Зачастую при продлении действии договора страхования автовладельцем приходится отвечать на вопрос о безаварийной езде. Законодатель учредил некую скидку за вождение автотранспортного средства без создания аварийной ситуации на дороге.
Скидка предоставляется на основании коэффициента бонуса-малуса, который способствует экономии до 40% на приобретении нового полиса ОСАГО.
Каждый автовладелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность, позволяющую разрешить множество вопросов, если произойдет дорожно-транспортное происшествие. Вопросы страхования гражданской ответственности граждан регулирует закон «Об ОСАГО», имеющий федеральное значение. Он был издан 25 апреля 2002 года под номером 40-ФЗ.
Страховая компания обязана застраховать гражданскую ответственность автовладельца, если он обратился к ней с заявлением. Норма предусмотрена в акте «Правило ОСАГО», который стал одним из основных действующих законодательных протоколов. Указанные акты регулируют взаимоотношения заинтересованных сторон. В соответствии с указаниями актов пострадавшей стороне страховщик должен выплатить страховую сумму, если наступит страховой случай. Обе стороны договора ОСАГО обязаны соблюдать установленные законодателем правила.
В противном случае страховая компания может подвергнуться к применению меры воздействия, а страхователь лишиться права получения страховой суммы. «Правила ОСАГО» утверждены постановлением правительства РФ, которое оно обнародовало в последней редактуре 26 августа 2013 года за номером 263. В акте дано определение объекта страхования, возникновение страхового случая, его видов и особенностей, определены типовые условия договора страхования.
По истечению срока действия полиса ОСАГО страхователь наделен возможностью перехода в другую страховую компанию без утери, предоставленной законодателем скидки. Она предоставляется всем автовладельцам без исключения, если в полисе сделана соответствующая запись. Скидка позволяет сэкономить средства при расторжении либо повторном заключении договора страхования.
Ее действие распространяется на случаи:
Требование заключения нового договора страхования ОСАГО при смене владельцев неправомерно.
В методическом руководстве РСА не предусмотрен запрет на внесение поправок в действующий полис ОСАГО.
В соответствии с действующими правилами ОСАГО страхователь имеет право:
Если новый владелец автотранспорта проживает в другом регионе, то возможен пересмотр стоимости полиса ОСАГО. Перерасчет производится с учетом территориального коэффициента. Скидка сохраняется при переоформлении полиса ОСАГО без каких-либо ограничений на обычный полис.
При желании страхователь может включить в новый договор дополнительных лиц, которые допускаются к управлению автотранспортом. В такой ситуации размер скидки и стоимость полиса изменяться, потому что будет учтена информация о наличии скидки на безаварийную езду вновь допущенных к управлению транспортом лиц. Если страховая история у какого-либо лица отсутствует, то стоимость нового полиса вычисляется без использования коэффициента за безаварийную езду.
При допущении к управлению автомобилем лиц по их числу скидка привязывается к конкретному автотранспорту и его собственнику. В такой ситуации управление автотранспортным средством осуществляется на общих основаниях без учета коэффициента безаварийности.
Сообразно нормам законодательных актов в данное время максимальная скидка за управление автотранспортом без создания аварийной ситуации составляет 50% от стоимости полиса. Как правило, такого рода ситуация может образоваться на протяжении 10 и более лет.
В сложившейся ситуации максимальная величина предоставляемой автовладельцу достигнет 50% . Водители такого уровня наделяются коэффициентом, равным 0,5% и классом страхования, численное значение которое составит 13.
Сообразно предписаниям Федерального закона «Об ОСАГО» стоимость полиса во всех страховых компаниях должна быть неизменной. Но в ее расчете используются установленные законодателем коэффициенты, позволяющие снизить стоимость. Одним из таких коэффициентов является коэффициент безаварийности.
По своей сути коэффициент «бонус-малус» есть скидка, которая предоставляется автовладельцам, осуществляющих езду на транспорте без создания аварийных ситуаций на автодорогах страны.
При этом возможно снижение стоимости полиса до 5% за каждый последующий год управления автомобилем. Данная мера внедрена в действие с 2003 года.
Понижающий коэффициент не применяется вовсе или устанавливается равным единице, если:
Он обуславливается наличием либо отсутствием страховых выплат, осуществленных при возникновении страхового случая в период действия заключенных ранее договоров. Ранее КБМ использовали в отношении конкретного автотранспортного средства, поэтому при его продаже другому лицу коэффициент пропадал.
Но последние нововведения в действующие нормативы позволяют сохранить его, потому что КБМ теперь применяется исключительно к водителю вне зависимости от конкретного автомобиля.
Коэффициент безаварийной езды сохраняется при смене страховщика, если перерыв в страховании ОСАГО составляет меньше, чем один год.
На данный момент существует единая таблица с показателями понижающих коэффициентов. По ней можно каждого автовладельца на последующий год с учетом присвоенного класса страхования. Если вина водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия доказана, то стоимость сообразно правилам приобретаемого вновь полиса ОСАГО повыситься на 50%.
Такое обстоятельство подталкивает автовладельцев:
Каждое заинтересованное лицо сможет выяснить без осложнений страховую историю автовладельца, проверить показатель КБМ, зайдя на официальный сайт АИС РСА. На сайте размещена единая база данных, содержащаяся в автоматизированной информационной системе, где собраны сведения обо всех договорах страхования по программе ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года.
Система Российского союза автостраховщиков была введена в действие с 1 июля 2019 года. Сведения в нее загружаются страховыми компаниями, заключившими договор ОСАГО со страхователем, поэтому ответственность за внесение изменений возложена на них. Они обязаны передавать сведения в продолжение одного рабочего дня, следующего за днем заключения договора. Чтобы сверить данные водителя достаточно введения номера его водительского удостоверения. Ресурс АИС позволил исключить случаи мошенничества со стороны недобропорядочного автовладельца.
Окончательный размер предоставляемой на приобретение полиса ОСАГО скидки обусловлено классом страхования водителя. Чтобы его установить страховщики используют определенные сведения. Применение коэффициента «бонус-малус» позволяет повысить либо понизить стоимость полиса ОСАГО в зависимости от безаварийной езды в предыдущие годы.
К ним относятся:
Например, первичное оформление договора страхования позволяет получить автовладельцу коэффициент равный 1 с присвоением ему 3 класса страхования. Но мере истечения времени безаварийная езда автовладельца влечет к повышению класса страхования, размера коэффициента – КБМ. Водитель, проездивший 5 лет без образования аварийной ситуации на дороге, может претендовать на получение 25% скидки при наступлении страхового случая. При этом класс снижается, но повышается коэффициент – КБМ.
Показатель КБМ и класса страхования при ограниченном круге водителей устанавливается на каждого водителя индивидуально в соответствии с информацией, изложенной в полисе ОСАГО.Общий показатель КБМ вычисляется на основе данных характеристик водителя, который имеет наименьший класс.
Например, если водитель имеет 40% скидку, а его напарник скидку в размере 10%, то устанавливается общая скидка в размере 10%.
В случаях с неограниченным числом водителей, которым дозволяется управлять автотранспортным средством, показатель вычисляется на основании данных собственника автотранспортного средства.
И в заключении необходимо отметить, что заложенная законодателем в методику расчета стоимости полиса ОСАГО система понижающих коэффициентов используется повсеместно по стране. Хотя отдельные страховые компании допускают правонарушения, ссылаясь на различные причины. Они при заключении договора ОСАГО обязаны использовать информацию АИС, отражающую предыдущие периоды страхования в целях обоснования применения того или иного показателя коэффициента «бонус-малус».
КБМ - коэффициент “Бонус-Малус” . Это значение используют страховые компании для расчета страховой премии по договору.
Из-за наличия или отсутствия аварий КБМ бывает понижающим или повышающим. Узнаем, как рассчитать КБМ по ОСАГО в 2019 году.
Полис ОСАГО - документ, по которому страховая компания частично возмещает ущерб потерпевшей стороне после аварий, в которой виноват ее клиент. Такие же условия действуют в отношении водителей, вписанных в тот же страховой полис.
Стоимость страхового полиса ОСАГО зависит от следующих показателей:
Класс автомобилиста | КБМ | Класс и страховые случаи, которые произошли во время действия полиса ОСАГО | ||||
Выплат не было | 1 выплата | 2 | 3 | 4 и более | ||
М | 2,45 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2,3 | 1 | ||||
1 | 1,55 | 2 | ||||
2 | 1,4 | 3 | 1 | |||
3 | 1 | 4 | 1 | |||
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | ||
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | ||
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | ||
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | ||
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | ||
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 |
Рассмотрим два примера . В первом автомобилист ездил год без аварий, во втором у водителя появились аварии. Начнем с первого примера.
Допустим, что на момент заключения страхового договора автомобилисту был присвоен 9 класс КБМ. Т.е. 30% скидки к основному тарифу по страховке. Значит, автомобилист уже пользовался услугами страховой компании, и каждый год получал на 5% скидки больше за безаварийную езду.
Через год тот же водитель занялся оформлением нового страхового договора. Аварий не было. От 9 класса двигаемся по столбцу вниз по таблице, страховой агент смотрит новый класс. Водитель получает класс 10, скидка составляет 35% (значение 0,65).
Рассмотрим другой пример, в котором у того же водителя (класс 9) случилось 3 аварии . От класса 9 двигаемся по таблице вправо, к значению, где указано 3 выплаты. И получаем класс 1, а повышающий коэффициент 1,55. Значит, водителю придется оплатить повышенную стоимость.
Для самостоятельного определения скидки:
По ОСАГО максимальная скидка за безаварийную езду составляет 50%. Это соответствует значениям 0,5 и классу 13. Автомобилист получает самую большую скидку из возможных, если за 10 лет из-за него не проводилось страховых выплат.
Страховые выплаты производятся только тогда, когда пострадавший в аварии, спровоцированной Вами, обращается в страховую за выплатой. Если ущерб незначительный, автомобилисты разбираются на месте, и стоимость полиса не повышается.
Если есть ограничение по количеству водителей, коэффициент определяется на основании сведений по каждому из водителей:
Таблица предоставляет теоретическое значение коэффициента. В реальности его значение может быть выше, так как страховщики не всегда вносят КБМ в базу данных РСА, на которую должны опираться все страховые компании.
Делается это для получения большего количества денег. И автомобилист, который плохо разбирается в страховых выплатах, легко попадается и платит больше, чем требуется.
Скидка довольно быстро проверяется самостоятельно через базу РСА . Это очень важно, так как страховые компании иногда не вносят коэффициент в базу данных РСА для получения большей прибыли за тот же страховой полис.
Российский Союз Автостраховщиков - некоммерческая корпоративная организация, которая представляет единое общероссийское профессиональное объединение.
Основывается на принципе обязательного членства страховщиков, которые занимаются обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев ТС. Статус объединения закрепляется законом. В состав входит 71 страховая компания .
Проверить коэффициент по базе РСА можно на официальном сайте: http://www.autoins.ru/ru/osago/polis .
Понадобятся следующие сведения:
Галочкой подтверждается согласие на обработку персональных данных, проводится проверка.
Если итоговая цифра совпала со значением, рассчитанным Вами теоретически, так и должно быть. Если после проверки значения в РСА вышел неверный результат, КБМ следует восстанавливать.
База РСА предоставляет максимально полную информацию . Можно определить, откуда взялось значение коэффициента, какой номер полиса использовался при расчете.
При заключении договора ОСАГО страховая компания должна использовать сведения АИС о предыдущих периодах страхования для подтверждения обоснованности применения КБМ.
По базе можно также проверить обоснованность коэффициента, используемого компанией в отношении указанного в полисе водителя. В системе имеются данные о водителях с начала 2011 года.
Класс автомобилиста в системе РСА изменяют только представители страховой компании. Сотрудники базы не изменяют данные АИС. Любые корректировки вносят сотрудники страховой компании.
С 2014 года компании должны передавать сведения о договорах ОСАГО в базу в течение суток с минуты оформления договора.
Для начала нужно выяснить, когда была допущена ошибка в расчете КБМ . В самом полисе коэффициент не указывается, поэтому следует провести перерасчет предыдущих полисов.
Не стоит выбрасывать старые страховые полисы. Они понадобятся для перерасчета верного значения.
Страховые коэффициенты меняются каждый год . Цену страхового полиса нужно сверять каждый год. Если Вы и так делали это постоянно, вероятно, ошибка в предыдущем полисе.
Причины ошибки:
Восстановить КБМ можно в страховой компании, которая допустила ошибку в расчете. Если факт ошибки подтвердится, изменения внесут за несколько дней.
Если ошиблась предыдущая страховая, нужно обратиться туда . Если она ликвидирована, коэффициент восстановить не получится, так как другие страховые не исправляют ошибки своих коллег.
Если рядовые сотрудники отказываются признавать свои ошибки, обратитесь в головной офис компании, оформите жалобу, направьте ее заказным письмом или лично. Если передаете лично, потребуйте, чтобы на копии жалобы поставили отметку о том, что ее приняли к рассмотрению.
В документе следует подробно расписать обстоятельства, подтверждающие неверное применение коэффициента. Укажите имя сотрудника, время, номер страхового полиса.
Вы имеете право потребовать письменный расчет . Также можно упомянуть, что Вы собираетесь направить жалобу на компанию в органы, осуществляющие контроль по финансовым расчетам. При отсутствии результатов обратитесь в ФСФР.
Если один из водителей, вписанный в страховку, изменил водительское удостоверение, необходимо сразу же сообщить об этом в страховую компанию . Это относится к изменению любой другой информации в документах.
Если по каким-то причинам страховая не получает сведений о ДТП, водители начинают хитрить и умалчивают о своих авариях. При расчете неточность сведений сразу обнаружат в базе РСА.
Страховая компания имеет право применить штрафные санкции за предоставление ложной иформации. Штраф составляет 1,5 коэффициента, стоимость страховки будет увеличена.
От санкций автомобилисту не укрыться даже тогда, когда он решит поменять страховщика.
Нюансы:
Существуют еще и другие особенности . По этой причине всегда быстрее и легче воспользоваться любым из онлайн-калькуляторов расчета стоимости полиса на различных сайтах, если Вы не доверяете сотрудникам своей страховой компании.
На стоимость полиса ОСАГО для конкретного автовладельца в числе прочих факторов влияет КБМ — коэффициент «бонус-малус». Он используется при расчете страховой премии по ОСАГО и зависит от количества аварий и страховых случаев в предыдущем году страхования. Чем больше аварий и обращений за страховыми выплатами по ОСАГО, тем хуже КБМ и дороже полис ОСАГО в следующем году. Если страховых случаев в течение года у водителя не было, КБМ улучшается, и ОСАГО дешевеет.
Точнее, должно дешеветь. По ряду причин иногда водителям приходится исправлять свой класс по КБМ, чтобы получить скидку по ОСАГО. КБМ может обнулиться при замене водительских прав, смене фамилии, а также по вине страховой, которая решила продать полис подороже в надежде на то, что водитель ничего не заметит. В интернете существует несколько сервисов по платному восстановлению КБМ. Но зачем платить, если всё можно сделать самому — быстро и бесплатно?
Узнать свой КБМ можно по ФИО, дате рождения и реквизитам водительского удостоверения на общедоступном и бесплатном сервисе РСА .
Если вы меняли страховые компании и точно не знаете, на каком этапе сбился ваш правильный КБМ, нужно будет последовательно проверить несколько своих недавних полисов.
С декабря 2015 года порядок восстановления КБМ упрощен. Для этого достаточно просто заполнить заявление в самой страховой компании. Многие страховые даже обзавелись специальными сервисами на своих сайтах для отправки заявлений по исправлению КБМ. Если у вашей страховой компании нет такого сервиса, вы можете подать заявление в письменном виде (вручить лично под отметку или направить заказным письмом с уведомлением) или уточнить порядок подачи заявлений по КБМ на горячей линии.
В этом случае нужно подавать жалобу в Центральный Банк (Банк России). Именно ЦБ обладает полномочиями по контролю за правильностью расчета страховых премий по договорам ОСАГО. Подать жалобу в ЦБ РФ можно через интернет-приемную . В жалобе вам нужно будет описать обстоятельства — когда, в какой страховой компании, с каким КБМ вы оформляли полисы, какое число аварий было в период страхования. Также вам нужно будет упомянуть о том, что ваше заявление в страховую компанию было оставлено без ответа. К жалобе в ЦБ приложите сканы документов, доказывающих необходимость исправления КБМ, а также ранее поданное вами заявление в страховую и ее ответ (при наличии).
Это не обязательно. Дело в том, что РСА не может вносить исправления в базу АИС. Исправить данные о КБМ в базе может только сама страховая компания. При желании подать жалобу в РСА можно через интернет . Также в РСА стоит обратиться, если вам необходимо для суда официальное подтверждение вашего класса по КБМ в базе АИС на ту или иную дату. В жалобе в РСА необходимо указывать ФИО, дату рождения и данные водительских удостоверений. К жалобе также нужно будет приложить скан водительского удостоверения. Бланк жалобы по КБМ в РСА можно скачать . Электронная почта РСА для направления жалоб в отсканированном виде — [email protected].
Если страховая не вернула деньги и/или сообщила о своем отказе, вы можете взыскать переплату по суду. В исковом заявлении можно требовать не только излишне уплаченные в счет страховой премии деньги, но и компенсацию морального вреда, а также «потребительский» штраф по п.6 ст.13 закона РФ «О защите прав потребителей»*. Конечно же, вы можете претендовать и на возмещение всех судебных расходов, например, на составление искового заявления и оплату услуг юриста.
* В ФЗ об ОСАГО штраф предусмотрен лишь по спорам о страховой выплате. Судебная практика по взысканию «потребительского» штрафа по делам о КБМ неоднозначна, как и практика по взысканию неустойки на основании закона «О защите прав потребителей». В любом случае, вы можете попробовать заявить в иске требования по неустойке и штрафу. Возможно, суд посчитает их обоснованными и удовлетворит.
Для этого существует таблица классов из Указания Банка России №3384-У от 19.09.2014 г . Вам нужно знать свой КБМ на дату начала действия полиса и число страховых случаев в течение срока действия этого полиса.
Всё предельно просто, если ваш полис выписан на одного водителя. Для других случаев в Указании №3384-У прописаны нюансы:
На нашем сайте можно бесплатно и в удобной форме сделать запрос КБМ онлайн
Проверка КБМ через базу РСА
(Сервис взаимодействует напрямую с Российским Союзом Автостраховщиков )
Как заказать у нас полис ОСАГО? Все опытные автолюбители знают, что стоимость полиса ОСАГО отличается в зависимости от стажа водителя и аварий, произошедших по его вине (если за ущерб проводились страховые выплаты). Для того чтобы рассчитать ОСАГО скидки, применяется специальный коэффициент КБМ (бонус-малус). Нужно отметить, что сегодня это единственный коэффициент, позволяющий снизить стоимость страховки.Скидки по стажу, фактически, скидками не являются. Это некоторые коэффициенты, которые применяются к базовому тарифу на «автогражданку». За счет этих коэффициентов, стоимость договора обязательного страхования транспортных средств может как увеличиваться, так и уменьшаться.
СПРАВКА! Размер этих коэффициентов определяется по объективным параметрам основанных на рисках страховщиков в каждой конкретной ситуации.
Существует два вида связи между опытом вождения и стоимостью договора ОСАГО.
Для начала разберем коэффициент, за общий стаж вождения. Данный вид стажа водителя может оказывать только повышающий эффект на стоимость страховки ОСАГО. По этому параметру все водители делятся на 4 категории :
СПРАВКА! Если в страховой полис КАСКО вписывается несколько водителей, то расчет производится по наибольшему коэффициенту общего стажа и возраста.
Снижение коэффициента за малый опыт вождения и возраст происходит автоматически, на основе данных из паспорта и водительского удостоверения.
Если же говорить о втором виде: стаже за безаварийную езду, то тут ситуация сложней. Все водители делятся на 14 классов . Максимальная скидка по данному параметру составляет 50%. Для ее получения требуется ездить 10 лет без аварий по вине страхователя (за каждый год безаварийной езды начисляется 5% скидки).
Если же, по вине страхователя произойдет авария, то класс водителя снизится и скидка его будет уменьшена, а если водитель будет регулярно попадать в дорожно-транспортные происшествия по своей вине, то КБМ начнет увеличивать стоимость ОСАГО. Максимальное увеличение составляет 145%, то есть почти в 2,5 раза. Подробнее о минимальной и максимальной скидке за безаварийную езду можно узнать .
При первом оформлении полиса, водителю присваивается 3 класс. Согласно этому классу водитель не получает скидок, но и не получает удорожания страховки.
В общем случае, КБМ начисляется автоматически, но бывает, что данные о нем теряются . Если у страхователя , то он может сделать следующее:
На каждом этапе восстановления скидки по КБМ, могут потребоваться данные о ранее выданных страховых полисах. Страховщики обязаны их хранить и выдавать по требования страхователя, даже если он больше не является их клиентом.
Единственное условие, которое стоит соблюдать, является использование официальных калькуляторов на сайтах страховых компаний и на сайте Российского союза автостраховщиков. Это связано с тем, что частные разработчики не всегда успевают за обновлениями законодательства, а это чревато получением неверных данных.
Для примера возьмем автомобиль, базовая стоимость страхового полиса для которого составляет 4118 рублей. Разберем 3 варианта страхователя , чтобы стало понятно, как производить самостоятельный расчет.
Подводя итог, стоит отметить, что система