.

    Валовые доходы занимают главенствующее положение, причем в них преобладают денежные доходы как результат развития рыночных отношений.

    Натуральные доходы выступают в форме стоимости продуктов, производимых в подсобных хозяйствах, стоимости услуг, выполняемых для собственного потребления, а также стоимости полученных в порядке поощрения товарно-материальных ценностей от работодателя или государства. В России натуральные доходы получают не только традиционно сельские граждане, но и городские жители, что свидетельствует об относительно низком уровне материальной обеспеченности населения в целом. Следует подчеркнуть, что производство продуктов в подсобных хозяйствах и выполнение услуг для собственного потребления из-за низкой механизации производственного процесса характеризуется значительными трудовыми затратами, и поступления в натуре относительно малы по сравнению с возможными. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние ряд факторов (социальный состав, количественный состав, местопроживание - город или село и др.) Так имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например у работающей супружеской пары без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов, например, хозяйство супругов-пенсионеров, воспитывающих малолетних внуков.

    Из рис. 1 видно, что денежные доходы в городе составляют почти 9/10 всех валовых доходов, тогда как стоимость натуральных поступлений невелика (всего 7 %).

    Р ис. 1 Структура располагаемых ресурсов домохозяйств в 2008 г.

    В сельской местности (Рис. 2) положение меняется. Доля денежных доходов меньше на 16%, а стоимость натуральных продуктов достигает почти четверти всех доходов. Различия имеются и в накоплении. В сельской местности население беднее, поэтому и накопление меньше.

    Р ис. 2 Структура располагаемых ресурсов домохозяйств в 2008 г.

    Денежные доходы остаются главными в домохозяйстве. Они формируются за счет следующих источников: (см. Приложение 2)

      оплаты труда членов домохозяйств, полученной при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премий, постоянных надбавок к зарплате, выплат работодателями на социально-культурные цели: пособий, путевок и т.д.;

      доходов от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендной платы и др.;

      государственных социальных выплат (трансфертов) – пенсий, пособий и других платежей из бюджета и внебюджетных социальных фондов;

      прочих поступлений (страховых возмещений, доходов от реализации имущества и др.).

    В нашей стране соотношение между этими источниками в последние семьдесят лет резко менялось. В условиях господства государственной собственности основными доходами домохозяйств была заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источника стала возрастать. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом.

    Денежные доходы различают по равномерности поступлений:

      регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

      случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества), а также незаконные доходы (уход от налогов, выручка от продажи запрещенных товаров).

    В зависимости от размеров денежные доходы делятся на:

      номинальные доходы – доходы за определенный период времени в денежных единицах по нарицательной стоимости

      реальные доходы – денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они выражают количество товаров и услуг, которые можно фактически приобрести на номинальные доходы.

    Государственное регулирование оплаты труда. Члены домохозяйств, работая в государственном или частном секторах экономики, получают оплату труда в разных формах. К оплате труда относятся:

      заработная плата, начисленная работникам по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;

      доплата за сверхурочную работу;

      премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер;

      компенсационные выплаты;

      вознаграждения за год, выслугу лет;

      оплата ежегодных и дополнительных отпусков;

      материальная помощь;

      надбавка пенсии пенсионерам, работающим на предприятиях и др.

    Не все денежные доходы члены домохозяйств используют на собственные нужды, определенная их часть направляется на оплату налогов (налога на доходы физических лиц, на имущество физи­ческих лиц и др.).

    В условиях рыночных отношений государственное регулирова­ние оплаты труда ограничено. В течение 1994-1995 гг. государство предприняло попытку сократить значительное увеличение размера заработной платы на частных предприятиях путем обложения нало­гом на прибыль фактических расходов на оплату труда, превышаю­щих нормативную величину. Однако эта мера вместо ограничения привела к появлению так называемой «конвертной оплаты», т.е. пред­приятия сверх нормы выдавало работнику конверт с доходом, сумма которого не включалась в фонд зарплаты и с него не взимался ника­кой налог. Не достигнув цели, это решение отменили.

    В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через на­логовый механизм.

    В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социаль­ной защиты населения принят Закон «О минималь­ ном размере оплаты труда» (МРОТ). Согласно этому закону пред­приятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного миниму­ма. МРОТ обеспечивается в государственных организациях за счет средств бюджета, а в частном секторе - из собственных средств.

    Реальное значение МРОТ из-за инфляционного роста цен по­стоянно снижается. Стремясь оградить его от обесценения, Прави­тельство РФ осуществляет индексацию. За десять с лишним лет МРОТ повышался неоднократно. Однако, несмотря на изменения реальное содержание МРОТ отстает от темпов инфляции и не соответствует прожиточному уровню.

    Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, предусматривающий повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2009 года до 4330 рублей против нынешних 2300 рублей

    Таблица 1

    Минимальный размер оплаты труда

    В целях регулирования оплаты труда*

    В иных целях**

    Источник: Интернет ресурс для бухгалтеров( http://www.buh.ru/info-14 )

    * МРОТ в размерах, указанных в этой колонке, применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

    ** МРОТ в размерах, указанных в этой колонке, применяется для целей:

    Исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ в зависимости от МРОТ (до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей) (ч. 1 ст. 5 указанного закона). Федеральным законом от 22.06.2007 № 116-ФЗ МРОТ во всех статьях КоАП(Кодекс РФ об административных правонарушениях) заменен на рублевый эквивалент;

    Выплаты стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от МРОТ (до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления) (ст. 4 указанного закона);

    Исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ (ч. 2 ст. 5 указанного закона).

    Представительные органы субъектов РФ, учитывая слабую обес­печенность работников бюджетной сферы, оказывают им финансо­вую поддержку исходя из размеров своего бюджета.

    В частном секторе конкретные размеры ставок оплаты труда по профессиям на крупных предприятиях определяются условиями коллективных трудовых договоров, а у индивидуальных предпринима­телей, где работают несколько человек, - договором с отдельным работником.

    Ограничения МРОТ на частных предприятиях государство уста­новить не может, так как он зависит от финансовых возможностей работодателей.

    Государство регулирует доходы домохозяйств, не только исполь­зуя законодательные акты, но и косвенно - с помощью налоговой системы. Для прямого регулирования доходов применяются прямые налоги (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физи­ческих лиц, транспортный налог и др.). Косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины) зат­рагивают прежде всего платежеспособный спрос населения и таким образом способны воздействовать на процесс производства.

    Доходы домашних хозяйств от предпринимательской деятельности отличаются большим разнообразием. Среди экономистов нет единого мнения, что к ним относить. Большинство считают, что они включают:

      доходы от продажи имущества, принадлежащего гражданам на правах собственности;

      прибыль от реализации товаров, оказания услуг, выполнения работ предприятиями частного бизнеса, зарегистрированных и не зарегистрированных как юридические лица;

      доходы от регулярной продажи продукции личных подсобных хозяйств;

      доходы так называемых «челноков» и др.

    Эти денежные доходы подразделяются на две части: одна на­правляется на содержание работодателя и его семьи, другая - на коммерческие расходы, причем официально к ним должны быть от­несены затраты, подтвержденные соответствующими документами.

    Государственные социальные трансферты . К денежным доходам до­мохозяйств относят также государственные социальные трансферты - пенсии, пособия, другие выплаты из средств бюджетов разного уров­ня и внебюджетных фондов. Эта часть денежных доходов домохо­зяйств строго регулируется государством в законодательном порядке.

    Основной вид трансфертных платежей - пенсии. Пенсионной системой в России охвачено 38,5 млн (2008 г.) престарелых, инвалидов, членов семей, потерявших кормильца. В настоящее время идет процесс ухудшения демографической ситуации и соотношение ра­ботающих и пенсионеров составляет 1,7: 1, а к 2010 г., по некото­рым прогнозам, это соотношение может достигнуть 1: 1.

    Одним из ключевых направлений социальной политики российского правительства является совершенствование пенсионной системы страны. С 2001 года был принят ряд законов, основные из которых:

    - "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, согласно которым страховая часть трудовой пенсии выплачивается за счет средств бюджета ПФР, базовая - за счет федерального бюджета;

    - "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" №111-ФЗ от 24 июля 2002 года, который обеспечивает права граждан на инвестирование денежных средств накопительной части трудовой пенсии.

    Суть ныне действующей пенсионной системы Российской Федерации - в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности россиян за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

    В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости за 2008 год увеличился на 953 рубля и на конец 2008 года составил 4902 рубля.

    В 2009 году базовая часть трудовой пенсии будет увеличена дважды - 1 марта и 1 декабря - в общей сложности на 37,1%. Страховая часть пенсии будет проиндексирована с 1 апреля 2009 года на 15,6%. В результате, к концу 2009 года средний размер социальной пенсии не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера.

    Кроме пенсий российские граждане получают различные пособия (пособия по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полугора лет, ежемесячные пособия на ребенка и др.) из Фонда социального страхования. Лица, потерявшие работу, получают пособия по безработице из бюджета.

    В последние годы получила развитие новая форма социальной помощи, которая финансируется из негосударственных фондов. Так, создаются негосударственные пенсионные фонды за счет средств самих работников и работодателей.

    Анализ доходности в разрезе домохозяйств дает возможность учесть демографические, региональные и внутри­семейные факторы распределения и использования совокупного до­хода, в том числе и в его неденежной, натуральной форме. Кроме того, большое влияние на денежные доходы домохозяйств оказыва­ют место проживания (городская или сельская местность), а также численность, в том числе число детей в семье.

    Введение

    На сегодняшний день домохозяйства - это один из важных субъектов экономической деятельности. Результаты их деятельности влияют на благосостояние, как отдельной хозяйственной единицы, так и населения страны в целом. Под домашним хозяйством будем понимать такое хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Понятие домохозяйство не всегда тождественно понятию семьи, оно имеет более широкий смысл. В сравнении с семьей в состав домохозяйства могут входить не только родственники, они так же могут состоять из одного, двух или более членов.

    Доходы домохозяйств как параметр макроэкономики

    Сущность, значение и виды доходов домохозяйств

    Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

    Домашнее хозяйство - один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

    Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.

    В общем, домохозяйство можно охарактеризовать как самостоятельную экономическую единицу, состоящую из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к наиболее полному удовлетворению своих потребностей.

    Основные признаки домохозяйства - это:

    Совместное проживание и обустройство быта.

    Совместное ведение хозяйства.

    Обладание определёнными ресурсами.

    Самостоятельность в принятии хозяйственных решений.

    Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

    Виды домохозяйств:

    Единичные домохозяйства или просто домохозяйства.

    Единичные домохозяйства образованы одиночками, отдельными или несколькими семьями, а также этими семьями совместно с одиночками. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139млн. человек, что составляет 94% всего населения страны.

    Групповые домохозяйства

    Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9млн. человек, или 6% всего населения страны.

    Домашние хозяйства классифицируются по следующим признакам:

    Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.).

    Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики). домохозяйство макроэкономика быт доход

    Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.).

    Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.).

    Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.).

    Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.).

    Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).

    Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления и сбережения и обязательных платежей, т. е. осуществления расходов. Неразрывная связь доходов и расходов домаш­них хозяйств проявляется прежде всего в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.

    Доходы домашних хозяйств можно разделять по различным критериям. Прежде всего, можно выделить доходы в денежной и натуральной форме. К последним относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огородничествах, а так­же натуроплату от сельскохозяйственных предприятий, которые по­требляются в домашнем хозяйстве. Если домашнее хозяйство часть продуктов производит с целью реализации на рынке, то доходами следует считать денежные средства, вырученные от продажи.

    В любой стране с развитыми рыночными отношениями подавляющая часть населения занята в государственном или частнопредпринимательском секторах экономики, и потому денежные доходы безусловно доминируют над натуральными. К сожалению, статистические исследования позволяют определить общий уровень только денежных доходов домашних хозяйств. В отношении натуральных доходов проводятся выборочные исследования в разрезе отдельных продуктов и их групп. В России традиционно роль натуральных доходов по некоторым видам продуктов, в частности по картофелю, овощам, фруктам и ягодам, была и остается высокой. Низкий уровень денежных доходов в частном и государственном секторах экономики подчеркивается тем фактом, что значительная часть занятых в них одновременно содержит небольшие подсобные хозяйства, в которых производятся продукты питания. Однако трудозатраты в таких хозяйствах несоразмерно высоки из-за крайне низкой механизации производственных процессов, что в конечном итоге отражает нерациональный общественный характер личного подсобного хозяйства. В меньшей степени это относится к личным подсобным хозяйствам сельского населения, для которого ведение производства на земле является основной сферой приложения труда. Вместе с тем, и здесь общественно целесообразным является переход к фермерскому ведению хозяйства, т. е. в основном товарному производству.

    Денежные доходы домашних хозяйств подразделяют чаще всего по источникам поступлений:

    заработная плата вместе с различными начислениями и допла­тами; пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты; доходы от предпринимательской деятельности; доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

    Необходимо принимать во внимание, что различаются понятия заработанных доходов, т. е. полученных в результате трудовой деятельности работника, и полученных доходов. С одной стороны, не все заработанные доходы поступают в домашние хозяйства. Это относится, например, к взносам на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий. С другой стороны, часть доходов, поступающих в домохозяйства, не являются результатом труда. Прежде всего, это -- трансфертные платежи, которые включают выплаты по социальному обеспечению и от несчаст­ных случаев, пособия по безработице и нетрудоспособности и неко­торые другие виды социальной помощи государства.

    В приведенной выше классификации не учтены случайные доходы граждан, например выигрыши в лотерею, доходы от непредусмот­ренных дарений, а также доходы, полученные с нарушением закона. Последние в современной России имеют большое распространение. К ним можно отнести суммы, полученные в результате ухода от на­логов, доходы от незаконных валютных и других финансовых операций, например от предоставления валютных займов другим гражданам, как правило, под ростовщические проценты, от операций по «строительству финансовых пирамид», от продажи запрещенных товаров (наркотиков, оружия и т. п.). Учет случайных и особенно незаконных доходов является чрезвычайно затруднительным.

    В основу деления доходов положены разные признаки.

    • 1. В зависимости от источника дохода они подразделяются на:
      • - заработную плату и дополнительную оплату трудовой деятельности;
      • - доходы от предпринимательской деятельности; доходы от ценных бумаг;
      • - арендную плату за переданное во временное пользование имущество;
      • - страховое возмещение;
      • - доходы от реализации имущества;
      • - выплаты из государственных денежных фондов (бюджетов, внебюджетных фондов);
      • - прочие.
    • 2. В зависимости от равномерности поступления различают доходы:
      • - регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
      • - периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.);
      • - случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества).
    • 3. В зависимости от надежности поступления различают доходы:
      • - гарантированные (госпенсии, доходы по госзаймам);
      • - условно-гарантированные (оплата труда);
      • - негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

    Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

    Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с уче­том стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

    Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме рас­полагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.

    Номинальные доходы -- доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начис­ленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном перио­де, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х годах XX в. в период массовой задержки с выплатой заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.

    Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами -- располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уро­вень их благосостояния.

    Для оценки уровня жизни населения субъектов РФ, разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МПБ) и бюджета прожиточного минимума (БПМ). Уровень МПБ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги) и рассчитывается исходя из прожиточного (фи­зиологического) минимума дифференцированно по основным социальным группам. С 1997 г. используется понятие прожиточного ми­нимума, как стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Таким образом, в понятии БПМ учтена также необходимость выплаты домашними хозяйствами обя­зательных платежей. В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья че­ловека и обеспечения его жизнедеятельности.