Как и многие другие полезные вещи – Литол 24 пришел к нам из оборонной промышленности. Эта популярная смазка сменила универсальный солидол, который долгое время представлял собой безальтернативный вариант для автомобилистов любителей.
Литол 24 в различной упаковке
Первые образцы консистентного смазывающего вещества именовались ЦИАТИМ, по названию профильного института авиационных масел.
Практически, это №1 среди универсальных смазок: если необходимо обработать любую деталь, или поверхность трения – рука сама тянется к тюбику с Литолом.
Почему эта закладная смазка настолько популярна в среде автолюбителей? Она наносится по принципу: «положил и забыл». В течение срока эксплуатации не требуется контроль или специальная защита – Литол просто работает.
Помимо основной задачи: смазки трущихся деталей, может выступать в качестве защиты от коррозии (разве что прочность покрытия невысокая).
Кроме того, есть и другие полезные потребительские свойства:
Впрочем, есть и недостатки:
Как уже упоминалось — Литол 24, изготовленный по ГОСТ 21150 87, состоит из остаточной основы, очищенной от парафинов (до 50%). Можно сказать, что материал для изготовления – отходы нефтеперерабатывающей промышленности.
Кроме того, в состав входит до 40% минерального масла. По технологии ГОСТ, использовать очищенную отработку недопустимо, только сырье «первой добычи», пусть и самое дешевое.
В качестве загустителя применяется так называемое литиевое мыло (12-гидроксистерат лития) 10%-15%. Небольшой процент присадок: антиокислительные, вязкостные – для повышения плотности.
Литол 24 — для чего он нужен, видео
При покупке , вы должны проверить соответствие ГОСТ 21150-87. У литиевых смазок есть особенности, в сравнение с тем же солидолом. На упаковке, или в документации, проверьте соответствие техническим характеристикам.
ГОСТовские параметры указаны в таблице:
Название характеристики | Значение |
---|---|
Внешний вид | Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета |
Темперар/ра каплепадения, °С, не ниже | +180 |
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С | 892 г/смЗ |
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 | 220-260 |
Вязкость при -203С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | 650 П*с (6500 П) |
Вязкость при 0"С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | 280 П*с (2800 П) |
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более | 8 П«с (80 П) |
Предел прочности при +20аС | 500-1000 Па (5-10 гс/см2) |
Предел прочности при +80=С | более 200 Па (2 гс/см2) |
Коллоидная стабильность выделенного масла | до 12% |
Испаряемость при +120°С | до 6% |
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH | до 0,1% |
Массовая доля механических примесей | до 0,05% |
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5вС, не менее |
1410(141) |
630(63) | |
индекс задира (Из), кгс | 28 |
Кроме того, Литол 24 часто применяют в местах соприкосновения металла и резины (шаровые опоры, сальники, втулки и пр.). Поэтому должны быть соблюдены допуски воздействия на резину марки 26-44. При длительном контакте со смазкой, отвердевание и разбухание мягких деталей не должно превышать 8%.
Разумеется, каждый производитель может в рамках стандарта менять характеристики Литол 24, не ухудшая потребительские свойства. Кроме того, существует технология выпуска по техническим условиям.
В отличие от ГОСТовских образцов, ТУ-шный состав годится лишь для смазки дверных петель и электрических разъемов.
Как и любую смазку, Литол применяют там, где есть трение, вращение, а также требуется защита от коррозии. Проще говоря – в любых механизмах.
Тест на водостойкость пластичных смазок, в том числе и Литола — видео
И, разумеется, основное применение – автомобили.
Применение в качестве средства для снижения трения, только во внутренних полостях. Не должно быть контакта с внешней средой. Это не потому, что смазка боится воздуха: она просто накапливает в себе пыль, грязь, абразивные частицы.
В деталях трения это приводит к повышенному износу: то есть работа «наоборот». По этой причине требуется периодическая замена смазки в ответственных узлах.
Литол также используется снаружи, на неподвижных гаечных соединениях. Благодаря водоотталкивающим свойствам и хорошей адгезии – консистентная смазка неплохо защищает от коррозии резьбовые соединения. Слой не разрушается даже при воздействии солнечных лучей.
Этот расходник совершенно не капризный: наносить его можно кистью, отверткой, старой линейкой, да хоть пальцем. Смазка не токсична (не более, чем любой нефтепродукт). После работы с веществом, достаточно просто вымыть руки с хозяйственным мылом. Разумеется, при попадании в глаза, следует обратиться к врачу.
Помним о пожарной опасности! Литол 24 воспламеняется при взаимодействии с открытым огнем!
Многие ошибочно полагают, что Литол можно заменить солидолом. Это совершенно разные материалы, они не заменяемы и конкурентами не являются.
Импортные аналоги:
Сразу оговоримся: никаких безусловных преимуществ у импортной смазки нет. Точнее они есть, но эти качества не востребованы в условиях применения Литола.
Каждый уважающий себя производитель нефтепродуктов, выпускает и консистентные смазки:
Это не полный перечень. Если вы готовы платить за красивую упаковку и более приятную консистенцию – можно пользоваться импортным производителем.
Обслуживание и ремонт автомобиля нельзя назвать простыми, особенно если ты – новичок в этом деле. Вопросы возникают на каждом шагу, и это нормально, наш сайт специально создан для того, чтобы помочь разобраться с ними. Сегодня речь пойдет о смазках, а точнее о том, чем отличается литол от солидола.
Нефтяное масло средней вязкости, загущенное кальциевым мылом высших жирных кислот, внешне представляющее собой однородную мазь желто-коричневого цвета без комков.
Его достоинства:
Недостатки:
Данные характеристики обусловили широкое применение данного смазочного материала в сельхозтехнике. Что касается автомобилей, то раньше солидол применялся и в них, к примеру, на «Победе» им смазывали шарниры передней подвески. Конструкция детали позволяла осуществлять подачу мази простым шприцом, при этом никакой предварительной дополнительной очистки не требовалось: солидол загонялся в деталь и выдавливал собой остатки старой смазки и присутствующую в ней грязь.
В современных же автомобилях данное вещество применяется редко, так как многие детали в работе нагреваются до очень больших температур, которые солидол просто не выдерживает – уже при 85 градусах он полностью разрушается, а значит, перестает справляться с возложенными на него задачами.
Нефтяное масло плотностью 60-75 г/м3, загущенное литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты. Производится он по ГОСТу 1987 года и сегодня на рынке представлен, в основном, Литолом с маркировкой 24, отличающимся от просто Литола наличием специальных антикоррозийных присадок.
Достоинства данного смазочного материала:
Недостатки:
Благодаря массе достоинств сегодня литол активно используется в автомобилестроении – его используют в: зубчатых передачах, подвеске и трансмиссии (им набивают и шаровые опоры), подшипниках всех видов, некоторых вариантах рулевых реек, поверхностях трения многих машин и механизмов.
Для того, чтобы ответить на вопрос, какая смазка лучше, вспомним, чем схож и чем отличается литол от солидола.
Общее в них то, что оба вещества:
Все, больше ничего у них общего нет! Это абсолютно разные составы, причем даже не конкурирующие друг с другом, благодаря существенному преимуществу литола в плане температурной и механической устойчивости, а также минимальному количеству материалов, на которые он агрессивно воздействует.
Для уверенности вспомним основные детали автомобиля, требующие смазки.
Температура работы данного узла не превышает 50 градусов, поэтому с технической точки зрения здесь могли бы применятся обе смазки. Однако в связи с тем, что во всех современных автомобилях шаровые опоры имеют пластиковые кожуха, солидол здесь использовать нельзя – он разъедает пластик.
Защищаются от пыли и грязи резиновыми или термопластиковыми пыльниками, а значит, применение солидола в них также невозможно, что нельзя сказать про литол.
Не имеют в своем строении резиновых и пластиковых деталей, однако все равно могут смазываться лишь литолом или схожими ему веществами. Причин тому две: сильный нагрев ступицы в процессе работы и большое механическое воздействие.
Благодаря зубчатому механизму и практически отсутствующему нагреванию могла бы обрабатываться солидолом, если бы не имела в своей конструкции резиновых сальников, которые могут разрушиться под воздействием агрессивного солидола.
Вывод очевиден: солидол современным машинам не нужен. Единственное, что можно ему доверить – обработку резьбовых соединений при сборке, но даже для этой задачи сегодня существуют более эффективные аналоги.
Литол и солидол — это самые распространенные смазочные материалы, которые появились еще со времен образования Советского Союза. Но многие автолюбители и механики используют их не по назначению. Чаще всего это связанно с тем, что они попросту не знают чем отличается литол от солидола.
Сегодня мы расскажем вам об этом, а также разберемся в каких случаях лучше применять эти смазочные материалы, а в каких их лучше скомбинировать или вовсе отказаться от применения. Думаю стоит начать разговор из описания основных отличий.
Литол - это водостойкая пластичная смазка, которая получается путем загущения нефтяных масел с помощью литиевого мыла. Рабочая температура литола может достигать до 130° C.
Солидол - это пластичная смазка, которая образуется в результате загущения индустриальных масел с помощью кальциевого мыла. Рабочая температура солидола достигает до 70° C. Если сравнивать его с литолом, то отмыть водой первый значительно сложнее, поэтому он чаще всего применяется в механизмах, которые работают в сырости.
Точно можно сказать лишь одно — литолом 24 можно вполне успешно заменить солидол всех типов. И солидолом можно заменять литиевые смазки, но только в определенных условиях. Кстати, забыл упомянуть что литол агрессивен к алюминию и его сплавам из-за активных химических связей.
Из общих характеристик можно привести только две, основные, это:
Больше общих характеристик у них нет. Солидол и литол — это два разных состава , просто производятся они на одинаковой основе. Причем у литола есть большое преимущество в плане механической устойчивости и способности выдерживать большие температуры, а также минимальному количеству материалов с которыми он вступает в химические связи.
Очень часто владельцы автомобилей сталкиваются с вопросами о том, чем отличается литол от солидола и что лучше использовать для смазки определенных механизмов. Все зависит от материалов из которых состоят механизмы, а также их рабочей температуры.
Думаю все узлы автомобиля, в которых присутствует трение мы описывать не будем, а если и захотим, то просто не хватит объема одной статьи. Поэтому разберемся только с основными моментами исходя из которых вы сможете определиться какой тип смазки использовать.
Рабочая температура шаровых опор передней подвески редко достигает 50 градусов, исходя из этого можно было бы применять обе смазки, так как их рабочая температура позволяет использование в данных условиях. Но не все так просто, практически на всех автомобилях кожух шаровой опоры изготовлен из пластика, а это значит что использование солидола приведет к разъеданию пластика. Значит выбор очевиден — для смазки шаровых опор передней подвески лучше всего подходит литол .
ШРУСы защищаются от пыли с помощью пластиковых пыльников, а это сразу исключает применение солидола. Так что для смазки ШРУСов лучше всего использовать литол, потому как солидол разъест пластик и механизм выйдет из строя, что не совсем приятно.
Резиновых и пластиковых деталей в строении ступичных подшипников нет, но применять для их смазки солидол все равно нельзя . На это есть две весомые причины: в процессе работы ступица нагревается до больших температур, а также поддается очень большому механическому воздействию.
Механизм зубчатый и резиновых или пластиковых деталей в своем строении не имеет, вроде могла бы обрабатываться солидолом. Но в конструкции шестеренок предусмотрены резиновые сальники, которые солидолом можно просто испортить. Поэтому для обработки шестеренок лучше применять литол .
Исходя из описания смазочных материалов для основных механизмов автомобилей можно прийти к выводу, что для полноценной эксплуатации современных автомобилей солидол не нужен . Конечно, в некоторых случаях он незаменим, но это никак не относится к автомобильным механизмам.
У каждого смазочного материала есть перечень недостатков и преимуществ, это касается и рассмотренных нами смазок. Сначала не хотел уделять этому внимание, думал просто рассмотреть чем отличается литол от солидола, и в каких случаях что использовать, но потом решил все таки уделить внимание плюсам и минусам каждого состава.
Преимущества и достоинства солидола перед литолом:
Недостатки солидола:
Преимущества литола как смазочного материала:
Недостатки литола :
Думаю всем удалось уяснить чем отличается литол от солидола и в каких случаях лучше использовать тот или иной смазочный материал. Ну и напоследок думаю стоит предложить вам посмотреть видео, в котором описываются основные отличия этих смазочных материалов.
Чем отличается литол от солидола? Эти смазки сейчас все более на слуху. При этом, далеко не все знают особенности этих составов. Поэтому, многие водители путают эти смазки, считая их одинаковыми. На самом деле, это совершенно разные вещества, с разными показателями. Неправильное использование смазки может привести к разным проблемам, в том числе и непредсказуемым. Перед тем, как решить, что применять, обратите внимание на технические требования и особенности работы узла, который необходимо смазать. Это позволит избежать неприятных ошибок. В чем отличие В первую очередь химическим составом. Это влияет на возможность использования смазок в разных условиях. Поэтому, имеет смысл сначала рассмотреть технические особенности этих веществ. Солидол Это достаточно старое смазочное вещество. Применялся он еще в 30-х годах прошлого века. Производится он путем загущения нефтяного масла (автола) с помощью добавления кальциевого мыла. Это делает его достаточно густым и пластичным. Основным недостатком является низкая температурная устойчивость. Он разрушается уже при температуре в 85° C. Это не позволяет использовать его во многих узлах современных автомобилей. Применялся этот материал на многих отечественных автомобилях, например, на «Победе». Им смазывали шарниры передней подвески. Подача солидола в деталь производилась с помощью смазочного шприца, при этом, конструкция узла позволяла выдавливать остатки старой смазки вместе с грязью. Этот состав достаточно медленно вымывается водой, что делает очень эффективным использование его в сельхозтехнике. Литол На данный момент, на рынке представлен в основном Литол-24. Поэтому, мы будем рассматривать именно его. Хотя, от изначального варианта этот материал отличается не сильно. Для изготовления этого состава используется нефтяное масло плотностью 60-75 г/м3 в смеси с литиевым мылом. Также добавлены антикоррозийные присадки. На данный момент производится по ГОСТ 1987. Основной характеристикой является высокая теплостойкость. Этот материал может работать без снижения показателей до температуры в 120°. Что дает возможность использования такой смазки в механизмах, склонных к большому нагреву в процессе работы. Используют в подшипниках всех типов, зубчатых передачах, поверхностях трения многих механизмов и машин. В легковых автомобилях используется в подвеске и трансмиссии. В частности, литолом набивают шаровые опоры, шрусы. Также может применяться в некоторых вариантах рулевых реек. Минимальная рабочая температура -40°. Вещество практически не вымывается водой. Это позволяет применять его в местах с большим уровнем влажности. Обладает высокой механической стабильностью. Это позволяет продлить срок службы состава. Не рекомендуется использовать для смазки деталей из алюминия. При попадании воды литол будет разъедать детали. Что лучше в применении? Рассмотрим варианты применения обоих веществ в современном автомобиле. Чаще всего, смазку добавляют в шаровые опоры передней подвески. Делается это при восстановительном ремонте детали, а также для продления срока службы. В процессе работы пыльник опоры набивают пластичной смазкой. С точки зрения технических характеристик эти составы подходят одинаково, температура работы опоры не превышает 50°, что позволяет применять там солидол. Но, все современные машины имеют пластиковые кожуха шаровых опор. Солидол склонен разъедать пластик, что ограничивает его применение. Следующим элементом, который нуждается в постоянной смазке, становятся шрусы переднеприводных машин. Тут также использование солидола не рекомендуется, по причине материала из которого производится пыльник детали. Смазка требуется еще и ступичным подшипникам. Здесь используются подшипники качения. Соответственно солидол использоваться не может. Причин для этого 2: - Низкая устойчивость к нагрузкам; - В процессе работы ступица достаточно сильно нагревается. Поэтому, в ступицах обычно используется только литол или другие схожие материалы. На машинах с рулевой рейкой и без гидроусилителя требуется обеспечить смазку шестерни. Технически здесь можно применить солидол. Это зубчатый механизм, при работе он практически не нагревается. Но, в конструкции присутствуют сальники, выполненные из резины, а как мы помним, солидол не слишком хорошо взаимодействует с резиной и полимерами. Общепринятой практикой является использование здесь литола или других веществ на основе литиевого мыла. Как видите, в современном автомобиле солидол практически не применяется. Можно конечно, использовать его для обработки резьбовых соединений при сборке, но для этого также лучше применить более эффективные варианты смазок.