Что делать, если осаго онлайн не работает: возможные проблемы и способы их решения. Электронный полис осаго: тонкости оформления, продления и исправления ошибок

Что делать, если осаго онлайн не работает: возможные проблемы и способы их решения. Электронный полис осаго: тонкости оформления, продления и исправления ошибок

Время чтения: 5 минут

Обязательное страхование гражданской ответственности автомобилистов введено в России в 2003 году. Однако до сих пор с приобретением этого полиса в некоторых регионах страны и страховых компаниях возникают проблемы: приходится выстаивать огромные очереди, чтобы заплатить деньги за обязательную страховку. С 2017 года все страховые компании, работающие на рынке ОСАГО, обязаны продавать электронные полисы. Однако с оформлением полиса через интернет часто возникают проблемы. Попробуем разобраться, почему это происходит, и что делать, если не получается оформить ОСАГО онлайн.

Что такое электронный полис ОСАГО

Все мы привыкли к тому, что документ должен быть изготовлен на специальном типографском бланке и иметь подписи и печати. Однако технический прогресс вносит существенные коррективы в наши представления. Современный уровень развития компьютерной техники и средств печати, с одной стороны, значительно упростил злоумышленникам подделку документов, с другой – их подлинность можно легко проверить через интернет. Неслучайно постепенно происходит отказ от бланков строгой отчетности и даже от печатей.

Доказательством этого может служить возможность застраховать автомобиль онлайн. Чтобы сделать это, нужно зайти на сайт страховой компании, ввести необходимые данные, получить расчет стоимости полиса, оплатить его с банковской карты через интернет и получить полис по электронной почте.

Распечатка этого документа, в том числе черно-белая, с юридической точки зрения абсолютно равнозначна полису страхования, оформленному на специальном бланке и заверенному подписями и печатями.

С того момента, когда продажа этого вида страховки через интернет стала обязательной, многие автомобилисты жалуются на проблемы с электронным полисом ОСАГО. Попытаемся выяснить, почему это происходит.

Почему страховщики уклоняются от оформления электронного полиса ОСАГО

Рынок продажи полисов страхования гражданской ответственности автомобилистов жестко контролируется государством. Специально для этого был создан Российский союз автостраховщиков (РСА). Это не общественная организация, а государственный орган, наделенный функциями контроля в этой сфере. При этом главную контролирующую функцию на рынке страхования осуществляет Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Именно Банк России издает основные распоряжения в страховой отрасли, которые являются обязательными для исполнения всеми страховщиками.

Именно Банк России обязал всех участников рынка ОСАГО организовать продажу полисов через интернет. Тем не менее зачастую довольно сложно оформить электронное ОСАГО. Зайдя на сайт любого страховщика, работающего на этом рынке, вы непременно найдете форму, с помощью которой можно оформить страховку онлайн. На прямые нарушения требований контролирующих органов страховщики идти боятся, однако если вы попытаетесь оформить е-ОСАГО, у вас могут возникнуть проблемы.

Возникает закономерный вопрос: почему не получается сделать электронный полис, ведь это удобно клиенту, а страховщик в любом случае получит свои деньги. Но не все так просто. Страховые компании не слишком заинтересованы в продаже страховок через интернет, и на то есть основания. Дело в том, что стоимость страховки устанавливает государство, а страховые компании, являясь коммерческими предприятиями, работающими ради получения прибыли, стремятся избегать продажи не выгодных для них услуг.

Анализ ситуации показывает, что существует ряд причин, которые делают продажу электронных полисов невыгодной. К их числу относятся:

  • неудобные клиенты. Некоторые водители реально становятся виновниками ДТП чаще других. Выплаты за совершенные ими аварии снижают прибыль страховщиков, несмотря на то, что стоимость страховки для них выше. Официально отказать им в продаже полиса компания не может, но при личном общении менеджеры компании стремятся сделать все возможное для того, чтобы такой клиент поскорее ушел к конкурентам. Вариантов может быть множество: например, скажут, что страховка сейчас не оформляется и попросят зайти через пару недель. При оформлении же полиса в электронном виде это сделать невозможно – система просто примет деньги и выдаст страховку;
  • республики и области с низким региональным коэффициентом ОСАГО. Каждый страховщик, работающий на этом рынке, обязан продавать страховку во всех регионах страны. Однако есть области, в которых это делать невыгодно. В первую очередь, это касается южных регионов страны. Региональные коэффициенты там низкие, а аварийность высокая. При обращении за страховкой водителей из таких регионов проблемы с получением полиса через интернет возникают чаще. До того как было принято решение об обязательной продаже электронных полисов, страховщики решали эту проблему просто: они создавали в таких регионах один офис с одним менеджером и гигантскими очередями. Формально требования законодательства соблюдались, а на деле компании старались продавать как можно меньше страховок;
  • навязывание дополнительных услуг. Рентабельность страховщика можно серьезно повысить, если вместе со страховкой ОСАГО продавать страховку жизни или, например, недвижимости. И хотя навязывать платные услуги запрещено, опытные страховые менеджеры успешно справляются с этой задачей. Правда, для этого им необходимо личное общение с клиентом. Иногда клиент даже не успевает понять, когда приобрел дополнительную платную услугу и расплатился за нее. С полисами ОСАГО, продаваемыми через интернет, это практически невозможно, поэтому страховые компании не любят такие полисы.

Чем грозит страховой компании отказ оформить электронный полис

Приобретение страховки ОСАГО является обязательным, и отказ в ее продаже является незаконным. В июне 2017 года РСА принял решение штрафовать страховщиков, уклоняющихся от продажи е-ОСАГО на 50 тыс. рублей, если отказ пришел после передачи страховщику сканов всех необходимых документов.

В случае получения отказа в оформлении электронного полиса страхователь должен подать в РСА жалобу, и если эта организация признает ее обоснованной, страховщик будет наказан.

Однако доказать необоснованность отказа достаточно сложно – страховщики научились мотивировать отказы такими способами, которые сложно признать отказами.

В каких случаях купить е-ОСАГО не удается

Причин, по которым купить электронную страховку не получается, может быть несколько. Основные проблемы оформления страховки гражданской ответственности автомобилистов следующие:


На основании подобных отказов доказать вину страховщика достаточно сложно. Страховые компании заявляют, что причиной этого являются некие электронные сбои и таким образом уходят от ответственности.

Существуют ли законные способы отказа в продаже е-ОСАГО

Страховщики, работающие на рынке обязательного страхования гражданской ответственности автомобилистов, берут на себя определенные обязательства. В частности, они не имеют права отказать в продаже полиса по установленным государством ценам. Кроме того, все эти страховые компании обязаны продавать и электронные полисы. Однако, как говорилось выше, многие страховщики пытаются уклониться от выполнения этой обязанности.

Как поступить, если не получается оформить ОСАГО онлайн

Если ваши права нарушаются, а в случае невозможности приобретения обязательного полиса страхования это именно так, следует обжаловать неправомерные действия страховщиков. Правда, нужно признать, что это потребует определенных усилий. При этом последствия обжалования являются недостаточно определенными.

Куда следует жаловаться

В случае если вы не смогли приобрести е-ОСАГО, жаловаться нужно в Банк России, точнее, в его службу по защите прав потребителей и финансовых услуг. Заявление должно быть в письменной форме. К нему следует приложить скриншоты вашего монитора, доказывающие, что оформить страховку через интернет вам не удалось.

Несмотря на ряд существенных законодательных изменений, кризис в сфере обязательного страхования ответственности автовладельцев продолжает набирать обороты. Многие страховые компании фактически поставлены в условия выживания. Причем речь идет как о мелких и средних региональных страховщиках, так и о ведущих игроках рынка.

Закон подразумевает, что страховщик не может напрямую отказать потребителю, который хочет купить полис ОСАГО , поэтому в ход идут другие методы. Стремясь понизить свою убыточность в секторе «автогражданки» и сократить количество застрахованных индивидуальных клиентов, компании переносят свои представительства в отдаленные районы, сокращают число менеджеров и часы работы отделений, замыкают процессы принятия решений на центральные офисы.

От теории к практике

В теории такие действия направлены на снижение затрат и повышение финансовой устойчивости страховой компании, которая заинтересована не только продать полис, но и ответить по своим обязательствам в рамках страхового случая. Но на практике складывается довольно неприглядная картина. Автовладельцы, желающие купить или продлить полис, сталкиваются с серьезными трудностями. Они вынуждены ехать десятки и даже сотни километров до ближайшего представительства страховой компании, по несколько дней ждать завершения процедуры проверки, отбиваться от навязчивых предложений «купить дополнительную страховку». И все равно остается риск формального отказа страховщика в продаже полиса из-за нехватки бланков или отсутствия связи с единой базой данных.

Страховщики в кризисе

В большинстве случаев страховые компании действительно не лукавят. И дефицит бланков, и отсутствие в конкретном офисе продаж прямого доступа к информационным базам, и нехватка менеджеров - все эти проблемы реально существуют и являются следствием того глубочайшего кризиса, в котором находится сектор обязательного страхования автогражданской ответственности. На сегодняшний день нет ни одной страховой компании, которая работала бы по «автогражданке» и не испытывала бы серьезных проблем. В отдельных регионах ситуация близка к катастрофической, поскольку убыточность автостраховщиков давно перешагнула стопроцентный барьер. Даже увеличение тарифов ОСАГО не помогло разрешить сложившуюся ситуацию.

Взгляд потребителя

Потребитель смотрит на эту ситуацию с другой стороны. Наличие полиса - обязательное условие эксплуатации автомобиля. Его необходимо купить или вовремя продлить, но на практике сделать это бывает очень сложно. Понятно, что в таких условиях у людей возникает негативное отношение к страховым компаниям, желание написать жалобу, вызвать полицию, восстановить справедливость. Желание вполне понятное, но решить проблему не поможет, поскольку на сегодняшний день и страховые компании, и их клиенты поставлены в одинаково проигрышные условия. Что делать в такой ситуации?

  1. Для начала стоит принять тот факт, что покупка полиса ОСАГО, особенно за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, теперь потребует больше времени и сил. Соответственно, визит в офис страховой компании нужно запланировать заранее, например, за месяц или полтора. В любом случае полис, который вы пролонгируете, будет выписан на дату истечения действующей программы страхования. Таким образом, вы не потеряете в количестве дней, если оформите страховку заранее.
  2. Собираясь в офис страховщика, выбирайте не ближайший, а самый крупный. В идеале - головной офис продаж компании в регионе. Стоит помнить, что не в каждом подразделении компании могут выписать полис, поскольку для этого нужно определенное техническое оснащение.
  3. Не ждите чуда от агентов. Если раньше страховку можно было легко купить в автосалоне или у любого агента, то сейчас посредники, скорее всего, ничем не помогут. Дело в том, что они работают за процент от продаж, а комиссия для агентов по «автогражданке» уже давно составляет 0-2%. Соответственно, посредники не заинтересованы продавать вам полис, у них, как правило, даже нет новых бланков.
  4. Вставайте в очередь, потому что очереди сейчас неизбежны. За последний год сразу несколько крупных компаний заявило о прекращении работы с физическими лицами. Многие страховщики сократили число офисов. При этом количество автовладельцев осталось прежним, а в отдельных регионах даже возросло. Потоки клиентов перераспределились, на каждую страховую компанию теперь приходится больше желающих. Прибавьте к этому меньшее число менеджеров и будьте готовы к тому, что очередей не миновать.
  5. Спросите о дополнительном страховании, вместо того чтобы сразу отказываться от всех навязываемых услуг. Узнайте, что вам предлагают купить вместе с ОСАГО и какова цена этой программы. Может оказаться, что за несколько сотен рублей сверх цены «автогражданки» вы получите серьезную экономию своего времени и нервов. Безусловно, каждый вправе отказаться от всех предложений и купить исключительно полис ОСАГО, но на практике лучше действовать по ситуации и учитывать свой конкретный интерес.

После внесения необходимой суммы денег ( ?), полис высылается на почту владельца транспортного средства, откуда он может распечатать его и возить с собой в машине.

Как правило, электронная страховка ОСАГО имеет вид документа представленного в формате PDF. При этом она в обязательном порядке должна содержать усиленную электронную подпись, квалифицированной формы. Прочитать о том, как выглядит электронный полис ОСАГО, а также изучить структуру и фото документа можно .

Электронный полис ОСАГО обладает такой же юридической силой, как и страховка, купленная в офисе страховой компании. При этом следует отметить, что продажа электронного полиса в обязательном порядке проходит проверку в базе РСА ( ?). В связи с этим любой сотрудник ГИБДД сможет за несколько минут удостовериться в ее подлинности, введя необходимые данные в специальную базу. Более детальную информацию о способах проверки полиса на подлинность онлайн или офлайн можно найти в .

Следует отметить, что возможность приобретения электронного полиса несет в себе массу существенных преимуществ, таких как:

  • экономия времени;
  • простота процедуры оформления;
  • возможность покупки ОСАГО в любой точке земного шара;
  • отсутствие риска потерять страховку и др.

О других плюсах, а также о минусах электронного полиса ОСАГО читайте .

Работает ли такое страхование?

Впервые возможность оформить полис ОСАГО через интернет появилась в июле 2015 года, но касалась она только продления уже действующих страховок. Однако, начиная с октября 2015 года, за страховыми организациями на законодательном уровне была закреплена обязанность предоставить клиенту возможность купить электронный полис в случае, если он того пожелает.

Сегодня онлайн страхование завоевало весьма большую популярность. При этом, несмотря на то, что еще довольно приличная масса населения пока не перешла на данный способ приобретения страховки ОСАГО, все же многие автовладельцы уже успели оценить по достоинству истинные преимущества данной опции.

Есть ли затруднения с электронной автогражданкой?

Несмотря на массу очевидных преимуществ электронного полиса, порой, оформляя данную страховку, автовладелец все же может столкнуться с рядом проблем. В частности, трудности, возникающие при оформлении страховки ОСАГО обусловлены прежде всего тем, что данная система является пока еще весьма молодой и до конца не налажена.

В основном сбои, возникающие в работе, связаны с техническим несовершенством системы , а также ошибками, допускаемыми самими страхователями.

Почему не получается оформить е-ОСАГО: возможные накладки и их решение

Итак, как было подмечено выше, порой автовладельцы не могут сделать электронное ОСАГО, уже обратившись на соответствующий сайт. Попытаемся разобраться в возникающих затруднениях более подробно и найти основные пути решения, сложившихся проблем.

Невозможно загрузить официальную страничку выбранной страховой компании

Следует отметить, что порой подобная ситуация может наблюдаться к концу года, когда у многих автовладельцев истекает срок действия страховки ОСАГО и они стремятся срочно ее продлить. Для решения данной проблемы можно предпринять следующие действия:

  1. Перезагрузить страничку.
  2. Попытаться зайти спустя несколько часов.
  3. Отложить покупку полиса на другой день (если есть такая возможность).
  4. Обратиться за покупкой электронного полиса на сайт другой страховой компании. Список лучших СК, где можно оформить е-ОСАГО, вы найдете .

ВАЖНО! Во избежание подобной ситуации целесообразно заблаговременно побеспокоиться о продлении страховки, не оставляя все на последний день. Продлить полис ОСАГО можно за 30 дней до истечения его срока действия.

Не пришло письмо с кодом, необходимым для авторизации на сайте страховщика

Решение:

  1. Проверить папку «спам», так как порой часть писем попадает именно туда.
  2. Перепроверить правильность указанного адреса электронной почты.
  3. Немного подождать.

После покупки полис не пришел на почту

В данном случае необходимо предпринять следующие действия:

  1. Некоторое время следует подождать.
  2. Проверить папку «спам».
  3. Написать обращение на электронный адрес страховой компании.

Выбирая страховую компанию для покупки ОСАГО в интернете, вначале следует удостовериться в подлинности сайта страховщика. Объясняется это тем, что сегодня развелось довольно приличное количество мошенников и сайтов-клонов, которые выманят у Вас деньги за страховку и при этом конечно же никакой полис Вам не вышлют.

Не могу получить: не проходит проверку АИС РСА

Данную проблему хотелось бы осветить отдельным пунктом, так как она является главной и наиболее часто встречающейся трудностью, с которой сталкиваются многие автовладельцы. Итак, тут возможно наличие следующих трех причин:

Другие ошибки при оформлении и способы их устранения

Кроме всего вышеперечисленного, также можно выделить следующие факторы, которые порой препятствуют оформлению электронного полиса ОСАГО:

  • Страховку не удается приобрести из-за возникновения ошибки на сайте страховщика. Прежде всего, следует удостовериться в правильности введенных данных, так как если была допущена ошибка, то сайт не сможет оформить Вам полис.

    Если же вся информация отражена правильно, но при этом все также система выдает ошибку, то вероятнее всего проблемы возникли на самом сайте. В таком случае целесообразно обратиться к другому страховщику либо сообщить о своей проблеме на сайт РСА.

  • Отсутствие возможности купить электронную страховку на сайте страховой компании. Объясняется данное обстоятельство тем, что система онлайн страхования еще пока находится на стадии развития, поэтому остались страховые организации, которые пока еще не готовы предложить своим клиентам такую услугу.

    В данном случае придется купить страховку у другого страховщика или же произвести оформление полиса в офисе страховой компании.

  • Возможна и такая ситуация, когда все данные введены правильно, однако при этом оплата по системе не проходит ( ?). Причиной этому могут быть неполадки в работе сайта конкретного страховщика.

    В этой ситуации целесообразно обратиться в другую страховую компанию.

Подводя итоги можно отметить, что, несмотря на растущую популярность оформления полиса ОСАГО через интернет, все же данный способ пока еще очень далек от совершенства. Однако вместе с тем он дает автовладельцам весьма существенные преимущества в сравнении с традиционным способом оформления , поэтому при возникновении проблем не стоит паниковать.

Многолетний опыт работы во всех областях юриспруденции и экономики

С 1 января все страховые компании, работающие в сфере автогражданки, по закону обязаны продавать электронные полисы ОСАГО. Народ сначала обрадовался: теперь не нужно ездить к 4 утра занимать очередь за вожделенным полисом к офису страховой компании, проходить ежедневные переклички, забросив все дела, чтобы через месяц, переплатив за страховку жизни и имущества, получить-таки свой ОСАГО. Но не тут-то было…

«Вы как бы есть, но вас как бы нет!»

Интернет полон отзывов автовладельцев, неделями пытавшихся купить е-ОСАГО на сайтах страховщиков и только зря потративших время и нервы. А офисы компаний полны водителями, смирившимися, что их по-прежнему будут стричь, как овец, вымогая в нагрузку к ОСАГО оплату страхования жизни любимой тёщи и хомячка.

Это только на первый взгляд процедура покупки е-полиса ОСАГО проста: нужно завести личный кабинет на сайте страховой компании и заполнить заявление о заключении договора. Затем будет рассчитан размер страховой премии, и страхователь может оплатить договор на сайте с помощью банковской карты. Проверка данных, указанных в заявлении, осуществляется через автоматизированную информационную систему РСА. Полис направляется страхователю по электронной почте.

На деле же сайты е-ОСАГО работают в странном режиме. Кому-то удается проскочить в узкое «окно», когда сайт работает, но большинство клиентов остаются «за бортом». Им не удается пройти даже стадию регистрации. Особенно страдают автовладельцы так называемых «токсичных» регионов, где, как официально объявили страховые компании, продавать полисы ОСАГО им невыгодно. Даже с «допами». А это - все южные регионы, к которым недавно присоединилась также Саратовская область , и ряд регионов за Уралом.

Полный бред! Купить полис ОСАГО через Интернет невозможно! - жалуется Андрей Титов на форуме forum.osagoonline.info. - По крайней мере, в Ростовской области ! Кто не согласен, может проверить! С 1 января пытаюсь купить у всех компаний, прохожу мучительное заполнение одних и тех же данных, то куда-то переадресовывают уже после прохождения проверки, а там не проходит проверка этих же данных, то замысловатые пароли подтверждения с разной раскладкой клавиатуры. Короче, абсолютное игнорирование ЦБ и законов всеми страховыми компаниями! Они, бедные, якобы ничего не нарушают, а мошенники выигрывают у них суды! Ну и пошли они со своей страховкой! Кому от этого хуже?!

Именно из-за невозможности купить ОСАГО ни на электронных сайтах, ни в офисах страховых, в России множится число автовладельцев, которые ездят вообще без полисов автогражданки. Если бы страхование автогражданской ответственности сделали добровольным, говорят автолюбители, сразу бы уменьшился гонор страховщиков, и они прекратили бы нагло навязывать людям дорогие страховки, которые им совсем не нужны.

Я пыталась с начала года несколько раз оформить полис ОСАГО на сайте «Росгосстраха» , - рассказала сидящая в очереди за полисом в офис компании волгоградка Светлана Кононова. - Все время выскакивает на сайте одна и та же ошибка: «Аккаунт пользователя с таким именем не найден!». Ну как это? Сами же мне на почту высылают логин и пароль, а когда я их ввожу, говорят: «Нету вас! Вас не существует!». В итоге пришлось мне ехать в офис оформлять полис. А тут сейчас опять дополнительные страховки впарят: без них полисы не выдают.

А вот еще нюанс:

Мой новый е-ОСАГО, который я оформил и купил у АО «Согаз» , не пробивается по базе данных РСА, - пишет еще один автолюбитель Николай А. - Это означает, что он как бы есть, но его как бы и нет! Я обратился в «Согаз» по телефону. Пообещали разобраться, но не ответили, когда. По сути, отдав свои деньги, я остался без полиса и рискую при поездках на своем автомобиле нарваться на штраф.

Деньги уплачены, полиса нет Но, оказывается, это еще не самое страшное: не пройти регистрацию или получить полис, которого нет в базе данных РСА. Самое неприятное - отдать деньги и не получить полис.

Вот что пишет на форуме Александр из Ростова:

- Страховая компания ВСК . Приобрел е-ОСАГО 12.01.2017. С регистрацией были проблемы, но по сравнению с тем, что началось потом, это просто пшик. Полис не пришел на почту ни через пол часа, ни на следующий день, ни через день. Сразу же после покупки мной было составлено обращение в поддержку, которое получило статус «исполнено» 16.01.2017, но полиса у меня так и нет. Скачать полис из личного кабинета нельзя, вываливается ошибка «файл не найден», сотрудники горячей линии просят «продиктовать e-mail по телефону» (хотя адрес указан в личном кабинете), чтобы выслать полис повторно, но, как вы уже догадались, никто ничего не присылает. Эта увлекательная карусель с диктованием будет продолжаться столько раз, сколько вы будете звонить. Из чего можно сделать вывод, что работа поддержки организована, что называется «на коленке». Создаются только заявки, обращения по ним не регистрируются, а потом они благополучно закрываются, вне зависимости от того, получите Вы полис или нет. Сотрудники вежливые, но после десятого звонка это бесит еще сильнее. Деньги уплачены, полиса нет.

Кстати, с начала января в Сети в геометрической прогрессии растет количество сайтов-однодневок, которые мимикрируют под сайты страховых компаний или под сайты Единого агента. Люди на них регистрируются, посылают деньги, после чего сайты просто исчезают. А затем регистрируются в Интернете уже под другим именем. Надо ли говорить, что указанные на сайтах телефоны поддержки, вообще не отвечают?

Страховые играют в «футбол»

Еще одна увлекательная забава страховых компаний - послать клиента далеко, но вежливо, желательно, к конкурентам. Пусть они с ним разговаривают. А что? Закон этого не запрещает.

Если до 1 января расчет е-ОСАГО на сайте «Альфастрахование» даже не начинался, сразу у них были технические проблемы, «обратитесь в офис», то теперь идет ввод данных, а потом на последнем этапе у них опять проблемы и сообщение: «вы будете переведены на сайт другой страховой» и кидает меня на сайт Югории, - жалуется житель Волгограда Дмитрйи Чернин на сайте «Банки. Ру». - Короче теперь у них футбол, под названием «у меня не работает, иди к другому». В общем как всегда, нет хуже зла, чем благие намерения! Как я понял, пока не заменят выплаты натуральной формой возмещения, так они и будут бегать от нас!

Также страховые замечательно научились усложнять приобретение полиса е-ОСАГО с помощью способа оплаты. Пройдя за несколько дней мучительную процедуру регистрации, настрадавшись со слишком длинными кодами sms-подтверждения, автовладелец вдруг оказывается поставлен перед фактом: оплатить обычной банковской картой полис ОСАГО нельзя. Требуются виртуальные деньги или Альфа-клик!

Словом, ничего не изменилось для жителей «токсичных» регионов. Полстраны вынуждены оставаться без полисов ОСАГО. Еще Салтыков-Щедрин заметил: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Так и получается!

По данным РСА, на начало этого года количество полисов ОСАГО, приобретенных через интернет, превысило 60 тысяч. На фоне 42 миллионов, оформленных по старинке, - мизер. Но процесс идет. Если с июля по декабрь прошлого года было куплено 50 тысяч e‑полисов, то только за первую половину января 2016‑го - свыше 10 тысяч.

Электронные полисы приобретают не только в крупных городах. К примеру, Москва, где полисы предлагают на каждом углу и даже доставляют на дом, занимает лишь девятое место по объему электронных продаж полисов, а Санкт-Петербург - и вовсе тридцать первое. Лидером же является Краснодарский край. В первую десятку входят Волгоградская, Ростовская, Воронежская и Нижегородская области, Ставропольский край, Татарстан и Башкортостан. Электронное ОСАГО в большей степени востребовано там, где сложно купить полис обычным путем.

Не все страховщики оказывают такую услугу, ведь закон не обязывает страховую компанию заключать договоры через интернет, а лишь предоставляет такую возможность. На момент подготовки статьи на сайте РСА было указано пятнадцать таких страховых компаний. Советую обратить внимание на те, у которых офисы поближе к вашему дому, ведь в случае ДТП за выплатой придется обращаться в свою страховую. А из них, разумеется, выбирайте ту, которая предлагает лучший сервис и наиболее выгодные условия.

Необходимые документы для оформления электронного полиса: паспорт транспортного средства (ПТС) или свидетельство о регистрации (СТС), паспортные данные собственника и страхователя, водительское удостоверение страхователя (того, кто будет ездить на автомобиле). Для автомобиля старше трех лет понадобится диагностическая карта .
Собрав все бумаги, отправляюсь в виртуальный рейд. Мы покупаем полис ОСАГО на десятилетний Nissan Almera. Хозяин прописан в Москве. Я буду водителем, которому и нужен полис. Задача - проверить, как работает система электронных продаж.

Алгоритм приобретения электронного полиса одинаков для всех. На сайте страховой компании открываем раздел «ОСАГО» (у некоторых есть отдельная тема «e‑полис»). Затем вбиваем данные автомобиля, собственника и того, кто будет управлять машиной. Когда сведения проверят (обычно это занимает около минуты), на ваш мобильный телефон или на адрес электронной почты придет код. Он нужен для регистрации в личном кабинете, где будет храниться информация о ваших договорах. Если вы решите продлить отношения с этой страховой, то не придется повторно заполнять электронную форму.

Одни страховщики сначала просят зарегистрироваться и создать личный кабинет и уже потом вносить данные. Другие предлагают сначала рассчитать стоимость полиса, а затем выбрать способ покупки - это доставка курьером, получение в офисе или покупка е‑полиса. Если предпочтете последний вариант, на экране появится предложение оплатить банковской картой. После списания суммы на вашу электронную почту пришлют бланк полиса.

Цены у страховщиков разные. Базовый тариф на ОСАГО составляет от 3432 до 4118 рублей. Каждая компания самостоятельно определяет первоначальный ценник, от которого и рассчитывается стоимость полиса ОСАГО для конкретного клиента, исходя из места его проживания, возраста, стажа вождения, коэффициента аварийности и мощности двигателя машины.

Распечатывать е‑полис необязательно. Предполагается, что любой инспектор ДПС, если потребуется, проверит наличие полиса ОСАГО по единой базе данных. Да вот беда, не везде сотрудники ГИБДД имеют такую техническую возможность. Поэтому рекомендую полученный по электронной почте бланк все-таки распечатать и возить с собой.

С момента получения полиса вы полноправный страхователь - можно сразу садиться за руль.

ВСК

  • Страховщик предлагает приобрести электронный полис жителям всех регионов. Интерфейс интуитивно понятен - ввести данные не составляет труда. Расчет стоимости полиса ОСАГО производится по прописке собственника. После пары сбоев система всё же признала страхователя. Но вместо трех обещанных рекламным баннером минут на всё ушло целых полчаса. Произведя расчет, электронный продавец выставил мне счет за полис ОСАГО: 9059 рублей.

«Ренессанс страхование»

  • Купить полис ОСАГО через интернет в этой компании можно лишь в том случае, если собственник проживает в Москве либо в Санкт-Петербурге, в двух столичных областях, в Свердловской губернии. Мне повезло: хозяин машины - москвич. Поэтому делаю расчет и заказываю полис на электронную почту. Времени потребовалось примерно столько же, сколько и в ВСК. Но цена ниже - 7550 рублей.

«Либерти Страхование»

  • Приобретение полиса ОСАГО через интернет доступно для всех регионов. Заполнение формуляра не составило труда - всё понятно и информативно. Времени ушло не больше 15 минут (отчасти потому, что уже руку набил). Спокойно дошел до оплаты е‑полиса кредитной картой. Его цена для Москвы - 8153 рублей.

«РЕСО-Гарантия»

  • Для приобретения е‑полиса на сайте страховой компании предлагают сначала зарегистрироваться. Но на этой процедуре пришлось остановиться - по непонятной причине мои данные не прошли проверку РСА. Возможно, это совпало с январским сбоем в системе, затруднившим продажу полисов через интернет. Несколько попыток ни к чему не привели - купить тут электронный полис у меня не получилось.

Росгосстрах

  • На мой взгляд, здесь самая удобная система ввода информации - со всплывающими подсказками и автоматическим дозаполнением граф. Однако возникли проблемы со сверкой данных с базой РСА - сначала автомобиль не идентифицировался, потом система перестала меня видеть. Правда, в конце концов всё удалось. Цена е‑полиса составила 9059 рублей. Дорого, плюс к этому потратил чуть больше часа драгоценного времени.

ВЕРДИКТ

Наш виртуальный рейд показал, что электронное ОСАГО работает. Но, как это часто бывает, неидеально. Судя по нашему опыту и обращениям читателей, часто возникают сбои при сверке вводимой информации с единой базой данных . В РСА пояснили, что обычно это происходит из-за несовпадения информации, внесенной страховщиками по ранее заключенным договорам и указываемой страхователями при оформлении е‑полиса. Возможно, оператор ошибся в одной букве или цифре - этого достаточно, чтобы система начала протестовать. В этом случае нужно обратиться к страховщику вживую, чтобы снять все вопросы.

Другой частый сбой - неверное определение КБМ (коэффициент бонус-малус, связанный с аварийностью). У водителя, к примеру, шестой класс и коэффициент 0,85, а система такой скидки не дает. РСА заверил, что уже в ближайшее время жалобы на неверное начисление скидок за безаварийность сойдут на нет.

Господа страховщики! Наведите порядок в системе. Интернет-услуги становятся всё популярнее, ведь это удобно, быстро и просто. По той же причине растет интерес автомобилистов к электронным полисам. Причем растет очень быстро, а потому не откладывайте дело в долгий ящик.