Автор невидимой руки. Определение конкуренции и «невидимая рука» рынка

Одним из важнейших моментов экономического анализа является понимание того, что стремление к личной выгоде не просто совместимо с обширными социальными целями, но и необходимо для их достижения. Например, таким образом, что это приводило к снижению потребления топлива в обществе в целом. Никто не пытался сохранить природное топливо для будущих поколений - покупатели просто старались свести к минимуму собственные расходы. Если бы покупатели сознательно старались снизить общее потребление топлива, арендуя только «Тойоту» независимо от того, сколько времени они проводят за рулем, то это привело бы к возрастанию потребления топлива в целом.

Совершенно не осознавая результатов своих действий, эгоистичные покупатели часто совершают такие поступки, как будто ими управляет «невидимая рука», по выражению Адама Смита, и в конечном итоге приносят наибольшую пользу обществу. Известен, пожалуй, наиболее часто цитируемый отрывок из книги А. Смита «Богатство народов»:

«Мы можем рассчитывать получить обед не за счет щедрости мясника, булочника или пивовара, но за счет их стремления к извлечению собственной выгоды. Мы взываем не к их человечности, а к их эгоизму, и никогда не говорим с ними о наших нуждах, а говорим об их выгоде».

Современные экономисты часто, однако, упускают из виду тот факт, что Смит придавал значение не только собственным интересам людей. В одной из своих ранних работ, « The Theory of Moral Sentiments», он указывал на сострадание, которое мы испытываем по отношению к другим людям:

«Каким бы эгоистичным ни был человек, в натуре его все равно найдутся черты, делающие его небезразличным к окружающим. Благодаря этим качествам счастье других людей становится ему необходимо, хотя, кроме удовольствия наблюдать это счастье, он ничего другого не получает. К таким качествам человеческого характера относятся жалость и сострадание, которые мы испытываем, видя или представляя себе несчастья окружающих. То, что мы скорбим, видя горе других людей, вообще настолько очевидный факт, что не требует никаких доказательств.

Это чувство, как и все другие врожденные качества человеческой натуры, присуще не только самым гуманным и добродетельным членам общества, хотя они, быть может, и ощущают его наиболее остро. Самый последний негодяй, самый злостный нарушитель законов все же не лишен этих качеств».

Смит прекрасно сознавал, что проявление неуправляемого эгоистичного стремления отнюдь не безопасно для общества. Следующий пример является иллюстрацией того, как не срабатывает механизм «невидимой руки», когда основные издержки или выгоды испытывают одни, а решения принимают другие люди.

ПРИМЕР. Сжечь листья на участке или отвезти их в лес?

Предположим, что вывоз листьев в лес стоит 20 долл., а сжигание их на собственном участке - 1 долл. Если домовладельца волнуют только его непосредственные расходы, то он, разумеется, сожжет листья сам на своем участке. Сложность в том, что этот вариант предполагает наличие внешних издержек, которые понесут люди, не принимающие участия в процессе принятия решения.

Внешние издержки — это издержки, связанные с совершением данного действия и выпадающие на долю людей, непосредственно не участвующих в процессе принятия решения.

В данном случае внешними издержками следует считать ущерб, причиненный дымом от сжигания листьев. Ущерб будет нанесен не домовладельцу, принявшему решение сжечь листья, а его соседям. Предположим, что этот ущерб оценивается в 25 долл. Таким образом, интересы общества требуют, чтобы листья были отвезены в лес, а не сожжены. С точки зрения личного интереса домовладельца, тем не менее, лучший способ отделаться от листьев — сжечь их.

Внешние издержки и выгоды часто лежат в основе законов, ограничивающих свободу действий конкретной личности. В большинстве округов, к примеру, существуют законы, запрещающие сжигать листья в пределах города. Такие законы можно рассматривать как механизм приведения издержек и выгод конкретного индивидуума к общественным издержкам и выгодам. При действии закона, запрещающего сжигать листья, люди сравнивают размер штрафа за нарушение законов и издержки, связанные с вывозом листьев в лес. Большинство людей приходит к выводу, что дешевле отвезти листья в лес.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Экономическое содержание понятия "рынок". Идеи А. Смита о природе равновесия. Краткая характеристика главных особенностей принципа "невидимой руки". Американской и японская экономическая модель. Границы вмешательства государства в рыночную экономику.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2013

    Исторические условия формирования экономических идей А. Смита. Теории А. Смита: разделения труда, стоимости, производительного и непроизводительного труда, денег, доходов, капитала и воспроизводства. Роль "невидимой руки" в объяснении рыночной экономики.

    реферат , добавлен 26.05.2009

    Особенности развития конкуренции, определение и механизм осуществления совершенной конкуренции. Сущность и содержание принципа "невидимой руки" рынка. Условия возникновения совершенной конкуренции. Роль данной модели в эффективности развития экономики.

    презентация , добавлен 22.01.2015

    Классическая политическая экономия: общая характеристика и основные этапы становления, предпосылки появления, направления развития. Трудовая теория собственности, ее содержание и значение. Смит - ответ Мандевилю, механизм рынка и идея "невидимой руки".

    реферат , добавлен 30.11.2015

    Направления современной экономической мысли. Место неоклассики в истории экономической теории. Концепция "невидимой руки рынка". Трудовая теория стоимости. Формирование неоклассического направления. Периоды в неоклассике. Понятие "парето-оптимальности".

    презентация , добавлен 16.11.2014

    Конкуренция как неотъемлемое и обязательное условие существования любого рынка, ее объективные причины. Признаки рыночной конкуренции. Экономическая роль конкуренции и принцип "невидимой руки". Классификация форм конкуренции по различным признакам.

    реферат , добавлен 09.10.2011

    Основные формы и виды конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Экономическая роль конкуренции. Принцип "невидимой руки". Развитие конкуренции в современных условиях. Особенности ценовой и неценовой конкуренции. Виды неценовой конкуренции.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2013

Адам Смит: ответ Мандевилю. Идея «невидимой руки»

Памфлет Мандевиля отразил реалии жизни и задел «за живо британскую публику. Многие восприняли его как вызов общественному мнению. Наиболее полный ответ на этот вызов появился спустя более чем полвека. Его дал А. Смит. начала в прямой форме, работе «Теория нравственных чувств» (1759), затем - в «Богатстве народов». В последней книге не было прямой полемики с Мандевилем - это был ответ на более фундаментальном уровне. В основе критической сатиры Мандевиля было противопоставление формировавшегося нового буржуазного уклада жизни и христианской морали. Смит попытался переосмыслить сами эти сложившиеся моральные установки с учетом изменений в обществе. Он воспринимает логику рассуждений Мандевиля, но при этом почти полностью освобождает ее от морально критического начала, которое составляло главную мыс. «Басни…». Смит как бы переворачивает аргументацию: раз следование частным интересам обеспечивают общественное благо, значит, эти интересы следует признать скорее благотворными и потому ecтественными.

А. Смит родился в Шотландии, имел звание профессора философии и логики, был ректором университета в Глазко.

Считается, что три постулата Смита до сих пор определяют вектор экономической науки. Они образуют парадигму А. Смита.

Во-первых, это анализ «экономического человека». Он представляет собой образное выражение, обозначающее модель или концепцию человека в экономической теории. Во-вторых, это богатство как целевая функция и объект экономических отношений. И, в-третьих, это «невидимая рука» рынка, предполагающая минимальное вмешательство государства и рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции.

«Невидимая рука рынка» (англ. invisible hand of the market) - это популярная метафора, впервые использованная Адамом Смитом в работе Исследование о природе и причинах богатства народов для описания механизма влияния индивидуальных интересов на максимизацию общественного богатства. В главе II книги IV Смит пишет:

«Но всякий человек употребляет капитал на поддержку промышленности только ради прибыли, поэтому он всегда будет стараться употреблять его на поддержку той отрасли промышленности, продукт которой будет обладать наибольшей стоимостью и обмениваться на наибольшее количество денег или других товаров.

Но годовой доход любого общества всегда в точности равен меновой стоимости всего годового продукта его труда или, вернее, именно и представляет собой эту меновую стоимость. И поскольку каждый отдельный человек старается по возможности употреблять свой капитал на поддержку отечественной промышленности и так направлять эту промышленность, чтобы продукт её обладал наибольшей стоимостью, постольку он обязательно содействует тому, чтобы годовой доход общества был максимально велик. Разумеется, обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Предпочитая оказывать поддержку отечественному производству, а не иностранному, он имеет в виду лишь свой собственный интерес, и осуществляя это производство таким образом, чтобы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь свою собственную выгоду, причём в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это.»

Таким образом, отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества.

Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причём часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.

Фактически, А. Смит «невидимой рукой» называет объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов.

Сигнальная функция прибыли незаметна, но надежно обеспечивает такое распределение ресурсов, которое уравновешивает спрос и предложение (то есть если производство убыточно, то количество задействованных ресурсов в данном производстве будет уменьшаться. В конечном итоге такое производство вовсе исчезнет под давлением конкурентной среды. Ресурсы будут тратиться для развития прибыльного производства).

«Невидимая рука» - это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто против воли людей. Введя в такой форме в науку понятие об экономическом законе, А. Смит поставил политическую экономию на научную основу.

Смит верил, что каждый человек лучше других знает свои интересы и вправе свободно им следовать. Подтверждением жизненности этих либеральных суждений служили для Смита законы рынка: «…не от благожелательности мясника, пивовара и булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов…».

Обобщая эту мысль, Смит писал, что человек, преследующий свои интересы, «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». Таков смысл знаменитого образа «невидимой руки», направляющей человека «к цели, которая совсем и не входила в его намерения». Идея «невидимой руки» стала обобщенным выражением той мысли, что вмешательство в экономику со стороны государства, как правило, излишне и потому должно быть ограничено.

Таким образом, принцип «невидимой руки» содержал в себе, с одной стороны, идеологическое обоснование и оправдание экономических реалий нового времени, с другой - практические, экономико-политические выводы о том, как нужно управлять государством. Это был своеобразный синтез идеологической и нормативно-политической концепций.

Эта теория разумного эгоизма и Невидимой руки стала обоснованием уже существовавшей теории физиократов (французских экономистов Ф. Кенэ, А.Р.Ж. Тюрго и других) о естественном ходе вещей, нашедшей выражение в поговорке «laissez faire, laissez passer» (фр. = «пусть делают, пусть идут»). Но если физиократы просто верили в разумность всей «природы» (в том числе хозяйства), то Смит нашел рациональное объяснение этому с помощью homo economicus.

На многие десятилетия эта теория стала основным аргументом против какого-то вмешательства в развитие хозяйства. Вокруг нее постоянно шли горячие дискуссии, связанные с различными проблемами такой политики (свободой внешней торговли, регулированием рынка труда, сбалансированностью бюджета и т.д.).

Вместе с тем сама теория обмена, лежавшая в основе принципа «невидимой руки», оставалась пока неразвитой, не выходящей за рамки обыденного сознания. В сущности, это было представление о саморегулирующем действии механизма спроса и предложения на рынке. Смит знал, что если спрос растет, то растет и цена, и это позволяет направлять на удовлетворение соответствующих потребностей больше ресурсов; и наоборот - если спрос падает, то из данной сферы будет стимулироваться отток ресурсов. Однако до сколько-нибудь строгого доказательства, что такого рода движение капитала способно привести экономику в состояние равновесия, было еще далеко.

Дело не только в силе аргументов: Смит не очень и стремился к подобным доказательствам. Это было связано с особенностями образа мысли, характерного для его эпохи. Так, известно, что Смит был хорошо знаком с физикой Ньютона, которая служила ему образцом в работе над его экономической теорией. Но он следовал за Ньютоном и в общем, отношении к науке. А это отношение исходило из религиозной идеи, что задача науки - познавать мир как проявление божественной мудрости и продукт божественного творения. Бог не мог создать нечто несовершенное, поэтому доказывать, что общество, в конечном счете, приходит в некое гармоничное состояние, было для него излишним. Если и можно говорить об обосновании «невидимой руки» рынка, то оно было скорее теологическим. Идея «невидимой руки» была органичной частью религиозного мировоззрения Смита.

Прокладывая дорогу новому мировоззрению, Смит оставался человеком своего времени. Он стремился быть понятым и услышанным современниками, т.е. людьми, воспринимавшими мир традиционно. И, пересматривая те или иные моральные оценки, Смит не отказывался от христианской морали как таковой - напротив, всемерно на нее опирался.

Расхожее выражение Адама Смита: «Невидимая рука рынка», давно у нас уже не в почёте. Оно изругано, оболгано, охаяно и осмеяно вдоль и поперёк. Но что толку ругаться, лгать, хаять и смеяться, например, на законы гравитации или аэродинамики?! Если они есть, то действуют вне зависимости от нашего к ним отношения, а кто будет пытаться их игнорировать, то, как минимум, получит кучу неприятностей, а то и жизнью поплатится. Точно так же обстоит дело и с законами рынка, сколько их ни ругай, ни охаивай, ни высмеивай, а они всё равно действуют, хотим мы этого или нет.

Когда-то, давненько уже, я узнал, что в человеческом обществе, как закон природы, действует некий рыночный механизм. Тогда я был очень удивлён этим, но наблюдения за происходящим в жизни только подтверждали, что этот механизм поистине действует. Действует логично и неотвратимо.<...>

В рыночной экономике есть три взаимосвязанные и взаимозависимые величины, это спрос, предложение и цена. Изменение любой величины, влечёт изменение двух других. Спрос – это масса денег, ищущая товар. Предложение – это масса товара, предлагаемая на продажу. А цена – это компромисс между потребителем и торговцем (они так сторговались), истинная цена – это показатель, на котором спрос и предложение уравновешены между собой. Если спрос начинает превышать предложение, то цена повышается, удерживая в равновесие спрос и предложение. А если наоборот, предложение товара начинает превышать спрос на него, то цена снижается, то есть, опять стремится удержать равновесие на рынке. Образно это можно представить в виде своеобразной рыночной качели, где на одном конце находится спрос, на другом – предложение, планка является одновременно шкалой цен с плюсом у спроса и минусом у предложения, а опора под планкой, это указатель цены, она подвижна и постоянно удерживает эту рыночную качель в равновесии.
<...>
Работа рыночной экономики не так уж и сложна, как может казаться. На самом деле, рыночная экономика, это тот же самый рынок, где есть покупатель (т.е. спрос) и есть продавец (предложение). Покупатель, естественно, стремится купить подешевле, а продавец, соответственно, продать подороже. На какой-то цене, более или менее устраивающей обоих, они сходятся и, таким образом определяется рыночная цена. Рыночная цена это универсальный самый важный индикатор для рыночной экономики, потому что всё производство в рыночной экономике ориентируется на цены. Высокая цена сигнализирует предпринимателям, что именно нужно производить для получения прибыли, а низкая цена говорит, что производство этих товаров надо сокращать. Иначе предприниматель не только может не получить прибыли, но ещё и потерпит убытки, а то и вовсе разориться. Предприниматель, прежде всего, должен заботиться о прибыли, то есть об успехе своего предприятия. В этом его главная функция и в этом залог здоровья экономики всей страны, а последнее – благо для всех нас. Ведь чем больше успешных, высоко-прибыльных предприятий, тем богаче государство в целом и тем больше государственный бюджет. Если же цены будет устанавливать (или «регулировать») государство, то есть чиновники, то определить что производить выгодно, а что производить убыточно, становится невозможно. Потому что истинных рыночных цен уже никто не будет знать. А предприятие может оказаться банкротом в одно мгновение, при соответствующем изменении (регулировании) цен чиновниками. А чиновники, такие же грешные и несовершенные люди, как и все, они, всё равно, рано или поздно, запутаются с назначением и регулированием цен, и тогда в экономики будет нарастать абсурд, происходить сбои, и в какой-то момент разбалансировка на рынке начнёт нарастать лавинообразно…

Ещё хочется сказать, что чисто арифметическое понимание экономики не есть рыночное, и поэтому вовсе не верное. Ибо законы рынка напрямую не связаны с математикой, но они имеют неразрывную связь с психологией человека, с природой человека как такового. Чтобы это наглядней продемонстрировать приведу такой упрощённый пример. Представьте себе, что швейные предприятия пошили платья двух фасонов. Все математические расчёты, учитывающие качество и стоимость материи, а так же все прочие расходы на их изготовление, вместе с запланированной прибылью и так далее, говорят, что эти платья обоих фасонов должны продаваться, допустим, по тысячи рублей. Однако по этой цене платья одного фасона пойдут нарасхват, а другого будут висеть никому не нужные, потому что первое платье супермодное, а второе вышедшее из моды. Такова психология человека, и на калькуляторе её не высчитаешь, и деться от неё не куда. Именно её и стремятся учитывать предприниматели, работающие на рынке. Они стремятся угадать вкусы и потребности потребителей, и стараются предлагать то, что пользуется спросом, и таким образом спрос рождает предложение. Но чтобы наглядно было видно, что и насколько пользуется спросом, необходимо свободное рыночное образование цен.

Кто заинтересовался этой темой, может удовлетворить свой интерес по ниже приведённым ссылкам, где эта тема рассматривается несоизмеримо профессиональней и подробнее, чем моя скромная выкладка. Это две работы. Одна работа, «Социалистическое хозяйство», написана российским учёным-экономистом Борисом Бруцкусом, который был выслан из России в 1922 году на знаменитом «Философском пароходе». Автором второй работы, «Дорога к рабству», является социолог и экономист Ф.А. Хайек. В этих работах разбираются сами принципы и закономерности, которые действуют в любом человеческом обществе, и хотя рассуждения там ведутся с конкретными примерами, но это работы не о конкретных устройствах общества, а о самих законах, на которых общество может быть устроено. Если выразиться образно, то эти работы не о той или иной форме крыла, а о самих законах аэродинамики. Спасибо, за внимание.

Фома Копаев.

Или еще одно , оно покороче будет, но смысл такой же.

На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723- 1790), естественной ценой. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию рыночных цен:

"Каждый отдельный человек старается употреблять свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей. Он имеет в виду лишь собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом слухит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им" .

Именно по этой причине А.Смит решительно выступал против вмешательства правительства в экономическую жизнь, в частности против ограничения ввоза товаров из-за границы, когда они оказываются более дешевыми, чем собственные. Таким образом "невидимая рука", которая с такой точностью регулирует цены на рынке, как раз и создает тот спонтанный, или самопроизвольный, порядок, благодаря которому рыночная экономика может противостоять хаосу и дезорганизации.

Эта идея Смита и других шотландских экономистов и социологов XVIII в. о возможности возникновения спонтанного порядка в таких социально-экономические и гуманитарных системах, как рынок, мораль, язык и культура, может быть лучше понята и объяснена с помощью современных идей самоорганизации кибернетики и синергетики. Именно так подошел к раскрытию механизма "невидимой руки" лауреат Нобелевской премии по экономике Фридрих фон Хайек (1899-1988). По его мнению, конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ограниченных ресурсов, которыми располагает общество. В то же время рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров. Именно поэтому Ф.Хайек рассматривает конкуренцию как процедуру открытия.

Из этого я делаю вывод, что они хитрожопые мошенники, которые изменяют слова Смита и некорректно сравнивают с весами, либо дурачки.

Мои комментарии.


  1. Изменение слов Смита для соответствия политике вашингтонского обкома .
    Он писал на своем родном английском языке во 2 главе, 4 книги.
    By preferring the support of domestic to that of foreign industry, he intends only his own security; and by directing that industry in such a manner as its produce may be of the greatest value, he intends only his own gain, and he is in this, as in many other cases, led by an invisible hand to promote an end which was no part of his intention. Nor is it always the worse for the society that it was not part of it. By pursuing his own interest he frequently promotes that of the society more effectually than when he really intends to promote it. I have never known much good done by those who affected to trade for the public good. It is an affectation, indeed, not very common among merchants, and very few words need be employed in dissuading them from it

    Правильный перевод.
    И поскольку каждый отдельный человек старается по возможности употреблять свой капитал на поддержку отечественной промышленности и так направлять эту промышленность, чтобы продукт ее обладал наибольшей стоимостью, постольку он обязательно содействует тому, чтобы годовой доход общества был максимально велик. Разумеется, обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Предпочитая оказывать поддержку отечественному производству, а не иностранному, он имеет в виду лишь свой собственный интерес, и осуществляя это производство таким образом, чтобы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь свою собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения . Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это

    Либералы ему приписывают.
    Каждый отдельный человек старается употреблять свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей. Он имеет в виду лишь собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом слухит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.

    Слова про отечественную промышленность и возможность иногда страдать обществу от невидимой руки исчезли из либерального перевода.
    Зато теперь нет сомнений в всесилии невидимой руки рынка и полезности глобализации:)

  2. Некорректное сравнение рынка с весами.
    Сравнение рынка с весами подходит только для папуаса, ибо к весам энергия не подводится дополнительная.
    Сравнивать надо с маятниковыми часами, ибо на них действует обратная связь, но маятник никогда не останавливается:)
    То есть нерегулируемому рынку обязательно должны быть присущи кризисы, причем чем сильнее развита промышленность, тем они должны быть глубже:)
    Для Смита это было простительно, ибо тогда обратные связи не были изучены, ибо они мало использовались в технике, а Британская экономика еще даже от бартера не избавилась.

  3. Невидимая рука - это божество либеральное , аналогичное России профессионального родинолюбца Тютчева, которую нельзя измерить аршином общим, а можно только верить:) ибо она законам математики не поддаётся:"чисто арифметическое понимание экономики не есть рыночное, и поэтому вовсе не верное. Ибо законы рынка напрямую не связаны с математикой, но они имеют неразрывную связь с психологией человека, с природой человека как такового ".

  4. Пишут про вещи которые не знают : утверждают совершенную регулировку рынка ссылаясь на синергетику. Когда синергетика - это наука изучающая исключительно кризисы:)
    Эта идея Смита и других шотландских экономистов и социологов XVIII в. о возможности возникновения спонтанного порядка в таких социально-экономические и гуманитарных системах, как рынок, мораль, язык и культура, может быть лучше понята и объяснена с помощью современных идей самоорганизации кибернетики и синергетики

Адам Смит (1723-1790 гг.), шотландский экономист и философ, основатель классической школы политической экономии разработал теорию рационального хозяйствования, построенную на основании рационального производства и хозяйствования вообще и, прежде всего в вопросах спроса и предложения на товары и услуги.

А. Смит разрабатывал свою теорию, предусматривая следующие важнейшие положения:

1. Он защищал существующий капиталистический способ производства, соответственно он защищал и систему управления в то время.

2. А. Смит наблюдал в реальной практике не соответствие предложения товаров к спросу, однако он считал, что вершиной благополучия в любом обществе является соответствие спроса и предложения. Он не только видел целесообразность такого равновесия, он видел и возможность цивилизованного подхода к установлению равновесия спроса и предложения.

Свое исследование А. Смит проводил в условиях трех видов рынка: рынка конечного продукта, рынка средств производства энергоресурсов, рынка капитала.

На рынке конечных продуктов - с точки зрения А. Смита, количество конечного продукта (товаров) должно производиться столько, сколько его купят. «А если представить себе, что товаров предоставляется больше, тогда налицо будет факт получения убытка товаропроизводителем, ведь произведенные товары не купят. Представим себе противоположную ситуацию: товаров производится меньше, чем их запрашивают покупатели. Производитель и в этом случае окажется в убытке, недополучив часть прибыли, которую мог бы получить при достаточном производстве соответствующих товаров .

На рынке средств производства энергоресурсов должно производиться столько ресурсов, сколько их купят для производства конечного продукта (товара). Если их берется меньше, то будет дефицит и производитель недополучит прибыль в связи с недостаточным количеством требуемых покупателям товаров, а если больше - то он понесет лишние затраты.

«На финансовом рынке - затраты капитала несутся оптимальные, то есть на получение товара, а затем - прибыли берется столько средств, сколько их достаточно для производства требуемых покупателями товаров и факторов производства».

Представленное здесь в разных видах равновесие на каждый вид продукции может быть вполне перенесено на все товары, ведь все рынки связаны друг с другом.

Кроме того, думая о максимальной прибыли, товаропроизводитель всё делает для того, чтобы иметь наименьшие издержки (но так думает каждый из них). Следовательно, хотим того или же нет, но мы вынуждены говорить о всеобщем равновесии товаров на рынке при кажущемся хаосе.

«А. Смит в 1749 г. выдвинул теорию «невидимой руки», которую можно пояснить кратко так: свободное взаимодействие индивидуумов приводит не к хаосу, а к порядку: думая каждый о себе и обеспечивая себе блага (прибыль) он невидимой рукой делает благо другим (обществу)» .

Внесем некоторые пояснения к этой теории. Под благом для товаропроизводителя подразумевается - полученная прибыль в полном количестве от произведенного и проданного товара в соответствии со спросом.

Благо для других (общества):

1. Возможность купить любой товар в соответствии со спросом (без дефицита).

2. В любом обществе количество энергоресурсов ограничено, поэтому экономия этих ресурсов для удовлетворения потребностей людей - это благо.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно теории А. Смита, под невидимой рукой подразумевается конкуренция.

К сожалению, теорию «невидимой руки» А. Смита, общество того времени не поняло и не приняло, и только спустя 125 лет эта теория стала известна, но уже с позиции шведского ученого Леона Вальраса.