Денежная система основные элементы и типы. Современная денежная система россии

Денежная система основные элементы и типы. Современная денежная система россии

Общее понятие о денежной системе

Денежная система РФ представляет собой организуемое и регулируемое соответствующим законодательством денежное обращение.

Складывалась в России данная система исторически, опираясь на опыт других стран. Так, в различных странах действуют соответствующие денежные системы. Известны такие основные разновидности денежных систем, как монометаллизм и биметаллизм. Монометаллизмом принято считать денежную систему, при функционировании которой один металл одновременно является денежным эквивалентом и находится в обращении. Биметаллизмом является денежная система страны, при действии которой государством законодательно закрепляется всеобщий эквивалент в виде двух металлов (золото и серебро), монеты из которых действуют на равных условиях. Известны три системы биметаллизма: параллельная валюта, при которой соотношение между монетами (серебряными и золотыми) установлено на рынке стихийно; двойная валюта - соотношение в этой системе устанавливается государством, и «хромающая» валюта, где и золотые, и серебряные монеты являются платежными средствами на законных основаниях, но на разных условиях.

Особенности денежной системы России

Денежная система РФ имеет свои особенности, заключающиеся в высокой зависимости отечественной экономики от постоянных перемен во внешнеэкономических условиях, которые предопределяют использование режима плавающего курса валюты Банком России. Данный режим осуществляется адекватно экономической ситуации, так как позволяет снизить влияние такого негативного фактора, как нестабильность мировых цен, на кредитно-денежную политику при намного меньшем вмешательстве в работу внутреннего валютного рынка Банка России. Денежная система государства способствует созданию платежного баланса не только в номинальном, но и реальном выражении. При этом Банком России предприняты определенные шаги во избежание наличия искусственного или резкого характера данного процесса.

Роль денежного обращения в финансовой системе РФ

Существование любого рынка невозможно без денежного обращения, которое представлено движением денег, опосредствующим оборот услуг и товаров. Денежная система РФ отвечает за организацию купли-продажи услуг и товаров и, конечно, функционирование рынка финансов. В качестве важнейших элементов данной системы принято считать национальную денежную единицу, установленную действующим законодательством, и денежный знак, который может быть использован при выражении цен на товары. Указанная денежная единица подразделяется на мелкие составляющие: ценовой масштаб, который утратил экономический смысл с прекращением размена на золото кредитных денег и развитием монополизма, и систему денежной эмиссии, представляющую собой учреждения, которые имеют право выпускать ценные бумаги и денежные знаки. Денежная система РФ осуществляет контроль, чтобы порядок данной эмиссии был законодательно закреплен.

Денежная система Российской Федерации функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 10 июля 2002 г., определившим ее правовые основы.

Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее одного и не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возложены следующие обязанности:

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;

Определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

Разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных Главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

Необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;

Обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;

Поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам;

Сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право ЦБ РФ подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетно-платежных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более пяти операционных дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

В Федеральном законе о Центральном банке РФ (Банке России) предусмотрены порядок выработки и условия реализации единой государственной денежно-кредитной политики, а также инструменты регулирования Центральным банком величины денежной массы в обращении. Такими инструментами и методами, в частности, являются:

- процентные ставки по операциям Банка России (ставка рефинансирования);

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) ;

- операции на открытом рынке ;

- учетная политика ;

- валютное регулирование ;

- установление ориентиров роста денежной массы ;

- прямые количественные ограничения .

В соответствии с принятой государственной денежно-кредитной политикой Центральный банк РФ (Банк России) в целях укрепления рубля регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки по кредитным операциям, стимулируя рост или сокращение кредитных вложений.

При этом влияние Банка России на процентные ставки коммерческих банков ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по улучшению состояния банковской системы.

Обязательные резервы выполняют не только социальную функцию, гарантируя в случае краха банка от полного разорения вкладчиков, но и являются источником дополнительных финансовых источников для Центрального банка для регулирования денежной массы в обращении. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам банков.

Суть операций на открытом рынке состоит в изменении предложения ссудного капитала в стране путем скупки или продажи ценных бумаг Центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или изъятия ликвидных средств.

Учетная политика Центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, транспортных, торговых и других предприятий. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная ставка Центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

Валютное регулирование связано с куплей-продажей Банком России иностранной валюты. Эти операции Банка России на валютном рынке позволяют воздействовать на курс рубля в иностранной валюте и на величину денежной массы в обращении.

Наряду с экономическими методами регулирования денежного обращения, которые были перечислены выше, Банк России в исключительных случаях может применять прямые количественные ограничения в виде установления лимитов на рефинансирование банков, на проведение банками отдельных банковских операций. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год определяются Банком России. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики даются анализ состояния и прогноз развития экономики России на следующий год, определяются цели и задачи единой государственной денежно-кредитной политики, ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Таким образом, изучение истории становления и развития денежной системы России свидетельствует о том, что с давних пор рубль являлся ее денежной единицей. Рубли были в виде монет разного веса, изготовленные из золота или серебра, бумажных денежных знаков, прямо или косвенно связанных с благородными металлами. Существовали и разные системы денежного обращения - золотой и серебряный монометаллизм, несовершенная система биметаллизма и система обращения бумажных денег.

Возникновение и условия функционирования той или иной системы денежного обращения зависели от степени развития товарно-денежных отношений в стране, состояния экономики и политики правительства, которое постоянно использовало монетную или денежную регалии для покрытия государственных расходов. Усовершенствование денежной системы, неустойчивость денежного обращения всегда сдерживали экономическое развитие страны, отрицательно влияя на состояние народного хозяйства и создавая социальное напряжение в обществе.

Особенности денежной системы социалистической экономики

Изменения в структуре денежной базы характеризуются увеличением удельного веса наличных денег в обращении, сохранением почти неизменной доли обязательных резервов при относительном сокращении остальных ее составляющих.

Источниками роста денежной базы могут быть как увеличение чистых международных резервов Банка России и Правительства РФ, так и объем их чистых внутренних активов. В РФ после 1998 г. рост денежной базы обеспечивается в основном за счет увеличения чистых международных резервов, которое происходит в результате покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем рынке и сокращения долга России перед МВФ. Объем чистых внутренних активов в этот период сокращался в первую очередь за счет увеличения остатков средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на счетах Банка России.

Связь денежной базы и денежной массы, как уже отмечалось, осуществляется через механизм денежного мультипликатора. Управляя механизмом банковского мультипликатора, Центральный банк РФ расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым он оказывает воздействие на объем денежной массы в обращении. Банк России ежегодно в рамках денежно-кредитной политики устанавливает ориентиры роста денежной массы, которые рассчитываются с учетом динамики ВВП и возможного денежного предложения. В течение последних лет в РФ ориентиры роста денежной массы (агрегат М2) являлись промежуточной целью денежно-кредитной политики.

Они определяются с помощью таких макроэкономических показателей, как динамика ВВП и прогнозируемый рост потребительских цен в предполагаемом периоде. Кроме того, в условиях долларизации отечественной экономики при прогнозировании рублевой денежной массы необходимо учитывать возможное движение средств по валютным счетам всех участников рынка. С учетом всех указанных обстоятельств прирост денежной массы (М2) в 2000 г. планировался на уровне 21 - 25 %, а составил 47,1 %, в 2001 г. - соответственно 27-34 и 40,1 %, в 2002 г. - 22-28 и 20,4 % (фактически за 11 месяцев). Значительный прирост денежной массы в 1999 - 2000 гг. был связан с валютной интервенцией для поддержания курса рубля и обязательным приобретением 75 % валютной выручки экспортеров.

Статистические данные показывают, что уровень расхождения темпов роста денежной массы и номинального ВВП в последние годы не был постоянным, что говорит о неустойчивости эластичности М2 по отношению к ВВП и отражает нестабильность скорости обращения денег. По мере замедления инфляции краткосрочная статистическая взаимосвязь между ежемесячными изменениями денежного агрегата М2 и индекса потребительских цен снижается. Поэтому в настоящее время Банк России рассматривает темпы роста денежной массы лишь как расчетный ориентир денежно-кредитной политики, т. е. не ставит перед собой цель безусловного соблюдения прогнозного диапазона роста М2, а предусматривает возможность корректировки последнего в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги.

В процессе регулирования объема денежной массы определяется покупательная способность денег, от которой зависит качество выполнения ими функции меры стоимости и средства накопления. Только при стабильной покупательной способности и устойчивости денежной единицы деньги могут эффективно использоваться для соизмерения стоимостей всех товаров, расчета и сравнения различных экономических показателей, оценки их динамики, а также создавать надежную основу регулирования экономики с помощью методов денежно-кредитной политики. Обесценение денег и снижение их покупательной способности приводят к тому, что в качестве меры стоимости в национальной экономике используется стабильная иностранная денежная единица, обеспечивающая сопоставимость цен во времени. Цены на все товары устанавливаются не в национальных денежных единицах, а в иностранных, например в долларах. В качестве средства накопления обесценивающиеся национальные деньги также вытесняются иностранной валютой. Население, а вслед за ним и предприятия предпочитают держать свои сбережения в иностранной валюте, чаще всего в долларах. Происходит процесс «долларизации» экономики.

Выполнение деньгами функций средства обращения и средства платежа, безусловно, также зависит от их устойчивости, но в меньшей степени, чем при осуществлении двух других функций. Опыт показывает, что даже при высокой степени обесценения национальные деньги продолжают использоваться как средства обращения и платежа, поскольку выступают в роли «мимолетного посредника», что сводит потери участников расчетов к минимуму. Но при высоких темпах инфляции даже мимолетное нахождение сильно обесценивающихся денег на руках влечет за собой ощутимые для их держателей потери. Поэтому в условиях гиперинфляции деньги, выполняя функции средства обращения и средства платежа, также вытесняются иностранной валютой. Однако при относительной стабильности покупательной способности денег качество выполнения ими этих функций определяется в основном эффективностью платежной системы.

Виды денег.

В процессе исторического развития товарно-денежных отношений было выделено два вида денег:

1. Действительные деньги – это деньги, номинальная стоимость которых обозначается в соответствии с их реальной стоимостью, то есть стоимостью драгоценного металла, из которого они изготовлены.

2. Заместители действительных денег (знаки стоимости) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, то есть затраченного на их производство общественного труда.

К ним относятся:

Металлические знаки стоимости (билонная монета то есть мелкая монета, изготовленная из дешёвых металлов);

Бумажные знаки стоимости, которые печатаются на бумаге (бумажные и кредитные деньги)

  • 3/Денежная система и её элементы. Денежная система Российской Федерации.

Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закреплённая национальным законодательством. Она сформировалась в 16-17 веках с возникновением и утверждением капиталистического производства, централизованного государства и национального рынка.

В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов:

- Система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (серебро, золото), выполняющих все 5 функций, а обращающиеся банкноты безпрепядственно обмениваются на действительные деньги.

- Система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, и в обращении находятся бумажные и кредитные деньги.

Элементы денежной системы:

1) денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для выражения цен всех товаров и услуг.

2) масштаб цен – это средства выражения стоимости товаров через весовое содержание драгоценного металла в денежной единице страны (при действительных деньгах). Сейчас это - количество товарной массы, которую можно приобрести на одну денежную единицу.

3) виды денег , являющихся законными платёжными средствами в стране.

4) эмиссионная система и государственный аппарат регулирования денежного обращения . Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска, обращения и изъятия из обращения денежных знаков. Эмиссию (выпуск) наличных денег осуществляет ЦБ РФ.

Денежная система РФ

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 12 апреля 1995 года, определившим ее правовые основы.

1. Официальной денежной единицей в нашей стране является российский рубль.

2. В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связано с денежным металлом, фиксированный масштаб цен отсутствуют. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком РФ (ЦБ РФ) и публикуется в печати.


3. Видами денег являются банковские билеты и металлические деньги, образцы которых утверждаются Банком России.

4. Сообщения о выпуске банковских билетов и монет нового образца, их описание публикуются в печати. Они обязательны к приему по их номинальной стоимости на всей территории страны. Срок изъятия старых банковских билетов не должен быть меньше 1 года, но не более 5 лет. Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а так же других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России.

Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банковских билетов и монет в хранилищах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

  • 4/Инфляция, формы её проявления. Особенности инфляционного процесса в России.

Инфляция – это кризисное состояние денежной системы, что означает переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вследствие чрезмерного их выпуска. Выражается в обесценивании денег, сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы.

Первопричина инфляции – диспропорции в развитии экономики, т.е. между различными сферами народного хозяйства:

Между накоплением и потреблением;

Спросом и предложением;

Доходами и расходами государства;

Денежной массы в обращении и потребностями страны в деньгах.

Причины инфляции:

1) внутренние причины:

Не денежные факторы – это государственно-монополистическое ценообразование, экстраординарные обстоятельства социально-политического характера (революции, войны и т.д.)

Денежные факторы - это кризис государственных финансов (дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, увеличение массы кредитных денег и уменьшение скорости обращения денег)

2) Внешние причины – это мировые кризисы (сырьевой, энергетический, валютный и т.д.)

Валютная политика государств направленная на экспорт инфляции;

Нелегальный экспорт золота и валюты.

  • 5/Социально – экономическая сущность. Функция финансов.

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства на текущий год (с 2008 – на 3 года), имеющий силу закона. Он утверждается законодательным органом власти – Парламентом (Федеральное собрание РФ).

Основные функции финансов:

1. Распределительная – проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств, т.е. перераспределение ВВП.

2. Регулирующая – проявляется в государственном регулировании и стимулировании экономики, финансовом обеспечении социальной политики. Здесь используется бюджетно-налоговый механизм.

3. Контрольная – проявляется в государственном контроле за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств (через единый счет Казначейства РФ).

  • 6/Финансовая система Российской Федерации и характеристика её звеньев.

Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений; государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредиты, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

  • 7/Сущность финансового контроля. Виды финансового контроля и органы финансового контроля в России.

Финансовый контроль – это контроль органов власти и специальных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства предприятий всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей). Непосредственно предметом проверок являются прибыль, доходы, себестоимость, рентабельность, издержки обращения

1. Общее управление финансами осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание РФ (две его палаты- Государственная дума и Совет федерации).

2. Оперативное управление осуществляет Министерство финансов РФ.

3. За кассовое исполнение бюджета отвечает Главное управление федерального казначейства (подразделение Минфина РФ).

4. Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения налогов в бюджет, а также занимается подготовкой предложений по совершенствованию налогового законодательства.

5. Главное управление по расследованию экономических и налоговых преступлений (в структуре МВД РФ - бывшая налоговая полиция). Занимается предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений.

6. Федеральная таможенная служба несёт ответственность за соблюдение налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, за правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.

7. Для контроля над исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная дума образуют Счётную палату , состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Виды финансового контроля.

1. Государственный :

Вневедомственный (общегосударственный)

Ведомственный (по отраслям народного хозяйства)

2. Негосударственный :

Внутрихозяйственный;

Аудиторский;

Страховой;

Общественный.

Методы финансового контроля

1. Проверка. Проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе отчётных документов – это самый массовый метод.

2. Обследование . Охватывает более широкий круг показателей (проводится опрос, анкетирование)

3. Анализ . Детальное изучение финансово-бухгалтерской отчётности для оценки результатов финансовой деятельности предприятия.

4. Мониторинг (наблюдение). Постоянный контроль со стороны банков за использование выданного кредита и финансовым состоянием предприятия.

5. Ревизия . Полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия

  • 8/Сущность и принципы организации финансов предприятия.

Финансы предприятий - это система экономических денежных отношений, связанных с формированием и распределением денежных доходов и накоплений, и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, и финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работников.Эти денежные отношения возникают в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Они связаны с формированием собственных и привлечением заемных средств, их использованием на финансирование затрат, инвестиций предприятия, с образованием и распределением прибыли.

Функции финансов предприятий:

1. Обеспечивающая - заключается в том, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными средствами. Должен соблюдаться принцип: «все расходы покрываются доходами».

2. Распределительная - связана с обеспечивающей, заключается в том, что доходы предприятия должны быть оптимально распределены.

3. Контрольная - связана с использованием различных стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Контролируют заинтересованные стороны.

Санкции - штрафы, пени, неустойки налоговым органам, хоз. партнерам, банкам.

Показатели - ликвидности, финансовой устойчивасти, обеспеченности собственными средствами и т.д.

Принципы организации финансов предприятия:

1. Самостоятельность в области финансовой деятельности: предприятие самостоятельно решает, куда вкладывать свои финансовые ресурсы:

На собственное развитие

В ценные бумаги

В уставный капитал другого предприятия

На банковские счета и т.д.

Однако самостоятельность возникает только после выполнения обязательств перед обществом и государством 2. Самофинансирование: это полная окупаемость затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы. Каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При этом возможно использование заемных средств на условиях возвратности, срочности и платности. 3. Заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности: предприятие должно быть заинтересовано в результатах своей деятельности. Для этого экономическая среда должна быть такой, чтобы было выгодно производить продукцию, сокращать расходы, получать прибыль. 4. Материальная ответственность: предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом. Этот принцип реализуется в случае возникновения убытков и неспособности предприятия расплатиться с кредиторами. В этом случае предприятие может быть объявлено банкротом, его имущество продано и за счет этого покрыты долги. 5. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Необходимость контроля возникает из сущности финансов. В производственно - хозяйственной деятельности предприятия заинтересованы различные стороны: - собственники; - государство; - работники; - кредиторы; - хозяйственные партнеры. Контроль включает анализ финансовых показателей и применение различных мер воздействия.

  • 9/Выручка от реализации продукции.

Смысл любого производства заключается в получении дохода. Выручка от реализации продукции – это средства, поступившие на расчетный счет организации за реализованную потребителям продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

Выручка – это не только главный источник доходов предприятия, но и средства на возмещение всех его затрат.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг является основным показателем хозяйственной деятельности предприятия.Выручка предоставляет предприятию средства для погашения долгов, для закупки сырья, выплаты заработной платы и отчисления налогов и платежей в различные фонды и бюджеты. Выручка, таким образом, только частично представляет собой доход. Сначала из суммы выручки производятся все необходимые выплаты, и лишь затем речь может идти о доходе.

Важным для предприятия моментом является своевременность поступления средств выручки. Большое значение это имеет потому, что именно получением выручки заканчивается цикл деятельности предприятия.

Получение выручки позволяет предприятию восстановить затраченные на производство средства и создать условия для начала нового цикла производства. Кроме того, выручка является для предприятия основным и регулярным из всех имеющихся источников средств.

От своевременности получения выручки зависит финансовая устойчивость предприятия, размер получаемой прибыли, своевременность расчетов с банками, налоговыми органами и бюджетом, различными фондами, а также с поставщиками и с собственными работниками.

Несвоевременность поступления средств приводит к невыполнению предприятием своих обязательств, а, значит, к штрафам, санкциям и потере прибыли, вплоть до остановки производства.

В настоящее время для составления финансовой отчетности метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается лишь после отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления покупателю расчетных документов. При объявлении учетной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либо по срокам оплаты отгруженной продукции (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары на счета в банках, а при расчете наличными деньгами - при поступлении средств в кассу), либо по срокам отгрузки продукции и предъявлении покупателям расчетных документов. По международному стандарту доходы и издержки накапливаются, т.е. принимают к учету по мере возникновения, а не по мере поступления денег или совершения платежа. Иными словами используется метод определения выручки по отгрузке продукции. Считается, что данные по счетам нарушают основной принцип учета - сопоставимость объема выручки и затрат на изготовление продукции.

Важный фактор, влияющий на величину выручки от реализации продукции - процесс ценообразования. В конечном счете цена товара определяется рынком, на неё большое влияние оказывает соотношение спроса и производства, и она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями покупателя. Однако исходным пунктом формирования продажных цен является калькуляция.

Принято рассчитывать две цены каждого товара, производство которого предусматривается в планированном году: продажная обеспечивает изготовительные нормальные условия воспроизводства, и минимальное компенсирование предприятию затрат при минимальной прибыли от продажи.

  • 10/Производственные фонды.

Современная денежная система России, как и большинства других стран, основана на неразменных на золото деньгах. Основные положения денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 10 января 2003 г.).

Наименование денежной единицы. Согласно данному Закону официальной денежной единицей (национальной валютой) Российской Федерации является рубль, который равняется 100 копейкам. В России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: «рубль» и «червонец». После . и вплоть до настоящего времени в России сохранилось единое название денежной единицы — «рубль», что было закреплено в принятом парламентом страны Законе «О денежной системе Российской Федерации» и в последующем Законе «О Центральном банке Российской Федерации».

Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организация обращения и изъятие их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит ЦБ РФ.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты () и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации по всем видам платежей, а также для зачисления на счета, вклады, депозиты и для перевода.

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ РФ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк РФ несет ответственность лишь за планирование объемов их производства.

В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;
  • создание резервных фондов банкнот и монет;
  • определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
  • установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;
  • утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В 2002 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на геррито- рии Российской Федерации» от 9 октября 2002 г. № 119-П (в редакции от 1 июня 2004 г.).

Порядок обеспечения денежных знаков. Государственным законодательством (федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности») устанавливается, что может служить в качестве обеспечения денежных знаков (товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства РФ. банков и других организаций и т.д.). Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил обеспечения допускаться не должно.

Эмиссионный механизм представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятия из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производят расчетно-кассовые центры Центрального банка РФ. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

Структура денежной массы в обороте рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюр н ости во всем объеме денежной массы.

Порядок прогнозного планирования денежного оборота включает систему прогнозных планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно- кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.

Порядок установления валютного курса, или котировка валют, представляет собой соотношение валюты данной страны со стоимостью валют других стран, например 1 долл. = 36,7 руб. До перестройки в России использовался порядок установления валютного курса, исходящий из золотого содержания различных валют. Однако, поскольку в настоящее время нив одной стране золотое содержание денежной единицы не фиксируется, используется способ котировки, учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популярный способ котировки основан на «корзине валют», при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзину».

Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением этого порядка возлагается на коммерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание хозяйств.

Современные денежные системы не статичны. Они продолжают развиваться, становясь все более экономичными и эффективными. Общей тенденцией для денежных систем разных стран является расширение применения современной вычислительной электронной техники в организации денежного оборота. Все более широко используются « », представляющие собой не записи на бумажных носителях информации, а записи в форме электронных сигналов, прежде всего на магнитных или других носителях. Это позволяет значительно повысить долю безналичного оборота в совокупном денежном обороте, ускорить расчеты, обеспечить лучший контроль банков и налоговых органов за денежным оборотом, добиться существенной экономии издержек обращения.

Современная денежная система Российской Федерации

Денежная система Российской Федерации основана на неразменных на золото деньгах, т.е. имеет бумажно-кредитный характер. Правовая основа денежной системы России — Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Официальная денежная единица — рубль, разделенный на 100 копеек. Монопольное право эмиссии и изъятия наличных денег из обращения принадлежит Банку России. В области организации денежного обращения ЦБ РФ выполняет ряд важнейших функций:

  • прогнозирует и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создаст резервные фонды банкнот и монет;
  • устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
  • определяет правила ведения кассовых операций (операций с наличными) для кредитных организаций;
  • устанавливает признаки платежеспособности банкнот и монет, порядок их уничтожения, а также замену поврежденных банкнот и монет на действующие.

В каналах наличного денежного обращения в настоящее время находятся два вида денежных знаков, являющихся безусловным обязательством Банка России и обязательных к приему во всех видах расчетов и платежей — банкноты (банковские билеты) и монеты. В настоящее время в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100. 500, 1000 и 5000 руб. и монеты достоинством 1, 2, 5, 10 руб., 1, 5, 10, 50 копеек.

Изготавливают денежные знаки на предприятиях Гознака. Центральный банк РФ проектирует банкноты: каждая банкнота имеет уникальную тематику рисунка и преобладающий цвет, а вся серия банкнот одного выпуска содержит общие элементы дизайна. Первым этапом создания банкнот является выполнение крупномасштабного рисунка с использованием компьютерных технологий; затем выполняется гравюра на металле, которая преобразуется в металлическое клише с многократно повторяющимся в реальном масштабе рисунком. С клише производится печать банкнот. При изготовлении банкнот последовательно используются три вида печати: офсетная, глубокая (металлографическая) и высокая (типографская).

Современные банкноты имеют набор средств защиты, затрудняющих их подделку. Например, банкнота достоинством 5000 руб., выпущенная в обращение в 2006 г., содержит элементы защиты (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Признаки платежеспособности банкноты достоинством 5000 руб.

Элементы защиты

Характеристика

Цветопеременная краска

Герб г. Хабаровска выполнен цветопеременной краской. При изменении наклона банкноты цвет герба меняется с малинового на золотисто-зеленый

Водяные знаки

Бумага банкноты белая и не имеет свечения в ультрафиолетовом свете. На купонных полях банкноты выполнены два локальных водяных знака: на узком купонном поле на просвете видно вертикально расположенное число 5000. выполненное светлыми оттененными цифрами; на широком купонном поле расположено полутоновое изображение головы памятника Н. Н. Муравьеву-Амурскому. При рассматривании на просвет водяных знаков видны участки как более темные, так и более светлые по сравнению с общим фоном бумаги. На водяном знаке, расположенном на широком купонном поле, отчетливо заметны плавные переходы тонов от темных к светлым

радужные

На лицевой стороне находится поле, которое воспринимается однотонным, если держать банкноту перпендикулярно направлению взгляда на расстоянии 30-50 см от глаз. При наклоне банкноты на этом поле возникают многоцветные полосы

Увеличенный рельеф

Текст «Билет Банка России» и метка для людей с ослабленным зрением обладают повышенной рельефностью, воспринимаемой на ощупь

Кипп-эффект

Скрытое изображение (кипп-эффект), расположенное на орнаментальной ленте, обнаруживается при рассматривании банкноты под острым углом в отраженном свете

Эмблема Банка России

Эмблема Банка России в верхней левой части лицевой стороны банкноты покрыта блестящим лаком, изменяющим цвет. При рассматривании банкноты под разными углами центральная часть эмблемы меняет свой цвет с золотисто-коричневого на темно-синий

Графические элементы

Изображение дальнего берега р. Амур в центре лицевой стороны банкноты сформировано из мелких, видимых через лупу графических элементов: аббревиатуры «ЦБРФ», силуэтов тигров, медведей, рыб. деревьев

Микротекст

Микротекст в виде повторяющегося числа 5000 выполнен на лицевой стороне в правой верхней части банкноты. При рассматривании невооруженным глазом он имеет вид повторяющегося числа 5000 с кажущимся рельефом. В верхней части оборотной стороны отпечатаны строки микротекста, сформированного из многократно повторяющегося темного числа 5000 в наклонном начертании. В нижней части оборотной стороны выполнены строки микротекста, состоящего из многократно повторяющегося текста ЦБРФ5000 в прямом начертании, имеющего плавный переход от негативных букв и цифр слева к позитивным справа. Негативный микротекст, сформированный повторяющейся аббревиатурой ЦБРФ. выполнен на элементах посередине вертикальной орнаментальной полосы в правой части оборотной стороны банкноты

Микроперфорация

При рассматривании банкноты на просвет против источника света на ней видно число 5000, сформированное микроотверстиями. которые выглядят яркими точками. Этот признак хорошо просматривается даже при маломощном источнике света. Бумага в месте расположения микроотверстий не должна восприниматься шероховатой на ощупь

Защитная нить

В бумагу введена ныряющая защитная нить шириной 3 мм. Защитная нить имеет 5 выходов на оборотную сторону банкноты и 8 отраженном свете имеет вид прямоугольников с перламутровым блеском. При рассматривании банкноты на просвет защитная нить имеет вид темной полоски с ровными краями и повторяющимся светлым числом 5000 в прямом, перевернутом и зеркальном отображении

Защитные волокна

В бумаге банкнот хаотично расположены красные, светло-зеленые. двухцветные и серые защитные волокна, выглядящие фиолетовыми, но при рассматривании через лупу на них наблюдается чередование красных и синих участков

Микротекст на цветном фоне

В нижней части лицевой стороны над орнаментальной лентой, обладающей кипп-эффектом. расположен микротекст в виде повторяющегося числа 5000 коричневого цвета на светло-коричневом фоне. Текст и фон отпечатаны металлографским способом в один прием

Обращающиеся банкноты образца 1997 г. и модифицированные банкноты образца 2004 г. содержат сюжет, представляющий собой «городскую серию» — каждая банкнота посвящена определенному городу России.

Монеты достоинством 1 и 5 коп. изготавливаются из биметалла белого цвета мельхиор — сталь — мельхиор. Монеты достоинством 10 и 50 коп. изготавливаются из медноцинкового сплава желтого цвета. Монеты достоинством 1 и 2 руб. изготавливаются из медно- никслсвого сплава белого цвета. Монета достоинством 5 руб. изготавливается из биметалла белого цвета мельхиор — медь — мельхиор. Уникальна двухцветная монета достоинством 10 руб. (рис. 3.22). Она содержит диск из нейзильбера и кольцо из латуни. При изготовлении монеты сначала происходит сборка кольца с диском, потом наносится надпись и лишь затем идет окончательная чеканка. Впервые использованы четыре степени защиты:

  • сочетание желтого и белого металла. Рисунок рельефа переходит с желтого кольца на белую сердцевину;
  • рифы — черточки, нанесенные на боковую поверхность монеты;
  • надпись, которая идет по рифам: «десять рублей»;
  • скрытое изображение — в нуле «спрятаны» две надписи: при одном наклоне можно прочесть «10», при другом — «руб».

Рис. 3.22. Монета Банка России достоинством 10 руб. образца 1997 г.

Как элемент денежной системы России представляет собой совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих экономические связи и принадлежащих экономическим субъектам (физическим и юридическим лицам, государству).

Для анализа объема и структуры денежной массы, а также ее движения в финансовой статистике Банка России используют четыре денежных агрегата:

Самостоятельным компонентом денежной массы является денежная база (), включающая агрегат , денежные средства в оборотных кассах банков, средства банков на счетах обязательных резервов и корреспондентских счетах в ЦБ РФ. Эти деньги имеют не только большую ликвидность, но и показывают дееспособность ЦБ РФ, его возможности выполнять свои обязательства. В экономических исследованиях эти деньги именуются также деньгами «высокой эффективности», так как могут прямо контролироваться ЦБ РФ. В практике управления денежным обращением Банк России использует несколько агрегатов денежной базы (см. рис. 3.25).

Одной из особенностей денежного обращения России является использование иностранной валюты как средства платежа и формы сбережений. Это обусловило использование еще одного показателя денежной массы — «широких денег» (), который включает агрегат () и депозиты в иностранной валюте в национальной банковской системе (валютные пассивы кредитных организаций). Этот показатель используют для прогнозирования спроса на деньги, изменения курса рубля, устойчивости финансово-банковской системы и бегства капитала. Для определения величины используют среднегодовой валютный курс. Таким образом, полная денежная масса включает денежную массу в иностранной валюте и национальную денежную массу (рис. 3.23).

Эмиссионная система Российской Федерации объединяет эмиссию наличных денег и безналичную кредитную эмиссию. Выпуск в обращение наличных денег осуществляет Банк России. Их оборот организован по схеме (рис. 3.24). Налично-денежный оборот начинается в структурных подразделениях Центрального банка РФ. Наличные деньги считаются поступившими в оборот после передачиих из оборотных касс расчетно-кассовых центров (РКЦ) в операционные кассы коммерческих банков. Из операционных касс коммерческих банков деньги выдают клиентам (предприятиям, организациям, физическим лицам). Наличные деньги постоянно совершают кругооборот, так как после завершения расчстно-платежного оборота вновь возвращаются в операционные кассы банков, а затем — в оборотные кассы расчетно-кассовых центров. Таким образом, выпуск наличных денег в обращение и их изъятие происходят постоянно.

Рис. 3.23. Структура совокупной (полной) денежной массы в экономике России

Рис. 3.24. Организация оборота наличных денег

Эмиссия представляет собой дополнительный выпуск денег в обращение. Денежная эмиссия - это изменение количества обращающихся денег, она сосредоточена в Банке России. Потребность в эмиссии или изъятии денег из обращения определяется на основе прогнозирования кассовых оборотов. Изменение безналичной денежной массы называется кредитной эмиссией.

Наличная и безналичная денежная масса представляет собой пассивы банковской системы, равные денежным активам экономических субъектов в стране (предприятий и организаций, государства, домашних хозяйств). (ЦБ РФ и коммерческие банки) берет на себя обязательства, в которых реализует спрос на деньги (табл. 3.2).

Таблица 3.2. Схема баланса национальной денежной массы в аналитическом представлении

Основным источником денежного предложения выступает кредитная эмиссия, сосредоточенная в коммерческих банках, которые участвуют в расширении денежного предложения непосредственно за счет эффекта кредитной мультипликации и опосредованно, используя систему рефинансирования Центрального банка РФ и эмиссию под прирост золотовалютных резервов. Для анализа денежного предложения в экономике России Центральный банк РФ использует несколько показателей денежной базы (рис. 3.25).

Рис. 3.25. Структура денежной базы

Структура и динамика денежной базы в экономике России, составляющая основу денежного предложения, характеризуется рядом особенностей:

- совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ, министерство финансов).

В соответствии с Конституцией РФ основная функция Центрального банка РФ — защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Для реализации этой функции Федеральным законом № 86-ФЗ предусмотрен ряд инструментов денежно-кредитного регулирования, которые применяет Банк России:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

Поскольку наличная денежная эмиссия полностью контролируется Банком России, то эти инструменты направлены на управление кредитной эмиссией, т.е. кредитной активностью коммерческих банков. Объемы кредитования коммерческими банками экономики (хозяйствующих субъектов) зависят от объема ресурсов, которые они привлекли в свой оборот, именуемых пассивами. С помощью инструментов денежно-кредитного регулирования банк может расширять или сокращать объем этих ресурсов в зависимости от денежной программы, принятой на соответствующий финансовый год.