Аудиторский финансовый контроль: формы и виды. Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский финансовый контроль: формы и виды. Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский финансовый контроль - не что иное, как вневедомственный контроль независимого характера, который осуществляется как предпринимательская деятельность. Необходимо дополнить, что последняя именуется аудиторской. Каково значение представленной категории на сегодняшний день? Какое место занимает аудиторский контроль в системе финансового контроля? Почему? В данной статье подробным образом рассмотрены эти и другие не менее занимательные вопросы.

Аудиторский контроль, его место в финансовом контроле

Сегодня под аудиторским финансовым контролем необходимо понимать независимый контроль вневедомственной направленности, который осуществляется как аудиторская предпринимательская деятельность. Подобный вид контроля наделен немаловажным значением в условиях распространения и развития рыночного типа экономики. Понятие аудиторского финансового контроля предполагает то, что сегодня есть возможность сочетать интересы экономических субъектов и государства. Кроме того, подобное сочетание подразумевает исключение затрат в плане денежных средств из бюджета на осуществление контрольной деятельности. В процессе становления и развития российского аудиторского контроля в сфере финансов весьма ярко отразился опыт наиболее развитых иностранных государств. Именно там все виды аудиторского финансового контроля имеют широкое распространение.

Важно отметить, что урегулирование порядка организации и реализации аудиторского контроля в области финансов осуществляется посредством Федерального законодательного акта "Об аудиторской деятельности". В соответствии со статьей первой данного закона под аудитом или аудиторской деятельностью следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с независимой проверкой бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности и бухгалтерии, как масштабных структур, так и индивидуальных предпринимателей. Понятие аудиторского финансового контроля предполагает, что под аудируемыми лицами в данном случае необходимо рассматривать индивидуальных предпринимателей и предприятия различных уровней.

Цель и результат

Какова же цель осуществления изучаемой процедуры? Рассмотрев аудиторский финансовый контроль кратко, можно сделать вывод о том, что основной целью аудиторских проверок стратегической направленности является не что иное, как выражение мнения по поводу достоверности бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности аудируемой структуры как многочисленной категории. Помимо этого, посредством проведения аудита определяется соответствие порядка ведения бухгалтерии российскому законодательству.

Результатом же аудиторской деятельности следует рассматривать аудиторское заключение. Так, независимый финансовый контроль, аудит, аудиторское заключение (РБ, например) - категории, тесно связанные между собой. Необходимо отметить, что под последней необходимо понимать документ официального характера, сформированный по федеральным правилам, именуемым стандартами, и включающий в себя мнение индивидуального предпринимателя данной сферы или же аудиторской организации, выраженное в установленной законодательством соответствующей страны форме, по поводу достоверности бухгалтерской (другими словами, финансовой) отчетности аудируемого предприятия или же индивидуального предпринимателя, а также соответствия порядка ведения ее (его) бухгалтерии определенным законодательный актам.

В представленном выше Законе есть упоминание о том, что аудиторская проверка не может служить заменой государственному контролю в плане достоверности бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности, который осуществляется строго по российскому законодательству посредством усилий уполномоченных органов власти (пункт четвертый статьи первой Закона «Об аудиторской деятельности»).

Обязательный характер аудита

Сегодня аудиторский финансовый контроль используется государством при условии предписания его обязательности в определенных случаях, указанных в законодательстве (статья седьмая рассмотренного выше Закона). Данное положение относится в первую очередь к страховым и кредитным организациям, муниципальным и государственным унитарным предприятиям, фондам внебюджетных средств и так далее. Необходимо отметить, что правовые основы аудиторского финансового контроля во многом наделены публичным характером. Так, посредством юридических норм предписываются государственно-властные правила (иными словами, стандарты) аудиторской деятельности в общем, а также выявляется организация, порядок ее реализации и контроля. Вместе с тем характеризующее аудиторский контроль финансовое право предполагает независимость соответствующих организаций и отдельных аудиторов, а также самостоятельность подписания аудируемыми лицами договоров по поводу оказания аудиторских услуг.

Важно отметить, что индивидуальные предприниматели данной сферы и аудиторские организации в соответствии с законодательством не имеют права продвигать какую-либо иную предпринимательскую деятельность, помимо организации и проведения аудиторских проверок, а также сопутствующих данному делу услуг. Для того чтобы гарантировать качество аудиторской деятельности, сегодня практикуется установка аттестации обязательного характера лиц, которые желают осуществлять рассматриваемую в статье деятельность. Помимо этого, в особенности аудиторского финансового контроля входит обязательное наличие у индивидуального аудитора или аудиторской структуры лицензионного разрешения (лицензии) на его проведение. Кстати, сегодня реализовывать проверки в отношении качества деятельности аудиторских структур или же индивидуальных аудиторов имеет право уполномоченный на это федеральный орган власти.

Ответственность и дополнительные нюансы

Важно отметить, что за нарушение законодательства по поводу аудиторской деятельности в процессе деятельности, которой сопутствует аудиторский финансовый контроль, Законом устанавливается ответственность в отношении аудиторских структур, их руководства, индивидуальных предпринимателей (такие, как выяснилось, именуются индивидуальными аудиторами), аудируемых лиц, а также лиц, которые, так или иначе, подлежат обязательной аудиторской проверке. В определенных законодательством ситуациях перечисленные субъекты могут нести гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность.

Ниже перечислены ключевые функции уполномоченного федерального органа власти (Минфина России) по государственному регулированию аудиторской деятельности:

  • Формирование нормативные актов правового характера, которые регулируют аудиторскую деятельность.
  • Представление в целях утверждения Правительству России федеральных стандартов (правил), которые затрагивают аудиторский финансовый контроль.
  • Организация системы, а также проведение аттестации.
  • Лицензирование (выдача лицензионных разрешений) аудиторской деятельности.
  • Организация надзирательской системы в отношении соблюдения лицензионных стандартов, регламентирующих независимый аудиторский финансовый контроль.
  • Контроль в плане соблюдения индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями федеральных стандартов (правил) в отношении аудиторской деятельности.
  • Ведение реестров государства, в которые включены аттестованные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
  • Аккредитация аудиторских объединений, ведущих профессиональную деятельность, продвигающую независимый аудиторский финансовый контроль.

Классификация аудиторского финансового контроля

Сегодня классификация в отношении аудиторского контроля в сфере финансов имеет весьма разветвленную сеть. Именно поэтому все виды аудиторского финансового контроля классифицируются в соответствии со следующими признаками:

  • Стадия развития.
  • Характер заказа.
  • Периодичность проведения.
  • Сфера деятельности хозяйствующего субъекта.
  • Исполнители.

Так, по ступени развития принято выделять следующие виды финансового аудита:

  • Подтверждающий аудиторский контроль состоит, главным образом, в проверке и последующем подтверждении достоверности документации и бухгалтерской отчетности.
  • Системно-ориентированный финансовый контроль предназначен в первую очередь для ознакомления с системой внутреннего контроля структуры. Так, данный вид является элементом аудиторской проверки по внутреннему финансовому контролю.
  • Аудиторская проверка, основанная на риске. Данная ситуация имеет место, когда все силы аудита направляются на сферы с возможной высокой степенью риска. Необходимо дополнить, что столь интересный вариант существенно упрощает произведение аудиторской проверки в остальных областях.

Периодичность проведения и характер заказа

В соответствии с периодичностью проведения принято выделять следующие виды аудиторского контроля:

  • Первоначальный финансовый аудит всегда осуществляется в той или иной организации впервые.
  • Согласованный финансовый аудит проводится в организации повторным образом. Важно дополнить, что он наделяется перед первой разновидностью рядом преимуществ. К ним относится существенное снижение рисков структуры, постоянное улучшение трудовой деятельности на предприятии и так далее.

Разновидности финансового аудита в соответствии с характером заказа:

  • Обязательной аудиторский контроль в сфере финансов - не что иное, как ежегодная поверка обязательного характера, проводимая усилиями индивидуального аудитора или аудиторской организации по поводу ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности и бухгалтерского учета структуры или же индивидуального предпринимателя. Необходимо дополнить, что произведение обязательного аудита осуществляется в соответствии с требованиями актуального российского законодательства.
  • Инициативный аудиторский контроль в сфере финансов - это проверка, осуществляемая по инициативе руководства предприятия.
  • Налоговый аудиторский контроль - не что иное, как аудиторская проверка структуры, направленная на определение степени правильности ведения учета предприятия в сфере налогов. Помимо этого, в процессе данной проверки учитывается минимизация рисков, связанных с налогообложением.

Сфера деятельности

В соответствии со сферой деятельности принято выделять следующие виды финансового аудита:

  • Общая аудиторская проверка подразумевает утверждение бухгалтерской отчетности за год в отношении торговых, производственных и сервисных структур.
  • Страховая аудиторская проверка предполагает проверку достоверности отражения деятельности страховой структуры, носящей финансово-хозяйственный характер.
  • Инвестиционная аудиторская проверка - проверка достоверности финансовой отчетности, а также расходования денежных средств на определенные цели; проверка целесообразности решений по поводу вложений инвестиций.
  • Банковская аудиторская проверка - аудиторская проверка в плане деятельности банков и иных кредитных учреждения, носящая финансово-хозяйственный характер.

Классификация в зависимости от исполнителей

Виды аудиторских поверок финансового плана в зависимости от исполнителей классифицируются следующим образом:

  • Под внешней аудиторской проверкой в финансовой сфере следует понимать независимую проверку и подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности некоторой организации аудиторской структурой или же индивидуальным аудитором для того, чтобы определить ее достоверность, полноту, а также соответствие действующему российскому законодательству. Помимо этого, в число обязанностей произведения внешнего аудита включается консультирование в соответствии с различными вопросами. Последние, как правило, носят финансовый, налоговый или организационный характер.
  • Под внутренней аудиторской проверкой финансового плана необходимо понимать аудиторскую проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности структуры ее специально назначенным работником для определения достоверности и полноты документации, а также выявления в ней ошибок.

Все приведенные выше разновидности и направления аудиторских проверок предназначены для нахождения ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности структуры. Так, их своевременное исправление позволяет, как избежать штрафов, так и улучшить работу компании в целом. Именно поэтому к определению аудиторской организации или индивидуального аудитора следует относиться с большой степенью ответственности.

Формы аудиторского финансового контроля

Под формой финансового контроля следует понимать метод конкретной организации и выражения контрольных операций. Помимо этого, в литературе формы финансового контроля нередко рассматриваются как отдельные стороны проявления его сущности. Главным образом, это зависит от времени осуществления мероприятий контрольного плана.

Теория и практика финансово-правового характера выделяют в традиционном аспекте следующие формы, относящиеся к финансовому контролю: предварительный, текущий, последующий. Тем не менее, несколько отечественных ученых предпочитают не выделять вторую из представленных форм как самостоятельную категорию. Они аргументируют столь нелогичную позицию тем, что предварительный и последующий контроль, так или иначе, осуществляется в процессе текущей деятельности объектов контроля и в полной мере выражает содержание оперативной работы в отношении соответствующих органов, носящей текущий характер. Так, под текущим контролем необходимо рассматривать проводимый повседневным образом последующий или предварительный контроль в финансовой сфере.

Подробнее

Проведение предварительного финансового контроля уместно до осуществления операций финансового плана, то есть в процессе обсуждения и последующего утверждения «законодательных» решений, относящихся к финансовым вопросам; оценки разделов бизнес-планов, носящих финансовый характер; прогнозирования налоговых поступлений в государственные бюджеты и так далее. Необходимо отметить, что особо важным значением предварительный контроль наделяется в процессе оценки правовых, политических и экономических последствий, относящихся к законопроектам финансового плана; введения в действие принципиально новых норм финансово-правового характера, которые, так или иначе, регулируют экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Важно дополнить, что предварительное осуществление муниципальными образованиями или государством собственных контрольных функций наделено большим значением в плане предупреждения правонарушений. Кроме того, оно способствует существенному укреплению дисциплины финансов.

Проведение текущего финансового контроля уместно во время реализации некоторых операций финансового плана. Среди них такие категории, как уплата налогов, финансирование расходов государства, межбюджетное кредитование, исполнение бюджетов и так далее. Осуществление последующего финансового контроля имеет место лишь после завершения операций финансовой природы посредством ревизии и анализа финансовых и бухгалтерских документов, проведения внешней аудиторской проверки в отношении отчетов по поводу исполнения бюджетов, отраслевых программ, государственных фондов внебюджетной направленности, а также смет муниципальных (государственных) унитарных структур. Кстати, ключевой целью последующий финансовый контроль содержит оценку результативности финансовой деятельности, а также эффективности осуществляемых операций.

2.4 Аудиторский контроль

Аудиторский контроль – сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторский контроль – независимый финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам, утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности – за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 года. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением муниципальных и государственных) отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению суда.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

Заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчётности и бухгалтерского баланса;

Заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчётности, но им установлены отельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

Отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учёт не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчётность не даёт достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

Заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить своё мнение о качестве учёта и отчётности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

Выделяются два вида аудита – внешний и внутрифирменный.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д.

Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учёта при подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надёжности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиалов и т.п.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнёрами, акционерами, страховыми обществами и т.п. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможности избегания взыскания штрафных санкций; консультирование по вопросам организации учёта и управления, составления отчётности, проблемам налогообложения; проверку правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также: постановку и организацию бухгалтерского учёта; подготовку документов, необходимых при создании совместных предприятий и акционерных обществ; посредничество при заключении торговых сделок; предварительный и последующий контроль за заключенными договорами и контрактами; содействие отечественным и иностранным партнёрам при переговорах о сотрудничестве, учредительстве, разъяснение вопросов финансово-банковского, налогового, страхового и других видов законодательства и т.д.

Из перечня услуг чётко прослеживается превентивный характер контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в предотвращении каких-либо финансово-хозяйственных нарушений и неудач.

Можно выделить несколько этапов аудиторской проверки. Начальный или подготовительный этап включает действия аудитора, обеспечивающие достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию необходимых материалов, проверку сопоставимости и взаимной связи различных показателей отчётности. На втором этапе выполняется большое количество различных аналитических расчетов. Третий этап сводится к обобщению результатов и формулированию экспертно-аудиторской оценки.

Выполняя предусмотренные программой аудиторские процедуры, профессионалы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учёте и отчётности; своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и расчётов, сохранность в течение установленного срока первичных учётных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерских записях. Проверка данных, содержащихся в отчётности, выполняется, как правило, на базе специальных тестов.

На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных результатах деятельности контролируемых экономических объектов за определенный период.


3. Практическая часть

3.1 Расчет основных финансовых коэффициентов отчетности

На основе имеющихся данных бухгалтерского баланса (Приложение 1) и Отчета о прибылях и убытках (Приложение 2) о хозяйственной деятельности предприятия выполним расчет основных финансовых коэффициентов отчетности по следующим подразделам: группировка активов баланса по степени их ликвидности; группировка пассивов баланса по степени срочности их оплаты; коэффициенты ликвидности; коэффициенты финансового «рычага» (задолженности, левередж); коэффициенты деловой активности; коэффициенты рентабельности; диаграмма Du Pont.

Организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.д. Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов...

Для которых этот вид деятельности является профессиональным, но в отличие от государственных контролеров, работники этих структур выполняют контрольные действия на договорной, платной основе. Этот вид финансового контроля принято обозначать как аудит. К выполнению этих функций организации аудиторов и частные аудиторы могут приступить при наличии специального разрешения (лицензии). В Беларуси под...

Аудиторский контроль наряду с ведомственным, внутрихозяйственным и общественным контролем относится к негосударственным видам финансового контроля.

Развитие рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, финансового рынка, создание предприятий различных форм собственности, расширение внешнеэкономических связей резко повысили требования к финансовой надежности субъектов хозяйствования и объективности при оценке их финансового состояния. Это привело к необходимости создания в России системы аудита.

Основными задачами аудиторского контроля являются установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности проверяемых экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам, проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых документов.

В зависимости оттого, кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется службой внутреннего контроля предприятий и организаций. Он направлен на повышение эффективности управленческих решений ио экономному и рациональному использованию ресурсов хозяйствующих субъектов. Конкретные задачи служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер.

Внешний аудит — это независимый финансовый контроль. Его осуществляют аудиторские организации (фирмы) или физические лица, прошедшие соответствующую аттестацию и получившие лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Основными целями аудиторских проверок являются: проверка достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, экспертиза финансового состояния субъекта хозяйствования, разработка рекомендаций по повышению его финансовой устойчивости и платежеспособности. Внешние аудиторские проверки проводятся в точном соответствии со стандартами и требованиями федерального законодательства, строго регламентирующего обязанности и ответственность аудиторских организаций.

Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится на основании закона, в соответствии с которым обязательную аудиторскую проверку ежегодно должны проходить все банки (в том числе и ЦБ РФ), другие кредитные организации, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды (образуемые за счет обязательных взносов и отчислений), благотворительные фонды, а также коммерческие организации, функционирующие в форме акционерных обществ, и совместные предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранных инвесторов. Обязательная аудиторская проверка может проводиться по решению органов государственной власти и управления (такие решения в необходимых случаях принимают органы следствия, суда и прокуратуры).

Инициативная аудиторская проверка проводится на добровольной основе по просьбе хозяйствующих субъектов. В западных странах проведение инициативных аудиторских проверок получило широкое распространение. Руководители коммерческих организаций заказывают проведение таких проверок, так как наличие положительного аудиторского заключения повышает престиж фирмы, ее конкурентоспособность. В России инициативные аудиторские проверки проводятся пока не так часто.

Аудиторские фирмы наряду с проведением проверок могут оказывать и другие услуги:

  • постановку и ведение бухгалтерского учета;
  • составление налоговых деклараций;
  • проведение финансового анализа;
  • обучение персонала по финансовым и бухгалтерским вопросам;
  • консультирование по вопросам хозяйственного, финансового, налогового законодательства.

Все услуги аудиторских фирм являются платными. Стоимость их определяется по соглашению сторон.

Основные задачи аудиторской проверки:

  • установить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства;
  • установить достоверность финансовой отчетности, насколько адекватно она отражает истинное финансовое состояние проверенной организации;
  • проверить законность осуществленных финансовых операций;
  • проверить правильность составления налоговых деклараций.

Результаты аудиторской проверки оформляются в виде аудиторского заключения, которое может быть:

  • положительным (без замечаний), когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется по всем правилам и финансовая отчетность отражает истинное финансовое состояние организации;
  • с замечаниями , когда аудиторы, давая в целом положительное заключение, отмечают в нем отдельные недостатки в постановке бухгалтерского учета и в финансовой отчетности, а также вносят предложения по их устранению;
  • отрицательным , когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется не по правилам, а финансовая отчетность недостоверна.

В отдельных случаях (обычно при инициативных проверках) заключение может не составляться (по просьбе организации — заказчика проверки).

Аудиторское заключение имеет юридическую силу для всех физических и юридических лиц, а также для органов власти и управления. За выдачу заведомо недостоверного аудиторского заключения аудитор (аудиторская фирма) несет ответственность по закону. Это могут быть взыскание, отзыв лицензии, уголовная ответственность.

Аудиторский финансовый контроль в России развивается. Сфера его деятельности будет расширяться по мере укрепления цивилизованных рыночных отношений, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и рос та спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций.

Аудиторский финансовый контроль

Разновидностью является аудит. Это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг называется аудиторской деятельностью.

Использование аудиторского финансового контроля в условиях развития рыночных отношений имеет важное значение. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности. Все это в конечном счете отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер.

Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон — государства и хозяйствующих субъектов, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. В формировании в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена. Первоначально в Российской Федерации он действовал в течение почти восьми лет на основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденных этим Указом Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации. Впоследствии был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. на 11 июля 2011 г., № 200-ФЗ). Нормы последнего Закона поэтапно вступали в силу по группам норм: с 1 января 2009 г., с 1 января 2010 г. и с 1 января 2011 г.

Сохранив основные положения об организации и порядке осуществления аудиторского финансового контроля, этот Закон внес в них уточнения, развил нормы и понятия. Законодательное урегулирование усилило правовую основу аудиторского финансового контроля. В данной сфере действуют и другие правовые акты в соответствии с названным Законом (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). Вместе с тем с 1 января 2010 г. отменено государственное лицензирование аудиторской деятельности.

В обновленном Законе, в отличие от ранее действовавшей нормы, обоснованно разграничены понятия аудиторской деятельности и аудита, очерчен круг участвующих в них лиц, оговорены их права и обязанности, порядок контроля качества аудиторской деятельности, получения разрешения на нее и ответственность за нарушения законодательства об аудите.

Теперь согласно Закону (п. 2, 3 ст. 1) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели названы в Законе аудируемыми лицами (вместо «экономических субъектов» по ранее действовавшему Указу). Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе оказывать, устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

В результате аудиторской проверки составляется аудиторское заключение : официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами). Он содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Согласно Закону аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Вместе с тем аудит имеет важное значение для выполнения социально-экономических задач государства в целом. Это объясняется тем, что от достоверности финансовой отчетности зависит объективность оценки выполнения экономических и финансовых планов государства, а также реальность планирования и прогнозирования экономики и социального развития.

Кроме того, государство использует такой метод финансового контроля для решения своих конкретных задач, как обязательность аудита в указанных законодательством случаях. Например, представляемый Банком России в Государственную Думу годовой отчет о его деятельности должен включать аудиторское заключение по этому отчету (ст. 25 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)»). Перечень случаев обязательного аудита предусмотрен в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (ст. 5).

Из сказанного следует, что правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер и содержат государственно-властные предписания правил (стандарты), касающиеся аудиторской деятельности, порядка ее организации, проведения и контроля. При этом гарантируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг (таких как составление финансовой отчетности, налоговое консультирование, составление бизнес-планов и др.).

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация — проверка в предусмотренном порядке квалификации физических лиц, желающих заниматься этой деятельностью. Кроме того, проверки ее качества может проводить и уполномоченный федеральный орган.

За нарушение законодательства в сфере аудита установлена ответственность следующих субъектов: аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Аудиторская деятельность осуществляется при ее государственном регулировании. Таким органом является Министерство финансов РФ. К основным функциям Минфина России отнесены: издание нормативных правовых актов (в пределах своей компетенции), регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, обучения и повышения квалификации аудиторов; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Вместе с тем действуют профессиональные аудиторские объединения. Они могут, если это предусмотрено их уставами, вводить для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При Министерстве финансов РФ создается Совет в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности по вопросам формирования и реализации государственной политики в области аудиторской деятельности, разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России. Состав Совета формируется по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений и утверждается министром финансов РФ. В него должны входить представители государственных органов. Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг. В то же время представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений не должно составлять менее 51% общего состава совета.

Аудит как вид финансового контроля предусмотрен российским законодательством по отношению к предприятиям, которые осуществляют деятельность в коммерческой и бюджетной сферах. Специфика аудиторских проверок состоит в разных форматах их проведения. Бывают аудиты, которые инициируют государственные органы и частные структуры.

Кроме того, финансовый контроль классифицируют как внешний и внутренний. Первый означает, что проверяющее лицо не относится к компании, деятельность которой подвергается проверке. Внутрихозяйственный аудит организации проводят самостоятельно, используя собственные ресурсы.

Основные цели аудита:

  • проверка ведения бухгалтерских отчетных документов;
  • оценка финансового состояния предприятия;
  • составление рекомендаций по улучшению результатов деятельности.

Формы аудитов

Аудиты как независимые формы финансового контроля бывают нескольких типов. При этом есть пять классификаций с учетом параметра, который ложится в основу деления.

  1. На какой стадии проводится.
  • Подтверждающая проверка — направлена на подтверждение результативности большинства финансовых операций.
  • Аудит рисков — предполагает выборочную проверку определенного проблемного места в работе предприятия.
  • Системно-ориентированная проверка — наблюдение за системами, которые контролируют производственные процессы.
  • По характеру заказа.
    • Инициативная проверка — проводится по решению руководства.
    • Обязательная — выполняется по требованию федерального законодательства.
  • С учетом периодичности.
    • Первоначальная — проводится аудиторской компанией впервые.
    • Периодическая — выполняется на основании договорных отношений через определенные интервалы.
    • На соответствие — проводится для оценки соблюдения правил и нормативов, схеме начисления заработной платы, отчислении налоговых выплат и т. п.
  • По назначению.
    • Аудит финансовых отчетов — проверяется, правильно ли ведется бухгалтерский учет.
    • Налоговая проверка — оценивается, в полной ли мере начисляются налоговые платежи.
    • Ценовая проверка — проверяется обоснованность установленных цен.
    • Производственная проверка — необходима для повышения эффективности использования ресурсов компании.

    Особо отмечают классификацию аудиторских проверок по объему. По этому признаку выделяют полный и выборочный аудиты. Масштабную ревизию приурочивают к снятию подозрений с руководства компании в искажении бухгалтерской и финансовой отчетности. Трудоемкость проведения объясняет, почему полную проверку применяют исключительно как разновидность внешнего финансового контроля.

    Выборочные ревизии проводят чаще. При этом оценке подвергают отдельные документы. Очередность проверки определяет аудитор, ориентируясь на бланки, имеющие наибольшую важность. Остальные документы проверяют частично на основе случайной выборки.

    Методы финансового контроля

    На текущий момент есть пять основных способов проверки:

    1)ревизия;

    2)оценка документации;

    3)анализ финансового планирования;

    4)изучение отчетности;

    5)оценка информации о руководящем составе.

    Наиболее часто при проведении ведомственных проверок используют метод ревизии, который позволяет всесторонне изучить результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Методику обычно применяют государственные органы. Аудиторы же обычно используют способы 2-5.

    Основное отличие аудиторских проверок от ревизии состоит в стоящих перед оценщиками целях. Государственный аудит направлен на выявление нарушений. Стандартные проверки — на обнаружение пробелов в работе предприятия с целью составления рекомендаций по их устранению.

    Как оформляются результаты аудита?

    Итоги аудита отображают в заключении. Документ может быть:

    • положительным — если в организации бухучет ведут по всем правилам и замечаний нет;
    • с замечаниями — если в положительном заключении отражены отдельные недочеты;
    • отрицательным — в организации бухучет ведут с отступлениями от правил.

    При инициативных проверках заключения иногда вообще не оформляют, если такую просьбу обозначил заказчик.

    Аудиторское заключение обладает юридической силой. Его можно предъявлять проверяющим органам. За достоверность указанных в отчете сведений несет ответственность аудитор. При обнаружении ошибок законодательством предусмотрены такие санкции, как лишение лицензии, взыскание, уголовная ответственность.

    Аудиторский контроль вместе с внутрихозяйственным контролем относится к негосударственным видам финансового контроля.

    Внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный) финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами - бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента - за финансовохозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

    Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический. Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственнофинансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства. Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.

    Аудиторский контроль является новым видом финансового контроля, возникшим в Российской Федерации с конца 1980х гг., когда было принято постановление Правительства в 1987 г. о создании на территории нашей страны совместных предприятий. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повышаются требования к их финансовой надежности и объективности при оценке финансового состояния.

    Аудиторский контроль - независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателейаудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационноправовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какойлибо другой предпринимательской деятельностью.

    Основные задачи аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежнорасчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансовохозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансовохозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

    Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности - за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

    Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

    Инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта. Обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119ФЗ "Об аудиторской деятельности".

    Ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокурора, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

    Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

    заключение без замечаний - аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

    заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансовобухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

    отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

    заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

    Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Сфера его деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

    Конкуренция между аудиторскими фирмами заставляет их активно бороться за качество своих услуг, престиж фирмы. Деятельность аудиторских фирм осуществляется на основе принимаемых ими уставов. В 1991 г. создана Аудиторская палата, деятельность которой направлена на активизацию, упорядочение, становление и дальнейшее развитие института аудиторов, повышение качества их работы, в том числе и с учетом требований международных правил.

    Контрольные вопросы

    Для чего необходим финансовый контроль? Охарактеризуйте его содержание.

    По каким критериям можно классифицировать финансовый контроль?

    Назовите органы, осуществляющие государственный и ведомственный контроль.

    В чем заключаются задачи государственного финансового контроля?

    Охарактеризуйте формы и методы проведения финансового контроля.